УДК 34 ББК 67
ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ КАК ОДНА ИЗ МИРОВЫХ ПРОБЛЕМ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БОГДАНОВ,
кандидат юридических наук, доцент доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя;
ИГОРЬ ИВАНОВИЧ ИЛЬИНСКИЙ, кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]; ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ ХАЗОВ, доктор юридических наук, профессор начальник кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.12 — Криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-разыскная деятельность
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются основные направления деятельности полиции по противодействию экстремизму и терроризму. Анализируются причины и условия совершения преступлений экстремисткой и террористической направленности. Предлагаются основные направления профилактических мероприятий по предупреждению преступлений экстремисткой и террористической направленности.
Ключевые слова: преступность, экстремизм, терроризм, предупреждение, профилактика, взаимодействие, средства массовой информации, оперативные подразделения, органы внутренних дел.
Annotation. the article discusses the main directions of police activities to counter extremism and terrorism. Analyzes the reasons and conditions of Commission of crimes of extremist and terrorist nature. The basic directions of preventive measures for prevention of crimes of extremist and terrorist nature.
Keywords: crime, extremism, terrorism, prevention, prophylaxis, interaction, media, operational divisions, bodies of internal Affairs.
Современный терроризм и экстремизм характеризуется масштабностью, наращиванием потенциала, превращением террористических и экстремистских группировок во влиятельные политические структуры, жестокостью действий террористов и экстремистов, многообразием форм деятельности, использованием последних достижений науки и техники, стремлений вызвать широкий общественный резонанс, активно влияющим на безопасность общества и государства1. Терроризм, экстремизм, организованная преступность, наркобизнес — это новые вызовы и угрозы всему мировому сообществу.
Анализ криминогенной обстановки, в 2011-2016
годах свидетельствует, что раскрытие преступлений террористического и экстремистского характера в Российской Федерации остается острой проблемой, стоящей перед правоохранительными органами и следственными подразделениями.
Противодействие терроризму и экстремизму является важным направлением обеспечения законности и правопорядка в мире. Несмотря на то, что в общем числе зарегистрированных преступлений, преступления террористической и экстремистской направленности составляют незначительную часть, они вызывают негативную реакцию общественности, органов государственной власти и местного самоуправления2. Эти
преступления находятся в центре постоянного и пристального внимания средств массовой информации, многие из которых открыто (и зачастую необоснованно) пишут о неспособности правоохранительных органов эффективно противостоять терроризму и экстремизму.
Проблема противодействия террористическим и экстремистским угрозам занимает важное место в правоохранительной деятельности.
В 2016 году в России зарегистрировано 2227 преступлений террористического характера (+44,8%) по сравнению с 2015 годом3. В последние годы криминальная ситуация во всем мире характеризуется ростом террористической опасности4. Терроризм превратился в серьезную угрозу для безопасности государств. Однако не следует забывать, что терроризм является не только внутригосударственной проблемой России, но и проблемой всего мирового сообщества5.
В Советском союзе была создана и эффективно действовала система противодействия практической реализации экстремисткой и террористической деятельности. Ситуация принципиально изменилась в начале 1990-х годов, когда произошли политические и экономические потрясения в обществе. В Россию хлынул поток представителей зарубежных экстремистских и террористических организаций. Они получили полную свободу деятельности. Одной из приоритетных его мишеней стала Россия.
События первого десятилетия XXI века потребовали выработки новой государственной политики борьбы с терроризмом и экстремизмом.
Одним из важнейших социально-полезных видов деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина от противоправных посягательств является оперативно — розыскная деятельность, на осуществление которой уполномочены оперативные подразделения согласно Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» 6.
Применение всего комплекса ОРМ, а также сил, средств и методов, использования высокотехнологической аппаратуры позволит оперативным подразделениям правоохранительных органов — субъектов ОРД успешно противодействовать террористам и их пособникам7.
Ведь чем раньше сотрудники оперативного подразделения выявят криминально ориентированный мыслительный процесс террориста (террористов), тем реальнее вероятность своевременного предупреждения его (их) преступной реализации, меньше трудозатраты оперативных подразделений и их должностных лиц.
Борьба с терроризмом является целью, а системы мер наказаний, уголовно-процессуального принуждения, оперативно — розыскных мероприятий должны рассматриваться как средства ее достижения. Впрочем, проблема использования ОРД при реализации задач
борьбы с терроризмом всегда является краеугольной8.
Вполне естественно, что ОРД, обладая такими особенностями, как скрытность, конспирация воздействует на права и свободы граждан, но это вынужденная мера.
Оперативно — розыскная деятельность — единственное эффективное направление правоохранительной деятельности, которая может осуществляться в целях подрыва экономических основ терроризма и экстремизма.
Подрыв экономических основ терроризма — это один из перспективных и эффективных видов правоохранительной деятельности ОВД и ее оперативных подразделений, направленных на борьбу с терроризмом.
Эффективность предупреждения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений террористического характера в значительной степени зависит от четко налаженной и согласованной деятельности оперативных подразделений ОВД и других правоохранительных органов осуществляющих ОРД, сочетания оперативно — розыскных, оперативно — технических, оперативно — поисковых, оперативно — тактических мероприятий. Очевидно, что сотрудники оперативных подразделений ОВД без должного взаимодействия не в состоянии оказать эффективного противодействия террористическим проявлениям.
В последние годы терроризм претерпевает серьезную и быструю трансформацию, а также качественно меняется: организационно, структурно, идейно.
В условиях современной глобальной цивилизации терроризм выступает как особый социально-политический феномен, представляющий собой нелегитимное насилие с использованием идеологии нетерпимости по отношению к представителям другой национальности, конфессии, социальной группы. Для него характерна пирамидально-сетевая структура, высокий уровень автономности и анонимности, способность к регенерации и адаптации к новым условиям, активное использование технической и технологической баз современной цивилизации.
Современный терроризм становится важнейшим фактором международной политики, инструментом раздела сфер влияния, геополитического доминирования. Одновременно терроризм трансформируется в рыночный продукт — насилие за плату в любом регионе мира.
Рассматривая правовую основу деятельности по противодействию терроризма в Российской Федерации и зарубежных странах, представляется возможным сделать вывод, что она демонстрирует сходство подходов к выбору источника ее формирования в виде национального права, закрепленного в конституциях и конституционных законах9.
Особое внимание должно уделяться вопросам межэтнических конфликтов, миграции, борьбе с экстремизмом и терроризмом, безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Сегодня перед всем мировым сообществом стоит одна общая задача — не допустить дальнейшего распространения террористической угрозы.
Правоохранительными органами России накоплен значительный опыт в борьбе с терроризмом. Основной формой пресечения террористического акта является контртеррористическая операция.
Вопросы общественной безопасности, включающие в себя профилактическую деятельность, находятся согласно ст. 72 Конституции РФ10 в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов11.
На сегодняшний день в России создана централизованная многоуровневая система противодействия терроризму, которая предусматривает комплексный характер на федеральном, региональном и муниципальном уровнях подразделений федеральных органов исполнительной власти.
Основными направлениями профилактики правонарушений являются: защита личности, общества и государства от противоправных посягательств; противодействия терроризму и экстремистской деятельности, защита потенциальных объектов террористических посягательств, а также мест массового пребывания людей; противодействие незаконной миграции; предупреждение безнадзорности, беспризорности правонарушений и антиобщественных действий несовершен-нолетних12.
Если мы где — то и проигрываем, уступаем террористам, так это в битве за умы. В рядах ИГИЛ сражаются в основном молодые люди. Необходимо установить смертную казнь вербовщиков террористов и их пособникам.
Как показывает практика, лица отбывающие наказание за преступления террористического характера, зачастую не отказываются от своих взглядов и продолжают придерживаться террористической идеологии. В связи с этим, считаем необходимым разработать и реализовать комплекс оперативно-профилактических мероприятий в отношении лиц, освободившихся после отбытия наказания за совершение преступлений террористического и экстремистского характера, необходимо установить административный надзор за этими лицами и усилить оперативный контроль над исламскими радикалами13.
Россия — одна из первых в мире стран, которая столкнулась с псевдоисламским терроризмом.
Приходится констатировать, что современный терроризм, в особенности его фундаментально-религиозные проявления, по своей структуре, образу действия
и операциям носит глобальный характер (Франция, Великобритания, Россия, Ирак, Афганистан).
Тревожит массовое направление молодых мусульман на обучение в зарубежные теологические центры, где преподают основы радикального ислама. Возвращаясь в Россию, они активно вытесняют из мечетей имамов, проповедующих традиционный для России умеренный ислам. При этом одним из основных объектов воздействия радикальных религиозных организаций являются дети школьного возраста.
В этой связи необходимо перенять опыт Республики Азербайджан, где имамом может стать человек, получивший теологическое образование только на территории своего государства. Наркобизнес это основной дестабилизирующий фактор в Европе, Китае, России. В последние годы все большее число террористических и экстремистских организаций привлекают для финансирования своей деятельности наркобизнес14. Индустрия наркобизнеса приносящая многомиллионные финансовые доходы, в свою очередь, способствует еще большему развитию и финансовому укреплению террористических и экстремистских организаций15.
Мигранты являются одним из основных каналов поставки наркотиков в Россию. Миграционные процессы, происходящие на территории РФ, оказывают негативное влияние на наркотизацию в России. Криминальное прошлое мигрантов, проблемы бытовой неустроенности и адаптации, отсутствие финансов способствуют их вовлечению в наркобизнес16, экстремизм и терроризм. Нелегальная миграция это один из источников терроризма и экстремизма17.
Высокий уровень незаконной миграции вызывает обеспокоенность во многих странах мира, так как влечет ряд негативных последствий и угроз для общества и государства. Повышается уровень криминализации общества вследствие наличия мигрантов, скрывающихся от закона преступников, экстремистов и террористов; быстро развивающихся коррупции и организованной преступности, связанной с незаконным ввозом мигрантов; совершения преступлений мигрантами и в их отношении, в том числе экстремисткой направленности; роста уровня «сопутствующих» преступлений (грабежи, разбои, торговля оружием, людьми, наркобизнес, терроризм и т.п.)18
Возвращающиеся боевики из Сирийской Арабской Республики в Россию продолжают свою преступную деятельность на территории России, в связи, с чем важнейшим направлением правоохранительных органов и общества в целом, выступает пресечение попыток вербовки в ряды международных террористических структур новых членов особенно молодежи.
Вопросы противодействия террористической деятельности в России уже не один год являются одними
из ключевых, и эта тенденция сохраняется.
Противодействие терроризму — важнейшее направление ОВД, а именно оперативных подразделений, в котором фокусируются многие проблемы социально — экономического и территориального развития, изъяны в работе государственных институтов, провалы в культурной и образовательной политике, зачастую приводящие к искаженному понимаю истинных причин межнациональной (межэтнической) напряженности, формирования в обществе обстановки нетерпимости к террористической деятельности и распространению террористических идей. Тем не менее, изложенное позволяет сделать вывод, что оперативно — розыскное обеспечение является неотъемлемой чертой противодействию терроризму и экстремизму. Оно проводится оперативными подразделениями ОВД во взаимодействии с аналогичными службами других заинтересованных ведомств на основе продуманных и спланированных мероприятий, проводимых с учетом реально складывающейся обстановки, это использование специальных форм и методов ОРД19. Отсутствие системной организации оперативной работы приводит к недостатку информации, представляющей оперативный интерес в противодействии терроризму и экстремизму, а самое главное — это конфиденциальное содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Не менее важным в настоящее время является организация скоростного обмена информацией, то есть работа на опережение, и всесторонний анализ тенденций в террористической среде для последующего планирования своих действий по выявлению, установлению и задержанию лидеров и членов, террористических и экстремистских организаций20.
Проект «Капкан», реализуемый Генеральным секретариатом Интерпола, является большой поддержкой в борьбе с терроризмом. Он способствует эффективному реагированию в ходе международного розыска на вызовы иностранных боевиков — террористов и созданию передовых методов и механизмов оперативного реагирования полицейских органов.
В связи с этим представляется целесообразным на основе опыта противодействия российской и международной высокотехнологичной террористической преступности, разработать должную нормативную правовую базу, а также современные методики мониторинга информационного пространства в сети Интернет21.
В настоящее время как европейские, так и международные правоохранительные структуры стремятся к объединению усилий в области противодействия терроризму (Европол, Евроюст).
Вместе с тем анализ различных источников показывает, что исламский терроризм выходит на первую
стадию своего развития. Террористические организации быстро адаптируются к принимаемым против них мерам, осваивают новые инструменты и методы, позволяющие вести преступную деятельность в изменившихся условиях22.
На сегодняшний день террористы — одиночки представляют серьезную угрозу. Однако, запланированные ими преступления порой невозможно предотвратить. Террористы — одиночки ни с кем не консультируются, разрабатывают планы и находят способы финансирования своих проектов. Терроризм, его варварские приемы и масштабность насилия, высокая степень шокирующего воздействия на обывателя могут вызвать мощное деградирующее влияние на общественную жизнь, как сейчас происходит терроризм «на скорую руку».
Именно поэтому одним из основных принципов противодействия террористической деятельности является приоритет мер, направленных на его предупреждение и неотвратимость наказания за его осуществление.
С принятием Федерального закона от 06 марта 2006 № 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии терроризму»23 в Российской Федерации были заложены правовые и организационные основы формирования и последующего развития системы противодействия терроризму. Этим Законом дано определение терроризма, понятие контртеррористической операции и ее правового режима, раскрыты признаки террористической деятельности и террористического акта, закреплен комплексный подход к антитеррористической деятельности.
В Законе подробно изложен комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, а также алгоритм действий по обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
Чем активнее Запад будет насаждать по всему миру свои ценности, тем больше молодежи будет этому сопротивляться и поддерживать игиловцев как реальную военную и политическую силу.
Все выше изложенное, требует широкой антитеррористической мобилизации: диалога силовых структур и гражданского общества в общенациональном, региональном, глобальном контексте. Острота существующих угроз диктует необходимость объединения усилий всех без исключения государств и мировой общественности для реализации адекватных мер противодействия терроризму и экстремизму24. Необходимо исследовать и бороться с причинами, источниками
террора и экстремизма.
На территории России террористы и экстремисты располагают значительными человеческими и материальными ресурсами, характеризуются высоким уровнем сплоченности и организованности, наличием вертикально интегрированной иерархической структурой, разветвленной сетью террористических и экстремистских организаций по подготовки и осуществлению экстремистских акций. В ряды экстремистов постоянно вливаются новые члены, не только посредством вербовки новобранцев, но и возвращения хорошо обученных боевиков из зоны локальных конфликтов в Сирии, Ираке, Украины.
В мире запущена масса микропроцессов, которые подпитывают терроризм и экстремизм, а он лишь меняет свои внешние формы и лозунги. Террористам создана неплохая реклама, которая благодаря Всемирной паутине распространяется по планете неукротимыми темпами.
Для того чтобы эффективно бороться с экономической составляющей терроризма, необходимо установить источники финансирования террористов, среди которых можно выделить внутригосударственные (на примере России), а также международные25. Противодействие финансированию терроризма продолжает оставаться приоритетным направлением деятельности ФАТФ, учитывая угрозу, представляемую террористическими организациями. Российская Федерация продолжает рассматриваться в качестве одного из долговременных объектов террористических устремлений многих, международных террористических организаций и структур, использующих террористические методы, а также отдельных террористических групп и террористов-одиночек. Террористическая и экстремистская активность во всем мире будет только усиливаться, т.к. наступил идеологический кризис исламского мира (прим. авторов).
Проблема противодействия терроризму и экстремизму многоаспектна и включает в себя вопросы информационно-аналитического обеспечения, профилактики, совершенствования уголовного, уголовно-процессуального, оперативно-розыскного законодательства, особенности взаимодействия правоохранительных органов и разработки комплекса средств и методов выявления, пресечения и раскрытия преступлений террористической и экстремистской направленности.
В заключении отметим, что в современных условиях проведения всего комплекса ОРМ позволяет оперативным подразделениям правоохранительных органов успешно противодействовать террористам и их пособникам. Успешная реализация программ борьбы с терроризмом и экстремизмом в целом возможна при
условии разработки единой стратегии на основе законодательства и системой профилактики, а также контроля со стороны всех правоохранительных органов. Необходимо создать единый международный террористический фронт в противодействии терроризму и экстремизму.
1 Национальная безопасность. Эриашвили Н.Д., Миронова О.А., Хазов Е.Н., Горшенева И.А., Егоров С.А., Ординарцев И.И., Саудаханов М.В., Кальгина А.А., Бакулевская Л.В., Варсе-ев В.В., Кирсанов А.Ю. Москва, 2017.
2 Актуальные проблемы муниципального права. Хазов Е.Н., Чихладзе Л.Т., Бышков П.А., Галушкин А.А., Голованов К.А., Кучеренко П.А.учебник для магистров, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Москва, 2016. Сер. Magister
3 Состояние преступности январь — декабрь 2016 года. ФКУ ГИАЦ МВД РФ М., 2017.
4 Абакумов О.Б., Балацкий Д.Ю., Богданов А.В., Воронцов А.В., Завьялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Семенчук В.В., Хазов Е.Н. Криминальная среда (оперативно-розыскной аспект). Монография / Хабаровск, 2017.
5 Хазов Е.Н., Волченков В.В., Эриашвили Н.Д., Мар-тынюк В.М., Михайлов Б.П., Богданов А.В., Ильинский И.И., Китайгородский Е.А., Тюренков В.Н. Противодействие преступлениям террористической и экстремисткой направленности. Вопросы теории и практики оперативно-розыскной деятельности / Москва, 2013.
6 Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» «Собрание законодательства РФ», 14.08.1995, N 33, ст. 3349, http://www. pravo.gov.ru.
7 Богданов А.В., Завьялов И.А., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Хазов Е.Н., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д., Яковец Е.Н. Особенности противодействия киберпреступности подразделениями уголовного розыска. Учебно-методическое пособие для курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей образовательных учреждений органов внутренних дел и практических работников правоохранительных органов, специализирующихся по линии борьбы с преступностью в сфере компьютерной информации / Москва, 2016.
8 Оперативно-розыскная деятельность. Климов И.А., Тузов Л.Л., Дубоносов Е.С., Кузьмин Н.А., Эриашвили Н.Д., Хазов Е.Н., Данилкин В.Н., Бычков В.В., Бражников Д.А., Алексеев В.В., Иванцов С.В., Богданов А.В., Щеглов А.В., Комахин Б.Н., Ильинский И.И., Янишевский А.Б., Галузо В.Н.. учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки Юриспруденция / Москва, 2017. (3-е издание, переработанное и дополненное)
9 Правоохранительные органы зарубежных стран. Ен-дольцева А.В., Эриашвили Н.Д., Мирзоев Г.Б., Тамаев Р.С., Хи-мичева О.В., Хазов Е.Н., Галузо В.Н., Миронов А.Л. Учебник /
Москва, 2013.
10 Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398. http://www. pravo.gov.ru.
11 Конституционное право России. Эбзеев Б.С., Хазов Е.Н, Белоновский В.Н., Прудников А.С., Эриашвили Н.Д., Баг-мет А.М., Освелюк А.М., Опалева А.А., Саудаханов М.В., Егоров С.А., Миронов А.Л. Зинченко Е.Ю. Учебник 8-издание М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.
12 Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», Российская газета 28.06.2016 г.
13 Богданов А.В., Волченков В.В., Воронцов А.В., Ефим-кин М.С., Завъялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан В.Г., Михайлов Б.П., Турбина О.В., Хазов Е.Н., Хромов И.Л., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д. Криминальная среда. Понятие, генезис, оперативно-розыскное воздействие. Научная специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право», 12.00.12 «Криминалистика, оперативно-разыскная деятельность, судебно-экспертная деятельность» / Под редакцией Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова . Москва, 2015. Сер. Научные издания для юристов Том Часть II.
14 Богданов А.В., Кочукаев Н.Т., Хазов Е.Н. Контрабанда наркотиков — одна из реальных угроз национальной безопасности России. Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 9. С. 152-156.
15 Михайлов Б.П., Хазов Е.Н. Наркоситуация в России как одна из угроз национальной безопасности XXI века. Вестник экономической безопасности. 2016. № 2. С. 162-167.
16 Хазов Е.Н., Богданов А.В., Савельев Н.В. Перспективные направления деятельности органов внутренних дел по противодействию наркопреступности на современном этапе в России. Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 8. С. 116-119.
17 Богданов А.В., Хазов Е.Н. Незаконная миграция как одна из причин создания и деятельности организованной преступности на территории современной России. Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 4. С. 176-179.
18 Богданов А.В., Турбина О.В., Хазов Е.Н. Оперативно-разыскная деятельность по противодействию организованной преступности в сфере незаконной миграции на территории России. Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 2.С. 140-144.
19 Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Абакумов О.Б., Алексеев В.В., Баженов С.В., Бакланов Л.А., Богданов А.В., Бражников Д.А., Бычков В.В., Галушко В.А., Дубинин А.С., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Кундетов А.И., Напханенко И.П., Панюшин Д.Б., Саранчин Д.В., Сыпачев
A.Ю., Тагиров З.И., Щукин А.М., Щукин В.М., Хазов Е.Н. и др. Учебно-методическое пособие / Москва, 2017.
20 Хазов Е.Н., Богданов А.В., Мартынюк В.М. Основные направления, проблемы и пути их решения организации работы по розыску лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда сотрудниками оперативно-розыскных подразделений ОВД МВД России на современном этапе. Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 10. С. 148-152
21 Богданов А.В., Завьялов И.А., Закурдаев А.Н., Ильинский И.И., Михайлов Б.П., Хазов Е.Н., Чикова Я.Н., Шаламов Р.Г., Яковец Е.Н. «Противодействие органов внутренних дел киберпреступности» Учебно-методическое пособие предназначено для курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей образовательных учреждений органов внутренних дел и практических работников правоохранительных органов, специализирующихся по линии борьбы с преступностью в сфере компьютерной информации. / Учебно-методическое пособие под ред. профессора Михайлова Б.П.. Москва, 2015.
22 Богданов А.В., Волченков В.В., Воронцов А.В., Ефим-кин М.С., Завъялов И.А., Иванцов С.В., Ильинский И.И., Любан
B.Г., Михайлов Б.П., Турбина О.В., Хазов Е.Н., Хромов И.Л., Чикова Я.Н., Эриашвили Н.Д. Криминальная среда. Понятие, генезис, оперативно-розыскное воздействие. Научная специальность 12.00.08 «Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право», 12.00.12 «Криминалистика, оперативно-разыскная деятельность, судебно-экспертная деятельность» / Под редакцией Б.П. Михайлова, Е.Н. Хазова . Москва, 2015. Сер. Научные издания для юристов Том Часть I
23 Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О противодействии терроризму»(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) «Собрание законодательства РФ», 13.03.2006, N 11, ст. 1146.
24 Богданов А.В., Дорожко Ф.Л., Хазов Е.Н. Угрозы и вызовы экстремизма и терроризма в современном мире: оперативно-розыскная характеристика. Вестник экономической безопасности. 2015. № 6. С. 95-99.
25 Н.М. Букаев Источники финансирования терроризма-внутригосударственный и международные аспекты «Библиотека криминалиста» Науч. Журнал №3 (26) 2016, стр.33.