Научная статья на тему 'Риторическая личность'

Риторическая личность Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1487
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИКА / РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РИТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РИТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / МОДЕЛЬ РИТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ / RHETORIC / RHETORIC EDUCATION / RHETORIC CULTURE / RHETORIC PERSON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колесникова Людмила Николаевна

В статье обосновывается актуальность темы, рассматриваются особенности риторики, эволюция понятия «языковая личность» и предлагается иерархическая модель языковой личности; исследуются и вводятся термины: «риторическая личность» и «модель риторической личности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rhetoric Personality

The article covers the relevance of the topic, the features of rhetoric, the evolution of the concept of «linguistic identity». A hierarchical model of linguistic identity is proposed, investigation «rhetoric personality» and «rhetoric model of personality» are introduced and analyzed.

Текст научной работы на тему «Риторическая личность»

Л. Н. Колесникова

РИТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

LYUDMILA N. KOLESNIKOVA RHETORIC PERSONALITY

Людмила Николаевна Колесникова

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного Орловского государственного университета ► коlesnikova7@mail.ru

В статье обосновывается актуальность темы, рассматриваются особенности риторики, эволюция понятия «языковая личность» и предлагается иерархическая модель языковой личности; исследуются и вводятся термины: «риторическая личность» и «модель риторической личности».

Ключевые слова: риторика, риторическое образование, риторическая культура, риторическая личность, модель риторической личности.

The article covers the relevance of the topic, the features of rhetoric, the evolution of the concept of «linguistic identity». A hierarchical model of linguistic identity is proposed, investigation «rhetoric personality» and «rhetoric model of personality» are introduced and analyzed.

Keywords: rhetoric, rhetoric education, rhetoric culture, rhetoric person.

Тема данной статьи актуальна, ибо древнейшая наука риторика содержит ряд категорий, обращение к которым было и должно остаться нормой. Риторика, оценивая то, как есть, учит тому, как должно. Со времен античности риторика всегда рассматривалась в неразрывном единстве слова и дела. В основе риторики — устная речь и человек говорящий, диалогический, общающийся. Риторика — динамично развивающаяся отрасль современного социально-гуманитарного знания и, одновременно, лингвистическая наука, для которой характерно создание новых научных парадигм. Одной из них является учение о риторической личности.

Предлагаемая нами концепция риторической личности диктуется современным взглядом на проблему языковой личности, требует «нового концептуального мышления, которое предполагает умение посмотреть на идею „сверху", проследить, как она соприкасается с другими областями знаний, а детальный взгляд на проблему помогает отыскать решение» [2: 239]. Концепт риторическая личность только еще начинает разрабатываться в науке. Так, например, Г. М. Сагач в 1995 году на основании понятия языковой личности дает понятие личности риторической, обладающей коммуникативной компетентностью, то есть готовностью получать необходимую информацию, убеждать в правоте своих мыслей, влиять на принятие решений, отстаивать свои позиции на основе толерантного отношения к ценностям и интересам других людей [10: 8]. По мнению М. С. Хлебниковой, риторическая личность — это личность, не только демонстрирующая высокий культурно-коммуникативный уровень социализации, а личность воздействующая [11:

437]. Однако исследователь не объясняет, каким образом происходит воздействие личности, справедливо указывая лишь на то, что языковая личность — предмет, изученный современным языкознанием хотя и неоднозначно, но многомерно, категорию же «риторическая» личность еще только предстоит изучать.

Мы думаем, что «языковая личность» является основой, организующей иерархические отношения между другими личностными типами: «речевой личности» (Ю. Е. Прохоров и др.), «коммуникативной личности» (В. П. Конецкая и др.) (См.: [6; 7]). Заметим, что любая речевая и коммуникативная деятельность возможна только на основе языковой способности, языкового сознания, знания языка и владения языком вербального и невербального общения. Поэтому родовым термином, характеризующим разновидности: вторичную языковую личность, речевую и коммуникативную личность, считаем термин «языковая личность». Сегодня целесообразно рассматривать языковую личность в аспекте риторики, выйдя на новый, более высокий уровень — риторический. В связи с этим нами создана иерархическая модель языковой личности, в которой языковая личность является родовой, образующей свои разновидности: речевую, коммуникативную и риторическую личность как высший уровень реализации языковой личности.

Схематически иерархическую модель языковой личности можно представить в виде

ности, где:

1-й (основной, базовый) уровень — это языковая личность;

2-й уровень — речевая личность;

3-й уровень — коммуникативная личность;

4-й уровень — риторическая личность.

Вследствие этого мы вводим в научный оборот понятие и термин риторическая личность и предлагаем рассмотреть теоретико-гносеологическую модель риторической личности.

Возникает вопрос: Чем эта модель отличается от модели Ю. Н. Караулова? В теоретико-гносеологической модели языковой личности Ю. Н. Караулова выделены три уровня: 1) вер-бально-семантический, 2) лингвоконгнитивный и 3) мотивационный [4]. Данная трехуровневая модель позволяет рассматривать качественные признаки языковой личности в рамках трех существенных характеристик — вербально-семан-тической, или собственно языковой, когнитивной (познавательной) и прагматической. Исходя из требований настоящего риторического времени, можно выделить следующий, высший уровень модели языковой личности Ю. Н. Караулова — прагмариторический. Однако этот уровень модели оказался достаточно самостоятельным, поэтому на его основе мы разработали новую модель — модель риторической личности.

В структуре модели риторической личности выделяем три уровня: 1) качественно-оценочный (характеризуются и оцениваются качества личности и речи оратора, ибо «каков человек, такова и его речь; речь — это человек в целом» (Цицерон), «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит» (Квинтилиан);

2) культурно-риторический (оценивается владение риторической культурой, включающей в себя риторическую грамотность и образованность, риторику монолога и диалога);

3) образно-имиджевый уровень (анализируется образ и/или имидж ритора).

Рассмотрим кратко (в объеме данной статьи) три уровня нашей модели риторической личности.

1. Качественно-оценочный уровень модели риторической личности требует от оратора таких необходимых качеств для успешного воздействия и взаимодействия с аудиторией, как: обаяние, артистизм, уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлеченность [8]; доброжелательность, честность, скромность и предусмотрительность

[3; 9]. Соглашаясь с нашими предшественниками, выделим такие важные качества современной риторической личности, как обаяние [5], харизма, интеллигентность, нравственность и аристократизм (с акцентом на первом корне от слова «аристэ» — лучший). Аристократизм в контексте риторической теории означает не форму политического правления, а манеру поведения, образ мышления и речи (если не Я, то кто же?); и обязательно эмоциональность как воздействующее качество речи [6].

Риторическая личность всегда оказывает воздействие на аудиторию всем своим существом: а) своей речью, ибо «речь — это в другого втечь» (русская пословица), содержанием и исполнением речи; б) качествами личности, интеллектом, характером, отношением к аудитории, т. е. словом, делом и нравом (слово «нрав» понимается как: характер, душевные качества, внутреннее свойство человека, манеры общения, стиль поведения, образ жизни и т. д.); в) своим внешним обликом, образом. Так, например, студенты Орловского государственного университета (далее — ОГУ) признаются преподавателю (цитируем): «К Вам на занятия мы ходим с охотой, с удовольствием, потому что Вы добрая, красивая и обаятельная», «На Ваших занятиях у нас нет стресса, мы комфортно себя чувствуем», «Ваша улыбка располагает к общению», «Вы умны и обаятельны», «Вы дарите нам свое тепло и радость общения», «В первую очередь, преподаватель должен быть хорошим человеком, Вы — хороший человек». Таким образом, подтверждаются классические мысли о том, что «прежде, чем стать хорошим оратором (преподавателем. — Л. К.), надо сначала стать хорошим человеком» (Квинтилиан).

2. Культурно-риторический уровень модели предполагает владение оратором риторической культурой, которая включает в себя риторическую грамотность и образованность — риторические знания, умения и навыки, опыт публичных выступлений и умений вести диалог с аудиторией, умений создавать благоприятную творческую атмосферу общения, основанную на уважении и любви к аудитории и предмету речи (не случайно в «Библии» сказано, что «говорить можно

только о том, что любишь и знаешь»). Важен диалог, основанный на любви, «диалог, как душевно-духовное единение людей» (М. М. Бахтин, Л. С. Выготский), когда «душа с душою говорит». Цель всякой речи — добиться согласия, единого мнения со слушателями. Риторические эмоции — это центр речи. Они рождаются от содержания речи, живости ума, риторических знаний и умений. Показателями личностного отношения оратора к предмету речи выступают модусные операторы: «Я люблю, и значит, я живу...»/ «Я не люблю, когда мне лезут в душу... » (В. Высоцкий); «<Мне нравится»/»не нравится»; эмотивные знаки: «О времена! О нравы!» (Цицерон): «Да, были люди...», «Ах, как радостно...» и т. п.

Современный оратор должен уметь «расположить к себе аудиторию, понравиться ей, прежде всего, своим добрым отношением к ней, своим внешним видом, речью: уметь сделать самопрезентацию «Заговори, и я скажу, кто ты» (Сократ), с улыбкой, эмоционально поприветствовать аудиторию («Здравствуйте!», «Добрый день!», «Рад(а) вас видеть!», «Как настроение!», «Как дела!»), похвалить ее («Мне нравится ваше внимание и отзывчивость») сделать ей комплимент («Вы творческие люди», «Как вы быстро все схватываете, ловите на лету!», «Молодцы!»), обратиться с просьбой («Будьте добры, закройте/откройте окно, подвиньте, пожалуйста, кафедру»), уметь заинтересовать, заинтриговать аудиторию («А вы знаете, что..?», «Почему, как вы думаете..?», уметь правильно, эмоционально, с улыбкой попрощаться, оставив приятное впечатление о себе («Спасибо за внимание!», «Всего доброго!», «Желаю успехов!», «Мне было приятно с вами работать!») и т. д. Начинать и заканчивать публичное выступление надо эмоциональным стартом и эмоциональным финишем. Важно создать благоприятную, творческую атмосферу общения, чтобы слушатели не боялись задавать вопросы, и отвечать на вопросы сразу, не откладывая, поддерживать интерес аудитории, вместе с аудиторией приходить к выводам, т. е. говорить не для нее, а — с нею, с аудиторией.

Оратор должен восприниматься как яркое и долго не забываемое явление в аудитории. Так,

например, студенты ОГУ признаются преподавателю (цитируем): «С Ваших занятий не хочется уходить» и т. п.

Следовательно, риторическая культура, качества личности оратора незримо выстраивают его стиль его речевого общения и поведения, снимают агрессию, гармонизируют общение.

3. Образно-имиджевый уровень модели риторической личности предполагает оценку образа и/или имиджа оратора.

«Разведем» эти понятия. Рассмотрим корреляцию слов-терминов: образ и имидж. Образ — понятие многозначное. Известны такие понятия и словосочетания, как образ героя в художественной литературе, образы святых, образ мира, образ русского человека, образ русской природы и т. д. Образ человека — его внешность и духовный мир — ядро каждой национальной культуры, системы ее ценностей. По мнению В. И. Даля, образ — это вид, внешность, фигура, портрет и он связан со временем [1]. Похожие определения находим и в современных толковых словарях. Известно, что «всякий облик есть форма некоего содержания».

Понятие имидж вошло в нашу жизнь в начале 60-х годов ХХ века. Оно происходит от латинского слова imago — «образ», которое связано с другим латинским словом — imitate, то есть «имитировать, воспроизводить». Имидж (англ. image) — образ, т. е. визуальная привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других. Имидж — это искусство «управлять впечатлением», сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо. Имидж человека складывается из совокупности черт внешнего облика, манер, поведения и умения общаться с людьми. Хороший имидж производит впечатление молодости, свежести и здоровья. «Имидж — это искусство обаяния» (В. М. Шепель). Имидж рассчитан на создание благоприятного впечатления, прежде всего, от внешнего вида человека, ибо «по одежке встречают, по уму провожают» (русская пословица).

Итак, имидж — это целенаправленно сформированный образ. Можно сказать, например,

«образ русского интеллигента», но сказать — «имидж русского интеллигента» — невозможно, ибо «интеллигентом притвориться нельзя» (Д. С. Лихачев). Следовательно, образ — это представление о данности субъекта или объекта, а имидж — это целенаправленное, искусственно созданное, благоприятное (или нужное в определенной ситуации общения) впечатление о ком-либо (имидж политика, профессиональный имидж преподавателя) или о чем-либо (имидж фирмы).

Риторическая личность производит, как правило, приятное впечатление. Так, студенты ОГУ написали своему преподавателю (цитируем,): «У Вас всегда гармоничный образ», «У Вас светлая душа», «Нам тоже хочется стать интеллигентными людьми». Именно в процессе общения складывается целостный образ человека. Однако цель понравиться не может быть реализована только с помощью эффектного внешнего вида. Внешность (образ) воспринимается обычно в связи с характером человека, с учетом его деловых, социальных, нравственных, интеллектуальных, эстетических и духовных качеств. Риторическая личность всегда создает особую атмосферу доброжелательного общения и сотворчества, которая благоприятствует активному восприятию и пониманию речи. Аристотель в «Риторике» отметил: «Речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается: оно-то и есть конечная цель всего». Поэтому цель оратора — увлечь аудиторию темой и содержанием речи, помня о том, что «каждый слышит то, что он понимает» (Гете).

В связи с этим вспоминается яркий риторический прием, использованный многоопытным прекрасным оратором академиком В. Г. Костомаровым в самом начале его выступления на одной из Международных конференций МАПРЯЛ. Озорно окинув взглядом достаточно молодую аудиторию, с улыбкой он произнес: «А все знают, что такое МАПРЯЛ?». В зале наступила секундная пауза от неожиданности, и потом раздался смех. Все засмеялись, аплодируя остроумной шутке академика. Кто-то из сидящих

рядом со мной коллег также шутливо ответил: «Обижаешь, шеф!» Такое начало речи привлекло внимание к теме речи, создало дружелюбную и приятную творческую атмосферу, подняло всем настроение и пробудило интерес к речи и к личности оратора. Был использован эффективный риторический прием привлечения внимания аудитории необычным началом речи: «зацепка внимания», «риторический крючок». В этом проявилась и забота ученого о доходчивости и понимании его речи, поскольку в аудитории было много неопытных еще аспирантов (важен учет аудитории). А в душах молодых аспирантов навсегда остался образ остроумного, веселого, интеллигентного и доброжелательного оратора.

Следовательно, оратору надо максимально заботиться о доступности речи, обеспечивая ее понимание; быть обаятельным — уметь «баять» — говорить. Важно, чтобы информация «дошла» до слушателя, была им осмыслена и прочувствована: «Сила речи заключается в ее воздействии на душу» (Платон). «Оратор — всегда воспитатель своей аудитории» (Цицерон).

Итак, главная цель речевой деятельности современной риторической личности основана на античном риторическом принципе: «Учить, радовать, побуждать!». Риторическая личность пробуждает «чувства добрые» (А. С. Пушкин) и развивает творческие способности аудитории своим словом, делом, нравом, образом.

В нашей концепции риторическая личность — это личность, риторически образованная, владеющая риторической культурой, умеющая создавать приятное впечатление о себе, позитивно воздействующая и эффективно взаимодействующая с аудиторией. Риторическая личность — это высший уровень реализации языковой личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2001.

2. Брунер Дж. Психология познания. М., 1987.

3. Волков А. А. Русская риторика. М., 1996.

4. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 2004.

5. Колесникова Л. Н. Обаяние личности как категория риторики. Орел, 1998.

6. Колесникова Л. Н. Риторическая личность преподавателя-филолога в контексте профессиональной культуры: В 3 т. Орел, 2007.

7. Колесникова Л. Н. Языковая личность в аспекте диалога культур. Орел, 2001.

8. Михальская А. К. Основы риторики. М., 1996.

9. Мурашов А. А. Педагогическая риторика. М., 2002.

10. Сагач Г. М. Риторична особиспсть. Як и пвдготува-ти у штш нового типу? // Барви творчосп: Наук.-метод. зб. Ктв, 1995.

11. Хлебникова М. С. Homo loquens в свете современных риторических воззрений // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: Сб. матер. Х Междунар. конф. по риторике. 1-3 фев. 2006 г. М., 2006. С. 435-438.

[хроника]

ТРАДИЦИОННАЯ ВСТРЕЧА РУСИСТОВ (Продолжение. Начало на с. 18, 24, 28)

О значимости результатов семинара его участники говорили на заключительном круглом столе, а также написали в своих отзывах. Все единодушно отметили, что проведение подобных семинаров в культурной столице России, в одном из ведущих российских педагогических вузов, явилось для них ценнейшим профессиональным стимулом, осуществлением реальной поддержки русского языка и русской культуры на территории стран-соседей. Учителя, преподающие русский язык за рубежом, испытывают острую необходимость в поддержке, прежде всего информационной и методической, со стороны России. К сожалению, недостаточное финансирование семинара не позволило пригласить на него учителей из Казахстана, Киргизии и Таджикистана, активных участников семинаров прошлых лет.

Все участники отметили широкие возможности применения новых знаний и полученного на семинаре опыта

в преподавании русского языка. Общая атмосфера доброжелательности и сотрудничества, высокий уровень профессионализма стали залогом успешного проведения мероприятия. Приведем лишь один фрагмент из коллективного отзыва учителей из Белоруссии: «Практическая направленность семинара позволит нам в своих учебных заведениях продолжить работу по формированию речевой и языковой культуры учащихся с учетом современных тенденций. Мы благодарны организаторам семинара за подаренную литературу, которая будет использована в нашей педагогической деятельности. На школьных и районных методических объединениях мы поделимся полученной информацией и позитивными впечатлениями от встреч с коллегами из стран ближнего зарубежья — нашими единомышленниками. Надеемся, что данный семинар будет иметь продолжение».

(Окончание на с. 62)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.