Научная статья на тему 'Международно-правовые акты об обеспечении безопасности на транспорте (в рамках СНГ)'

Международно-правовые акты об обеспечении безопасности на транспорте (в рамках СНГ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1133
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / TRANSPORT LEGISLATION / TRANSPORT SECURITY / INTERNATIONAL LEGISLATION ON TRANSPORT SECURITY / RAILWAY TRANSPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нугманов Бахытжан Байшуринович

В статье анализируются положения международных нормативных правовых актов об обеспечении безопасности на транспорте. Излагаются точки зрения ученых по рассматриваемой проблеме. Предлагаются меры по имплементации норм международного законодательства в транспортное законодательство Республики Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International legal acts on transport security (in the CIS)

The article analyzes the provisions of the international legal acts on ensuring transport security. Sets out the point of view of scientists on this issue. Proposes measures for the implementation of international legislation in the transport legislation of the Republic of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Международно-правовые акты об обеспечении безопасности на транспорте (в рамках СНГ)»

Нугманов Бахытжан Байшуринович

Главная транспортная прокуратура Республики Казахстан

(e-mail: 7172377@prokuror.kz)

Международно-правовые акты об обеспечении безопасности на транспорте (в рамках СНГ)

В статье анализируются положения международных нормативных правовых актов об обеспечении безопасности на транспорте. Излагаются точки зрения ученых по рассматриваемой проблеме. Предлагаются меры по имплементации норм международного законодательства в транспортное законодательство Республики Казахстан.

Ключевые слова: транспортное законодательство, безопасность на транспорте, международное законодательство об обеспечении безопасности на транспорте, железнодорожный транспорт.

B.B. Nugmanov, Main Transport Prosecutor's Office of the Republic of Kazakhstan; e-mail: 7172377@prokuror.kz

International legal acts on transport security (in the CIS)

The article analyzes the provisions of the international legal acts on ensuring transport security. Sets out the point of view of scientists on this issue. Proposes measures for the implementation of international legislation in the transport legislation of the Republic of Kazakhstan.

Key words: transport legislation, transport security, international legislation on transport security, railway transport.

В настоящее время из числа стран бывшего СССР в состав Содружества Независимых Государств входят: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина.

Национальное законодательство каждого из государств - участников СНГ об обеспечении безопасности на транспорте состоит из Конституции страны, законов о транспорте, иных, в том числе специализированных законов, нормативных актов, принимаемых правительствами и уполномоченными ими органами государственного управления.

Так, ст. 22 Закона Азербайджанской Республики «О транспорте» посвящена обеспечению безопасности и экологических требований на транспорте [1]. Однако ни в данном законе, ни в каких-либо иных действующих нормативных правовых актах нет самого определения транспортной безопасности.

Законом Республики Армения от 3 февраля 1998 г. № ЗР-201 «О транспорте» предусмотрена гл. 4 «Безопасность и ответственность при перевозке», в которой содержатся требования, предъявляемые к транспортному средству; порядок управления транспортным средством; ответственность перевозчика; безопасность транспортных объектов и грузов; обеспеченность норм безопасности и экологических норм на транспорте и т. д.

В соответствии со ст. 16 вышеуказанного закона «транспортное средство должно иметь сертификат и соответствовать требованиям безопасности, врачебно-санитарным требованиям, нормам охраны труда, международным и государственным стандартам экологической безопасности». А согласно ст. 18 «в соответствии с договором пассажирских перевозок перевозчик обязан обеспечить безопасность пассажира, создать необходимые для обслуживания удобства и условия, а при наличии багажа - обеспечить его своевременную перевозку и сохранность» [2].

В Республике Беларусь понятие безопасности на транспорте более подробно и широко регламентировано транспортным законодательством. Статья 1 Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 140-З «Об основах транспортной деятельности» определяет понятие «безопасность транспортной деятельности»: это состояние транспортной деятельности, при котором обеспечена минимальная вероятность возникновения опасности для жизни, здоровья и имущества граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - физические лица), имущества юридических лиц Республики Беларусь, иностранных и международных юридических лиц (организаций, не являющихся юридическими лицами), Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц,

209

иностранных государств, а также для окружающей среды [3].

Согласно ст. 24 Закона Республики Беларусь от 6 января 1999 г. № 237-3 «О железнодорожном транспорте» под безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств на железнодорожном транспорте понимаются состояние защищенности процесса движения транспортных средств, состояние самих транспортных средств и коммуникаций железнодорожного транспорта, при которых отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, имуществу юридических и физических лиц [4].

По мнению Л.А. Полещук, отдельные вопросы безопасности при осуществлении транспортной деятельности воздушным, железнодорожным, автомобильным, морским, речным видами транспорта регламентированы указами Президента Республики Беларусь, кодексами, законами Республики Беларусь и постановлениями государственных органов, правовые нормы которых имеют неодинаковую юридическую силу. С учетом изложенного возникает потребность разработки и принятия единого нормативного правового акта, регулирующего отношения в области безопасности транспортной деятельности [5, с. 198].

Законом Республики Казахстан от 21 сентября 1994 г. № 156 «О транспорте в Республике Казахстан» [6] установлены общеправовые основы обеспечения безопасности на транспорте: требования к транспортным средствам; право управления транспортным средством; обязанность перевозчиков обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, безопасность движения транспортных средств, судоходства и полетов, а также охрану окружающей среды; компетенцию уполномоченных органов по осуществлению транспортного контроля и надзора за соблюдением законодательства Республики Казахстан о транспорте, требований по безопасности движения.

Статья 2 Закона РК устанавливает, что «условия перевозок, порядок использования транспортных средств, обеспечения безопасности в области технического регулирования (далее - безопасность) транспортных средств и процессов их жизненного цикла для жизни и здоровья человека и окружающей среды определяются нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта, утверждаемыми в установленном порядке и являющимися обязательными для всех участников транспортных отношений».

Статья 2-1 «Принципы транспортной логистики» содержит принцип безопасности.

Однако в вышуказанном Законе отсутствует понятие термина «безопасность на транспорте», не раскрывается содержание угроз безопасности, не определены основные задачи и принципы обеспечения транспортной безопасности, методы, способы и средства обеспечения безопасности в целом. Отсутствуют эти понятия и в отраслевых законах.

Закон Кыргызской Республики от 8 июля 1998 г № 89 «О транспорте» [7] не содержит понятия «безопасность на транспорте», а в ст. 1 имеет отсылочную норму, согласно которой «условия перевозок, порядок использования транспортных средств, обеспечения безопасности движения, соблюдения правил охраны труда, противопожарной безопасности и санитарных норм определяется нормативными актами, действующими на соответствующих видах транспорта, утверждаемыми в установленном порядке и являющимися обязательными для всех участников транспортных отношений».

Закон Республики Молдова от 21 мая 1997 г. № 1194-Х111 «О транспорте» не раскрывает термина «безопасность на транспорте», но содержит ст. 13 «Безопасность на транспорте», согласно которой предприятия транспорта обязаны обеспечивать безопасность жизни и здоровья людей, безопасность эксплуатации транспортных средств, путей сообщений, зданий, сооружений и охрану окружающей среды [8].

Наиболее разработанным и системным в вопросах обеспечения безопасности на транспорте является законодательство Российской Федерации.

Термин «транспортная безопасность» после подписания 9 февраля 2007 г. Президентом РФ Федерального закона № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» впервые получил юридическое закрепление [9]. С принятием данного Закона транспортная безопасность обрела содержательную границу в качестве самостоятельного правового института [10, с. 215]. Во исполнение ФЗ-16 приказами министра транспорта России № 40, 41, 42, 43 были введены требования для субъектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по обеспечению транспортной безопасности (по видам транспорта) [11; 12; 13; 14].

Однако в Федеральном законе от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» понятие «транспортная безопасность» дается в более узком смысле, т.е. ограничивается защитой объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, в том числе от террористического акта [15]. Не учтены важные факторы, которые обеспечивают абсолютную безопасность для общества при пользовании транспортными услугами: техническая исправность транспортных средств,

210

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2016 • № 3 (33)

соответствие современным техническим требованиям транспортной инфраструктуры, безопасность эксплуатации транспортных средств (человеческие факторы), создание условия комфортности для пассажиров при осуществлении перевозки в целях снижения риска причинения вреда жизни или здоровью граждан и т.д.

В Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» дается более широкое определение «обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта»: это система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Депутат Государственной Думы РФ В.П. Вой-тенко справедливо отмечает, что «транспортная безопасность - понятие комплексное и определять его нужно, исходя из видов угроз нормальному функционированию транспортного комплекса. Определение должно быть управленчески функциональным и системообразующим для всей системы безопасности транспортной отрасли» [16].

В Законе Республики Таджикистан 2000 г. № 11 «О транспорте» [17] представлен разд. IV «Безопасность и ответственность на транспорте», содержащий положения о требованиях к транспортным средствам, праве управления транспортными средствами, ответственности перевозчика, ответственности пассажира, отправителя и получателя груза или багажа, ответственности за безопасность перевозок, организацию работы транспорта при чрезвычайных перевозках, ответственности за охрану окружающей среды и природных ресурсов.

В Законе Республики Таджикистан нет понятия «транспортная безопасность», но говорится об обеспечении безопасности движения, соблюдении правил охраны труда, противопожарной безопасности, технико-технологических и санитарных нормах.

В законодательстве Туркменистана также нет понятия транспортной безопасности. Так, Закон Туркменистана от 15 сентября 1998 г. № 309-1 «О железнодорожном транспорте» [18] в ст. 4 регламентирует, что «порядок использования средств железнодорожного транспорта и их сохранности, условия перевозок грузов, пассажиров, почты и багажа, обеспечения безопасности

движения, переезда и перехода через линии железных дорог, пересечения их коммуникациями, охраны труда, пожарной безопасности и другие вопросы регулируются правилами на железнодорожном транспорте, разрабатываемыми и утверждаемыми в порядке, определяемом Кабинетом министров Туркменистана».

В Узбекистане нет закона о транспорте, а в законах об отдельных видах транспорта понятие транспортной безопасности не раскрывается. Например, в Законе от 15 апреля 1999 г. № 766-1 «О железнодорожном транспорте» [19] в ст. 20 «Обеспечение безопасности движения, эксплуатация железнодорожных транспортных и иных транспортных средств» говорится, что «Предприятия железнодорожного транспорта обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, перевозки грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения поездов и других железнодорожных транспортных средств, в том числе при маневровой работе, эксплуатации транспортных и иных технических средств, связанных с перевозочным процессом, а также охрану труда работников железнодорожного транспорта и окружающей природной среды».

В Законе Украины «О транспорте» от 10 ноября 1994 г. № 232/94-ВР безопасности на транспорте посвящена одна статья (ст. 16), однако Закон не определяет понятие транспортной безопасности, устанавливает обязанность и ответственность субъектов по обеспечению безопасности, вопросы осуществления контроля и надзора за обеспечением безопасности движения транспортных средств [20].

Закон Украины от 4 июля 1996 г. № 273/96-ВР «О железнодорожном транспорте» содержит раздел «Безопасность движения, охрана грузов и объектов на железнодорожном транспорте, организация его работы в условиях чрезвычайных обстоятельств» и разъясняет безопасность движения поездов как комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение безаварийной работы и содержание в постоянной исправности железнодорожных сооружений, путей, подвижного состава, оборудования, механизмов и устройств [21].

Анализируя транспортное законодательство стран СНГ, можно сделать вывод, что, кроме России, специализированных законов в области безопасности на транспорте на сегодняшний день не принято ни в одном государстве -участнике СНГ. В некоторых государствах СНГ действуют законы о транспорте, в которых частично регламентированы вопросы обеспечения безопасности на транспорте.

Совершенствование законодательной базы в сфере транспортной безопасности относится к

211

приоритетным задачам Республики Казахстан, поскольку транспортная безопасность является составной частью национальной безопасности государства. От состояния и качества безопасной работы транспортного комплекса Республики Казахстан зависит его конкурентоспособность на международном рынке транспортных услуг и увеличение транзитных потоков через территорию Республики Казахстан.

С учетом изложенного следует отметить необходимость систематизации действующего законодательства в сфере обеспечения безопасности транспортной деятельности в целях определения содержания государственной политики в области обеспечения безопасности на транспорте.

Предлагается ввести в Закон «О транспорте в Республике Казахстан» нормы, регламенти-

рующие институт безопасности на транспорте, его содержание, цели, задачи, принципы, меры и способы, источники финансирования обеспечения транспортной безопасности.

Необходимо определить основной понятийный аппарат; виды угроз (условия, факторы риска) транспортной безопасности; требования и меры по обеспечению безопасности; права и обязанности, ответственность субъектов в сфере транспортной безопасности; государственное управление в сфере транспортной безопасности, разделение полномочий между государством и хозяйствующими субъектами; информационное обеспечение и финансирование мероприятий по обеспечению транспортной безопасности; кадровое обеспечение и т.д.

1. О транспорте: закон Азербайджанской Республики 1999 г. URL: www.e-qanun.az

2. О транспорте: закон Республики Армения от 3 февр. 1998 г. № ЗР-201. URL: http://export.by/zarubezhnoe_zakonodatelstvo_ ved/ü%20transportea69/show htm

3. Об основах транспортной деятельности: закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 140-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. 20 марта. № 2/672..

4. О железнодорожном транспорте: закон Республики Беларусь от 6 янв. 1999 г. № 237-З //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. 13 янв. № 2/12.

5. Полещук Л.А. Проблемы правовой регламентации безопасности транспортной деятельности в Республике Беларусь // Управление в социальных и экономических системах: материалы XIX междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 18 мая 2010 г. / редкол.: Н.В. Суша (предс.) [и др.]; Минский ин-т управления. Минск, 2010. С. 198-199.

6. О транспорте в Республике Казахстан: закон Республики Казахстан от 21 сент. 1994 г. № 156. URL: http:/Aodeksy-kz.com/ka/o_transporte.htm

7. О транспорте: закон Кыргызской Республики от 8 июля 1998 г. № 89. URL: http://www. kenesh. kg/Articles/1765-Zakon_KR_O_transporte.aspx

8. О транспорте: закон Республики Молдова от 21 мая 1997 г. № 1194-XIII. URL: http://export.by/zarubezhnoe_zakonodatelstvo_ ved/0%20transporte425/show.htm

9. Морозов В. В. Транспортная безопасность: вопросы юридической регламентации. URL: http://www.km.ru

10. Скрынник А.М., Семчугова Е.Ю. Правовые и экономические проблемы обеспечения транспортной безопасности в России // Экономика и управление народным хозяйством. Вестн. ТОГУ. 2012. № 2(25). С. 215-224.

1. On transport: law of Azerbaijan Republic d.d. 1999. URL: www.e-qanun.az

2. On transport: law of the Republic of Armenia d.d. Febr. 3, 1998 № 201-RL. URL: http://export. by/zarubezhnoe_zakonodatelstvo_ved/O%20 transportea69/show. htm

3. On the basis of transport activity: law of the Republic of Belarus d.d. May 5, 1998 № 140-L // National Register of Legal Acts of the Republic of Belarus. 2001. March 20. № 2/672.

4. On railway transport: law of the Republic of Belarus d.d. Jan. 6, 1999 № 237-L // National Register of Legal Acts of the Republic of Belarus. 1999. Jan. 13. № 2/12.

5. Polecshchuk L.A. Problems of legal regulation of the security of the transport activities in the Republic of Belarus // Management in social and economic systems: proc. of the XIX Intern. sci. and pract. conf., Minsk, May 18, 2010 / ed. board: N.V. Susha (chairman) [et al.]; Minsk Institute of Management. Minsk, 2010. P. 198-199.

6. On transport in the Republic of Kazakhstan: law of the Republic of Kazakhstan d.d. Sept. 21, 1994 № 156. URL: http://kodeksy-kz.com/ka/o_transporte.htm

7. On transport: law of the Kyrgyz Republic d.d. July 8, 1998 № 89. URL: http://www.kenesh.kg/ Articles/1765-Zakon_KR_O_transporte.aspx

8. On transport: law of the Republic of Moldova d.d. May 21, 1997 № 1194-XIII. URL: http://export. by/zarubezhnoe_zakonodatelstvo_ved/O% 20transporte425/show.htm

9. Morozov V.V. Transport security: issues of legal regulation. URL: http://www.km.ru

10. Skrynnik A.M., Semchugova E.Yu. Legal and economic issues of transport security in Russia // Economics and management of a national economy. Bull. of PNU. 2012. № 2(25). P. 215-224.

11. On approval of Requirements to ensure transport safety, taking into account the levels

212

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 201б • № 3 (33)

11. Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта: приказ Минтранса РФ от 8 февр. 2011 г. № 40. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта: приказ Минтранса РФ от 8 февр. 2011 г. № 41. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства: приказ Минтранса РФ от 8 февр. 2011 г. № 42. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта: приказ Минтранса РФ от 8 февр. 2011 г. № 43. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

15. О транспортной безопасности: федер. закон РФ от 9 февр. 2007 г. № 16-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «<Консультант-Плюс».

16. Войтенко В. П. Совершенствование законодательства в сфере транспортной безопасности // Транспортная безопасность и технологии. 2010. № 1. URL: http://daily.sec.ru/ dailypblshow. cfm?rid= 45&pid=25352

17. О транспорте: закон Республики Таджикистан 2000 г. № 11. URL: http://transcontrol. tj/ru/laws-and-decrees/zakon-rt-o-transporte

18. О железнодорожном транспорте: закон Туркменистана от 15 сент. 1998 г. № 309-1. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2431

19. О железнодорожном транспорте: закон Республики Узбекистан от 15 апр. 1999 г. № 766-I. URL: http://lex.uz/Pages/GetAct.aspx? lact_id=13191

20. О транспорте: закон Украины от 10 нояб. 1994 г. № 232/94-ВР // Ведомости Верховной Рады Украины. 1994. № 51. Ст. 446.

21. О железнодорожном транспорте: закон Украины от 4 июля 1996 г. № 273/96-ВР // Ведомости Верховной Рады Украины. 1996. № 40. Ст. 183.

of security for different categories of transport infrastructure and transport means of air transport: order of the Ministry of Transport of the Russian Federation d.d. Febr. 8, 2011 № 40. Access from reference legal system «ConsultantPlus».

12. On approval of Requirements to ensure transport safety, taking into account the levels of security for different categories of transport infrastructure and transport means of sea and river transport: order of the Ministry of Transport of the Russian Federation d.d. Febr. 8, 2011 № 41. Access from reference legal system «ConsultantPlus».

13. On approval of Requirements to ensure transport safety, taking into account the levels of security for different categories of transport infrastructure and transport means of road transport and road infrastructure: order of the Ministry of Transport of the Russian Federation d.d. Febr. 8, 2011 № 42. Access from reference legal system «ConsultantPlus».

14. On approval of Requirements to ensure transport safety, taking into account the levels of security for different categories of transport infrastructure and transport means of railway transport: order of the Ministry of Transport of the Russian Federation d.d. Febr. 8, 2011 № 43. Access from reference legal system «ConsultantPlus».

15. On transport security: fed. law of the Russian Federation d.d. Febr. 9, 2007 № 16-FL. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

16. Voitenko V.P. Improvement of legislation in the field of transport safety // Transport safety and technology. 2010. № 1. URL: http://daily.sec.ru/ dailypblshow.cfm?rid=45& pid=25352

17. On transport: law of the Republic of Tajikistan d.d. 2000 № 11. URL: http://transcontrol.tj/ru/laws-and-decrees/zakon-rt-o-transporte

18. On railway transport: law of Turkmenistan d.d. Sept. 15, 1998 № 309-I. URL: http://base. spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2431

19. On railway transport: law of the Republic of Uzbekistan d.d. Apr. 15, 1999 № 766-I. URL: http://lex.uz/Pages/GetAct.aspx?lact_id=13191

20. On transport: law of Ukraine d.d. Nov. 10, 1994 № 232/94-BP // Bull. of Verkhovna Rada of Ukraine. 1994. № 51. Art. 446

21. On railway transport: law of Ukraine d.d. July 4, 1996 № 273/96-BP // Bull. of Verkhovna Rada of Ukraine. 1996. № 40. Art. 183.

213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.