Научная статья на тему 'Организация работы органов внутренних дел по предупреждению правонарушений со стороны молодежных объединений экстремистской направленности'

Организация работы органов внутренних дел по предупреждению правонарушений со стороны молодежных объединений экстремистской направленности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
738
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОПОРЯДКА / ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шхагапсоев Заурбий Лелович, Тутуков Альберт Юрьевич

Статья раскрывает основные мероприятия осуществляемые органами внутренних дел, формулируются и правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности органов осуществляющих борьбу с терроризмом, включая и деятельность общественных объединений и организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF WORK OF THE INTERIOR TO PREVENT OFFENSES BY YOUTH ASSOCIATIONS EXTREMIST ORIENTATION

The article reveals the main activities carried out by the bodies of internal affairs, and formulated the legal and institutional framework for combating terrorism in the Russian Federation, the coordination among agencies involved in the fight against terrorism, including the activities of public associations and organizations

Текст научной работы на тему «Организация работы органов внутренних дел по предупреждению правонарушений со стороны молодежных объединений экстремистской направленности»

Шхагапсоев З. Л., Тутуков А. Ю.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИИ СО СТОРОНЫ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

9.2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СО СТОРОНЫ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Шхагапсоев Заурбий Лелович, доктор юридических наук, профессор. Начальник института

Место работы: Северо-Кавказский институт

повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России.

Тутуков Альберт Юрьевич кандидат юридических наук, доцент. Начальник кафедры общеправовых дисциплин Место работы: Северо-Кавказский институт

повышения квалификации сотрудников МВД России (филиал) Краснодарского университета МВД России

Аннотация: Статья раскрывает основные мероприятия осуществляемые органами внутренних дел, формулируются и правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности органов осуществляющих борьбу с терроризмом, включая и деятельность общественных объединений и организаций.

Ключевые слова: терроризм, экстремизм,

правоохранительные органы, обеспечение

правопорядка, правоприменительные мероприятия

ORGANIZATION OF WORK OF THE INTERIOR TO PREVENT OFFENSES BY YOUTH ASSOCIATIONS EXTREMIST ORIENTATION

Shhagapsoev Zaurbi Lelovich, LL.D., professor of North-Caucasian Institute of Advanced Police Academy Russia (branch) of Krasnodar University of the Russian Interior Ministry. Head of Institute

Work place: North-Caucasian Institute of Advanced Police Academy Russia (branch) of Krasnodar University of the Russian Interior Ministry

Tutukov Albert Y. PhD, Associate Professor North-Caucasian Institute of Advanced Police Academy Russia (branch) of Krasnodar University Affairs of Russia. Head of the department of general legal disciplines

Work place: North-Caucasian Institute of Advanced Police Academy Russia (branch) of Krasnodar University of the Russian Interior Ministry

Annotation: The article reveals the main activities carried out by the bodies of internal affairs , and formulated the legal and institutional framework for combating terrorism in the Russian Federation , the coordination among agencies involved in the fight against terrorism , including the activities of public associations and organizations

Keywords: terrorism, extremism, law enforcement agencies , law enforcement, law enforcement activities

В современных условиях экстремистский характер тех или иных идеологий и практической деятельности

различных субъектов экстремизма принято идентифицировать с применением нелегитимного насилия и других крайних мер, а также с соответствующей организационной и агитационнопропагандистской деятельности [1.с 343].

Органы внутренних дел, используя свои профессиональные средства, методы, обязаны в любой ситуации обеспечить правопорядок, защитить конституционные права граждан. Они призваны участвовать в предупреждении и пресечении противоправных действий участников межнациональных конфликтов вместе с органами государственной власти и управления. В комплексе экономических, социальных, политических и культурных мер, принимаемых органами государственной власти и управления всех уровней, должны предусматриваться и специальные правоохранительные и правоприменительные мероприятия.

Особая роль в сфере правового обеспечения борьбы с терроризмом принадлежит ФЗ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Закон устраняет один из пробелов, имевшихся в области противодействия терроризму, в нем определено, что деятельность органов государственной власти по противодействию терроризму включает в себя три основных составляющие: предупреждение

(профилактика), борьба с терроризмом и минимизации его последствий. Он определяет и правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности органов осуществляющих борьбу с терроризмом, включая и деятельность общественных объединений и организаций, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

К числу основных мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел, можно отнести:

- разработку криминологического прогноза преступности, факторов, определяющих ее в условиях ликвидации последствий межнационального конфликта;

- формулирование конкретных мер стабилизации социально-политической ситуации в населенном пункте, районе, регионе.

Это должны быть как меры общесоциального характера, так и меры специального предупреждения;

- усиление внимания к криминогенным процессам, связанным с увеличением числа беженцев, переселенцев, маргиналов, социально незащищенных категорий населения (дети, молодежь, старики, больные, инвалиды);

- принятие дополнительных мер по пресечению роста преступности, наркомании, алкоголизма, проституции.

Работа в этом направлении требует комплексных усилий в различных сферах, включая активные действия правоохранительных органов. Поэтому необходима методичная и настойчивая работа всех органов власти и управления, в т. ч. правоохранительных органов, по умелому и тонкому регулированию межнациональных и межэтнических отношений:

- оперативное пресечение попыток формирования (усиления) организованной преступности, ее сращивания с работниками органов власти и управления;

- активное участие в пропагандистской работе органов власти и управления посредством личных бесед и встреч, выступлений в средствах массовой информации;

139

Бизнес в законе

1 ’2014

- поддержание и укрепление контактов с советами старейшин национально-этнических общин, духовенством, представителями и лидерами прогрессивных общественнополитических организаций, партий и движений;

- привлечение передовой общественности к работе по укреплению общественного порядка и законности;

- пресечение и разрешение межличностных конфликтов, связанных с межнациональными отношениями (в быту, в местах досуга и отдыха, на производстве, в учебных заведениях и т. д.) [2.с 68].

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на органы внутренних дел среди прочих задач возложены задачи выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законом к их ведению, а также по выявлению и предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации [3.с 211].

Особая роль органов внутренних дел в механизме противодействия экстремизму определена его функцией по профилактике преступлений и иных антиобщественных проявлений, которые могут привести к зарождению экстремизма. Для предупреждения правонарушений экстремистской направленности необходимо более тесное информационное и организационное взаимодействие сотрудников по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных полиции, сотрудников патрульно-постовой службы, оперуполномоченных полиции.

Чтобы противостоять экстремистским проявлениям, оперативным подразделениям необходимо осуществлять оперативно-розыскную деятельность, включающую в себя оперативно-профилактическую работу одновременно в двух направлениях - в молодежных формированиях и в среде потенциальных потерпевших [4.с 54].

Сотрудники оперативных служб должны усилить работу по прогнозированию развития ситуации и проработать возможные варианты предупреждения экстремистских действий. При решении этих задач необходимо установление прямых оперативных контактов с лидерами неформальных организаций, с представителями диаспор и групп граждан, которые могут служить объектом нападения [5.с 218].

Сотрудникам оперативных подразделений при обнаружении на территории обслуживания зарегистрированных политических либо общественных федеральных (региональных) молодежных движений (партий, объединений), чья деятельность явно не совпадает с закрепленными Уставами задачами деятельности, необходимо в профилактических целях использовать возможности иных правоохранительных органов. Например, при наличии достаточных и подтвержденных сведений о готовящихся

противоправных экстремистских действиях прокурор имеет право выносить письменные предостережения руководителям (или иным соответствующим лицам) общественных (в том числе религиозных)

объединений и организаций о недопустимости такой деятельности. Таким образом, оперативные

подразделения, выявляя факты совершения экстремистских действий со стороны конкретных

организаций и формирований, должны информировать соответствующий орган прокуратуры или ставить вопрос о целесообразности вынесения в адрес конкретного руководителя формирования

(организации, группы, объединения, СМИ) письменного предостережения. Однако деятельность не каждой организации и ее сторонников может быть вовремя выявлена и предупреждена судебным запретом, в частности определенные сложности здесь возникают с религиозными организациями. Согласно статье 7 Федерального закона Российской Федерации от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011г.) «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозная группа вправе осуществлять свою деятельность без государственной регистрации и правоспособности юридического лица. Многие объединения, которые изначально строятся на экстремисткой платформе, пользуются этим законом. Так же часто религиозные организации регистрируются как светские культурнопросветительские общества, молодежные

общественные организации и военно-исторические клубы, проводя различные культурные акции и привлекая к себе новых сторонников из числа молодежи. К таким организациям сотрудникам органов внутренних дел следует отнестись с особым вниманием для того, чтобы они не заявляли о себе как о религиозной и не занимались распространением религиозных убеждений под видом иных форм деятельности.

В заключение следует отметить, что из анализа практической деятельности правоохранительных органов видно, что принципы борьбы с экстремизмом строятся на упреждающей стратегии превентивных мер. Результату спецоперации по обезвреживанию экстремистов всегда предшествует кропотливый оперативно-аналитический поиск и прогностическая оценка.

Накопленный опыт позволяет сформулировать основные требования готовности сил и средств органов внутренних дел по предотвращению и пресечению экстремистских проявлений, основанных на межнациональной розни. При этом следует отметить, что нами реализован общий подход к этой проблеме, так как в каждом конкретном случае следует учитывать дополнительные факторы, способные оказать коррегирующее влияние - частная обстановка, наличие и степень экстремистской угрозы, реальные возможности по обеспечению безопасности.

Главной целью указанных мероприятий является создание и обеспечение эффективной системы противодействия экстремизму, разработка и принятие мер, позволяющих поддерживать высокую готовность к выявлению, предупреждению и пресечению фактов экстремизма, а также ликвидации их последствий, своевременному раскрытию и расследованию подобных преступлений. Из этой взаимосвязи видно, что управление силами и средствами органов внутренних дел при участии в предотвращении экстремистских проявлений, основанных на межнациональной розни предполагает соблюдение следующих требований:

- осуществление системного комплексного подхода;

- взаимодействия и координации усилий, обеспечение этой линии работы квалифицированными кадрами;

- использование имеющегося положительного опыта;

- улучшение нормативной и материальной базы.

140

Шхагапсоев З. Л., Тутуков А. Ю.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИИ СО СТОРОНЫ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Список литературы:

1. Авдеев Ю.И. Политический экстремизм в современной России // Реформирование России: от мифов к реальности. Монография / под редакцией Г.В. Осипова, В.К. Левашова. Изд. ИСПИ РАН 2001.

2. Джамалова Э.К. Религиозный экстремизм как деструктивное явление в правовой культуре народов Дагестана //»Актуальные проблемы российского права», 2013, N 5.

3. Кожушко Е.П. Современный терроризм: Анализ основных направлений / Под общ. ред. А.Е.Тараса. - Минск: Харвест, 2000.

4. Машекуашева М.Х. Молодежный экстремизм и

молодежная субкультура. Материалы международной конференции «Феномен экстремизма и ксенофобии в современной России». Краснодар: Краснодарский

университет МВД России. 2010.- 159с.

5. Паненков А.А. Проблемы оптимизации реагирования на организованную преступность, в том числе на преступления террористического и экстремистского характера в Южном федеральном округе в 2011 году // «Военно-юридический журнал»

Reference list:

1. Avdeev Yu.I. Political extremism in modern Russia//Reforming of Russia: from myths to reality. The monograph / under G. V. Osipov, V. K. Levashov's edition. Prod. ISpI Russian Academy of Sciences 2001.

2. Dzhamalova E.K. Religious extremism as the destructive phenomenon in legal culture of the people of Dagestan//" Actual problems of Russian law", 2013, N 5.

3. Kozhushko E.P. Modern terrorism: The analysis of the main directions / Under a general edition of A. E. Taras. - Minsk: Harvest, 2000.

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.