Панфилова Лариса Борисовна
преподаватель кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Понятие и сущность общественной безопасности на водном транспорте
В статье дан анализ понятия «транспортная безопасность». Особое внимание уделено проблемам правового регулирования обеспечения общественной безопасности на водном транспорте.
Ключевые слова: безопасность, транспортная безопасность, водный транспорт, порт, транспортная инфраструктура, состояние защищенности, угроза безопасности.
L.B. Panfilova, Teacher of a Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Concept and summary for public security on water transport
This paper analyzes the concept of «safety of transport». Particular attention is paid to the problems of legal regulation of public safety on water transport.
Key words: security, transport security, water transport, port, transport infrastructure, security state, security threat.
Единое универсальное понятие «безопасность» в отечественном законодательстве отсутствует. В Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» [1] определяется лишь содержание деятельности по обеспечению безопасности. В перечень таких действий входят: прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности; определение основных направлений государственной политики в этой сфере и т.д. (ст. 3).
В Федеральном законе от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ (в редакции от 23 июля 2013 г. № 225-ФЗ) «О транспортной безопасности» [2] под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры, а также транспортных средств от актов незаконного вмешательства (п. 10 ст. 1). При этом обеспечение транспортной безопасности определяется как реализация государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (п. 4 ст. 1).
Попытка законодателя объединить родовым понятием «транспортная безопасность» все ее виды представляется не вполне удачной. Так, понятие «авиационная безопасность» пред-
усмотрено ст. 83 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (в редакции от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ) [3] и определяется как «состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации». Заметим, что оно соотносится с определением «транспортная безопасность» как часть и целое.
В законодательстве об отраслевых видах транспортной безопасности существуют иные дефиниции. В Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (в редакции от 23 июля 2013 г. № 225-ФЗ) [4] и Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (в редакции от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ) [5] они отсутствуют, слово «безопасность» используется в основном в связке с термином «судоходство».
В плане нормотворчества после принятия Федерального закона № 16-ФЗ можно отметить попытку законодателя избавиться от каких-либо определений отдельных видов транспортной безопасности. В частности, понятие «морская безопасность» ранее содержалось в п. «б» ст. 3 Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, утвержденного постановлением
238
Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. № 324 (в редакции от 14 июля 2006 г. № 425), которое в настоящее время утратило силу [6]. Оно означало состояние защищенности жизненно важных интересов личности, а также общества и государства в целом от угроз и негативных воздействий, связанных с морским судоходством.
В настоящее время действует приказ Министерства транспорта РФ от 8 февраля 2011 г. № 41 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» [7], в котором понятие безопасности не раскрывается.
Следует учитывать, что защита объектов транспортной инфраструктуры обеспечивается комплексом мер самого различного характера: правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического. Эти меры предусматривают: во-первых, создание и функционирование координационных органов и оперативных штабов различного уровня; во-вторых, охрану как судов, так и портовых сооружений; в-третьих, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, багажа, грузов, средств технического обеспечения и продовольственного запаса.
Существенную роль в обеспечении общественной безопасности на водном транспорте играют органы общей компетенции. В частности, к ним относится Президент РФ, который определяет основные направления внутренней политики государства, в том числе и национальной безопасности [8]. Отдельные вопросы обеспечения общественной безопасности разрабатываются Правительством РФ и реализуются в подзаконных нормативных актах в сфере обеспечения безопасности на водном транспорте.
Положения Федерального закона № 16-ФЗ позволяют сделать вывод, что органы внутренних дел являются ключевым элементом системы обеспечения транспортной безопасности. Они обладают обширной компетенцией в части борьбы с преступностью на транспорте, административной юрисдикции. Вместе с тем, следует отметить и работу, которая проводится с 1998 г. с целью создания системы морской безопасности в составе Морских администраций портов. Впервые эксперимент был проведен в порту г. Новороссийска, где была создана служба морской безопасности Морской администрации порта. Одновременно была сформирована комиссия по морской безопасности,
включавшая в свой состав руководство всего административного и правоохранительного блока организаций и ведомств, работающих в морском порту и городе. Комиссией совместно с Морской администрацией порта была подготовлена методика оценки уязвимости портовых сооружений, судов, экипажей, пассажиров, разработана инструкция о действиях работников морского транспорта при захватах и угонах морских судов, при возникновении иных нештатных ситуаций.
Так же, как и в Новороссийске, активно развивается охранный комплекс Мурманского, Архангельского, Таганрогского морских торговых портов.
Дополнительным средством охраны может быть использование специализированных юридических лиц, имеющих соответствующие лицензии. Взаимодействие таких субъектов с администрацией морского порта осуществляется в рамках договоров гражданско-правового характера. Каждый порт самостоятельно определяет и устанавливает необходимость дополнительных мер охраны порта с учетом значимости охраняемых объектов, возможностей порта, а также имеющегося охранного оборудования.
Сказанное позволяет вести речь о нескольких видах безопасности:
1) транспортной безопасности как таковой, которую следует рассматривать как состояние защищенности судов, а также объектов инфраструктуры порта, находящихся на его территории людей, грузов и багажа от различных негативных факторов; к подобным негативным факторам, в первую очередь, относятся любые акты незаконного вмешательства, включая и террористические акты;
2) безопасности гидротехнических сооружений порта, предполагающей устранение угроз наиболее важным его элементам; непринятие мер в этой сфере может повлечь приостановление, а иногда и прекращение деятельности порта;
3) пожарной безопасности, которая заключается в обеспечении защищенности всех объектов инфраструктуры порта, судов, иного имущества порта, а также людей от уничтожения; данный вид является существенным, поскольку возгоранию подвержены практически все объекты транспортной инфраструктуры, это может повлечь причинение значительного ущерба, а в случае возгорания специфических грузов может привести к катастрофе (например, в случае возгорания нефтепродуктов);
4) экологической безопасности, которая предполагает обеспечение защищенности при-
239
родных объектов, ресурсов и комплексов от негативного воздействия; требования данного вида безопасности обусловлены реальностью и регламентированы нормативными правовыми актами, помимо этого, такие меры безопасности предусмотрены в качестве первоочередных мероприятий на международном уровне [9].
Указанный перечень является далеко не исчерпывающим. Действуют различные нормативные правовые акты об отдельных видах безопасности: дорожного движения, радиационной безопасности населения, промышленной безопасности опасных производственных объектов и т.д.
В связи с этим в отечественной доктрине содержание понятия «транспортная безопасность» раскрывается по-разному. Отдельными авторами оно оценивается в узком смысле, т.е. так, как его трактует законодатель. По мнению других ученых, это определение оказалось зауженным до технического обустройства объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств с точки зрения их антитеррористической защищенности и правоохранительной деятельности в этой сфере (административной и уголовной юрисдикции). Однако его можно рассматривать в качестве системы, которая включает в себя: 1) обеспечение транспортной безопасности; 2) обеспечение безопасности движения и эксплуатации
транспорта, включая защищенность от угроз техногенного, природного и иного несоциального характера [10, с. 94, 96-97].
В качестве эффективных механизмов совершенствования законодательства в этой сфере рассматриваются два пути. Первый - отмена Федерального закона «О транспортной безопасности» и принятие на его основе нового, в котором будут определены все виды безопасности на транспорте, субъекты их обеспечения, их правовой статус в этой области. Второй путь предполагает внесение изменений и дополнений в уже существующий Федеральный закон № 16-ФЗ. Понятие «транспортная безопасность» и само содержание закона должны обогатиться нормами о таких видах безопасности на транспорте, как «авиационная безопасность», «безопасность мореплавания», «безопасность судоходства на внутренних водных путях», «безопасность дорожного движения», «безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта» и т.д.
Резюмируя сказанное, полагаем, что понятие «транспортная безопасность» нуждается в унификации. Оно должно включать в себя защищенность от угроз самого различного характера, что позволит формулировать соответствующие дефиниции отдельных видов транспортной безопасности в отраслевом законодательстве.
1. Собр. законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.
2. Там же. 2007. № 7. Ст. 837; 2013. № 30, ч. 1. Ст. 4058.
3. Там же. 1997. № 12. Ст. 1383; 2013. № 27. Ст. 3477.
4. Там же. 1999. № 18. Ст. 2207; 2013. № 30, ч. 1. Ст. 4058.
5. Там же. 2001. № 11. Ст. 1001; 2013. № 27. Ст. 3477.
6. Там же. 2000. № 16. Ст. 1714; Рос. газ. 2006. 24 июля.
7. Рос. газ. 2011. 16 марта.
8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Собр. законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
9. Бевзюк Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (постатейный) /под ред. С.Ю. Морозова. Доступ
1. Coll. of legislation of the Russian Federation. 2011. № 1. Art. 2.
2. Ibid. 2007. № 7. Art. 837; 2013. № 30, pt. 1. Art. 4058.
3. Ibid. 1997. № 12. Art. 1383; 2013. № 27. Art. 3477.
4. Ibid. 1999. № 18. Art. 2207; 2013. № 30, pt. 1. Art. 4058.
5. Ibid. 2001. № 11. Art. 1001; 2013. № 27. Art. 3477.
6. Ibid. 2000. № 16. Art. 1714; Rus. newsp. 2006. July 24.
7. Rus. newsp. 2011. March 16.
8. About the National security strategy of the Russian Federation till 2020: decree of the President of the Russian Federation of May 12, 2009 № 537 // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2009. № 20. Art. 2444.
9. Bevzyuk E.A. Comment to the Federal law of November 8, 2007 № 261-FL «On the seaports of the Russian Federation and on amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» (itemized) / ed. by S.Yu. Morozov. Access from legal-reference system «ConsultantPlus». 2010.
240
из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс». 2010.
10. Степаненко Ю.В. Административно-правовые проблемы обеспечения транспортной безопасности // Актуальные вопросы административного и информационного права: материалы науч.-практ. конф. (г. Москва, 12 апр. 2013 г.). М., 2013.
10. Stepanenko Yu.V. Administrative and legal problems of transport security // Actual questions of administrative and information law: proc. of sci.-pract. conf. (Moscow, Apr. 12, 2013). Moscow, 2013.
241