АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ЭКСТРЕМИЗМОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО
ПОЛИЦИИ)
ACTUAL PROBLEMS OF COMBATING EXTREMISM IN THE RUSSIAN FEDERATION (ON THE EXAMPLE OF ACTIVITY OF
POLICE COMMISSIONERS)
УДК 343.3
О.В. КАТАЕВА,
кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
O.V. KATAEVA,
candidate of law, associate professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
П.А. ВОЛКОВ,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
P.A. VOLKOV,
candidate of law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
И.С. КРАМСКОЙ,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
I.S. KRAMSKOY,
candidate of law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Н.В. ДЕМЧЕНКО,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) [email protected]
N.V. DEMCHENKO,
candidate of law (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются современные проблемы борьбы с экстремизмом в Российской Федерации на примере организации деятельности участкового уполномоченного полиции на административном участке, авторами формулируются обоснованные предложения по совершенствованию отечественного законодательства по данному направлению.
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, участковый уполномоченный полиции, административный участок.
Abstract: this article considers modern problems of combating extremism in the Russian Federation on the example of activity of police commissioners at the administrative area, the authors formulate reasoned proposals for improving national legislation in this area.
Keywords: terrorism, extremism, the district Commissioner of police, administrative section.
Как следует из Стратегии национальной безопасности нашего государства [2], одним из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.
Принимая во внимание вероятность сохранения нестабильности в обществе в современных условиях кризисных явлений, можно ожидать нового витка активности со стороны экстремистов различного толка. При этом их активизация в обществе ставит под угрозу важнейшие устои государства: конституционный строй, целостность и независимость страны, ее суверенитет.
Президент России В.В. Путин 3 декабря 2015 г., обратившись к Федеральному Собранию с ежегодным Посланием [9], акцентировал внимание на проблеме противодействия агрессии международного терроризма, в борьбе с которым Россия продемонстрировала предельную ответственность и своё лидерство. Особо было отмечено то, что решительные действия государства поддержаны российским обществом, что подтверждает глубокое понимание гражданами тотальной угрозы терроризма, их истинный патриотизм и высокие нравственные качества, убеждённость в необходимости защиты национальных интересов.
Также Президентом Российской Федерации подчеркнута обязанность жёстко противодействовать экстремизму и ксенофобии в любых их проявлениях, сберегая при этом межнациональное и межрелигиозное согласие как историческую основу российского общества и государственности.
Чтобы эффективно противодействовать терроризму и экстремизму во всех проявлениях, сегодня необходимо объединить усилия органов государственной власти, создав общегосударственную систему антитеррористической деятельности. Эта система должна охватывать все
регионы, обеспечивать своевременное реагирование на террористические проявления в любой точке страны. Особое внимание необходимо уделить профилактической работе, обеспечению выявления и предупреждения экстремистских проявлений на возможно ранней стадии их возникновения.
Основной задачей в данном направлении должно стать выявление причин и условий возникновения и развития различных экстремистских течений с тем, чтобы максимально локализовать, а в дальнейшем - нейтрализовать их асоциальную деятельность. Таким образом, наиболее эффективным способом противодействия экстремистской деятельности является ее профилактика.
В целях противодействия экстремистской деятельности органы внутренних дел Российской Федерации в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в т.ч. воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение такого рода проявлений.
Принятие в рамках реформирования МВД России Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции» стало основой формирования нового полицейского законодательства, направленного на повышение эффективности выполнения органами внутренних дел важных государственных функций по защите личности, прав и свобод человека и гражданина, установленного общественного порядка и общественной безопасности. Значительная часть по их реализации на территории, обслуживаемой органом внутренних дел, возлагается на участкового уполномоченного полиции [7].
При этом одними из важнейших обязанностей полиции являются:
- принятие мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан [3];
- участие в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в
обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов [3].
Таким образом, одной из приоритетных задач оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел по противодействию экстремизму и терроризму является предупреждение преступлений террористического характера и противоправных деяний экстремистской направленности.
Значительная роль в решении этой задачи принадлежит подразделениям и службам, осуществляющим охрану общественного порядка, в частности, службе участковых уполномоченных полиции.
Роль данной службы в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом сложно переоценить, поскольку именно в компетенции участковых уполномоченных полиции находится выявление и устранение причин и условий правонарушений террористического и экстремистского характера на вверенных административных участках и выявление лиц, склонных к совершению подобного рода деяний, оказанию на них воздействия в целях недопущения с их стороны таких действий.
Вместе с тем приходится констатировать, что на сегодняшний день деятельность участковых уполномоченных полиции по данному направлению нормативно должным образом не определена, имеющиеся ведомственные правовые акты данную компетенцию определяют бессистемно.
Проанализировав Приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции», утвердившего Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции [4], которое в настоящее время составляет основу нормативной правовой регламентации деятельности участковых уполномоченных, можно сделать следующие выводы:
1. В плане общей профилактики правонарушений террористического и экстремистского характера, согласно утвержденному Наставлению, одной из основных форм несения службы участковым уполномоченным полиции являются проведение профилактического обхода административного участка. Работа по данному направлению также имеет целью обнаружение мест вероятной закладки взрывных устройств в жилых домах и иных местах массового пребывания людей и принятия мер по ограничению доступа посторонних лиц в эти помещения.
Профилактический обход административного участка включает в себя посещение зданий, строений и сооружений, расположенных на административном участке (при необходимости
обследуются подъезды, чердачные и подвальные помещения жилых домов, пустующих и подлежащих сносу строений); посещение лиц, состоящих на профилактических учетах в органах внутренних дел; ознакомление с жильцами квартир (жилых домов, комнат) с соблюдением требований статьи 15 Федерального закона «О полиции», встречи для решения вопросов взаимодействия с собственниками или представителями собственников объектов, расположенных на административном участке [4].
При этом пункт 46.3. Наставления обязывает участкового уполномоченного полиции уделять особое внимание полученной в соответствии с законодательством Российской Федерации информации о распространителях экстремистских материалов, включенных в федеральный список таких материалов, а также лиц, занимающихся их производством или хранением с целью массового распространения, что также позволяет своевременно выявить на вверенном административном участке указанных лиц и принимать к ним соответствующие меры воздействия.
2. Что касается индивидуальной профилактики, то Наставление накладывает на участкового уполномоченного ряд обязанностей, которые также можно отнести к деятельности по предупреждению правонарушений террористического и экстремистского характера на административном участке: участковый уполномоченный полиции проводит индивидуальную профилактическую работу со следующими категориями граждан, состоящих на профилактическом учете:
- совершившими административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность при проведении общественно-политических, спортивно-массовых, культурно-массовых, религиозных и иных общественно значимых мероприятий [4];
- входящими в неформальные молодежные объединения противоправной направленности, совершившими административные правонарушения против порядка управления и (или) административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность [4].
Кроме того, при несении службы на административном участке с образовательным учреждением, в соответствии с пунктом 83.4. Наставления, участковый уполномоченный полиции проводит профилактическую работу со студентами, которые совершили административные правонарушения либо иные антиобщественные действия, в том числе экстремистской направленности, на территории образовательного учреждения.
Также участковый уполномоченный полиции принимает участие в мероприятиях по осуществлению контроля за соблюдением условий хранения владельцами гражданского, служебного и наградного оружия и боеприпасов к нему и в случае выявления нарушений в данной области составляет протокол об административном правонарушении и докладывает рапортом на имя начальника территориального органа МВД России [4].
Необходимо отметить, что Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений», в дополнение к Наставлению по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, закрепляет ряд обязанностей участковых уполномоченных полиции, связанных с профилактикой экстремистских проявлений, в частности:
- ежемесячное проведение анализа складывающейся оперативной обстановки на обслуживаемом административном участке с внесением руководству территориального органа МВД России предложений по повышению эффективности профилактической работы;
- осуществление контроля за своевременностью принятия мер должностными лицами по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
- принятие мер превентивного характера по предупреждению преступлений;
- участие в мероприятиях по осуществлению контроля за режимом пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на обслуживаемой территории;
- выявление на административном участке брошенного и разукомплектованного автотранспорта, принятие мер к установлению его принадлежности, проведение проверок на предмет нахождения в розыске и др. [5].
Таким образом, в настоящее время в имеющихся нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность участковых уполномоченных полиции, закреплены обязанности представителей данной службы, связанные, в том числе, и с вопросами профилактики экстремистских проявлений. Вместе с тем, учитывая значимость совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению и пресечению терроризма и экстремизма, назрела необходимость выделить в ведомственных нормативных правовых документах эти задачи участкового уполномоченного полиции в отдельное направление, включающее как предупреждение (профилактику) экстремизма, так и собственно борьбу с ним. При этом вопросы профилактики экстремизма должны прежде всего касаться создания системы противодействия
его идеологии, поскольку беспечное отношение к вопросам распространения идей экстремизма, как отмечалось в юридической литературе, неприемлемо, поскольку напрямую угрожает безопасности страны [6].
Также необходимо осуществление организационных мер, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов посягательств и усиление индивидуальной профилактики. Требует решения проблема нормативного правового регулирования деятельности участкового уполномоченного полиции по осуществлению контроля на территории вверенного административного участка за режимом пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в целях предупреждения экстремистских проявлений со стороны данной категории лиц, поскольку в настоящее время полномочия участкового уполномоченного полиции в данной области должным образом не регламентированы.
Кроме того, по направлению борьбы с экстремизмом необходимо установить четкие алгоритмы взаимодействия участковых уполномоченных полиции с иными правоохранительными органами, прежде всего МЧС России, при наступлении чрезвычайных обстоятельств по оперативному реагированию, а также ликвидации их последствий.
Несмотря на то, что современное российское законодательство достаточно четко регламентирует методы борьбы с различными проявлениями терроризма и экстремизма, современные вызовы экстремистских группировок требуют постоянного его совершенствования и корректировки с целью дачи адекватных ответов, защиты граждан от угрозы терактов, поскольку экстремисты выбирают все новые способы воздействия на волю и сознание людей. Необходимо отметить, что российское антиэкстремистское законодательство является относительно новым, практика его применения только формируется [8]. Эффективное противодействие экстремизму требует новейших правовых разработок, подтвержденных правоприменительной практикой, учитывающих прогноз развития оперативной обстановки, а также сложившиеся социокультурные традиции российского общества.
Также в целях повышения эффективности борьбы с проявлениями экстремизма необходимы углубленные научные исследования, изучение и обобщение практики деятельности подразделений и служб органов внутренних дел по данному направлению и совершенствование правовых и организационных основ деятельности службы участковых уполномоченных полиции по противодействию экстремизму.
Литература
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). [Электронный ресурс] / СПС Консуль-тантПлюс.
2. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] / СПС КонсультантПлюс.
3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».
4. Приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».
5. Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».
6. Анисимов Р.Ю., Иванов В.В. Административно-правовая деятельность участкового уполномоченного полиции по противодействию экстремизму // Административное право и процесс. 2013. № 11.
7. Волков С.Ю., Зайцев И.А. Совершенствование служебной деятельности участковых уполномоченных полиции в условиях реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Административное право и процесс. 2013. № 12.
8. Кунашев А. Некоторые вопросы квалификации насильственных преступлений, совершенных по экстремистским мотивам // Уголовное право. 2014. № 5.
9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 03.12.2015 «Послание Президента Российской Федерации» // Российская газета. 2015. № 275.
10. Канунникова Н.Г. Зарубежный опыт противодействия международному экстремизму и терроризму // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 3. С. 163-168.
References
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993) [Electronic resource] / ATP ConsultantPlus.
2. The decree of the President of the Russian Federation of 12.05.2009 № 537 «About strategy of national security of the Russian Federation until 2020» [Electronic resource] / ATP ConsultantPlus.
3. Federal law of 07.02.2011 № 3-FZ «On police».
4. Order of the Ministry of internal Affairs of Russia from 31.12.2012 № 1166 «Organization of activity of precinct police commissioners».
5. Order of the Ministry of internal Affairs of Russia from 17.01.2006 № 19 «About activity of bodies of internal Affairs to prevent offences».
6. Anisimov R.Yu., Ivanov V.V. Administrative-legal activities of the precinct authorized police to combat extremism // Administrative law and process. 2013. № 11.
7. Volkov S.Yu., Zaitsev A.I. The Improvement of the service activities of the local police officers in the conditions of reforming of internal Affairs bodies of the Russian Federation // Administrative law and process. 2013. № 12.
8. CunasevA. Some issues of qualification of violent crimes with extremist motivation // Criminal law. 2014. № 5.
9. Message from the President of the Russian Federation to the Federal Assembly on 03.12.2015 «Message of the President of the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 2015. № 275.
10. Kanunnikova N.G. Foreign experience in countering international extremism and terrorism // Legal science and law enforcement practice. 2014. № 3. Р. 163-168.
(статья сдана в редакцию 29.01.2016)
Проблемы правоохранительной деятельности 1'16 -
23