Научная статья на тему 'Риторика и риторическая личность'

Риторика и риторическая личность Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1593
405
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИКА / РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РИТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РИТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / МОДЕЛЬ РИТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / RHETORIC / RHETORICAL EDUCATION / RHETORICAL CULTURE / RHETORICAL PERSON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колесникова Л.Н.

В статье обосновывается актуальность темы, рассматриваются особенности риторики, эволюция по- нятия «языковая личность» и предлагается иерархическая модель языковой личности; исследуются и вво- дятся термины: «риторическая личность» и «модель риторической личности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RHETORIC AND RHETORICAL PERSONALITY

The article explains the relevance of the topic, discusses the features of rhetoric, the evolution of the concept of «linguistic identity» and proposed a hierarchical model of linguistic identity, investigation and introduces the term «rhetorical personality» and «rhetorical model of personality».

Текст научной работы на тему «Риторика и риторическая личность»

УДК 808.5

Л.Н. КОЛЕСНИКОВА

член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного Орловского государственногоунивер-ситета

E-mail: коlesnikova7@mail.ru

UDC 808.5

L.N. KOLESNIKOVA

member-correspondent of the International Academy of Science of pedagogical education, candidate of philological sciences, associate professor of the Department of Russian as a foreign language, Orel State

University E-mail: коlesnikova7@mail.ru

РИТОРИКА И РИТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

RHETORIC AND RHETORICAL PERSONALITY

В статье обосновывается актуальность темы, рассматриваются особенности риторики, эволюция понятия «языковая личность» и предлагается иерархическая модель языковой личности; исследуются и вводятся термины: «риторическая личность» и «модель риторической личности».

Ключевые слова: риторика, риторическое образование, риторическая культура, риторическая личность, модель риторической личности.

The article explains the relevance of the topic, discusses the features of rhetoric, the evolution of the concept of «linguistic identity» and proposed a hierarchical model of linguistic identity, investigation and introduces the term «rhetoricalpersonality» and «rhetorical model of personality».

Keywords: rhetoric, rhetorical education, rhetorical culture, rhetorical person.

Риторика - это древнейшая наука, возникшая в античные времена и сыгравшая огромную роль в истории развития человечества. Риторика оказала влияние на все сферы жизни общества и на многие смежные с ней области гуманитарного знания - философию, филологию, историю, логику, впитывая вместе с тем идеи и достижения этих наук. В основе риторики - устная речь и человек говорящий. Тема данной статьи актуальна, ибо риторика содержит ряд категорий, обращение к которым было и должно остаться нормой. Риторика, оценивая то, как есть, учит тому, как должно.

Современная риторика - это «подход к обобщению действительности» (С.С. Аверинцев). Это не частная дисциплина, позволяющая научиться «говорить убедительно», но некоторый общий методологический принцип, подход, который помогает формированию мысли, изучает путь от мысли к слову. Риторика - «объемное» понятие. Многовекторный характер влияния риторики на все сферы жизни, в том числе и на образование - более перспективными делает объединение усилий философов, филологов, педагогов, психологов, психолингвистов и др. в разработке теоретических и практических вопросов эффективного речевого воздействия и взаимодействия. Риторика формирует норму и стиль жизни, ибо «стиль жизни есть стиль речи» (Ю.В. Рождественский).

Современное риторическое образование - это не только теория и практика, но и философия речевого общения и поведения, включающая в себя гно-

сеологический, мыслительный, лингвистический, нравственный, эстетический, лингвокультуроло-гический, психологический и педагогический компоненты. Риторическое образование необходимо всем, кто работает с людьми, например, будущим преподавателям в их профессиональной деятельности, так как им придется выступать публично, уметь защищать свои идеи перед аудиторией, уметь вести педагогическую беседу, т.е. «уметь находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель). Так, в силу публичности педагогической профессии вузовский преподаватель как носитель гражданского самосознания должен быть хранителем и выразителем элитарной речевой культуры общества (Кочеткова Т.М., Сиротинина О.И. и др.) Речь преподавателя должна быть образцовой для учащихся, служить «речевым идеалом», к достижению которого надо стремиться. Риторика необходима юристам, политикам, дипломатам, всем культурным людям.

Следовательно, риторика, служа инструментом выражения мысли, орудием организации речевой деятельности, является сегодня «общей» наукой для всех интеллектуальных профессий. Риторика является также одной из научных ветвей, которые представляют современную лингвистику и лингвистическую теорию общения.

© Л.Н. Колесникова © L.N. Kolesnikova

Схематически лингвистическую теорию общения можно представить следующим образом:

Схема № 1.

Функциональная Культура реч¿Г стилистика^-!— / Прай ал ингвиствдса

Социолингвистика

Яннгвистчха" Теория-"— текста гчево! этикета

Лингво-страноведение • .(культуроведение)

Этнолингвистика

V

Псих ¿Лтшгвисти ка

Когнитивная лингвистика

В данной схеме представлены те научные ветви, которые представляют лингвистику [Формановская, 1998: 17].

Заметим, что риторика, как и некоторые другие современные лингвистические дисциплины (прагма-, психо-, социо-, этнолингвистика), немыслима без экстралингвистического (внеязыкового) контекста, так или иначе изучающего человека [См. подробно: Колесникова, 1998, 2001, 2007]. Поэтому риторика как предмет практической направленности, культурообразующего и интегрирующего характера позволяет считать ее универсальной дисциплиной, способной влиять на развитие и совершенствование риторически образованной, интеллигентной личности, владеющей риторической культурой. Риторическая культура — это «гуманистическая культура в целом, переведенная в форму речевой деятельности, направленной на поиск истины и нравственное совершенствование личности» [Марченко, 2001: 10].

Следовательно, риторика - динамично развивающаяся отрасль современного социально-гуманитарного знания и, одновременно, лингвистическая наука, для которой характерно создание новых научных парадигм. Одной из них является учение о риторической личности.

Предлагаемая нами концепция риторической личности диктуется современным взглядом на проблему языковой личности, требует «нового концептуального мышления, которое предполагает умение посмотреть на идею «сверху», проследить, как она соприкасается с другими областями знаний, а детальный взгляд на проблему помогает отыскать решение» [Брунер, 1987: 239]. (Выделено нами - Л.К.).

Концепт риторическая личность только еще начинает разрабатываться в науке. Так, например, Г.М. Сагач в 1995 году на основании понятия языковой личности дает понятие личности

риторической, обладающей коммуникативной компетентностью, то есть готовностью получать необходимую информацию, убеждать в правоте своих мыслей, влиять на принятие решений, отстаивать свои позиции на основе толерантного отношения к ценностям и интересам других людей [Сагач, 1995: 8]. И.И. Зарецкая шире рассматривает готовность личности к продуктивному общению, называя её коммуникативным потенциалом личности. Автор рассматривает коммуникативный потенциал личности как комплексную характеристику личности, определяющую готовность человека к общению, потребность в коммуникативной деятельности, активность и комфортность в ней [Зарецкая, 2006: 2]. Коммуникативный потенциал личности - интегральная характеристика человека, включающая как особенности его психического склада, заложенного генетически, так и качества личности, поддающиеся воспитанию и развитию. Следовательно, по мнению указанных ученых, риторическая личность - это личность, обладающая коммуникативной компетентностью (Г.М. Сагач) и /или коммуникативным потенциалом (И.И. Зарецкая).

По мнению же М.С. Хлебниковой, риторическая личность - это личность, не только демонстрирующая высокий культурнокоммуникативный уровень социализации, а личность воздействующая [Хлебникова, 2006: 437]. Однако исследователь не объясняет, каким образом происходит воздействие личности, справедливо указывая лишь на то, что языковая личность - предмет, изученный современным языкознанием хотя и неоднозначно, но многомерно, категорию же «риторическая» личность еще только предстоит изучить. В настоящее время все чаще появляются публикации, рассматривающие особенности личности в разных аспектах, в том числе как личность риторическую [Воронина, 2008: 157].

Следует отметить, что понятие риторическая личность коррелирует с понятиями: Homo loguens -человек говорящий (Аристотель), человек «диалогический» (К. Ажеж); ритор, оратор; образ ритора (оратора). Заметим, что слова «ритор», «оратор» появились в русском языке в XVIII в., а более широкое распространение получили в первой четверти XIX в. Так, В.И. Даль, объясняя слово «оратор» в Толковом словаре живого великорусского языка, подбирает близкие ему слова и словосочетания: вития, краснослов, речистый человек, мастер говорить. Следовательно, оратор - это человек, умеющий говорить красно, т.е. красиво, образно, выразительно. Слово образ - классическое понятие русской философии и риторики, выражающее индивидуальное отличие; духовный, душевный и телесный облик, вид, склад человека. Образ человека в риторике рассматривается как образ ритора.

Термин образ ритора (оратора, говорящего) ввел в русскую науку В.В. Виноградов в работе 1930 года «О художественной прозе». Анализируя историю русской риторики и поэтики, В.В. Виноградов

проводил аналогию между образом оратора в публичной речи и образом автора в художественной литературе, «Проблема красноречия связывается со структурой образа оратора - автора как страстно чувствующего и благородно мыслящего «субъекта». В.В. Виноградов также отмечал, что построение образа оратора похоже на создание актером определенной «маски», а подготовка речи и ее исполнение, несмотря на всю страстность и вдохновение, с которыми выступают иные ораторы, - процесс сознательный, требующий искусства создания образа ритора [Виноградов, 1980, 103].

В понятие образ ритора (оратора) входит комплекс речевых средств, воплощенных в содержании, композиции, выборе слов, характере произношения (интонации, ритме и темпе, тембрах голоса) для устной речи и характере письма (например, почерка или шрифтов) для письменной или печатной речи. Установить, какой образ создает тот или иной рече-деятель, трудно, поскольку воспринимающему речь подчас попросту не хватает знаний, чтобы определить, какими приемами, методами, способами пользуется опытный оратор для того, чтобы достичь своей цели. Тем не менее, риторические правила диалога рекомендуют всякому слушателю или читателю распознавать за речью - «человека» («человек скрыт за его словами»). Иначе говоря, за конкретным образом ритора всегда кроется личность - та внутренняя основа, на которой базируется речевое поведение. Личность ритора многообразна, то есть конкретных проявлений личности может быть множество в разных речевых поступках, в речи. Но к этой «многообразности» предъявляется требование целостности личности, которая остается единой во множестве проявлений.

Оценка речи человека в восприятии образа оратора происходит с разных сторон:

• этическая оценка. Доверие аудитории возможно, если она считает, что перед ней человек честный и справедливый. Оратор ищет пути к сердцам своих слушателей, находя с ними общность мыслей и взглядов. Однако не исключено, что какая-то сторона может придерживаться ложных взглядов или интересов. Тогда оратору приходится защищать свою позицию словом;

• интеллектуальная оценка связывается с образом знающего человека, с богатством мыслей оратора, его образованностью, способностью аргументировать, рассуждать и находить мыслительные ходы. Интеллект говорит о знании оратором предмета речи;

• эстетическая оценка связана с отношением к исполнению речи: ясности и изяществу выражаемых мыслей, жестов, мимике, телодвижений, красоте звучания, оригинальности в подборе слов. Простые, выразительные, изящные слова и звуки вызывают эстетические оценки.

Единство образа ритора - это неизменность позиции при новизне мыслей. Начиная речь, оратор

должен определить, прежде всего, свою нравственно-философскую, эстетическую и профессиональную позицию. Целостность своего характера, избранную жизненную позицию ритор отстаивает всю свою жизнь.

М.М. Бахтин в 40-х годах ХХ века выдвинул идею формирования «индивидуального лица говорящего и пишущего человека» [Бахтин, 1994, № 2]. В.В. Виноградов в 1930 году в книге «О художественной прозе» впервые употребил термин «языковая личность». Наиболее полное и систематическое обоснование понятия «языковая личность» изложено в работах Ю.Н. Караулова и его последователей. В настоящее время категория «языковая личность» изучена всесторонне. Можно выделить следующие основные подходы к пониманию и изучению языковой личности:

• Формально-структурный подход (Г.И. Богин, Ю.Н. Караулов), языковая личность как набор языковых (речевых) «способностей, умений, готовно-стей» воспринимать и производить высказывания [Караулов, 2004].

• Личностный подход: языковая личность изучается с позиций разных типов личности - этнокуль-турологических, социокультурных, психологических (О.Я. Гойхман, Ю.Е. Прохоров).

• Языковой подход: языковая личность исследуется с точки зрения типов речевой культуры, языковой нормы (О.Б. Сиротинина, Т.В. Кочеткова), а также с позиций представлений и норм, заключенных в значениях слов, - словарная личность (В.И. Карасик), этносемантическая (С.Г. Воркачев).

• Когнитивный подход: языковая личность рассматривается через призму ментальных образований (концептов), функционирующих в сознании говорящего человека (Д.С. Лихачев, Г.Г. Слышкин).

• Коммуникативно-прагматический подход: языковая личность - это личность, проявляющая себя в реальной коммуникации [Хлебникова, 2006: 435-438]. В рамках этого подхода можно выделить частную разновидность языковой личности - институциональный аспект рассмотрения языковой личности, реализующийся через изучение социолингвистических типов дискурсов (педагогического, религиозного, научного, политического, медицинского, бытийного (В.И. Карасик, В.В. Красных и др.).

В результате критического обзора научной литературы по данной теме, проследив эволюцию понятия языковой личности [Колесникова, 2007], мы пришли к выводу, что языковая личность понимается современными учеными неоднозначно и предложили свое определение языковой личности: языковая личность - это личность, проявляющая себя семиотически (с помощью вербальных и невербальных знаков) в общении.

Мы думаем, что «языковая личность» является основой, организующей иерархические отношения между другими личностными типами: «вторичной языковой личности» (И.И. Халеева и др.,) «речевой

личности» (Ю.Е. Прохоров и др.), «коммуникативной личности» (В.П. Конецкая и др.) [См. подробно: Колесникова, 2001; 2007]. Заметим, что любая речевая и коммуникативная деятельность возможна только на основе языкового сознания, знания языка и владения языком вербального и невербального общения. Поэтому основным, базовым, универсальным термином, характеризующим современную вторичную языковую личность, речевую и коммуникативную личность, считаем термин «языковая личность».

Следовательно, категория «языковая личность» является основной, базовой, организующей иерархические отношения между другими личностными типами.

В связи с тем, что сегодня мы все живем «в режиме риторического времени» (В.В. Колесов) и в связи с риторизацией образования (С.А. Минеева и др.) необходимо рассматривать языковую личность в аспекте риторики, выйдя на новый, более высокий уровень - риторический.

Вследствие этого мы вводим в научный оборот понятие и термин риторическая личность и выделяем в иерархической модели языковой личности еще один - высший уровень - риторическая личность.

Схематически иерархическую модель языковой личности можно выразить в виде следующей пирамиды:

Схема № 2.

речевая личность

вторичная языковая личность

языковая личность

Схема иерархической модели языковой личности, где:

1-й (основной, базовый) уровень - это языковая личность;

2-й уровень - вторичная языковая личность;

3-й уровень - речевая личность;

4-й уровень - коммуникативная личность;

5 -й (высший) уровень модели - риторическая личность.

Напомним, что в своей теоретико-гносеологической модели языковой личности Ю.Н. Караулов выделяет три уровня: 1) вербально-семантический, 2) лингво-конгнитивный и 3) моти-вационный. Данная трехуровневая модель позволяет

рассматривать разнообразные качественные признаки языковой личности в рамках трех существенных характеристик - вербально-семантической, или собственно языковой, когнитивной (познавательной) и прагматической. Исходя из требований настоящего риторического времени, можно выделить следующий, высший уровень модели языковой личности (Ю.Н. Караулова) - риторический. Этот уровень модели оказался достаточно самостоятельным, поэтому на его основе мы разработали свою, новую модель - модель риторической личности.

В структуре модели риторической личности выделяем три уровня:

1. качественно-оценочный (характеризуются и оцениваются качества личности и речи оратора, ибо «каков человек, такова и его речь; речь - это человек в целом» (Цицерон),

2. культурно-риторический (оценивается владение риторической культурой, включающей в себя риторическое образование, риторическую культуру монолога и диалога),

3. образно-имиджевый уровень (анализируется образ и/или имидж ритора).

Рассмотрим кратко (в объеме данной статьи) три уровня нашей модели риторической личности:

1-й - Качественно-оценочный уровень модели риторической личности - требует от оратора таких необходимых качеств для успешного взаимодействия с аудиторией, как: обаяние, артистизм, уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлеченность [Михальская, 1996]; доброжелательность, честность, скромность и предусмотрительность [Волков, 2001; Мурашов, 2001]. Соглашаясь с нашими предшественниками, мы особо выделяем такие важные качества современной риторической личности, как обаяние [Колесникова, 1998], харизма, интеллигентность, нравственность и аристократизм (с акцентом на первом корне от слова «аристэ» - лучший). Аристократизм в контексте риторической теории означает не форму политического правления, а манеру поведения, образ мышления и речи; и обязательно эмоциональность как воздействующее качество речи [Колесникова, 2001; 2007].

Риторическая личность всегда оказывает воздействие на аудиторию всем своим существом: а) своей речью, ибо «речь - это в другого втечь» (русская пословица), содержанием и исполнением речи; б) качествами личности, интеллектом, характером, отношением к аудитории, т.е. словом и нравом (слово «нрав» понимается как: характер, душевные качества, внутреннее свойство человека, манеры общения, стиль поведения, образ жизни и т.д.); с) своим внешним обликом, образом. Так, например, студенты ОГУ признаются преподавателю (цитируем): «К Вам на занятия мы ходим с охотой, потому что Вы добрая, красивая и обаятельная», «На Ваших занятиях у нас нет стресса, мы комфортно себя чувствуем», «Мы не боимся высказывать свои мысли,

спорить, критиковать, проявлять свои творческие способности»; «Вас приятно слушать», «Ваша улыбка располагает к общению»; «Преподаватель должен всегда доброжелательно улыбаться. Потому что для студента это очень важно, ведь некоторые педагоги совсем не уважают своих студентов. Поэтому студенты не ходят на занятия к таким педагогам, студентам не хочется видеться с этими преподавателями»; «В первую очередь, преподаватель должен быть хорошим человеком».

Таким образом, подтверждаются классические мысли о том, что «прежде, чем стать хорошим оратором (преподавателем - Л.К.), сначала стань хорошим человеком» и «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит» (Квинтилиан).

2-й - Культурно-риторический уровень модели - предполагает владение оратором риторической культурой, которая включает в себя риторическую грамотность и образованность - риторические знания, умения и навыки, опыт публичных выступлений и умений вести диалог с аудиторией, умений создавать благоприятную творческую атмосферу общения, основанную на уважении и любви к аудитории и предмету речи (не случайно в «Библии» сказано, что «говорить можно только о том, что любишь и знаешь»). Важен диалог, основанный на любви, «диалог, как душевно-духовное единение людей» (М.М. Бахтин, Л.С. Выготский), когда «душа с душою говорит». Цель всякой речи - добиться согласия, единого мнения со слушателями. Риторические эмоции - это центр речи. Они рождаются от содержания речи, живости ума, риторических знаний и умений. Показателями личностного отношения оратора к предмету речи выступают модусные операторы: «Я люблю, и значит, я живу...»/ «Я не люблю, когда мне лезут в душу...» (В. Высоцкий); «Мне нравится »/»не нравится»; эмотивные знаки («Ах, какое было время!») и т.п. [Карасик, 1995: 12]. Современный оратор должен уметь сделать самопрезентацию, с улыбкой поприветствовать аудиторию, похвалить ее, сделать ей комплимент, обратиться с просьбой, уметь правильно попрощаться, оставив приятное впечатление о себе и т.д. Оратор должен восприниматься как яркое и долго не забываемое явление в аудитории. Так, например, студенты ОГУ признаются преподавателю (цитируем): «После Ваших занятий еще пару дней отходишь, размышляя о жизни и о себе»; «С Вами приятно общаться», «Вы дарите нам свое тепло и радость общения», «У Вас мы учимся быть культурными людьми», «С Ваших занятий не хочется уходить» и т.п.

Следовательно, риторическая культура, качества личности оратора незримо выстраивают его стиль речевого общения и поведения, снимают агрессию, гармонизируют общение (См. подробно: Колесникова, 2007).

3-й - Образно-имиджевый уровень модели риторической личности предполагает оценку образа и/или имиджа оратора.

«Разведем» эти понятия. Рассмотрим корреляцию слов-терминов: образ и имидж. Образ - понятие многозначное. Известны такие понятия и словосочетания, как образ героя в художественной литературе, образы святых, образ мира, образ русского человека, образ русской природы и т.д. Образ человека - его внешность и духовный мир - это ядро каждой национальной культуры, системы ее ценностей. По мнению В.И. Даля, образ - это вид, внешность, фигура, портрет и он связан со временем [Даль, 2001: 426]. Похожие определения мы находим и в современных толковых словарях. Известно, что «всякий облик есть форма некоего содержания». Как сказано в «Библии»: «Кто создал внешнее, Тот создал и внутреннее».

Понятие «имидж» вошло в нашу жизнь в начале 60-х годов ХХ столетия. Оно происходит от латинского слова imago - «образ», которое связано с другим латинским словом - imitate, то есть «имитировать, воспроизводить». Имидж (англ. image) - образ, т.е. визуальная привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других. Существуют разные определения и типы имиджа. Надо исходить из того, что разные люди или группы людей по-разному воспринимают нас, а потому у каждого на самом деле есть разные имиджи. Имидж - это искусство «управлять впечатлением». Имидж - это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Имидж человека складывается из всей совокупности черт внешнего облика, манер, поведения и умения общаться с людьми. Хороший имидж производит впечатление молодости, свежести и здоровья. «Имидж - это искусство обаяния» (В.М. Шепель). Имидж рассчитан на создание благоприятного впечатления, прежде всего, от внешнего вида человека, ибо «по одежке встречают, по уму провожают» (русская пословица). Итак, имидж - это целенаправленно сформированный образ. Можно сказать, например, «образ русского интеллигента», но сказать - «имидж русского интеллигента» - невозможно, ибо «интеллигентом притвориться нельзя» (Д.С. Лихачев).

Следовательно, образ - это представление о данности субъекта или объекта, а имидж - это целенаправленное, искусственно созданное, благоприятное (или нужное в определенной ситуации общения) впечатление о ком-либо (имидж политика, профессиональный имидж преподавателя) или о чем-либо (имидж фирмы).

Риторическая личность производит, как правило, приятное впечатление. Так, например, студенты ОГУ признаются своему преподавателю (цитируем): «УВас всегда гармоничный образ», «Вы покоряете нас своим обаянием, эрудицией и интеллигентностью», «Вы прекрасный собеседник», «У Вас светлая душа». Именно в процессе общения складывается целостный образ человека. Риторическая

личность всегда создает особую атмосферу доброжелательного общения и сотворчества, которая благоприятствует активному восприятию и пониманию речи. Аристотель в «Риторике» отметил: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается: оно-то и есть конечная цель всего» («Античные риторики, 24»). Поэтому цель оратора - увлечь аудиторию темой и содержанием речи, помня о том, что «каждый слышит то, что он понимает» (Гете). Следовательно, надо максимально заботиться о доступности речи, обеспечивая ее понимание; быть обаятельным - уметь «баять» - говорить. Важно, чтобы информация «дошла» до слушателя, была им осмыслена и прочувствована: «сила речи заключается в ее воздействии на душу» (Платон).

«Оратор - это всегда воспитатель своей аудитории» (Цицерон).

Следовательно, главная цель речевой деятельности современной риторической личности основана на античном риторическом принципе: «Учить, радовать, побуждать!». Риторическая личность пробуждает «чувства добрые» (А.С. Пушкин) своим словом, нравом, образом.

В нашей концепции, риторическая личность -это личность, риторически образованная, владеющая риторической культурой, умеющая создавать приятное впечатление о себе, позитивно воздействующая и эффективно взаимодействующая с аудиторией.

Риторическая личность - это высший уровень реализации языковой личности.

Библиографический список

1. Виноградов В.В. О художественной прозе. - М., 1930.

2. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. 4-е изд. М.: 2004. 246 с.

3. Колесникова Л.Н. Обаяние личности как категория риторики. Орел, 1998. 200 с.

4. Колесникова Л.Н. Языковая личность в аспекте диалога культур. Орел, 2001. 288с.

5. Колесникова Л.Н. Риторическая личность преподавателя-филолога в контексте профессиональной культуры. Монография в 3-х томах. Орел, 2007.

6. Михальская А. К. Основы риторики. М., 1996.

7. Сагач Г.М. Риторична особиспсть. Як И тдготувати у школi нового типу? // Барви творчостг Наук.-метод. зб.- К., 1995. 256с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Формановская Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М.: Институт русского языка им. А.С. Пушкина. - М., 1998. - 294с.

9. ХлебниковаМ.С. Homo loquens в свете современных риторических воззрений // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании. Сборник материалов Х Международной конференции по риторике. 1 - 3 февраля 2006 г. - М., «Наука», 2006. - С. 435 - 438.

References

1. Vinogradov VV. About prose. - M., 1930.

2. Karaulov J.N. Russian language and linguistic identity. 4th ed. - M.: 2004. - 246.

3. Kolesnikova L.N. Charm of personality as a category of rhetoric. - Eagle, 1998. - 200.

4. Kolesnikova L.N. Linguistic identity in terms of dialogue. - Eagle, 2001. - 288s.

5. Kolesnikova L.N. Rhetorical individual teacher-linguist in the context of professional culture. Monograph in 3 volumes. - Eagle, 2007.

6. Mikhalskaya AK Fundamentals of rhetoric. M., 1996.

7. Sagach GM. Osobistist rhetorical. Yak u pidgotuvati have shkoli new type? / / Colours tvorchosti: Nauk. method. ST. - K., 1995. - 256s.

8. Formanovskaya N.I. Communicative and pragmatic aspects of communication units. - M.: Institute of Russian Language. AS Pushkin. - M., 1998. - 294s.

9. Khlebnikova M.S. Homo loquens in light of contemporary rhetorical views / / Rhetoric and speech in modern society and education. A collection of materials of the International Conference on rhetoric. 1 - 3, 2006 - Moscow, «Nauka», 2006. - S. 435 - 438.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.