УДК 371.3
10.20310/1810-231Х-2016-15-2-68-71
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ НА ПРЕДМЕТАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ШКОЛЕ
Новикова Светлана Георгиевна
МАОУ «Гимназия № 7 им. святителя Питирима, епископа Тамбовского», Россия, г. Тамбов, е-шай: [email protected]
В статье рассматривается метод проектов, как одна из форм организации учебно-воспитательного процесса, который используется на уроках с целью сделать процесс обучения продуктивным и личностно-ориентированным. Проектирование на основе метода интеллект-карт позволяет реализовать учащимся свои творческие способности и личностные качества, создает условия для самообразования, а также способствует реализации цели и задач, которые ставит перед педагогами современная концепция образования, так как проектный метод является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, профессионально-трудовой, коммуникативной, теоретической и практической деятельности.
Ключевые слова: ФГОС, деятельностный подход, учащиеся, обучение, метод проектов, проектирование, личностно-ориентированный, интеллект-карты, технология, самостоятельность, подгруппа
В настоящее время складывается новое понимание роли педагогического образования в развитии страны, значения его опережающего характера по отношению к другим видам и уровням образования. Тенденции современного образования предельно актуализировали, по крайней мере, две масштабные проблемы, одна из них - проблема изменения качества педагогической деятельности, вторая - проблема обновления, изменения педагогического образования.
Вопрос о качестве образования был и остается самым актуальным. «Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности» [1], когда знания приобретаются не «впрок», а с расчетом использования их в будущей деятельности, жизненной ситуации. В контексте современного образования необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. «Желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат - знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат -умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся» [2, с. 82].
Решением данных проблем стало введение ФГОС третьего поколения, что и ознаменовало собой решительный поворот к построению
отечественного образования на деятельностной основе.
Основная идея деятельностного подхода в образовании связана не с самой деятельностью как таковой, а с организацией и управлением деятельностью ученика как средствами становления и развития субъектности ребенка. Деятельностный подход предполагает использование таких форм, приемов и методов педагогической работы, в результате которых «рождался бы человек, не обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации» [1, с. 27]. При организации образовательного процесса на основе данного подхода в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей со взрослыми по реализации вместе выработанных целей и задач.
При данном подходе к обучению основным элементом работы учащихся становится решение задач, т. е. освоение деятельности, особенно ее новых видов: учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. В этом случае фактические знания становятся следствием работы над задачами, организованными в целесообразную и эффек-
тивную систему. Параллельно с освоением деятельности ученик может сформировать свою систему ценностей, поддерживаемую социумом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образования.
Так, по мнению И. Б. Ворожцовой «дея-тельностный аспект содержания обучения в деятельностной модели выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой, вербальная деятельность и виды невербального самовыражения, т. е. учебный процесс представляет собой:
- взаимодействие;
- решение коммуникативных (проблемных) задач посредством различных технологий» [3, с. 34].
Одной из таких технологий, направленной среди прочего и на реализацию личностно-ориентированного подхода, является проектная методика обучения, истоки которой лежат в процессах проектирования. Проектирование, предполагающее создание проекта, замысла, идеи, с реализацией которых связана жизнь обучающегося, - важнейший фактор развития образования в настоящее время. Большинством авторов, чьи работы посвящены данному вопросу, проектирование рассматривается как «осознанная и целенаправленная поэтапная деятельность, заканчивающаяся созданием определенного продукта как результата реализации этой деятельности, как деятельность по созданию образа будущего, предполагаемого явления» [4]. Так, например, Н. Г. Алексеев определяет проектирование как «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть» [5].
Проектирование, как отмечает Е. В. Зеленская, «является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании. Осмысление учащимся как субъектом образовательного процесса собственных целей, ценности своих замыслов для личного продвижения должно способствовать превращению рутинной деятельности на уроках в систему творческих проектно-деятельностных программ особого рода» [6]. Введение элементов проектирования в учебную деятельность позволяет уйти от однообразия образовательной среды и монотонности
учебного процесса, создает условия для смены видов работы.
Решая эту проблему в своей профессиональной деятельности, мы обратились к методике составления интеллект-карт, разработанной Т. Бьюзеном и получившей дальнейшее развитие в работах М. Е. Бершадского, который считает, что «многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми» [7]. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт, основанный на графическом отображении комплекса ассоциаций, имеющих какое-либо отношение к предмету изучения. Данный метод позволяет:
- «глубоко изучать личность учащихся и обнаруживать причины их когнитивных и эмоциональных затруднений;
- вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;
- разрабатывать и реализовывать программы коррекции когнитивных и эмоциональных затруднений;
- развивать креативность школьников;
- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;
- формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров, проведение контент-анализа ит. д.);
- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т. д.) учащихся;
- ускорять процесс обучения;
- формировать организационно-деятель-ностные умения;
- формировать умения, связанные с ме-такогнитивным контролем собственной интеллектуальной деятельности;
- учить учащихся решать проблемы» [7].
Предложенный М. Е. Бершадским метод
можно широко использовать в педагогической практике. И в контексте современных технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, данный метод может использоваться в качестве одной из проектных методик обучения. Он позволит реализовать учащимся свои творче-
ские способности и личностные качества, создать условия для самообразования. Помимо этого он поможет в реализации целей и задач, которые ставит перед педагогом программа развития школы, так как проектный метод является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, профессионально-трудовой, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности.
Использование проектного метода на основе интеллект-карт в своей педагогической деятельности позволяет нам организовать обучение так, что учащиеся могут сознательно и активно овладевать знаниями и методами их применения на практике, у них развивается творческая инициатива и самостоятельность, мышление, речь и формируется трудовая культура. Работая над проектом, учащиеся самостоятельно подбирают и изучают необходимую литературу, решают творческие задачи, планируют работу, определяют способы ее выполнения, контролируют ход и результаты, вносят коррективы.
Использование интеллект-карты на уроках помогает учащимся в системе овладеть организационно-практическими действиями по всей проектно-технологической цепочке: от идеи до ее реализации, интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, получая при этом новые знания. В создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая.
Помимо этого на уроках во время групповой работы над проектами у учащихся воспитывается личностное отношение к действительности, для чего, подбирая тематику проектов, учитель направляет деятельность учащихся на решение актуальных на сегодняшний день проблем.
Большую роль в работе над проектами играет руководитель, который должен обучать начинающих проектантов правилам работы в поисковых системах, умело и эффективно использовать в образовательных целях возможности Интернета. Необходимо спланировать и уроки знакомства с наиболее популярными в проектной деятельности компьютерными программами.
Так, можно выделить следующие этапы работы над проектами по методу интеллект-карт:
1. Работа с источниками информации. Подготовка материала по теме, предложенной учителем.
2. Формирование навыков обработки информации. Изучение собранного ранее материала и его анализ. Систематизация материала, составление связного текста. Подбор рисунков и фотографий к отобранному материалу.
3. Изучение и анализ новой информации. Коллектив разбивается на небольшие группы. Задание для учащихся:
а) подготовить аннотацию проекта;
б) сформулировать задачи, решаемые в данной работе;
в) указать круг возможных пользователей данного продукта.
4. Создание творческого продукта:
а) расположить отобранный материал для интеллект-карты на листе ватмана. Учащийся сам вспоминает или находит ключевые слова, что активизирует процессы памяти и мышления. Представляя каждое слово в виде картинки, он использует большое количество навыков, характерных для развития личностных качеств;
б) подобрать ассоциации, разработать собственный стиль, соблюдая иерархию мыслей;
в) продумать центральный образ, а также ключевые слова по выбранной теме.
5. Обучение навыкам публичного выступления. Подготовить проект к публичной защите в классе:
а) составить сценарий защиты и текст выступления;
б) продумать и распределить роли между участниками группы.
Далее следуют занятия, на которых происходит демонстрация подготовленных учебных работ и их защита перед руководителем и одноклассниками в соответствии с продуманным сценарием. В ходе защиты школьники учатся представлять результаты своего труда, обосновывать полученные выводы, отвечать на вопросы, аргументированно отстаивать собственную точку зрения.
Таким образом, обучение проектной деятельности - процесс длительный и кропотливый. Правильно организованная проектная работа основывается на вопросах, ответы на которые не могут быть получены зубрежкой. Это вынуждает учащегося занимать активную позицию: исследовать проблему, принимать решения, работать с информацией, сотрудничать с другими людьми, аргументированно отстаи-
вать свои взгляды. То есть участие в проектной деятельности формирует у учащихся качества, которые характерны для успешных, деятельных, инициативных людей.
Литература
1. Имакаев В. Р. Образование и ось времени // Философия образования и реформа современной школы. Пермь, 2002.
2. Ковалева Г. С. Состояние российского образования // Педагогика. 2001. № 2. С. 80-88.
3. Ворожцова И. Б. Личностно-деятельност-ная модель обучения иностранному языку. Ижевск, 2000.
4. Ступницкая М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами. Ярославль, 2008.
5. Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № 2. С. 85-102.
6. Зеленская Е. В. Поэтапная организация учебной проектной деятельности учащихся // Школьные технологии. 2009. № 5. С. 122-127.
7. Бершадский М. Е. Теоретико-практические аспекты работы с картами интеллект-понятий // Народное образование. 2012. № 6. С. 203-212.
References
1. Imakaev V. R. Obrazovaniye i os' vremeni [Education and time axis] // Filosofiya obrazovaniya i reforma sovremennoj shkoly. Perm', 2002.
2. Kovaleva G. S. Sostoyaniye rossijskogo obrazovaniya [Condition of Russian education] // Peda-gogika. 2001. № 2. S. 80-88.
3. Vorozhtsova I. B. Lichnostno-deyatel'nostnaya model' obucheniya inostrannomu yazyku [Personal and activity model of foreign language training]. Izhevsk. 2000.
4. Stupnitskaya M. A. Novye pedagogi-cheskiye tekhnologii: uchimsya rabotat' nad proyek-tami [New pedagogical technologies: learn to work on projects]. Yaroslavl', 2008.
5. Alekseev N. G. Proyektirovaniye i reflek-sivnoye myshleniye [Design and reflexive thinking] // Razvitiye lichnosti. 2002. № 2. S. 85-102.
6. Zelenskaya E. V. Poetapnaya organizatsiya uchebnoj proyektnoj deyatel'nosti uchashchikhsya [Stage-by-stage organization of educational design activity of pupils] // Shkol'nye tekhnologii. 2009. № 5. S. 122127.
7. Bershadskij M. E. Teoretiko-prakticheskiye aspekty raboty s kartami intellekt-ponyatij [Tpeoretic-practical aspects of work with maps of intelligence concepts] // Narodnoye obrazovaniye. 2012. № 6. S. 203-212.
* * *
USE OF MIND MAPS AT THE LESSONS OF THE HUMANITARIAN CYCLE AT SCHOOL
Novikova Svetlana Georgiyevna
MAEI «Gymnasium № 7 named after St. Pitirim, the Tambov Bishop», Russia, Tambov, e-mail: [email protected]
In article the author considered the method of projects as one of forms of the organization of teaching and educational process used at the lessons with the purpose to make training process productive and personal oriented. Designing of mind maps on the basis of a method allows to realize the pupil the creative capabilities and personal qualities, creates conditions for self-education, and also promotes implementation of the purpose and tasks set for teachers by the modern concept of education as the project method is the integrative type of activity synthesizing in itself elements of game, cognitive, valuable and orientation, converting, professional and labor, communicative, theoretical and practical activities.
Key words: FSES, activity approach, pupils, training, the method of projects, designing personal oriented mind maps, technology, independence, subgroup
Об авторе:
Новикова Светлана Георгиевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 7 им. святителя Питирима, епископа Тамбовского», г. Тамбов
About the author:
Novikova Svetlana Georgiyevna, Teacher of Russian Language and Literature, MAEI «Gymnasium № 7 named after St. Pitirim, the Tambov Bishop», Tambov