2. Белозеров, Б. П. Войска и органы НКВД в обороне Ленинграда (историко-правовой аспект).
- СПб., 1988. - 154 с.
3. Белозеров, Б. П. Партийно-политическая работа в войсках НКВД в период героической обороны Ленинграда. 1941-1943. - Л., 1976.
4. Большая Советская энциклопедия. - Т. 3. - М., 1970.
5. Внутренние войска в Великой Отечественной войне. 1941-1945 гг.: Документы и материалы.
- М., 1975.
6. Гранин, Д. Страх. - СПб., 1997. - 244 с.
7. Ежов, М. В. Местное самоуправление Ленинграда в годы Великой Отечественной войны: опыт, проблемы, уроки. - СПб., 1993. - 158 с.
8. Ленинград в борьбе месяц за месяцем. 1941-1944 гг. - СПб., 1994. -352 с.
9. Мильяненкова, С. А. Комсомольский полк блокадного Ленинграда // Архив МИМ КЦ ГУВД СПб и ЛО. - Ф. 1. - Д. 9.
10. Очерки истории Ленинграда. - Т. 5. - М.-Л., 1967.- 748 с.
11. Павлов, Д. В. Ленинград в блокаде. - Л., 1985. - 238 с.
12. Питеркин, И. В. Деятельность органов милиции и пожарной охраны УНКВД Ленинграда в условиях обороны города (июнь 1941 г. - январь 1944 г.) : дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 1994.
13. Сборник законов СССР. 1938-1975. - Т. 2. - М., 1975. - 715 с.
14. Сборник постановлений СССР. - 1941. - № 16. - С. 314; Сборник Постановлений РСФСР.
- 1941. - № 17. - С. 34-35.
15. Сборник указов, постановлений, решений, распоряжений и приказов военного времени. 1941-1942 гг. - Л., 1942. - 272 с.
16. Скилягин, А. и др. Дела и люди Ленинградской милиции. Очерки истории. - Л., 1967. - 376 с.
17. СССР в Великой Отечественной войне. 1941-1945: Краткая хроника. - М., 1970. - 856 с.
18. Филатов, В. П. Ленинградская милиция в период обороны города. 1941-1944. - М., 1965. - 66 с.
19. Хрестоматия по истории КПСС. - М., 1967.
20. Янгол, Н. Г. Правоохранительная деятельность Ленинградской милиции в годы Великой Отечественной войны // Вопросы политической работы в органах внутренних дел : сборник научных трудов. - Л., 1983.
21. Яров, С. В. Блокадная этика. Представления о морали в Ленин-граде в 1941-1942 гг. - М., 2012. - 603 с.
УДК 359.74 А.М. Скрынник*
Проблемы правовой регламентации деятельности полиции с использованием патрульных речных и морских судов (катеров) в сфере обеспечения морской безопасности
Проведен анализ правовой регламентации деятельности полиции с использованием патрульных речных и морских судов (катеров).
Ключевые слова: судно, полиция, статус, право, регулирование.
А.М. Skrynnik*. Problems of legal regulation of police patrol with river and sea vessels (boats) in the field of maritime security. The analysis of a legal regulation of activity of police with use of river and sea patrol crafts (patrol boats) is carried out.
Keywords: vessel, police, status, right, regulation.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России в 2009 г. [1], дается понятие национальной безопасности как состояния защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан,
* Скрынник, Анатолий Михайлович, доцент кафедры теории и истории права и государства юридического факультета ЮжноРоссийского института - филиала ФГБОУ ВПО Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, кандидат экономических наук. 344020, г Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70, каб. 903. Т. 89885370489. E-mail: lawer-sam@mail.ru.
* Skrynnik, Anatoly Mikhailovich, candidate of economic sciences, the Southern Russian institute branch of the Russian academy of national economy and public service at the President of the Russian Federation, the associate professor of the theory and history of the right and the state of law department. Russia, 344020, Rostov-on-Don, Pushkinskaya str., 70. Т. 89885370489. E-mail: lawer-sam@mail.ru.
© Скрынник А.М., 2013
Скрынник А.М. Проблемы правовой регламентации деятельности полиции с использованием.
суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Согласно ст. 2 Конституции РФ [2], человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью. Исходя из Конституции РФ, можно сделать вывод, что безопасность занимает центральное место в правовой системе Российской Федерации. Как правильно было отмечено А.Н. Позднышовым, в настоящее время предпринимаются активные попытки реализации системного подхода в области нормативного закрепления основных положений в сфере безопасности [3, с. 5].
В российских нормативных правовых актах закреплены и различаются такие виды безопасности, как национальная, экологическая, экономическая, транспортная, авиационная, пожарная, радиационная, продовольственная и др. [4, с. 18]. В постановлении Правительства РФ № 324, 2000 г. «Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания» [5] под «морской безопасностью» понималось постоянно поддерживаемое состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз и негативных воздействий, связанных с морским судоходством; определялось, что защита морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, должна обеспечиваться комплексом мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, предусматривающих создание и функционирование координационных органов и оперативных штабов различного уровня, подразделений службы морской безопасности; организационное обеспечение охраны судов и портовых сооружений, досмотр членов экипажей судов, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, грузов, средств технического обеспечения и продовольственного запаса. Однако указанное постановление было отменено постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2011 г. № 933 [6], поэтому можно констатировать, что в настоящее время нормативное правовое закрепление раскрытого понятия «морская безопасность» отсутствует.
Понятие морской безопасности попытался сформулировать А.С. Скаридов: «морская безопасность» - это состояние национального благополучия, при котором обороноспособность страны обеспечивает национальное выживание в случае войны, а уровень риска морского происшествия или инцидента в мирное время не допускает нанесения глобального или значительного ущерба человеческой жизни, природной среде и государственному суверенитету [7, с. 21].
Важную роль в сфере обеспечения морской безопасности играют морские воинские части (подразделения) внутренних войск МВД России и специальные подразделения органов внутренних дел [8].
Наряду с обеспечением антитеррористической защищенности прибрежно-портовой инфраструктуры, органы внутренних дел и внутренние войска МВД России принимают меры по реализации национальной морской политики по следующим направлениям:
- борьба с преступностью;
- обеспечение общественной безопасности на объектах морского транспорта;
- защита и сохранение водных биологических ресурсов, а также охрана важных государственных объектов и сооружений во внутренних водах, внутренних морских водах и территориальном море [9].
В то же время следует отметить, что до сих пор не определен орган, обязанный осуществлять охрану акваторий морских портов, являющихся собственностью РФ и находящихся в оперативном управлении ФГУП «Росморпорт». Пунктом 2 ст. 4 ФЗ-16, 2007 г. «О транспортной безопасности» [10] определено, что объекты транспортной инфраструктуры и транспортных средств, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ.
В настоящее время в системе МВД России функционируют морские воинские части (подразделения) внутренних войск МВД России, подразделения органов внутренних дел на водном транспорте (так называемая морская (речная) полиция), подразделения вневедомственной охраны и Федеральное унитарное предприятие «Охрана», участвующие в пределах установленной компетенции в обеспечении транспортной безопасности на объектах воднотранспортной инфраструктуры.
В своей работе «Международно-правовое обеспечение борьбы с незаконными актами против безопасности морского судоходства» В.Л. Михеев [11] указывал, что анализ оценки уязвимости российских портов показал, что особую тревогу вызывает отсутствие контроля над движением маломерных судов по акватории портов и за подходами к гидротехническим сооружениям со стороны моря. Он обосновывал и предлагал рассмотреть в МВД России вопрос об образовании на базе управлений и линейных отделов внутренних дел на водном транспорте подразделений морской милиции для выполнения этих задач. Подобную точку зрения разделяют также В.Г. Воронин [12] и И.А. Бадура [13].
В сентябре 2008 г. в ходе выступления в Елисейском дворце Президент Франции Николя Саркози призвал международное сообщество создать «морскую полицию» для борьбы с пиратством
в территориальных водах Сомали. Саркози подчеркнул, что «Франция не может в одиночку нести всю тяжесть» мониторинга этого региона, который является одним из самых опасных на планете [14]. В 2010 г. решение о создании морской милиции на Азово-Черноморском бассейне озвучил министр внутренних дел России Р.Г. Нургалиев. Данная тема активно освещалась средствами массовой информации [15].
Между тем практический опыт службы автора в морских частях внутренних войск МВД России по охране важных государственных объектов со стороны акватории и в органах Дальневосточной и Южной транспортной прокуратуры убеждает в том, что в существующей системе обеспечения транспортной безопасности в морских портах - обеспечение безопасности со стороны акватории - до настоящего времени отсутствует. Об этом пишут и другие исследователи данной проблемы [16, с. 413].
Подпунктом 5) п. 1 ст. 12 ФЗ-3, 2011 года «О полиции» [17] установлено, что на полицию возлагается обязанность обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на транспортных магистралях, морских и речных портах и др. Подпунктами 17), 29), 30) п. 1 ст. 12 ФЗ-3, 2011 г. на полицию возлагается обязанность участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму, обеспечению режима военного положения и оказанию содействия пограничным органам ФСБ России в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации и другие обязанности.
В настоящее время для успешного выполнения вмененных обязанностей в пределах внутренних вод, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации органы полиции активно используют патрульные речные и морские суда (катера), воздушные суда.
В то же время проведенный нами анализ действующих нормативных правовых актов, показал, что: правовая регламентация использования патрульных речных и морских судов (катеров) полиции; порядка их регистрации, учета, технического обслуживания; обучения и дипломирования членов экипажей патрульных судов (катеров) полиции; предоставления прав членам экипажей патрульных судов (катеров) полиции при выполнении обязанностей, возложенных на полицию в пределах внутренних вод, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации - не урегулирована.
Специальный правовой статус полицейских патрульных судов (катеров), применяемых на службе в органах внутренних дел МВД России, можно определить тем, что они используются для выполнения специфических правоохранительных функций по охране общественного порядка и экономической безопасности на акваториях в пределах внутренних вод, внутренних морских вод и территориального моря. Совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка на акваториях с использованием патрульных судов (катеров) могут участвовать морские части внутренних войск МВД России [18] и другие ведомства. Полицейские патрульные суда (катера) не регистрируются и не контролируются органами административного контроля (надзора), регистрации и технического наблюдения (контроля) речных и морских судов (Госморречнадзор Ространснадзора, капитан речного порта, капитан морского порта, речной и морской регистр России).
Пунктом 2 ст. 3 КТМ РФ [19] установлено, что правила, установленные Кодексом, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на: военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы.
В п. 3 ст. 1 КВВТ РФ [20] указано, что правила установленные Кодексом, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на: военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые только в некоммерческих целях. Условия плавания указанных судов по внутренним водным путям РФ определяются постановлениями Правительства РФ.
В настоящее время условия плавания по внутренним водным путям РФ военных кораблей, пограничных кораблей, военно-вспомогательных судов и других судов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемых только в некоммерческих целях, к которым отнесены и суда (катера) милиции (в настоящее время - полиции), установлены постановлением Правительства РФ № 233, 2008 г. [21].
Патрульные суда (катера) полиции укомплектовываются экипажем, состоящим на федеральной государственной службе (правоохранительной), имеющим специальные звания полиции. К ним не применяются положения постановления Правительства РФ № 900, 1999 г. [22], регламентирующего дипломирование лиц плавающего состава морских судов, и постановление Правительства РФ № 349, 2005 г., регламентирующее дипломирование лиц плавающего состава судов внутреннего плавания [23].
В то же время члены экипажей полицейских патрульных речных (морских) судов (катеров) в обязательном порядке должны выполнять требования Международных правил предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72) [24] при плавании в морских районах и Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (ППВВП РФ) [25], при плавании на участках внутренних водных путей.
Скрынник А.М. Проблемы правовой регламентации деятельности полиции с использованием...
В настоящее время применение полицейскими патрульных речных (морских) судов (катеров) частично регламентируется ст. 187 «Патрульно-постовая служба на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта» (187.3 - патрулирование на катерах по рекам, водоемам, акваториям портов, проведение рейдов в прибрежной полосе моря) и ст. 224 «Полномочия нарядов ППСМ на катерах» Устава патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности [26].
В соответствии со статьями 224.1-4, наряд ППСМ на патрульном катере обязан: знать основные положения правил плавания по внутренним водным путям, меры ответственности, в пределах предоставленных полномочий оказывать содействие органам государственной инспекции по маломерным судам в предупреждении и пресечении нарушений правил плавания и эксплуатации судов; оказывать содействие природоохранительным органам и рыбоохраны в предупреждении и пресечении правонарушений в области рыбных запасов, флоры и фауны.
Следует отметить, что нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность органов внутренних дел на акваториях с использованием транспортных средств - патрульных судов (катеров) отстает от реалий нынешнего времени. Ни в основополагающем Федеральном законе РФ № 3, 2011 г. «О полиции» ни в каких-либо других законодательных актах деятельность органов полиции с применением патрульных речных, морских судов (катеров) не отражена.
Хотелось бы отметить, что деятельность таможенных органов, с использованием речных (морских) судов закреплена ст. 13, 20 Ф3-311, 2010 г. [27].
Отсутствие в основном федеральном законе России ФЗ-3, 2011 г. «О полиции» главы, статьи, параграфа, пункта, регламентирующего использование полицией патрульных речных и морских судов (катеров), порядка их регистрации, учета, технического обслуживания, обучения и дипломирования членов экипажей патрульных судов (катеров), предоставление прав членам экипажей для выполнения обязанностей, возложенных на полицию в пределах внутренних вод, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, с нашей точки зрения, негативно отражается на объективной правовой регламентации деятельности органов полиции.
С учетом этого предлагаем дополнить ФЗ-3, 2011 г. «О полиции» Главой 51. «Использование патрульных речных и морских судов (катеров) при выполнении обязанностей, возложенных на полицию».
Глава 51. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАТРУЛЬНЫХ РЕЧНЫХ И МОРСКИХ СУДОВ (КАТЕРОВ) ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ОБЯЗАННОСТЕЙ, ВОЗЛОЖЕННЫХ НА ПОЛИЦИЮ
Статья 1. При выполнении обязанностей, возложенных на полицию, в пределах акватории внутренних вод, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации используются патрульные речные и морские суда (катера) полиции.
Статья 2. Порядок регистрации, учета, установления и нанесения отличительных знаков, установления вымпела, технического обслуживания патрульных речных и морских судов (катеров) полиции, обучения и дипломирования членов экипажей патрульных речных и морских судов (катеров) полиции, предоставления прав членам экипажей для выполнения обязанностей, возложенных на полицию, в пределах акватории внутренних вод, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, устанавливается Президентом Российской Федерации.
Список литературы
1. Указ Президента России от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // КонсультантПлюс.
2. Конституция Российской Федерации 1993 г.// КонсультантПлюс.
3. Позднышов, А. Н. Государственная служба в сфере обеспечения общественной безопасности. - Ростов-н/Д.: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2003.
4. Мартынов, А. В. Административный надзор в России: теоретические основы построения : монография. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2010.
5. Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2000 г. № 324 «Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания» // КонсультантПлюс.
6. Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2011 г. № 933 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
7. Скаридов, А. С. Морское право : учебник для магистров / 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012.
8. Скрынник, А. М., Стракович, В. В., Пухарев, И. В. Правовые основы деятельности морских воинских частей внутренних войск МВД России. - Ростов-н/Д.: Изд-во РСЭИ, 2007. - 500 с.
9. Участие морских частей внутренних войск МВД России и органов внутренних дел в обеспечении безопасности морского судоходства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. Morskajakollegija.ru.
10. Федеральный закон РФ от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // КонсультантПлюс.
11. Михеев, В. Л. Международно-правовое обеспечение борьбы с незаконными актами против безопасности морского судоходства : дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2003. - 208 с.
12. Воронин, В. Г. Административно-правовое регулирование организации и управления морской безопасностью в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-н/Д., 2006. - 24 с.
13. Бадура, И. А. Административно-правовое регулирование транспортной безопасности морского флота : дис. канд. юрид. наук. - Ростов-н/Д., 2009.
14. Президент Франции Николя Саркози призвал международное сообщество создать «морскую полицию» для борьбы с пиратством в территориальных водах Сомали [Электронный ресурс]. - Режим доступа: izvestia.ru.
15. Морская милиция появится на юге России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.
rian. ru
16. Шипилов, Ю. Г., Смыслов, Б. А. Предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения морской безопасности // Ежегодник морского права. 2010 / отв. ред. А.Л. Колодкин. - М.: Университетская книга, 2011.
17. Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
18. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1997 г. № 1667 (с изм. от 19 января 2010 г. № 15) «Об утверждении перечня водных объектов, расположенных в районах с наиболее ценными природными ресурсами, на акватории которых морские воинские части внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации участвуют совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pravo.gov.ru.
19. Федеральный закон РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания РФ» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2207 (на 2012 г.).
20. Федеральный закон РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ» // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 11. - Ст. 1001 (на 2012 г.).
21. Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2008 г. № 233 «Об условиях плавания по внутренним водным путям РФ военных кораблей, пограничных кораблей, военно-вспомогательных судов и других судов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемых только в некоммерческих целях» // Российская газета. - 2008. - 12 апреля. - № 80.
22. Постановление Правительства РФ от 4 августа 1999 г. № 900 «Положение о дипломировании лиц плавающего состава морских судов» (с. изм. от 5 сентября 2002 г. № 659). //www.pravo.gov.ru.
23. Постановление Правительства РФ от 31.05. 2005 года №349 «Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pravo. gov.ru.
24. Международные правила предупреждения столкновений судов в море, 1972 г. (МППСС-72). - Калининград: Румб, 2004. - 80 с.
25. Гуцуляк, В. Н. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации с комментариями / 3-е изд. - М.: Центр морского права; Моркнига, 2010. - 192 с.
26. Приказ министра внутренних дел РФ от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности» (в ред. приказа МВД РФ от 13 января 2010 г. № 8) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pravo.gov.ru.
27. Федеральный закон РФ от 27 ноября 2010 г. № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 41. - Ст. 6252.