Научная статья на тему 'О некоторых аспектах правового регулирования обеспечения транспортной безопасности'

О некоторых аспектах правового регулирования обеспечения транспортной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
616
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ НОРМА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / LEGAL NORM / LEGAL REGULATION / TRANSPORT SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долгополов Александр Александрович, Белоконь Анна Викторовна

Исследуется вопрос правового регулирования обеспечения транспортной безопасности. Делается акцент на необходимость применения в Российской Федерации системного подхода в правовом регулировании обеспечения транспортной безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some aspects of legal regulation of transport security

We study the question of legal regulation of transport security. Emphasis on the need for a systematic approach of the Russian Federation in the legal regulation of transport security.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах правового регулирования обеспечения транспортной безопасности»

Долгополов Александр Александрович

доктор юридических наук, начальник филиала ВНИИ МВД России по Южному федеральному округу

Белоконь Анна Викторовна

кандидат юридических наук,

ведущий научный сотрудник филиала ВНИИ МВД России по Южному федеральному округу

(e-mail: vnii-kk@mail.ru)

О некоторых аспектах

правового регулирования обеспечения

транспортной безопасности

Исследуется вопрос правового регулирования обеспечения транспортной безопасности. Делается акцент на необходимость применения в Российской Федерации системного подхода в правовом регулировании обеспечения транспортной безопасности.

Ключевые слова: правовая норма, правовое регулирование, транспортная безопасность.

A.A. Dolgopolov, Doctor of Law, Head of the branch of the National Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia across the Southern Federal District;

A.V. Belokon, Master of Law, Leading Researcher of the branch of the National Research Institute of the Ministry of the Interior of Russia across the Southern Federal District; e-mail: vnii-kk@mail.ru About some aspects of legal regulation of transport security

We study the question of legal regulation of transport security. Emphasis on the need for a systematic approach of the Russian Federation in the legal regulation of transport security. Key words: legal norm, legal regulation, transport security.

Правовую основу обеспечения транспортной безопасности составляет Конституция РФ, которая ст. 71 относит к ведению Российской Федерации экономическое развитие, федеральный транспорт и пути сообщения, а также оборону и безопасность. При этом в Российской Федерации принимаются специальные федеральные законы, направленные на борьбу с конкретными угрозами безопасности (террористическими актами, угрозами транспортному комплексу, здоровью населения и др.). Федеральные транспорт, пути сообщения составляют основу транспортной системы страны и включают железнодорожный, воздушный, морской, речной, трубопроводный транспорт и федеральные автомобильные дороги. Транспорт и транспортная инфраструктура являются одним из ключевых факторов обеспечения социальной функции государства, связанным со свободой перемещения людей, товаров и грузов, территориальной мобильностью трудовых ресурсов, выполнением задач по обеспечению безопас-

ности, поддержанию обороноспособности, ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф. Статья 72 Конституции устанавливает совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в обеспечении правопорядка, общественной безопасности, экологической безопасности, борьбе с катастрофами и ликвидации их последствий, в том числе в области транспортной деятельности.

Законодатель устанавливает, что безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в транспортной сфере, выработкой и реализацией системы мер политического, экономического, правового, организационного, информационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

В ряду угроз транспортной безопасности выделяются угрозы, общие для всех видов транспорта, видов транспортной деятельности, а также специфические угрозы (регио-

68

нального, локального, объектного уровней, характерные только для определенного вида транспорта и др.).

К угрозам общего типа относятся: физический износ и моральная устарелость транспортных средств, путей сообщения, устройств, систем и оборудования управления движением, специальных средств;

недостаточная квалификация экипажа; персонала транспортных объектов; лиц, управляющих движением; кадров, занятых на различных уровнях управления транспортной деятельностью;

недостаточность бюджетных и иных средств разных уровней, выделяемых на обеспечение транспортной безопасности;

недостаточное нормативное и организационное обеспечение мобилизационной готовности на транспорте;

несовершенство законодательства в области транспортной деятельности;

террористические проявления и иные криминальные намерения, угрожающие безопасной деятельности транспортного комплекса;

неоптимальность управленческой деятельности публичной власти;

неразвитость средств мониторинга и предупреждения о природных катаклизмах;

низкая эффективность предупреждения неправомерных актов вмешательства, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса.

Из названных видов угроз выстраиваются приоритеты государственно-управленческих усилий по повышению уровня транспортной безопасности. Прежде всего они лежат в сфере технико-технологического фактора транспортной безопасности.

Транспортную безопасность как неотъемлемое условие функционирования транспортной системы Российской Федерации можно представить фактором, позволяющим обеспечивать национальную безопасность и национальные интересы в области транспортной деятельности, устойчивость транспортной деятельности, предотвращать вред здоровью и жизни людей, минимизировать ущерб имуществу и окружающей среде, а также общенациональный экономический ущерб при осуществлении транспортной деятельности.

Транспортная безопасность достигается путем проведения единой государственной политики в этой области, системой мер экономического, организационного, политического

характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества, государства в транспортной сфере.

Правовое регулирование в сфере обеспечения транспортной безопасности осуществляется множеством различных нормативных правовых актов, и это вполне объяснимо наличием множества видов транспорта, а также весьма разветвленной системой факторов транспортной безопасности.

Основным правовым документом в сфере обеспечения транспортной безопасности является Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [1]. Он включает в себя правовые нормы, регулирующие транспортную безопасность, раскрывает основные понятия, относимые к ней, содержит категории транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разъясняет права и обязанности субъектов транспортной инфраструктуры и перевозчиков в области обеспечения транспортной безопасности.

Федеральный закон РФ от 3 февраля 2014 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» [2] устанавливает наказания за нарушение транспортной безопасности, вносит изменения и дополнения в ряд федеральных законов, в том числе в Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, изменяет Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [3] (п. 32 ч. 1 ст. 12) к обязанностям полиции отнесено право выносить заключения о возможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности. Пунктом 27 ч. 1 ст. 13 установлено право полиции участвовать в проверках, проводимых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности.

Указом Президента РФ от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» [4] устанавливаются ответственность Минтранса России за создание комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте и сроки обеспечения защиты

69

критически важных объектов транспортной инфраструктуры.

Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. № 940 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)» [5] устанавливаются три уровня безопасности объектов транспортной инфраструктуры (к системам комплексной защиты объекта прямого отношения не имеет), по умолчанию всегда действует 1 уровень, 2 и 3 уровни объявляются при повышенных угрозах совершения актов незаконного вмешательства террористической направленности.

Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 289 «Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» [6] устанавливается, что аккредитованные специализированные организации проводят оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры.

Распоряжением Правительства РФ от 5 ноября 2009 г. № 1653-р «Об утверждении перечня работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности» [7] утвержден перечень работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, устанавливается перечень работ по безопасности объектов транспортной инфраструктуры, состоящий из 6 пунктов включая аккредитацию, категорирование, оценку уязвимости, разработку планов безопасности, контроль и надзор, формирование и ведение автоматизированной централизованной базы персональных данных о пассажирах.

Распоряжением Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 1032-р [8] утверждены изменения, которые вносятся в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р «О транспортной стратегии Российской Федерации» [9].

Более подробно, на наш взгляд, следует остановиться на распоряжении Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 1032-р, устанавливающем новую редакцию Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года. Данная стратегия определяет, что одной из ее целей является повышение уровня безопасности транспортной системы, которая позволит повысить безопасность движения, полетов и

судоходства, обеспечить эффективную работу аварийно-спасательных служб, подразделений гражданской обороны, специальных служб, достичь безопасного уровня функционирования инфраструктурных объектов транспорта, повысить уровень соответствия транспортной системы задачам обеспечения военной безопасности страны и тем самым создать необходимые условия для соответствующего уровня общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.

В рамках указанной цели за счет комплекса мероприятий предполагается достичь уровня безопасности движения, полетов и судоходства, соответствующего международным и национальным требованиям. Обеспечение транспортной безопасности позволит повысить состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры от противоправных действий, в том числе террористической направленности, угрожающих безопасности деятельности транспортного комплекса.

Помимо средств и мероприятий прямого обеспечения безопасности на транспорте огромное значение в достижении этой цели имеет развитие средств и эффективных систем надзора в сфере транспорта, в том числе автоматизированных средств и информационных систем надзора и контроля в сфере транспорта с применением дистанционных методов. Без их совершенствования управление в сфере обеспечения безопасности транспортной системы будет лишено эффективной обратной связи. Уровень безопасности транспортной системы можно повысить за счет развития систем профессионального допуска к транспортной деятельности путем лицензирования. Важную роль в достижении высокого уровня безопасности должно сыграть также обеспечение потребности транспортного комплекса в специалистах с высоким уровнем профессиональной подготовки, отвечающей требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы.

Правовое обеспечение транспортной безопасности представляет собой установление нормами различных отраслей права юридической основы деятельности субъектов обеспечения транспортной безопасности, их правового статуса, в том числе компетенции, ответственности (материальные нормы), а также правовое регулирование деятельности указанных субъектов (процессуальные, процедурные нормы). При этом необходимо отметить, что правовыми нормами регулируется не

70

только деятельность уполномоченных органов и хозяйствующих в транспортном комплексе субъектов, их должностных лиц и персонала, но и поведение граждан (пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей).

Таким образом, нормативная правовая база является центральным элементом системы обеспечения транспортной безопасности. От того, насколько четко будут закреплены и регламентированы в нормативных правовых актах задачи, функции, полномочия субъектов и процедуры обеспечения безопасности транспортного процесса, будет во многом зависеть конечный результат работы.

1. Собр. законодательства РФ. 2007. № 7. Ст. 837.

2. Рос. газ. 2014. 5 февр.

3. Там же. 2011. 8 февр.

4. Там же. 2010. 5 апр.

5. Собр. законодательства РФ. 2008. № 50. Ст. 5964.

6. Там же. 2009. № 14. Ст. 1672.

7. Там же. 2009. № 46. Ст. 5516.

8. Там же. 2014. № 25. Ст. 3349.

9. Там же. 2008. № 50. Ст. 5977.

Правовое обеспечение транспортной безопасности означает, что все общественные отношения публичного характера, возникающие в транспортном комплексе по поводу предупреждения, предотвращения актов незаконного вмешательства в его деятельность и ликвидации их последствий, регулируются нормами права, содержащимися в нормативных правовых актах различных отраслей права. Полагаем, что акцент должен быть сделан на использовании в Российской Федерации системного подхода в области обеспечения транспортной безопасности.

1. Coll. of legislation of the Russian Federation.

2007. № 7. Art. 837.

2. Rus. newsp. 2014. Febr. 5.

3. Ibid. 2011. Febr. 8.

4. Ibid. 2010. Apr. 5.

5. Coll. of legislation of the Russian Federation.

2008. № 50. Art. 5964.

6. Ibid. 2009. № 14. Art. 1672.

7. Ibid. 2009. № 46. Art. 5516.

8. Ibid. 2014. № 25. Art. 3349.

9. Ibid. 2008. № 50. Art. 5977.

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.