Научная статья на тему 'Проблемы и пути их решения в сфере подготовки (переподготовки) кадров для морской (речной) составляющей органов правопорядка'

Проблемы и пути их решения в сфере подготовки (переподготовки) кадров для морской (речной) составляющей органов правопорядка Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
259
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДНО / ПОЛИЦИЯ / КАДРЫ / ПОДГОТОВКА / ПЕРЕПОДГОТОВКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ / POLICE / PERSONNEL / TRAINING / RETRAINING / REGULATION / ESSEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скрынник Анатолий Михайлович

В статье проведен анализ правовой регламентации деятельности по подготовке (переподготовке) кадров для морской (речной) составляющей органов правопорядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скрынник Анатолий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and ways of their solution in the field of training (retraining) of personnel for sea (river) part of law enforcement

The analysis of legal regulation of activity on training (retraining) of personnel for sea (river) part of law enforcement is carried out in the article.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути их решения в сфере подготовки (переподготовки) кадров для морской (речной) составляющей органов правопорядка»

Скрынник Анатолий Михайлович

кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации (e-mail: lawer-sam@mail.ru)

Проблемы и пути их решения в сфере подготовки (переподготовки) кадров для морской (речной) составляющей

органов правопорядка

В статье проведен анализ правовой регламентации деятельности по подготовке (переподготовке) кадров для морской (речной) составляющей органов правопорядка.

Ключевые слова: судно, полиция, кадры, подготовка, переподготовка, регулирование.

A.M. Skrynnik, Master of Economics, Assistant Professor of the Chair of Theory and History of Law and State of the Southern Russian Institute - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; e-mail: lawer-sam@mail.ru

Problems and ways of their solution in the field of training (retraining) of personnel for sea (river) part of law enforcement

The analysis of legal regulation of activity on training (retraining) of personnel for sea (river) part of law enforcement is carried out in the article.

Key words: vessel, police, personnel, training, retraining, regulation.

В Российской Федерации продолжается модернизация органов внутренних дел, связанная со строительством современной российской модели правоохранительных органов (и уходом от постсоветской модели), что обусловливается тремя основными факторами:

формированием общества нового типа (постиндустриального капиталистического, базирующегося на общероссийских духовных ценностях);

интеграцией государств на постсоветском пространстве, предусматривающей координацию правоохранительных сфер, в контексте ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ, Союзного государства России и Беларуси, международных договоров Российской Федерации с Южной Осетией и Абхазией;

обеспечением национальной безопасности в свете возникновения новых угроз Российской Федерации, адекватный ответ на которые невозможен без своевременного вовлечения сил и средств российской полиции (например, непрофессиональное использование украинской милиции в период Евромайдана 2013-2014 гг. привело к антиконституционному перевороту и смене политического режима).

В связи с этим перед полицией России стоят серьезные задачи, решение которых требует комплексного подхода [1, с. 23-24]. Эти задачи связаны с эффективным выполнением обязанностей, возложенных на полицию законодательством Российской Федерации. Одной из них посвящена настоящая статья.

Так, подп. 5 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [2] (далее - ФЗ-З/2011) установлено, что на полицию возлагается обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на транспортных магистралях, в морских и речных портах и др. Подпунктами 17, 29, 30 п. 1 ст. 12 ФЗ-З/2011 на полицию возлагается обязанность участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму, обеспечению режима военного положения и оказанию содействия пограничным органам ФСБ России в проведении мероприятий по защите Государственной границы РФ и другие обязанности.

В соответствии с п. 6 ст. 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации [3] МВД России осуществляет полномочия по обобщению практики применения законодательства Российской Федерации в

95

сфере внутренних дел, проводит анализ реализации государственной политики в указанной сфере и анализ оперативной обстановки, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Пунктом 4 Положения также определено, что МВД России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ и настоящим Положением.

В настоящее время для успешного выполнения вмененных органам полиции обязанностей в пределах внутренних вод, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации они активно используют патрульные речные и морские суда (катера), воздушные суда. В последнее время на службу в органы внутренних дел поступили скоростные патрульные катера новых проектов: 13М типа Грозный и 14М типа Страж; 12150 «Мангуст»; 12260 «Ястреб»; 18627 «Мустанг», 13987 «Боец»; КС-700 и др. [4].

В то же время проведенный нами краткий анализ действующих нормативных правовых актов показал, что правовая регламентация деятельности органов правопорядка (полиции) с использованием патрульных речных и морских судов (катеров) на водных коммуникациях; порядок регистрации, учета, технического обслуживания патрульных речных и морских судов (катеров) полиции; обучение (переобучение) и дипломирование членов экипажей патрульных судов (катеров) полиции и сотрудников органов управления ими; предоставление прав членам экипажей патрульных судов (катеров) полиции при выполнении обязанностей, возложенных на полицию в пределах внутренних вод (рек, озер, водохранилищ, каналов и др.), внутренних морских вод (акваторий морских портов и прибрежной части морей) и территориального моря Российской Федерации, не урегулированы.

Специальный правовой статус полицейских патрульных судов (катеров), применяемых на службе в органах внутренних дел МВД России, можно определить тем, что они используются для выполнения специфических правоохранительных функций по охране общественного порядка и экономической безопасности на акваториях в пределах внутренних вод, внутренних морских вод и территориального моря. Совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка на акваториях с

использованием патрульных судов (катеров) могут участвовать и морские части (подразделения) внутренних войск МВД России [5; 6], и другие ведомства.

Полицейские патрульные суда (катера) не регистрируются и не контролируются органами административного контроля (надзора), регистрации и технического наблюдения (контроля) речных и морских судов (госморречнадзор Ро-странснадзора, капитан порта речного бассейна, капитан морского порта, речной и морской регистр России).

В п. 2 ст. 3 КТМ РФ [7] указано, что правила, установленные Кодексом, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на: военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы.

В п. 3 ст. 1 КВВТ РФ [8] указано, что правила, установленные Кодексом, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на: военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые только в некоммерческих целях. Условия плавания указанных судов по внутренним водным путям Российской Федерации определяются постановлениями Правительства РФ.

В настоящее время условия плавания по внутренним водным путям Российской Федерации военных кораблей, пограничных кораблей, военно-вспомогательных судов и других судов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемых только в некоммерческих целях, к которым отнесены и суда (катера) полиции, установлены постановлением Правительства РФ 2008 г. № 233 [9].

Патрульные суда (катера) полиции укомплектовываются экипажем, состоящим на федеральной государственной службе (правоохранительной), имеющим специальные звания полиции. К ним не применяются положения приказа Минтранса России 2012 г. № 62 [10], регламентирующего дипломирование лиц плавающего состава морских судов, и постановления Правительства РФ 2005 г. № 349, регламентирующего дипломирование лиц плавающего состава судов внутреннего плавания [11].

В то же время члены экипажей полицейских патрульных речных (морских) судов (катеров) в

96

обязательном порядке должны выполнять требования Международных правил предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72)

[12] и правил плавания в водах морских портов

[13] при плавании в морских районах, а также Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (ППВВП РФ) [14] при плавании на участках внутренних водных путей (рек, озер, водохранилищ).

В настоящее время применение полицейскими патрульных речных (морских) судов (катеров) частично регламентируется ст. 187 «Патрульно-постовая служба на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта» (187.3 - патрулирование на катерах по рекам, водоемам, акваториям портов, проведение рейдов в прибрежной полосе моря) и ст. 224 «Полномочия нарядов ППСМ на катерах» Устава патрульно-постовой службы полиции общественной безопасности [15].

В соответствии со ст. 224.1-4 наряд ППСМ на патрульном катере обязан: знать основные положения правил плавания по внутренним водным путям (а МППСС-72 - нет), меры ответственности, в пределах предоставленных полномочий оказывать содействие органам государственной инспекции по маломерным судам в предупреждении и пресечении нарушений правил плавания и эксплуатации судов; оказывать содействие природоохранным органам и органам рыбоохраны в предупреждении и пресечении правонарушений в области рыбных запасов, флоры и фауны.

Следует отметить, что нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность органов внутренних дел на акваториях с использованием транспортных средств - патрульных судов (катеров), отстает от реалий нынешнего времени. Ни в основополагающем Федеральном законе 2011 г. № 3 «О полиции», ни в каких-либо других законодательных актах деятельность органов полиции с применением патрульных речных, морских судов (катеров) не отражена.

Хотелось бы отметить, что деятельность таможенных органов с использованием водных (речных и морских) судов закреплена ст. 13, 20 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [16] и ст. 6.10 Положения о Федеральной таможенной службе [17].

С начала использования в деятельности органов внутренних дел патрульных катеров кадры плавательного состава для них специально нигде не готовились. Основная часть старшего, среднего, младшего и рядового со-

става полиции, проходящая службу в подразделениях, где используются плавательные средства, специального морского или речного образования не имеет. С учетом малочисленности подразделений, вероятно, в этом был смысл, но специфика прохождения службы на плавательных средствах (катерах, судах), ее дальнейшее развитие в системе МВД России говорят о том, что нужно заботиться и о будущем: готовить (переподготавливать) кадры плавательного состава в ведомственных образовательных организациях МВД России.

С учетом вышеизложенного, с нашей точки зрения, необходимо на базе одного из институтов (академий, университетов) МВД России создать кафедру по подготовке (переподготовке) кадров плавательного состава и управленческого персонала, использующего плавательные средства для решения задач, вмененных органам внутренних дел.

К примеру, на базе Краснодарского университета МВД России (г. Краснодар) или Ростовского юридического института МВД России (г. Ростов-на-Дону), как наиболее близко расположенных к Черному и Азовскому морям (где может базироваться учебный катер), следует создать кафедру «морского, внутренневодного права и катерной служебной деятельности».

Создание собственного учебного подразделения (в системе органов внутренних дел) даст желаемый эффект для качественного пополнения подготовленными (переподготовленными) кадрами сотрудников по специфическому направлению деятельности органов внутренних дел - использование плавательных средств в служебно-боевой деятельности органов внутренних дел.

Открытие новых специализаций и профилей подготовки в рамках специальностей и направлений подготовки высшего и среднего профессионального образования, реализуемых в образовательных организациях системы МВД России, предусмотрено п. 2.9.1 приказа МВД России от 29 августа 2012 г. № 820 «О профи-лизации образовательных учреждений МВД России» [18]. Пунктом 3.2 этого же приказа регламентировано, что профильное образовательное учреждение вправе привлекать в установленном порядке для проведения занятий , подготовки учебно-методических материалов учебных дисциплин по профилю подготовки, участия в научных исследованиях ведущих специалистов подразделений центрального аппарата МВД России, ЭКЦ МВД России и территориальных органов МВД России, ветеранов органов внутренних дел.

97

Так что с обеспечением учебного процесса научно-педагогическими кадрами проблем возникнуть не должно. Это корреспондируется также со ст. 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [19] и ст. 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [20].

С учетом дальнейшего развития морской (речной) компоненты в системе органов внутренних дел России, с нашей точки зрения, необходимо также переименовать «Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации» центрального аппарата МВД России в «Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения, авиации и службы патрульных катеров».

1. Небратенко Г. Г. Возрождение российской полиции: история и современные перспективы // История государства и права. 2011. № 9.

2. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № З-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

3. Вопросы Министерства внутренних дел РФ: указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 // Рос. газ. 2011. 2 марта.

4. URL: ormvd-zib.ru

5. Об утверждении перечня водных объектов, расположенных в районах с наиболее ценными природными ресурсами, на акватории которых морские воинские части внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации участвуют совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка: постановление Правительства РФ от 31 дек. 1997 г. № 1667 (с изм. от 19 янв. 2010 г. № 15). URL: www. pravo.gov.ru.

6. О порядке привлечения морских воинских частей (подразделений) внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации к охране общественного порядка на акваториях объектов, расположенных в районах с наиболее ценными природными ресурсами: приказ МВД России от 3 сент. 2012 г. № 843. URL: www.pravo.gov.ru

7. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: федер. закон от 30 апр. 1999 г. № 81-ФЗ // Собр. законодательства РФ.1999. № 18. Ст. 2207 (по сост. на 2014 г.).

8. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации: федер. закон от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2001. № 11. Ст. 1001 (по сост. на 2014 г.).

9. Об условиях плавания по внутренним водным путям Российской Федерации военных кораблей, пограничных кораблей, военно-вспомогательных судов и других судов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемых только в некоммерческих целях: постановление Прави-

1. Nebratenko G.G. Revival of the Russian police: history and contemporary perspectives // History of state and law. 2011. № 9.

2. On police: fed. law of Febr. 7, 2011 № 3-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2011. № 7. Art. 900.

3. Issues of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation of March 1, 2011 № 248 // Rus. newsp. 2011. March 2.

4. URL: ormvd-zib.ru

5. On approval of the list of water bodies that are located in areas with the most valuable natural resources on which waters marine military units of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation participate jointly with the bodies of Internal Affairs in the protection of public order: resolution of the Government of the Russian Federation of Dec. 31, 1997 № 1667 (with changes of Jan. 19, 2010 № 15). URL: www.pravo.gov.en

6. About drawing sea military units (units) of the internal troops of the Ministry of the Interior of the Russian Federation for the protection of public order offshore facilities located in areas with the most valuable natural resources: order of the Ministry of the Interior of Russia of Sept. 3, 2012 № 843. URL: www.pravo.gov.en

7. The Merchant shipping code of the Russian Federation: fed. law of Apr. 30,1999 № 81-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1999. № 18. Art. 2207 (as of 2014).

8. Inland water transport code of the Russian Federation: fed. law of March 7, 2001 № 24-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2001. № 11. Art. 1001 (as of 2014).

9. About the conditions of navigation on inland waterways of the Russian Federation warships, guard ships, naval auxiliary ships and other vessels owned by the state or municipal property and operated only for non-commercial purposes: resolution of the Government of the Russian Federation of Apr. 2, 2008 № 233 // Rus. newsp. 2008. Apr. 12.

98

тельства РФ от 2 апр. 2008 г. № 233 // Рос. газ. 2008. 12 апр.

10. Об утверждении Положения о дипломи-ровании членов экипажей морских судов: приказ Минтранса РФ от 15 марта 2012 г. № 62. URL: www.pravo.gov.ru

11. Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания: постановление Правительства РФ от 31 мая 2005 г. № 349. URL: www.pravo.gov.ru

12. Международные правила предупреждения столкновений судов в море, 1972 г. (МППСС-72). Калининград, 2004.

13. Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним: приказ Минтранса России от 20 авг. 2009 г. № 140. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».

14. Гуцуляк В.Н. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации с комментариями. 3-е изд., доп. и перераб. М., 2010.

15. Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции: приказ МВД России от 29 янв. 2008 г. № 80 (в ред. приказа МВД России от 11 марта 2012 г. № 160). URL: www. pravo.gov.ru

16. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федер. закон от 27 нояб.

2010 г. № 311 // Собр. законодательства РФ. 2010. № 41. Ст. 6252.

17. О Федеральной таможенной службе: постановление Правительства РФ от 16 сент. 2013 г. № 809. URL: www.consultant.ru

18. О профилизации образовательных учреждений МВД России: приказ МВД России от 29 авг. 2012 г. № 820. URL: www.consultant.ru

19. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273. URL: www.consultant.ru

20. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 нояб.

2011 г. № 342 // Рос. газ. 2011. 7 дек.

10. On approval of the Regulations on the certification of crew members of vessels: order of the Ministry of transport of the Russian Federation of March 15, 2012 № 62. URL: www.pravo.gov.en

11. Regulations on the certification of crew members of vessels of inland navigation: resolution of the Government of the Russian Federation of May 31, 2005 № 349. URL: www.pravo.gov.en

12. The international regulations for preventing collisions at sea, 1972 (COLREGs-72). Kaliningrad, 2004.

13. On approval of the General rules of navigation and mooring of vessels in the seaports of the Russian Federation and on the approaches to them: order of the Ministry of transport of Russia of Aug. 20, 2009 № 140. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

14. Gutsulyak V.N. The rules of navigation on inland waterways of the Russian Federation with comments. 3rd ed., add and rev. Moscow, 2010.

15. Issues of organization of units patrol police: order of the Ministry of the Interior of Russia of Jan. 29, 2008 № 80 (in ed. of order of the Ministry of the Interior of Russia of March 11, 2012 № 160). URL: www.pravo.gov.en

16. On customs regulation in the Russian Federation: fed. law of Nov. 27, 2010 № 311 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2010. № 4. Art. 6252.

17. On the Federal customs service: resolution of the Government of the Russian Federation of Sept. 16, 2013 № 809. URL: www.consultant.ru

18. About the specialization the educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia: order of the Ministry of the Interior of Russia of Aug. 29, 2012 № 820. URL: www.consultant.en

19. On education in the Russian Federation: fed. law of Dec. 29, 2012 № 273. URL: www.con-sultant.en

20. On service in bodies of Internal Affairs of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation: fed. law of Nov. 30, 2011 № 342 // Rus. newsp. 2011. Dec. 7.

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.