ИННОВАЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ INNOVATIONS AND TECHNOLOGIES OF MODERN EDuCATION
УДК/uDC 378 О. П. Кочнева, А. Р. Латфулина
O. Kochneva, A. Latfulina
КАРТИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ КАК ВОЗМОжНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
knowledge mapping as the possibility to improve
THE QuALITY OF STuDENTS' TRAINING IN THE CONDITIONS OF DEVELOpMENT OF THE INFORMATION SOCIETY
Введение. Данная статья является одним из результатов проведения авторами социологического исследования по теме здоровья, здорового образа жизни студентов в рамках деятельности социологической лаборатории Кемеровского государственного университета, актуализировавших одну из значимых проблем образовательного процесса.
Цель работы — обоснование необходимости внимания к проблеме «обработки» информации студенческой молодежью в процессе обучения, привлечение внимания участников образовательного процесса к методу интеллект-карт и выработка рекомендации по решению данной проблемы.
Методология. Исследование проводится на основе таких методов, как первичный и вторичный анализ данных, анкетный опрос, сравнительный анализ, анализ данных статистики, математическая обработка данных с использованием пакета прикладных программ IBM SPSS Statistics, картирование знаний.
Результаты заключаются в рассмотрении основ использования метода картирования знаний вследствие анализа социологической информации.
Одна из проблем, выявленных в ходе анализа результатов социологического исследования, — сложность усвоения большого объема информации, нехватка времени у вузовских воспитанников, что, с одной стороны, является вполне ожидаемым, но с другой — может иметь весьма негативные последствия в условиях развития информационного общества, перспективность которого в первую очередь зависит от кадров высшей квалификации. Это вполне соотносится с проблемами, выявленными в ходе педагогической деятельности, — затруднениями студентов при структурировании материала в процессе самостоятельной работы, научной деятельности, недостаточным вниманием к фиксации данных об источниках информации и т. п.
Популяризация среди студенческой молодежи такого метода, как картирование знаний (использование интеллект-карт в процессе познавательной деятельности), рассматривается как возможность повышения качества их подготовки.
Заключение. Авторы отмечают, что ознакомление студентов с методом интеллект-карт оптимальнее всего осуществлять в формате одного-двух тренингов в середине или конце второго
семестра обучения, что представляется возможным проводить силами кураторов групп в рамках времени, отведенного на «кураторские часы».
Introduction. This article is one of the results of a sociological research conducted by the authors on a subject of health and a healthy lifestyle of students within activity of sociological laboratory of the Kemerovo State University, which have made topical one of the important problems of the educational process.
The purpose of the work is to justify the need for attention to the problem of "processing" information by student youth in the learning process, to draw the attention of the participants in the educational process to the method of mind maps and to develop recommendations for solving this problem.
Materials and Methods. The research is conducted on the basis of such methods as primary and secondary data analysis, questionnaire survey, comparative analysis, statistical data analysis, mathematical data processing using the IBM SPSS Statistics application software package, knowledge mapping.
The results are to consider the basics of using the method of knowledge mapping through the analysis of sociological information.
One of the problems identified during the analysis of the results of sociological research is the difficulty of assimilating large amounts of information, lack of time of university students. On the one hand, this is quite expected, but on the other, it can have very negative consequences in the development of the information society, the prospects of which primarily depend on personnel of higher qualification. This is quite consistent with the problems identified in the course of pedagogical activity are the difficulties of students in structuring material in the process of independent work, scientific activity, insufficient attention to fixing data on sources of information.
Popularization among student's youth of such method as knowledge mapping (use of mind maps in the process of cognitive activity), is considered as an opportunity to improve the quality of their training.
Conclusions. The authors note that it is best to familiarize students with the method of mind maps in the format of one or two trainings in the middle or the end of the second semester of training, which it is possible to carry out by the curators of groups within the time allotted for «curatorial hours».
Ключевые слова: картирование знаний, интеллект-карта, информационное общество, студенчество, университет, социологические исследования, здоровье.
Keywords: knowledge mapping, mind maps, information society, students, university, sociological research, health.
Введение
У специалистов существует расхожее мнение относительно определения стадии постиндустриального этапа развития российского общества (см. Доклад о человеческом развитии... [6, с. 70-92]). Так или иначе, Россия активно интегрируется в мировое информационное пространство на основе быстрого освоения информационно-коммуникационных технологий, что обеспечивает оперативный доступ населения к необходимой информации в процессе деятельности со всеми возможными последствиями развития информационного общества [16]. Ключевую роль здесь играет улучшение условий пользования ресурсами сети Интернет, способствующей формированию глобального электронного пространства.
По данным Всемирного банка [6, с. 48], в России с 2000 по 2014 год количество пользователей сети Интернет существенно увеличилось. Для сравнения — в Бразилии динамика за 14 лет оказалась менее выраженной, а в США уже в 2000 году пользователем глобальной сети был почти каждый второй житель страны.
Год Россия Бразилия США
Пользователи Интернета (из 100 чел.) 2000 2 2,9 43,1
2014 70,5 57,6 87,4
Эти данные коррелируют и с результатами регулярного изучения общественного мнения ВЦИОМ. По данным исследовательского центра на начало февраля 2017 года, полученным в ходе Всероссийского телефонного опроса «ВЦИОМ-Спутник» (каждый день опрашиваются 600 респондентов не менее чем в 80 регионах РФ, значения приводятся в среднем за семь дней] [13], только четверть опрошенных россиян обходится без Интернета — в 2014 году не обращались к ресурсам Всемирной паутины 29 %]. 56 % — пользуются им практически ежедневно, 17 % — несколько раз в неделю или месяц. Частота обращения к глобальной сети существенно зависит от возраста респондента. Так, группа пользователей Интернета (ежедневная продолжительность около 4 часов] в возрастной подвыборке 18-24 года представлена 94 %, 25-34 года — 84 %, 35-44 года — 70 %, 45-59 лет — 45 %, 60 лет и старше — 25 %, а в составе тех, кто им не пользуется, — 1-2 % представителей в возрасте 18-34 года, 10 % — 35-44 года, 28 % — 45-59 лет, 58 % — 60 лет и старше* [14].
Как известно, темпы приближения к уровню развитых стран, успешность трансформации в постиндустриальное общество зависят от состояния человеческого капитала, который в первую очередь определяется уровнем образования населения. В России по данному показателю наблюдается существенная позитивная динамика. Так, по данным Всемирного банка [6, с. 48], доля работников с третичным образованием (к которому согласно Международной классификации образования относится среднее профессиональное и высшее образование] за одиннадцать лет увеличилась более чем в два раза — с 24,8 % в 2002 году до 56,3 % в 2013 году. Аналогичная ситуация складывается и в регионах. Например, по данным переписи населения в Кемеровской области, количество человек с третичным образованием с 1989 по 2010 год увеличилось почти вдвое — с 291 до 554 на 1 тыс. человек в возрасте 15 лет и более [9, с. 97].
Если еще недавно основным показателем конкурентоспособности организации, фирмы являлся размер прибыли, то сейчас акцентируется кастомизация, т. е. ориентация на запросы потребителя, первоочередной учет его индивидуальных потребностей. Это в свою очередь требует своевременного внедрения различных инноваций, создания «прорывных» технологий. Наиболее существенным потенциалом развития интеллектуального ресурса страны обладает студенческая молодежь, обучающаяся прежде всего в вузах. От ее готовности участвовать в инновационных процессах, от уровня овладения компетенциями по специальности, гражданской позиции в определяющей мере зависят темпы отдаления государства от экстенсивной траектории развития.
Процесс обучения в вузе требует существенного умственного напряжения и основывается на необходимости усвоения большого объема информации с возможностью ее многократного воспроизведения. Для усвоения, удержания ее в памяти, как правило, прилагаются заметные усилия, и во многом здесь может помочь применение специальных технологий, например картирование знаний — структурирование информации, знаний с использованием интеллект-карт (далее — и-карта].
Автором идеи и-карт считается Тони Бьюзен, который сформулировал ее в 1970-е годы в качестве компактного средства организации конспектов, а позднее им было предложено использовать этот метод более широко — как «мощное орудие мышления применительно к научной работе, инновациям, бизнес-идеям, политическим дискуссиям, мозговому штурму, педагогике и пр.» [15, с. 408]. Однако, как отмечает Б. З. Мильнер, в России похожий метод использовался в педагогике уже в 1925 году. В современный период данный метод педагогами тоже применяется, но идея авторов статьи — популяризация его среди студенчества, привлечение к нему внимания обучающихся для использования с целью ускорения восприятия, систематизации новой информации и овладения большим объемом знаний. Цель данной работы — обоснование необходимости внимания к проблеме обработки информации студенческой молодежью в процессе обучения, привлечение внимания участников образовательного процесса к методу и-карт и выработка рекомендации по решению данной проблемы.
Подробно с особенностями составления и-карт можно ознакомиться, например, в работах М. Е. Бершадского [2], С. Бехтерева [3], Т. Бьюзена [4], Х. Мюллера [11].
*Данные Всероссийского опроса ВЦИОМ «Спутник», проведенного 30-31 января 2017 года, объем выборки - 1200 чел.
Методология
Объектом нашего исследования являются студенты 1-4-го курсов очной формы обучения всех факультетов Кемеровского государственного университета. Представленный анализ опирается на результаты различных социологических исследований, проведенных с участием авторов в рамках деятельности социологической лаборатории Кемеровского государственного университета (без учета филиалов). КемГУ является крупнейшим образовательным учреждением высшего образования Кемеровской области, осуществляет подготовку по 18 укрупненным группам направлений и специальностей, в целом в нем обучаются более 16 тысяч студентов [8].
Рекомендация по желательному применению картирования знаний студентами сформирована авторами в результате анализа данных исследования, посвященного проблемам здоровья, здорового образа жизни, и практики научного руководства студенческими работами (контрольными, курсовыми, выпускными), в том числе для участия в конференциях. Значимость информации, получаемой в ходе социологических исследований, состоит в возможности более полного представления о состоянии объекта, что способствует оптимально взвешенному принятию управленческих решений.
Исследование проводится на основе таких методов, как первичный и вторичный анализ данных, анкетный опрос, сравнительный анализ, анализ данных статистики, математическая обработка данных с использованием пакета прикладных программ IBM SPSS Statistics, картирование знаний.
Результаты
Суждение об инновационном поведении индивидуума во многом формируется на основе его поведения в отношении обучения. В настоящее время особенно подчеркивается значимость непрерывности обучения в течение всей жизни. В ходе одного из исследований выявлено, что у студентов университета подобный индикатор инновационного поведения проявляется. С помощью одного из вопросов социологического исследования* по изучению различных аспектов деятельности вуза (весна 2016 года) «Использовали ли Вы в течение последних 12 месяцев какие-либо способы приобретения новых знаний и навыков за исключением тех, которые являлись составной частью обучения в вузе?» выявлено, что большинство студентов не ограничиваются рамками получаемого в вузе образования — 1189 респондентов. 100 человек (8 %) сообщили, что в обозначенный период не приобретали дополнительных навыков, знаний, 33 опрошенных студента вопрос пропустили).
Параллельно с учебой в вузе примерно каждый второй респондент в течение последнего года занимался самообразованием с использованием печатных материалов — 51 %, для повышения уровня знаний задействовали компьютер, включая интернет-обучение, вебинары, — 49 %, осваивали полезные навыки под руководством членов семьи — 37 %, получали полезную информацию из учебных теле- и радиопередач — 35 %, применяли аудио-, видеозаписи — 30 %, посещали различные центры обучения, включая библиотеки, — 19 %, экскурсии — 17 %, повысили квалификацию с использованием Интернета и дистанционного обучения — 16 %, осваивали производственные навыки на рабочем месте под руководством коллег — 13 %, участвовали в тренингах — 7 %.
Согласно моделям DIKW (Data-Information-Knowledge-Wisdom), DIKC (Data-Information-Knowledge-Creation как результат DIKW), концепции Г Хэмела и К. Прахалада, «лестнице знаний» К. Норта [7; 15 и др.], педагогическому континууму «знания — умения — навыки», высокий уровень компетентности индивидуума переходит в конкурентные преимущества, что, судя по полученным данным, большинство студентов вполне осознают и предпринимают соответствующие действия. В результате сравнительного анализа данных нашего исследования выявлено следующее: чем больше студенты вовлечены в учебный процесс и лояльнее к нему настроены, тем выше степень активности, которую они проявляют в получении дополнительных знаний. Так, например, стремление к чтению профессиональных книг, журналов заметнее выражено у тех, кто считает набор изучаемых дисциплин полностью соответствующим специальности, а также согласных с тем, что почти все знания, получаемые на занятиях, пригодятся в дальнейшей жизни. Уверенность в последнем также усиливает и внимание к учебным передачам. Студенты-отличники (с успеваемостью
*В анкетном опросе приняли участие 1222 студента КемГУ; ошибка выборки - 4 %.
за последнюю сессию в среднем 4,75-5 баллов] в группах респондентов, проявляющих интерес к учебным передачам и экскурсиям, замечены чаще, они же вместе с хорошистами (со средним баллом 4,0-4,74] чаще, чем троечники (со средним баллом 3,99 и ниже], занимаются самообразованием с использованием печатных материалов.
Успешное овладение знаниями требует многих условий: достаточного уровня самоорганизации, способностей, мотивации к освоению материала и пр. В ходе другого социологического исследования, посвященного изучению отношения студентов к здоровью и здоровому образу жизни (проведено на основе методики О. И. Лузгаревой [10]]*, выявлен ряд проблем, которые могут существенным образом повлиять на результативность обучения в целом. На вопрос «Что, по Вашему мнению, мешает Вам более успешному обучению в вузе?» 45 % студентов среди самых значимых факторов выделили лень и неорганизованность, 36 % — нехватку времени, 31 % — слишком большой объем информации, нехватку способностей, памяти, 28 % — высокое нервно-эмоциональное напряжение во время занятий, экзаменов. В аналогичном исследовании 2012 года** (апрель-май] названные факторы также являются определяющими (51, 32, 29 и 28 % соответственно]. Такие причины, как нерациональное расписание занятий, личные проблемы, неудовлетворительные жилищно-бытовые проблемы, плохие взаимоотношения в студенческой группе, были названы меньшим количеством респондентов: от 2 до 17 % в 2016 году, от 2 до 23 % в 2012 году. Отсутствие препятствующих обстоятельств отметили 9 и 7 % соответственно.
Анализ ответов на вопрос «Какие причины вызывают у Вас наибольшее беспокойство в личной жизни?» показал, что в целом по выборке встревоженность трудностями учебы не является самой значимой проблемой (на нее указали 24 %; в составе «топовых» (хоть и с небольшим отрывом] на первом месте — здоровье родных и близких (32 %], на втором — проблемы трудоустройства (31 %], на третьем — материальное неблагополучие (27 %]]. В подвыборке же тех, кто жалуется на плохую память, она наиболее весома (рис.]. Сравнительный анализ данных в зависимости от социально-демографических характеристик респондентов и отдельных содержательных вопросов анкеты выявил ряд зависимостей, актуализирующих необходимость внимания к организации самостоятельной работы студентов. Так, например, проблемы нехватки памяти и переизбытка информации, высокого эмоционального напряжения во время занятий и экзаменов, обеспокоенность трудностями учебы более распространены в подгруппе тех, кто «часто испытывает внутреннее напряжение, беспокойство, тревогу, страх» (43, 41, 36 % соответственно], чем среди студентов, которые «иногда испытывают раздраженность, напряжение, страх» (35, 32, 25 % соответственно] или находятся в спокойном, уравновешенном состоянии (19, 11, 14 % соответственно]. По остальным проблемам заметной дифференциации в ответах не выявлено.
Обеспокоенность проблемами заметно дестабилизирует состояние человека, и студенты не исключение. Судя по ответам, респонденты, часто пребывающие в состоянии напряжения, встревоженности, страха, поводов для беспокойства в личной жизни имеют заметно больше, чем те, кто только периодически пребывает в таком состоянии или спокоен. Так, не менее чем каждый четвертый в подгруппе очень «неспокойных» студентов отметил озадаченность: трудностями учебы (36 %], проблемами трудоустройства (30 %], состоянием здоровья близких (30 %], материальным неблагополучием (28 %], межполовыми взаимоотношениями (27 %]. В подвыборке тех, кто только иногда находится в неуравновешенном состоянии, наиболее распространены переживания из-за состояния здоровья близких (35 %], сложностей трудоустройства (32 %], материальных проблем (29 %], трудностей учебы (25 %]. Те же, кто, как правило, спокоен, больше переживают относительно трудоустройства (32 %], здоровья своего окружения (28 %]. В этой подгруппе 26 % тех, кто никакими проблемами не встревожен, тогда как среди пребывающих в беспокойном состоянии часто таковых только 7 %, периодически — 8 %.
Нехватку времени чаще отмечали респонденты с периодически возникающим чувством раздражения, напряжения, страха — 41 %. Варианты крайних состояний проявляются примерно одинаково. Проблема недостаточного объема временных ресурсов в большей степени актуализиро-
* Анкетный опрос проведен среди 998 студентов 1-4-го курсов всех структурных учебных единиц в конце октября - середине ноября 2016 года.
** Среди 1066 студентов 1-4-го курсов всех факультетов КемГУ.
вана среди тех, кто спит 5 часов в сутки и менее (46 % респондентов), видимо, таким образом они стараются компенсировать этот дефицит. В подгруппе, уделяющей сну 8 часов и более, такой ответ получен от 31 % опрошенных, 6-7 часов — от 35 %.
Уровень успеваемости оказался дифференцирующим признаком по двум из рассматриваемых параметров: лень и неорганизованность чаще отмечали троечники (56 %); среди хорошистов такой ответ предпочли 46 % респондентов; среди отличников — 39 %. Троечники и хорошисты (по 25 %) чаще, чем отличники (14 %), выражали обеспокоенность трудностями учебы. Проблемы успешности обучения из-за высокого психоэмоционального напряжения тоже более выражены в подгруппе тех, кто экономит на сне (37 % спят в среднем 5 часов в сутки и менее, 26 % — 6-7 часов, 24 % — 8 часов и более).
В завершение обзора «факторов, наиболее мешающих успешному обучению и вызывающих беспокойство в жизни студенческой молодежи», отметим, что итогом учебного дня и сессии у студентов, беспокоящихся по поводу трудностей учебы, испытывающих высокое психоэмоциональное напряжение во время занятий и экзаменов, страдающих от нехватки памяти и временного дефицита, а также от собственной лени и неорганизованности, являются не только полученные знания, но и высокая степень утомления (респонденты, для которых утомление характерно, перечисленные факторы отмечали чаще, чем те, у кого оно находится на низком уровне), а значит, продуктивная самостоятельная работа, осмысление полученной информации у представителей данной подвыборки явно затруднены.
Проблемы, выявленные в ходе исследования, актуализируют необходимость реализации воспитательной работы в направлении мер, способствующих повышению уровня самоорганизации, правильному построению студентами процесса изучения материала. Популяризация такого метода систематизации информации, знаний, как составление и-карт, может стать одним из вариантов решения обозначенной задачи. В качестве примера данные для сравнительного анализа результатов исследования по признакам, дифференцирующим ответы респондентов, на рисунке представлены в виде и-карты. В разных источниках и-карта называется по-разному: карта знаний, карта ума, карта разума, карта памяти, карта мышления, карта мыслей, ментальная карта/схема, ассоциативная карта, карта структурирования информации, карта понятий, Mind Maps. Но везде она рассматривается как хороший и эффективный способ самоорганизации и планирования, оформления информации для более эффективного ее запоминания.
И-карты — это схематичное представление проблемы, ситуации и возможностей ее решения. Метод и-карт схож с методом дерева целей. Т. Бьюзен определяет интеллект-карту как графическое выражение процесса радиантного мышления [4, с. 58]. Картирование мышления — «метод, который позволяет человеку справиться с информационным потоком, управлять им и структурировать его <...> яснее увидеть происходящее, различать взаимосвязи и трудные участки, отобразить свои мысли» [11, с. 10]. Метод и-карт позволяет наглядно представить информацию, и-карта может бесконечно расти и дополняться новыми элементами — ветвями. Упорядоченная в такой форме информация хорошо воспринимается, что способствует более легкому ее запоминанию и успешному воспроизведению.
Использование и применение и-карт возможно в любой сфере деятельности: в обучении — конспектирование лекций и книг, подготовка выступлений, написание контрольных, курсовых и дипломных работ, подготовка к экзаменам, решение творческих задач; профессиональной деятельности — планирование, ведение переговоров, разработка проектов, презентаций; повседневной деятельности — для самоорганизации, составления списков, планирования бюджета, принятия решений. В таком направлении менеджмента, как управление знаниями в организации, картирование знаний рассматривается в рамках инженерии знаний как один из начальных этапов создания системы управления знаниями в организации [1; 15].
Эффективность применения и-карт обусловлена физиологическими особенностями, связанными со строением головного мозга, так как включаются оба полушария. При изучении информации в форме стандартных и привычных конспектов у студента задействовано только левое полушарие, а при работе с и-картами начинает усиленно функционировать и правое. Причем мозг во время составления и изучения карт находится не в напряженном состоянии, а в расслабленном, при этом скорость восприятия несколько замедляется, но происходят погружение в суть и расширение смыслов, что способствует появлению свежих мыслей и открытию новых идей. Основные преимущества и-карт — визуализация идей, простота и удобство, сосредоточение всей информа-
ко ко
5
О
"в-Ф О
о с
о §
о-
О Ф
О
£ 0)
и
о ©
0)
С ф
© г
о о с с
с и 0)
о\
о §
Со К)
к> о
'—V
здоровье родных и близких - 32 %
Удовлетворенность полностью удовлетворены - 35 с. состоянием тгт.—
скорее удовлетворены - 43 %
скорее не удовлетворены, совсем не удовлетворены - 53 Ч
отличники — 39 Я
высокая - 39 5
после занятий в вузе низкая - 32 %
затр. отв. - 29 %
высокая - 39 %
после сессии ° низкая - 28 %
затр. отв. - 29 %
часто испытывают внутреннее напряжение, беспокойство, страх - 29 иногда испытывают раздражительность, напряжение, страх - 41 %
чаще всего спокойное, уравновешенное - 31 %
Г
0 п
0) §
5 5
1 §
0
1
п
0 и ■о
1
го £
о
о
«
ш ы
0 п
0)
1
Рис. Карта факторов, наиболее мешающих успешному обучению и вызывающих беспокойство в жизни студентов, по дифференцирующим признакам
ции в одном месте и, как следствие, ускорение выполнения работы и повышение ее эффективности, т. к. работают оба полушария мозга [2-4; 15].
По мнению Х. Мюллера, картирование знаний является подходящим методом организации хранения информации для всех людей «независимо от своего типа восприятия (аудиальный/слу-ховой тип, визуальный/зрительный тип, кинестетический/двигательный тип), уже только благодаря этому биологическому наследию. Различие состоит лишь в способе составления интеллект-карт и обращения с ними представителей этих типов» [11, с. 15]. Креативных людей метод и-карт привлекает тем, что он не ограничивает их какими-либо рамками, предоставляя возможность свободы действий. Те же, кто мыслит структурно, могут с помощью данного метода распределить факты в иерархическом порядке, одновременно их усваивая.
При освоении и-карт можно начинать создавать их вручную, используя как можно больше графических образов, рисунков, а также кодирование информации, придание объема и цвета, но в настоящее время разработаны удобные программные продукты, призванные ускорить этот процесс: Mind Manager, Map it!, MindMapper Pro, Visual Mind, The Brain, Mind Meister, xMind и др. Можно ограничиться и стандартным набором программ Microsoft Office (Word, Power Point). У создания и-карт с использованием программного обеспечения (ПО) есть заметные преимущества, например, возможность создания нелинейного информационного пространства в виде прикрепления к элементам гиперссылок, файлов с дополнительной информацией, а специализированное ПО позволяет организовать и межсетевое взаимодействие с другими заинтересованными лицами.
М. А. Гершман приводит результаты исследований, проведенных среди американских менеджеров разного уровня, по вопросам использования программных продуктов (по управлению идеями) компании Innovatin Tools, согласно которым применение программного обеспечения действительно позволяет экономить время многим ее потребителям. Подробной информации об условиях проведения исследования, к сожалению, в источнике не представлено, но, учитывая статус издания, авторы сочли правомерным эти данные здесь привести. На вопрос «Сколько приблизительно времени (часов в неделю) позволяют вам сэкономить данные программные продукты?» полученные ответы распределились так: 1-2 часа — 30 %, 2-3 часа — 19 %, 3-5 часов — 16 %, 7 часов — 15 %, 0 часов — 14 % [5, с. 143].
Представим результат обобщения основных правил составления и-карт [2-4; 11].
• Объект внимания, цель построения и-карты, самая главная мысль располагаются в центре или в верхней части листа. Центральный (главный) образ должен быть самым ярким объектом.
• Концепты (лат. conceptus — понятие) — основные понятия, темы, связанные с объектом изучения (в некоторых источниках — топики), расходятся от центрального образа в виде ветвей. Линии первого уровня желательно делать толще, чтобы подчеркнуть их значимость. Размещать концепты следует по иерархическому принципу — чем важнее и более емко понятие, тем оно ближе к центру. Располагать топики удобнее всего по часовой стрелке, можно также обозначать очередность чтения порядковыми номерами. Рекомендуется использовать только ключевые слова, а также незаконченные предложения, т. к. чувство незавершенности вызывает ассоциации, продолжающие и-карту. Т. Бьюзен предлагает отражать в концептах следующие идеи [4, с. 132]: базовые вопросы (как/когда/где/почему/что/кто/который), разделы (главы/темы), свойства (характеристики кого-либо или чего-либо), историю (хронологическую последовательность событий), структуру (форму и ее сочетания), функции (роль или назначение кого-либо или чего-либо), процесс (ход развития явлений той или иной природы), оценки (насколько хорошим/ценным/полезным кто-либо или что-либо является), классификации (как соотносятся друг с другом те или иные объекты), определения (что собой представляет кто-либо или что-либо), личности (роли/характеры людей). Также ветви и-карты могут отражать сроки, цены, результат, прогнозы развития, качество, состав и пр.
Содержание концепта желательно выражать только одним ключевым словом, поскольку это позволяет повысить способность к запоминанию и поддерживает ассоциативные способности.
• Рекомендуется использовать разные цвета веток (например, для разделения направлений работы), т. к. цвет воспринимается мгновенно, а на восприятие текста требуется время (основные значения цветов представлены в таблице и могут восприниматься в зависимости от личных предпочтений, предыдущего опыта, культуры). Однако не следует злоупотреблять разнообразием цветовых схем, поскольку это может оказать обратный эффект и усложнить восприятие размещенной на карте
информации. Карту можно дополнять рисунками либо даже использовать их вместо слов, т. к. зрительный образ воспринимается быстро, формирует ассоциации, запоминается надолго. Стоит отметить, что в практике психологического изучения механизмов памяти ассоциативные теории памяти получили большое распространение [12, с. 240]. Объекты, воспринимаемые индивидом, запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно по отношению друг к другу, а во взаимосвязи, и, как отмечает Е. И. Рогов, воспроизведение одних из них влечет за собой воспроизводство других, вследствие чего возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения. «Одни из ассоциаций являются отражением пространственно-временных отношений предметов и явлений (ассоциации по смежности], другие отражают их сходство (ассоциации по сходству], третьи — противоположность (ассоциации по контрасту], четвертые — причинно-следственные отношения (ассоциации по каузальности]» [12, с. 240].
Таблица
Особенности восприятия цвета [3, с. 17]
Цвет Значение Скорость восприятия
Красный Наиболее быстро воспринимающийся цвет. Максимально привлекает внимание. Сообщает о возможных проблемах, опасности, срочности Высокая
Синий Строгий, деловой цвет, настраивающий на эффективную, продолжительную работу. Сообщает об обязательности исполнения Средняя
Зеленый Цвет свободы, спокойствия, расслабления, умиротворения. Значение зависит от оттенка. Сообщает о нестрогой обязательности исполнения Низкая
Желтый Цвет энергии, лидерства. Очень обращает внимание Высокая
Коричневый Цвет земли, надежности, стабильности, силы, уверенности Низкая
Оранжевый Яркий, провокационный цвет. Цвет энтузиазма, новшества, энергии, динамики. Отлично привлекает внимание Высокая
Голубой Отличный фоновый цвет. Может символизировать свободу движения. Цвет нежности, романтики Низкая
Черный Строгий, ограничивающий цвет. Хорошо подходит для написания текста, создания границ Средняя
• Наличие рамок вокруг «топиков» зависит от восприятия их авторами. В целом можно отметить, что в процессе эволюции взглядов на картирование мышления сформировалось мнение, что любые рамки — это ограничение, и для свободного ассоциирования их рекомендуется избегать.
• Объединение ветвей в блоки (с помощью обведения их линией, закрашивания пространства их размещения], соединение ветвей стрелками (сплошными, пунктирными] помогают выделить взаимосвязь понятий.
• Вторичные идеи тоже ветвятся. Ветви формируют связанную смысловую структуру, что помогает мозгу быстро структурировать информацию и создавать целостный образ.
• Рекомендуемое количество ответвлений от каждого объекта 7±2 (число Ингве — Миллера), что связано с особенностями кратковременной памяти — ограничением на количество удерживаемых во внимании объектов.
• Если и-карта выполняется без использования компьютера, лист рекомендуется располагать горизонтально для наиболее быстрого и удобного восприятия информации, использовать разные форматы начертания букв, комментарии вокруг объектов карты относить в дальнейшие ветки карты или делать их на стикерах.
• Не следует бояться экспериментов, следует искать лучшие, наиболее подходящие способы представления информации в зависимости от личных предпочтений и особенностей.
Итак, и-карты помогают привести мысли в порядок, найти связь между различными идеями и образами, представить более целостное видение ситуации, систематизировать понятия, касающиеся какого-либо вопроса, легче и быстрее решить какую-либо проблему или задачу, сделать правильный выбор, а также способствуют развитию креативного мышления.
Заключение
Таким образом, на основе информации, полученной в качестве обратной связи от объекта управления, актуализирована проблема усвоения студентами большого объема информации. Один из вариантов решения этой проблемы — применение такого метода, как картирование знаний.
В результате сравнительного анализа данных социологического исследования выявлено, что лень и неорганизованность наиболее выражены среди студентов второго курса. Вероятнее всего, это связано с завершением процесса адаптации, состоянием расслабленности после ряда первых испытаний, меньшим вниманием к ним со стороны кураторов (поскольку в основном их работа заключается во взаимодействии с первокурсниками, их родителями). Выявленные зависимости позволяют предположить рациональность следующей рекомендации, которую можно рассматривать как организационное решение проблемы, — популяризацию данной педагогической технологии оптимальнее всего проводить в формате одного-двух тренингов в середине или конце второго семестра обучения. Работу по информированию студентов, привлечению их внимания к данному методу вполне могут реализовывать кураторы учебных групп, например во время кураторских часов.
Литература
1. Абдикеев Н. М., Киселев А. Л. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнес-процесса. М. : ИНФРА-М, 2013. 382 с.
2. Бершадский М. Е. О методе интеллект-карт. Когнитивные образовательные технологии XXI века [Электронный ресурс]. URL: http://benshadskiy.nu/index/metod_intellekt_kant/0-32 (дата обращения: 10.03.2017).
3. Бехтерев С. Майнд-менеджмент: Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт. М. : Альпина Паблишер, 2012. 308 с.
4. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. Минск : Попурри, 2003. 304 с.
5. Гершман М. А. Инновационный менеджмент. М. : Маркет ДС, 2010. 200 с.
6. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 год (Цели устойчивого развития ООН и Россия) [Электронный ресурс] / под ред. С. Н. Бобылева, Л. М. Григорьева. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. 298 с. URL: ac.gov.nu.
7. Дресвянников В. А. Управление знаниями организации. М. : КНОРУС, 2016. 344 с.
8. Кемеровский государственный университет [Офиц. сайт]. URL: http://Www.kemsu.nu/ (дата обращения: 06.03.2017).
9. Кузбасс. 2016: Статистический сборник / Кемеровостат. Кемерово, 2016. 294 с.
10. Лузгарева О. И. Отношение студентов к своему здоровью // Социологический ежегодник КемГУ (2011-2012 уч. год, 2012-2013 уч. год) : сборник отчетов по результатам внутривузовских социологических исследований / Кемеровский госуниверситет; Социологическая лаборатория. Кемерово, 2013. С. 112-165.
11. Мюллер Х. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. М. : Омега-Л, 2007. 126 с.
12. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / сост. Е. И. Рогов. М. : ВЛАДОС, 1998. 448 с.
13. Пользование Интернетом [Электронный ресурс]. URL: http://Wciom.nu/news/natings/polzovanie_intennetom/ (дата обращения: 06.03.2017).
14. Президент, народ, СМИ: треугольник коммуникаций [Электронный ресурс]. URL: http:/'Wciom.nu/index. php?id=236&uid=116058 (дата обращения: 06.03.2017).
15. Управление знаниями в инновационной экономике / ред. Б. З. Мильнер. М. : Экономика, 2009. 599 с.
16. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М. : Аспект Пресс, 2004. 400 с.
References
1. Abdikeev N. M., Kiselev A. L. Knowledge management of the corporation and the reengineering of the business process [Upravlenie znanijami korporacii i reinzhiniring biznes-processa]. Moscow : INFRA-M, 2013. 382 p. (In Russian).
2. Bershadsky M. E. About the mind map method. Cognitive educational technologies of the XXI century [O metode intellektkart. Kognitivnye obrazovatel'nye tehnologii XXI veka]. Available at: http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32. (accessed 10.03.2017). (In Russian).
3. Bekhterev S. Mind-management: Solving business tasks with the help of mind maps [Majnd-menedzhment: Reshenie biznes-zadach s pomoshh'ju intellekt-kart]. Moscow: Alpina Pablisher, 2012. 308 p. (In Russian).
4. Buzan T., Buzan B. Great thinking [Supermyshlenie]. Minsk: Popurri, 2003. - 304 p. (In Russian).
5. Gershman M. A. Innovative management [Innovacionnyj menedzhment]. - Moscow: Market DS, 2010. 200 p. (In Russian).
6. Human Development Report for the Russian Federation for 2016 (The goal of sustainable development, the UN and Russia) [Doklad o chelovecheskom razvitii v Rossijskoj Federacii za 2016 god (Celi ustojchivogo razvitija OON i Rossija)]. Ed. S. N. Bobylev, L. M. Grigoriev. Moscow: Analytical Center under the Government of the Russian Federation, 2016. 298 p. Available at: ac.gov.ru. (In Russian).
7. Dresvyannikov V. A. Knowledge management of the organization [Upravlenie znanijami organizacii]. Moscow: KNORUS, 2016. 344 p. (In Russian).
8. Official site of the Kemerovo State University [Oficial'nyj sajt Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta]. Available at: http://www.kemsu.ru/. (accessed 06.03.2017). (In Russian).
9. The Kuzbass. 2016: Statistical collection [Kuzbass. 2016: Statisticheskij sbornik]. Kemerovostat. Kemerovo, 2016. 294 p. (In Russian).
10. Luzgareva O. I. The attitude of students to their health [Otnoshenie studentov k svoemu zdorov'ju]. Sociological yearbook of KemSU (2011-2012 academic year, 2012-2013 academic year): a collection of reports on the results of university sociological research [Sociologicheskij ezhegodnik KemGU (2011-2012 uch. god, 2012-2013 uch. god): sbornik otchetov po rezul'tatam vnutrivuzovskih sociologicheskih issledovanij]. Kemerovo State University; Sociological laboratory. Kemerovo, 2013. P. 112-165. (In Russian).
11. Mueller H. Drawing mental maps: a method of generating and structuring ideas [Sostavlenie mental'nyh kart: metod generacii i strukturirovanija idej]. Moscow: Omega-L, 2007. 126 p. (In Russian).
12. General psychology: The course of lectures for the first stage of pedagogical education [Obshhaja psihologija: Kurs lekcij dlja pervoj stupeni pedagogicheskogo obrazovanija]. Comp. E. I. Rogov. Moscow: VLADOS, 1998. 448 p. (In Russian).
13. Using the Internet [Pol'zovanie Internetom]. Available at: http://'Wciom.ru/news/ratings/polzovanie_internetom/. (accessed 06.03.2017). (In Russian).
14. President, people, media: triangle of communications [Prezident, narod, SMI: treugol'nik kommunikacij]. Available at: http:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=116058. (accessed 06.03.2017). (In Russian).
15. Knowledge management in the innovative economy [Upravlenie znanijami v innovacionnoj jekonomike]. Ed. B. Z. Milner. Moscow: Economics, 2009. 599 p. (In Russian).
16. Webster F. Theories of Information Society [Teorii informacionnogo obshhestva]. Moscow: Aspect Press, 2004. 400 p. (In Russian).
УДК/uDC 303.424+343.35 Е. А. Морозова, С. А. Пфетцер, А. В. Сухачева
E. Morozova, S. Pfettser, A. Suhacheva
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРУПЦИИ И БОРЬБЫ С НЕЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
SOCIOLOGICAL METHODS Of STuDY of CORRuPTION AND COMBATING WITH IT IN EDuCATIONAL SYSTEM
Введение. Цель статьи — описание социологической методики изучения мнений участников образовательного процесса — педагогов и обучающихся — относительно различных аспектов коррупции.
Методология. С опорой на различные подходы к изучению процессов коррупции, опыт отдельных исследовательских групп, а также имеющуюся законодательную базу, был создан инструментарий, позволяющий фиксировать: общее отношение к коррупции; оценки распространения коррупции и ее динамики; оценки коррупционной деятельности в сфере образования; мнения о борьбе с коррупцией. Методика содержит как оригинальные индикаторы отношения к противоправным действиям, так и используемые ведущими социологическими центрами, что позволяет сравнивать эмпирические данные с результатами общероссийских исследований.
Результаты. На основе разработанной методики был проведен пробный опрос педагогов и обучающихся образовательных организаций города Кемерово и Кемеровского района. Он, в частности, показал, что почти три четверти опрошенных негативно относятся к коррупции; каждый четвертый педагог и каждый седьмой обучающийся имеют определенный опыт участия в коррупционных действиях; коррупцию на уровне России считают высокой более половины педагогов и обучающихся; на уровне региона и муниципального образования оценки коррупции ниже; в системе образования самые негативные отзывы поступили в адрес высшей школы; четверть школьников знают о коррупционных схемах во время сдачи ЕГЭ; лишь шестая часть респондентов надеются на полное искоренение коррупции в России и др.
Заключение. Проведенное исследование доказало адекватность разработанного инструментария, который планируется использовать для социологического изучения коррупции в образовательных организациях Кузбасского региона.
Introduction: The purpose of the article is to describe the sociological methodology for studying the opinions of participants in the educational process — teachers and trainees — on various aspects of corruption.