Научная статья на тему 'Содержательные компоненты понятия "риторическая культура"'

Содержательные компоненты понятия "риторическая культура" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1333
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РИТОРИКА / ОБРАЗЦОВАЯ РЕЧЬ / RHETORICAL CULTURE / RHETORIC / SAMPLE SPEECH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шевырина Лариса Валерьевна

В статье автор конкретизировал понятия риторика и культура, дал свое понимание термина "риторическая культура", выделил основные компоненты риторической куль- туры (коммуникативный, нормативный, психологический, этический, эстетический, культурологический) и охарактеризовал понятие "образцовая речь".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content components of the term "rhetorical culture"

In the article the author gives a concrete expression to the terms rhetoric and culture, expressed her understanding of the term rhetorical culture, emphasized the main components of rhetorical culture (communicative, normative, psychological, ethical, aesthetical, culturological) and identifi ed the term sample speech.

Текст научной работы на тему «Содержательные компоненты понятия "риторическая культура"»

Л. В. Шевырина

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПОНЯТИЯ

«РИТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

LARISA V. SHEVYRINA

CONTENT COMPONENTS OF THE TERM "RHETORICAL CULTURE"

Лариса Валерьевна Шевырина

Старший преподаватель кафедры социально-культурных технологий гуманитарного факультета Уральского государственного лесотехнического университета ► larisa.shevyrina@mail.ru

В статье автор конкретизировал понятия риторика и культура, дал свое понимание термина «риторическая культура», выделил основные компоненты риторической культуры (коммуникативный, нормативный, психологический, этический, эстетический, культурологический) и охарактеризовал понятие «образцовая речь».

Ключевые слова: риторическая культура, риторика, образцовая речь.

In the article the author gives a concrete expression to the terms rhetoric and culture, expressed her understanding of the term "rhetorical culture", emphasized the main components of rhetorical culture (communicative, normative, psychological, ethical, aesthetical, culturologi-cal) and identified the term "sample speech".

Keywords: rhetorical culture, rhetoric, sample speech.

В научных исследованиях по риторике нет единого подхода к определению предмета и содержания риторики как научной дисциплины и учебного предмета. Термин «культура» также неоднозначно интерпретируется учеными. Чтобы дать определение «риторическая культура», необходимо, на наш взгляд, конкретизировать понятия «риторика» и «культура».

Термин «риторика» в современной науке о языке трактуется как прикладная дисциплина, признанная формировать языковую личность человека [4: 123]. Ее фундаментальной базой служат лингвистика, психология и культурология. Кроме того, по мнению ряда ученых, риторика связывается с искусством, тем очевиднее и сильнее ее воздействие на личность. Прогрессивные умы человечества с давних времен считали личные качества специалиста определяющим фактором успеха.

Упорядочение мысли, воплощение коммуникативного замысла в речи было на протяжении многих веков прерогативой риторики. С утратой этой науки ослабло и внимание к речи, в результате чего ослабла речевая коммуникация в современном обществе. На наш взгляд, это одна из главных причин возрождения риторики, хотя можно назвать и другие: возрастающая роль средств массовой информации, достижения информатики, возникновение и развитие наук, изучающих речь как феномен психики и деятельности человека.

Современная риторика является прямым продолжением классической риторики — науки, давшей схему мыслеречевого процесса, зафиксировавшей все стадии этого процесса, от замысла до его вербализации.

[мир русского слова № 1 / 2009]

Серьезный вклад в теорию современной риторики вносят и исследования наших ученых [7; 8].

Культура в общенаучном понимании — это способ жизнедеятельности человека, неотъемлемый атрибут, свойство человеческого существования. Она питает духовную энергию человека; это продукт жизненного общественного опыта личности, ее общения и воспитания; это, наконец, язык, объединяющий человечество, социальная среда, это труд. Культура человека определяется характером его взаимодействия с другими людьми.

Общая культура определяется сформи-рованностью, устойчивостью основных планов отношений к миру, к себе и характером их выраженности в поведении, а это, другими словами, культура поведения. Общая культура как совокупность интернационализированных норм, правил поведения может соотноситься с этикетом. Она предполагает внутреннюю культуру (такт, достоинство, ответственность, уважение, саморегулятивность).

Анализ литературы подтверждает, что это многогранное и очень объемное понятие имеет длительную историю толкования в разных научных направлениях, а также свидетельствует о достаточно широкой и многозначной трактовке понятия «культура» даже в какой-либо одной области научного знания [1: 576; 2; 3; 5; 9].

В большинстве определений термина культуры подчеркивается ее творческий характер, со-зидательность, развитие, а в риторике отмечается ее комплексность, универсализм, системность, т. е. риторика сегодня — это некий каркас, который можно наполнить любым предметным содержанием. Соотнеся понятия «риторика» и «культура», мы пришли к своему пониманию термина «риторическая культура».

Риторическая культура — это некая модель высокого уровня речевого воздействия, влияния на людей, включающая в себя мыслительную способность человека; речевую способность; нравственные убеждения, волевую сферу, мировоззрение, интуицию, т.е. всего, что позволяет получить наибольший полезный эффект от реализации.

Риторическая культура — это своеобразный сплав риторики и культуры. Учитывая то,

что и риторика, и культура в своем развитии тесно переплетаются с другими науками (логикой, этикой, эстетикой, философией, культурой речи, психологией, лингвистикой, культурологией, сценического мастерства и т. д.), то логично будет рассмотреть ключевые понятия, входящие в состав данного определения.

Риторическая культура вбирает в себя содержательные компоненты, которые помогают в достижении поставленных задач коммуникаций. Причем каждый компонент, пересекаясь и взаимодействуя с другими, наполняется качественно иным, преобразованным содержанием. Риторическая культура не просто объединяет в себе разные содержательные компоненты, но интегрирует в себе необходимые знания.

Для нее особый интерес представляет такой вид текста, как публичная речь, которая по своим характеристикам должна быть правильной, ясной, точной, краткой, уместной, выразительной [4; 6]. Так как названные речевые качества являются предметом исследования таких лингвистических наук, как культура речи, стилистика, то и взаимосвязь этих наук с риторической культурой не вызывает сомнений. Риторическая культура ставит своей задачей отбор и систематизацию смысловых компонентов, которые позволяют публичной речи полноценно осуществить функцию убеждения, эффективного воздействия.

В речевой коммуникации существуют свои модели. И даже в самом поверхностном, бытовом диалогическом слое общения имеются правила, которых следует придерживаться. Образцовая речь должна удовлетворять четырем основным требованиям — быть правильной, ясной, благозвучной и выразительной.

Таким образом, мы подходим к первому компоненту риторической культуры — коммуникативному, который показывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого поведения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию. Поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого общения. Он также ориентирует на владение функциональными разновидностями языка, на прагма-

тические условия, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию языковых средств.

Второй компонент, нормативный, проявляется в правильности речи, соблюдении норм литературного языка. Этот компонент помогает выбрать правила использования речевых средств, уместных в определенных ситуациях; единообразное образцовое употребление элементов языка; помогает сохранить целостность и общепонятность речи. Он затрагивает не только речь, но и поведение оратора, которое базируется на традициях, обычаях, ценностях. Обучаясь нормам, человек одновременно контролирует свое поведение и управляет им. Нормативный компонент указывает на то, где, когда и что именно оратор должен делать, предписывает образцы поведения.

В последнее время пристальное внимание исследователей привлекают психологические механизмы, функционирующие в процессе речи. Эту проблему нередко игнорировали, выдвигая на первый план вопросы правильности речи или логики изложения и забывая об установлении контакта с аудиторией, управлении вниманием слушателей. Психологическая культура оратора заключается в выполнении требований, предъявляемых психологией к содержанию, к форме выступления, к личности оратора, к особенностям аудитории.

Любое публичное выступление является целенаправленным речевым воздействием на психику слушателя. В процессе формирования риторической культуры решаются следующие проблемы: как организовать и поддержать внимание слушателей; как устанавливается контакт между оратором и аудиторией; каковы психологические свойства личности оратора; в чем состоят социально-психологические особенности различных аудиторий и как грамотно их учитывать; как протекает процесс передачи, усвоения и переработки информации, можно ли управлять этим процессом; каковы психологические аспекты восприятия, понимания и оценки аудиторией ораторской речи.

Вышесказанное подводит нас к следующему компоненту — психологическому, который ори-

ентирует на установление контакта между оратором и аудиторией, на психологические свойства личности оратора и особенности аудитории, на оказание желаемого воздействия на слушателей в сочетании эмоциональных и рациональных факторов воздействия.

Не менее важную роль в формировании риторической культуры оратора играет такт, умение наладить общение. Этические нормы пронизывают всю деятельность оратора. Для успеха речи необходим благоприятный социально-психологический климат в аудитории. Ведь прежде чем принять идею, проповедуемую оратором, слушатели должны принять оратора как человека, вызывающего уважение и доверие.

Этический компонент в риторической культуре проявляется в доброжелательном и профессиональном отношении оратора к аудитории. Оратор должен избегать таких форм речевого поведения, как агрессивность (упреки, оскорбления, угрозы) и демагогия (ложь), должен уметь работать с любой аудиторией (агрессивной, доброжелательной, безразличной).

Определенную роль в формировании риторической культуры играет и речевой этикет, включающий в себя совокупность приветствий, обращений; пространственные отношения между говорящим и слушающим; систему жестов и мимических движений оратора. Жест призван усиливать речь, помогать оратору убеждать слушателей. Жестикуляция и мимика должны быть адекватны содержанию речи, соответствовать ему. Оратору вредны как искусственные жесты — они выдают неискренность речи, так и монотонные, однообразные жесты — они усыпляют слушателей и лишают речь выразительности. Поэтому компонентами риторической культуры по праву можно назвать эстетический и культурологический.

Эстетический компонент направлен на проявление ценностного отношения человека к миру. Он ориентирует человека на восприятие другого человека как личности со всем ее жизненным опытом, неповторимым духовным миром и поэтому требует активного сотворчества воспринимающего, его душевного соучастия, глубинного переживания.

[мир русского слова № 1 / 2009]

69

Культурологический компонент ориентирует на познание того общества, что связывает различные формы культурного существования людей; на единство культуры человека и его деятельности, на накопление знаний; формирование представлений о предмете, выделение ключевых категорий и применение их в самых различных сферах — в практике массовой коммуникации, дипломатии и т. д.

Таким образом, риторическая культура обслуживает все области культуры: знания формируются, сохраняются и передаются в речевых формах, в текстах; интеллект и эмоции живут и передаются из поколения в поколение тоже через речь, текст. Риторическая культура развивает в человеке человека, формирует личность — она не мыслится без внутренней жизни и без внешнего общения.

Человек, обладающий риторической культурой, не делает речевых ошибок, говорит свободно и понятно, выразительно и красиво, соблюдает

вежливость и этикет. По речи судят о культурном уровне личности и всего общества, ведь в речевых, языковых формах во все века выражались грани культуры человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Введенская Л. А., Павлова Л. Т. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов н/Д., 1998.

2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. СПб., 1882.

3. Зинченко В. П. Образование, культура, сознание, элементы философского образования для XX в. М., 1993.

4. Иванова С. Ф. Учиться убеждать: Беседы об ораторском искусстве. Элиста, 1989.

5. Ильенков Э. В. Философския и культура. М., 1991.

6. Михальская А. К. Основы риторики: Мысль и слово. М., 1996.

7. Риторика в современном обществе и образовании. Сб. матер. Ш-У Междунар. конф. по риторике. М., 2003.

8. Рождественский Ю. В. Принципы современной риторики. М., 1999.

9. Философский словарь. М., 1986.

[приглашаем принять участие]

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-11-х КЛАССОВ «ЯЗЫКОЗНАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»

(Москва, 26-27 февраля 2009 года)

Конференция входит в план мероприятий Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) на 2009 год

Учредители конференции: Департамент образования г. Москвы; Московский институт открытого образования (МИОО); Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина; Институт русского языка им. В. В. Виноградова РАН; газета «Русский язык» (приложение к газете «Первое сентября»); гимназия №1541 ЗАО г. Москвы.

Круг вопросов исследований:

• становление и изменение языковой нормы в русском и изучаемых иностранных языках (английском, французском, немецком, испанском), вариативность нормы произношения, ударения и т. д., изменение языковой нормы под иноязычным влиянием (в том числе влияние английского языка на изменение языковой нормы в других языках), мода и норма;

• региональные особенности нормы русского языка, понятие нормы в русском языке за рубежом;

• культура речи и типичные ошибки в разных сферах применения языка;

• намеренное нарушение нормы (в том числе в СМИ, в художественных текстах), нарушение нормы как средство выражения комического (в том числе в анекдотах), как средство создания языкового портрета персонажа или имиджа общественного деятеля;

• специфика нормы в разговорной речи, в научных и учебных текстах;

• языковая норма и виртуальное общение, специфика нормы в разных видах Интернет-общения;

• словотворчество в разные эпохи, окказионализмы, неологизмы;

• норма и языковое сознание говорящих, норма и стереотипы;

• нормы речевого этикета в языках разных народов.

Место проведения конференции: первый день — Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина (ул. Волгина, дом 6), второй день — гимназия №1541 ЗАО г. Москвы (просп. Вернадского, дом 55).

Телефон/факс оргкомитета конференции: (495) 431-72-41 (Дроздова Ольга Евгеньевна).

Адрес: 119415, Москва, просп. Вернадского, д. 55, гимназия №1541, E-mail: gym1541@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.