7. КРИМИНАЛИСТИКА; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.12)
7.1. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ПРЕСЕЧЕНИЯ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кулешов Роман Владимирович, к.ю.н., майор полиции. Должность: заместитель начальника по научной работе. Место работы: ФГКОУ ДПО «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России». E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье автор рассматривает соотношение терминов «пресечение экстремистской и террористической деятельности» и «противодействие экстремистской и террористической деятельности».
Ключевые слова: терроризм, экстремизм, террористы, экстремисты, теракт, экстремистская акция, борьба с терроризмом и экстремизмом, предупреждение терроризма и экстремизма, противодействие терроризму, оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности.
RELATIONS BETWEEN THE CONCEPTS OF SUPPRESSION OF CRIME AND COUNTER EXTREMIST AND TERRORIST ACTIVITIES
Kuleshov Roman Vladimirovich, PhD at Law, Police Major. Position: Deputy Head on Research. Place of employment: Federal Public Educational Establishment of Additional Vocational Education «All-Russian Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation». Email: [email protected]
Annotation: The author analyzes the relationship of the terms "suppression of extremist and terrorist activity" and "countering extremist and terrorist activities." Keywords: terrorism, extremism, terrorists, extremists, terrorist attack, an extremist action, the fight against terrorism and extremism, the prevention of terrorism and extremism, anti-terrorism, operational and combat resistance to extremist and terrorist activities.
Терроризм в современном мире, существование которого немыслимо без прогресса в сфере высоких технологий, к сожалению, постепенно принимает новые формы, а степень его опасности выходит на качественно более высокий уровень - это масштабная угроза не только для отдельных стран, но для всей цивилизации, что уже стало общепризнанным фактом. Так, весьма актуальной угрозой остается применение экстремистами химического и биологического оружия массового поражения. Химический и биологический терроризм - это применение химически опасных веществ и биологических агентов непосредственно или путем совершения взрывов, создания условий для аварий на объектах химической и биотехнологической промышленности для преднамеренного скрытого за-
ражения среды обитания человека. В настоящее время химический и биологический терроризм превратился в одну из наиболее опасных угроз национальной безопасности России. Ведь химические средства массового поражения - самые быстродействующие. Биологическое оружие массового поражения основано на принципе распыления болезнетворных организмов и токсинов с целью поражения ими людей, животных и растительности.
Применить отравляющие вещества против федеральных сил угрожал в 1997 году известный чеченский террорист Салман Радуев. В январе 2003 года в Гудермесском районе Чеченской республики была уничтожена группа боевиков. В ходе осмотра тел у одного из террористов была найдена инструкция по кустарному изготовлению отравляющих веществ, включая рицин. Летом 2001 года Резван Четигов, руководитель одной из террористических групп, заявлял о борьбе с представителями федеральных силовых структур при помощи ядов. Им подготавливалось отравление источников воды в местах дислокации военнослужащих. В апреле 2002 года в ходе осмотра тела убитого полевого командира Ислама Чилаева были изъяты сулема и мышьяк, а также инструкции по их применению. Тайник с крупными партиями этих же ядов был также обнаружен у селения Бачи-Юрт.
Не менее разрушительны теракты с захватом объектов атомной энергетики вместе с высококвалифицированным персоналом в заложниках. Использование террористов - смертников наблюдаются при взрывах в Москве, Чечне и других регионах России.
По данным ГИАЦ МВД России, статистика в целом по России и по Северному Кавказу по ст. 317 УК РФ свидетельствует, что в настоящее время в республиках Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкария) террористическими группировками регулярно совершаются убийства сотрудников правоохранительных органов. Их расстреливают на постах ГИБДД, на отдыхе с семьей, в домах. В осуществлении терактов втянута молодежь и подростки. В ходе религиозной и психологической обработки в лес к бандформированиям уходят молодые люди, часть молодых девушек становятся террористками-смертницами (шахидками).
Экстремистами и террористами развязана террористическая война. Почти ежедневно обезвреживаются самодельные взрывные устройства, часть из них срабатывает, унося жизни сотрудников правоохранительных органов и спецслужб и мирных граждан, терроризм оказывает крайне дестабилизирующее влияние на оперативную обстановку на Северном Кавказе и в целом по России. Совершение терактов, имеющих большой общественный резонанс, сопровождаемый гибелью большого количества заложников, наносит непоправимый урон престижу государства, а также межнациональным отношениям и подрывает устои самого государства.
Таким образом, в современных условиях криминальная ситуация в Российской Федерации по линии проявления экстремизма и терроризма остается напря-
ПРЕСЕЧЕНИЕ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ
Кулешов Р.В.
женной. Возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации обусловлено определенными историческими предпосылками, связанными как с внутренними экономическими, политическими, социальными, межнациональными, конфессиональными противоречиями, так и с внешними, в том числе общими для всего мирового сообщества, террористическими угрозами.
Основными внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующими ему причинами и условиями, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации считает: а) межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия; б) наличие условий для деятельности экстремистски настроенных лиц и объединений; в) недостаточная эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию терроризму; г) ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости в едином информационном пространстве Российской Федерации; д) недостаточно эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Среди основных внешних факторов, способствующими возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации, Концепция выделяет: а) попытки проникновения международных террористических организаций в отдельные регионы Российской Федерации; б) наличие очагов террористической активности вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников; в) наличие в иностранных государствах лагерей подготовки боевиков для международных террористических и экстремистских организаций, в том числе антироссийской направленности, а также теологических учебных заведений, распространяющих идеологию религиозного экстремизма; г) финансовую поддержку террористических и экстремистских организаций, действующих на территории Российской Федерации, со стороны международных террористических и экстремистских организаций; д) стремление ряда иностранных государств, в том числе в рамках осуществления антитеррористической деятельности, ослабить Российскую Федерацию и ее позицию в мире, установить свое политическое, экономическое или иное влияние в отдельных субъектах Российской Федерации; е) распространение идей терроризма и экстремизма через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации; ж) заинтересованность субъектов террористической деятельности в широком освещении своей деятельности в средствах массовой информации в целях получения наибольшего общественного резонанса; з) отсутствие в международном сообществе единого подхода к определению причин возникновения и распространения терроризма и его движущих сил, наличие двойных стандартов в правоприменительной практике в области борьбы с терроризмом; и) отсутствие единого антитеррористического информационного пространства на международном и национальном уровнях
Следует отметить, что экстремистами и террористами постоянно меняется тактика совершения экстремистских акций и терактов. Так, если ранее терроризм представлял собой ведение минно-взрывной войны против федеральных сил, то в настоящее время он направлен против населения и правоохранительных
органов. Претерпевают изменения и формы совершения преступлений. Террористами все чаще осуществляются акции, направленные на причинение максимальных последствий: взрывы жилых домов и административных зданий (г.г. Магас, Волгодонск, Москва и др.), в электропоездах (Ставропольский край).
Террористами учитывается и предыдущий опыт совершения террористических актов, пресеченных оперативно-боевыми подразделениями. Например, если при штурме театрального центра на Дубровке в г. Москва оперативно-боевыми подразделениями через вентиляционные отверстия был применен усыпляющий газ, то при захвате заложников в г. Беслане террористы приказали заложникам, во избежание возможности совершения аналогичных действий оперативно-боевыми подразделениями, разбить все окна и забаррикадировать их школьной мебелью.
Таким образом, реалии современной картины борьбы с проявлениями терроризма и экстремизма требуют глобального и качественного совершенствования подходов к данной деятельности. Определенные шаги в данном направлении в целом сделаны. Принята Концепция противодействия терроризму в РФ, закрепившая общегосударственную систему противодействия терроризму, новый Федеральный Закон «О безопасности», внесены изменения в Федеральные законы «О противодействии терроризму», а также в уголовный, уголовно-процессуальный законы и иные нормативные акты.
Несомненно, общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Концепция определила, что противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям: а) предупреждение (профилактика) терроризма; б) борьба с терроризмом; в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма
Вместе с тем, в условиях борьбы с терроризмом и экстремизмом использование правоохранительными органами одних только традиционных форм и методов оперативно-розыскной деятельности в ее прежнем виде явно недостаточно. Реалии сегодняшнего дня остро ставят вопрос о такой организационно-тактической форме ОРД, как оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности, дающей возможность ликвидации самой угрозы совершения теракта или экстремистских акций.
До того, как преступления террористического характера образовали самостоятельный вид преступности и была установлена уголовная ответственность за терроризм, анализируемые мероприятия специальные мероприятия обычно рассматривались в рамках теории оперативно-розыскной деятельности. Однако в связи с ростом террористической преступности и ее общественной опасности эти рамки оказались достаточно узкими. Стало очевидно, что террористов, в том числе организаторов и исполнителей, можно задержать или уничтожить чаще всего при условии проведения масштабных или иных оперативно-боевых мероприятий. В связи с этим возникла необходимость разработки теории оперативно-боевой деятельности, которая особенно актуальна для борьбы с незаконными вооруженными формированиями - основными по-
ставщиками террористов и организаторами террористических акций.
Таким образом, сама жизнь, изменение криминальной обстановки в стране, исключительная опасность этнорелигиозного терроризма поставили проблему сочетания оперативно-розыскных мер с оперативно-боевыми, разработки организации, стратегии и тактики соответствующей деятельности в борьбе с этим явлением. Сегодня оперативно-боевое пресечение террористической и экстремистской деятельности относится к числу приоритетных направлений деятельности правоохранительных органов в противодействии терроризму и экстремизму.
Понятия «оперативно-боевое пресечение экстреми-сткой и террористической деятельности» и «оперативно-боевое противодействие экстремисткой и террористической деятельности» не тождественны, а соотносятся как часть и общее.
Оперативно-боевое пресечение террористической деятельности - это выработанная практикой деятельность правоохранительных органов и спецслужб, совокупность оперативно-боевых, специальных и войсковых мероприятий, с применением оружия, спецсредств, специальной и боевой техники, образующих систему силового пресечения террористического акта, на основании существующего законодательства.
Оперативно-боевое пресечение террористической деятельности проявляется в выявлении соответствующих преступлений, установлении местонахождения преступников с помощью оперативно-розыскных и иных мероприятий и их захвате либо уничтожении с помощью боевых действий, с использованием физической силы, оружия, специальных средств, специальной и боевой техники.
Видами оперативно-боевого пресечения терроризма следует признавать: 1) контртеррористическую операцию, специальную операцию по: а) освобождению заложников, б) ликвидации террористов, в) захвату террористов; 2) пресечение террористических актов в воздушной среде; 3) пресечение террористических актов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства.
Иными словами, оперативно-боевое пресечение ограничено мерами прерывания совершения общественно опасных деяний путем своевременного вмешательства уполномоченных на то субъектов правоохранительной деятельности. Однако необходимо дальнейшее развитие теории ОРД в рамках выработки более действенной и универсальной системы оперативно-боевого реагирования в сфере установления контроля над экстремистской и террористической деятельностью.
Как нам представляется, данные задачи призвана разрешить именно развивающаяся частная теория оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности.
Оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности - это деятельность правоохранительных органов и спецслужб, заключающаяся в применении выработанных практикой совокупности приемов, форм и методов, состоящих из оперативно-розыскных, оперативно-боевых, войсковых и специальных мероприятий и образующих систему:
- предупреждения терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий,
способствующих терактам (профилактика терроризма),
- пресечению терактов, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений,
- минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на основании существующего законодательства.
Развитие теории оперативно-розыскной деятельности и одной из ее силовых составляющих - оперативно-боевого противодействия экстремизму и терроризму позволит внести изменения в существующий порядок организации, тактики действий и подготовки правоохранительных органов. Ведь применение оперативно-боевых сил, средств и методов в противодействии экстремизму и терроризму связано не только с их практической полезностью, но и с правомерностью. По своему характеру, содержанию и целенаправленности эти средства и методы должны полностью соответствовать духу и букве закона, а их применение -требованиям законности. Поэтому нормативная регламентация тактических рекомендаций, основанная на изучении отношений в сфере оперативно-боевой тактики, является важной гарантией соблюдения законности в оперативно-боевом противодействии экстремистской и террористической деятельности.