Научная статья на тему 'Формирование риторической культуры студентов в современных социокультурных условиях'

Формирование риторической культуры студентов в современных социокультурных условиях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1522
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УСТНОЕ ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ / ОРАТОР / КРАСНОРЕЧИЕ / RHETORICAL CULTURE / ORAL PUBLIC STATEMENT / ORATOR / ORATORY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Миронова Юлия Вячеславовна

В статье рассматриваются вопросы формирования, развития и совершенствования риторической культуры студентов в современных социокультурных условиях жизни общества, описываются риторические модели построения текстов устных публичных выступлений разных риторических жанров в соответствии с законами и «золотыми» правилами риторики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RHETORICAL CULTURE OF STUDENTS IN MODERN SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS

The article deals with the formation, development and improvement of the rhetorical culture of the students in today's social and cultural conditions of society, rhetorical models of public speaking texts construction of different rhetorical genres consistent with rhetoric laws and «golden» rules are described.

Текст научной работы на тему «Формирование риторической культуры студентов в современных социокультурных условиях»

Ю.В. Миронова,

кандидат философских наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Липецкий филиал

ФОРМИРОВАНИЕ РИТОРИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

FORMATION OF RHETORICAL CULTURE OF STUDENTS IN MODERN SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS

В статье рассматриваются вопросы формирования, развития и совершенствования риторической культуры студентов в современных социокультурных условиях жизни общества, описываются риторические модели построения текстов устных публичных выступлений разных риторических жанров в соответствии с законами и «золотыми» правилами риторики.

The article deals with the formation, development and improvement of the rhetorical culture of the students in today's social and cultural conditions of society, rhetorical models of public speaking texts construction of different rhetorical genres consistent with rhetoric laws and «golden» rules are described.

Конец XX — начало XXI века — время глобальных перемен в жизни общества, связанных со становлением новой парадигмы научного знания — антропоцентрической, в центре внимания которой человек в разных аспектах его рассмотрения. Начало нынешнего столетия в России также ознаменовано информационным взрывом, оказавшим влияние на все сферы деятельности человека. XXI век — век высоких информационных, энергосберегающих технологий — дал человечеству современную технику и технологии, всё, что экономит время, решая проблему его дефицита, облегчает труд, предоставляет человеку самые широкие возможности для реализации своего творческого потенциала, создает условия для интеллектуального труда, обеспечивая сохранность продуктов такого труда, расширяет горизонты познания и способствует внутреннему росту, самопознанию и самосовершенствованию человека. Главное — научиться использовать эти созданные человеком и для человека материальные блага во благо.

Ещё одно благо, но не материальное, а духовное, которое мы получили давно благодаря древним грекам, — риторика (греч. гЬе1оЛе — ораторское искусство) — филологическая дисциплина, объектом которой

является теория красноречия (дар убеждения словом), ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах устной и письменной речи), сопряженная с поэтикой как теорией художественного слова, стилистикой, которая учит сознательному и целесообразному использованию законов языка и языковых средств, и культурой речи, которая даёт представление о правильной, логичной, точной и выразительной речи.

Целесообразное и умелое использование благ материальных, данных нам благодаря прорыву в информационном мире, возмож -но лишь тогда, когда человек, создавший их, будет использовать информационные потоки разумно, умеренно, не абсолютизи -руя ценность готовых знаний, полученных им из Интернета, но заботясь о приобрете -нии знаний в процессе самостоятельного творчества, постоянного поиска, интеллек -туального труда. Человек должен знать, что техника дана ему лишь в помощь, чтобы его деятельность была более мобильна, опера -тивна, но никакая «умная машина» не мо-жет заменить тот созидательный труд, в процессе которого происходит становление личности человека.

Таким созидательным трудом и является риторический труд, способствующий обретению риторического образования, которое позволяет человеку состояться как личности сведущей, имеющей сформированное мировоззрение, способной мастерски отстаивать правильность собственной точки зрения, принимать решения, согласуя слово с делом, представлять собой человека, речь которого не может оставить никого равнодушным, являть собой образец нравственносовершенной личности.

Всему этому учит риторика. Изучая риторику, студенты имеют возможность обогатить себя ещё одной культурой — риторической. Риторическая подготовка и знания, полученные в её процессе, позволят студентам сформировать навык думать логично, связно, чётко, быстро, как говорил Рене Декарт, «мыслить схемами» [5. — С. 6] , что так необходимо в современном мире.

При подготовке текстов публичных выступлений разных риторических жанров следует познакомить студентов с примерной моделью текста того или иного жанра.

Алгоритм изложения информации поможет студентам логически и композиционно оформить текст выступления и привести его в соответствие с требованиями, предъявляемыми к жанровой природе текста, а речевые клише, с помощью которых информация вводится в текст, послужат материалом для справок, к которому начинающий оратор может обратиться в случае затруднения во избежание коммуникативных неудач и нежелательных в момент речи продолжительных интонационных пауз, так называемых «обрывов речи», и которым он может воспользоваться, поскольку клише (от франц. сНсЬе) или речевой стереотип — готовый, легко воспроизводимый в определённых ситуациях речевого общения оборот, позволяющий оформить мысль и структурировать речевой отрезок [3. — С. 241].

Вводя в модель текста того или иного риторического жанра клише, следует обра -тить внимание студентов на то, что, в отли -чие от речевого штампа, речевое клише не вызывает негативного отношения со сторо -ны адресата речи (слушателя) и лаконично выражает мысль. Можно актуализировать знания студентов, полученные ими в курсе «Культура речи», и воспроизвести положительные стороны клише: соответствие пси -хологическим стереотипам как отражению в

сознании часто повторяющихся явлений действительности; лёгкая воспроизводи -мость готовых речевых формул; автомати-зация процесса воспроизведения; облегче-ние процесса коммуникации; экономия речевых усилий, мыслительной энергии и времени как для говорящего, так и для слу -шающего.

На начальном этапе подготовки студентами текста заданного риторического жанра с целью наглядности могут быть продемонстрированы образцы текстов речей других студентов. Следует прочитать несколько текстов из рабочей тетради студента, обращая внимание сидящих в аудитории на композиционное оформление каждого из 3-5 текстов.

Воспринимая тексты на слух, студенты должны выделить в них смысловые части, пользуясь моделью текста риторического жанра, обратить внимание на его начало и конец, так как они являются сильными позициями текста и от того, как оратор начнёт своё выступление, во многом зависит успех всего выступления, от того, как автор текста завершит свою речь, тоже зависит многое: желание услышать оратора вновь, благо дар-ные взгляды слушателей, интерес к личности выступающего.

Важно научить студентов этикетному оформлению устного публичного высказывания с помощью специальных фраз, фор -мул речевого этикета, являющихся разно -видностью стереотипного клише. Так, на -пример, начиная речь, следует обратиться к аудитории фразами, открывающими про -цесс общения: Дорогие однокурсники! Дру-зья! Коллеги! Студенты! Уважаемые слу -шатели! Разрешите (позвольте) предста-виться— завершая речь, необходимо поблагодарить всех присутствующих за внимание фразами, традиционно завер -шающими процесс общения: Благодарю. Спасибо за внимание.

Один из первых риторических практи-кумов следует построить в наиболее инте-ресной риторической форме, предложив студентам организовать работу по созданию текста особого риторического жанра, коим является монолог о себе. Объясняя специ-фику этого риторического жанра, следует обратить внимание аудитории на то значе-ние, какое имеет умение создавать текст монолога о себе в современных условиях жизни общества.

Такое риторическое умение формируется уже на первом практикуме по риторике в процессе работы над созданием собственного речевого продукта — монологического текста по заданной риторической модели. Каждый человек в современном мире должен уметь рассказать о себе, о сильных и слабых чертах своего характера, о своих способностях, талантах, увлечениях, читательских предпочтениях, мировоззренческих устан овках, ч елов еческих, профес сио наль-ных и деловых качествах, о том, что он любит и чем интересуется, что ценит и не приемлет в других, что умеет делать хорошо. Такое риторическое умение необходимо во многих ситуациях речевого общения:

• при знакомстве;

• при трудоустройстве (собеседование);

• при поступлении в вуз;

• при вступлении в какую-либо организацию;

• при переходе в новый трудовой коллектив.

Описывая особенности жанровой природы монолога о себе как текста особого риторического жанра, полезно активизировать мыслительную деятельность студентов, дав им задание самостоятельно подготовить рабочие материалы для словаря риторических терминов и с опорой на имеющиеся у них знания дать определение риторического термина «монолог о себе».

Такая работа, приводящая студентов в состояние активности мысли, необходима на каждом практическом занятии по риторике, поскольку заставляет студентов мыслить самостоятельно, творчески, создавая своё речевое произведение, оперировать терминами, уже им известными. Всё это способствует формированию риторической культуры, которую следует понимать как культуру не только слова, но и мысли. Прививая культуру мысли, мы приобщаем учащихся к европейской риторической культуре, даём им основы современного риторического образования, которое предполагает умение владеть словом и мыслить.

По окончании словарной риторической работы зачитываются определения термина «монолог о себе» несколькими студентами, отмечаются их достоинства и недостатки, содержание термина корректируется и, подвергшись речевой правке со стороны сидящих в аудитории и педагога, вырабатывается рабочее определение термина, которое и за-

писывается студентами в специально заведенный ими риторический словарь, постоянно в ходе изучения риторики пополняющийся новыми терминами из области ораторского искусства.

Ведение такого словаря риторических терминов позволяет студентам значительно расширить их словарный запас новыми специальными словами терминологического характера из области риторики, необходимой всем и каждому вне зависимости от профессиональной ориентации, ибо наука и искусство красноречия способствуют гармонизации и диалогизации общения, а без этого невозможно представить жизнь человека. Современный человек, включенный в напряжённый ритм жизни, должен уметь понимать тончайшие смыслы высказываний, разбираться в сложных лабиринтах текстов и жизни, а это оказывается невозможно без риторических умений, которые формируют -ся в процессе освоения риторики как учебной дисциплины.

«Слово сделало нас людьми», — сказал известный физиолог И. П. Павлов. Работа со словом способна научить студента много -му: мыслить, анализировать, сопоставлять, видеть духовным зрением, что есть добро, а что есть зло, «отделять зёрна от плевел», чувствовать, сопереживать, одним словом, жить.

Трудным для студентов, начинающих изучать риторику, представляется определение специфических черт текстов разных риторических жанров. Выявлять отличительные особенности риторических текстов может помочь сопоставление внешне похожих, но содержательно отличающихся друг от друга текстов. Так, например, при изучении монолога о себе как текста особого риторического жанра можно сопоставить его с автобиографией, а в сопоставлении выделить специфические черты обоих стилей. Автобиография, отличающаяся официальностью, объективностью, фактологической точностью, соответствует официальному стилю речи [6. — С. 81]. Монолог о себе больше обращён к импровизации, субъективен и неофициален.

В процессе работы над созданием текстов разных риторических жанров в помощь студентам можно разработать памятки со сводом правил, касающихся поведения, в том числе речевого, оратора при публичном выступлении в том или ином жанре. Такая

памятка может быть сделана студентами самостоятельно, по наблюдениям за высту -плениями одногруппников, или с помощью педагога. Содержанием памятки послужат советы оратору и правила, которые он должен соблюдать, дабы достичь своей основ -ной цели — убеждения словом слушателей.

1. Выступая с монологом о себе, оратор должен соблюдать регламент (1-3 минуты), учитывая, что это краткое информационное сообщение, и говорить в приветливой манере, доброжелательно, искренне, помня ставшие крылатыми слова: «Хочешь быть хорошим оратором — стань хорошим человеком», с чувством собственного достоинства, с мягкой иронией в отношении собственных недостатков.

2. Рассказывая о себе, следует помнить, что монолог о себе — не автобиография.

3. Говоря о себе, не следует забывать, что нельзя себя хвалить чрезмерно, но нужно уметь сказать о своих положительных качествах.

4. В публичном выступлении в таком риторическом жанре нельзя говорить о себе уничижительно, ибо тогда не будет создано ожидаемое благоприятное впечатление, но важно уметь в своём рассказе отнестись к себе с юмор ом.

Следование советам памятки и соблюдение правил риторического общения, изложенных в ней, позволит оратору, выступающему с монологом, достичь риторической цели — создать у собеседников благоприят -ное впечатления о себе, расположить слушателей к себе.

В процессе работы над созданием текстов определенного риторического жанра (монолог о себе, представление гостя, убеждающая речь, аргументирующая речь, эпидейктическая речь с её разновидностью

— приветственной речью) формируется важное риторическое умение — стать более привлекательным для окружающих, уве-ренно чувствовать себя в ситуации речевого общения, когда от студента требуется вы -ступить публично, свободно общаться с ау -диторией, не испытывая ораторского стра-ха.

Важна и другая сторона риторической деятельности. Начинающему оратору, впервые выступающему в риторическом классе, нужно знать, как воспринимается и оценивается его речевая деятельность, риторическая

поза и какое впечатление он производит на слушателей.

Умение оценивать речь оратора, его языковое и риторическое мастерство, которое формируется в курсе овладения ораторским искусством, крайне необходимо тем, чья профессиональная деятельность будет связана со сферой делового общения, где часто приходится давать оценку деятельности коллег, например, оценку результатов деятельности за определённый период времени (квартал, календарный год), качества проведённого мероприятия (производственное совещание, собрание трудового коллектива, конференция), содержательности доклада, о тчёта.

Умение оценить качество речи начинающих ораторов полезно для слушающих: они учатся внимательно и целенаправленно слушать, а также систематизировать свои наблюдения, впечатления, мнения, давать риторические советы, формулировать и задавать вопросы, высказывать замечания и пожелания. Это полезно и для выступающего: ему дана возможность получить объективную информацию о том, какое впечатление произвело его выступление на аудиторию, он учится принимать комплименты и выслушивать критику.

Начинающие ораторы должны быть психологически готовы к критической оценке, не быть обидчивыми и из любой оценки извлекать пользу для себя. Критика всегда полезна как для слушателя, так и для оратора. Первый, научившись видеть недо -чёты, ошибки в речевом поведении других, не допустит подобных ошибок в своём вы -ступлении. Последний, приняв критику к сведению, скорректировав свою речь и по -ведение, в других ситуациях речевого об -щения будет более внимателен и преду-смотрителен в выборе средств языка для выражения мыслей.

Умение оценить свою речь и речь других

— важное качество оратора, формирующее риторическую культуру личности. Каждый мыслящий человек должен быть сам для себя строгим судьёй и уметь подвергать результат риторической деятельности — речевое произведение —самооценке, что отнюдь не легко. Оценивается как исполнение, так и эффективность речи, выявляемая посредством обратной связи, вербальной или невербальной. В случае несовпадения двух оценок (неудачное выступление при высокой эф-

фективности) необходимо выявить причины расхождения.

Самооценка оратора может быть представлена в двух видах: синтетическая и аналитическая.

На начальном этапе контроля оратор даёт синтетическую, то есть общую оценку своей риторической деятельности. Её схема выглядит так [4. — С. 138]:

1. Речь удалась — не удалась.

2. Контакт с аудиторией был — контакт был, но слабый — контакта не было.

3. Меня поняли — со мной согласились — меня не поняли — со мной не согласились.

4. Какова моя риторическая манера ? Каково моё эмоциональное состояние после публичного выступления ?

В отличие от синтетической, аналитическая оценка детальна и может быть представлена выбором ответа на следующие вопросы :

• Как аудитория встретила меня?

• Каково начало речи?

• Менялось ли настроение аудитории на протяжении речи?

• Чем могла быть вызвана отрицательная реакция аудитории (в случае, если такая реакция имела место)?

• Как я сам реагировал на успехи и неудачи в процессе выступления?

• Как я оцениваю:

а) выбор темы, её раскрытие, собственную позицию;

б) план, композиционное оформление и решение речи, логику изложения информации, начало и конец?

• Как я оцениваю свою устную речь: дыхание (свободное, затруднённое), были ли вынужденные паузы в речи, каковы громкость тона голоса, темп речи, плавность речи. Свободно ли лилась речь, не было ли внутреннего напряжения?

• Как аудитория реагировала на аргументы, вопросы, примеры?

• Как я держался в момент речи? Прибегал ли к невербальным средствам общения?

• Какой риторический урок я могу извлечь из этого выступления?

Научив студентов анализировать каждое их выступление и выступления других ораторов, объяснив им практическую ценность самоконтроля и самоанализа, а также анализа чужой речи, педагог сформирует те риторические умения, которые необходимы для наблюдения за речью, её анализа и оценки.

Они позволят развивать и совершенствовать речевое мастерство и риторическую культуру в течение всей жизни.

В помощь студенту, выступающему с оценкой речи оратора, можно дать модель оценки ораторских манер выступающего, в которой будут представлены аспекты оценки и вспомогательные вопросы к каждому из аспектов: манера держаться, жесты и мимика (невербальное поведение), контакт с аудиторией; звучание голоса (просодический рисунок речи), пожелания оратору по улучшению ораторской манеры.

Данная модель поможет студенту сформировать своё впечатление от выступления оратора и в виде оценки композиционно оформить его как речевое произведение. Такой вид риторической работы способствует формированию умения оценивать как свою речь, так и речь других, что ценно в современном деловом мире.

Памятка выступающему с оценкой чужой речи поможет избежать риторических ошибок. В такой памятке оратору необходимо отразить требования, предъявляемые к такому риторическому действию, как оценка:

а) являясь речью информационного характера, отклик на выступление оратора должен передавать точку зрения слушателя и содержать оценку речевого поведения говорящего, культуры речи и содержательной стороны выступления;

б) выступающий с оценкой должен помнить, что, каким бы ни было содержание от -клика, речь должна произноситься спокойно, сдержанно, доброжелательно. В ней не должно быть грубых слов, оскорблений в адрес оратора. Оценивающий выступление не должен быть агрессивно настроен и чрезмерно эмоционален, помня золотое правило нравственности.

Анализируя речи разных типов и риторических жанров, следует рекомендовать общий порядок изложения, который позволит структурировать, упорядочить, композиционно

оформить текст речи:

1. О чём (тема) и что (проблема) говорит оратор (общая оценка и оценка каждой из композиционных частей речи: вступление, основная часть, заключение).

2. Как говорит оратор (культура речи — общая оценка и речевые ошибки, ораторская манера, включая технику речи).

Работа, связанная с анализом и самоанализом речи, должна проводиться на каждом

риторическом практикуме. Только системные риторические занятия, в которые включены задания по созданию текста, самоконтролю и самоанализу, а также анализу дадут ожидаемый результат — умение мыслить и говорить, владение словом.

В курсе изучения риторики необходимо научить студентов разновидностям речевых действий: сделать доклад, краткое информационное сообщение, участвовать в деловой беседе, произнести тост, выразить благодарность, сделать комплимент, высказать публично своё мнение и доказать его.

Обучение риторике как ораторскому мастерству, искусству слова позволяет студентам овладеть не только культурой слова, но и культурой мысли согласно риторическому канону и общему принципу риторической педагогики: «От мысли к слову».

Формированию, развитию и совершенствованию культуры мысли способствуют риторические упражнения, цель которых — правильное понимание, толкование ставших крылатыми выражений из области ораторского искусства, высказываний великих ораторов древности и известных ораторов современности.

Правильное понимание высказывания демонстрирует культуру мысли, умение думать, языковую культуру личности.

Формированию такого умения и развитию навыка, размышлять, философствовать способствует риторическая практика объяснения смысла высказываний различной степени сложности (от одного предложения до фрагмента текста), заучивания наизусть крылатых выражений из области ораторского искусства, ведение цитатника и тетради риторических наставлений, где записывают -ся фрагменты из хрестоматийных риторических произведений великих ораторов и риторов Древней Греции и Древнего Рима (Аристотель, Цицерон, Цезарь, Сенека, Сократ, Квинтилиан и другие), высказывания современных деятелей науки и искусства и всё то, что поможет сформировать риторически образованную личность.

Ведение таких риторических тетрадей позволит студентам вводить мудрые мысли в создаваемые ими тексты, шлифовать собственную речь, включать в речь в соответст-вии с ситуацией общения «жемчужины» словесного творчества. Знание фразеологизмов, крылатых слов, пословиц и поговорок, цитат украшает речь оратора. Известно, что

лучшие мастера красноречия не только тщательно продумывали содержание выступления и облекали его в соответствующую содержанию риторическую форму, но и постоянно совершенствовались в своей профессиональной сфере и в области языка. Многие из них вели дневники, оттачивали язык на афоризмах, из опыта писателей брали художественные приёмы, многие из которых стали риторическими, обращались к метким оборотам речи, учились работать со словом, строить фразу.

«Следить за мыслью великого человека есть наука самая занимательная», — писал А.С. Пушкин. Французская поговорка гласит: «Человек — это стиль». Чувство языка, изысканность речевой манеры, изящество стиля — всё это мы постигаем благодаря произведениям искусства, накопленному веками опыту в области поэзии, художественной литературы, ораторского искусства.

Ведение словаря «цветов красноречия» («копилки» тропов и фигур речи) способствует формированию у студентов умения говорить красиво. Это важное риторическое умение позволяет делать публичное выступление ярким, образным, запоминающимся, эстетически прекрасным.

Знание риторической этики и риторической эстетики вооружает студента той ценной информацией, которая позволяет ему создать текст по законам риторики и достичь общериторического идеала.

Человек, обладающий риторическими навыками и умениями, чувствует себя уверенно в самых разных ситуациях бытового, социального, делового и профессионального общения. В современных социокультурных условиях жизни общества, когда неориторика, понимаемая как теория убеждающей коммуникации, усиливает свои позиции, риторическое образование, предполагающее формирование риторической культуры, даёт человеку важное знание — знание ораторского искусства и речевого мастерства.

В ходе изучения риторики студенты получают важные риторические знания. Такими лежащими в основе теории ораторского искусства знаниями являются законы и «золотые правила» риторики.

Законы риторики — это правила и приёмы ораторского искусства, способствующие достижению общериторического идеала. Существует четыре основных закона риторики:

1. Закон гармонизирующего диалога.

2. Закон ориентации и продвижения в пространстве речи адресата.

3. Закон эмоциональности речи.

4. Закон удовольствия.

Помимо законов риторики, соблюдение которых обязательно для всех, начинающий оратор, пытающийся освоить риторическую мудрость, должен знать три правила риторики и руководствоваться ими в ситуациях речевого взаимодействия. Отступление от правил приводит к обрыву речевого действия и отсутствию обратной связи. Такое общение вне риторических правил и законов неполноценно. Гармонизация и диалогизация общения возможна лишь при условии развития риторического действия по законам и правилам ораторского искусства.

Первое «золотое» правило риторики гласит : «Каждую свою мысль, каждое положение (тезис) оратор должен логично, умело и красиво доказать аудитории. В отличие от лозунга, тезис обязательно должен быть доказан, аргументирован».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второе правило известно как формула Цицерона: «Оратор есть тот, кто любой вопрос изложит со знанием дела, стройно и изящно, с достоинством при исполнении».

Третье следует понимать как правило античной эпистемы. Устное публичное выступление оратора должно быть построено на основе античной эпистемы, то есть таким образом, чтобы выступление принесло пользу и эстетическое удовольствие слушателям [1. — С. 11—16]. Зная законы и «золотые» правила риторики, оратор овладевает важным риторическим умением — умением слушать и слышать.

Анализируя смысл высказывания академика Д.С. Лихачёва «Умение слушать — культура, умение говорить — искусство», студенты обучаются культуре слушать и искусству говорить. Такое риторическое упражнение развивает оба аспекта риторической культуры — культуру мысли и слова. Словесно — логическое мышление, реализующееся в речи, позволяет оратору выразить свои мысли относительно предмета речи. Знание системы языка способствует совершенствованию структуры мысли, развитию мышления, усложнению познавательной деятельности в процессе речемысли, ибо, как сказал Н. И. Жинкин, речь — канал развития интеллекта. Одна мысль может получить разное словесное выражение [2].

Словесное выражение мысли оратора будет передавать не только понятийное содержание, но и эмоции. Например, Аристотель в трёхтомном трактате «Риторика» стилистические фигуры и тропы называет «цветами красноречия». На практических занятиях по риторике важно научить юных ораторов мыслить не только понятийно (словеснологически), но и наглядно — образно, что позволяет развить особое видение мира — эстетическое.

Таким образом, формирование, развитие и совершенствование риторической культуры студентов является профилактикой интеллектуальной узости и бездуховности, способствует становлению нравственно совершенной личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров Д.Н. Риторика, или Русское красноречие: учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 351 с.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. — Изд. 8-е, доп. и перераб. — Ростов-Н/Д.: Феникс, 2008. — 537 с.

3. Культура русской речи / под ред. Л. Ю. Сковородникова [и др.]. — М.: Флинта; Наука, 2003. — 840 с.

4. Львов М.Р. Риторика. — М.: Academia, 2005. — 256 с.

5. Михальская А.К. Русский язык: Риторика. — М.: Дрофа, 2011. — 491 с.

6. Русский язык и культура речи: практикум по риторике / под ред. В. В. Кудряшовой.

— СПб., 2006. — 139 с.

REFERENCES

1. Aleksandrov D.N. Ritorika, ili Russkoe krasnorechie: ucheb. posobie dlya vuzov. — 2-e izd., pererab. i dop. — M.: YuNITI-DANA, 2012. — 351 s.

2. Vvedenskaya L.A, Pavlova L.G. Ritorika i kultura rechi. — Izd. 8-e, dop. i pererab. — Ros-tov-n/D.: Feniks, 2008. — 537 s.

3. Kultura russkoy rechi / pod red. L. Yu. Skovorodnikova [i dr.] — M.: Flinta; Nauka, 2003. — 840 s.

4. Lvov M.R. Ritorika. — M.: Academia, 2005. — 256 s.

5. Mihalskaya A.K. Russkiy yazyik: Ritorika.

— M.: Drofa, 2011. — 491 s.

6. Russkiy yazyik i kultura rechi: praktikum po ritorike / pod red. V. V. Kudryashovoy. — SPb., 2006. — 139 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.