КОНФЕРЕНЦИЯ: «АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»
© П.Н. Ишмуратов, 2018 УДК 342.9 ББК 67.401
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА
Павел Николаевич Ишмуратов,
доцент кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: simbirsc@mail.ru
Научая специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Анотация. Рассматриваются вопросы правовой регламентации и организации деятельности участкового уполномоченного полиции на закрепленном административном участке, направленной на профилактику террористических и экстремистских угроз.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, профилактика терроризма и экстремизма, участковый уполномоченный полиции.
Для цитирования: Ишмуратов П.Н. Деятельность участкового уполномоченного полиции по профилактике терроризма и экстремизма. Вестник экономической безопасности. 2018;(1):134-7.
THE ACTIVITIES OF THE DIVISIONAL COMMISSIONER OF POLICE FOR THE PREVENTION OF TERRORISM AND EXTREMISM
Pavel N. Ishmuratov,
Associate Professor of the Department of Administrative Activity of ATS Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
Abstract. Considers problems of legal regulation and organization of activity of precinct police in the fixed administrative phase, aimed at prevention of terrorist and extremist threats.
Keywords: terrorism, extremism, prevention of terrorism and extremism, the district Commissioner of police.
Сегодня терроризм и экстремизм, вне всяких сомнений, являются глобальными угрозами для всего человечества. На протяжении фактически последних трех десятилетий этой проблеме правительствами и правоохранительны-
ми органами большинства стран уделяется достаточно много внимания, а для ее решения предпринимаются значительные усилия как на внутригосударственном, так и международном уровнях.
В Российской Федерации борьба с терроризмом и экстремизмом во всех их проявлениях признается первоочередной задачей государства, что закреплено в соответствующих нормативных правовых актах.
Так, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 [7] одними из основных угроз государственной и общественной безопасности определяются деятельность террористических и экстремистских организаций, а также деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для их распространения и пропаганды.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы его профилактики и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, а также правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, ответственность за ее осуществление, определяются профильным законодательством, а именно, Федеральными законами от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» [5] и от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [4] соответственно.
Исследуя вопросы профилактики указанных угроз, необходимо напомнить, что основополагающим принципом противодействия терроризму в нашем государстве является приоритет мер его предупреждения. Кроме того, одним из основных направлений противодействия экстремистской деятельности является принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности (в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих ее осуществлению), а также на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности со стороны общественных и религиозных объединений, других организаций и физических лиц.
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий осуществляют противодействие террористической и экстремистской деятельности, при этом в приоритетном порядке осуществляют профилактические меры, в
том числе, воспитательного и пропагандистского характера, направленные на предупреждение экстремизма.
Обязанностью полиции, как составной части органов внутренних дел, в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [6] является принятие мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан, а также участие в мероприятиях по противодействию терроризму и обеспечению защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан.
Сотрудники службы участковых уполномоченных полиции (далее — участковых уполномоченных), численность которой является одной из самых больших в органах внутренних дел, обладают значительным объемом должностных полномочий. При этом участковый уполномоченный на закрепленном за ним административном участке является одним из ключевых субъектов, на которого возложена задача по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
В соответствии с Наставлением по организации деятельности участковых уполномоченных полиции (далее — Наставление), утвержденным Приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 [8], при несении службы на административном участке участковый уполномоченный обязан участвовать в пределах своей компетенции в мероприятиях по противодействию терроризму. К его обязанностям при ознакомлении с объектами, расположенными на административном участке, относится проведение разъяснительной работы с сотрудниками охраны и гражданами, работающими на объектах о действиях при угрозе совершения террористического акта.
Также во время несения службы участковый уполномоченный должен уделять особое внимание полученной в соответствии с законодательством Российской Федерации информации о лицах, рас-
пространяющих экстремистские материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов1, а также осуществляющих их производство либо хранение в целях массового распространения.
В случае если у участкового уполномоченного полиции на закрепленной территории которого находится образовательная организация, он обязан проводить профилактическую работу со студентами, совершившими административные правонарушения, а также иные антиобщественные действия, в том числе экстремистской направленности.
Реализация участковым уполномоченным функций по предупреждению терроризма и экстремизма, в-первую очередь, предполагается в ходе проведения им профилактического обхода закрепленного административного участка, а также индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете, которые являются одними из основных форм несения службы рассматриваемого должностного лица полиции.
Профилактический обход участковым уполномоченным обслуживаемой территории включает в себя:
1) посещение зданий, строений и сооружений, расположенных на административном участке (далее — «объекты»), а при необходимости - обследование подъездов, чердачных и подвальных помещений жилых домов, пустующих и подлежащих сносу строений;
2) посещение лиц, состоящих на профилактических учетах в органах внутренних дел;
3) ознакомление с жильцами квартир (жилых домов, комнат)2;
4) встречи для решения вопросов взаимодействия с собственниками или представителями собственников объектов, расположенных на административном участке.
Участковый уполномоченный должен незамедлительно реагировать на информацию, полученную в ходе профилактического обхода, в том числе:
1 Размещен на сайте Минюста России (www.minjust.ru/nko/ fedspisok).
2 Осуществляется с соблюдением требований ст. 15 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».
• о квартирах (жилых домах, комнатах), сдаваемых в аренду и о лицах, сдающих квартиры (помещения) в аренду без соответствующего оформления;
• по факту противоправного поведения жильцов дома;
• представляющую оперативный интерес для деятельности органов внутренних дел по предупреждению и пресечению терроризма и экстремизма.
При получении в результате профилактического обхода информации о лицах, которые могут быть причастны к совершению противоправных деяний, участковый уполномоченный своевременно докладывает аргументированным рапортом на имя начальника территориального органа МВД России на районном уровне.
При непосредственном обнаружении в действиях лиц признаков преступлений участковый уполномоченный принимает меры к пресечению противоправного деяния и задержанию (преследованию) подозреваемых в их совершении, а также незамедлительно информирует оперативного дежурного территориального отдела МВД России на районном уровне о произошедшем, при необходимости оказывает помощь пострадавшим, устанавливает свидетелей и очевидцев, и в дальнейшем принимает необходимые меры по охране места происшествия до прибытия следственно-оперативной группы.
Здесь представляется необходимым отметить, что в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение противоправных действий, предусмотренных ст. 205—206, 208, 211, 220—221, 277—280, 282.1—282.3, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации [2] (далее — УК РФ). В свою очередь, за осуществление экстремистской деятельности граждане несут уголовную ответственность, предусмотренную ст. 280, 282, 281.1, 281.2 УК РФ, а также административную — в соответствии со ст. 20.3, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [3].
Участковый уполномоченный, участвуя в предупреждении терроризма и экстремизма, также про-
водит индивидуальную профилактическую работу с отдельными категориями граждан, состоящими на профилактическом учете.
В рамках рассматриваемой тематики, стоит обратить внимание на следующие категории лиц, сведения о которых заносятся участковым уполномоченным в паспорт на административный участок:
• освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых судом установлены ограничения в соответствии с федеральным законом;
• осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, или которым назначено наказание в виде лишения свободы условно;
• ранее судимых;
• находящихся в розыске, из числа проживающих на административном участке;
• входящих в неформальные молодежные объединения противоправной направленности, совершивших административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
При этом участковый уполномоченный не реже одного раза в квартал проводит с указанными лицами, а также с членами их семей, другими гражданами, которые могут оказать на них профилактическое воздействие, беседы с целью предупреждения противоправных деяний.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что участковый уполномоченный полиции является одним из тех субъектов, участвующих в мероприятиях по профилактике терроризма и экстремизма в масштабе закрепленного за ним административного участка, на которого законодательством Российской Федерации возложена прямая обязанность по предупреждению и пресечению указанных угроз национальной безопасности, а также которому государством делегированы значительные полномочия, позволяющие обеспечить необходимый уровень охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на вверенной ему территории.
Для достижения указанных целей представляется необходимым обеспечить, во-первых, должную подготовку сотрудников полиции, замещающих должности старшего участкового уполномоченного
и участкового уполномоченного полиции, а также назначаемых на эти должности, направленную как на приобретение ими достаточных знаний, основных на положениях рассмотренных выше нормативных правовых актов, так и на выработку профессиональных умений и навыков, и, во-вторых, разработку соответствующих практических рекомендаций, содержащих, в том числе, алгоритмы действий указанных должностных лиц полиции в различных ситуациях, связанных с осуществлением мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма.
Литература
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета, № 138-139, 30.07.2002.
5. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета, № 48, 10.03.2006.
6. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
7. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212.
8. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Российская газета, № 65, 27.03.201.