С конца прошлого и в текущем XXI веке мировое сообщество сталкивается с новыми вызовами и угрозами морехозяйственной деятельности в Мировом океане - морским терроризмом и расцветом морского пиратства. С учетом этого выросла озабоченность обеспечением безопасности морской деятельности, обострился интерес к освещению этих проблем научной общественностью [1; 2; 3, с. 357-442], вырабатывающей предложения по изменению и дополнению норм международного и национального морского права. Россия также обеспокоена решением этой проблемы [5].
Российская Федерация (далее - Россия, РФ) относится к числу ведущих морских держав, играющих активную роль в изучении Мирового океана, освоении его богатств и использовании морских путей для торгового и военного мореплавания. Для экономической и социальной жизни России морские пространства играют первостепенную роль, т.к. сухопутная территория страны имеет выход к трем океанам, ее берега омывают четырнадцать морей, поэтому государство обязано обеспечить безопасность морского судоходства по всем спектрам морехозяйственной деятельности.
Деятельность России в сфере противодействия морскому терроризму и морскому пиратству выходит за рамки национальной юрисдикции, т.к. обеспечение морской безопасности, являющейся составной частью транспортной и национальной безопасности, тесно взаимосвязано с обеспечением международной безопасности в целом.
В Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации заострено внимание на развитии государства и общества путем эффективного обеспечения национальной безопасности и обороны. Президент России в своем обращении также подчеркнул, что следует энергичнее налаживать международное взаимодействие в борьбе с пиратством [6].
Основными средствами, используемыми Россией для обеспечения безопасности морской деятельности в Мировом океане и во внутренних водах, являются военные корабли (катера): Военно-морского флота России (практически во всех районах Мирового океана); морских воинских частей (подразделений) пограничной службы ФСБ России (в территориальном море, прилежащей зоне, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации); морских воинских частей (подразделений) внутренних войск МВД России (во внутренних водах, внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации).
Основой правового использования военных кораблей (катеров) для обеспечения безопасности морской деятельности, принадлежащих различным силовым ведомствам, являются: ст. 10 ФЗ-61 1996 г. «Об обороне» [7], Закон РФ № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» [8], ст. 22 ФЗ-27 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел России» [9], другие нормативные правовые акты.
Правовое определение понятия «военный корабль» определено ст. 29 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. и ст. 8 Конвенции об открытом море 1958 г. [10; 11], для нормативных правовых актов государств, ратифицировавших конвенции. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общее правовое и содержательное определение применимо и к российским военным кораблям, т.к. Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. Федеральным законом от 26.02.1997 № 30-Ф3 [12]. Общий правовой статус военных кораблей России, независимо от принадлежности к различным силовым ведомствам, одинаков.
В то же время, с учетом вмененных силовым ведомствам задач, специальный правовой статус военных кораблей (катеров) России различен.
Специальный правовой статус военного корабля (катера) внутренних войск МВД России можно определить следующим образом - это судно, принадлежащее к внутренним войскам МВД России, имеющее внешние знаки, отличающие такие суда его национальности и принадлежности (установленный военно-морской флаг и вымпел, бортовой номер (и наименование), окраску, несущее специальные ночные огни, бортовое и иное вооружение), находящееся под командованием офицера (мичмана, старшины), состоящего на военной службе, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной воинской дисциплине, предназначенный для выполнения задач, установленных национальными нормативными правовыми актами) [13].
Военные корабли (катера) внутренних войск МВД России должны выполнять требования Международных правил предупреждения и столкновения судов в море (далее - МППСС-72) [14] и Правил плавания по внутренним водным путям России (далее - ППВВП РФ) [15].
Специальный правовой статус военного корабля (катера) внутренних войск МВД России определяется также тем, что военные корабли (катера) укомплектовываются экипажем, состоящим на федеральной государственной службе (военной). Военнослужащие, проходящие службу в морских воинских частях (подразделениях) на должностях корабельного состава, имеют воинские звания корабельного состава, отличные от общевойсковых [16]. К ним не применяются положения Международной конвенции «Положение о дипломировании моряков и несении вахты» (далее -ПДМНВ 78/95) [17, с. 124].
Общий правовой статус полицейских патрульных судов (катеров), используемых органами внутренних дел МВД России при несении службы на акваториях, определяется международным и национальным морским (административным) правом как государственные суда, состоящие на правительственной некоммерческой службе. Полицейские патрульные суда и катера МВД России несут Государственный флаг РФ.
Специальный правовой статус полицейских патрульных судов (катеров), используемых органами внутренних дел МВД России, определяется тем, что они выполняют специфические функции по охране общественного порядка и экономической безопасности на акваториях внутренних вод и внутренних морских вод как отдельно, так и совместно с морскими частями внутренних войск МВД России [18]. Они не регистрируются и не контролируются органами административного контроля (надзора), регистрации и технического контроля морских судов (госморречнадзор Ространснадзора, капитан морского порта, морской и речной регистр России). Полицейские суда (катера) укомплектовываются экипажем, состоящим на федеральной государственной службе (правоохранительной), имеющем специальные звания. К ним не применяются положения Конвенции ПДМНВ 78/95. В то же время полицейские суда и катера в обязательном порядке должны выполнять требования МППСС-72 и ППВВП РФ.
Правовое регулирование применения полицейских судов и катеров РФ определяется в настоящее время ст. 187 «Патрульно-постовая служба на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта» (187.3 патрулирование на катерах по рекам, водоемам, акваториям портов, проведение рейдов в прибрежной полосе моря) и ст. 224 «Полномочия нарядов ППСМ на катерах» - Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности [19].
В соответствии со ст. 224.1-4 наряд ППСМ на патрульном катере обязан: знать основные положения правил плавания по внутренним водным путям, меры ответственности, в пределах предоставленных полномочий оказывать содействие органам государственной инспекции по маломерным судам в предупреждении и пресечении нарушений правил плавания и эксплуатации судов; оказывать содействие природоохранительным органам и рыбоохраны в предупреждении и пресечении правонарушений в области рыбных запасов, флоры и фауны.
Следует отметить, что нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность органов внутренних дел на акваториях с использованием транспортных средств - патрульных судов (катеров), отстает от реалий нынешнего времени. В основном Федеральном законе РФ № 3 2010 г. «О полиции» деятельность органов внутренних дел с применением морских (речных) судов и катеров не отражена.
Постановлением Правительства РФ № 324 2000 г. «О федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания» [20], определяется, что Министерство внутренних дел Российской Федерации совместно с иными федеральными органами исполнительной власти проводит мероприятия по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания в пределах своей компетенции, как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти.
Федеральным законом № 155-ФЗ 1998 г. «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» [21] к внутренним морским водам относятся воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических сооружений и других постоянных сооружений портов.
Статьей 1 ФЗ-271 2007 г. «О морских портах РФ...» [22] и ст. 9 ФЗ-81 1999 г. «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» [23] под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории
и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевозки, и других услуг, обычно оказываемых в морском порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта.
Статьей 15 Федерального закона ФЗ-271 2007 г. «О морских портах РФ...» указывается, что охрану границ морского порта должны обеспечивать подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в сфере транспорта, соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и (или) организации, находящиеся в его ведении. Перечень морских портов, охрану границ которых обеспечивают подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в сфере транспорта, соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и (или) организации, находящиеся в его ведении, утверждается Правительством РФ.
Статьей 5 ФЗ-271 2007 г. «О морских портах РФ.» установлено, что границы морского порта являются границами его территории и акватории. В настоящее время границы морских портов России определены постановлениями Правительства РФ, и сведения о них внесены в реестр морских портов [24].
Федеральным законом-16 2007 г. «О транспортной безопасности» [25] определено, что транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, а обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
В настоящее время в системе МВД России функционируют морские воинские части (подразделения) внутренних войск МВД России, подразделения органов внутренних дел на водном транспорте (т.н. морская (речная) полиция), подразделения вневедомственной охраны и федеральное унитарное предприятие «Охрана» [26], участвующие в пределах установленной компетенции в обеспечении транспортной безопасности на объектах воднотранспортной инфраструктуры [27].
Создание подразделений морской милиции для контроля общественного порядка и движения маломерных судов в акватории морских портов на базе линейных отделов внутренних дел на водном транспорте предложил в научной работе «Международно-правовое обеспечение борьбы с незаконными актами против безопасности морского судоходства» В.Л. Михеев в 2003 г. [28]. Возложение задач по охране морских портов на подразделения ведомственной охраны предложил в разработке «Административно-правовое регулирование организации и управления морской безопасностью в Российской Федерации» В.Г. Воронин в 2006 г. [29].
В сентябре 2008 г. в ходе выступления в Елисейском дворце президент Франции Николя Саркози призвал международное сообщество создать «морскую полицию» для борьбы с пиратством в территориальных водах Сомали. Саркози подчеркнул, что «Франция не может в одиночку нести всю тяжесть» мониторинга этого региона, который является одним из самых опасных на планете [30]. В 2010 г. решение о создании морской милиции на Азово-Черноморском бассейне озвучил Р.Г. Нургалиев. Данная тема активно освещалась средствами массовой информации [31].
Статьей 22 ФЗ-27 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» определены задачи морским частям внутренних войск МВД России:
- обеспечение охраны важных государственных объектов и сооружений на коммуникациях, расположенных в прибрежной части территориального моря Российской Федерации, на реках, озерах и других поверхностных водных объектах (далее - водные объекты);
- участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств на указанных охраняемых объектах и сооружениях;
- участие в поиске и задержании лиц, противоправным способом проникших на территории охраняемых объектов и сооружений со стороны акваторий, а также покинувших их в сторону акваторий;
- участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка на акваториях водных объектов, расположенных в районах с наиболее ценными природными ресурсами, определенных перечнем, который утверждается Правительством Российской Федерации;
- оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности в воспрещении незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации в местах дислокации внутренних войск.
С момента своего создания (1978) морские подразделения, а затем и морские части (1988) внутренних войск МВД СССР и России приобрели огромный боевой опыт в сфере обеспечения транспортной безопасности на акваториях крупнейших рек СССР, а затем России. На протяжении более 30-ти лет одной из главных задач морских частей (подразделений) внутренних войск МВД России являются охрана и оборона искусственных объектов транспортной инфраструктуры на водных коммуникациях от актов незаконного вмешательства, в том числе от террористической и противодиверсионной угрозы (в том числе в подводной среде).
С нашей точки зрения, охрану акваторий морских портов России должна осуществлять структура, имеющая на вооружении современные небольшие скоростные боевые противодиверсионные катера типа «Фрегат» [32], вооруженные гидроакустическими станциями и противодиверсионным оружием хорошо обученных и подготовленных специалистов плавсостава и водолазов, которые на настоящее время имеются только во внутренних войсках МВД России.
Следует заметить, что группы водолазов имеются в некоторых подразделениях органов внутренних дел. Но их подготовка и главное использование в корне отличаются от подготовки и использования водолазов внутренних войск и противодиверсионных подразделений военно-морского флота [33, с. 60-64].
Вновь поднятые в более подробном исследовании проблемы по внедрению предложений в сфере обеспечения транспортной безопасности на объектах водного транспорта - акваториях морских портов - затрагивались нами ранее в предыдущих публикациях [34, с. 77-84].
Хотелось бы также отметить, что необходимость охраны акваторий морских портов России выявлена автором исследования эмпирическим путем - в процессе прохождения службы в морских воинских частях внутренних войск МВД России и в период работы в органах транспортной прокуратуры и органах Ространснадзора.
Ибо, как правильно указывает Г.В. Атаманчук, модно на абстрактном уровне, с привлечением чужих мыслей от Сократа, Платона, Аристотеля и далее - до наших дней рассуждать в пределах субъектов управления (конкретно: государственного управления) с использованием назидательных утверждений: «необходимо», «должно», «надо», «следует», «назрело» и т.д. Причем рекомендации (и в обилии) обычно дают те, кто сам ни дня не работал ни в одном государственном органе [35, с. 9].
Литература
1. Ежегодник морского права - 2008. Юбилейное издание к 40-летию Ассоциации международного морского права / Отв. ред. А.Л. Колодкин. М.: Линкор, 2009.
2. Ежегодник морского права - 2010 / Отв. ред. А.Л. Колодкин. М., 2011.
3. Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М.: Статут, 2007.
4. Попов В.В. Развитие и безопасность южных портов России: Учеб. пособие. М.: РКонсульт, 2003.
5. Число захватов пиратами кораблей в 2010 году резко выросло // vz.ru
6. Послание Президента России Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2010. 1 декабря.
7. Федеральный закон РФ от 31 мая 1996 года № 61 «Об обороне» // КонсультантПлюс.
8. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
9. Федеральный закон РФ от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
10. Международные конвенции Организации Объединенных Наций, касающиеся мореплавания: Справочник / Сост. Л.А. Позолотин, В.Г. Торский. Одесса: Феникс, 2006.
11. Конвенция ООН об открытом море 1958 го- да // www.maritimelaw.ru
12. Федеральный закон РФ от 26 февраля 1997 года № 30-Ф3 «О ратификации Конвенции ООН по морскому праву 1982 года» // Бюллетень международных договоров. 1997. № 5.
13. Скрынник А.М., Стракович В.В., Пухарев И.В. Правовые основы деятельности морских воинских частей внутренних войск МВД России: Монография. Ростов н/Д, 2007.
14. Международные правила предупреждения столкновения судов в море, 1972 г. Калининград: Румб, 2004.
15. Гуцуляк В.Н. Правила плавания по внутренним водным путям РФ с комментариями. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Центр морского права; МОРКНИГА, 2010.
16. Скрынник А.М. Правоохранительные функции морских воинских частей (подразделений) внутренних войск МВД РФ // СУД, ПРАВО, ВЛАСТЬ: Сб. науч. статей. Ростов н/Д, 2007.
17. Словарь международного морского права. М.: Международные отношения, 1985.
18. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1997 года № 1667 «Об утверждении перечня водных объектов, расположенных в районах с наиболее ценными природными ресурсами, на акватории которых морские воинские части внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации участвуют совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка» (с изм. от 19.01.2010 № 15) // Российская газета.1998. 23 января.
19. Приказ Министра внутренних дел РФ от 29 января 2008 года № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности» // base.consultant.ru
20. Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2000 года № 324 «О федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания» // КонсультантПлюс.
21. Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 го- да № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
22. Федеральный закон РФ от 8 ноября 2007 го- да № 26 «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
23. Федеральный закон Российской Федерации от 30 апреля 1999 года № 81 «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
24. Распоряжение Федерального агентства морского и речного транспорта от 15 ноября 2010 года № АД-323-р «О внесении сведений о морском порте Ростов-на-Дону в реестр морских портов Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
25. Федеральный закон РФ от 9 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // КонсультантПлюс.
26. Приказ Министра внутренних дел РФ от 13 мая 2011 № 367 «О некоторых вопросах организации деятельности федерального государственного унитарного предприятия "Охрана" Министерства внутренних дел». Устав Федерального государственного унитарного предприятия «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации // Российская газета. 2011. 6 июля.
27. Роль МВД России в обеспечении безопасности судоходства и рыболовства // www. morskajakollegia.ru
28. Михеев В.Л. Международно-правовое обеспечение борьбы с незаконными актами против безопасности морского судоходства: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2003.
29. Воронин В.Г. Административно-правовое регулирование организации и управления морской безопасностью в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2006.
30. Президент Франции Николя Саркози призвал международное сообщество создать «морскую полицию» для борьбы с пиратством в территориальных водах Сомали // izvestia.ru
31. Морская милиция появится на Юге России // www. rian. ru
32. Под флагом с краповым отливом // vvmvd.ru; spec-naz.org
33. Коломнин С. По следам морских диверсий // Братишка. 2008. № 11.
34. Скрынник А.М. Государственное управление в сфере обеспечения морской безопасности в России // Северо-Кавказский юридический вестник. 2009. № 3.
35. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. 4-е изд., стер. М., 2009.