Л. Н. Колесникова
ОБАЯНИЕ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
LYUDMILA N. KOLESNIKOVA
CHARM AS A UNIVERSAL PERSONAL-PROFESSIONAL QUALITY OF A HIGH SCHOOL MODERN TEACHER
Автор статьи рассматривает обаяние как востребованное современностью универсальное личностно-профессиональное качество преподавателя вуза, способствующее эффективному педагогическому общению.
Ключевые слова: обаяние, харизма, толерантность, аристократизм, интеллигентность.
The author of article considers charm as the universal personal-professional quality of a high school teacher claimed by the present, promoting effective pedagogical dialogue.
Keywords: charm, charisma, tolerance, aristocratism, intelligence.
Процесс модернизации современного образования требует от каждого преподавателя-профессионала особых качеств, востребованных современностью: обаяния, харизмы, интеллигентности, аристократизма, толерантности — качеств, способствующих гармонизирующему диалогу и, следовательно, эффективному педагогическому общению, воздействию и взаимообогащению. К такому выводу мы пришли в результате проведенных бесед с преподавателями и студентами, методических опросов, анкетирования и ретроспективного осмысления лично опыта преподавательской деятельности. Сегодня «мы живем в режиме риторического мышления, потому что во главу угла поставлена важнейшая функция языка — коммуникативная» [7: 177]. Сегодня важно научиться культурно и гармонично общаться, убеждать, воздействовать и взаимодействовать друг с другом.
Для решения проблем эффективности образования, культуры педагогического общения, педагогического мастерства важным, на наш взгляд, является исследование коммуникативной функции, прежде всего, обаяния как универсального, фундаментального и личностно-про-фессионального качества преподавателя вуза и как средства коммуникативного убеждения, воздействия и взаимодействия.
Обращение к истории риторики позволяет увидеть, какую важную роль в воздействии на слушателей оказывала обаятельная личность. Плутарх, например, сравнивая двух ораторов, Демосфена и Фокиона, говорил, что первый был величайший, зато второй самый искусный.
Людмила Николаевна Колесникова
Кандидат филологических наук, доцент Орловского государственного университета, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), член Российской риторической ассоциации, член Союза журналистов России ► [email protected]
Он воздействовал на слушателей не только силой речей, но и безукоризненностью жизни, понимая, что «одно-единственное слово, один кивок человека, внушающего к себе доверие, весит больше пространных доводов» [12]. Вспомним Еврипидовскую Гекубу, которая обратилась к искусному оратору Одиссею:
Не надо слов искусных: обаянием
(выделено нами. — Л. К.)
Своим ты греков покоришь сердца.
Из уст безвестных и вельможных уст
Одна и та же речь звучит различно.
(«Гекуба». Перевод И. Анненского)
Современный преподаватель — это ритор, оратор, передающий свои знания и воспитывающий аудиторию своим словом и нравом, своей личностью, своим речевым поведением.
М. Т. Цицерон в трактате «Об ораторе» пишет: «Вся деятельность и искусство оратора предстает в пяти частях: во-первых, он должен определить, что сказать, затем расположить изобретенное, не только в определенном порядке, но и соответственно весу каждого аргумента; затем стилистически украсить это: после этого удержать в памяти и, наконец, произнести речь эффектно и с обаянием» [15] (выделено нами. — Л. К.).
Одним из родоначальников риторики был Сократ, впервые сделавший беседу (диалог) основным методом философского познания. Диалог Сократа стал способом нахождения истины. Алкивиад указал на тайну обаяния личности Сократа: «... под этой уродливой и вульгарной оболочкой скрывалась такая мощная и в то же время уравновешенная натура, какая в представлении греков могла быть только у Богов» [10: 17-18]. Сократ сам был близок к этому идеалу. Ксантиппа, жена Сократа, удивлялась самообладанию и ровности настроения мужа: «Он у меня всегда возвращается домой точно с таким выражением лица, с каким уходил» [10: 24].
Итак, одна из тайн обаяния заключается в уравновешенности натуры, самообладании и ровности настроения.
В результате исследования мы пришли к выводу о том, что обаятельными личностями, великими мыслителями, риторами, педаго-
гами рождаются и «становятся», что личный магнетизм, обаяние личности — это важная проблема межличностного общения, и современного педагогического общения в частности. Обаяние личности педагога является важнейшим средством коммуникативного воздействия и взаимодействия. Академик В. М. Шепель одним из первых отечественных исследователей обратил внимание на феномен «обаяние». По его мнению, «обаяние — это не столько визуальная привлекательность личности, сколько полнота доверия, душевная расположенность к людям. Быть обаятельным — это своего рода мужество, ибо требуется непрерывная работа над собой» [16: 17-24]. В. М. Шепель справедливо выделяет системообразующие качества личного обаяния: высокая общая и личная культура, саморегуляция, саморасслабление и самовнушение. Ученый называет качества, благодаря которым можно добиться личного обаяния:
- природные качества: коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми), эмпатичность (способность к сопереживанию), рефлексивность (способность понять другого человека), красноречивость (способность воздействовать словом). Эти качества составляют матрицу природных дарований, обозначенных обобщенным понятием «умение нравиться людям»;
- характеристики личности как следствие ее образованности и воспитания. К ним относятся нравственные ценности, психическое здоровье, владение набором человековедческих технологий, таких как: межличностное общение, деловой спич, упреждение и преодоление конфликтных ситуаций, личный ортобиоз;
- качества, связаннные с жизненным и профессиональным опытом личности, выбор своей модели поведения [16: 137-225].
Представляется, что обаяние — понятие сложное и неоднозначное. Есть, например, обаяние молодости: блеск глаз, живость движений, непосредственность реакций, некоторая наивность и горячность суждений. Есть обаяние эффектной внешности, обаяние юмора и серьёзности, обаяние женственности и мужское обаяние, обаяние
мудрости и обаяние простодушия, обаяние интеллигентности, обаяние силы и т. д.
Лингвисты и психологи пытаются понять, в чем секрет обаяния личности. Так, существует термин «фасцинация», переводимый как «завораживание». Среди способов фасцинации выделяют прежде всего особый ВЗГЛЯД (он должен быть прямым, лучистым; если и твердым, то теплым), особый ГОЛОС (богатый в тембровом отношении, гибкий по модуляциям); особый РИТМ РЕЧИ, подобный приятному музыкальному ритму (то возбуждающий, то успокаивающий, но не наскучивающий). Мы разделяем мнение В. И. Шуванова о том, что «главное „фасцинативное" качество рассказчика — это его УМ. Здесь нужен ум особого рода: с одной стороны, высокоимпровизированный, с другой — богато оснащенный словесными конструкциями и их вариациями, с третьей — обостренно ситуативный» [17: 81].
М. Фасмер в «Этимологическом словаре русского языка» отмечает, что слово «обаяние» происходит от глагола «баять» — говорить: «обаяние, обаятель, обаятельный от приставки „О" и глагола „баять", т. е. „заговаривать"» [13, т. 3: 97]. «Баю, баять — баить — „говорить", укр. Баяти „рассказывать", русск.-церк.слав. — баю, баяти „рассказывать, заговаривать, лечить"». (Выделено нами. — Л. К.: «Слово лечит».)
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля отмечены глаголы: «Баить — говорить, болтать, беседовать, рассказывать, разговаривать, толковать, бахорить, бакулить, балабонить, калакать, гамить, Всяк правду знает, да не всяк правду бает. Лучше не бай, глазами мигай, будто смыслишь. Щи хлебай, да поменьше бай. Много знай, да поменьше бай. Много баить не подобает и т. п. „Байкий, байчивый, байливый — разговорчивый, беседливый, обходительный"» [1, т. 1: 39].
По «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, слово «обаяние» — значит: «очарование, притягательная сила. Личное о. Находиться под обаянием кого-чего-н. О. молодости. Обаятельный — ая, ое; -лен, льна. Очаровательный, полный обаяния. О. человек. // Сущ. Обаятельность, — и, ж.» [9: 424].
Следовательно, обаяние понимается как «сильное, приятное, покоряющее влияние кого-н., чего-н.» и «умение говорить, покорять словом».
Обаяние — сложная риторическая категория. Обаятельный человек — это хорошо воспитанный, благожелательный (доброжелательный), интеллигентный, соблюдающий правила приличия, готовый к эффективному диалогу. Обаятельными рождаются и обаятельными становятся. Обаянию можно и нужно учиться. За рубежом, например в Польше, в Варшаве, работает «Школа обаяния».
Мы думаем, что обаяние личности — это основа профессиональной риторической и нравственной культуры преподавателя вуза. Проблема обаяния личности и культуры общения очень важна и актуальна, поскольку в общении формируется личность. Эти замечания важно учитывать педагогу-профессионалу, ибо от его речевого поведения, его отношения к учащимся зависит психологический климат в аудитории, усвоение знаний. Можно сказать, что в целом здоровье человека и здоровье общества зависит от общения.
«Быть — значит общаться диалогически» (М. Бахтин), что предполагает осознание и переживание человеком ценности для него другой личности.
Обаяние — это и умение гармонично общаться и внутреннее состояние человека.
Основа обаяния — талант «привлекать сердца». Это свойство рождается внутри нас, от нашего отношения к себе. В каком-то смысле, педагогу-ритору надо быть «приятным во всех отношениях»: улыбка, комплимент, умение слушать согревают душу собеседника. Притягательность личности — в умении хорошо относиться к себе и доброжелательно — к другим людям. Гуманное, внимательное, доброе, тактичное, уважительное отношение к людям несет в себе основы обаяния.
Обаяние, независимость мышления и поступков — путь не только к уважению и любви окружающих людей, но и к собственной зрелости: «Важно не то, что люди думают обо мне, а то, что Я думаю о них!» Коммуникативная направленность и овладение вербальными и невер-
бальными средствами общения становятся орудием формирования и выражения собственной индивидуальности, своей личности и дают этой личности не только знания того, как действовать и получать новые знания, но и знания того, как быть личностью.
Педагогу необходимо быть обаятельной личностью, уметь доброжелательно и тактично воздействовать на аудиторию и гармонично, продуктивно взаимодействовать с нею, чтобы каждый студент смог ощущать себя счастливым человеком, умным и творческим. Как показал опрос, с удовольствием, «с охотой» посещают занятия тех преподавателей, которые обладают добротой и обаянием. А иностранные студенты всегда благодарят преподавателей: «за улыбку, которая поднимает настроение и помогает учиться».
Отметим важные факты: студенты, посещая учебные занятия «с охотой», с удовольствием, активнее развиваются, становятся более уверенными, смелыми, знающими, успеваемость их улучшается, поднимается их жизненный тонус. В этом они признаются преподавателям и во время занятий и после лекций: «Вас приятно и интересно слушать» (подмечено ценное качество педагога-ритора: «Оратор не тот, кто охотно говорит сам, а тот, кого приятно слушать»): «Вы знаете очень много интересного», «С Вами очень интересно на лекциях», «Вы умеете и можете легко общаться», Вы можете выслушать и понять человека», «С Вами всегда хочется поговорить», «Вы остаетесь остроумной в любой ситуации»; «После Ваших лекций еще дня два „отходишь", размышляя о жизни и о себе».
Таким образом, современный профессиональный педагог-ритор воспринимается студентами как явление в аудитории. Преподаватель уходит из аудитории, а студенты еще надолго сохраняют в своей памяти его образ и долго размышляют над тем, что услышали, поняли, почувствовали и осознали, выходят после лекции обновленными: «Вы замечательный педагог», «С Ваших занятий не хочется уходить», «Спасибо, что Вы есть!!!»
И сам преподаватель наблюдает яркие положительные изменения со студентами, происхо-
дящими на его занятиях и во время сессии. Так, например, студенты Орловского государственного университета признались преподавателю, что под его влиянием некоторые из них (цитируем): «бросили курить, пить, стали уважать девушек-одногруппниц, научились не бояться аудитории, научились высказывать и отстаивать свою точку зрения, научились культурно общаться и вести себя достойно»; «Оказалось, что в нашей группе очень много одаренных молодых людей».
Надо учить так, чтобы студенты могли реализовать свои таланты и способности, чтобы было интересно на занятиях с преподавателем как притягательной и обаятельной личностью. Обаяние личности проявляется по-разному. Это может быть улыбка, особая светлая аура, особый свет, флюиды добра, которые излучают личность в своем взгляде, голос, внешний облик, речевое поведение. Следует помнить о том, что в педагогическом общении заложен огромный личност-ноформирующий потенциал, и преподаватель выступает в качестве активного начала как человек культуры, который выполняет миссию «челове-котворения» (С. И. Гессен),
Иногда слово обаяние используют как синоним слову харизма. Греческое слово харизма — первоначально было богословским термином. Харизмой обладали пророки, законодатели и те, кому сила и влияние были дарованы Богом. Харизма, способность воздействовать не столько на умы, сколько на души и чувства людей, аналогична таким понятиям, как авторитет, репутация, популярность. По мнению Р. М. Фрумкиной, харизма требует непременной публичности. Люди должны видеть и слышать, ощущать магические силы, исходящие от личности. Эта «магия», оцененная как бы беспристрастным наблюдателем, и описывается как харизма [14: 293 -300].
Однако, по мнению других исследователей, харизма — это личное обаяние, притягательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуальными характеристиками, как динамизм, целеустремлённость действий, понимание целей, склонность к лидерству, решительность, экспрессия и др., — всё то, что составляет видовое понятие «харизматиче-
ская личность» [8: 175]. Харизма — необыкновенно сильная способность личности оказывать влияние на других.
Доказано, что существуют две человеческие силы — притяжения и отторжения. Обе эти силы — и положительная, и отрицательная — воздействуют на степень излучения харизмы.
Однако риторическая личность педагога должна базироваться не только на обаянии и харизме, но и на интеллигентности. Современный преподаватель-профессионал должен стать интеллигентным человеком (см. подробно: [4; 5; 6]). Мы думаем, что интеллигентность, прежде всего, выражается понятием «жизненная позиция». В интеллигентности как нравственном качестве личности органически слиты важные составляющие человеческой жизни: свобода, ответственность и духовность.
Мы считаем, что интеллигентами и рождаются, и становятся. Интеллигентный человек — это культурный, обаятельный, творческий человек, способный к диалогическому общению.
Следует различать интеллигенцию как социальную общность и интеллигентность как качество личности. По справедливому мнению академика А. В. Петровского, «интеллигентность — это показатель духовности человека» [11: 121]. На наш взгляд, интеллигентность начинается с ответственного отношения к жизни, к профессии, с определения смысла жизни и своего места в ней. В классическом понимании «русский интеллигент» — это мягкий, тактичный, умный, понимающий, совестливый человек. Слово «интеллигентность» происходит от латинского интеллигенс (понимающий, мыслящий, знающий). Интеллигентную личность характеризуют такие качества, как бесконфликтность, гуманность, скромность, доброта, обаяние, отзывчивость, трудолюбие, мужество, смелость и, конечно же, приобщенность к богатствам мировой и национальной культуры, ориентированность на общечеловеческие духовные ценности. «На Руси всегда были в чести души утонченные, возвышенные... интеллигентные (независимо от принадлежности к определенному сословию)» [2: 47].
Современная интеллигенция России должна быть ответственна за образование, воспитание и разработку педагогических проблем. Современный преподаватель-профессионал обязан стать истинным интеллигентом, ибо «притвориться интеллигентом нельзя» (Д. С. Лихачев).
В настоящее время изменяется и само понятие интеллигент, и внешний вид интеллигента. Представление об интеллигенте как о «человеке в очках, хилом, физически беспомощном» уходит в прошлое. Новое поколение интеллигентов XXI века радует физической и духовной силой, творческой энергией созидания, добра, внутренней и внешней гармонией. Современная интеллигентная личность должна быть готова и способна к диалогу культур, толерантности, взаимопониманию и любви не только к своему «ближнему», но и «дальнему» соседу, представителю иной культуры, веры, национальности.
Сегодня необходимо также развивать и воспитывать вкус к жизни — аристократизм. Аристократизм в контексте педагогической теории означает не форму политического правления, а манеру поведения и образ мышления. Исторически аристократизм связан с культурным институтом так называемой «знати», существующей в любом обществе и на всех стадиях культуры. Когда помыслы и поступки оцениваются как высшие и низшие и низшие исключаются из форм общения, возникает культурный феномен аристократизма. Последний является не только природным явлением, он дается соответствующим воспитанием. Поэтому современный преподаватель-профессионал (в идеале) должен соответствовать философско-риторическому принципу А. П. Чехова: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Преподаватель-профессионал, независимо от преподаваемой им науки, должен стремиться сделать своих студентов культурными людьми. Такое стремление обеспечивается его собственной жизнью, которая может стать для учащихся примером, уроком, моделью поведения. Это значит, что условием эффективности вузовской педагогики является обаяние, интеллигентность и аристократизм самих преподавателей.
Следовательно, каждому современному педагогу необходимо осознать что он — «цвет» нации, ибо он принадлежит к интеллигенции, которая олицетворяет собой «живой дух России» (Мережковский). Именно интеллигенция влияет на формирование культуры в стране. В сфере образования необходимы интеллигентные люди, преподаватели-профессионалы. «На первый план должно выходить не образование, а воспитание, и понимающий это педагог становится из учителя-преподавателя Учителем жизни — только тогда преподавание окажется эффективным» [3: 146] (выделено нами. — Л. К.).
Свою роль преподавателя-филолога и педагога-ритора мы видим в формировании и в воспитании «человеческого в человеке» — в формировании культуры чувств, мыслей, эстетического вкуса, дружелюбия и толерантности, обаяния, аристократизма и интеллигентности как свойств риторической культуры каждой личности студента, в совершенствовании культуры речи, культуры речевого поведения. Важно, чтобы студент научился осознавать себя личностью, готовой к дальнейшему развитию в любой жизненной ситуации, умел воздействовать с помощью слова.
Следовательно, обаяние, харизма, толерантность, аристократизм и интеллигентность — это востребованные личностно-про-фессиональные качества современного преподавателя, это эффективное средство педагогического общения, убеждения, воздействия и взаимодействия.
Считаем, что формирование названных качеств личности будущего преподавателя целесообразно ввести в Государственный стандарт педагогического образования, в такие учебные дисциплины риторического цикла, как риторика (общая и профессиональная — педагогическая), профессиональная педагогическая этика и этикет, культурология и межкультурная коммуникация, академическое красноречие, ораторское искусство, культура педагогического диалога, профессиональная педагогическая имиджелогия, профессиональная риторическая культура преподавателя. Именно вуз, преподаватели вуза
способны сегодня продолжить начатое в семье и школе воспитание и образование личности в процессе преподавания всех гуманитарных наук.
ЛИТЕРАТУРА
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1989.
2. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1.
3. Каган М. С. Воспроизводство Российской интеллигенции как педагогическая проблема // Формирование российского интеллигента в университете / Под ред. В. Е. Триодина. СПб., 2000. Вып. 6. С. 120-152.
4. Колесникова Л. Н. Обаяние личности как категория риторики. Орел, 1998.
5. Колесникова Л. Н. Языковая личность в аспекте диалога культур. Орел, 2001.
6. Колесникова Л. Н. Риторическая личность преподавателя-филолога в контексте профессиональной культуры: В 3 т. Орел, 2007.
7. Колесов В. В. Жизнь происходит от слова. СПб., 1999.
8. Конецкая В. П. Социология коммуникации. М., 1997.
9. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999.
10. Орлова Е. Сократ // Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. М., 1995.
11. Петровский А. В. Психология о каждом из нас. М., 1992.
12. Плутарх. Сравнительное описание: В 3 т. Т. З (Демосфен. Х). М., 1964.
13. Фасмер М. Этимологический словарь. Т. 1. М., 1996.
14. Фрумкина М. И. «Я-концепция» личности. М 1988.
15. Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.
16. Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 2002.
17. Шуванов В. И. Социальная психология менеджмента. М., 1997.