УДК 343 ББК 67.4
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10151 © А.В. Богданов, И.И. Ильинский, Е.Н. Хазов, 2019
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Анатолий Васильевич Богданов,
доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники,
кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);
Игорь Иванович Ильинский, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники,
кандидат юридических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]; Евгений Николаевич Хазов, профессор кафедры конституционного и муниципального права, доктор юридических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
Аннотация. Рассматриваются основные направления противодействия террористическим и экстремистским организациям. Анализируются причины и условия создания и деятельности организаций террористической и экстремистской направленности. Предлагаются основные направления деятельности по профилактике мероприятий по предупреждению и противодействию деятельности террористических и экстремистских организаций в России.
Ключевые слова: преступность, стратегия, тактика, терроризм, экстремизм, предупреждение, профилактика, взаимодействие, экстремистская организация средства массовой информации, оперативные подразделения, органы внутренних дел.
TERRORISM AND EXTREMISM AS A FORM OF ORGANIZED CRIME
Anatoliy V. Bogdanov,
Associate Professor of the Department of Operational-Investigative Activities and Special Equipmen,
Candidate of Law, Associate Professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Igor I. Il'inskiy,
Associate Professor of the Department of Operational-Investigative Activities and Special Equipmen,
Candidate of Law
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Evgeniy N. Khazov
Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law,
Doctor of Law, Professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The article considers the main directions of counteraction to terrorist and extremist organizations. The reasons and conditions of creation and activity of the organizations of terrorist extremist orientation are analyzed. The basic directions of activity on prevention of actions for the prevention and counteraction of activity to the terrorist and extremist organizations in Russia are offered.
Keywords: crime, strategy, tactics, terrorism, extremism, prevention, interaction, extremist organization of mass media, operational units, internal affairs bodies.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Терроризм и экстремизм как одна из форм организованной преступности. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):136-41.
В настоящее время проблема терроризма и экстремизма является весьма обсуждаемой и требует кардинального решения. Мировое сообщество сильно обеспокоено ростом террористической и экстремистской активности, это обусловлено многочисленностью погибших от рук террористов, не-
нависть экстремистов и наносимый ими огромный моральный и материальный ущерб. При этом на мировой арене не существует четкого общепринятого плана действий в борьбе с терроризмом и экстремизмом, каждая страна в отдельности и по-своему предпринимает попытки урегулирования
этой проблемы. Борьба с незаконной миграцией противодействия экстремизму, терроризму и наркомании, которая наносит ущерб и национальной безопасности [1] целым государствам и тесным образом связана с транснациональной организованной преступностью, контрабандой и торговлей людьми вот основная проблема мирового сообщества. Экстремизм и терроризм за достаточно короткий срок превратился в одну из глобальных проблем, как за рубежом, так и в России. Необходимо также добавить, что экстремизм, это питательная среда для терроризма. Многие преступления террористической направленности совершаются по экстремистским мотивам [2].
Согласно п.п. 16, 17 ст. 12 Федерального закона «О полиции», сотрудники полиции должны принимать меры направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан, участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму, обеспечивать защиту потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан [3].
Первым отечественным нормативным правовым актом, использовавшим термин «экстремизм», стал Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 г. № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти по борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в России (с изм. от 03.11.2004) [4].
В 90-е г.г. ХХ в., в нормах законодательства СССР и Российской Федерации отсутствовало понятие «экстремизм» и не было никаких государственных структур, осуществляющих борьбу с экстремизмом [5].
Терроризм и экстремизм актуализировались благодаря нормам в политической и социально-экономической жизни России, этому как раз способствовали недостатки и пробелы в законодательстве. Деятельность террористических и экстремистских организаций радикальных общественных объединений и группировок, различного рода проявлений национальной, расовой или религиозной нетерпимости имели место в жизни общества, в последние годы они стали распространенным явлением несу-
щим угрозу государственной безопасности современной России [6].
Международными террористическими и экстремистскими организациями наращиваются усилия по формированию законспирированных групп на территории Российской Федерации. С дальнейшим учетом национальности террористов и экстремистов на организацию акций, атак и митингов, особую актуальность приобретают вопросы незамедлительного реагирования на возникающие экстремистские и террористические угрозы. Возвращающиеся в Российскую Федерацию и в страны Европы из регионов вооруженных конфликтов террористы и экстремисты по указанию своего руководства международных террористических и экстремистских, организаций создают «спящие ячейки».
Высокая степень общественной опасности данной угрозы обусловлена масштабностью последствий экстремизма и терроризма [7].
При этом на масштабы экстремистской и террористической деятельности напрямую влияет уровень ее финансирования. В настоящее время необходимо активизировать международное усилие, по мнению экстремистских и террористических организаций финансовых и материальных ресурсов, которые в настоящее время поступает в значительной степени от транснациональных наркогруппировок [8, с. 152—156].
В этой связи задача борьбы с терроризмом и экстремизмом не должна сводится исключительно к выявлению и пресечению преступлений террористической и экстремистской направленности, а определяться гораздо шире — противодействовать не только террористической и экстремистской деятельности, но и ее финансированию [9, с. 95—99].
Оперативно-розыскная деятельность является видом эффективного воздействия на криминогенные явления в рассматриваемой сфере, так как именно с ее помощью устанавливается конкретные намерения и замыслы организованных преступных организаций, осуществляемые путем документирования их преступной деятельности [10].
Любая экстремистская и террористическая организация имеет свои специфические особенности и структуру. Миллионы наших граждан, исповедующие ислам, являются потенциальной вербовкой
для террористических и экстремистских организаций. Объектами вербовки являются, как правило, лица, наиболее подверженные воздействию идеологии экстремизма и терроризма, а также отбывающие или уже отбывшие наказания за экстремистскую и террористическую деятельность.
Хотелось бы подчеркнуть, что все еще недооценивается опасность, которую представляют лица, ранее судимые, либо амнистированные за экстремистские и террористические преступления. Отбыв наказание, подавляющее большинство из них не встают на путь исправления, а наоборот, оказывают крайне негативное влияние на окружающих, ведут активную экстремистскую, террористическую, идеологическую и вербовочную деятельность [11].
Угрозу также представляют радикализованные граждане, возвращающиеся в Россию из зон вооруженных конфликтов, а также жены, дети, вдовы и иные родственники — участники международных террористических и экстремистских организаций, которые могут выступать в качестве вербовщиков, исполнителей акций и терактов, террористов-смертников, а также пособников экстремистских и террористических ячеек.
Но есть еще и саморадикализация, когда граждане самостоятельно изучают террористическую и экстремистскую литературу, при этом не имея прямого контакта с членами террористических и экстремистских организаций, после чего начинают одобрять террористическую и экстремистскую деятельности, в дальнейшем ее пропагандировать и осуществлять [12, с. 231—236].
Пропаганда экстремистской и террористической идеологии осуществляется не только в сети «Интернет», но и на иных площадках (спортклубы, летние оздоровительные лагеря, вузы и др.) [13, с. 173—179].
Экстремизм и терроризм в сети Интернет считается многими специалистами непобедимым. До 80% вербовок в экстремистские и террористические организации происходит в сети Интернет. Если мы где-то и проигрываем, уступаем террористам и экстремистам, так это в битве за умы. Наибольшую опасность представляют средства обхода блокировки запрещенной информации с помощью различных сайтов и приложений, представляющих
возможность сокрытия информации о пользователе в информационно-телекоммуникационной сети от удаленного сервера. Используя возможности TOR, пользователи могут сохранять анонимность при посещении сайтов, ведении блогов, отправке личных и почтовых сообщений, а также при работе с другими приложениями. Но есть средства и методы в оперативных подразделениях, позволяющие отслеживать и устанавливать таких лиц, в том числе при использовании ими современных программных продуктов анонимизации [14].
В противодействии терроризма и экстремизма необходимо вовлекать общественные и религиозные организации, национальные общины, земляче-ство1 и диаспоры2, в том числе и среди мигрантов.
По каналам незаконной миграции могут проникать в Россию приверженцы экстремистской и террористической идеологии, а также незаконного оборота оружия, боеприпасов и наркотиков [15, с. 98—101].
Продолжающийся приток мигрантов из нестабильных в политическом и экономическом отношениях стран Центральной Азии и Украины обуславливает угрозу проникновения в Российскую Федерацию членов международных экстремистских и террористических организаций с целью совершения экстремистских акций и террористических актов, а также распространения своей идеологии и вовлечения в противоправную деятельность граждан России, особенно молодежи и подростков [16, с. 76—80].
Большое количество несовершеннослетних и подростков, проживающих в России, позиционируют свою приверженность к тем или иным неформальным молодежным объединениям, некоторые из которых уже являются террористическими, а особенно экстремистскими. Подростково-молодежный экстремизм и терроризм — взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Он предполагает непримиримость к инакомыслящим (особенно к представителям определенных молодежных дви-
1 Землячество — объединение уроженцев одной местности, страны в другой местности, стране.
2 Диапсора (от гр. рассеяние) — часть народа (этническая) общность живущего вне страны его происхождения в новых районах расселения.
жений), а также стремление к созданию тоталитарного сообщества, основанного на подчинении [17, с. 158—161].
Что касается процессов террористических и экстремистских проявлений в молодежной среде, которые в большинстве своем побуждают данную категорию лиц к возникновению радикальных идей, агрессии, а затем и их воплощения в жизнь, то они сегодня приобретают все более опасный характер [18].
Российская Федерация является многонациональным государством, однако в ней наблюдается недостаток мер просветительного характера о национальных, культурных и других особенностях народов нашей страны [19]. Если не вести воспитательную работу по формированию толерантности в сознании несовершеннолетних по отношению к другим этническим группам и культурам, то будет процветать межнациональная вражда, а следовательно экстремизм и терроризм. Молодое поколение это будущее нашей страны. Украинские праворадикальные и крымско-татарские националистические группировки, а также международные экстремистские и террористические организации преследуют цель дестабилизации обстановки в России [20].
Для пополнения своих рядов и распространения экстремизма и терроризма членами международных экстремистских и теоретических организаций используются возможности современных информационных технологий. Одним из способствующих повышению эффективности противодействия экстремизму и терроризму, является организация своевременного поступления информации в правоохранительные органы в целях обеспечения своевременного выявления признаков подготовки террористических актов и экстремистских акций, предупреждения угроз их совершения [21].
Информация, своевременно поступившая в органы, осуществляющие ОРД способствует выявлению и предупреждению негативных процессов, которые могут привести к дестабилизации социально-политической обстановки в любом регионе России [22].
В настоящее время нередко звучат сообщения о насильственных посягательствах в отношении религиозных объектов в разных регионах мира, в
том числе в России, Украине, Европе на Ближнем Востоке. При этом фиксируются также преступления, как захват храмов, совершение взрывов и вооруженные нападения на служителей церкви и прихожан [23].
Необходим строгий контроль миграционных каналов, по которым под видом беженцев, вынужденных переселенцев и трудовых мигрантов возможно проникновение в Россию членов и пособников международных экстремистских и террористических организаций. Незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам, вызывающее раздражения у населения России и могут привести к межнациональным, межконфессиональным конфликтам, способствуют увеличению рисков возникающих инцидентов на почве ненависти и преступлений экстремисткой и террористической направленности [24].
Операция «Граница-Заслон» позволяет эффективно противодействовать проявлениям терроризма, экстремизма и организованной преступности.
Террористические и экстремистские угрозы сохраняют свою актуальность, что определяет необходимость дальнейшего совершенствования общегосударственной системы противодействия экстремизму и терроризму. Важное значение для эффективного функционирования общегосударственной системы противодействия экстремизму и терроризму, имеет надлежащая профессиональная подготовка оперативных подразделений, государственных и муниципальных служащих, участвующих в профилактике терроризма и экстремизма [25].
От взаимодействия правоохранительных органов, федеральных, региональных и муниципальных образований во многом зависит локализация масштабов акций и терактов и минимизация их последствий, сохранение жизни и здоровья людей, это самое главное [26, с. 71—75].
Нельзя не обратить внимание и на деятельность на административном участке участкового уполномоченного полиции. В своей практической деятельности участковый уполномоченный полиции взаимодействует с органами государственной власти и
местного самоуправления. На службу участковых уполномоченных полиции возложен самый широкий спектр задач в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности [27].
От организации профилактической работы зависит состояние оперативной обстановки на административном участке, личная безопасность и спокойствие жителей обслуживаемой территории. Так как одним из направлений работы участкового уполномоченного полиции является работа с гражданами. Одним из важных источников информации о происшествиях и преступлениях это заявления и сообщения физических и юридических лиц [28, с. 44—51].
Особое внимание участковый уполномоченный полиции при профилактическом обходе административного участка должен уделять информации о лицах, распространяющих экстремистские материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, а также осуществляющих их производство либо хранение, в целях массового распространения [29, с. 90—94]. А также участвовать в пределах компетенции в мероприятиях по противодействию терроризму и экстремизму [30, с. 4—9].
В заключении можно отметить, что масштабы и результаты деятельности международных экстремистских и террористических организаций заставляют вырабатывать новые механизмы противодействия экстремистской и террористической угрозе на международном уровне.
Поэтому одним из основных принципов противодействия экстремистской и террористической деятельности является приоритет мер, направленных на его предупреждение и неотвратимость наказания за его осуществление [31].
Терроризм и экстремизм, ставших в настоящий момент угрозой международному правопорядку, представляют глобальную угрозу, требующую чрезвычайных мер по ее решению.
Проблема противодействия экстремизму и терроризму — многоаспектна. Она включает в себя: вопросы профилактики; совершенствования оперативно-розыскного, уголовного законодательства; особенности взаимодействия правоохранительных органов в разработке комплекса методов и средств по выявлению, пресечению и раскрытию престу-
плений экстремисткой и террористической направленности.
Литература
1. Основы национальной безопасности: учебник / [Эриашвили Н.Д. и др.]. М., 2018.
2. Исламский экстремизм: сущность, идеология, организация и тактика их деятельности / [Лоб-зов К.М. и др.]. Хабаровск, 2018.
3. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018) // Собр. законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900. http://www. pravo.gov.ru.
4. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 г. № 310 «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти по борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в России // Собр. законодательства РФ, 27.03.1995, № 13, ст. 1127.
5. Противодействие преступлениям террористической и экстремисткой направленности. Вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности / [Хазов Е.Н. и др.]. М., 2013.
6. Криминальная среда. Понятие, генезис, оперативно-розыскное воздействие / [Богданов А.В. и др.]. / под ред. Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова. Ч. I. М., 2015.
7. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учебно-методическое пособие / [Абакумов О.Б. и др.]. М., 2017.
8. Богданов А.В., Кочукаев Н.Т., Хазов Е.Н. Контрабанда наркотиков — одна из реальных угроз национально безопасности. Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 9.
9. Богданов А.В., Дорожко Ф.Л., Хазов Е.Н. Угрозы и вызовы экстремизма и терроризма в современном мире: оперативно-розыскная характеристика. Вестник экономической безопасности. 2015. № 6.
10. Оперативно-розыскная деятельность: учебник (3-е изд., перераб. и доп.) / [Климов И.А. и др.]. М., 2017.
11. Криминальная среда. Понятие, генезис, оперативно-розыскное воздействие / [Богданов А.В.
и др.]. / под ред. Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова. Ч. II М., 2015.
12. Богданов А.В., Ильинский И.И., Ха-зов Е.Н. Терроризм и экстремизм как одна из мировых проблем борьбы с преступностью. Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 5.
13. Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Информационно-телекоммуникационная сеть интернет как один из наиболее востребованных ресурсов в противодействии незаконному обороту наркотиков. Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 3.
14. Противодействие органов внутренних дел киберпреступности: учебно-методическое пособие / [Богданов А.В. и др.] / под ред. Б.П. Михайлова. М., 2015.
15. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Актуальные вопросы незаконной миграции как одного из видов организованной преступности в современной России. Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 2.
16. Румянцев Н.В., Хазов Е.Н., Богданов А.В. Незаконная миграция как один из источников терроризма и экстремизма. Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2018. № 1 (19).
17. Богданов А.В., Хазов Е.Н. Основные направления деятельности полиции по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 1.
18. Криминальная среда (оперативно-розыскной аспект): монография / [Абакумов О.Б. и др.]. Хабаровск, 2017.
19. Конституционное право России: учебник (9-е изд., перераб. и доп.) / [Лучин В.О. и др.]. М., 2018.
20. Гарашко А.Ю. Политико-правовые характеристики украинского кризиса и его влияние на систему отношений и Европейского Союза. М., 2017.
21. Особенности противодействия киберпре-ступности подразделениями уголовного розыска / [Богданов А.В. и др.]. М., 2016.
22. Криминальная среда как объект оперативно-разыскной деятельности (теоретический и
прикладной аспекты) / [Абакумов О.Б. и др.]. М., 2014.
23. Организация деятельности полиции зарубежных стран: учебно-методическое пособие / [Хазов Е.Н. и др.]. М., 2017.
24. Государственно-правовые основы миграции и миграционных процессов: учебно-методическое пособие / [Хазов Е.Н. и др.]. М., 2017.
25. Оперативно-розыскная деятельность: учебник (4-е изд., перераб. и доп.) / [Климов И.А. и др.]. М., 2019. .
26. Богданов A.B., Хазов Е.Н. Основные направления взаимодействия оперативных подразделений органов предварительного следствия полиции, их значение по выявлению и раскрытию преступлений. Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 11.
27. Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскных мероприятий / [Хазов Е.Н. и др.]. М., 2017.
28. Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Административно-правовая и оперативно-розыскная деятельность участкового уполномоченного полиции. В сборнике: Актуальные проблемы административного права и административной деятельности органов исполнительной власти материалы межведомственной научно-практической конференции. 2018.
29. Богданов А.В., Ильинский И.И., Хазов Е.Н. Взаимодействие сотрудников уголовного розыска с участковыми уполномоченными полиции по предупреждению и раскрытию квартирных краж. В сборнике: Актуальные проблемы деятельности участковых уполномоченных полиции Материалы внутриведомственной научно-практической конференции. 2018.
30. Хазов Е.Н., Богданов А.В., Ильинский И.И. Особенности по раскрытию наркопреступлений оперативными подразделениями полиции. Актуальные проблемы административного права и процесса. 2018. № 3.
31. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» // Собр. законодательства РФ, 29.07.2002, № 30, ст. 3031, http://www. pravo.gov.ru.