Толмачева М. Ю., Киладзе Н. Л. Экстремизм и терроризм - реальная угроза безопасности современного общества // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 2 (80). С. 59-68.
Tolmacheva M. Yu., Kiladze N. L. Extremism and terrorism are a real threat to the security of modern society. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2018. No. 2 (80). Pp. 59-68. (In Russ.).
УДК 344
М. Ю. Толмачева, Н. Л. Киладзе
«ТелекомПлюс», Пермь, Россия
ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ - РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Толмачева Мария Юрьевна - руководитель внешних связей и документационного обеспечения.
E-mail: [email protected]. ru
Киладзе Наталья Леонидовна - преподаватель.
E-mail: [email protected]. ru
В статье анализируется российское законодательство в сфере противодействия терроризму и экстремизму на общегосударственном и региональном уровне, рассматриваются основные полномочия органов власти и местного самоуправления, ответственность, установленная российским законодательством за террористические действия.
Ключевые слова: экстремизм, общество, терроризм, угроза жизни.
M. Yu. Tolmacheva, N. L. Kiladze
TelecomPlus, Perm, Russia
EXTREMISM AND TERRORISM ARE A REAL THREAT TO THE SECURITY OF MODERN SOCIETY
Tolmacheva Mariya Yu. - Head of External Relations and Documentation Support.
E-mail: [email protected]. ru
Kiladze Natalya L. - Teacher.
E-mail: [email protected]. ru
The article analyzes Russian legislation in the field of countering terrorism and extremism at the national and regional level, examines the main powers of government and local government, the responsibility established by Russian law for terrorist actions.
Key words: extremism, society, terrorism, threat to life.
Особая опасность терроризма и экстремизма заключается в том, что их жертвой может стать практически любой человек; никто не защищен от того, что окажется в неудачное время в неудачном месте. Террористические нападения обычно неожиданны, застают пострадавших врасплох, непредсказуемы, поэтому такие преступления очень сильно демо-
© Толмачева М. Ю., Киладзе Н. Л., 2018
рализуют общество, сеют панику, вызывают недовольство «неэффективной» работой спецслужб и администраций. В связи с этим очень важны создание системы противодействия терроризму и экстремизму, совершенствование законодательного регулирования данных вопросов на всех уровнях - государственном, региональном, муниципальном [1; 2]. Необходимо продолжать и всестороннее исследование опыта формирования антиэкстремистского и антитеррористического правового поля в контексте единой системы национальной безопасности на всех уровнях - государственном, региональном, муниципальном [3].
Основные понятия. Грань между понятиями «экстремизм» и «терроризм» тонка; не всегда можно четко разграничить такие деяния. В Словаре финансовых и юридических терминов [5] содержатся определения этих понятий, закрепленные в действующем законодательстве Российской Федерации:
1) «экстремистская деятельность (экстремизм) - это:
• насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
• публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
• возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
• пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
• нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
• воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
• воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
• совершение преступлений по мотивам, указанным в п. «е» части первой ст. 63 Уголовного кодекса Российской Федерации1 (УК РФ);
• пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.. ,»2;
2) «терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий...»3.
Кроме того, в словаре приводятся формулировки других важнейших терминов, связанных с темой экстремизма и терроризма: экстремистские материалы, террористический акт, террористическая деятельность, устрашающие действия при террористическом акте.
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 [Электронный ресурс] (ред. от 19 февр. 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 О противодействии экстремистской деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (ред. от 23 нояб. 2015 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 О противодействии терроризму [Электронный ресурс]: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 6 июля 2016 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Эти статьи словаря основаны также на официальных определениях указанных правовых явлений, закрепленных законодателем в процитированных выше федеральных законах, а также в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности»1.
Анализ терминов позволяет с уверенностью говорить о том, что понятие «экстремизм» является более широким, чем понятие «террористическая деятельность». Экстремизм включает в себя также публичные призывы к насилию, провокации, пропаганду, возбуждение вражды и ненависти, нарушение законных прав и интересов человека исходя из его социальной, религиозной, национальной, половой и тому подобной принадлежности. Терроризм же - это непосредственно осуществление насильственных действий экстремистов.
Противодействие терроризму. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г. утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации . Концепция определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в РФ.
Принципы противодействия терроризму и экстремизму, правовые и организационные основы профилактики и борьбы с ними, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом установлены федеральными законами от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» и от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». В этих законах установлены принципы противодействия терроризму и экстремизму в России, способы профилактики, организационные основы противодействия этим явлениям и полномочия разных уровней власти в этой сфере. Среди принципов основополагающими являются следующие: законность; обеспечение и защита безопасности государства и основных прав и свобод человека и гражданина; неотвратимость наказания за такую деятельность; недопустимость политических уступок террористам; приоритетность мер предупреждения терроризма; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
Федеральным законом «О противодействии терроризму» установлены полномочия федеральных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области противодействия терроризму (ст. 5, 5.1, 5.2).
Во исполнение указанных основ принимаются нормативные акты, которые направлены на установление и реализацию соответствующих полномочий различных органов власти. Так, в п. 1 Постановления Правительства РФ от 4 мая 2008 г. № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терро-ризму»3 сказано, что федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:
• участвуют в формировании и реализации основных направлений государственной политики в области противодействия терроризму в пределах своей компетенции;
1 О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 февр. 2012 г. № 1 (ред. от 3 нояб. 2016 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Утв. Президентом РФ 5 окт. 2009 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 4 мая 2008 г. № 333. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
• обеспечивают антитеррористическую защищенность объектов федеральной собственности, находящихся в их ведении, а также координируют деятельность по антитеррористической защищенности иных объектов в соответствии со своей компетенцией в установленной сфере деятельности;
• осуществляют взаимодействие в области противодействия терроризму, в том числе обмен информацией.
В целях организации и координации деятельности по противодействию терроризму, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, а также антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах РФ, оперативными штабами в морских районах (бассейнах), образован Национальный антитеррористический комитет (п. 1 Положения о Национальном антитеррористическом комитете1). Национальный антитеррористический комитет, Федеральный оперативный штаб, антитеррористические комиссии и оперативные штабы в субъектах РФ обеспечивают координацию деятельности по противодействию терроризму, организацию планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также управление контртеррористическими операциями2.
Состав антитеррористической комиссии в Пермском крае утвержден Распоряжением губернатора Пермского края от 11 апреля 2008 г. № 37-р «Об антитеррористической комиссии в Пермском крае» . В Перми комиссия создана Постановлением администрации г. Перми от 31 декабря 2008 г. № 1290 «Об антитеррористической комиссии в городе Перми»4. В соответствии с Постановлением правительства Пермского края от 15 марта 2017 г. № 97-п5 организует и обеспечивает работу антитеррористической комиссии Пермского края Министерство территориальной безопасности Пермского края.
Статья 11.7 Закона Пермского края от 6 апреля 2015 г. № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае»6 предусматривает административное наказание за неисполнение решения антитеррористической комиссии в Пермском крае, а именно:
«1. Неисполнение решения антитеррористической комиссии в Пермском крае, принятого в пределах ее компетенции, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от трех до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.
2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, повторно в течение года - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти до ста тысяч рублей».
В Пермском крае с 2008 г. при Главном управлении Министерства внутренних дел (ГУ МВД) по Пермскому краю работает Центр по противодействию экстремизму на базе
1 Положение о Национальном антитеррористическом комитете [Электронный ресурс]. Утв. Указом Президента РФ от 26 дек. 2015 г. № 664 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
3 Об антитеррористической комиссии в Пермском крае [Электронный ресурс]: распоряжение Губернатора Пермского края от 11 апр. 2008 г. № 37-р (ред. от 7 июня 2011 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Об антитеррористической комиссии в городе Перми [Электронный ресурс]: постановление администрации г. Перми от 31 дек. 2008 г. № 1290 (ред. от 12 сент. 2017 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 Об утверждении Положения о Министерстве территориальной безопасности Пермского края [Электронный ресурс]: постановление Правительства Пермского края от 15 марта 2017 г. № 97-п. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6 Об административных правонарушениях в Пермском крае [Электронный ресурс]: закон Пермского края от 6 апр. 2015 г. № 460-ПК (ред. от 5 марта 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Управления по борьбе с организованной преступностью. Центр является самостоятельным оперативным подразделением полиции ГУ МВД по Пермскому краю, в пределах компетенции реализующим функции в области противодействия экстремизму, организации антитеррористической деятельности и пресечения каналов финансирования экстремизма и терроризма. Задачи и функции подразделения перечислены в п. 16-17 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»1 и в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Добавим, что для участия в проведении контртеррористических операций могут привлекаться Вооруженные силы РФ (ст. 6 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»), полиция (п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»), войска национальной гвардии (п. 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»2).
На основании ст. 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»3 (ФСБ) борьба с терроризмом является одним из основных направлений деятельности органов ФСБ.
Антитеррористическая защищенность. На федеральном уровне 25 марта 2015 г. принято Постановление Правительства РФ № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)»4 (далее - Постановление № 272). Документом предусмотрены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии РФ, в том числе приводятся перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта, порядок контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, порядок действий при угрозе совершения или совершении террористического акта на объекте (территории).
В требованиях к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей установлено, что «перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»5.
1 О полиции [Электронный ресурс]: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 7 марта 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 О войсках национальной гвардии Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ (ред. от 5 дек. 2017 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 О Федеральной службе безопасности [Электронный ресурс]: федер. закон от 3 апр. 1995 г. № 40-ФЗ (ред. от 7 марта 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий) [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 272 (ред. от 19 янв. 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей...
В пункте 10 Постановления № 272 в зависимости от возможных последствий совершения террористического акта в местах массового пребывания людей устанавливаются категории мест массового пребывания людей. На каждое место массового пребывания людей в обязательном порядке составляется паспорт безопасности, который является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей. Актуализация паспорта безопасности происходит не реже одного раза в три года, а также в других случаях, указанных в Постановлении № 272.
В целях реализации отдельных положений Постановления № 272 в Пермском крае было издано Распоряжение губернатора Пермского края от 22 марта 2016 г. № 64-р «О реализации требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей»1. В соответствии с ним предполагалось определить перечень мест массового пребывания людей, создать межведомственную комиссию по обследованию мест массового пребывания людей, организовать обследование, категорирование и составление паспортов безопасности мест массового пребывания людей.
Требования были выполнены. В системе «КонсультантПлюс» размещены приказы исполнительных органов государственной власти Пермского края о создании межведомственных комиссий по обследованию мест массового пребывания людей, в частности Приказ Агентства по делам архивов Пермского края от 1 апреля 2016 г.
№ СЭД-07-01-11 -24 , Приказ Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края от 24 мая 2016 г. № СЭД-03-01-03-873, Приказ Министерства информационного развития и связи Пермского края от 2 марта 2018 г. № СЭД-20-01-03-84.
Перечень мест массового пребывания людей на территории Перми, находящихся в муниципальной собственности или в пользовании администрации г. Перми, утвержден Постановлением администрации г. Перми от 27 октября 2017 г. № 9635; утверждены также Положение о межведомственной комиссии города Перми по обследованию и категориро-ванию мест массового пребывания людей и ее состав (Постановление главы г. Перми от 25 сентября 2017 г. № 174 «О создании межведомственной комиссии города Перми по обследованию и категорированию мест массового пребывания людей»6). Порядок учета и хранения в администрации г. Перми паспортов безопасности мест массового пребывания людей утвержден Постановлением администрации г. Перми от 5 августа 2016 г. № 562 .
1 О реализации требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей [Электронный ресурс]: распоряжение Губернатора Пермского края от 22 марта 2016 г. № 64-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Об организации доступа к информации о деятельности Агентства по делам архивов Пермского края [Электронный ресурс]: приказ Агентства по делам архивов Пермского края от 8 авг. 2016 г. № СЭД-07-01-11-24. Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».
3 О создании межведомственной комиссии по обследованию мест массового пребывания людей [Электронный ресурс]: приказ Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края от 24 мая 2016 г. № СЭД-03-01-03-87. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 О Межведомственной комиссии по обследованию филиалов краевого государственного автономного учреждения «Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс]: приказ Министерства информационного развития и связи Пермского края от 2 марта 2018 г. № СЭД-20-01-03-8. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 Об утверждении Перечня мест массового пребывания людей на территории муниципального образования город Пермь, находящихся в муниципальной собственности или в пользовании администрации города Перми [Электронный ресурс]: постановление администрации г. Перми от 27 окт. 2017 г. № 963. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6 О создании межведомственной комиссии города Перми по обследованию и категорированию мест массового пребывания людей [Электронный ресурс]: постановление Главы г. Перми от 25 сент. 2017 г. № 174. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7 Об утверждении Порядка учета и хранения в администрации города Перми паспортов безопасности мест массового пребывания людей муниципального образования город Пермь [Электронный ресурс]: постановление администрации г. Перми от 5 авг. 2016 г. № 562. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
В Перми департаментом образования постоянно издаются документы, направленные на усиление антитеррористической защищенности образовательных учреждений. В приказе начальника департамента образования администрации г. Перми от 16 февраля 2011 г. № СЭД-08-01-09-73 «О мерах по усилению антитеррористической защищенности образовательных учреждений»1 представлены инструкции для руководителей образовательных учреждений при возникновении угрозы совершения террористического акта и при его совершении, прописаны действия:
• при возникновении угрозы совершения террористического акта;
• попытке вооруженного проникновения и проникновении вооруженных лиц на территорию образовательного учреждения;
• обнаружении на территории образовательного учреждения или в непосредственной близости от него предмета, похожего на взрывное устройство;
• получении сообщения об угрозе минирования образовательного учреждения (минировании);
• совершении взрыва в образовательном учреждении;
• захвате заложников в образовательном учреждении;
• совершении террористического акта с применением биологических веществ;
• совершении террористического акта с применением химически опасных и радиоактивных веществ.
В целях предупреждения совершения диверсионно-террористических актов на территории Перми издано Постановление администрации г. Перми от 4 апреля 2017 г. № 247 «Об усилении мер антитеррористической защищенности в городе Перми»2. В постановлении дано поручение принять дополнительные меры по усилению антитеррористической защищенности подведомственных организаций, объектов, мест массового пребывания людей.
В связи с происшествием 3 апреля 2017 г. в подземном метрополитене Санкт-Петербурга, а также с целью повышения уровня безопасности муниципальных образовательных учреждений (МОУ), подведомственных департаменту образования администрации г. Перми, в условиях угрозы проведения террористических актов издан Приказ начальника департамента образования администрации г. Перми от 4 апреля 2017 г. № СЭД-059-08-01-09-468 «Об усилении мер антитеррористической защищенности в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях г. Перми»3.
22 января 2018 г. издан Приказ начальника департамента образования администрации г. Перми № СЭД-059-08-01-09-54 «О проведении работы по повышению качества обеспечения комплексной безопасности в муниципальных образовательных учреждениях г. Перми»4, в котором руководителям МОУ предписано усилить контроль за исполнением функциональных обязанностей ответственных специалистов по охране труда, пожарной безопасности, антитеррористической защищенности и уполномоченных по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (п. 1.5).
1 О мерах по усилению антитеррористической защищенности образовательных учреждений [Электронный ресурс]: приказ начальника департамента образования администрации города Перми от 16 февр. 2011 г. № СЭД-08-01-09-73. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Об усилении мер антитеррористической защищенности в городе Перми [Электронный ресурс]: постановление администрации г. Перми от 4 апр. 2017 г. № 247. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Об усилении мер антитеррористической защищенности в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях г. Перми [Электронный ресурс]: приказ начальника департамента образования администрации г. Перми от 4 апр. 2017 г. № СЭД-059-08-01-09-468 (ред. от 12 апр. 2017 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 О проведении работы по повышению качества обеспечения комплексной безопасности в муниципальных образовательных учреждениях г. Перми [Электронный ресурс]: приказ начальника департамента образования администрации г. Перми от 22 янв. 2018 г. № СЭД-059-08-01-09-54. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Вопросам повышения антитеррористической защищенности уделяется внимание ежегодно при подготовке к новому учебному году.
Подробно вопрос о повышении безопасности и антитеррористической защищенности учреждений сферы искусства и культуры Пермского края проработан в соответствующих методических рекомендациях, утвержденных Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 10 сентября 2014 г. № Пр-27-10/661.
В Пермском крае разработана также Памятка для граждан по действиям при угрозе или совершении террористического акта. Памятка размещена на сайте Следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю [4].
Тем не менее события 15 января 2018 г. в пермской школе № 127 наглядно демонстрируют, что работа в этом направлении должна продолжаться, совершенствоваться и отвечать новым вызовам времени.
Ответственность за совершение террористического акта. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» сказано, что в целях уголовно-правового обеспечения противодействия терроризму и в интересах выполнения международных обязательств УК РФ устанавливает ответственность за совершение преступлений террористической направленности, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361.
За совершение террористического акта ч. 1 ст. 205 УК РФ установлена ответственность в виде лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет. На основании ч. 2 ст. 205 УК РФ те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, повлекшие по неосторожности смерть человека, повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
Совершение теракта, если он сопряжен с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ, на основании ч. 3 ст. 205 УК РФ влечет лишение свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненное лишение свободы.
Важно отметить, что к ст. 205 УК РФ имеется примечание, согласно которому своевременное предупреждение органов власти или способствование предотвращению осуществления террористического акта другим способом является основанием для освобождения лица, участвовавшего в подготовке террористического акта, от уголовной ответственности при условии, что в его действиях не содержится иного состава преступления.
Кроме того, ст. 205.1-205.5 УК РФ установлена уголовная ответственность за содействие террористической деятельности (за склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение преступлений соответствующей направленности), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганду терроризма, за прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности, организацию террористического сообщества и руководство им, а также
1 Об утверждении методических рекомендаций по повышению безопасности и антитеррористической защищенности учреждений сферы искусства и культуры Пермского края [Электронный ресурс]: приказ Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края от 10 сент. 2014 г. № Пр-27-10/66. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
за участие в нем, за организацию деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации.
Перечень указанных составов преступлений террористической направленности с 20 июля 2016 г. дополнился составом, предусмотренным ст. 205.6 УК РФ, - несообщение в органы власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений террористической направленности (за исключением случаев, когда таким лицом является супруг или близкий родственник).
Помимо указанных преступлений к перечню уголовных преступлений террористической направленности относятся:
• захват заложника, совершенный в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника (ст. 206 УК РФ);
• создание вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, руководство таким формированием, его финансирование, участие в нем, а также участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам РФ (ст. 208 УК РФ);
• угон или захват с целью угона воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК РФ);
• незаконные приобретение, хранение, использование, передача или разрушение ядерных материалов или радиоактивных веществ, а также их хищение или вымогательство (ст. 220, 221 УК РФ);
• посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (ст. 277 УК РФ);
• совершение действий, направленных на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленных на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации (ст. 278 УК РФ);
• организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ либо нарушения территориальной целостности РФ (ст. 279 УК РФ);
• нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующегося международной защитой, а равно на служебные или жилые помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, в том числе в целях провокации войны или осложнения международных отношений (ст. 360 УК РФ);
• акт международного терроризма (т. е. совершение вне пределов территории РФ взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан РФ в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов либо направленных против интересов РФ, а также угроза совершения указанных действий), финансирование таких деяний, склонение, вербовка или иное вовлечение лица в их совершение либо вооружение или подготовка лица в целях совершения указанных деяний (ст. 361 УК РФ).
Судебная практика в сфере противодействия терроризму и экстремистской деятельности. Суды общей юрисдикции рассматривают множество дел в этой сфере. Правонарушения, наказания за которые предусмотрены гл. 17, 18, 19, 20 Кодекса Российской Федера-
ции об административных правонарушениях1, находятся в производстве административной коллегии судов. Уголовными коллегиями рассматриваются преступления, ответственность за которые предусмотрена в УК РФ (разд. IX, X, XII). (Такие судебные акты можно изучить, построив список документов по значку «Ь> на полях соответствующих кодексов в системе «Кон-сультантПлюс» или задав запрос в карточке поиска системы по полю «Тематика», тема «Борьба с терроризмом, экстремизмом».)
В качестве примера можно привести судебные акты Пермского краевого суда, которые содержат решения о возложении на органы местного самоуправления обязанностей выделить денежные средства на оборудование зданий муниципальных образовательных учреждений, бюджетных медицинских учреждений, их структурных подразделений системами видеонаблюдения, ограждение территории; а также решения о возложении на сами учреждения обязанностей использовать это оборудование, поскольку ответчики, имея определенные полномочия, обязаны осуществлять мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности и принятию мер по профилактике терроризма в вышеназванных учреждениях в пределах своей компетенции2.
Анализ практики Пермского краевого суда показывает, что мероприятия по борьбе с терроризмом и экстремизмом, по созданию системы обеспечения антитеррористической защищенности в регионе, особенно в учреждениях образования и здравоохранения, требуют более пристального внимания со стороны региональных органов государственной власти и местного самоуправления, органов управления образованием и здравоохранением. А для этого необходимо повышать уровень правовой культуры, распространять правовые знания о действующих правовых актах государственного уровня и уровня субъекта РФ, муниципального образования, регулирующих вопросы борьбы с терроризмом и экстремизмом в рамках решения комплексной задачи обеспечения национальной безопасности.
Библиографический список
1. Есаян А. Г., Шестакова А. А. К вопросу об эффективности противодействия экстремистской деятельности // Правовые, социально-экономические, психологические аспекты обеспечения национальной безопасности: материалы II Всерос. с междунар. участием студ. науч.-практ. конф. (Пермь, 18 мая 2017 г.): в 2 т. Т. 1. Пермь, 2017. С. 69-74.
2. Миц Д. С. Противодействие экстремизму в современной России // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 2 (77). С. 34-40.
3. Никитина И. Ф., Советов И. К. Организационные и правовые основы региональной безопасности в России // Вестник Прикамского социального института. 2017. № 2 (77). С. 41-50.
4. Памятка для граждан по действиям при угрозе или совершении террористического акта // Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Пермскому краю: офиц. сайт. иЯЬ: http://perm.sledcom.ru/folder/877112/item/877113/ (дата обращения: 18.02.2018).
5. Словарь финансовых и юридических терминов [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс] (ред. от 23 апр. 2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 См., напр.: Апелляционное определение Пермского краевого суда от 12 дек. 2016 г. по делу № 33-15198/2016 [Электронный ресурс]; Апелляционное определение Пермского краевого суда от 14 нояб. 2016 г. по делу № 33-13589/2016 [Электронный ресурс]; Апелляционное определение Пермского краевого суда от 7 окт. 2015 г. по делу № 33-10687-2015 [Электронный ресурс]; Апелляционное определение Пермского краевого суда от 18 сент. 2013 г. по делу № 33-9321 [Электронный ресурс]; Кассационное определение Пермского краевого суда от 18 июля 2011 г. по делу № 33-7118 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».