Научная статья на тему 'Угрозы и вызовы экстремизма и терроризма в современном мире: оперативно-розыскная характеристика'

Угрозы и вызовы экстремизма и терроризма в современном мире: оперативно-розыскная характеристика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1804
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / COUNTER-TERRORISM / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / TERRORIST ORGANIZATIONS / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / EXTREMIST ORGANIZATIONS / COUNTER-EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богданов Анатолий Васильевич, Дорожко Федор Леонидович, Хазов Евгений Николаевич

В статье рассматриваются вопросы оперативно-розыскной характеристики терроризма и экстремизма, как одна из угроз национальной безопасности России и всего мирового сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богданов Анатолий Васильевич, Дорожко Федор Леонидович, Хазов Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Threats and challenges of extremism and terrorism in the modern world: investigative characteristics

The article deals with the issues of operational-investigative characteristics of terrorism and extremism as a threat to the national security of Russia and the entire world community.

Текст научной работы на тему «Угрозы и вызовы экстремизма и терроризма в современном мире: оперативно-розыскная характеристика»

УДК 343.32 ББК 67.308

УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БОГДАНОВ,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры ОРД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя; ФЕДОР ЛЕОНИДОВИЧ ДОРОЖКО, преподаватель кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя; ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАЗОВ, доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: evg.hazow@yandex.ru Научная специальность: 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право, 12.00.14 - административное право; административный процесс, 12.00.12 - криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы оперативно-розыскной характеристики терроризма и экстремизма, как одна из угроз национальной безопасности России и всего мирового сообщества.

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, противодействие терроризму, противодействие экстремизму, террористические организации, экстремистские организации.

Annotation. The article deals with the issues of operational-investigative characteristics of terrorism and extremism as a threat to the national security of Russia and the entire world community.

Keywords: terrorism, extremism, counter-terrorism, counter-extremism, terrorist organizations, extremist organizations.

Почти ежедневно поступают сообщения об устрашающих проявлениях экстремизма и терроризма, будь то смертельные теракты в аэропорту или метрополитене, взрывы, совершенные смертниками в Ираке и Афганистане, угрозы Исламской государства Ирака и Леванта в Интернете, проявления экстремизма на Украине или сообщения о предотвращенных терактах в России и по всей Европе.

Статья 29 Конституции Российской Федерации, гарантирует свободу мысли и слова, запрещает пропаганду и агитацию возбуждающую социальную, расовую национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства1. Запрещается создание и деятельность общественных

объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст. 13) Конституции Российской Федерации2.

Первым примером международного закрепления дефиниции «экстремизм» стала Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. которая предусматривает, что терроризм, сепаратизм, и экстремизм, вне зависимости от их мотивов, не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах, а лица виновные в совершении таких деяний, должны быть привлечены к ответствен-

ности в соответствии с законом. В ней «экстремизм» расценивается «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участия в них»3.

Экстремизм (лат. ехйетш - крайний) - ориентация в политике на крайне радикальные идеи и цели, достижение которых осуществляется в основном силовыми, а также нелегитимными и противоправными методами и средствами (напр., терроризм, разжигание религиозной, расовой ненависти, вооруженные выступления, партизанские войны и т.д.). Левый экстремизм обычно исходит из идей марксизма-ленинизма и других левых взглядов, критикуя капиталистический строй за подавление личности и эксплуатацию. Правый экстремизм выступает с позиций антикоммунизма, расизма, крайнего национализма либо клерикализма и т.д. Источник экстремизма как индикатора социального и политического неблагополучия - разнообразные кризисы. Ради достижения своих целей экстремисты обращаются к предрассудкам людей, сознательно подавляя в них рациональное сознание. Участники экстремистских группировок являют собой особый психологический тип индивида, склонного к самовозбуждению, к потере контроля над своим поведением, к иррациональным поступкам4.

В Федеральных законах Российской Федерации даны следующие понятия. В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014 г.) «О противодействии экстремистской деятельности»5, который вступил в силу 25 июля 2002 г. и связан с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» экстремистская деятельность (экстремизм) определяется как: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных

объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой ст. 63 Уголовного кодекса Российской Федерации; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Согласно Федерального закона РФ от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 (ред. от 31 декабря 2014 г.) «О противодействии терроризму»6. Терроризм - это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Террористическая деятельность - организация, планирование, подготовка, финансирование и реализация террористического акта; подстрекательство террористическому акту; организация незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

В Российской Федерации, как и в большинстве стран мира, общество обеспокоено ростом уровня экстремизма и терроризма, так как они представляют собой огромную опасность для всего человечества.

Угрозами для безопасности России являются международный криминал, незаконный оборот наркотиков, распространение оружия и боеприпасов, торговля людьми и незаконная миграция, расширение экстремистской и террористической активности.

В настоящее время экстремизм и терроризм превратились в одну из наиболее острых политико-правовых проблем Российского общества.

Экстремизм и терроризм - эти явления относятся к числу опаснейших, в чем нет никакого сомнения, если в первую очередь вспомнить, что мы живем в многонациональной и многоконфессиональной стране.

В последние годы экстремистские и террористические проявления превратились в одну из основных угроз безопасности многих государств.

Действительно, экстремизм и терроризм - явления многомерные. Их можно и нужно исследовать с различных точек зрения: исторической, социологической, политологической, психологической, криминологической, уголовно-правовой, оперативно-розыскной и т.д.

Преступления экстремистской и террористической направленности занимают все более заметное место в общей структуре преступности, становятся привычным явлением в жизни нашего общества, состоящего из множества социальных групп, разделяемых между собой как национальной либо расовой принадлежности, так и религиозными идеологическими предпочтениями.

Противодействие экстремистской и террористической деятельности, связанной с причинением существенного вреда общественным отношениям, обеспечивающим основы конституционного строя Российской Федерации, является важнейшим направлением в современной государственной политике противодействия преступности.

Впервые Россия столкнулась с массовыми террористическими проявлениями в предреволюционный период конца XIX в. - начала ХХ в. и по настоящее время мы вынуждены по-прежнему отражать террористическую агрессию, противодействовать террористическим и экстремистским проявлениям во всем их многообразии.

Малоэффективная миграционная политика регионов, высокий уровень безработицы, в том числе среди молодежи, резкая имущественная дифференциация различных национальных и социальных групп населения, как и прежде, являются причинами террористических и экстремистских проявлений на национальной и религиозной почве на всей территории России7.

Одной из важнейших обязанностей государства является обеспечение защиты личности от противоправных посягательств.

Ключевой задачей органов внутренних дел во всем мире остается противодействие терроризму и экстре-мизму8.

Экстремизм в России достаточно разнообразен -от возбуждения гражданской ненависти или вражды до функционирования многочисленных незаконных вооруженных формирований, очень часто прибегающих к террору.

Экстремистские преступления отличаются высокой латентностью, многие из них и сейчас, и раньше маскируются под вандализм, хулиганство или пре-

ступления против личности. Между тем, экстремизм в нашей стране стремительно эволюционировал и трансформировался в более опасную форму - организованную преступность9.

Экстремисты отравляют общество ядом воинствующего национализма, нетерпимости и агрессии. К чему это может привести, мы хорошо знаем на примере соседней страны - Украины10.

Общественная опасность экстремизма и терроризма представляет угрозу не только национальной безопасности России, ее конституционному строю, территориальной целостности, но и международной стабильности (ИГИЛ)11.

Итак, деятельность экстремистской и террористической организаций, с юридической точки зрения, является незаконной в любом государстве. Международное сообщество осознало опасность терроризма и экстремизма и совершенствует законодательные меры по противодействию идеологии экстремизма и терроризма.

Националистические и религиозные конфликты разрушают страну изнутри, способствуют экономическому и политическому ослаблению, поэтому необходимо противодействовать экстремистам и террористам всех мастей, посягающих на целостность и стабильность государства, благополучие и спокойствие каждой российской семьи.

В настоящее время экстремизм и терроризм превратились в одну из серьезнейших проблем безопасности, с которыми человечество вошло в XXI в. Это проблемы всего мирового сообщества.

За последние годы увеличилось число внешних и внутренних экстремистских и террористических угроз. Но, кончено, важно понимать, что угрозы постоянно меняются и трансформируются, соответственно должна совершенствоваться и система обеспечения безопасности страны12.

Вместе с тем, в последние годы большое развитие получают идеи национального самоутверждения. В первую очередь, это свойственно народам, населяющим Северо-Кавказский регион. Сами по себе эти идеи - естественное явление и не могут породить национальную вражду или ненависть, если они не перерастают в экстремизм и терроризм.

Наиболее сложным регионом в этой сфере по-прежнему остается Северо-Кавказский федеральный округ. Многие угрозы по-прежнему связаны с деятельностью экстремистских и террористических организаций в Северо-Кавказском регионе («Имарат Кавказ», «Таблиги Джамаат», «Хизб ут-Тахрир аль-Ислам» и т.д.). Продолжается проникновение идей религиозного экстремизма по каналам получения образования в зарубежных исламских учебных заведениях (Саудовская Аравия, Египет, Кипр и др.).

Установлены многочисленные факты участия граждан России и стран СНГ в деятельности экстремистских и террористических организациях с использованием каналов незаконной миграции, торговли людьми.

Из года в год экстремизм и терроризм превращаются из инструмента достижения политических целей в орудие, с помощью которого мощные организации экстремистской и террористической направленности пытаются реализовать свои планы.

В настоящее время утверждена и разработана совместно с взаимодействующими правоохранительными ведомствами Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации13, Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2020 г.14, в которой закреплены концептуальные подходы по реализации государственной политики в области противодействия экстремизму, определены источники угроз, обозначены цели, задачи и главные направления противодействия экстремизму и терроризму, а также механизмы и этапы реализации.

В связи с присоединением Крыма органам внутренних дел по Крымскому федеральному округу необходимо анализировать и прогнозировать развитие оперативной обстановки по линии противодействия экстремизму и терроризму. Особенно международная террористическая организация «Хизб ут-Тахрир аль -Ислами».

Отдельного внимания требуют угрозы, связанные с «Хизб ут-Тахрир аль - Ислами» на территории Крымского федерального округа, деятельность этой организации до вхождения Крыма в состав Российской Федерации украинскими правоохранительными органами не преследовалась.

Определенное негативное влияние на экстремистские и террористические проявления оказывает ситуация на Юго-востоке и в целом складывающаяся на Украине.

Верховный Суд Российской Федерации запретил на территории России деятельность организаций «Украинская национальная ассамблея - Украинская народная самооборона» (УНА-УНСО), «Братство», «Тризуб им. Степана Бандеры», «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), признав их экстремистскими, а также организаций «Джабхат Ан-Нусра», и «Исламское государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ), признав их террористическими.

В соответствии с решениями судебных органов, в Российской Федерации запрещена деятельность 22 террористических и 42 экстремистских организаций15.

В 2014 г. на территории Российской Федерации зарегистрировано 1127 (+70,5%) преступлений террористического характера и 1024 (+14,3%) экстремистской направленности16.

Вызывает беспокойство процесс распространения во многих регионах Российской Федерации радикального ислама, вовлекая в них, прежде всего, мусульманскую молодежь. Необходимо проводить профилактическую работу, особенно в молодежной среде, а мы видим в социальных сетях открытую пропаганду вражды и ненависти.

Существует проблема в Республике Дегестан и Кабардино-Балкарской республике и во всем Северо-

Кавказском федеральном округе по пресечению деятельности бандформирований и их пособников, недопущению проведения экстремистами и террористами вооруженных акций и провокаций, направленных на обострение межнациональных отношений и дестабилизацию ситуации.

Органам внутренних дел необходимо устанавливать диалог с представителями национальных диаспор, общественных, этнокультурных, религиозных и молодежных организаций в урегулировании межнациональных и межконфессиональных конфликтов, усиливать оперативные позиции в этой среде.

В настоящее время в России необратимо развиваются и внедряются в повседневную общественную жизнь такие системы связи, как Интернет-связь. Нововведения, обеспечившие общение граждан, стали использоваться в преступной деятельности, в том числе связанной с экстремизмом и терроризмом, т.е. вербовка.

Продолжается мощное информационное воздействие на граждан со стороны международных структур и неправительственных организаций террористической и экстремистской направленности, пользующихся иностранной финансовой помощью и политической поддержкой, особенно в сети Интернет. Интернет играет особую, центральную роль в процессе радикализации. Поэтому важной задачей наших правоохранительных органов является обнаружение сайтов соответствующего содержания и его систематический анализ.

Проникновение экстремизма и терроризма в Интернет с большой долей вероятности позволяет прогнозировать, что его угроза с каждый годом будет возрастать.

Необходимо повышенное внимание по предупреждению и пресечению экстремистских и террористических проявлений в местах массового пребывания людей, на предприятиях по производству оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, в местах их хранения и т.д.

Следует отметить и то, что незаконный оборот наркотиков не просто обуславливает связь отдельных лиц с криминалитетом, но и фактически финансирует криминальный мир - денежные средства, полученные от продажи наркотиков, идут на финансирование терроризма и экстремизма, торговлю людьми, незаконную миграцию, закупку оружия.

Но нам всем должно быть ясно, что самой эффективной и результативной формой противодействия экстремизму и терроризму является не столько работа правоохранительных органов, сколько искоренение причин и условий, порождающих экстремизм и терроризм, - аспект, требующий не только внимания органов законодательной, исполнительной и судебной властей, но и усилий всего общества17.

Таким образом, предупреждение экстремизма и терроризма представляет собой сложную задачу, которую невозможно решить только

правоприменительной деятельностью одного органа государственной власти, следовательно, они должны быть объектами профилактического вмешательства со стороны всех органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных - в особенности.

1 Конституция Российской Федерации. М., 2015.

2 Михайлов Б.П., Хазов Е.Н. Место и роль Конституции Российской Федерации в правовом обеспечении оперативно-розыскной деятельности Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 11.

3 Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 3 О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. СЗ РФ. 2003. 13 января. № 2, ст. 155. http://www.pravo.gov. ru

4 Противодействие преступлениям террористической и экс-тремиской направленности. Вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности. Учебно-методическое пособие / Волченков В.В., Богданов А.В., Ильинский И.И., Калинин В.Н., Китайгородский Е.А., Мартынюк В.М, Михайлов Б.П., Тюрен-ков В.Н, Хазов Е.Н., Эриашвили Н.Д. / Московский университет МВД России, Закон и право, ЮНИТИ. М.: 2013.

5 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014 г.) «О противодействии экстремистской деятельности». СЗ РФ. 2002. 29 июля. № 30, ст. 3031. http://www. pravo.gov. ru

6 Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 31 декабря 2014 г.) «О противодействии терроризму». СЗ РФ. 2006. 13 марта. № 32, ст. 1146. http://www.pravo.gov. ru

7Богданов А.В. Хазов Е.Н. Актуальные вопросы незаконной миграции как один из видов организованной преступности в современной России Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 2.; Богданов А.В., Хазов Е.Н. Незаконная миграция как одна из причин создания и деятельности организованной преступности на территории современной России Вестник

Московского университета МВД России. 2015 № 4 С. 176-180; Богданов А.В., Турбина О.В., Хазов Е.Н. Оперативно розыскная деятельность по противодействию в сфере незаконной миграции на территории Российской Федерации Вестник Московского университета МВД России. 2015 № 4. С. 176-180.

8 Организация и деятельность полиции (милиции) зарубежных государств: Учебник / Румянцев Н.В, Хазов Е.Н, .Горшене-ва И.А., Эриашвили Н.Д, Саудаханов М.В, Галузо В.Н.,.Егоров С.А, Миронов А.Л. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

9 Ваше С.П. К вопросу о противодействии экстремизму как форме организованной преступности // Оперативник (сыщик). 2015. № 2(43). С. 50.

10 Популярно-правовой альманах МВД России «Профессионал». 2015. № 2. С. 2.

11 ИГИЛ - Исламской государства Ирака и Леванта.

12 Богданов А.В., Ильинский И.И. Предупреждение органами внутренних дел преступлений террористического характера // Актуальные проблемы противодействия терроризму: Мат-лы международной науч.-практ. конференции (20 октября 2011 г., г. Белгород). Белгород: Бел. ЮИ МВД России, 2011. С. 150.

13 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.). Российская газета. № 198, 2009. 20 октября.

14 Приказ МВД РФ от 28 ноября 2014 г. № 2753. http://www. pravo.gov. ru

15 Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремисткой направленности. http://www.pravo. gov. ru

16 Состояние преступности - январь-декабрь 2014 г. www. mvd.ru.

17Мельник И.К., Кочукаев Н.К., Хазов К.Н. Ведение переговоров с преступниками с целью освобождения заложников в ходе проведения контртеррористических операций (исторический обзор) // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 7.

А.Б. Зеленцов

Административная юстиция

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Административная юстиция. Общая часть. Теория судебного административного права: Учебное пособие. Зеленцов А.Б. Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 399 стр.

Раскрыты основные теоретические положения, касающиеся админи-стратив-ной юстиции как неотъемлемого элемента правового государства. Определены сфера ее действия, функции, организационные признаки, процессуальные формы и парадигмы. Выявлены сущность и содержание основных понятий и институтов административной юстиции как судебного административного права.

Представлена общая часть административной юстиции как судебного административного права, включающая базовые административно-правовые категории, юридические конструкции и принципы, которые раскрывают специфику провозглашенного в Конституции РФ административного судопроизводства как одной из форм осуществления судебной власти.

Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов, преподавателей и научных работников, судей, государственных служащих, а также всех интересующихся современными проблемами административного судопроизводства как института защиты субъективных прав и обеспечения законности в сфере публичного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.