Кобелев Дмитрий Николаевич
соискатель Юридического института Балтийского федерального университета им. И. Канта
(e-mail: [email protected])
Актуальные вопросы обеспечения антитеррористической защищенности
морских портов
В статье рассмотрены вопросы уязвимости морских портов со стороны акваторий и подводной среды; дана характеристика действующему законодательству в области обеспечения безопасности акваторий объектов транспортной инфраструктуры (морских портов); выделены особенности их антитеррористической защищенности; предложены направления совершенствования действующих нормативных актов.
Ключевые слова: морской порт, объекты транспортной инфраструктуры, безопасность морских портов, инженерно-техническая система антитеррористической защищенности.
D.N. Kobelev, Competitor of the Law Institute of the Baltic Federal University named after I. Kant; e-mail: [email protected]
Pressing questions on maritime ports antiterrorist security
The article describes the vulnerability of seaports from the waters and from the underwater environment; gives the characteristic of the current security legislation on transport infrastructure waters (seaports); underlines the features of the seaports anti-terrorism security; suggests options for improving the existing regulations.
Key words: sea port, transport infrastructure objects, seaports security, antiterrorist security of engineering and technical system.
Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 г., Стратегия национальной безопасности РФ, Концепция противодействия терроризму в РФ, Военная доктрина РФ и Морская доктрина РФ определяют приоритетные направления государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий Российской Федерации от угроз различного характера.
Результаты отдельных исследований [1; 2; 3; 4] свидетельствуют о том, что международный терроризм с высокой вероятностью может сосредоточить свою диверсионную деятельность на более доступных морских целях (объектах) - коммерческих водных коммуникациях, транспортных и пассажирских судах, морских портах. К основным преступлениям террористического характера, представляющим угрозу безопасному функционированию объектов водного транспортного комплекса России, по мнению С.Н. Маркова [1, с. 33], можно отнести террористические акты,
захваты заложников, захваты и угоны судов (стационарных платформ), а также пиратские действия.
Одними из наиболее уязвимых, с точки зрения совершения террористических актов, масштабов последствий и низкой защищенности со стороны моря, являются морские порты, нефтяные и топливные терминалы. Объекты топливно-энергетического комплекса (далее -ТЭК), в том числе газовой отрасли, из-за своей социальной и экономической значимости, а также по причине повышенной взрыво- и пожароопасности относятся к наиболее уязвимым для всякого рода террористических проявлений. При этом состояние охраны многих вышеупомянутых объектов не соответствует реально существующим угрозам национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности страны.
Оценка уязвимости охраняемых портовых средств и морских портов, находящихся на территории Российской Федерации, показывает, что защищенность большинства этих объектов находится на приемлемом уровне, если рассматривать их со стороны берега. Однако со стороны акваторий наблюдается угрожающий недостаток систем охраны и безопасности.
177
В качестве примера [5] можно рассмотреть противоправную деятельность судна «Арктик Санрайз» под флагом Королевства Нидерландов, которое при помощи 4 маломерных плавательных средств и неустановленных лиц подошло непосредственно к платформе МЛСП (морская ледостойкая стационарная платформа) «Приразломная» и предприняло попытку ее захвата, тем самым нарушив 500-метровую навигационную зону безопасности платформы. В целях пресечения противоправной деятельности было привлечено подразделение специального назначения Пограничного управления ФСБ России по Мурманской области. Следственный комитет России на первом этапе расценил действия активистов как подпадающие под состав преступления «пиратство» (ст. 227 УК РФ). В ответ организация «Гринпис» заявила, что расценивает инцидент как вооруженный незаконный захват судна, не входившего в трехмильную запретную зону вокруг платформы.
Из мировой практики можно привести пример проведения террористического акта двумя террористами-камикадзе, управлявшими небольшой лодкой из фибергласа в йеменском порту Аден 12 октября 2000 г., против эсминца УРО BMC США DDG67 «Коул», входившего в состав авианосной многоцелевой группы (флагман АВМ «Джордж Вашингтон») 5-го флота BMC США и выполнявшего задачи по контролю над соблюдением международного эмбарго против Ирака. Погибло 17 американских моряков, более 40 получили серьезные ранения, по оценке американских военных экспертов, ремонт эсминца обошелся командованию BMC США примерно в 170 млн долларов [6, с. 51].
Таким образом, отдельные примеры свидетельствуют о готовности террористов с целью дестабилизации экономики, международных отношений, оказания выгодного влияния заинтересованной стороны (заказчика, нанимателя) на внешнюю политику государства, реализации своих военно-политических, территориальных, экономических и стратегических интересов в ущерб государственным воздействовать на любые объекты инфраструктуры и жизнедеятельности. Поэтому особая роль в предупреждении террористических актов, в том числе и на морских объектах, находящихся на рейдовых стоянках судов, в морских портах, осуществляющих перемещение в акватории портов, открытом море, принадлежит мероприятиям по обеспечению их антитеррористической защищенности.
Практически все крупные морские и речные порты, судоходные гидротехнические сооруже-
ния и все объекты «Атомфлота» России отнесены правительством к категории критически важных объектов (распоряжение Правительства РФ от 23 марта 2006 г. № 411-рс «Об утверждении Перечня критически важных объектов Российской Федерации», далее - распоряжение Правительства РФ) и подпадают под действие Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». На внутренних водных путях России эксплуатируется свыше 723 судоходных гидротехнических сооружений (далее - СГТС), сосредоточенных, в основном, в европейской части страны. В их числе 108 шлюзов, 11 гидроэлектростанций, 8 насосных станций, 115 дамб, 93 плотины, 11 аварийно-заградительных ворот, 31 водоспуск, 128 каналов, 218 - прочие [7]. Все они являются потенциально опасными объектами, из них 335 сооружений распоряжением Правительства РФ также отнесены к критически важным объектам Российской Федерации и подпадают под действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». На таких объектах любой акт незаконного вмешательства (в том числе угрозы захвата, взрыва, размещения взрывных устройств, поражения опасными веществами, захват заложников и др.) может привести к катастрофическим последствиям со значительными человеческими жертвами и материальными потерями. Исходя из этого, обеспечение их антитеррористической защищенности является задачей первостепенной значимости. На сегодняшний день государством выработан и принят системный научный подход к решению этой проблемы. Это решение нашло свое материальное воплощение в действующем федеральном законодательстве в рассматриваемой области.
Обеспечение безопасности морских портов регламентируется обширным перечнем нормативных правовых актов, которые можно классифицировать как по юридической силе, так и по субъектам принятия. Это законы (Конституция РФ, федеральные законы) и подзаконные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные приказы и др.).
Нормативной основой, предписывающей обеспечение безопасности объектов инфраструктуры морских портов и морского транспорта, является Конституция РФ (ст. 71), согласно которой внутренние водные пути и гидротехнические сооружения, федеральный транспорт и пути сообщения находятся в ведении Российской Федерации. Поэтому Правительством РФ
178
прикладывается максимум усилий для того, чтобы защищенность критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов соответствовала самым строгим требованиям.
Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» в области обеспечения транспортной безопасности объектов инфраструктуры морских портов и антитеррористической защищенности предусмотрены разработка и внедрение комплексной системы обеспечения безопасности портов и судов с оснащением их современными инновационными инженерно-техническими средствами охраны для предотвращения диверсионных и террористических актов, а также предотвращения других противоправных действий, способных привести к серьезным социально-политическим последствиям и экологическим катастрофам [8, п. 5 р. V]. Из анализа правовых установлений в рассматриваемой области можно полагать о стремлении органов государственной власти Российской Федерации создать единую систему обеспечения морской безопасности в интересах защиты государства, судов, их экипажей и пассажиров, перевозимого груза, объектов управления движением судов, средств связи и объектов навигации, портовых сооружений и обслуживающего персонала от незаконных актов и других инцидентов.
Основным органом исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере морского транспорта (включая морские порты) [9, п. 1 р. I], является Министерство транспорта РФ (далее - Минтранс России). Федеральное агентство морского и речного транспорта, подведомственное Минтрансу России, осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере, организует мероприятия по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания [10, подп. 5.3.2 п. 5.3 р. II]. Основным актом, регулирующим деятельность по обеспечению транспортной безопасности, в том числе морского транспорта, и безопасности морских портов в Российской Федерации,
является Федеральный закон «О транспортной безопасности» [11, подп. «д» п. 5, подп. «г», «д» п. 11 ст. 1]. В законе особое место отводится вопросам обеспечения транспортной безопасности от актов незаконного вмешательства, что также свидетельствует о мерах государственного реагирования на внутренние и внешние угрозы национальной безопасности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ст. 76 гл. V Федерального закона от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания» на администрацию морского порта (капитана морского порта) в области обеспечения безопасности в морском порту возложены следующие функции: обеспечение транспортной безопасности и безопасности плавания судов в акватории морского порта, на подходах к нему, а также стоянки судов в морском порту; принятие мер по защите морского судоходства и объектов инфраструктуры морского порта от актов незаконного вмешательства в границах морского порта; осуществление в пределах своих полномочий контроля за безопасностью портовых гидротехнических сооружений; информирование уполномоченных в области транспортной безопасности федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или о совершении актов незаконного вмешательства в морском порту. При этом основное требование, предъявляемое к владельцам объектов инфраструктуры морского порта, касается осуществления мероприятий, связанных с обеспечением защиты объектов инфраструктуры от актов незаконного вмешательства [12, п. 2 ст. 16], а охрана данных объектов и границ морского порта в целях выявления, предупреждения, пресечения террористических актов, а также иных противоправных действий, посягающих на общественный порядок и (или) общественную безопасность, возложена на подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта [12, п. 4, 5 ст. 15].
Таким образом, можно сделать вывод об усилении контроля над объектами, находящимися на территории морского порта, путем возложения обязанностей по обеспечению безопасности морских судов на капитанов судов, по защите объектов инфраструктуры на заинтересованных лиц (владельцев), по охране данных объектов на подразделения транспортной безопасности.
179
Обеспечение безопасности населения на морском транспорте (в том числе и в период нахождения в морском порту) от угроз совершения террористических актов осуществляется путем предупреждения и пресечения их инженерно-техническими средствами, системами обеспечения транспортной безопасности и профессионально подготовленными специалистами, должностными лицами и персоналом, принимающим участие в ее обеспечении [13, р. III, IV].
Результаты анализа действующего законодательства в области обеспечения безопасности акваторий объектов транспортной инфраструктуры (морских портов) позволили выделить следующие предъявляемые требования: утверждается перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств [14]; прогнозируются угрозы террористического характера объектам инфраструктуры морских портов и грузов [15]; проводятся мероприятия по оценке уязвимости объектов [16]; проводятся мероприятия по категорированию объектов в области обеспечения безопасности [17]; устанавливаются уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры [18]; ведутся работы по разработке и согласованию планов охраны портовых сооружений применительно к типам обслуживаемых судов и характеру перевозимых грузов [19]; формируются и ведутся информационные ресурсы единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, в том числе автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах [20]; осуществляются мероприятия по обеспечению безопасности морских портов соответствующими инженерно-техническими средствами и силами подготовленных специалистов; отработана система подготовки сил обеспечения транспортной безопасности [21] и т.д.
Однако проведение мероприятий, которые бы реально обеспечивали безопасность акваторий, морских портов, населения, пользующегося их услугами, требует профессионального, систематизированного подхода, обеспечивающего полный контроль за окружающей обстановкой на стадии проектирования, строительства объекта, его последующего функционирования, в том числе и в подводной среде, а это направление на сегодняшний день практически не охвачено системами обеспечения безопасности портов.
Обеспечение безопасности объектов транспортной инфраструктуры (акваторий морских
портов, самих портов) связано со многими проблемами, в том числе и наличием отсылочных норм в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О транспортной безопасности», в которых закрепляются мероприятия, не отвечающие современным требованиям обеспечения антитеррористической защищенности объектов, но именно они на современном этапе нуждаются в доработке и совершенствовании.
Некоторые ученые и практики считают [22; 23; 24], что проблему обеспечения безопасности транспортной инфраструктуры и транспортного комплекса должны решать органы Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел, а персонал транспортных средств только осуществлять обоснованное содействие правоохранительным органам в профилактике терроризма, апеллируя невозможностью подготовить высококвалифицированных лиц, имеющих отношение к обеспечению транспортной безопасности, ввиду завышенных требований к их современной подготовке, необоснованными затратами на специальное оборудование и монтажные работы, отсутствием зарегистрированных терактов в морских портах России с момента развала СССР и другими экономическими критериями, на которые необходимо направить расходы государственного бюджета [23, с. 17]. Вопросы эффективности собственной деятельности, выполнения предписаний по вопросам безопасности судоходства и портовой деятельности, а также обеспечения охраны собственности в рыночных условиях рассматриваются как более важные, чем создание системы защиты от террористических угроз. А актуальность любой проблемы соизмеряется количеством трупов от результатов осуществляемой деятельности, поэтому в качестве приоритетного направления авторы выделяют предупреждение эксплуатационной аварийности и производственного травматизма [25, с. 34-39], происшедших вследствие эксплуатационных нарушений и многочисленных дефектов производственной инфраструктуры портов [26, с. 200-204].
Для реальной оценки уязвимости объекта необходимо представлять уровень подготовки террористов, которые при достаточном количестве необходимых средств, времени, финансовой поддержки без труда смогут преодолеть необорудованную в инженерном плане систему защиты портовых сооружений. Проведя анализ предложений, выдвигаемых группой ученых, по совершенствованию систем обеспечения антитеррористической защищенно-
180
сти морских портов и водных акваторий портов, можно выделить общие, они же будут и основными: совершенствование системы подготовки лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, и средств обеспечения транспортной безопасности; необходимость внесения изменений в некоторые нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность по обеспечению безопасности акваторий и объектов водного транспортного комплекса [1, с. 41]; совершенствование системы обеспечения собственной безопасности на морском транспорте; совершенствование и внедрение технических средств защиты собственно судов, находящихся в морских портах; осуществление режимных, противопожарных и иных мероприятий в соответствии с планом обеспечения морской безопасности порта; ужесточение требований пропускного и внутриобъектового режима в морских портах; повышение уровня взаимодействия подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта и администраций портов с соответствующими территориальными государственными органами [2, с. 83] и др.
Никто из авторов не рассматривает вопросы предупреждения и пресечения террористических угроз, исходящих из подводной среды. А это, на наш взгляд, упущенная и особо уязвимая на сегодняшний день зона внимания, которая требует принятия в короткие сроки превентивных мер. Если охрана внешнего периметра морских портов со стороны берега (прилегающей территории) в инженерном плане организована путем ограждения периметра физическими барьерами и сигнализационными комплексами, размещения систем видеонаблюдения и фиксации, освещения охраняемой территории в ночное время, осуществления круглосуточного патрулирования и контрольно-пропускных мероприятий через оборудованные посты силами подразделений ведомственной охраны в области транспорта, то контроль периметра со стороны морского участка и тем более подводной части, как уже отмечалось выше, вообще не осуществляется или находится на низком уровне, не обеспечивающем безопасность объекта. Это происходит из-за непонимания администрацией порта возможности возникновения угроз со стороны морского участка и самое главное из-под воды, того, насколько это направление уязвимо и какие последствия могут возникнуть от проведенного террористического акта.
Комплексность системы обеспечения антитеррористической защищенности морских портов достигается проведением необходимых мероприятий, которые можно распределить по функциональным блокам.
1. Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности на этапе проектирования и строительства объекта транспортной инфраструктуры (целесообразно включить проведение данного мероприятия отдельным пунктом в перечень работ, содержащихся в распоряжении Правительства РФ от 5 ноября 2009 г. № 1653-р «Об утверждении перечня работ, связанных с обеспечением транспортной безопасности») связаны с необходимостью осуществления:
сбора информации о естественных условиях строительства (геологическое строение, гидрологический и метеорологический режим побережья, геоморфологические факторы, характеристика грунта и т.д.) планируемого объекта, обследования грунта на наличие затопленных объектов, мин, различного рода закладок (самодельных взрывных устройств) при помощи водолазных специалистов или технических средств (автономных необитаемых подводных аппаратов различной модификации) с последующим составлением отчетного документа (формуляра) (для устранения этого пробела целесообразно ст. 6 постановления Правительства РФ от 23 января 2016 г. № 29 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства и требований по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта, и о внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» дополнить подпунктом, включающим проведение рассмотренных мероприятий с указанием вида транспортной инфраструктуры);
в обязательном порядке согласования проектной документации объекта с территориальными органами безопасности в том субъекте Российской Федерации, в котором планируется строительство, с целью проверки результатов проведенных мероприятий по обследованию грунта (указанных в первом пункте) и
181
разработки ими обязательных для исполнения требований по обеспечению антитеррористической защищенности, характерных только для данного объекта (целесообразно дополнить ст. 6 постановления Правительства РФ от 23 января 2016 г. № 29 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства и требований по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта, и о внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» положением, указывающим на необходимость проведения мероприятия по согласованию вопросов обеспечения антитеррористической защищенности строящегося объекта);
мониторинга строительных организаций, имеющих опыт строительства и безупречную репутацию, подбора и тщательной проверки персонала на возможное причастие лиц к террористическим (преступным) организациям, с обязательным привлечением представителей служб, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
мероприятий по созданию круглосуточной зоны безопасности вокруг строящегося объекта при помощи заградительных инженерных средств, сплошной системы видеофиксации;
контроля прохода, проезда в зону строительства только через контрольно-пропускные пункты, оборудованные шлагбаумами, средствами для принудительной остановки транспорта, досмотровой техникой, смотровыми площадками (ямами), высокоэнергетическими проездными портальными рентгеновскими системами для быстрого, точногои эффективногодосмотра грузов и автомобилей, стационарными рентгено-телевизионными интроскопами и металло-искателями, рентгенографическими сканерами и другими специальными средствами, сертифицированными в установленном порядке;
постоянного информирования субъектами, осуществляющими охрану объектов, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства представителей структурных подразделений в области обеспечения безопасности (органы Федеральной службы
безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы и др.).
2. Мероприятия по упреждению, проводимые в целях предотвращения, недопущения террористических актов на действующих объектах (собственная безопасность), связаны с необходимостью:
совершенствования системы технических средств охраны и обеспечения безопасности объекта (морских портов), ее эшелонированного построения, что будет способствовать созданию возможности обнаружения нарушителей (диверсантов, террористических, преступных лиц или групп) по мере приближения их к охраняемому объекту как в надводном и в подводном положении вплоть до выхода на берег, так и со стороны прибрежной зоны (целесообразно дополнить текстовую часть п. 5.32 приказа Минтранса России от 8 февраля 2011 г. № 41 [27] положением, устанавливающим требования к инженерно-техническим системам обеспечения транспортной безопасности, установленным на объектах транспортной инфраструктуры);
создания интегрированной системы безопасности, объединяющей в себе системы контроля и управления доступом, цифрового видеонаблюдения, охранно-тревожной и охранно-пожарной сигнализации, сбора, обработки и передачи необходимой информации, защиты периметра, аварийного освещения и гарантированного электропитания [28];
проведения комплекса мероприятий по обеспечению безопасности, которые должны носить как скрытый, так и демонстративный характер, с целью формирования у террористов мнения о безрезультативности предпринимаемых действии в отношении охраняемого объекта;
определения в порту для каждого типа судна (портовых плавучих сооружений, доков и др.) с учетом метеорологических и гидрологических условий безопасных мест (отдаленные якорные стоянки), где проверяется (обследуется) подводная часть судна водолазными специалистами или автономными необитаемыми подводными аппаратами (техническими средствами) на наличие подводных мин, различного рода закладок, самодельных взрывных устройств перед заходом в порт (целесообразно дополнить п. 5 приказа Минтранса России от 8 февраля 2011 г. № 41 подпунктом, обязывающим субъектов транспортной инфраструктуры осуществлять мероприятия по обследованию подводной части судов перед заходом в порт);
182
заходов в порт и постановкой на заранее определенные места только досмотренных судов и только в сопровождении катера с техническими средствами наблюдения, при этом должны составляться и сдаваться на установленное время хранения отчетные документы с описанием проведенных мероприятий и результатов, например акт водолазного обследования (целесообразно дополнить п. 5 приказа Минтранса России от 8 февраля 2011 г. № 41 подпунктом, устанавливающим требования об обязательном сопровождении захода судна катером с техническими средствами наблюдения за его подводной частью);
создания плотной круглосуточной системы охраны стоянки судов службой безопасности морского порта, дающей возможность своевременно выявлять различного рода террористические угрозы, обеспечивать быстрое оповещение подразделений федеральных органов исполнительной власти и до их прибытия в максимальной степени осуществлять мероприятия по сохранению жизни и здоровья людей, которые могут оказаться в зоне поражения (необходимо дополнить п. 5 приказа Минтранса России от 8 февраля 2011 г. № 41 подпунктом, обязывающим субъектов транспортной инфраструктуры силами сотрудников подразделений ведомственной охраны в области транспорта при возникновении угроз природного, техногенного характера и террористических актов осуществлять мероприятия по сохранению жизни и здоровья людей, оказавшихся в зоне поражения, до прибытия представителей спасательных служб и силовых структур);
подбора и подготовки квалифицированного, хорошо обученного персонала, обладающего устойчивыми навыками работы на современных технических средствах охраны;
налаживания двусторонней системы взаимодействия с предприятием-поставщиком по обучению сотрудников заказчика работе с поставляемыми системами безопасности и оборудованием, а также по их обслуживанию и ремонту;
наращивания комплексной системы противодействия терактам путем регулярного проведения учений в морских портах совместно с подразделениями федеральных органов исполнительной власти, имеющих обязанности по обеспечению безопасности, в частности это подразделения и части ВМФ России, ФСБ России, МВД России, МЧС России (в целях профессиональной подготовки обслужива-
ющего персонала и сил обеспечения транспортной безопасности исключить из п. 5.16 приказа Минтранса России от 8 февраля 2011 г. № 41 «самостоятельное проведение учений и тренировок» и дополнить раздел в текстовой части положением следующего содержания: «проводить с обязательным участием представителей федеральных органов исполнительной власти, имеющих обязанности по обеспечению безопасности»).
3. Мероприятия по совершенствованию правового механизма противодействия терроризму в морских портах связаны с установлением запретных для плавания районов вблизи акваторий морских портов (с указанием точек с координатами с целью осуществления охраны указанных районов в надводной и подводной среде) [29], необходимостью разработки единого нормативного документа, создающего безопасную зону вблизи акваторий морских портов; своевременным принятием нормативных правовых актов, регламентирующих применение современных систем обеспечения безопасности (инженерно-технических средств).
Решение задачи государственного масштаба по обеспечению безопасности акваторий и самих морских портов от угроз террористического характера будет зависеть от осознания последствий проведенного террористического акта, качества и полноты выполнения администрацией морского порта требований действующего законодательства. Таким образом, главной задачей обеспечения антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры (морских портов, акваторий морских портов) является, как уже неоднократно указывалось, их прикрытие со всех направлений - как с суши, так и со стороны прилегающей акватории. Для этого существующие комплексы инженерно-технических средств охраны должны создать вокруг объекта единый замкнутый контур безопасности.
Результаты анализа законодательства и представленных на российском рынке комплексных систем защиты морских акваторий и объектов свидетельствуют, что задача по обеспечению антитеррористической защищенности морских портов вполне осуществима. В целях решения этой задачи необходимо внесение в ведомственную нормативную правовую базу дополнений с указанием требований, предъявляемых к инженерно-техническим системам обеспечения антитеррористической защищенности объектов транспортной инфра-
183
структуры. Целесообразно п. 5.32 приказа Минтранса России от 8 февраля 2011 г. № 41 дополнить текстом следующего содержания: «При этом инженерно-технические системы должны включать в себя следующие комплексы» и подпунктами:
«а) стационарные (донные) гидроакустические станции кругового обзора различной модификации, обеспечивающие охрану водных (морских) акваторий, примыкающих к охраняемым объектам, и обнаружение диверсионных сил и средств в подводной среде»;
«б) средства предупреждения и нелетального воздействия, средства активной защиты объектов со стороны акватории, обеспечивающие оповещение подводных нарушителей и предупреждение о принятии к ним мер пресечения, а также борьбу с диверсантами посредством создания в воде ударной волны»;
«в) на входе в порт противокатерное боновое заграждение с прикрепленным к нему инженерно-заградительным препятствием подводного типа, обеспечивающее защиту акватории от несанкционированного проникновения маломерных надводных плавсредств и обозначение подводных рубежей охраны от случайного проникновения подводных пловцов (диверсионных сил и средств), двигающихся на ластах или средствах доставки»;
«г) маневренный маломерный катер, оборудованный высокочастотным гидролокатором и несущий телеуправляемый необитаемый подводный аппарат с системой активной гидроакустической защиты, предназначенный для сопровождения досмотренного судна в порт, осмотра акватории и доставки группы захвата в место нахождения выявленных нарушителей»;
«д) суда на якорной стоянке должны быть оборудованы системой визуального наблюдения за надводной обстановкой и гидроакустическими станциями кругового обзора, опускаемыми с бортов судна и обеспечивающими обнаружение внешних нарушителей»;
«е) береговые радиолокационные станции сантиметрово-миллиметрового диапазона, обеспечивающие контроль за надводной обстановкой на дальних рубежах охраняемой зоны»;
«ж) системы визуального наблюдения за надводной обстановкой и видеонаблюдения с тепловизорами за внешним периметром, обе-
спечивающие обнаружение и сопровождение объектов в охраняемой зоне и круговой обзор за прилегающей территорией, в том числе и в условиях ограниченной видимости»;
«з) различные физические барьеры с сигнализационными комплексами по периметру охраняемого объекта, обеспечивающие безо-пасностьтерритории от несанкционированного доступа»;
«и) сейсмические системы обнаружения нарушителей по периметру, обеспечивающие их выявление на границах охраняемых территорий и формирование зон наблюдения за перемещением людей и объектов внутри территории»;
«к) осветительные установки, обеспечивающие освещение охраняемой территории, подсветку нарушителей, идентификацию удаленных объектов в темное время суток, воздействие на нарушителей за счет создания мощного светового луча»;
«л) посты сбора и обработки информации с автоматизированными программными комплексами».
На основании изложенного материала можно сделать вывод, что необходимость совершенствования законодательства в рассматриваемой области обусловлена актуальностью вопроса обеспечения антитеррористической защищенности морских портов. С учетом этого представляется целесообразным в ходе совершенствования общегосударственной системы противодействия терроризму прилагать больше усилий для построения эшелонированной системы обеспечения портовой безопасности, позволяющей осуществлять контроль за прибрежной зоной, прилегающей к морскому порту территорией, акваторией порта и морского участка, подводной средой. Создание такой зоны безопасности вокруг морского порта возможно только при решении вопросов, связанных с оснащением акваторий современными инженерно-техническими системами, их установкой, последующей эксплуатацией и обслуживанием, обучением высококвалифицированного персонала и др. Однако все эти усилия и затраты будут мизерными в сравнении с потерями в случае удачно спланированного и проведенного теракта в отношении важного объекта (пассажирского лайнера, танкера, морского порта и др.), учитывая экологические, экономические и политические последствия.
184
1. Марков С.Н. Терроризм на море - угроза национальной безопасности России //Обозре-ватель-Observer. 2011. № 4. С. 32-41.
2. Ромашев Ю.С., Корбут Л.В. Основы борьбы с актами терроризма и пиратства на море: науч.-исслед. работа. М., 2002.
3. Штейнберг Марк. Взрыв на платформе Deepwater Horizon: авария или диверсия [Электронный ресурс]. URL: http://www.chayka.org/ node/2823 (дата обращения: 10.02.2016).
4. Щербаков Г.Н., Шлыков Ю.А., Бровин А.Н. Защита важных объектов от подводного терроризма // Специальная техника. 2008. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://www. bnti.ru/aprintit.asp?aid=966 (дата обращения: 10.02.2016).
5. URL: http://www.fsb.ru/fsb/press/message/ single.htmlid%3D10437482%40fsbMessage.html (дата обращения: 10.02.2016).
6. Прописцов В. Террористический акт против эсминца УРО «Коул» BMC США // Зарубежное военное обозрение. 2000. № 11.
7. URL: http://gossmi.ru/page/gos1_873.htm (дата обращения: 10.02.2016).
8. Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от
22 нояб. 2008 г. № 1734-р [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395 [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».
10. Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта: постановление Правительства РФ от
23 июля 2004 г. № 371 [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «Кон-сультантПлюс».
11. О транспортной безопасности: федер. закон от 9 февр. 2007 г. № 16-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
12. О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 8 нояб. 2007 г. № 261-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте: распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285-р [Электрон-
1. Markov S.N. Terrorism at sea - threat to Russian national security//Obozrevatel-Observer. 2011. № 4. P. 32-41.
2. Romashev Yu.S., Korbut L.V. Basis of antiterrorism effort and anti-piracy at sea: research work. Moscow, 2002.
3. Steinberg Mark. Explosion at the platform Deepwater Horizon: accident or subversive action [Internet resource]. URL: http://www.chayka.org/ node/2823 (date of access: 10.02.2016).
4. Shcherbakov G.N., Shlikov Yu.A., Brovin A.N. Protecting critical facilities from terrorism underwater //Special technics. 2008. № 2 [Internet resource]. URL: http://www.bnti.ru/aprintit.asp? aid=966 (date of access: 10.02.2016).
5. URL: http://www.fsb.ru/fsb/press/message/ single.htmlid%3D10437482%40fsbMessage.html (date of access: 10.02.2016).
6. Propistsov V. The terrorist act against the destroyer «Cole» US Naval forces // Foreign military observe. 2000. № 11.
7. URL: http://gossmi.ru/page/gos1_873.htm (date of access: 10.02.2016).
8. On approval of the Transport strategy of the Russian Federation for the period up to 2030: order of the Government of the Russian Federation d.d. Nov. 22, 2008 № 1734-p [Internet resource]. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
9. On approval of the Provision on the Ministry of Transport of the Russian Federation: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. July 30, 2004 № 395 [Internet resource]. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
10. On approval of the Provision on Federal Agency of Sea and River Transport: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. July 23, 2004 № 371 [Internet resource]. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
11. On transport security: fed. law d.d. Febr. 9, 2007 № 16-FL [Internet resource]. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
12. On sea ports of the Russian Federation and amending certain legislative acts of the Russian Federation: fed. law d.d. Nov. 8, 2007 № 261-FL [Internet resource]. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
13. On approval of the Comprehensive program on public safety in transport: order of the Government of the Russian Federation d.d. July 30, 2010 № 1285-p [Internet resource]. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
14. On approval of the list of potential threats of unlawful interference with the transport infrastructure and vehicles activities: order of the Ministry of Transport of Russia № 52, of the
185
ный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Об утверждении перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: приказ Минтранса России № 52, ФСБ России № 112, МВД России № 134 от 5 марта 2010 г. [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».
15. Об одобрении Концепции федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов: распоряжение Правительства РФ от 27 авг. 2005 г. № 1314-р [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
16. О порядке проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: приказ Минтранса России от 12 апр. 2010 г. № 87 [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
17. О порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности: приказ Минтранса России от 21 февр. 2011 г. № 62 [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
18. Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления): постановление Правительства РФ от 10 дек. 2008 г. № 940 [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
19. Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: приказ Минтранса России от 11 февр. 2010 г. № 34 [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
20. Перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности: распоряжение Правительства РФ от 5 нояб. 2009 г. № 1653-р [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
21. Об утверждении Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасно-
Federal Security Service of Russia № 112, of the Ministry of the Interior of Russia № 134 d.d. March 5, 2010 [Internet resource]. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
15. On approval of the Concept of the Federal system of monitoring critical objects and (or) potentially dangerous objects of the Russian Federation and the infrastructure of dangerous goods: order of the Government of the Russian Federation d.d. Aug. 27, 2005 № 1314-r [Internet resource]. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
16. On the procedure for assessing the vulnerability of transport infrastructure and vehicles: order of the Ministry of Transport of Russia d.d. Apr. 12, 2010 № 87 [Internet resource]. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
17. On the procedure for establishing a number of categories and categorization criteria of transport infrastructure and vehicles by the competent authorities in the area of transport security: order of the Ministry of Transport of Russia d.d. Febr. 21, 2011 № 62 [Internet resource]. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
18. On security levels of transport infrastructure and vehicles and its declaration (establishment) procedure: resolution of the Government of the Russian Federation d.d. Dec. 10, 2008 № 940 [Internet resource]. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
19. On approval of the Plans development procedure for transport safety of the transport infrastructure and vehicles: order of the Ministry of Transport of Russia d.d. Febr. 11, 2010 № 34 [Internet resource]. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
20. List of works directly related to transportation security: order of the Government of the Russian Federation d.d. Nov. 5, 2009 № 1653-r [Internet resource]. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
21. On approval of the Procedure for the preparation of transport security forces: order of the Ministry of Transport of Russia d.d. July 31, 2014 № 212 [Internetresource]. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
22. Skrynnik A.M. Administrative control and supervision of transport (maritime) security at seaports // Administrative law and procedure. 2012. № 2. P. 58-63.
23. Dmitirev S.N. Potemkin villages of the transport security // Transport law. 2015. № 2. P. 14-18.
24. Milyakina E.V., Rossa A. A. Economic and legal problems of economic security in the
186
сти: приказ Минтранса России от 31 июля 2014 г. № 212 [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».
22. Скрынник А.М. Административный контроль и надзор за обеспечением транспортной (морской) безопасности в морских портах // Административное право и процесс. 2012. № 2. С. 58-63.
23. Дмитриев С.Н. Потемкинские деревни транспортной безопасности // Транспортное право. 2015. № 2. С. 14-18.
24. Милякина Е.В., Росса А.А. Экономико-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности на морском транспорте // Законодательство и экономика. 2006. № 7. С. 22-39; № 8. С. 27-47.
25. Дмитриев С.Н. Проблемы обеспечения транспортной безопасности портовой инфраструктуры // Транспортное право. 2014. № 2(51).
26. Дмитриев С.Н. Проблема нормативно-правового регулирования сферы обеспечения транспортной безопасности морских портов // Общество и право. 2013. № 4(46).
27. Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта: приказ Минтранса России от 8 февр. 2011 г. № 41 [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
28. URL: http://www.trascon.ru/index.php7sub menu=3 (дата обращения: 09.02.2016).
29. Об установлении запретных для плавания районов в акватории, в пределах которой вводятся усиленные меры безопасности, правил для таких районов, а также случаев, при которых вводимые ограничения не применяются: приказ Минтранса России от 14 окт. 2013 г. № 315 [Электронный ресурс]. Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс» (действовал в период проведения XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи с указанием срока действия).
maritime transport // Legislation and economy. 2006. № 7. P. 22-39; № 8. P. 27-47.
25. Dmitirev S.N. The problems of transport security of port infrastructure // Transport law. 2014. № 2(51).
26. Dmitirev S.N. The problem of legal regulation of assurance of seaports transport security // Society and law. 2013. № 4(46).
27. On approval of requirements to ensure transport safety, taking into account the levels of security for different categories of transport infrastructure and sea and river transport means: order of the Ministry of Transport of Russia d.d. Febr. 8 2011 № 41 [Internet resource]. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
28. URL: http://www.trascon.ru/index.php?sub menu=3 (date of access: 09.02.2016).
29. On establishment of the areas forbidden for vessels in the waters where enhanced security measures introduced, the rules for these areas, and cases when the imposed restrictions shall not apply: order of the Ministry of Transport of Russia d.d. Oct. 14 № 315 [Internet resource]. Access from legal reference system «ConsultantPlus» (was effective during the XXII Olympic Winter Games 2014 in Sochi indicating the period of validity).
187