Л.Н. КОЛЕСНИКОВА, доцент кафедры РКИ Орловского государственного университета Тел. моб.8-961-622-96-35; [email protected]
ВОЗДЕЙСТВИЕ ВНЕШНЕГО ВИДА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И РИТОРИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМЫ
В данной статье исследуется воздействие внешнего вида и невербального поведения преподавателя на аудиторию как важные психолого-педагогиче-ская и риторическая проблемы.
Ключевые слова: внешний вид, невербальное общение, качества личности.
Образ человека, его внешность и духовный мир - это ядро каждой национальной культуры, системы ее ценностей. Интерпретация внешнего облика, включающая превосходные (уничижающие) оценки, обусловливает направление преобразовательной активности субъекта, а вместе с тем и выбор стратегии взаимодействия, отношения к другому, выбор способа бытия. Внешний облик становится ценностью, занимающей одно из первых мест в иерархии ценностей. Культуру внешности мы понимаем как соответствие внешнего облика человека общепринятым нормам и образцам, в основе которых лежат этико-эстетические представления общества. Мысль, чувство, тело человека - все едино. За конкретным образом преподавателя всегда кроется личность - та внутренняя основа, на которой базируется речевое поведение. Внешний вид - это своеобразная визитная карточка личности преподавателя.
Согласно социологическим исследованиям, только 19% учителей удовлетворены своим внешним видом [Шепель, 2002: 58]. Недовольство собой, своим внешним видом проявляется в негативном и часто агрессивном речевом поведении педагога, чем и обусловлены многие болезни учащихся. Как показывают исследования ученого-медика В.Ф. Базарнова, у агрессивно настроенных учителей дети болеют на 54% чаще, чем у их коллег, настроенных доброжелательно к ученикам [Шепель, 2002: 60]. На преподавателя всегда смотрит его аудитория, поэтому ему надо иметь приятный, располагающий к продуктивному общению внешний вид. Это имеет прямое отношение к профессиональной компетентности педагога, является важным показателем его педагогико-риторической культуры. В ходе данного исследования было выявлено, что доминирующим образом «школы» является образ войны, который охватывает как взаимоотношения учитель - ученик, так и процесс учебы и сопутствующие ему атрибуты: «Учитель идет в класс - идет Кутузов бить французов» (РШФ). Стоит ли удивляться тому, что и современные выпускники школ с облегчением вздыхают: «Закончился ад кромешный!»
В педагогическом общении важно учитывать не только вербальные, но и невербальные способы воздействия. Тот, кто знает язык тела, знает больше, чем другие. Язык тела - это бессознательные сообщения, посылаемые мозгом, которые являются внешним отражением эмоционального состояния человека - его чувств. Поэтому можно совершенствовать дух, душу, мысль, качества личности через изучение и совершенствование языка телодвижений, языка внешнего вида. Когда-то А.С. Макаренко писал по этому поводу: «Я убежден, что в будущем в вузах обязательно будут
© Л.Н. Колесникова
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
преподаваться и постановка голоса, и поза, и владение своим организмом, и своим лицом; без такой работы я не представляю себе работы преподавателя. Для меня в моей практике, как и для многих опытных учителей, такие «пустяки» стали решающими: как стоять, как сидеть, как подняться со стула из-за стола, как повысить голос, улыбнуться, как посмотреть. Нас этому никто не учил, а этому можно и нужно учить, и в этом есть, должно быть, большое мастерство». Воспитание культуры внешности базируется на формировании представления о человеческой красоте как гармоническом единстве внутреннего и внешнего в человеке. Поэтому целесообразно в вузе формирование духовных, этических, нравственных, интеллектуальных и эстетических качеств личности через внешние их проявления. Совершенство духа идет через совершенство тела.
Сегодня важно, чтобы профессиональное педагогическое и риторическое образование в классическом университете было не только сосредоточено на проблеме общения как коммуникации, но и ориентировалось на реализацию принципов стиля нового педагогико-риторического мышления, создавая тем самым предпосылки для развития способностей профессионального и личностного самоопределения, становления положительной «Я-концепции» будущего преподавателя-про-фессионала. «Внешний вид - это своеобразная визитная карточка личности преподавателя. Первое впечатление складывается о преподавателе, как и о любом человеке, по его внешнему виду. Как правило, на основе только одного кратковременного восприятия мы вынуждены оценивать людей и выбирать кажущийся нам наиболее разумный способ поведения и действий по отношению к ним. Первое впечатление - сложный психологический феномен, включающий в себя чувственный, логический и эмоциональный компоненты. В него входят те или иные особенности облика и поведения человека, оказавшегося объектом внимания и познания. Кроме того, первое впечатление содержит более или менее осознаваемые и обобщенные оценочные суждения. И, наконец, в нем всегда присутствует эмоциональное отношение к тому человеку, который оказался в центре нашего внимания. Эмоциональное восприятие слушателями оратора опережает логическое осмысление его речи, «эмоцио» идет впереди «рацио». Поэтому каждому педагогу необходимо
знать о том, что внешнее восприятие его облика осуществляется в первые секунды его появления перед слушателями.
Внутренняя культура и благородство (или низость) человека проявляются в его внешнем виде, в манере поведения. «В общении, в особенности на его старте, - все личностное: внешность, одежда, опыт, знания, проявление эмоций» [Грех -нев, 1990: 36]. Внешний вид преподавателя (оратора) сказывается на передаче знаний и возбуждении эмоций в аудитории. Можно сформулировать принцип: для оратора важно определить с возможной точностью отношение к себе со стороны всех групп аудитории и продумать средства преодоления отрицательных эмоций и укрепления положительных. Риторическая практика накопила довольно много приемов воздействия, например, «зацепить внимание» - в самом начале речи - внешним видом, походкой, позой, жестом, улыбкой, взглядом, голосом, интонациями, манерой общения и т.д. Преподавателя оценивает исключительно его аудитория. То, что увидит аудитория, может серьезно повлиять на восприятие ею речи педагога, на взаимодействие с ним. Подтвердим это образом учителя, описанным в повести В.Ф. Тендрякова «За бегущим днем»: «Уро -ки Ивана Поликарповича были бесхитростно просты ... Самый вид Ивана Поликарповича, внушительно высокого, насмешливо спокойного, украшенного благородной сединой, заставлял уважительно относиться к тому, что он говорил...» [Тендряков, 1985: 208-210].
Невольно вспоминается и подтверждается справедливая мысль Цицерона: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит». В связи с этим возникает проблема изучения «языка внешнего вида учителя» [Ладыженская, 1986] или «фактора внешности» [Стернин, 2003: 47]. Существуют объективные факторы субъективного восприятия и оценки внешнего вида оратора. Поэтому целесообразно рассматривать сигналы тела блоками или группами, чтобы понять их правильно. О том, что внешность педагога оказывает огромное влияние на учащихся, свидетельствуют многие факты (положительные и отрицательные). Поскольку «все познается в сравнении», проиллюстрируем теперь негативное воздействие внешнего вида педагога на аудиторию (дабы никого не обидеть) примерами из русской классической литературы, например из произве-
дений В.Г. Короленко («История моего детства»): «Географ Самаревич больше всех походил на Ло-тоцкого, только в нем не было ни великолепия, ни уверенности. Тонкий, высокий, сухой, желтый, он говорил всегда врастяжку, звенящим, не то жалобным, не то угрожающим голосом. По коридорам, как и Лотоцкий, ходил журавлиным шагом, как будто переступая через лужи. За металлические дверные ручки брался не иначе, как сдвинув рукав и покрыв сукном ладонь. Взойдя на кафедру, останавливался, как Лотоцкий, всегда в одной позе, держась за клок волос, по странной игре природы торчавший у самого горла (борода и усы у него не росли). Класс стихал. Становилось жутко. Тонкая длинная шея Самаревича, с большим кадыком, змееобразно двигалась в широком воротнике, а сухие, желчные глаза обегали учеников справа налево. В выражении глаз и лица чувствовалась беспредметная злоба и страдание. В эту жуткую минуту по классу, следуя за колющим взглядом Самаревича, пробегала полоса мертвящего оцепенения...» [Короленко, 1948: 197].
Мы наблюдаем, как качества личности описанного «педагога» проявляются в его внешнем облике и поведении, оказывая на учеников «мертвящее оцепенение». Следовательно, мы еще раз убедились в том, что внешний вид и все невербальное поведение педагога свидетельствуют о его «нраве» - характере и психическом здоровье, о его отношении (добром или агрессивном) к окружающим. Аудитория чувствует это и реагирует соответствующим образом. Следовательно, внешний облик должен говорить о преподавателе только то, что педагог хочет сказать. Любая одежда есть не что иное, как способ самовыражения личности, самопрезентации. Желательно, чтобы внешний вид педагога всегда производил приятное впечатление, располагающее к общению, взаимодействию, гармонизирующему диалогу.
Неучительский вид производит неприятное впечатление на учеников. Подтвердим это следующими примерами: «Вошел новый учитель немецкого языка, Борис Борисович Кноп. Это была маленькая, тщедушная фигурка. Такие фигурки часто попадаются между фарфоровыми статуэтками: в клетчатых штанах и синем фраке с длинными, узкими рукавами. Он шел тихо, медленною походкой, которую ученики назы-
вали «раскорякой». В Борисе Борисовиче ничего не было учительского. Встретив его на улице, можно было бы принять его за портного, садовника, мелкого чиновника, но не за учителя» (Гарин-Михайловский).
Современные учащиеся также отмечают, что внешний вид педагога оказывает огромное воздействие на них: «Я в школу больше не пойду. Наша училка на Бабу Ягу похожа», - заявляет второклассник своей бабушке. «В школу не хочется идти, наша классная руководительница все время ходит «в черном». Такую тоску наводит!» и др. (из речи современных школьников).
Итак, следует помнить важную психологическую закономерность: наше восприятие другого человека начинается с первого взгляда на его внешний облик, и здесь срабатывает наша реакция на все яркое, красивое: внешне эффектное обязательно притягивает, возбуждает интерес, заставляет реагировать на это. И если педагог не хочет разрушать целостность восприятия его учащимися, он должен заботиться о своем внешнем облике, стремиться быть образцом безукоризненного вкуса, чистоты, опрятности и аккуратности [Грехнев, 1990: 37].
Одежда и ее цвет всегда несут важную информацию о человеке, о его роде занятий, половой принадлежности, происхождении, вкусах, настроении и особенностях личности: «... на уровне подсознания мы всегда фиксируем эту информацию друг о друге. Поэтому к тому моменту, когда мы встречаемся и вступаем в беседу, мы фактически уже поговорили друг с другом на более старом и универсальном языке» [Эдисон Лурье «Язык одежды»]. Установлено, что одежда составляет 90% всего того, что люди видят перед собой, когда смотрят на нас. «По одежке встречают...» до сих пор. Социологи полагают, что одежда, мода является языком знаков, невербальной системой коммуникации. Действительно, стоит нам посмотреть на человека, как мы, даже ещё не поговорив с ним, проникаемся к нему чувством симпатии или антипатии.
Дж. Маллой вспоминает, когда он работал учителем английского языка в школе и одновременно занимался своими исследованиями, ему предложили тему: «Одежда преподавателя и её воздействие на учеников». Он пришел к следующим выводам: цвет, рисунок, покрой одежды учителя серьезно влияют на отношение, внима-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
ние, поведение учеников. Учительница в пригороде может носить яркое платье с узорами, похожее на персидский ковер, и восприниматься учениками, в то время как в городе нужны более сдержанные тона. Один и тот же костюм может быть для одного учителя спасением, для другого - бедой. Преподавательницы 40-50 лет, ко -торые выбирают мягкие, очень женственные фасоны одежды, производят на учеников (студентов) впечатление авторитетных мам, что вполне приемлемо для успешной работы. Но такой же кос -тюм совершенно не пригоден для молоденьких учительниц [Маллой, 1975: 5].
Очевидно, что для педагога важно иметь яр-
кую, самобытную «Я-концепцию» в презентации своей персоны аудитории, желательно иметь обаятельную и интеллигентную, оказывающую приятное впечатление внешность [см. подробно: Ко -лесникова, 1998, 2001, 2007].
Нами были проведены анонимное анкетирование и опрос среди 150 студентов разных факультетов Орловского государственного университета (читать далее - ОГУ). Надо было дать оценку воздействия внешнего вида преподавателя на аудиторию (положительную и отрицательную). В результате были получены следующие данные (лексика представлена студенческая, аутентичная):
Таблица 1 - Оценка воздействия внешнего вида педагога
Положительная оценка Отрицательная оценка
Располагающая, яркая, привлекательная, приятная, ухоженная внешность. Хорошая, красивая прическа, ухоженные волосы, руки, ногти, всегда маникюр. Приятный, свежий запах, сдержанный парфюм. Свежее дыхание. Умелый, уместный, неяркий макияж. Дневной макияж. Неброская, современная одежда успокаивающих, гармоничных цветов, отглаженная, аккуратная, ухоженная одежда. Однотонная, строгая одежда, соответствующая месту работы, возрасту. Стильная, со вкусом, выразительная, яркая, красивая, но не кричащая одежда. Классический стиль, но с заметными аксессуарами. Деловой стиль, безупречность. Чистая одежда, чистая обувь. Вызывающая, с дефектами, неприятная, неухоженная внешность. Растрепанный вид. Нерасчесанные, растрепанные волосы, грязные ногти, неумытое лицо. Тяжелые запахи парфюма, у некоторых - дикий запах табака, пота, алкоголя. Несвежее дыхание, сильный, дурной запах. Много косметики на лице. Авангардный, яркий макияж. Броская одежда различных ядовитых цветов, иногда старомодная. Неприятное цветовое решение в одежде, несоответствие деталей одежды друг другу. Растянутая одежда, не соответствующая возрасту и статусу. Небрежное, невнимательное отношение к своему внешнему виду. Грязная, мятая одежда, грязная обувь.
Уместность одежды. Неуместная одежда и аксессуары. Слишком много бижутерии.
Скромность, элегантность в одежде. Вальяжность в одежде, слишком яркая (праздничная) одежда.
Оригинальность в одежде. Вульгарность, вычурность.
Строгость в одежде. Относительная свобода выбора в одежде. Излишняя строгость. Излишества в одежде.
Стиль в одежде должен быть неким примером сочетания вкуса, цвета в одежде, не портить облик человека. Безвкусица в одежде. Разноцветная, неподходящая одежда, подчеркивающая недостатки.
Чистоплотность. Аккуратность. Опрятность. Нечистоплотность. Неаккуратность. Неопрятность, неряшливость.
Умение создать свой собственный стиль в одежде, имидж знающего, обаятельного преподавателя. «Непреподавательский» вид. Вид, не внушающий доверия. Неприятный, отталкивающий вид.
Внимательно изучив полученные характеристики и оценки внешнего вида преподавателей, мы пришли к выводу о том, что студенческой аудитории всегда нравятся аккуратные, чистоплотные, элегантные, обаятельные преподаватели, одетые современно, со вкусом. Желательно, чтобы преподаватель одевался в соответствии с требованием времени, местом выступления, составом слушателей, т.е. уместно. Выяснилось, что педагогу очень важно иметь преподавательский вид.
Данное наблюдение необходимо взять на вооружение всем преподавателям. Хорошо известно, что большинство современных преподавателей составляют представительницы прекрасного пола. Поэтому задача нашего современного образования - воспитать прежде всего девушку, ибо «воспитывать девочку - это воспитывать самое общество, потому что оно исходит из семьи, где душою является женщина» (Ж. Мишле). Подтвердим эту мысль фрагментом из рассказа В. Распутина «Уроки французского»: «В первое время в школе я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку. У нас в деревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому он звучал вволюшку, а у Лидии Михайловны он был каким-то мелким и легким, так что в него приходилось вслушиваться. Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая в одежде и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание...» [В. Распутин. «Уроки французского»] (выделено нами. - Л.К.). Мы еще раз убеждаемся в огромном влиянии языка внешнего вида и самой личности педагога на учащихся: «аккуратная, вся умная и красивая, красивая в одежде и в своей женской молодой поре»; голоса учительницы - «в него приходилось вслушиваться» - и запаха - «доходил запах духов от нее», который воздействует на ученика, как «самое дыхание».
Педагогу необходимо найти свое любимое выражение лица. Лицо — это отражение внутреннего мира человека, это зеркало его впечатлений, переживаний, дум и страстей. По лицу можно определить, благородный или вульгарный собеседник, ибо, сам того, может быть, не осознавая, он повинуется великому закону природы, которая требует гармонии между душой и телом; и на этом-то символическом принципе основаны все
системы предсказаний. Цицерон считал, что все чувства оратора должны быть выражены или, лучше сказать, выжжены на его собственном лице. Согласно М. Арджайлу, лицо способно выразить семь основных групп эмоций: счастье, удивление, страх, печаль, гнев, отвращение (презрение, заинтересованность), интерес [Арджайл, 1975: 214]. По данным другого известного исследователя кинесики Р. Бёрдвистла, в выражении лица участвуют 55 компонентов, сочетание которых способно передать до 20 тысяч смыслов [ВМ№181е11, 1970: 221]. Следовательно, будущих педагогов необходимо учить считывать невербальную информацию о самочувствии и настроении учащихся, уметь читать по выражению их лиц. Педагог должен хорошо знать кинетику, мимику и физиогномику. (Отсылаем читателя к названным выше авторам). Эти науки необходимо изучать всем, кто работает с людьми; эти науки надо преподавать и изучать в педагогическом вузе.
Педагог должен уметь «читать по глазам». «Посмотри мне в глаза», - говорит педагог провинившемуся ученику, когда хочет узнать правду. Преподаватель должен знать, почему у студента широко раскрыты глаза. Функции широко раскрытых глаз — стремление видеть лучше. Но причины для этого бывают разные. У кого-то глаза широко раскрыты от удовольствия, от приятного сюрприза. Такое же выражение лица, но в более приглушенной форме у человека, говорящем о чем-нибудь волнующем его. Широко раскрытые глаза всегда привлекают к себе больше внимания, так как являются сигналом одобрения и вызывают положительные эмоции. Когда люди говорят или слушают, они отмечают широко раскрытыми глазами заинтересовавший их объект. Глаза - это и «зеркало души», и важнейший знак невербального общения. Глаза воспеты художниками и поэтами прошлого и настоящего. Глаза - это и «колдовское озеро», и вечная тайна:
«Как неразгаданная тайна,
Живая прелесть дышит в ней.
Мы смотрим с трепетом тревожным
На тихий свет её очей...» (Ф.И. Тютчев).
Кстати, именно такое поэтическое послание на выпускном вечере получила одна из преподавателей на выпускном вечере от своих студентов. Видимо, глаза педагога играют особенную роль в педагогическом общении. По глазам определяют
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
характер человека и его интеллект [см. Колесникова , 1998]. Таким образом, «фактор взгляда» [Стернин, 2003: 51] является определяющим в общении. Приветливый, с улыбкой, кратковременный взгляд в глаза рассматривается как сигнал положительного отношения, заинтересованности, симпатии, стремления к контакту.
Взгляд является наиболее естественным средством невербального общения. Как язык телодвижений различается у разных народов, так и продолжительность взгляда зависит от того, к какой нации принадлежит отдельный субъект. Так,
жители Южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других народов, а японцы смотрят скорее в шею, чем в лицо. Именно поэтому, прежде чем делать какие-либо выводы, педагогу, особенно преподавателю русского языка как иностранного (читать далее - РКИ), необходимо учесть национальную принадлежность студентов и индивидуальность каждого из них.
Предполагаем, что любому преподавателю для успешного педагогического общения необходимо знать следующую таблицу.
Таблица 2 - Виды взглядов, их трактовка и рекомендуемые действия
Взгляд и сопутствующие движения Трактовка Необходимо
Подъем головы и взгляд вверх Подожди минуту, подумаю Прервать контакт
Движение головой и насупленные брови Не понял, повтори Усилить контакт
Улыбка, возможно, легкий наклон головы Понимаю, мне нечего добавить Продолжить контакт
Ритмичное кивание головой Ясно, понял, что тебе нужно Продолжить контакт
Долгий, неподвижный взгляд Хочу подчинить себе Действовать по обстановке
Взгляд в сторону Пренебрежение Уйти от контакта
Взгляд в пол Страх и желание уйти Уйти от контакта
Педагогу необходимо изучать и риторические приемы визуального общения во время публичного выступления. Взгляд оратора имеет для аудитории большое значение. Слушатели думают, что если оратор смотрит на них, то их мнение и оценка для него важны, что заставляет их слушать более внимательно. Предлагаем некоторые наиболее важные приемы по использованию взгляда в ходе лекции:
• Педагог должен смотреть на всех в аудитории попеременно.
• В большой аудитории надо «разбить» (мысленно) зал и слушателей на секторы и медленно переводить взгляд в процессе лекции с одного сектора на другой, не оставляя никого без внимания. Отводить взгляд от аудитории иногда можно ненадолго - при формулировании некоторой мысли, затем надо вновь установить визуальный контакт со слушателями.
• Нельзя смотреть в противоположную стену «поверх» слушателей, в окно или на потолок, гля -дя в пространство, так как это вызывает недоверие и раздражение аудитории. Создается впечатление, будто оратор говорит для себя или репетирует, запоминает свою речь.
• Преподаватель должен не только говорить для аудитории, но и вместе с аудиторией сораз-мышлять. Именно поэтому необходим постоянный визуальный контакт со слушателями, от ко -торых должен идти ответный визуальный сигнал понимания или вопроса.
Необходимо добиваться рефлексивного слушания на протяжении всей лекции. Вот что пишет П.Н. Полевой о лекциях академика И.И. Срезневского и о воздействии его внешности: «Это было что-то чрезвычайно увлекательное, образное, яркое , богатое любопытными и новыми (для нас, первокурсников) фактами - и как это было чудесно изложено, как сгруппировано, как прямо вело к определенным и ясным выводам! При этом много влияла сама внешность профессора: его смуглое лицо было подвижно и выразительно, а его черные большие глаза горели таким огнем, так превосходно дополняли его речь, так привлекали к нему наше юношеское внимание, что им нельзя было не увлечься, ему нельзя было не довериться, не предаться всей душой!» (выделено нами. -Л.К.) [см. подробно: Л.Н. Колесникова: Монографии, 1998, 2001, 2007].
Современный преподаватель должен владеть приемами эффективного визуального воздействия на аудиторию, знать способы гармоничного взаимодействия с нею, уметь воздействовать взглядом и улыбкой. Умение улыбаться - это и наука, и искусство. По нашим наблюдениям, не все студенты способны улыбаться. Как правило, у таких студентов постоянное, застывшее «каменное» выражение лица. Очень трудно бывает их «уговорить» улыбнуться. Видимо, это связано с фобией общения и неуверенностью в себе. Важно помнить о том, что улыбка - важное средство общения. Особенно велика роль улыбки в профессиональном педагогическом общении. Улыбка может реализовать несколько смыслов, например, симпатию по отношению к партнеру, просто хорошее настроение, личностное свойство чело-века-оптимиста, вежливость («дежурная улыбка»), притворство по отношению к партнеру («улыбка Макиавелли») и др. Дейл Карнеги одним из первых методически тонко и профессионально заговорил о роли улыбки в процессе общения. «Улы -байтесь!» - призывал он. Заметим, что, например, улыбка в Америке является служебной обязанностью. Кто не хочет и не умеет улыбаться, часто теряет рабочее место. Хорошо бы и в нашей стране возвести улыбку в закон жизни. Сколько бы это принесло здоровья и счастья всем людям, особенно в педагогических коллективах.
Студенты ОГУ отметили, что личные качества и внешний вид преподавателя оказывают на них огромное влияние (цитируем): «Большое значение имеют личные качества преподавателя: его характер, манера говорить, внешний вид, отношение к аудитории». Истинный, профессиональный преподаватель тот, к кому «тянутся» люди, с кем интересно и приятно общаться, как написали студенты: «Если честно, Вы тот преподаватель, к которому на пару идешь с охотой, потому что Вы добрая, красивая и обаятельная.», «Вы замечательный педагог», «С Ваших занятий не хочется уходить». Подтверждаются мудрые мысли античных философов: «Учить может только тот, кто нравится ученику» (Сократ); «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится» (Ксенофонт).
Студенты написали, что их любимый преподаватель всегда производит хорошее впечатление, потому что он интеллигентен и обаятелен: «Вы всегда производите хорошее впечатление!»,
«Вы очень интеллигентны», «Вы так обаятельны!», «У Вас всегда гармоничный образ», «Вы умны и обаятельны», «Вы покоряете нас своей интеллигентностью!».
Выяснилось, что студентам нравится речевое мастерство педагога: «Ваша речь очень красива», «У Вас звучный, приятный голос»,
«У Вас открытая душа», «Вы всегда четко излагаете мысль. У Вас очень приятный голос, который прекрасно воздействует на наше со -знание. Вы красива, обаятельна. У Вас богатая мимика, которая притягивает. У Вас всегда гармоничный вид. И, может быть, это одно из самых важных моментов в Вашем успехе». Студенты обратили внимание на красоту и логичность речи преподавателя; на воздействие невербальных средств общения: внешнего вида («красива и обаятельна»), голоса («приятный, звучный»), мимики («богатая, которая притягивает»), «гармоничный вид» преподавателя.
Следовательно, гармоничный внешний вид преподавателя, интеллигентность, артистизм и обаяние преподавателя становятся его «педагогическим инструментом», своеобразной «дирижерской палочкой», с помощью которой он управляет учебно-воспитательным процессом [Колес -никова, 2007].
И завершить наш обзор хотелось бы анонимным студенческим посланием одному из преподавателей ОГУ, которое содержит, на наш взгляд, общий вывод по теме: (цитируем): «Изначально, мне с первого знакомства с Вами очень Вы понравились как преподаватель, как человек, как женщина. Вы необыкновенно замечательный, добрый, искренний человек. У Вас отличное расположение к студентам. Посещая именно Ваши занятия, я как будто попадаю в другое измерение, то есть я слушаю очень внимательно, все запоминаю и улавливаю. Мне нравится слышать Вашу речь, темп голоса, звук, интонации, я обретаю состояние полного удовлетворения. Я стараюсь тоже быть культурным, образованным человеком» (важен личный пример преподавателя как образец для подражания. - Л.К.).
Таким образом, подтверждается классическая мысль о том, что «прежде, чем стать оратором (преподавателем. - Л. К), надо сначала стать хорошим человеком» (Квинтилиан). Педагогический процесс не существует без общения и без участников этого общения - педаго-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
гов и учащихся. «Поэтому атмосфера обращенности к человеческой личности должна проникать во все структуры педагогического процесса, обеспечивая его ориентацию на гуманитарное развитие студентов» [Сластенин, 2001: 25]. Философско-педагогическая мысль А.П. Чехова о том, что «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», приобретает се-
годня важное актуально-воспитательное значение.
Следовательно, воспитание культурой собственного облика и культурой речевого поведения очень важно. В современном вузе формировать культу -ру внешности и поведения будущих педагогов можно на занятиях по риторике, профессиональной этике и этикету, речевой коммуникации, деловому общению, имиджелогии.
Библиографический список
1. Гарин-Михайловский А. Детство Темы. - М., 1957.
2. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. - М., 1990. - 144 с.
3. Квинтилиан М.Ф. Двенадцать книг риторических наставлений. - СПб., 1834.
4. Колесникова Л.Н. Обаяние личности как категория риторики. - Орел, 1998.
5. Колесникова Л.Н. Языковая личность в аспекте диалога культур. - Орел, 2001.
6. Колесникова Л.Н. Риторическая личность преподавателя-филолога в контексте профессиональной культуры. В 3-х томах. - Орел, 2007.
7. Короленко В.Г. История моего детства. - М., 1948.
8. Красношлыкова О.Г. Имидж педагога - условие успешной профессиональной деятельности. - Кемерово, 2002.
9. Сластенин В.А. Профессиональная деятельность и личность педагога // Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 36-48.
10. Стернин И.А. Практическая риторика. - М., 2003.
11. Тендряков В.Ф. За бегущим днем. - М., 1985.
12. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - М., 2002.
KOLESNIKOVA LN.
INFLUENCE OF TEACHER’S APPEARANCE AS PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL AND
RHETORICAL PROBLEMS
Influence of teacher’s appearance and nonverbal behaviour on an audience as the important psychological, pedagogical and rhetorical problems is considered in article.
Key words: appearance, nonverbal dialogue, qualities of the person