Научная статья на тему 'Формирование риторической культуры студентов: традиции и инновации в практике преподавания русского языка как иностранного'

Формирование риторической культуры студентов: традиции и инновации в практике преподавания русского языка как иностранного Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
86
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ / ЭСТЕТИКА РЕЧИ / ПУБЛИЧНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колесникова Л.Н.

В статье рассмотрены актуальные способы формирования риторической культуры студентов-иностранцев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование риторической культуры студентов: традиции и инновации в практике преподавания русского языка как иностранного»

УДК 82.085

Л.Н.КОЛЕСНИКОВА, канд. филол. наук, доцент, kolesnikova7@mail.ru Орловский государственный университет

L.N.KOLESNIKOVA, PhD in philol., associate professor, kolesnikova7@mail.ru Orel State University

ФОРМИРОВАНИЕ РИТОРИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

В статье рассмотрены актуальные способы формирования риторической культуры студентов-иностранцев

Ключевые слова: риторическая культура, художественное чтение, эстетика речи, публичные выступления

FORMATION OF RHETORICAL CULTURE OF STUDENTS: TRADITIONS AND INNOVATIONS IN PRACTICE OF TEACHING

OF RUSSIAN AS FOREIGN

Actual ways of formation of rhetorical culture of students-foreigners are considered in article. Key words: rhetorical culture, art reading, a speech esthetics, public statements

Современное высшее образование ориентируется на универсальное научное и эмоциональное знание, ибо оно способствует более динамичной адаптации человека к социальной и профессиональной деятельности, к участию в диалоге культур [4]. Научно доказано, что путь знания и истины не есть путь одного ума, знание есть процесс, захватывающий всего человека [2], а речь - это человек в целом (Цицерон). Следовательно, у студентов равномерно должны быть задействованы разные виды мышления (логическое, художественное, творческое, визуальное, слуховое и др.), левое и правое полушария мозга. В связи с этим преподавание любого предмета, особенно русской словесности, риторики, русского языка как иностранного (РКИ), должно рассматриваться не только как цель, но и как средство формирования гармонически развитой личности и способ формирования риторической культуры - гуманитарной культуры в целом, переведенной в форму речевой деятельности. Ф.Ларошфуко писал, что

в речи и в глазах и выражении лица оратора должно быть столько же красноречия, сколько его в подборе слов.

Поэтому перед современными преподавателями РКИ стоят сложные задачи: не только научить студентов-иностранцев говорить по-русски, но и общаться, чувствовать и мыслить на русском языке, чтобы адекватно понимать русских, поскольку, по образному выражению В.Г.Костомарова, русский язык есть выражение русскости; чувствовать красоту русской речи, опираясь на опыт собственных переживаний текстов культуры и литературы. Важно также научить студентов-иностранцев выступать публично, ибо многие из них, изучавшие русский язык у себя на родине, не владеют правильным произношением и интонированием русской речи, у многих проявляется фобия публичного выступления, неуверенность в себе, страх общения.

Формирование риторической культуры студентов-иностранцев помогает совершенствованию их личности и речи, снятию барье-

234 -

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.193

ров общения, равномерному развитию разных видов мышления, для чего преподавателям-русистам необходимо использовать на учебных занятиях всевозможные виды наглядности: слуховую, кинетическую и визуальную; совершенствовать языки общения. Этому способствуют различные виды упражнений (например, упражнения для расширения сознания, воспитания чувств и художественного мышления: «Я вижу, слышу, счастлив я» (И.Бунин) [5]), а также публичные выступления и художественное чтение. Научно доказано, что студенты гораздо лучше воспринимают поэтическое содержание текста, когда он звучит в художественном или выразительном чтении. Под воздействием эмоционального чтения вслух (и чтения художественного текста «по ролям») студенты не только лучше понимают содержание текста, но и ощущают красоту и силу русской речи. У них возникает ответный отклик на прочитанное, появляется сопереживание, сочувствие, развивается эмоциональная культура, происходит воспитание чувств и мыслей художественным словом. Важна также нацеленность занятий на развитие и восприятие эстетической культуры звучащей русской речи. Слово эстетика - греческого происхождения, в переводе означает «имеющий отношение к чувственному познанию». Произносительно-звуковые особенности русского языка составляют то явление, которое называется красотой языка; звучностью, музыкальностью, мелодичностью, обаянием русской речи. «Эстетика произносимой речи - это одна из составляющих национальной культуры» [1, с.190].

Учить эмоционально-чувственному и осознанному общению человека с окружающим миром, постижению эстетической культуры звучащей русской речи можно на образцах русской классики (на произведениях А.С.Пушкина, МЮ.Лермонтова, И.А.Бунина, А.К.Толстого, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, М.М.Пришвина, С.Есенина и др.). На Руси всегда в чести были души утонченные, возвышенные, интеллигентные, говорил И.Ильин. Это ярко отражено в языке ху-

дожественной литературы. Поэтому на занятиях по РКИ необходимо художественное и комментированное чтение, беседы о личных переживаниях студентов, вызванных прочитанным произведением, лингвистический анализ художественного текста, а также публичные выступления студентов с чтением их собственных сочинений, рассказов, стихотворений с последующим доброжелательным обсуждением, с созданием ситуации публичного успеха выступающего.

Итак, публичные речи «без бумажки» развивают память студентов, устраняют фобии общения, формируют важные ораторские качества: уверенность, обаяние [3], артистизм, умение общаться с аудиторией [5]. Важно также проведение конкурсов чтецов и ораторов, литературно-музыкальных вечеров, олимпиад и т.п. Все это в целом формирует риторическую культуру студентов-иностранцев.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верещагин Е.М. Язык и культура. Лингвостра-новедение в преподавании русского языка как иностранного / Е.М.Верещагин, В.Г.Костомаров. М., 1983.

2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

3. Колесникова Л.Н. Обаяние личности как категория риторики. Орел, 1998.

4. Колесникова Л.Н. Языковая личность в аспекте диалога культур. Орел, 2001.

5. Колесникова Л.Н. Риторическая личность преподавателя-филолога в контексте профессиональной культуры: Монография: В 3 т. Орел, 2007.

REFERENCES

1. Vereschagin Е.М., Kostomarov V.G. Language and culture. Culture-oriented linguistics in Russian teaching as foreign. Moscow, 1983.

2. Giessen S.I. Basics of pedagogics. Introduction in applied philosophy. Moscow, 1995.

3. Kolesnikova L.N. Charm of the person as a rhetoric category. Orel, 1998.

4. Kolesnikova L.N. Linguistic person in aspect of dialogue of cultures. Orel, 2001.

5. Kolesnikova L.N. Rhetorical person of the teacher-philologist in a context of professional culture: The mono-graphy: In 3 volumes. Orel, 2007.

-235

Санкт-Петербург. 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.