ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
УДК 340.11
Скрынник А.М.
Доцент Северо-Кавказской академии государственной службы, к. э. н.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОРСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ
В статье рассмотрены современные проблемы России и мирового сообщества по обеспечению морской безопасности и защиты от действий пиратов и морских террористов, управление, контроль и надзор в сфере обеспечения морской безопасности со стороны государства.
In article modern problems of Russia and the world community on maintenance of sea safety from actions of pirates and sea terrorists, management, the control and supervision in sphere of maintenance of sea safety from outside the states are considered.
Ключевые слова: морская безопасность, безопасность мореплавания, пиратство, терроризм, открытое море, внутренние воды, государственное управление, контроль и надзор.
Key words: sea safety, safety of navigation, piracy, the control and supervision.
Россия относится к числу ведущих морских держав, играющих активную роль в изучении и освоении богатств Мирового океана, использовании морских и внутренних водных путей для целей морского судоходства и судоходства на внутренних водных путях. Для экономической и социальной жизни Российской Федерации (далее — Россия, РФ) морские и внутренние водные пространства играют первостепенную роль, так как Россия имеет выход к трем океанам, с берегами четырнадцати морей, и самую большую в мире протяженность сети внутренних водных путей [1, с. 88].
Но морские и внутренние водные пространства используются не только на благо человечества. В пределах данных пространств могут совершаться акты, представляющие угрозу интересам как одного государства, так и всех государств. В первую очередь — это терроризм и пиратство. В последние годы терроризм превратился в проблему жизнедеятельности всего мирового сообщества, став одним из самых непредсказуемых преступных деяний, а действия пиратов парализуют режим безопасности морского судоходства.
В пределах морских и внутренних водных пространств названные преступления совершаются на морских (речных) судах, либо с использованием морских (речных) судов, или на объектах (против объектов) инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта.
В настоящее время многократно возросла роль государства в управлении и обеспечении национальной и международной безопасности морской
terrorism, the high sea, internal waters, the government,
и речной деятельности и в первую очередь — морской безопасности.
Морская безопасность — постоянно поддерживаемое состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз и негативных воздействий, связанных с морским судоходством [2].
Как указывается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [3] в сфере международной безопасности Россия сохранит приверженность использованию политических, правовых, внешнеэкономических, военных и иных инструментов государственного суверенитета и национальных интересов.
Терроризм, в течение веков использовавшийся в качестве незаконного, но эффективного оружия в политической борьбе, превратился в XX веке в серьезную проблему для всего мирового сообщества [4, с. 172].
Часть 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации «О противодействии терроризму» [5] определяет понятие «терроризм» как идеологию насилия и практику воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.
В соответствии со ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации [6] (далее — УК РФ) под «терроризмом» понимается совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имуще-
ственного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
В тоже время терроризм — это острейшая форма осуществления политической борьбы, характеризующаяся нагнетанием страха, применением насилия, угрозой для жизни людей и существования основ государственности. В последнее время он приобрел особую опасность для мирового сообщества в целом и для России в частности.
Терроризм возникает на суше и может осуществляться на море. Захват в 1999 году террористами морского судна «Аврасия» с целью добиться вывода российских войск с территории Чеченской республики — явное тому подтверждение [7].
Профессор Л. Моджорян считает, что «терроризм на море» незначительно отличается от известного с незапамятных времен «пиратства». Однако пираты, как правило, преследуют личные цели, из которых обычной является обогащение, тогда как террористы вдохновляются политическими устремлениями, которые могут выражаться в борьбе тех или иных политических группировок за власть [8, с. 110].
Террористы на море, как и пираты, применяют запугивание, насилие и принуждение к каким либо действиям. Но цели и мотивы у них разные: у пиратов —добыча и обогащение, а у террористов—дости-жение политических целей, создание нестабильной обстановки, стремление показать свою значимость, запугать представителей органов власти и население определенного государства или все мировое сообщество.
Наряду с терроризмом, начиная с 70-х годов XX столетия, в Мировом океане активизировалась пиратская деятельность (в основном в южных морях). Каждый год Международная морская организация [9, с. 175] (далее — ИМО) регистрирует рост числа нападений пиратов на торговые и иные суда. Рост числа судов мирового флота, интенсивное судоходство вблизи берегов, наличие на судах огромных ценностей является благоприятным фактором для современного пиратства, и суда становятся лакомым объектом для нападений.
Морской энциклопедический словарь раскрывает этот термин так: «Пиратство — (от древнегреч. Ре1га1 — совершать нападение) морской разбой с целью захвата чужого имущества», в международном праве — насильственные действия (задержание, по-
топление или грабеж), совершаемые против гражданских судов в открытом море частновладельческими или государственными судами [10, с. 485].
Согласно статье 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года [11] «пиратством» является любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершенный с личными целями экипажем или пассажирами частновладельческого судна и направленный: в открытом море против другого судна или против лиц или имущества, находящихся на их борту; против какого-либо судна, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства. Один из определяющих признаков этого преступления — открытое море.
В тоже время в соответствии со статьей 227 УК РФ под «пиратством» понимается нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, без указания места совершения преступления.
Международный характер современного мореплавания, предопределяемый объективно существующей экономической взаимозависимостью практически всех государств мира, о чем свидетельствует, в частности, тот факт, что 90 % мирового грузооборота приходится на морской транспорт (в Российской Федерации примерно 60 % внешнеторговых грузов доставляются морским путем) [12], а это в свою очередь создает невиданные ранее возможности для развития пиратства в Мировом океане, в морских портах и даже во внутренних водах государств. Отсюда и появление тенденции к неуклонному росту абсолютного числа пиратов и пиратских нападений, которая особенно обострилась с начала 80-х годов XX века и продолжает обостряться в настоящее время. Пиратство рассматривается как особый вид морских преступлений, совершаемых преимущественно вблизи берегов [13, с. 351].
В настоящее время мировое сообщество следит за тем, чем закончатся регулярные захваты сомалийскими пиратами мирных судов, зарегистрированных под флагами многих государств мира, с целью получения денежного выкупа[14]. В большинстве своем пираты неуловимы, а в районе активных действий пиратов — Большого Африканского рога, военно-морские силы стран коалиции не могут пока их одолеть [15]. Следует заметить, что в Мировом океане несут службу и российские военные корабли [16], а военными моряками сторожевого военного корабля «Ладный» успешно проведена операция по освобождению от пиратов
лесовоза «Арктик си», захваченного в Балтийском море [17].
С учетом вышеизложенного, ответственность за обеспечение морской безопасности всего мирового сообщества в целом, и России в частности, многократно возрастает. Государство как социальный институт должно надежно обеспечивать защиту интересов граждан и юридических лиц в данной сфере экономической деятельности — торгового мореплавания.
Мировое сообщество, обеспокоенное участившимися случаями морского терроризма, в частности захватом в октябре 1985 года группой террористов итальянского лайнера «Achillo Lauro», выработало специальные международно-правовые нормы для борьбы с терроризмом на море. В 1988 году, 10 марта, в Риме была принята Международная Конвенция «О борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства»
[18] и Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе. Россия ратифицировала Конвенцию Федеральным законом «О ратификации Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства...»
[19] в 2001 году.
В декабре 2002 года в Лондоне состоялась Конференция Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (далее — МК СОЛАС-74) [20]. 12 декабря 2002 г. указанной Конференцией были одобрены поправки в виде главы XI-2 к МК СОЛАС-74 и Международная конвенция по охране судов и портовых средств (далее — МК ОСПС), направленные на усиление мер охраны на море, которые установили [21] унифицированные стандарты безопасности, обязательные для всех участников международных морских перевозок.
Целью принятия новой главы МК СОЛАС-74 и МК Кодекса ОСПС была выработка и введение единых правил по обеспечению безопасности портовых средств и морских судов, находящихся в них, от актов терроризма и пиратства. Объектами защиты, охватываемыми данными документами, являются суда, совершающие международные рейсы (пассажирские суда, включая высокоскоростные пассажирские суда, грузовые суда, включая высокоскоростные суда вместимостью 500 тонн и более, морские передвижные буровые установки), и портовые средства, обслуживающие данные суда.
Большая роль в создании международной системы морской безопасности принадлежит Комитету по безопасности на море ИМО [22].
Российской стороной принимаются меры, направленные на практическую реализацию этих нововведений. В настоящее время принято постановление Правительства РФ «О реализации положений главы Х1-2 МК СОЛАС-74 и МК ОСПС» [23], а распоряжением Минтранса РФ от 08.12.2003 г. №ВР-177-р «О подготовке специалистов по охране судов и портовых средств» в высших профессиональных учебных заведениях водного транспорта организована подготовка таких специалистов.
В постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания» под «морской безопасностью» понимается постоянно поддерживаемое состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз и негативных воздействий, связанных с «морским судоходством». Защита морского судоходства от незаконных актов, направленных против «безопасности мореплавания» — постоянно поддерживаемое состояние защищенности судна, его экипажа и пассажиров, перевозимого груза, объектов управления движением судов, средств связи и объектов навигации, портовых сооружений и обслуживающего персонала от угроз совершения преступлений, направленных против безопасности мореплавания [24].
Защита морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, должна обеспечиваться комплексом мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, предусматривающих создание и функционирование координационных органов и оперативных штабов различного уровня, подразделений службы морской безопасности; организационное обеспечение охраны судов и портовых сооружений, досмотр членов экипажей судов, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, грузов, средств технического обеспечения и продовольственного запаса [24].
Безопасность мореплавания должна обеспечиваться, в первую очередь, неукоснительным исполнением и соблюдением соответствующих норм международного права и российского законодательства участниками перевозочной и иной деятельности на акваториях.
В связи с введением в действие постановления Правительства Российской Федерации «Об
утверждении Положения о получении разрешения на право плавания судов под иностранным флагом по внутренним водным путям Российской Федерации» [25], а также подписанием в марте 2008 года соглашения между Россией и Литвой об открытии совместного судоходства по Куршскому заливу [26] открывается допуск судов под иностранным флагом внутрь территории России.
Поэтому нужно уже говорить не только об обеспечении безопасности морского судоходства, но и об обеспечении безопасности на внутренних водных путях (реках, озерах, каналах, водохранилищах).
Тем более, в статье 3 КТМ РФ говорится, что правила, установленные кодексом, распространяются на морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законом, и суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река-море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.
Понятие «акт незаконного вмешательства» раскрыто в статье 1 Федерального закона Российской Федерации № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [27].
Это противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Полномочия по управлению и организации мероприятий по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания и судоходства на внутренних водных путях, в соответствии с п. 5.3.2 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее — Росморфлот) [28] возложены на агентство в лице Федерального государственного учреждения «Служба морской безопасности» [29], подчиненного агентству.
Целью деятельности «Службы морской безопасности» является выполнение работ (оказание услуг), направленных на создание и поддержание системы защиты объектов морского и речного транспорта от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания и судоходства на вну-
тренних водных путях, соответствующей международным и национальным требованиям в области охраны.
Функция по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту России в соответствии со ст. 74 Кодекса торгового мореплавания РФ (в дальнейшем КТМ РФ) [30], ст. 10 Федерального закона от 8.11.2007, № 261-ФЗ [31], ст. 5 Федерального закона от 31.07.1998, № 155-ФЗ [32], Положением о капитане морского порта — 2006 года [33] возложена на капитана морского порта.
Контроль за деятельностью капитанов морских и речных (устьевых) портов по осуществлению ими контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства и порядка в порту возложен на Управление Госморречнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее — Ространс-надзор) (п. 9.15) [34] и подчиненные ему территориальные управления, например: Южное управление госморречнадзора (п. 8.11) [35], Черноморское управление госморечнадзора (п. 8.11) [36].
Причем в Положениях об этих государственных органах речь идет о том, что они осуществляют контроль за деятельностью капитанов портов по осуществлению ими (капитанами портов) контроля и надзора за обеспечением безопасности судоходства (а не мореплавания) и порядка в порту.
В проведенном нами анализе нормативных правовых актов капитан морского порта ни федеральным законодательством, ни правовыми актами Минтранса РФ, Ространснадзора, Росморфлота не уполномочен осуществлять надзор за обеспечением безопасности судоходства.
Пунктом 8 Положения об Управлении гос-морречнадзора, утвержденного Ространснадзором, определено, что основной задачей Управления является контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о торговом мореплавании, о внутреннем водном транспорте и др.
Главную функцию по осуществлению государственного надзора за исполнением законов о торговом мореплавании и судоходстве на внутренних водных путях выполняют органы прокуратуры Российской Федерации в лице уполномоченных транспортных прокуратур [37].
Относительно применения «морской» терминологии есть некоторые разночтения.
В статье 2 КТМ РФ под «торговым мореплаванием» понимается: деятельность, связанная с использованием морских судов для перевозки грузов, пассажиров и их багажа, промысла водных биоло-
гических ресурсов, разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, лоцманской и ледокольной проводки, подъема затонувшего имущества, спасательных и буксирных операций, гидротехнических, подводно-технических и других подводных работ, санитарного, карантинного и другого контроля, защиты и сохранения морской среды, проведения морских научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей.
В то же время, в статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ [38] под «судоходством» понимается: деятельность, связанная с использованием на внутренних водных путях судов для перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки судов и иных плавучих объектов, проведения поисков, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных работ, путевых, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций, осуществления мероприятий по охране водных объектов, защита от загрязнения и засорения, подъема затонувшего имущества, санитарного и другого контроля, проведения научных исследований, учебных, спортивных, культурных и иных целей.
По мнению профессора Г.Г. Иванова, в отличие от «безопасности навигации», которая обеспечивается выполнением ряда специальных требований, предусмотренных в главе V МК СОЛАС-74, проблема «безопасности морского судоходства» является сравнительно новой (если не считать пиратства) и может быть разделена на две части: 1) акты насилия против лиц на борту судна и незаконные акты против самого судна при его нахождении, как правило, вне территориальных вод какого-либо государства; 2) акты вооруженных нападений и ограблений судов, находящихся в основном во внутренних или территориальных водах государства [39, с. 170]. Понятию «безопасность судоходства» он отождествляет понятие «безопасность навигации».
С точки зрения профессора В.Ф. Сидорченко, «Многие прибрежные государства не принимают надлежащих мер по «обеспечению безопасности мореплавания» у своих берегов и предотвращению пиратских нападений» [40, с. 134].
Несколько иной смысл вложен в понятие «морской безопасности» авторами фундаментального исследования проблем современного международного морского права профессором А.Л. Колод-киным, В.Н. Гуцуляк и Ю.В. Бобровой: «В начале нового тысячелетия терроризм как вызов всему
международному сообществу является серьезной угрозой «безопасности международного судоходства». «Чума» XX—XXI вв. — терроризм игнорирует как общие нормы морали и этики, так и нормы международного права» [41, с. 357].
Согласно ст. 94 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для «обеспечения безопасности в море».
С учетом проведенного нами анализа можно сделать вывод о том, что понятийный аппарат словосочетания «морское судоходство», «судоходство» носит комплексный характер. Термин «морское судоходство» (более узкое понятие) вытекает из термина «торговое мореплавание» и охватывает только вопросы судоходства (навигации).
Понятийный аппарат словосочетания «морская безопасность» (более узкое понятие) вытекает из термина «безопасность морской деятельности», которая включает в себя и безопасность мореплавания (морского судоходства) и непосредственно охрану судов и портовых средств (морская безопасность).
С учетом анализа действующих национальных нормативных актов по морскому и внутреннему водному праву и точки зрения ученых-маринистов можно сделать вывод о том, что понятийный аппарат словосочетания «морская безопасность» в Российской Федерации включает в себя: безопасность торгового (ст. 2 КТМ РФ) мореплавания в целом, безопасность морского судоходства, безопасность судоходства на внутренних водных путях (ст. 3 КВВТ РФ), защиту человеческой жизни, поиск и спасание на море (и реке), защиту и сохранение водной среды.
В соответствии с п. 3 приказа Минтранса России от 29.04.1999 г. № 24 «О совершенствовании деятельности морских администраций портов» во всех администрациях морских портов и филиалах ФГУП «Росморпорт» созданы службы (отделы, группы) морской безопасности, на которые возложена обязанность практической реализации мер защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, в том числе и предусмотренных принятыми международными документами.
В соответствии с Положением о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, в морских портах созданы и действуют Комиссии по морской безопасности. В их состав входят представители органов ФСБ, МВД, тамо-
женной и пограничной службы, органов местного самоуправления. В работе Комиссий принимают участие и транспортные прокуроры. Возглавляет комиссию по должности — капитан морского порта. Указанные Комиссии участвуют в разработке соответствующих мероприятий и осуществляют контроль за их выполнением.
Материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, в соответствии с п. 16 упомянутого Положения, должно осуществляться за счет средств организаций, расположенных на территории морского порта (стивидорных компаний, филиалов ФГУП «Росморпорт») и судовладельцев.
Но эффективность осуществления вмененных службам морской безопасности в морских портах и капитанам морских портов функций контроля и надзора за безопасностью морской деятельности не всегда высока, ввиду широкого и вольного толкования должностными лицами нормативных правовых актов по вопросам ответственности и финансирования расходов по выполнению международных обязательств и исполнению национального законодательства.
До настоящего времени должностными лицами органов исполнительной власти России не принимаются должные меры по охране морских портов со стороны акваторий. Если со стороны суши территории морских портов охраняются силами ведомственной охраны Министерства транспорта РФ или частными охранными структурами, то система охраны акваторий морских портов России должна быть вменена одной из морских служб правоохранительных органов, как наиболее подготовленной для этих целей.
С нашей точки зрения, для решения данной проблемы и выполнения международных норм по обеспечению морской безопасности в России есть соответствующие специальные структуры — морские части (подразделения) внутренних войск МВД России [42, с. 430], или специально создаваемые подразделения морской милиции [43].
Обеспечение морской безопасности составляет необходимое условие участия России в мировой системе морехозяйственных и транспортных перевозок [44].
Более того, приказы ММФ СССР и Минтранса РФ «О мерах по обеспечению и повышению безопасности мореплавания» [45,46], постановление Правительства РФ № 324 2000 года «О федеральной системе защиты морского судоходства от ак-
тов незаконного вмешательства» требуют серьезной переработки с учетом изменившейся с момента их внедрения и применения экономической и политической обстановки и принятия системного Федерального закона Российской Федерации № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
Одной из причин недостаточной эффективности борьбы с преступлениями международного характера являются несовершенство международно-правового регулирования межгосударственных отношений в данной области, отставание его от современных потребностей, неучет особенностей физико-географических условий, сил, средств и способов осуществления этой борьбы. Данная проблема актуальна и с точки зрения основных тенденций развития правовой науки в современный период и заслуживает самого тщательного исследования. Аналогичная проблема существует и в отношении правового регулирования на государственном уровне, направленного, в том числе, и на реализацию норм международного права [47].
Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны Правительством Российской Федерации [48].
В то же время, с нашей точки зрения, назрела острая необходимость в более детальном правовом регулировании вопросов обеспечения морской безопасности, безопасности морского судоходства и судоходства на внутренних водных путях в Российской Федерации путем:
1) разработки и принятия Федерального закона Российской Федерации «О морской безопасности, безопасности морского судоходства и судоходства на внутренних водных путях», сконцентрировав в нем основные нормативные наработки национальных правовых актов и международных договоров по данной проблеме;
2) внесения изменений в действующий Федеральный закон № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», введя в главу V статью 841: «Морская безопасность», по образцу ныне действующего Воздушного кодекса РФ, в котором имеется глава XII: «Авиационная безопасность»;
3) разработки нового «Положения о капитане морского порта» взамен действующего, в котором четко прописать пределы ответственности начальника Администрации — капитана морского порта как представителя государства за обеспечение морской безопасности на территории и акватории морского порта;
4) внесения изменений в статью 22 Федерального закона Российской Федерации № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел
Российской Федерации» [49] в части наделения морских воинских частей и подразделений внутренних войск МВД России дополнительной задачей — охраной акваторий морских портов.
На международном уровне также необходимы экстренные меры по борьбе с пиратством. С учетом того, что основная деятельность пиратов осуществляется в открытом море, т. е. вне зоны юрисдикции прибрежных государств, а также наличием статьи 105 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, дающей право любому государству устанавливать юрисдикцию над пиратским либо захваченным пиратами судном, необходимо создать международный трибунал по пиратству [50].
Литература
1. Скрынник А.М., Семчугова Е.Ю., Семченко В.А. Управление на водном транспорте: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2005.
2. Постановление Правительства РФ от 11.04.2000 года № 324 «Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания». //http://www.qovernment.ru
3. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». //Российская газета. 2009. 19 мая.
4. Ковалев А.А. Современное международное морское право и практика его применения. Монография. М., 2003.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». //КонсультантПлюс.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2007.
7. //http://www.www.gazeta.ru.
8. Л. Моджорян. Терроризм на море. М., 1991.
9. К.А. Бекяшев, В.В. Серебряков. Международные морские организации. Л, 1979.
10. Морской энциклопедический словарь: в трех томах. Том 2/Под ред. В.В. Дмитриева — СПб., 1993.
11. Международная конвенция ООН по морскому праву 1982 года: Пособие для офицеров Военно-Морского Флота. М., 1985.
12. Забуруннов А.Т. Морская безопасность как фактор национальной безопасности современной России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени к.полит. н., Ростов-на-Дону, 2005; Е.В. Милякина, А.А. Росса. Экономико-правовые проблемы экономической безопасности на морском транспорте. Законодательство и экономика. 2006. №№ 7, 8.
13. Сидорченко В.Ф. Морское пиратство. — СПб.,
2004.
14. Акты терроризма на море. Официальные сообщения о захвате морских судов пиратами в Мировом океане. //http://www.wwwmsecurity.ru
15. М. Чкаников, Т. Шадрина. На абордаж. Российская газета от 27.11.2008 г., № 244.
16. С. Васильев. Как пирату урезать «зарплату». //http://www.redStar. ru.
17. Борис Ямшанов. Захват в тумане. //Российская газета. 2009. 26 авг.
18. Международная Конвенция по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства. Рим, 10 марта 1988 года. //http://www. msecurity. ru
19. Федеральный закон от 06.03.2001 г. № 22-ФЗ «О ратификации Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и протокола о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе». //КонсультанПлюс.
20. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-1974). //http://www.femida. info
21. Международный кодекс по охране судов и портовых средств (МК ОСПС). //http://www.trancons.ru
22. Комитет по безопасности на море ИМО. http://www.korabel.ru
23. Постановление Правительства РФ от 03.11.2007 г. № 746 «О реализации положений Главы XI-2 Международной Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по охране судов и портовых средств». //http://www.qovernment.ru.
24. Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. № 324 «Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания». //http://www.transbez.com/officially/orders/gov-sailor-safety.html
25. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 85 «Об утверждении Положения о получении разрешения на право плавания судов под иностранным флагом по внутренним водным путям Российской Федерации». //http://www.qovernment.ru.
26. Н. Соколова. Открытие заливов. //Морской бизнес. 2008. № 10.
27. Федеральный закон от 09.02.2007 года № 16 «О транспортной безопасности». //КонсультантПлюс.
28. Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 года № 371 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта». //http://www. qovernment.ru
29. Приказ Федерального агентства морского и речного транспорта от 13.04.2005 года № 11 «Об утверждении Устава ФГУ «Служба морской безопасности». //http://wwwmorflot ru.
30. Федеральный закон от 30.04.1999 года № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации». //КонсультантПлюс.
31. Федеральный закон от 08.11.2007 года № 261-ФЗ «О морских портах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». //КонсультантПлюс.
32. Федеральный закон от 31.07.1998 года № 1551-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»». //Кон-сультантПлюс.
33. Приказ Министра транспорта РФ от 19.12.2006 г. № 156 «Об утверждении Положения о капитане морско-
го порта». //http://www.mintrans.ru
34. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 26.03.2008 г. №ГК-302 фс «Об утверждении Положения об Управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта». [email protected]
35. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 31.12.2008 г. №НЛ-1540 фс «Об утверждении Положения о Южном управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта». [email protected]
36. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 31.12.2008 г. №НЛ-1541 фс «Об утверждении Положения о Черноморском управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта». //http://www. hrostransnadzor.ru
37. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». М. 2007.
38. Федеральный закон от 07.03.2001 года № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта». //Консуль-тантПлюс.
39. Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. М. 2009.
40. Сидорченко В.Ф. Морское пиратство. СПб. 2004.
41. Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М. 2007.
УДК: 341: 342.5
42. Скрынник А.М., Стракович В.В., Пухарев И.В. Правовые основы деятельности морских воинских частей внутренних войск МВД России: Монография/Ростов-на-Дону. 2007.
43. Морская милиция появится на Юге России. //http://www.www.rian.ru
44. Г. Иванов. Крепить морскую безопасность страны. //http://www.www.pravaya.ru.
45. Приказ ММФ СССР от 27.05.1991 г. № 40 «О мерах по обеспечению безопасности мореплавания». //http://www mintrans.ru
46. Приказ Минтранса РФ от 26.07.1994 г. № 63 «О мерах по повышению безопасности мореплавания». //http://www mintrans.ru
47. Ю.С. Ромашев. Концепция развития международного права и законодательства государств в области борьбы с преступлениями международного характера на море. //http://www.wwwproknadzor.ru
48.Постановление Правительства РФ от 22.04.2009 г. № 354 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам транспортной безопасности». //http://www.nalog.consultant.ru
49. Федеральный закон от 06.02.1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел России». //КонсультантПлюс.
50. Звягинцев А.Г. Международный трибунал по пиратству необходим. //http://www.genproc.gov. ru/news/news-9567.
Василенко Е.В.
Аспирант Южного федерального университета
ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСВОЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИРОВЫХ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Статья посвящена исследованию механизма международно-правового регулирования разведки и эксплуатации природных ресурсов. Она содержит анализ международных договоров, резолюций Генеральной Ассамблеи ООН и внутригосударственного законодательства. Автор пытается найти пути его совершенствования, руководствуясь идеей о том, что некоторые правоотношения в данной сфере регулируются международным экономическим правом, другие — связаны с международной защитой окружающей среды.
The article devoted to analysis of the mechanism of international legal regulation in sphere of development and exploitation of natural resources. It contains research of international treaties, resolutions of the General Assembly and domestic law. The author endeavors to find ways of its perfection, following the idea that some legal relations in this sphere are regulated by international economic law, whereas others connected with the international protection of the environment.
Ключевые слова: международно-правовое регулирование, природные ресурсы, сырье, международное экономическое право, экология.
Key words: international legal regulation, natural resources, raw material, international economic law, ecology.
Международно-правовое сотрудничество государств в сфере освоения «естественных богатств» [1, с. 50] является неотъемлемым элементом современных международных отношений. Формирова-
ние мирового сырьевого рынка напрямую связано с глобализацией международной экономики и усилением экономической интеграции государств. В связи с этим на рубеже XX—XXI веков природ-