Научная статья на тему 'Транспортная (морская) безопасность в системе национальной и международной безопасности. Правовое регулирование'

Транспортная (морская) безопасность в системе национальной и международной безопасности. Правовое регулирование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1936
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МОРСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ (МОРСКАЯ) БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / TRANSPORT (MARINE) SAFETY / MARINE SAFETY / TRANSPORT SAFETY / RUSSIAN NORMATIVE LEGAL AND NORMATIVE TECHNICAL ACTS / REGULATIVE PROVIDING OF SAFETY ON A MARINE TRANSPORT / SUGGESTION ABOUT MAKING ALTERATION IN BASIC FEDERAL LAWS RUSSIAN FEDERATIONS / REGULATIVE MOREKHOZYAYSTVENNUYU ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скрынник Анатолий Михайлович

В статье проведен анализ правового регулирования транспортной безопасности и морской безопасности в системе национальной и международной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transport (sea) security in the system of national and international security. Legal regulation

In the article the analysis of legal concepts «Marine safety» and «transport safety» is conducted in the context of application them in the normative legal and normative technical acts of Russian Federation, regulating activity on providing of safety on a marine transport in the context of counteraction terrorism and piracy.

Текст научной работы на тему «Транспортная (морская) безопасность в системе национальной и международной безопасности. Правовое регулирование»

УДК 341.225

Скрынник А.М.

ТРАНСПОРТНАЯ (МОРСКАЯ) БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ и международной безопасности. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В статье проведен анализ правового регулирования транспортной безопасности и морской безопасности в системе национальной и международной безопасности.

In the article the analysis of legal concepts «Marine safety» and «transport safety» is conducted in the context of application them in the normative legal and normative technical acts ofRussian Federation, regulating activity on providing of safety on a marine transport in the context of counteraction terrorism and piracy.

Ключевые слова: безопасность, транспортная безопасность, морская безопасность, транспортная (морская) безопасность, национальная безопасность, международная безопасность.

Key words: marine safety, transport safety, transport (marine) safety, Russian normative legal and normative technical acts, regulative providing of safety on a marine transport, suggestion about making alteration in basic federal laws Russian FEDERATIONS, regulative morekhozyaystvennuyu activity.

Российская Федерация (далее Россия, РФ) относится к числу ведущих морских держав, играющих активную роль в изучении Мирового океана и освоении его богатств, использовании морских путей для целей торгового и военного мореплавания. Для экономической и социальной жизни России морские пространства играют первостепенную роль, так как Россия имеет выход к трем океанам, ее берега омывают четырнадцать морей. Россия была, есть и будет Великой Морской Державой.

Но морские пространства используются не только на благо человечества. В их пределах могут совершаться акты, представляющие угрозу интересам как одного государства, так и многих государств мира. В первую очередь - это терроризм и пиратство. В последние годы терроризм превратился в проблему жизнедеятельности всего мирового сообщества, став одним из самых непредсказуемых преступных деяний, а действия пиратов парализуют режим международного морского судоходства (навигации).

В пределах морских пространств названные преступления совершаются на морских судах, либо с использованием морских судов (против морских судов), либо на береговых объектах (против объектов) инфраструктуры морского транспорта.

В настоящее время многократно возросла роль Российского государства в обеспечении транспортной (морской) безопасности, как составной части национальной и международной безопасности, в процессе осуществления морехозяйственной деятельности.

Если говорить о сущности безопасности, то необходимо обратить внимание на то, что безопасность представляет собой достаточно сложную,

многогранную и комплексную категорию, смысл которой кажется доступным на интуитивном, этимологическом уровне [1, с.7]. На этимологическом уровне безопасность означает «положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь либо чему-нибудь» [2, с. 88] или иначе - отсутствие опасности как таковой.

Согласно словарю Робера термин «безопасность» начал употребляться с 1190 года и означал спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности [3, с.13].

В Федеральном законе РФ от 28.12.2010 №390 «О безопасности» отсутствует исходная законодательная дефиниция безопасности, которая была закреплена в нормах Закона РФ 1992 года «О безопасности» [4].

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 года 2300-1[5] безопасность товара (работы, услуги) означает «отсутствие опасности для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасности в процессе выполнения работы (оказания услуги)».

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России в 2009 г. [6], дается определение понятия национальной безопасности как состояния защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Согласно ст.2 Конституции РФ [7], человек, его права и свободы признаются в Российской Федерации высшей ценностью. Исходя из Конституции РФ, можно сделать вывод, что безопасность занимает центральное место в правовой системе Российской Федерации.

В российских нормативных правовых актах закреплены и различаются такие виды безопасности, как национальная, экологическая, экономическая, транспортная, морская, авиационная, пожарная, радиационная и др. [8, с. 18].

Но применительно к морскому транспортному комплексу законодательно до сих пор не закреплено - что же понимается под категорией «морская безопасность» и категорией «транспортная безопасность» применительно к морскому транспорту? Различны или тождественны эти понятия ? Какое место занимает транспортная (морская) безопасность в системе национальной и международной безопасности?

Становится понятным, что нормативноправовую и нормативно-техническую базу следует привести к единообразному употреблению терминов, предварительно разъяснив, что понимать под каждым из них применительно к одному и тому же предмету правового регулирования- морскому транспорту.

В постановлении Правительства РФ от

11.06.2004 № 274 «Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации» [9] обеспечение транспортной безопасности отнесено к основным направлениям деятельности Минтранса. Однако в основных отраслевых федеральных законах РФ, регулирующих морехозяйственную деятельность (ФЗ-81[10], ФЗ-271 [11]) и административную деятельность (ФЗ-155 [12]), не закреплено определений понятий «транспортная безопасность» и «морская безопасность». Не упоминается о транспортной безопасности как о самостоятельной юридической категории и в Стратегии национальной безопасности России до 2020 года, хотя логично предположить, что транспортная безопасность является неотъемлемой составляющей экономической и национальной безопасности.

Необходимость государственно-

управленческого обеспечения, в том числе законодательного, транспортной безопасности и ее составной части - морской безопасности, продолжает оставаться на сегодня актуальной и дискутируемой темой. В Российской Федерации с 2007 года действует Федеральный закон ФЗ-16 «О транспортной безопасности» [13]. Межпарламентской ассамблеей СНГ в 2009 году принят модельный закон «О безо-

пасности на транспорте» для государств - участников [14].

В действующих российских нормативных правовых и нормативных технических актах в сфере деятельности морского транспорта содержатся нормы о безопасности морской деятельности [15], безопасности мореплавания [10], безопасности морского транспорта [16], безопасности судоходства [17], безопасности национального морского судоходства [18], не раскрывающие, однако, сути их понимания. Очевиден несистемный подход к вопросу о транспортной и морской безопасности.

Однако дефиниция - предмет не очень простой. Она должна быть работающей, иными словами, функционально нацеленной на те задачи, которые собираются решать с ее использованием. Что это за задачи в рассматриваемом контексте? Как минимум, государственное управление в области обеспечения транспортной и морской безопасности, регулирование отношений субъектов и объектов морской транспортной инфраструктуры и морских судов. Это в свою очередь продуцирует вопросы о ценностных и целевых критериях управления и регулирования, об области, методе и предмете регулирования и т. д.

Если в определении категорий «транспортная безопасность» или «морская безопасность» имеются ответы на указанные вопросы, то определение уже решает их в определенной части, оно работает, продвигает процесс нормативно-правового конструирования.

В постановлении Правительства РФ от 2000 года № 324 «Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания»[19], под «морской безопасностью» понимается постоянно поддерживаемое состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз и негативных воздействий, связанных с морским судоходством. Защита морского судоходства от незаконных актов, направленных против «безопасности мореплавания», - это постоянно поддерживаемое состояние защищенности судна, его экипажа и пассажиров, перевозимого груза, объектов управления движением судов, средств связи и объектов навигации, портовых сооружений и обслуживающего персонала от угроз совершения преступлений, направленных против безопасности мореплавания.

Постановлением Правительства РФ определено, что защита морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, должна обеспечиваться комплексом

мер: правового, организационного, оперативного. административного, режимного, военного и технического характера, предусматривающих создание и функционирование координационных органов и оперативных штабов различного уровня, подразделений службы морской безопасности; организационное обеспечение охраны судов и портовых сооружений, досмотр членов экипажей судов, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, грузов, средств технического обеспечения и продовольственного запаса.

Безопасность мореплавания должна обеспечиваться в первую очередь неукоснительным исполнением и соблюдением соответствующих общепризнанных принципов и норм международного права, российского законодательства участниками перевозочной и иной деятельности в акваториях портов и морей.

По мнению профессора Г.Г. Иванова [20, с. 144], проблема обеспечения безопасности морского судоходства (в отличие от безопасности навигации) является сравнительно новой (если не считать морского пиратства) и может быть разделена на две части: 1) акты насилия против лиц на борту судна и незаконные акты против самого судна при его нахождении, как правило, вне территориального моря какого-либо государства и 2) акты вооруженных нападений и ограблений судов, находящихся в основном во внутренних морских водах или территориальном море государства. Иными словами, под безопасностью морского судоходства им понимается антитеррористическая и антипиратская деятельность.

Исходя из анализа действующей российской нормативно-правовой базы, можно сделать вывод, что понятие «морская безопасность» охватывает и безопасность морского судоходства (навигации), и безопасность портовых средств, и безопасность пассажиров и перевозимых грузов.

Термин «морское судоходство» вытекает из общего термина «торговое мореплавание» (являясь его основной составной частью), включающего в себя весь спектр морехозяйственной деятельности (за исключением военного мореплавания). Поэтому при применении словосочетания «безопасность мореплавания» затрагивается весь спектр безопасности морской деятельности, установленной Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, в том числе и безопасность морского судоходства (навигации, движения морских судов). В то же время «морская безопасность», как составная часть «безопасности мореплавания», затрагивает только акты

незаконного вмешательства, т.е. более узкий спектр неправомерной деятельности.

Правовое определение понятия «морская безопасность», установленное постановлением Правительства Российской Федерации № 324, отличается от правового определения понятия «транспортная безопасность», закрепленного в ФЗ-16 «О транспортной безопасности» и рассматриваемого как «состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства». Но общим для этих нормативно закрепленных правовых категорий является защита от актов незаконного вмешательства. Понятие «акт незаконного вмешательства» раскрыто в статье 1 ФЗ-16 «О транспортной безопасности». Это противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

В Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года [21] указывается, что обеспечение морской безопасности и антитеррористической защищенности достигается путем полного оснащения морских портов и портовых средств современными инновационными инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (охраны), т.е. под транспортной безопасностью в Транспортной стратегии понимается исключительно функция охраны.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в ФЗ-16 «О транспортной безопасности» под транспортной безопасностью в настоящее время понимается исключительно безопасность антитеррористическая, т.е. социальная. По каким-то причинам в законе игнорируются еще два вида угроз - природного и техногенного характера. Государство не должно игнорировать ни одну составляющую транспортной безопасности для обеспечения комплексной (системы) защиты от всех видов угроз и в первую очередь методом правового регулирования.

В настоящее время распоряжением Правительства РФ от 30.07. 2010 года № 1285-р «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте»[22] основными угрозами безопасности населения на транспорте определены угрозы совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности; угрозы техногенного и природного характера.

Основными способами противодействия угрозам являются предупреждение актов незаконного

вмешательства, в том числе террористической направленности; пресечение актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности; предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Как видно, в указанном распоряжении Правительства учтены и другие виды угроз безопасности населения на транспорте.

Следует заметить, что зарубежные законодатели предпочитают принимать законы и иные нормативные акты, касающиеся обеспечения транспортной безопасности, по видам транспорта. Такие акты приняты в США - отдельно в области национальной и морской безопасности, в области безопасности движения, в области авиации и в области железнодорожного транспорта [23]. Международный опыт следует тщательно изучать и любые эффективные наработки оперативно внедрять. Распоряжением Правительства РФ № 1285-р «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» предусмотрено принятие обеспечительных мер по видам транспорта - раздельно.

Из п.п. 5 и 11 статьи 1 ФЗ-16 «О транспортной безопасности» вытекает, что в настоящее время под обеспечением транспортной безопасности следует понимать безопасность на всех видах транспорта (за исключением трубопроводного).

В любом случае нецелесообразно ограничивать определение транспортной безопасности исключительно в пространстве угроз незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса. Кроме этого, нужно прийти к единообразному пониманию транспортной безопасности и морской безопасности с тем, чтобы исключить синхронное использование в законодательстве внешне схожих понятий, таких, как «безопасность на транспорте», «безопасность транспортного комплекса», безопасность на морском транспорте, «безопасность мореплавания», «безопасность морского судоходства», «морская безопасность» и т. п.

Как пример можно привести распоряжение руководителя Росморречфлота от 2009 года № АД-

150-р [24], которым было утверждено Положение об управлении транспортной безопасности. Пунктом 5.3. Положения определено, что управление занимается вопросами подготовки специалистов в области транспортной и морской безопасности. Этим пунктом ставится различие в понятиях транспортной и морской безопасности. В постановлении Правительства РФ от 2010 года «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта» [15], изданного во исполне-

ние ФЗ-184 «О техническом регулировании» [25], говорится о нормативных технических актах по обеспечению безопасности на морском транспорте.

Становится понятным, что нормативноправовую и нормативно-техническую базу применительно к транспортной и морской безопасности следует привести к единообразному употреблению терминов, предварительно разъяснив, что понимать под каждым из них.

Таким образом, несмотря на некоторые противоречия, все же следует говорить о тождественности понятий транспортной и морской безопасности, поэтому, с учетом проведенного краткого анализа российской нормативной правовой базы, нами предлагается ввести в научный оборот объединенный термин «транспортная (морская) безопасность» для применения при разработке правовых норм по противодействию угрозам совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, угрозам техногенного и природного характера, угрозам пиратства в контексте всего спектра экономической деятельности на морском транспорте применительно к жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Транспортная (морская) безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз и негативных воздействий, связанных с морским судоходством, состояние защищенности объектов морской транспортной инфраструктуры и морских судов от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической и пиратской направленности, а также от угроз природного и техногенного характера.

Как указывается в Стратегии национальной безопасности России до 2020 года, в сфере международной безопасности Россия сохранит приверженность использованию политических, правовых, внешнеэкономических, военных и иных инструментов государственного суверенитета и национальных интересов.

В соответствии с п.7 ФЗ-390 «О безопасности» международное сотрудничество РФ в области обеспечения безопасности осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ. Одной из основных целей международного сотрудничества в области обеспечения безопасности законом определена защита суверенитета и территориальной целостности РФ.

Исходя из международных договоров в сфере обеспечения безопасности морского судоходства, можно сделать вывод, что обеспечение транспорт-

ной (морской) безопасности составляет необходимое условие участия России в мировой морехозяйственной деятельности.

Согласно ст. 94 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года [26] каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для «обеспечения безопасности в море».

Статья 101 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года определяет пиратство как любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершенный с личными целями экипажем или пассажирами частновладельческого судна и направленный: в открытом море против другого судна или против лиц или имущества, находящихся на их борту; против какого-либо судна, лиц или имущества в месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства. Определяющими признаками этого преступления являются - «открытое море», «захват частновладельческим судном другого частновладельческого судна».

Статья 105 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года разрешает захват пиратских судов или пиратских летательных аппаратов в открытом море или в любом другом месте вне юрисдикции любого государства за пиратство только военным кораблям или военным летательным аппаратам. Однако после задержания пиратов (пиратских судов) у командования военного корабля возникают проблемы доставки пиратов на сушу для проведения следственных действий и придания суду по законам государства принадлежности военного корабля. Примером может служить освобождение в 2010 году экипажем военного корабля России танкера (оператор - ОАО «Новороссийское морское пароходство») «Московский университет» [27] от сомалийских пиратов, однако затем он вынужден был их отпустить. По этим проблемным вопросам мировое сообщество пока не выработало действенных мер.

В целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил РФ могут оперативно использоваться за пределами территории РФ в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ. Правовой основой для несения службы военными кораблями России является п.п. 4) п.21 статьи 10 ФЗ-252 от 09.12.2009 года (О внесении изменений в ФЗ «Об обороне») - борьба с пиратством и обеспечение безопасности судоходства.

Конвенцией о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства определены меры по борьбе с морским

терроризмом [28]. А Главой Х1-2 МК СОЛАС-74 и Международным кодексом по охране судов и портовых средств Международной конвенции СОЛАС-74 закреплены требования по охране судов и портовых средств [29].

Однако следует заметить, что мер, принимаемых Россией и направленных на исполнение действующих международных договоров РФ, российских нормативно-правовых и нормативнотехнических актов в сфере обеспечения транспортной (морской) безопасности, явно недостаточно.

Нужно активизировать работу по разработке новых (внесение изменений в действующие) проектов нормативно-правовых актов в контексте террористических и пиратских вызовов и угроз для обеспечения в полном объеме транспортной (морской) безопасности.

С учетом отсутствия в основных федеральных законах, регулирующих деятельность морского транспорта, глав, статей, пунктов, регламентирующих деятельность по обеспечению транспортной (морской) безопасности, нами предлагается внести изменения в:

- Федеральный закон РФ от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации», дополнив его Главой V. Обеспечение транспортной (морской) безопасности.

«Глава V. Обеспечение транспортной (морской) безопасности.

Транспортная (морская) безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз и негативных воздействий, связанных с морским судоходством, состояние защищенности объектов морской транспортной инфраструктуры и морских судов от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической и пиратской направленности, а также от угроз природного и техногенного характера.

Участники морехозяйственной деятельности (государственные и негосударственные структуры) обязаны исполнять в полном объеме международные договоры и соглашения Российской Федерации, российские нормативные правовые и нормативные технические акты, регулирующие деятельность по обеспечению транспортной (морской) безопасности.

Государственный контроль и надзор за выполнением участниками морехозяйственной деятельности (государственными и негосударственными структурами) международных договоров и соглашений Российской Федерации, российских нормативных правовых и нормативных технических ак-

тов, регулирующих деятельность по обеспечению транспортной (морской) безопасности, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта» и ее территориальными подразделениями;

- Федеральный закон № 271-2007 года, внесение изменения в пункт 5 статьи 8, изложив его в следующей редакции:

«Государственный контроль и надзор за выполнением администрацией морского порта (капитаном морского порта) и операторами портовых терминалов международных договоров и соглашений Российской Федерации, российских нормативных правовых актов, регулирующих портовую экономическую деятельность и деятельность по обеспечению транспортной (морской) безопасности, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта» и ее территориальными подразделениями;

- Федеральный закон от 31 июля 1998 года №

151-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Феде-рации»16, дополнив статью 5, пунктом 4.

«Пункт 4. В морских портах РФ участники портовой деятельности (государственные и негосударственные структуры) обязаны исполнять требования по обеспечению транспортной (морской) безопасности».

- Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», дополнить статью 4. Обеспечение транспортной безопасности, пунктом 4.

«Пункт 4. Особенности обеспечения транспортной (морской, авиационной, железнодорожной, автомобильной и др.) безопасности на конкретных видах транспорта (морском, внутреннем водном, воздушном, железнодорожном, метрополитене (метротраме), городском электрическим, промышленном, автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве) определяются постановлением Правительства РФ».

Литература

1. Стахов А.И. Административно-публичное обеспечение безопасности в Российской Федерации: монография: М., 2006.

2. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1985.

3. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. М., 2005.

4. Федеральный закон РФ от 28.12.2010 №390 «О безопасности»; Закон Российской Федерации от

05.03.1992 №2446-1 «О безопасности»// Справочная правовая система КонсультантПлюс.

5. Закон РФ «О защите прав потребителей» от

07.02.1992 года № 2300-1 // Справочная правовая система КонсультантПлюс.

6. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Справочная правовая система КонсультантПлюс.

7. Конституция Российской Федерации // Справочная правовая система КонсультантПлюс.

8. Мартынов А.В. Административный надзор в России: теоретические основы построения: монография. М., 2010.

9. Постановление Правительства РФ от 11.06.2004 № 274 «Вопросы Министерства транспорта Российской Федерации» // Справочная правовая система Консуль-тантПлюс.

10. www.mil.ru. Морская доктрина Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Президентом России

27.07.2001 года. Федеральный закон от 30.04.1999 года № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации». Приказ ММФ СССР от 27.05.1991 года № 40 «О мерах по обеспечению безопасности мореплавания»; Приказ Минтранса РФ от 26.07.1994 года № 63 «О мерах по повышению безопасности мореплавания» // Справочная правовая система КонсультантПлюс.

11. Федеральный закон от 08.11. 2007 года № 271-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» // Справочная правовая система КонсультантПлюс.

12. Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации». Справочная правовая система КонсультантПлюс.

13. Федеральный закон РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (СЗ РФ. 2007. № 7. Ст. 837; 2008. № 30 (часть 2). Ст. 3616; 2009. № 29. Ст. 3634; 2010. № 27. Ст. 3415).

14. www. iacis. ги. Модельный закон «О безопасности на транспорте».

15. Постановление Правительства РФ от 12.08.2010 года № 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта» // Справочная правовая система КонсультантПлюс.

16. Федеральный закон РФ от 09.11.2009 № 252-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ-61 от 31.05.1996 года «Об обороне» // Справочная правовая система Консультант-Плюс.

17. Приказ руководителя Росморречфлота от

13.04.2005 года № 11 «Об утверждении Устава федерального государственного учреждения «Служба морской безопасности»».

18. Федеральный закон Российской Федерации от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» II Справочная правовая система КонсультантПлюс.

19. Постановление Правительства РФ от 2000 года № 324 «Об утверждении Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания» II Справочная правовая система КонсультантПлюс.

20. Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. М., 2002.

21. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 200S г. № 1734-р «Об утверждении Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года» II Справочная правовая система КонсультантПлюс.

22. Распоряжение Правительства РФ от 30.07. 2010 года № 1285-р «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» II Справочная правовая система КонсультантПлюс.

23. www.securpress.ru

УДК 340.12

24. Распоряжение руководителя Росморречфлота от 31.07.2009 года № АД150-р «Об утверждении Положения об управлении транспортной безопасности» II Сайт ФАМиРТ.

25. Федеральный закон Российской Федерации от

27.12.2002 № 184 «О техническом регулировании» II Справочная правовая система КонсультантПлюс.

26. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. М., 1985.

27. Тревожный дрейф II Российская газета. 07.05.2010. № 9S.

2S. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, Рим, 1988. Официальный сайт Морской коллегии при Правительстве РФ.

29. Международная конвенция СОЛАС-74. Глава XI-2 МК СОЛАС-74 и МК ОСПС., Колодкин А.Л., Гуцу-ляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международноправовой режим. Основные проблемы. М., 2007. С. 357

- 442.

Мартыненко А.Б.

ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ ГРАЖДАН В ГОСУДАРСТВЕ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

В статье рассматривается и анализируется состояние правового менталитета в государстве переходного периода на примере современной России.

In article the condition of legal mentality in the transition period state on an example of modern Russia is considered and analyzed.

Ключевые слова: Государство, правовой менталитет, переходный период, правосознание, деформация. Keywords: The state, legal mentality, a transition period, sense of justice, deformation.

Ценность человеческой жизни в России снижается в связи с культом денег, богатством на одной стороне и обнищанием на другой. В числе обнищавших - и деятели науки, искусства и культуры [1, с. 88].

Несмотря на обилие правовых предписаний, многие из них не исполняются. Криминогенная ситуация в стране оценивается сегодня с помощью таких характеристик, как обвал, беспредел. Характерно, что Государственная Дума в 1997 году определила российскую законность как «коррупционную» [2]. В стране наступил разгул преступности, появились масштабные террористические акты и массовые нарушения прав человека. Как очень верно отмечалось в СМИ, «тоталитарная система как управляемая демократия с начала девяностых годов плавно переросла в криминальную» [3].

Ухудшение положения дел в стране в переходный период порождает догмы о всесилии мер государственного и правового принуждения. К.Хендли

отмечает, что, несмотря на принятие законов Российской Федерации, в целом позволяющих защищать права граждан, они относятся к этим правовым новациям с изрядной долей скептицизма, по-прежнему предпочитая официальным способам обеспечения своих интересов неформальные, основанные на силовом давлении [4, с. 31]. Здесь следует отметить, что современный правовой менталитет (как составная и неотъемлимая часть правового сознания) основной массы граждан России, возрастной категории от 30 лет, сформировался при другом типе общества, а правосознание молодого поколения формируется в момент острого общественно-культурного кризиса. Серьезные потрясения, произошедшие в политической и экономической системах российского общества, привели к существенному изменению качества жизни. Со всей остротой встала проблема выживания в плохо прогнозируемых условиях. Непосредственным результатом действия этих факторов является кризис

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.