УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
Л. КОЛЕСНИКОВА, кандидат филологических наук, доцент Орловского государственного университета, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, член Российской риторической ассоциации, член Союза журналистов России Телефон: 8(486)2 74-42-17 (дом.), моб.: 8 961 622 96 35; [email protected]
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ПРОФЕССИОНАЛ XXI ВЕКА
Автор делится результатами своего многолетнего исследования о том, каким должен быть современный преподаватель-профессионал и что необходимо сделать для оптимизации подготовки будущих педагогов.
Ключевые слова: риторический подход в концепции образования, риторическое образование, риторизация образования, риторическая культура, преподаватель-профессионал, педагог-ритор, риторическая личность.
Вопрос о том, каким должен быть современный преподаватель-профессионал, волнует многих интеллигентных людей, переживающих за судьбу России, и в центре концепции современного образования справедливо стоят проблемы гуманизации человека, формирования его личности, ибо «личность — внутренний ключ человека» [Братусь, 2006, № 1: 145]. В связи с этим весьма актуален основной принцип современного гуманитарного образования: «Человек во всем!» — в общении, в поведении, в профессии; «Человек—в педагоге!» Об этом мудро писали еще античные философы: «... прежде, чем стать хорошим оратором (учителем. — Л.К.), стань сначала хорошим человеком» (Квинтилиан).
Однако в настоящее время в теории и практике профессионального педагогического образования, к сожалению, нет целостного представления о профессии преподавателя, ибо в вузе традиционно готовят специалиста по предмету, что уже не соответствует современной гуманитарной концепции, предполагающей совершенствование личности человека в учебном процессе. В современном вузе преподавателя учат специальности, а не профессии [Болотов и др. 1997, № 4: 67]. Предметно подготовленный преподаватель может научить воспитанника конкретным вещам, упуская при этом главную, сущностную функцию педагогической деятельности — воспитание и образовывание человека вообще [Маслоу, 1997: 207].
Принцип же гуманизации общественной жизни в России предполагает изменение отношения к человеку и восприятие его как высшей ценности [Данилюк, 2006, № 8: 20]. Этот принцип предполагает воспитание и познание через общение. Образование — это сфера слова. «Слово — это тоже дело!» — прозорливо писал Л.Н. Толстой. Особенно важно и судьбоносно слово преподавателя. Передача знаний осуществляется с помощью слова, общения. Поэтому гуманизация образования, требующая воспитания гармонично развитой личности, не может мириться с наличием дисгармонии в современном педагогическом общении, афористически отраженном в школьном речевом фольклоре: учитель идет в класс — «идет Кутузов бить французов!» (ШРФ).
Научно доказано, что в педагогическом общении заложен огромный личностно формирующий потенциал, ибо «любой вид общения в паре «учитель—ученик», независимо от ситуации, является воспитывающим. Только в общении формируется личность» [Грехнев, 1990: 9-13]. Поэтому успешность процесса воспитания, безусловно, зависит от качеств личности педагога, ибо «только личность может воспитать личность» (К.Д. Ушинский).
© Л. Колесникова
Будучи продуктом общественного развития, личность диалогична по природе. Вследствие этого любое изменение личности не может не изменить сферу межличностных отношений: установлено, что даже здоровье человека и здоровье общества зависят от общения, что негативное общение ведет к нервным стрессам и заболеваниям [Глозман, 2002: 173]. Следовательно, в деле воспитания и образования важна личность педагога, его умение общаться с аудиторией, культура общения. «Культура — это то, как люди общаются. Культура есть форма общения между людьми» [Лотман, 1994: 6].
Важнейшим основанием культуры личности преподавателя является прежде всего культура его общения с учащимися, коллегами и другими людьми. Сегодня, в эпоху мирового кризиса, надо быть особенно сильными, чтобы выстоять, и для этого необходимо научиться общаться культурно, т.е. гуманно, интеллигентно, дружелюбно, а не агрессивно, ибо агрессия порождает агрессию и всегда действует разрушительно. Сегодня целесообразно вспомнить о том, что «... на Руси всегда были в чести души утонченные, возвышенные, интеллигентные (независимо от принадлежности к определенному сословию)» [Ильин, 1997. Т. 1]; «Человек должен быть интеллигентным, ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго — не только физически, но и умственно. Будем долголетни, как люди и как народ! [Лихачев, 1997: 9]. (Выделено нами. — Л.К.).
Общение, как известно, основано не только на вербальном, но и на невербальном восприятии людьми друг друга, на взаимовлиянии и взаимодействии. (Отсюда и пословица: «С кем поведешься, от того и наберешься».) Педагог воздействует на личность учащегося всем своим существом, не только словом, но и нравом:характером, внешним обликом, походкой, осанкой, жестами, мимикой. (Слово «нрав» изначально понималось как характер, душевные качества, внутреннее свойство человека). Существуют объективные факторы субъективного восприятия внешнего вида и поведения преподавателя. Аудитория всегда оценивает преподавателя. То, что увидит аудитория, может серьезно повлиять на восприятие ею педагога, на взаимодействие с ним.
Поскольку все познается в сравнении, проиллюстрируем вначале негативное воздействие внешнего вида и невербального поведения педагога на аудиторию примерами из русской классической литературы, например, из произведения В.Г. Короленко «История моего детства»:
«Географ Самаревич ... тонкий, высокий, сухой, желтый, он говорил всегда врастяжку, звенящим, не то жалобным, не то угрожающим голосом. По коридорам ... ходил журавлиным шагом, как будто переступая через лужи. За металлические дверные ручки брался не иначе, как сдвинув рукав и покрыв сукном ладонь. Взойдя на кафедру, останавливался. всегда в одной позе, держась за клок волос, по странной игре природы торчавший у самого горла (борода и усы у него не росли). Класс стихал. Становилось жутко. Тонкая длинная шея Самаревича, с большим кадыком, змееобразно двигалась в широком воротнике, а сухие, желчные глаза обегали учеников справа налево. В выражении глаз и лица чувствовалась беспредметная злоба и страдание. В эту жуткую минуту по классу, следуя за колющим взглядом Самаревича, пробегала полоса мертвящего оцепенения...» [Короленко, 1948: 197]. Таким образом, мы убеждаемся в том, что внешний вид и все невербальное поведение педагога свидетельствуют о его нраве, характере и психическом здоровье, о его отношении к окружающим. Аудитория чувствует это и реагирует соответствующим образом.
Общение не только обусловливает совместную коллективную деятельность, оно также является и важнейшим фактором формирования личности человека, средством воспитания. Личность формируется в процессе труда и общения. Преподаватель оказывает существенное влияние на фундаментальные качества личности студента своей личностью, своим речевым поступком и речевым поведением. «Речь — это в другого втечь» (пословица). Речь — это всегда проявление нравственности человека, его интеллекта и культуры: «Заговори, и я скажу, кто ты!» (Сократ); «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит!» (Цицерон). Личностно-профессиональные качества педагога и его личностно-профессиональная культура незримо выстраивают и образ речи, и стиль педагогического общения, и культуру его речевого поведения. Все это оказывает колоссальное воздействие на усвоение знаний, здоровье, культуру и воспитание личности учащегося.
Мы выяснили, что благотворное воспитательное воздействие преподавателя возможно только на основе дружелюбного взаимодействия, со-трудничества, гармонизирующего диалога со студентами в процессе занятий, проводимых в контексте с жизнью. Это можно подтвердить отзывами, полученными нами в результате проведенного анонимного письменного опроса среди 317 студентов разных факультетов Орловского государственного университета (далее
читать — ОГУ) на тему «Преподаватель глазами студентов» (или «Что бы вы сказали своему любимому преподавателю»). Общение — это двусторонний процесс, поэтому важно знать мнение аудитории об ораторе, тем более что «аудитория зорче подмечает недостатки, чем достоинства» (Цицерон).
Студенты подметили ценные качества преподавателя: «С Вами всегда приятно общаться»; «Вас приятно и интересно слушать»; «Вы умеете легко общаться»; «Вы можете выслушать и понять человека»; «Вы наш друг и помощник». Таким образом, студенты отметили важное качество педагога: «Оратор не тот, кто охотно говорит сам, а тот, кого приятно слушать» (Сенека), с кем приятно общаться. Студенты ценят в преподавателе дружелюбие, чувство юмора, остроумие, умение владеть ситуацией общения, его педагогический опыт: «Вы остаетесь остроумной в любой ситуации», «У Вас невероятный опыт в общении с людьми».
Выяснилось, что студентам нравится речевое мастерство педагога: «Ваша речь очень красива», «У Вас звучный приятный голос», «У Вас открытая душа», «Вы всегда четко излагаете мысль. У Вас очень приятный голос, который прекрасно воздействует на наше сознание».
По мнению студентов, профессиональный преподаватель — тот, с кем интересно и приятно общаться, кто нравится учащимся, как написали студенты: «Если честно, то на Ваши занятия всегда идешь с удовольствием, интересом, идешь с охотой, потому что Вы добрая, красивая и обаятельная». Подтверждаются мудрые мысли античных философов: «Учить может только тот, кто нравится ученику» (Сократ); «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится» (Ксенофонт).
Студенты написали, что их любимый преподаватель всегда производит хорошее впечатление, потому что он интеллигентен и обаятелен: «Вы всегда производите хорошее впечатление!», «Вы очень интеллигентны», «Вы так обаятельны!», «У Вас всегда гармоничный образ», «Вы умны и обаятельны», «Вы покоряете нас своей интеллигентностью!».
Следовательно, интеллигентность, обаяние и артистизм — это востребованные сегодня профессиональные качества преподавателя [Колесникова, 1998]. Они становятся его «педагогическим инструментом», своеобразной «дирижерской палочкой», с помощью которой преподаватель управляет учебно-воспитательным процессом [Колесникова, 2007].
Многие отзывы студентов были посвящены профессиональным качествам преподавателя: «Вы замечательный педагог», «С Ваших занятий не хочется уходить», «После Ваших лекций еще дня два «отходишь», размышляя о жизни и о себе». Выяснилось, что профессиональная риторическая культура преподавателя способна оказывать и здоровьесберегающее воздействие на студентов: «Общение на ваших парах создает благоприятную атмосферу в аудитории. Благодаря занятиям с Вами я смогла почувствовать себя раскрепощенной перед аудиторией: боязнь аудитории у меня практически исчезла. Мне очень нравится, когда на Ваших занятиях мы говорим на свободные темы, критикуем, учимся слушать, воспринимать критику. Вы хороший собеседник. Хорошо, что с нами Вы общаетесь на равных» [Колесникова, 2007. Т. 2: 138].
Таким образом, отмечено огромное положительное воздействие личности преподавателя и его профессиональной риторической культуры на формирование личности студентов. «Познай себя!» — главный принцип риторической культуры. Профессиональная лекция — это то, из чего студенты выходят иными, обновленными, вдохновленными, способными к рефлексии, к самопознанию и осознанию происходящего в мире.
На вопрос «Чем обеспечивается успех лекции?» 99% студентов ответили (цитируем некоторые ответы): «В первую очередь преподаватель должен быть хорошим человеком (должны присутствовать такие качества, как доброта, обаяние, доброжелательность, интеллигентность, порядочность, опрятность, умение красиво и правильно говорить. Даже если предмет на первый взгляд будет неинтересен, преподаватель всегда может сделать так, что на его лекции будут ходить с охотой». «Правильно надо распределять время труда и отдыха студентов (некоторые диктуют целую пару — это ужасно)»;
«Успех лекции обеспечивается тем, что нам нравится преподаватель (как личность, как мужчина или женщина), нравится демократический стиль общения, уважительное отношение к студентам: нравится доброжелательная улыбка, взгляд; речь, голос, интонации, звучание речи, мысли и слова преподавателя; нравится умение преподавателя рассказывать, а не читать материал лекции; умение вести беседу, диалог с аудиторией»;
«Нравится, когда преподаватель служит примером, образцом культурного человека: нам тоже хочется быть культурными и образованными людьми».
Во многих отзывах студентов отмечена судьбоносная роль личности преподавателя. Ауди-
тория — это, образно говоря, общество в миниатюре, и та культура общения, которой студенты научились в аудитории, будет органично использоваться ими в дальнейшей жизни: «Ваши занятия позволили мне открыть в себе творческие способности, вернее, открыть их перед аудиторией. Помогли нам всем ближе познакомиться друг с другом, узнать что-то новое. Каждый из нас смог раскрепоститься, избавиться от комплексов. Мы почувствовали, что нас понимают. С Ваших занятий не хочется уходить. Хотелось бы, чтоб таких преподавателей было больше».
Таким образом, мы доказали, что личностнопрофессиональная риторическая культура — культура чувств, мыслей, слов, поступков, всей речевой деятельности преподавателя — формирует современный демократический стиль педагогического общения и оказывает огромное положительное влияние на успех лекции и (или) другого вида учебного занятия, способствуя эффективному усвоению знаний учащихся, развивая их творческий и личностный потенциал, воспитывая и развивая личность студента.
В научной литературе последних лет много сказано о языковой личности (Ю.Н. Караулов и др.), о коммуникативной личности (В.П. Конецкая и др.), о речевой личности (Ю.Е. Прохоров и др.). Сегодня целесообразно говорить о воздействующей и взаимодействующей личности преподавателя-профессионала, т.е. о риторической личности, изучать ее, исследовать.
В результате нашего многолетнего исследования мы пришли к выводу о том, что риторическая личность преподавателя-профессионала — это реально существующий феномен.
Риторическая личность оценивается по трем основным параметрам: этическим, интеллектуальным и эстетическим. Это высший уровень развития и реализации языковой личности.
Основными параметрами риторической личности педагога являются этос, логос, пафос:
1) этические (моральные, нравственные),
2) интеллектуальные,
3) эстетические оценки.
Этическая оценка связана с нравственно-моральным обликом педагога. Доверие аудитории можно завоевать, если она считает, что перед ней человек порядочный, т.е. честный, справедливый, добрый: «Кто добр, тот и мудр» (Сократ).
Интеллектуальная оценка связывается с богатством мыслей оратора, его образованностью, компетентностью, способностью аргументировать, рассуждать и находить мыслительные ходы. Интеллект говорит о знании оратором предмета
речи и способности воздействовать Словом и Нравом, о способности к взаимодействию с аудиторией. Интеллект связан с речевым поведением преподавателя. В культуре речевого поведения отражается менталитет и «внутренняя» притягательная сила — обаяние, харизма, интеллигентность.
Эстетическая оценка связана с отношением к исполнению речи: ясности и доходчивости выражаемых мыслей, слов, жестов, мимике, телодвижений, красоте звучания голоса, его тембра, тона, «громкости»/ «тихости», «полетности», разнообразии интонаций и т.д. Эстетическая оценка связана также с внешним обликом и личным обаянием [Колесникова, 2007].
Очевидно, что сегодня необходим преподаватель-профессионал, т.е. педагог-ритор, любящий своих учеников и предмет преподавания, душой болеющий за процветание России. Педагог-ритор — это преподаватель, не только передающий знания по определенному предмету, но одновременно воспитывающий аудиторию, положительно воздействующий своим словом и нравом, эффективно взаимодействующий с аудиторией, способный быть другом и помощником студентам, способный к диалогу, к субъект-субъектным отношениям с учащимися.
Следует заметить, что античная система обучения даже не знала другого способа воспитания ученика, как беседа, спор или диалог с учителем. В диалоге (споре) рождается истина. Поэтому современному преподавателю целесообразно предлагать аудитории не готовые мысли, а вместе с аудиторией, включая ее в мыслительный процесс, приходить к определенным выводам. Преподаватель должен находить способ превращать речевую форму (лекцию) в педагогико-ри-торическое со-бытие. Преподаватель должен для себя решить: «Ктоон?», «Зачемон пришел в аудиторию?». Педагогу-ритору необходимо научиться видеть проблему в предмете, учить жизни через преподаваемый им предмет [Юнина, 1996] и через свое видение предмета, свое мировоззрение. Преподавателю важно осознать, что воспитательно-образовательная работа совершается прежде всего в учебном процессе, в ходе лекции или урока. И личность педагога не передаточный механизм, а активный соавтор того содержания, которое он доносит до учащегося, формируя его личность. «Законы физики, математики, филологии сами по себе не могут повлиять на их личностное восприятие, поэтому «пе-дагогизация» преподавания связана с преобразованием не объекта (материала), а субъекта, работающего с ним» [Сериков, 1998: 16].
Ментальная модель сознания преподавателя — сделать студента (ученика) лучше во всех отношениях. Педагог — это человек, находящийся в зоне повышенной речевой активности и речевой ответственности. Поэтому предписывающе-дол-женствующий характер педагогического общения сегодня недопустим. Современный преподаватель — тот, к кому тянутся люди, к кому на занятия ходят с удовольствием, с охотой. Профессиональная риторическая культура преподавателя предполагает субъект-субъектные отношения в гармонизирующем диалоге с учащимися.
«Учить, радовать, побуждать!» — таков был лозунг античной риторики, который надо взять в сегодняшний день. Для того чтобы учение и поведение учащихся стали более гуманными, творческими, соответствующими их человеческой, а не механической природе, необходимо изменение режима их сознания. Из режима «знания», отражения (повторения, воспроизведения переданных педагогом знаний и опыта поведения) оно должно быть переведено в режим творческого производства собственных смыслов и опыта — осмысления, переживания и осознания учения, поведения, речевой культуры. До тех пор, пока мы не заменим фигуру «отвечающего урок» на личность человека, доказывающего и отстаивающего свои убеждения, свои мысли и идеи, школа и вуз будут по-прежнему штамповать конформистов, а не творчески мыслящих, самостоятельных людей.
Следовательно, преодоление монологического догматизма в сфере образования, реальное вступление в эпоху диалогизма в обучении и воспитании — это одна из самых насущных задач в сфере педагогического образования и демократизации общества, ибо « ... демократия не только цель, но и средство, причем очень действенное средство быстрого социального и экономического развития в современных условиях» [Мирский, 2002, № 1: 18-26]. В связи с демократизацией общественной жизни в России важно вспомнить лучшие риторические традиции и опыт педагогического общения, творчески реализовать их, ибо «любая попытка отбросить традиции и безоглядно заняться лишь одними нововведениями изначально обречена на провал» [Садовничий, 2002, № 1: 10-17].
Таким образом, социальный заказ современного образования и общества на профессионального преподавателя требует особого внимания к риторической личности и профессиональной риторической культуре педагога, являющегося носителем и ретранслятором высших духовных ценностей. Риторическая культура педагога в на-
шем понимании — это нравственно-эстетическая и интеллектуальная культура его эмоциональночувственной мыслеречевой деятельности, направленная на постижение истины и гармоничное развитие личности учащегося.
Риторическая личность современного профессионального преподавателя — это личность риторически образованная, положительно воздействующая своей риторической культурой и эффективно взаимодействующая с аудиторией. Профессиональная риторическая культура преподавателя отражает ценностный (вербальный и невербальный) выбор поведения. Вследствие этого риторическая культура преподавателя представляет собой высший уровень реализации профессиональной педагогической культуры.
Педагогическая профессия, по нашему мнению, должна органично включать в себя воспитательно-образовательное единство в подготовке современного профессионального преподавателя. Это должна быть одновременная, комплексная подготовка (в идеале), содержащая в себе неразрывную целостность:
> личностно-профессиональных качеств человека, личности;
> методиста, умеющего донести эти знания до учащегося;
> педагога-психолога;
> специалиста-предметника
> и профессионала, всесторонне знающего и любящего не только свой предмет преподавания, но и своих учеников, студентов; человека, понимающего и ненавязчиво воспитывающего свою аудиторию, педа-гога-ритора.
Современный преподаватель-профессионал (в идеале) — это педагог-ритор, являющийся образцом для подражания, соответствующий философско-риторическому принципу А.П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». В человеке все едино — внутреннее и внешнее, ибо «кто создал внешнее, тот создал и внутреннее». Душа и мысли проявляются в речевом поведении и отражаются во внешнем облике человека: известно, что взглядом, улыбкой, словом можно убить и воскресить. Поэтому воспитание собственным обликом и речевым поведением очень важно. А.С. Макаренко в связи с этим говорил: «Для меня в моей практике, как и для многих опытных учителей, такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть. Нас этому никто не учил, а этому можно и нужно учить, и в этом
есть, должно быть, большое мастерство». Этому сегодня учат в МГУ, в МПГУ и других ведущих вузах России, где преподается риторика и ряд других риторических дисциплин, в том числе и в Орловском государственном университете [см. подробно: Колесникова, 2007]. Этому помогают различные школы риторики и Российская Ассоциация исследователей, преподавателей и учителей риторики, созданная в Москве 14 лет назад, и проводимые ею ежегодные Международные научные конференции. (Автор данной статьи является членом этой Риторической ассоциации с момента ее возникновения и принимает участие во всех проводимых ею конференциях.)
В результате нашего многолетнего исследования мы пришли к выводу о том, что сегодня необходимо риторическое образование личности, способствующее гармоничному, всестороннему, целостному развитию человека, ибо в речи выражен весь человек: «Заговори, и я скажу, кто ты!» (Сократ). Кроме того, научно доказано, что в общении, в диалоге культур формируется современная языковая личность [Колесникова, 2001: 6].
Риторическое образование как неотъемлемая составляющая общего образовательного процесса в нашем понимании — это многоуровневая теоретико-прагматическая система, основной целью которой является интеллектуально-коммуникативное и нравственно-эстетическое воспитание и развитие личности, способной успешно взаимодействовать в различных сферах общения и самореализоваться в современном социуме. Риторическое образование способствует формированию и совершенствованию риторической культуры студента — будущего специалиста, педагога.
Современное риторическое образование предполагает следующие постулаты:
а) «говорящий творит собеседника» (следовательно, педагог-ритор создает свою аудиторию, формирует личность учащегося);
б) «в диалоге рождается истина» (поэтому преподаватель предлагает аудитории не готовые мысли, а вместе с аудиторией, включая ее в мыслительный процесс, приходит к определенным выводам);
в) «в речи совершенствуется весь человек» как главная цель воспитания и образования (совер-
шенствуя свою речь, стиль речи, человек совершенствует себя; с изменением стиля речи изменяется стиль и образ жизни человека, изменяется личность).
В заключение отметим следующие главные выводы нашего исследования:
> сегодня необходим риторический подход в системе подготовки будущих педагогов, ри-торизация образования, возрождающая цикл риторических дисциплин;
> сегодня в образовании востребован диалог, востребовано культурное, риторически грамотное речевое взаимодействие преподавателя и студента, отвечающее ценностным ориентациям профессиональной педагогической культуры;
> риторическая личность преподавателя, его профессиональная риторическая культура способствуют культурному, духовному, риторическому совершенствованию студентов, их приобщению к фундаментальным ценностям культуры, развитию личности человека;
> каждому преподавателю (филологу и нефи-лологу) необходимо владеть риторической культурой;
> от качеств личности педагога, от его профессиональной риторической культуры зависит развитие и благополучие личности учащегося, следовательно, будущее благополучие нашего Отечества: «Что посеешь, то и пожнешь». Процветание России зависит от качеств людей, которые живут в ней, от их профессионализма, ответственности и риторической культуры.
> Риторическая культура личности препода-вателя-профессионала — это одно из важных условий формирования российского интеллигента, профессионала, современного культурного человека.
> Преподаватель-профессионалXXI века — это педагог-ритор, риторическая личность; это культурный, знающий, гармоничный, обаятельный, интеллигентный, ответственный человек, владеющий профессиональной (педагогической) и риторической культурой.
Библиографический список
1. Братусь Б. Образ человека в психологии России ХХ века // Развитие личности. — 2006. — № 1. — С. 119-154.
2. Болотов В.А., Исаев Е.И., Слободчиков В.И. и др. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. — 1997. — № 4. — С. 67-83.
3. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. — М., 1990. — 144 с.
4. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. — М., 2002. — 208 с.
5. Данилюк А.Я. Актуальные проблемы антропологии // Педагогика. — 2006. — № 8. — С. 121-123.
УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
6. Ильин И.А. Основы христианской культуры // Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 1. — 438 с.
7. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1987. — 238 с.
8. Квинтилиан М.Ф. Двенадцать книг риторических наставлений. — СПб., 1834.
9. Колесникова Л.Н. Обаяние личности как категория риторики. Монография. — Орел, 1998. — 200 с.
10. Колесникова Л.Н. Языковая личность в аспекте диалога культур. — Орел, 2001. — 288 с.
11. Колесникова Л.Н. Риторическая личность преподавателя-филолога в контексте профессиональной культуры. Монография: В 3-х томах. — Орел, 2007. — 472 с.
12. Конецкая В.П. Социология коммуникации. — М., 1997. — 280 с.
13. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном // Школьная роман-газета. — 1997. — № 3 (15). — С. 3-39.
14. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. — СПб., 1994. — 340 с.
15. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. — СПб.: Евразия, 1997.
16. Мирский Э.М. Высшее гуманитарное образование в России в поисках ответов на вызовы XXI века // Высшее образование сегодня. — 2002. — № 1. — С. 18-26.
17. Прохоров Ю. Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев. — М., 1997. — 248 с.
18. Садовничий В.А. Роль образования и науки в переходе к устойчивому развитию // Высшее образование сегодня. — 2002. — № 1. — С. 10-17.
19. Сериков В.В. Образование и личность. — М., 1999.
20. Цицерон М.Т. О наилучшем роде ораторов. — Ревель, 1995. — 128 с.
21. Юнина Е.А. Педагогическая риторика. — Пермь, 1996. — 278 с.
The author shares results of the long-term research about what kind of the modern teacher-professional should be and what is necessary to make for optimisation of preparation of the future teachers.
Key words: the rhetorical approach in education concepts, rhetorical education, rhetorisation of education, rhetorical culture, the teacher-professional, the teacher-ritor, the rhetorical person.
L. KOLESNIKOVA
THE TEACHER-PROFESSIONAL OF THE XXI CENTURY