УДК 351.74 ББК 67.629
© 2018 г. А. С. Шиенкова,
начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел Краснодарского университета МВД России кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
А. М. Подгайный,
заместитель начальника кафедры административной деятельности органов внутренних дел Краснодарского университета МВД России кандидат юридических наук. E-mail: [email protected]
РОЛЬ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
В рамках статьи предпринимается попытка подтвердить ведущую роль участковых уполномоченных полиции в реализации функций по охране общественного порядка и общественной безопасности при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Ключевые слова: общественный порядок, общественная безопасность, чрезвычайные обстоятельства, Министерство внутренних дел, участковый уполномоченный полиции.
A. S. Shiyenkova - Head of the Department of Administrative Activity of Law-enforcement Bodies of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia PhD in Law, associate professor.
A. M. Podgayny - Deputy head of the Department of Administrative Activity of Law-enforcement Bodies of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia PhD in Law.
THE ROLE OF THE DISTRICT POLICE OFFICER IN THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER AND PUBLIC SAFETY IN THE EVENT OF EMERGENCY
As part of this article, we will attempt to confirm the leading role in the district police officers in the implementation offunctions for the protection ofpublic order and public security in the event of an emergency Keywords: public order, public security, emergency, Ministry of the Interior, police officer of the district.
Для защиты населения и территории нашей страны от негативных, порой разрушительных и опасных последствий чрезвычайных обстоятельств техногенного, природного или криминогенного характера, применяются необходимые силы и средства многих государственных органов. Основные функции в этой сфере возложены на сотрудников Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» МВД России также осуществляет указанную деятельность, которая реализуется в пределах правоохранительной компетенции данного федерального органа исполнительной власти.
В системе МВД России особая роль в вышеуказанной сфере принадлежит участковому уполномоченному полиции. Это объясняется, прежде всего, тем, что участковые уполномоченные полиции, в отличие от сотрудников других подразделений органов внутренних дел, выполняют почти весь комплекс правоохранительных функций. То есть, например, патрульно-постовая служба полиции по ряду показателей также достигает серьезных результатов работы по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, в том числе, в условиях чрезвычайных обстоятельств. Однако она осуществляет данную деятельность, как правило, по одному-двум основным направлениям, а участковые уполномоченные полиции - по большинству из них. Кроме того, количество мероприятий, выполняемых при этом участковыми уполномоченными полиции, зачастую составляет большую часть от всего объема, который осуществляется десятком дру-
гих структурных подразделений МВД РФ. Такой вывод подтверждается отчетами о результатах работы как вышеназванного Министерства в целом, так и Главного управления МВД России по Краснодарскому краю. Также на значимость многофункциональной деятельности участковых уполномоченных полиции обращается внимание в выступлениях (докладах) руководства Министерства внутренних дел [1].
Начальником ГУ МВД России по Краснодарскому краю генерал-лейтенантом полиции В. Н. Виневским подчеркивается, что основная нагрузка по реализации профилактических мероприятий и пресечению противоправных деяний (преступлений и административных правонарушений) возлагается именно на участковых уполномоченных полиции. В частности, в 2017 г. в Краснодарском крае ими выявлено и раскрыто каждое третье преступление (в том числе, против общественного порядка и безопасности). Кроме того, именно участковыми уполномоченными полиции края оформлено более половины протоколов об административных правонарушениях от числа составленных всеми другими подразделениями органов внутренних дел, которые принимают участие в охране общественного порядка [2].
В целом, в масштабах страны основная часть профилактической работы, направленной на предупреждение преступлений и правонарушений, которые посягают на общественный порядок (и, по нашему мнению, влекут угрозу наступления чрезвычайных обстоятельств), также выполняется именно участковыми уполномоченными полиции. Это отмечается в уточненном годовом отчете о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» за 2017 год.
Определенное повышение уровня обеспечения общественного порядка и общественной безопасности было достигнуто с помощью осуществления участковыми уполномоченными полиции индивидуальной профилактической работы. В частности, согласно вышеназванному отчету, участковыми уполномоченными полиции в 2017 году реализованы профилактические мероприятия в отношении 603,3 тысяч лиц, которые состоят на профилактическом учете, в том числе тех, которые:
- совершили административные правонарушения, посягающие на общественный порядок или безопасность при проведении общественно-политических и других общественно значимых публичных мероприятий;
- входят в неформальные молодежные объединения противоправной направленности и совершали административное правонарушение против общественного порядка либо общественной безопасности;
- были освобождены из мест лишения свободы, имеют неснятую судимость за совершение тяжких, особо тяжких преступлений (158 тысяч лиц);
- больны алкоголизмом (107,4 тысяч) или наркоманией (71,8 тысяч) и представляют опасность для окружающих.
Результатом данной работы стало уменьшение числа преступлений, совершенных этими лицами.
По утверждению Министра внутренних дел России генерала полиции В. А. Колоколь-цева, такая индивидуальная профилактическая работа с наиболее опасным контингентом лиц признается одним из важнейших направлений правоохранительной деятельности органов внутренних дел по защите граждан от преступлений (правонарушений) посредством их предупреждения.
Это позволяет сделать вывод о том, что реализация обсуждаемого направления деятельности участковых уполномоченных полиции способствует предупреждению таких чрезвычайных обстоятельств, как общественные беспорядки, резкое ухудшение криминогенной обстановки. Что, безусловно, положительно влияет на повышение эффективности охраны общественного порядка и общественной безопасности.
Наряду с рассмотренной функцией, для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности при чрезвычайных обстоятельствах существенное значение имеет осуществление должностными лицами службы участковых уполномоченных полиции приема граждан и рассмотрения обращений населения. По мнению специалистов, реализация этой формы деятельности является одной из основных для участковых уполномоченных полиции, и имеет особое значение в правоохранительной сфере. Объясняется это тем, что данная работа выполняется участковыми непосредственно на административных участках - в участковых пунктах
полиции. Таким образом, сегодня участковый является первым и самым доступным представителем власти, к которому население может обратиться с любой возникшей у него проблемой [3]. То есть, очевидно, что при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных обстоятельств эта особенность дает возможность рассмотрения заявлений, сообщений и других обращений населения в предельно короткие сроки. Что, в свою очередь, позволяет быстро принять соответствующие неотложные меры по восстановлению общественного порядка и общественной безопасности при получении сведений о возникновении чрезвычайных обстоятельств.
О выполняемом участковыми уполномоченными полиции большом объеме работы по данному направлению свидетельствуют статистические данные: за 2017 год ими было рассмотрено 13,4 млн заявлений, сообщений и иных обращений граждан. Это на 3,9 % больше, чем в предыдущем, 2016 году. По результатам работы 1,6 млн правонарушителей привлечены к административной ответственности (на 13,6 % больше, чем в предыдущем году). Результатом их рассмотрения является установление обвиняемых (подозреваемых) по 345,3 тысяч преступлений [4]. При этом, как отмечается начальником ГУ МВД России по Краснодарскому краю, вопросы противодействия противоправным деяниям против общественного порядка и общественной безопасности занимают третье место в числе наибольшего количества обращений, поступивших в органы внутренних дел края в 2017 году [5].
Не менее значимы для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в условиях чрезвычайных обстоятельств либо угрозы их возникновения осуществляемые должностными лицами службы УУП профилактические обходы административных участков. В соответствии с требованиями раздела VI Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции в ходе ежедневного проведении обходов они должны посетить все расположенные на участках здания и объекты, встретиться с их собственниками. Кроме того, им надлежит посетить всех проживающих на административных участках лиц, которые состоят на профилактических учетах, познакомиться с жильцами квартир и домов.
Это позволяет оперативно выявить либо получить от граждан информацию о возник-
новении чрезвычайных обстоятельств - аварий и катастроф, стихийных бедствий, пожаров (либо угрозе их возникновения). Своевременное выявление таких факторов способствует незамедлительному привлечению необходимых сил и средств для локализации, минимизации и ликвидации чрезвычайных обстоятельств либо их угрозы, а также их опасных последствий. В качестве такого примера можно указать события, происходившие в 2015 году, когда в Краснодарском крае были объявлены чрезвычайная пожароопасность и угроза чрезвычайных ситуаций, связанная с пожарами. Так, в пригороде Геленджика благодаря сведениям о первых признаках лесного пожара, полученным участковыми от граждан, была своевременно проведена масштабная операция по его тушению.
Кроме того, при проведении профилактических обходов закрепленных административных участков участковые уполномоченные полиции должны уделять особое внимание получению от населения сведений о тех лицах, которые распространяют экстремистские материалы. Как известно, экстремистскими называются такие предназначенные для обнародования документы (или информация на других носителях), которые призывают к осуществлению экстремистской деятельности, либо оправдывают или обосновывают необходимость ее осуществления.
Согласно законодательству экстремистской деятельностью признается, в том числе, публичное оправдание терроризма и другая террористическая деятельность. Также экстремизмом являются организация и подготовка террористических деяний, подстрекательство к их осуществлению [6]. То есть, при проведении профилактических обходов участковыми решаются и вопросы противодействия таким чрезвычайным обстоятельствам, как террористическая активность (террористические акты), которые создают непосредственную угрозу общественной безопасности и общественному порядку.
Заметим, что авторами научных работ подчеркивается особо важное место участковых уполномоченных полиции, которое они занимают среди других сотрудников полиции в части противодействии экстремизму. Такой вывод они аргументируют тем, что участковые являются основным звеном в данной работе, так как выполняют весь спектр обязанностей полиции в данной сфере. В частности, они реа-
Уголовное право и криминология, уголовно-
исполнительное право
лизовывают предусмотренные ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» обязанности принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на:
- оперативное выявление фактов экстремизма и лиц, склонных к совершению правонарушений экстремистской направленности (в том числе, во время профилактических обходов административных участков);
- предупреждение экстремистской деятельности (в том числе, посредством осуществления индивидуальной профилактической работы, особенно, с лицами, совершившими административные правонарушения и другие антиобщественные действия экстремистской направленности);
- пресечения и раскрытия противоправных деяний экстремистской направленности (в том числе, с помощью привлечения к административной ответственности лиц по ст. 20.29 КоАП РФ - за производство и распространение экстремистских материалов).
Значение выполнения рассмотренных функций должностными лицами службы участковых уполномоченных полиции для охраны общественного порядка и общественной безопасности при наличии или угрозе чрезвычайных обстоятельств, связанных с экстремизмом, в настоящее время возрастает. Это обусловлено тем, что экстремизм сейчас признается одной из основных угроз общественной безопасности в нашем государстве. Поэтому его предупреждение и пресечение является одним из приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности в России.
Также, согласно Наставлению, при проведении профилактических обходов закрепленных за ними административных участков участковые уполномоченные полиции обращают внимание на получение информации о находящемся на хранении у граждан оружии и патронах к нему.
По нашему мнению, данные сведения имеют существенное значение для правоохранительной деятельности органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при чрезвычайных обстоятельствах. Оружие признается источником повышенной опасности, поскольку, в соответствии с нормативным определением, его предназначением является поражение живой или иной цели. Поэтому нарушение правил использования и оборота оружия, в целом, зачастую влечет серьезные
последствия для общественной безопасности. Применение оружия с нарушением предусмотренных требований безопасности может привести к таким последствиям как при умышленном, так и при неосторожном действии или бездействии. Именно поэтому в российском законодательстве закреплено, что оборот оружия может осуществляться исключительно при условиях, предусмотренных в нормативных актах. Что влечет необходимость контроля государственных органов за выполнением таких требований к безопасности хранения, применения и оборота оружия (боеприпасов). Так, в 2017 году на 2,5 % возросло число выявленных в нашей стране органами внутренних дел преступлений, которые связаны с незаконным оборотом оружия. Их раскрыто 28 тысяч, в том числе: 13,1 тысяч фактов незаконного приобретения, сбыта, хранения, перевозки либо ношения оружия (или его основных частей, боеприпасов); 625 фактов его хищения или вымогательства; 2,8 тысяч фактов незаконного изготовления.
Значимость работы участковых при проведении профилактических обходов по выявлению сведений об оружии, которое находится на хранении у населения, возросла после утверждения Указа Президента РФ от 05 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации». В соответствии с ним из системы МВД РФ выведены подразделения лицензионно-разрешительной работы, которые играли основную роль в осуществлении контроля за соблюдением законодательства в сфере оборота оружия. Сейчас они включены в Федеральную службу войск национальной гвардии (Росгвардию).
Поэтому служба участковых уполномоченных полиции стала структурным подразделением, которое в настоящее время в наибольшем объеме осуществляет контроль за законностью оборота оружия - по сравнению с иными подразделениями органов внутренних дел. Участковые обязаны принимать участие в реализации такого контроля (во взаимодействии с сотрудниками Росгвардии). В частности, им надлежит принимать участие в мероприятиях по ежегодному контролю за обеспечением условий хранения и сохранности того оружия (гражданского, служебного, боевого и наградного), боеприпасов и патронов к нему, которое находится в собственности либо во временном пользовании граждан. Кроме того, в
случаях выявлении правонарушений в области оборота оружия, они в пределах компетенции должны принимать меры по привлечению виновных лиц к ответственности, по изъятию оружия и патронов к нему.
Объем этой работы довольно масштабный. Например, в 2017 году сотрудниками МВД России осуществлено свыше 4,3 млн проверок обеспечения сохранности оружия. При этом по выявленным нарушениям требований нормативных актов о правилах оборота оружия к административной ответственности было привлечено 256,1 тысяч правонарушителей, а к уголовной ответственности - более 5,8 тысяч виновных лиц. Наряду с этим за допущенные нарушения правил оборота оружия у физических и юридических лиц за этот же год было изъято 250,1 тысяч единиц оружия. Кроме того, одним из приоритетных направлений работы является применение не только мер принуждения, но и убеждения. В частности, в нашей стране с помощью мер убеждения осуществляется организация добровольной сдачи оружия населением. Так, в 2017 году в органы системы МВД РФ было добровольно сдано за денежное вознаграждение 5,3 тысячи единиц оружия.
Все указанные сведения представлены в Уточненном годовом отчете о ходе реализа-
Литература
1. Выступление Министра внутренних дел РФ на расширенном заседании коллегии МВД 28 февраля 2018 года. URL: https://mvd.ru.
2. Информационно-аналитическая записка о результатах деятельности полиции ГУ МВД России по Краснодарскому краю (в 2017 г. URL: https://23.мвд.рф/actio№/.
3. Кардашевский В. В. Организация деятельности участкового уполномоченного полиции: учебное пособие. М., 2015.
4. URL: https://мвд.рф/upload/site1/docume №t_file/-godovoy_otchet_2017.pdf.
5. Информационно-аналитическая записка о результатах деятельности полиции ГУ МВД России по Краснодарскому краю-(в 2017 г. URL: https://23 .мвд.рф.
6. Анисимов Р. Ю., Иванов В. В. Административно-правовая деятельность участкового уполномоченного полиции по противодействию экстремизму // Административное право и процесс. 2013. № 11.
ции и оценке эффективности государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» за 2017 год. Также в нем подчеркивается необходимость реализации всего указанного выше комплекса мероприятий по сокращению незаконного оборота оружия - в связи с высоким уровнем опасности для общественного порядка и безопасности тех преступлений и правонарушений, которые совершаются с использованием этих средств поражения.
Должностные лица службы участковых уполномоченных полиции принимают самое активное участие в реализации вышеназванных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение нарушений правил оборота оружия, которые посягают на общественную безопасность (общественный порядок) и ведут к возникновению чрезвычайных обстоятельств.
На основании изложенного можно констатировать, что деятельность участковых уполномоченных полиции способствует предупреждению и пресечению противоправных деяний, грубо нарушающих общественную безопасность, общественный порядок, и ведущих к возникновению чрезвычайных обстоятельств.
Bibliography
1. Speech by the Minister of the Interior of the Russian Federation at an extended meeting of the board of the Ministry of Internal Affairs on February 28, 2018. URL: https://mvd.ru.
2. Information and analytical note on the results of the police activity of the State Ministry of Internal Affairs of Russia in the Krasnodar Territory in 2017 [Electronic resource] // Official site of the State Ministry of Internal Affairs of Russia in the Krasnodar Territory. URL: https://mvd.ru.
3. Kardashevsky V. V. Organization of the activities of the district police authorized: a textbook. М., 2015.
4. URL: https://mvd.rf/upload/site1/docume№t_ file/-godovoy_otchet_2017 .pdf.
5. Information and analytical note on the results of the police activity of the State Ministry of Internal Affairs of Russia in the Krasnodar Territory in 2017. URL: https://23 .мвд.рф.
6. Anisimov R. Yu., Ivanov V. V. Administrative and legal activity of the district police authorized to counter extremism // Administrative law and process. 2013. № 11.