Научная статья на тему 'МЕРОПРИЯТИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПОЛИЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО УЧАСТКА'

МЕРОПРИЯТИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПОЛИЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО УЧАСТКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
участковый уполномоченный полиции / преступления террористической и экстремистской направленности / административный участок / законодательство / национальная безопасность / правоохранительные органы / district police commissioner / crimes of terrorist and extremist orientation / administrative precinct / legislation / national security / law enforcement agencies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И.П. Астахов

В данной статье рассматриваются полномочия участкового уполномоченного полиции в проведении мероприятий по предотвращению преступлений террористической и экстремистской направленности, различные действия по определению административно-правового статуса участкового уполномоченного полиции, проблемы противодействия возникновению террористической и экстремисткой угрозы в Российской Федерации на примере организации деятельности участкового уполномоченного полиции на обслуживаемом административном участке. В статье сформулированы предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по данному направлению. Особо следует отметить предупредительно-профилактическую работу органов внутренних дел по отслеживанию и принятию мер к ликвидации экстремистско-националистических и экстремистско-террористических сайтов в Интернете, активно пропагандирующих идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержащих призывы к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности против людей другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан, а также подробные инструкции по изготовлению взрывных устройств, совершению террористических актов, «националистических» убийств. Печатная, аудио- и видеопродукция, наполненная информацией с целью разжигания национальной и религиозной нетерпимости к людям иной веры, вовлечения молодежи в неформальные объединения радикальной направленности и использование их для достижения определенных экстремистских целей, совершение тяжких и особо тяжких преступлений, вражды, дестабилизации общественно-политической ситуации в стране. В законодательстве Российской Федерации отмечено, что противодействие террористической и экстремистской деятельности неформальных организаций, группировок, сообществ, преступлениям данной направленности должно быть комплексным, ориентированным на их пресечение не только уголовно-правовыми, но и предупредительно-профилактическими мерами. Одними только уголовно-правовыми запретами и карательными мерами терроризм и экстремизм искоренить нельзя. Поэтому пресечение роста террористической и экстремистской преступности в Российской Федерации возможно с помощью профилактической работы среди населения, в том числе проводимой подразделениями участковых уполномоченных полиции органов внутренних дел Российской Федерации на территории обслуживаемого административного участка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — И.П. Астахов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-TERRORIST MEASURES IMPLEMENTED BY THE COMMUNITY POLICING POLICE OFFICER ON THE TERRITORY OF THE ADMINISTRATIVE AREA SERVICE

This article discusses the powers of the district police commissioner in carrying out measures to prevent terrorist and extremist crimes, various actions to determine the administrative and legal status of the district police commissioner, the problems of countering the emergence of a terrorist and extremist threat in the Russian Federation on the example of organizing the activities of the district police commissioner on a serviced administrative area. The article formulates proposals for improving the legislation of the Russian Federation in this area. Of particular note is the preventive work of the internal affairs bodies to monitor and take measures to eliminate extremist-nationalist and extremist-terrorist sites on the Internet that actively promote the ideology of extremism, nationalism and terrorism, containing calls to commit extremist and terrorist crimes against people of other nationalities or religion, foreign citizens, as well as detailed instructions for making explosive devices, committing terrorist acts, «nationalist» killings. Printed, audio and video products filled with information with the aim of inciting national and religious intolerance towards people of a different faith, involving young people in informal radical associations and using them to achieve certain extremist goals, committing serious and especially serious crimes, hostility, destabilizing the socio-political situation in the country. Printed, audio and video products filled with information with the aim of inciting national and religious intolerance towards people of a different faith, involving young people in informal radical associations and using them to achieve certain extremist goals, committing serious and especially serious crimes, hostility, destabilizing the socio-political situation in the country. The legislation of the Russian Federation notes that countering the terrorist and extremist activities of informal organizations, groups, communities, crimes of this direction should be comprehensive, focused on their suppression not only by criminal law, but also by preventive and preventive measures. Terrorism and extremism cannot be eradicated by criminal law prohibitions and punitive measures alone, therefore, in order to curb the growth of terrorist and extremist crime in the Russian Federation, it is possible with the help of preventive work among the population, including that carried out by divisions of district authorized police of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the territory of the serviced administrative area.

Текст научной работы на тему «МЕРОПРИЯТИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПОЛИЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО УЧАСТКА»

МЕРОПРИЯТИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ УЧАСТКОВЫМ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПОЛИЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ОБСЛУЖИВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО УЧАСТКА

ANTI-TERRORIST MEASURES IMPLEMENTED BY THE COMMUNITY POLICING POLICE OFFICER ON THE TERRITORY OF THE ADMINISTRATIVE AREA SERVICE

Аннотация: в данной статье рассматриваются полномочия участкового уполномоченного полиции в проведении мероприятий по предотвращению преступлений террористической и экстремистской направленности, различные действия по определению административно-правового статуса участкового уполномоченного полиции, проблемы противодействия возникновению террористической и экстремисткой угрозы в Российской Федерации на примере организации деятельности участкового уполномоченного полиции на обслуживаемом административном участке. В статье сформулированы предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации по данному направлению.

Особо следует отметить предупредительно-профилактическую работу органов внутренних дел по отслеживанию и принятию мер к ликвидации экстремистско-националистических и экстремистско-тер-рористических сайтов в Интернете, активно пропагандирующих идеологию экстремизма, национализма и терроризма, содержащих призывы к совершению преступлений экстремистской и террористической направленности против людей другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан, а также подробные инструкции по изготовлению взрывных устройств, совершению террористических актов, «националистических» убийств. Печатная, аудио- и видеопродукция, наполненная информацией с целью разжигания национальной и религиозной нетерпимости к людям иной веры, вовлечения молодежи в неформальные объединения радикальной направленности и использование их для достижения определенных экстремистских целей, совершение тяжких и особо тяжких преступлений, вражды, дестабилизации общественно-политической ситуации в стране.

В законодательстве Российской Федерации отмечено, что противодействие террористической и экстремистской деятельности неформальных организаций, группировок, сообществ, преступлениям данной направленности должно быть комплексным, ориентированным на их пресечение не только уголовно-правовыми, но и предупредительно-профилактическими мерами. Одними только уголовно-правовыми запретами и карательными мерами терроризм и экстремизм искоренить нельзя. Поэтому пресечение роста террористической и экстремистской преступности в Российской Федерации возможно с помощью профилактической работы среди населения, в том числе проводимой подразделениями участковых уполномоченных полиции органов внутренних дел Российской Федерации на территории обслуживаемого административного участка.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, преступления террористической и экстремистской направленности, административный участок, законодательство, национальная безопасность, правоохранительные органы.

Для цитирования: Астахов И.П. Мероприятия антитеррористической направленности, реализуемые участковым уполномоченным полиции на территории обслуживания административного участка // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2023. - № 3. - С. 33-36.

Abstract: this article discusses the powers of the district police commissioner in carrying out measures to prevent terrorist and extremist crimes, various actions to determine the administrative and legal status of the district police commissioner, the problems of countering the emergence of a terrorist and extremist threat

УДК 351.74

И.П. АСТАХОВ

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) Astahov7@mail.ru

IVAN P. ASTAHOV

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

in the Russian Federation on the example of organizing the activities of the district police commissioner on a serviced administrative area. The article formulates proposals for improving the legislation of the Russian Federation in this area.

Of particular note is the preventive work of the internal affairs bodies to monitor and take measures to eliminate extremist-nationalist and extremist-terrorist sites on the Internet that actively promote the ideology of extremism, nationalism and terrorism, containing calls to commit extremist and terrorist crimes against people of other nationalities or religion, foreign citizens, as well as detailed instructions for making explosive devices, committing terrorist acts, «nationalist» killings. Printed, audio and video products filled with information with the aim of inciting national and religious intolerance towards people of a different faith, involving young people in informal radical associations and using them to achieve certain extremist goals, committing serious and especially serious crimes, hostility, destabilizing the socio-political situation in the country. Printed, audio and video products filled with information with the aim of inciting national and religious intolerance towards people of a different faith, involving young people in informal radical associations and using them to achieve certain extremist goals, committing serious and especially serious crimes, hostility, destabilizing the socio-political situation in the country.

The legislation of the Russian Federation notes that countering the terrorist and extremist activities of informal organizations, groups, communities, crimes of this direction should be comprehensive, focused on their suppression not only by criminal law, but also by preventive and preventive measures. Terrorism and extremism cannot be eradicated by criminal law prohibitions and punitive measures alone, therefore, in order to curb the growth of terrorist and extremist crime in the Russian Federation, it is possible with the help of preventive work among the population, including that carried out by divisions of district authorized police of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the territory of the serviced administrative area.

Keywords: district police commissioner, crimes of terrorist and extremist orientation, administrative precinct, legislation, national security, law enforcement agencies.

For citation: Astahov I.P. Anti-terrorist measures implemented by the community policing police officer on the territory of the administrative area service // Problems of Law Enforcement Activity. -2023. - № 3. - P. 33-36.

Большинство государств нашей планеты придают большое значение проведению активных мероприятий по предотвращению таких видов преступлений, как терроризм и экстремизм [1]. Правоохранительные органы государств осуществляют работу по профилактике, предупреждению и пресечению данных видов преступлений как внутри государства, так и на межгосударственных уровнях. В Российской Федерации закреплены законодательством основополагающие задачи по профилактике, предупреждению и пресечению возникновения и распространения террористической и экстремистской угрозы.

В настоящее время с невероятной скоростью повсеместно распространяется деятельность террористических и экстремистских организаций и способствует этому повсеместное развитие коммуникационных и информационных технологий, с помощью которых расширяется диапазон сферы влияния на население с целью завлечения в свои ряды новых сторонников, большинство которых имеют хорошее образование.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 дека-

бря 2015 г. № 6831, отражены основные аспекты борьбы с террористической и экстремистской угрозой. Основными нормативными правовыми актами в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом являются:

- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

- Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35 ФЗ «О противодействии терроризму»;

- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

В законодательстве Российской Федерации закреплена ответственность граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение преступлений террористической и экстремистской направленности на территории Российской Федерации. Применяемая правоохранительными органами во взаимодействии с органами исполнительной

1 Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

власти работа по профилактике, предупреждению и пресечению преступлений террористической и экстремистской направленности, методика данной работы отработаны на практике, что дает положительные результаты по пресечению деятельности существующих запрещенных организаций и предупреждению появления новых экстремистских проявлений. Объектами профилактики являются религиозные и общественные организации, физические и юридические лица. Необходимо воспитательное воздействие, которое уменьшит процент совершаемых преступлений террористической и экстремистской направленности.

Министерство внутренних дел Российской Федерации руководствуется Федеральным законом «О полиции»2, в котором закреплена норма противодействия терроризму и экстремизму. Полиция обязана:

- принимать законные меры по предупреждению, пресечению террористической деятельности незаконных общественных организаций и объединений;

- принимать активное участие в мероприятиях по противодействию терроризму/экстремизму в местах массового пребывания людей; для снижения возможного предполагаемого ущерба; от действий преступников.

Подразделения участковых уполномоченных полиции (далее - УУП) являются ключевыми подразделениями Министерства внутренних дел и наделены широким кругом полномочий в соответствии с действующим законодательством. За каждым УУП закреплен административный участок, населенный гражданами различных категорий, защита их жизни и здоровья зависит от грамотно-принимаемых решений и действий УУП в охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на вверенном административном участке. Основные задачи и функции УУП регламентируются Наставлением по организации деятельности УУП, утвержденным приказом МВД России от 29 марта 2019 г. № 2053, которое обязывает УУП активизировать свою служебную деятельность на территории вверенного административного участка, в проведении активных профилактических мероприятий в целях предупреждения, пресечения преступлений террористической и экстремисткой направленно-

2 Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3 Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

сти [2].

Делая акцент на обязанностях УУП, необходимо констатировать тот факт, что УУП необходимо проводить разъяснительную работу с населением с доведением гражданам инструкции по действиям при возникновении подозрительной экстремистской активности.

УУП необходимо тщательно работать с различной принимаемой от граждан информацией о гражданах, принимающих участие или склонных к участию в распространении материалов экстремистской направленности, уделяя особо пристальное внимание поступающей информации о гражданах, склонных к изготовлению и распространению продукции, содержащей информационные материалы террористической направленности. На территории административного участка расположены средние, средние специальные и высшие общеобразовательные учреждения, поэтому можем предположить, что потенциальными объектами информационного воздействия экстремистских организаций могут стать школьники и студенты, которым доступна различная информация. Стоит также отметить профилактическую работу УУП с лицами, состоящими на профилактическом учете. Профилактический обход участкового уполномоченного полиции осуществляется с учетом нескольких базовых требований:

- участие в проверке строений и сооружений, обследование подъездов зданий, подвальных и чердачных помещений;

- знакомство с проживающими гражданами в жилом секторе;

- в соответствии с данными базы ОВД посещение граждан, находящихся на профилактическом учете;

- проведение встреч с жителями для организации совместного взаимодействия в случае необходимости.

При получении информации, представляющей оперативный интерес, УУП должен предпринять неотложные меры в соответствии с действующим законодательством. В ходе проведения профилактического обхода лиц, состоящих на профилактическом учете, УУП может быть добыта информация о лицах, причастных к ранее совершенным преступлениям, административным правонарушениям, как и информация о готовящихся и совершенных преступлениях экстремистской направленности, ответственность за совершение которых закреплена в статьях 280, 282, 281.1, 282.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Статьями 20.3 и 20.29 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение правонарушений в области терроризма и экстремизма [4].

В заключение отметим, что УУП, исполняя свои служебные обязанности на вверенном ему административном участке, является одним из первых обладателей информации, представляющей оперативный интерес для предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений экстремистской

террористической направленности. Полезная информация, полученная УУП на административном участке, определенно способствует эффективной работе других служб и подразделений органов внутренних дел в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Литература

1. Кузминова Е.Ю., Казаков А.В. Деятельность участкового уполномоченного полиции по профилактике экстремизма и терроризма на поднадзорном участке / Анализ проблем внедрения результатов инновационных исследований и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2020. - С. 203-207.

2. Бунова О.В., Кучмезов А.Н. Особенности работы участковых уполномоченных полиции при возникновении природной или техногенной чрезвычайных ситуаций в условиях курортного региона // Алтайский юридический вестник. -2019. - № 3. - С. 41-46.

3. Турчин С.А. Профилактика и противодействие экстремизму // Правовая идея. - 2013. - № 6. - С. 7.

4. Шиенкова А.С., Подгайный А.М. Роль участкового уполномоченного полиции в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при возникновении чрезвычайных обстоятельств // Юристъ-Правоведъ. -2018. - № 4. - С. 76-80.

5. Анисимов Р.Ю. Правовое регулирование деятельности участкового уполномоченного полиции по пресечению правонарушений экстремистской направленности // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. - 2015. - № 2. -С. 6-9.

6. Салтанова А.И. Профилактика совершения преступлений в правосознании // Форум молодых ученых. - 2021. -№ 3. - С. 83-86.

7. Ишмуратов П.Н. Деятельность участкового уполномоченного полиции по профилактике терроризма и экстремизма // Вестник экономической безопасности. - 2018. - № 1. - С. 134-137.

References

1. Kuzminova E.Yu., Kazakov A.V. Deyatel'nost' uchastkovogo upolnomochennogo policii po profilaktike ekstremizma i terrorizma na podnadzornom uchastke / Analiz problem vnedreniya rezul'tatov innovacionnyh issledovanij i puti ih resheniya: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Ufa: OMEGA SAJNS, 2020. - S. 203-207.

2. Bunova O.V., Kuchmezov A.N. Osobennosti raboty uchastkovyh upolnomochennyh policii pri vozniknovenii prirodnoj ili tekhnogennoj chrezvychajnyh situacij v usloviyah kurortnogo regiona // Altajskij yuridicheskij vestnik. - 2019. - № 3. - S. 41-46.

3. Turchin S.A. Profilaktika i protivodejstvie ekstremizmu // Pravovaya ideya. - 2013. - № 6. - S. 7.

4. Shienkova A.S., Podgajnyj A.M. Rol' uchastkovogo upolnomochennogo policii v ohrane obshchestvennogo poryadka i obespechenii obshchestvennoj bezopasnosti pri vozniknovenii chrezvychajnyh obstoyatel'stv // Yurist»-Pravoved». - 2018. -№ 4. - S. 76-80.

5. Anisimov R.Yu. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti uchastkovogo upolnomochennogo policii po presecheniyu pravonarushenij ekstremistskoj napravlennosti // Vestnik Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. - 2015. - № 2. -S. 6-9.

6. Saltanova A.I. Profilaktika soversheniya prestuplenij v pravosoznanii // Forum molodyh uchenyh. - 2021. - № 3. -S. 83-86.

7. Ishmuratov P.N. Deyatel'nost' uchastkovogo upolnomochennogo policii po profilaktike terrorizma i ekstremizma // Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti. - 2018. - № 1. - S. 134-137.

(статья сдана в редакцию 19.05.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.