Научная статья на тему 'Управление оперативно-боевым подразделением как элемент научной организации оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности'

Управление оперативно-боевым подразделением как элемент научной организации оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
973
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА / ТЕРАКТЫ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ОПЕРАТИВНО-БОЕВОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ / ОПЕРАТИВНО-БОЕВОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / КАДРЫ / СОТРУДНИКИ / СЛУЖБЫ / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / TERRORISM / EXTREMISM / OPERATIONAL-COMBATING COUNTERACTION AGAINST EXTREMIST AND TERRORIST ACTIVITIES / COMBATING TERRORISM AND EXTREMISM / COUNTERACTION / SCIENTIFIC ORGANIZATION / SOCIAL SYSTEM / CONTROL / UNITS / PERSONNEL / TERROR AND EXTREMISM WARNING / ACTS OF TERROR / OPERATIVE-COMBATING UNIT / OFFICERS / SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулешов Роман Владимирович

В статье автор рассматривает управление оперативно-боевым подразделением, непосредственно осуществляющим оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности, в качестве элемента научной организации оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Control of the Operative-Combating Unit as an Element of the Scientific Organization of the Operational-Combating Counteraction Against Extremist and Terrorist Activities

The problem of controlling the operative-combating unit as an element of the scientific organization of the operational-combating counteraction against extremist and terrorist activities

Текст научной работы на тему «Управление оперативно-боевым подразделением как элемент научной организации оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности»

вестник уральского юридического института мвд россии

Удк 343.85

Управление оперативно-боевым подразделением как элемент научной организации оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности

Кулешов Роман владимирович, заместитель начальника всероссийского института повышения квалификации сотрудников МвД России по научной работе, кандидат юридических наук

e-mail: [email protected]

В статье автор рассматривает управление оперативно-боевым подразделением, непосредственно осуществляющим оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности, в качестве элемента научной организации оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности.

Ключевые слова: терроризм; экстремизм; борьба с терроризмом и экстремизмом; предупреждение терроризма и экстремизма; теракты; противодействие; оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности; научная организация; социальная система; управление; оперативно-боевое подразделение; кадры; сотрудники; службы; подразделения.

The Control of the Operative-Combating Unit as an Element of the Scientific Organization of the Operational-Combating Counteraction Against Extremist

and Terrorist Activities

Kuleshov Roman Vladimirovich,

Deputy Head on Research Work of the All-Russian Institute of the Development of Vocational Competence of Police Officers of the MIA of Russia, Candidate of juridical sciences

The problem of controlling the operative-combating unit as an element of the scientific organization of the operational-combating counteraction against extremist and terrorist activities.

Key words: terrorism; extremism; combating terrorism and extremism; terror and extremism warning; acts of terror; counteraction; operational-combating counteraction against extremist and terrorist activities; scientific organization; social system; control; operative-combating unit; personnel; officers; services; units.

теория оперативно-боевого противодействия террористической деятельности раскрывает закономерности, общие связи и отношения между различными явлениями и процессами оперативно-боевой практики, вооружает кадры спецподразделений знанием организационных форм и тактических приемов оперативно-боевых действий [1]. При организации оперативно-боевого противодействия террористической деятельности руководители соответствующих подразделений должны исходить из особенностей складывающейся оперативной обстановки. организуя оперативно-боевое противодействие террористической деятельности, они обязаны постоянно следить за состоянием криминальной ситуации в сфере терроризма и бандитизма, анализировать и учитывать кри-

миногенные и антикриминогенные факторы, знать и учитывать объективные условия, в которых подчиненные спецподразделения решают задачи борьбы с этими видами преступности, и предвидеть все возможные их изменения. изучение и оценку оперативной обстановки, в которой проходят или будут проходить оперативно-боевые мероприятия, следует рассматривать как предварительный этап принятия управленческих и оперативно-тактических решений. сама деятельность по оперативно-боевому противодействию должна быть конкретизирована с учетом организационно-тактической специфики применения оперативно-боевых сил и средств для решения конкретных, ограниченных по цели, месту и времени оперативно-тактических задач.

Оперативно-боевое управление представляет собой изменяющийся под влиянием оперативной обстановки процесс непрерывного руководства имеющимися силами и средствами путем принятия и корректировки решений на проведение конкретных оперативно-боевых мероприятий, доведение их до исполнителей, организационного, оперативно-технического и иного обеспечения оперативно-боевой работы и контроля за ее осуществлением в соответствии с поставленными задачами и требованиями законности.

Научная организация оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности и его составной части - оперативно-боевого управления - находится в тесном взаимодействии с оперативно-боевой тактикой применения негласных и иных оперативно-боевых средств и методов борьбы с преступностью. Именно от правильного решения организационных задач зависят оптимальная расстановка оперативно-боевых сил и средств, их боевая готовность, умелое сочетание оперативно-розыскных и оперативно-боевых действий, комплексное применение оперативно-боевых возможностей оперативно-боевого подразделения в борьбе с указанными особо опасными видами преступности. Успешные тактические действия по предотвращению преступлений, розыску и задержанию бандитов возможны лишь в рамках научной организации оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, которая заметно влияет на развитие тактики, определяет целенаправленность применяемых тактических приемов оперативно-розыскных и боевых действий.

Научная организация оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности основывается на тесном сочетании организационно-тактических элементов, которое обеспечивает единство системы и гибкое ее реагирование на изменения оперативной обстановки.

Основы управления оперативно-боевыми подразделениями неотрывно связаны с общим управлением в системе правоохранительных органов.

Сущность управления в органах внутренних дел заключается в обеспечении правильного взаимодействия частей, элементов системы органов внутренних дел как единого целого, в волевом воздействии на систему органов внутренних дел и ее структурные подразделения с целью обеспечения эффективности их деятельности, направленной на выполнение стоящих перед ними задач в сфере правоохранительной деятельности государства, в сфере внутренних дел [2, с. 6-27].

Социальная система управления в той или иной сфере, в свою очередь, состоит из управляющей и управляемой системы (подсистем), которые находятся во взаимодействии благодаря наличию прямых и обратных связей между ними. В. П. Хомкоков отмечает: «Важным при структурном анализе представляется выявление таких свойств структуры, как устойчивость, т. е. количественный аспект этого отношения, который выражается в том, что система должна быть по возможности наиболее прочной» [3].

К управляющей системе относятся все элементы, которые обеспечивают процесс управления, то есть процесс целенаправленного воздействия на управляемую систему. Активный компонент управляющей системы - субъект управления, работники, выполняющие функции управления. Управляющая система имеет определенную организационную структуру управления, управленческий персонал и технические средства. Управляющей системой является государство. Специальными внутригосударственными управляющими системами и системами управления в сфере внутренних дел выступают органы внутренних дел, наделенные соответствующими правами и обязанностями. Управляющими системами в сфере внутренних дел выступают вышестоящие органы внутренних дел, наделенные полномочиями по управлению.

К управляемой системе относятся элементы системы управления (коллективы, группы людей), которые подвергаются определенному воздействию со стороны управляющей системы и непосредственно осуществляют возложенные на них функции. Управляемыми системами в области внутренних дел государства являются нижестоящие органы внутренних дел и их структурные подразделения.

Управление спецподразделениями представляет собой целенаправленную деятельность командиров, штабов и других органов управления по поддержанию боевой готовности и боеспособности, подготовке их к оперативно-боевому противодействию экстремистской и террористической деятельности и руководству ими при выполнении поставленных задач [4; 5]. От качества управления оперативно-боевыми подразделениями всегда зависел успех боя или спецоперации: умелое руководство спецподразделениями способствовало разгрому бандитов с наименьшими потерями и достижению победы в короткие сроки.

Теория и практика управления оперативно-боевыми подразделениями развивались и совершенствовались по мере изменения вооружения, техники, организации оперативно-боевого противодействия и способов ведения оперативно-боевых действий, а также целей и задач, которые перед такими спецподразделениями ставились.

Хорошо организованное и непрерывное управление оперативно-боевыми подразделениями в бою или спецоперации обеспечивает захват и удержание инициативы, скрытность подготовки и внезапность нанесения ударов по бандформированиям, эффективное применение имеющихся спецсредств и оружия и полное использование оперативно-боевых возможностей спецподразделений, своевременное осуществление спецмероприятий по установлению места нахождения бандитов (террористов). Оно позволяет в любых, даже самых сложных условиях оперативной обстановки добиваться успешного выполнения оперативно-боевых задач в установленные сроки.

При проведении спецоперации условия управления оперативно-боевыми подразделениями ныне стали неизмеримо сложнее. Необходимо руководить спецподразделениями, обладающими очень высокой подвижностью и маневренностью, действующими са-

вЕстник УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД России

мостоятельно на отдельных направлениях, не редко в горной местности, при наличии обширных зон разрушений и пожаров (Чечня, Дагестан).

частые и быстрые переходы от одного вида спецоперации к другому обусловили необходимость организации ее в ходе предыдущих боевых действий или при выдвижении спецподразделений. Управление спецподразделениями осуществляется обычно в недостаточно ясной обстановке: командир, принимая решение, зачастую не располагает всей нужной информацией о важнейших элементах оперативно-боевой обстановки. Нередко ему приходится одновременно организовывать действия спецподразделений по выполнению полученной задачи и руководить уничтожением сохранившихся очагов сопротивления бандитов в расположении своих сил, ликвидацией последствий применения бандитами мин и фугасов.

Значительно усложнились условия управления оперативно-боевыми подразделениями, повысились требования, которые предъявляются к руководству оперативно-боевыми подразделениями в спецоперации или общевойсковом бою. Управление спецподразделением может быть успешным лишь в том случае, если оно соответствует следующим условиям (представляющим собой одновременно факторы и требования - вопрос о предпочтении того или иного понятия отражает индивидуальную терминологическую позицию автора): является устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытым.

Рассмотрим данные управленческие условия, факторы, требования более детально.

Требование устойчивости управления оперативно-боевыми подразделениями означает, что оно должно осуществляться в любых условиях воздействия бандформирований. Ни удары средств огневого поражения, ни иные их действия не должны приводить к таким нарушениям, при которых невозможно выполнение управленческих функций. Нарушенное управление спецподразделением должно быть немедленно восстановлено. Выполнение требования устойчивости управления приобретает сейчас первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что бандиты рассматривают нарушение управления как одно из основных условий достижения успеха в бою с оперативно-боевыми подразделениями и в целом с федеральными силами России.

Для достижения устойчивости управления оперативно-боевыми подразделениями органов внутренних дел и иных правоохранительных органов, наряду с уничтожением средств поражения бандитов и срывом действий их сил, направленных на нарушение управления оперативно-боевым подразделением, необходим целый ряд мероприятий тактического и технического характера. Силы и средства управления должны распределяться по создаваемым пунктам управления с тем, чтобы каждый из них был в состоянии решать основные задачи управления оперативно-боевыми подразделениями самостоятельно, тогда при внезапном выходе из строя одного из пунктов сохранится возможность управления подчиненными оперативно-боевыми подразделениями с других пунктов.

Важно умело рассредоточивать, скрытно располагать и своевременно перемещать созданные пункты управления, комплексно использовать все технические средства управления, строго соблюдать правила скрытого управления и безопасности связи, надежно защищать радиоэлектронные средства от радиоэлектронного подавления и поражения оружием бандформирований.

Постоянная высокая готовность всех органов управления, а также тех спецподразделений, которые обеспечивают их работу в бою или в спецоперациях, высокая психологическая подготовка личного состава для деятельности в указанных специфических экстремальных условиях позволяют успешно решать задачи устойчивого управления оперативно-боевыми подразделениями в обстановке длительного воздействия средств огневого поражения бандформирований.

Требование непрерывности управления оперативно-боевыми подразделениями предполагает постоянное, без каких-либо перебоев в ходе подготовки и ведения боя или спецоперации, воздействие органов управления на подчиненные оперативно-боевые подразделения в интересах успешного выполнения ими поставленных задач по уничтожению бандитских и экстремистских организаций и террористических группировок. В спецоперации, развивающейся в стремительном темпе, отличающейся резкими изменениями обстановки, быстрым изменением соотношения сил и средств сторон, как никогда раньше необходимо своевременное и тактически грамотное и результативное реагирование командира, штаба и других органов управления на происходящие события, постоянное влияние на ход подготовки и ведение оперативно-боевых действий. И хотя в условиях применения бандгруп-пами оружия достижение непрерывности управления сильно затруднено, командир, штаб, другие органы управления оперативно-боевыми подразделениями не должны допускать даже кратковременных перебоев в руководстве оперативно-боевыми подразделениями в бою или в спецоперации.

Для достижения непрерывности управления оперативно-боевым подразделением необходимо обеспечить постоянное функционирование пунктов управления и надежную связь между ними, с подчиненными, взаимодействующими оперативно-боевыми подразделениями, вышестоящими командиром и штабом. Обязательным условием достижения непрерывности управления оперативно-боевыми подразделениями являются полное уяснение задач, поставленных старшим командиром, знание обстановки и предвидение возможных ее изменений. Знание и глубокий анализ условий подготовки и ведения боя позволяют командиру, штабу, другим органам управления оперативно-боевыми подразделениями направлять усилия оперативно-боевых подразделений на преодоление встречающихся трудностей.

Важнейшее значение имеют быстрота и адекватность реакции органов управления оперативно-боевыми подразделениями на изменения обстановки, т. е. своевременное принятие или уточнение решения, доведение новых или уточненных задач, порядка вза-

имодействия до непосредственных исполнителей. Существенную роль играют постоянный контроль за выполнением поставленных задач, быстрый сбор и обработка данных об организациях экстремистского толка и террористических группировках. Под оперативностью управления понимается быстрое, обеспечивающее упреждение экстремистов и террористов в действиях, осуществление всех мероприятий по управлению оперативно-боевым подразделением при подготовке и в ходе боя или спецоперации. В условиях постоянной борьбы противоположных сторон - участников боевых действий и спецопераций, вызванных конфликтом на экстремистской или террористической почве, в том числе и за лидерство в отношении владения информацией, значимой для дальнейшего исхода или разрешения конфликта, оперативность управления оперативно-боевыми подразделениями приобретает важнейшее значение.

Скрытность управления оперативно-боевыми подразделениями достигается выполнением целого комплекса взаимосвязанных мероприятий. К ним относятся: строгое ограничение круга должностных лиц, посвящаемых в замысел предстоящего боя или спецоперации; сохранение в тайне деятельности тех, кто принимает непосредственное участие в разработке и реализации наиболее важных задач управления; соблюдение правил и порядка ведения переговоров по техническим средствам связи. В интересах обеспечения скрытности управления оперативно-боевым подразделением применяется специальная техническая аппаратура, а также кодирование документов, используются таблицы позывных и сигналов, переговорные таблицы и кодированные карты. Решающее значение для оставления противника в неведении относительно подлинного плана действий и имеющихся боевых и тактических ресурсов имеют скрытное размещение и перемещение пунктов управления. В соответствии с планом вышестоящего штаба проводятся мероприятия по маскировке элементов системы управления и дезинформации бандформирований.

Скрытность управления заключается в сохранении в тайне от экстремистских и террористических формирований всех мероприятий, проводимых командирами, штабами, оперативно-боевыми подразделениями в период подготовки и в ходе боя или спецоперации. В спецоперации скрытность управления приобретает еще большее значение в связи с возрастанием роли внезапности действий, увеличением возможностей разведки бандформирований и применения ими разнообразных средств огневого поражения.

Помимо требований или условий эффективного управления оперативно-боевыми подразделениями, необходимо выделить принципы - руководящие положения, на которых должно зиждиться данное управление.

К основным принципам управления, применяемым с учетом конкретной обстановки в спецоперации, на наш взгляд, относятся: единоначалие; личная ответственность командиров (начальников) за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных задач; централизация управления в сочетании с раз-

умной инициативой подчиненных; глубокое знание и анализ обстановки, предвидение хода событий; настойчивость в реализации принятых решений и планов; высокая организованность и творчество в работе органов управления, знание личного состава, опора на подчиненных командиров.

Единоначалие - важнейший принцип управления оперативно-боевыми подразделениями, означающий, что командир наделен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным. Хотя в управлении оперативно-боевыми подразделениями принимают самое деятельное участие штабы, тем не менее всегда и во всех звеньях должен непременно соблюдаться принцип единоначалия. Лишь при единоначалии достигается безусловное и строжайшее единство воли путем подчинения воли многих людей воле одного - руководителя. Единоначалие выражается в том, что командир лично принимает решение на бой или спецоперацию, отдает подчиненным необходимые приказы и распоряжения, организует их выполнение [6].

Командиры всех уровней несут полную личную ответственность за все стороны жизни и деятельности подчиненных им оперативно-боевых подразделений. И хотя каждый командир при решении задач управления оперативно-боевыми подразделениями опирается на коллектив, в необходимой мере использует помощь других должностных лиц органов управления, не кто иной, как он несет персональную ответственность за целесообразность принятого решения на проведение спецоперации или организации боя, правильность и обоснованность решений, принимаемых в ходе боя, наиболее эффективное использование в бою или спецоперации имеющихся сил и средств и конечные результаты выполнения оперативно-боевыми подразделениями поставленных оперативно-боевых задач по ликвидации бандформирований.

Если принимаются нецелесообразные решения, то подчиненные оперативно-боевые подразделения применяются в бою неумело, неэффективно, а поставленные задачи выполняются неполно, с нарушением установленных сроков или вовсе не выполняются.

Необходимость соблюдения принципа централизации управления обусловлена тем, что спецоперация по-прежнему ведется в соответствии с замыслом старшего командира и для достижения общей цели требуются согласованные усилия всех сил и средств, участвующих в ней.

Централизация управления оперативно-боевыми подразделениями проявляется в объединении старшим командиром всех действий подчиненных и приданных подразделений единым планом, в направлении их усилий на быстрейшее достижение общей цели боя или спецоперации. Централизация не исключает, а предполагает широкую инициативу подчиненных. Смелое и разумное дерзание, стремление найти наилучшие способы выполнения поставленной задачи, способность к проявлению самостоятельности в сложной обстановке всегда играли большую роль [7, с. 157].

Глубокое знание и анализ обстановки оперативно-боевой деятельности отнесены к числу основных принципов в силу того, что без этого управление оператив-

вестник УРАЛЬСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ

но-боевыми подразделениями просто немыслимо. Они позволяют выделить в сложившейся обстановке главное, наиболее существенное, выявить моменты, затрудняющие исполнение полученной задачи в установленный срок, и своевременно наметить меры по устранению их отрицательного влияния на действия подчиненных оперативно-боевых подразделений, принять оптимальное решение на проведение спецоперации или организации боя. Глубокое знание и анализ обстановки, в которой протекает оперативно-боевая деятельность, дают возможность командиру, штабу и другим органам управления верно направлять усилия подчиненных на преодоление возникающих в ходе боя трудностей, своевременно реагировать на происходящие изменения в оперативной обстановке.

Оперативно-боевой опыт показывает, что настойчивость в реализации принятых решений и планов в реальную обстановку оперативно-боевой деятельности всегда способствует достижению успеха в бою и спецоперации. Без знания личного состава, специфики деловых и индивидуальных психологических качеств каждого подчиненного непосредственным руководителем, а также опоры на подчиненных командиров вышестоящими руководителями нельзя рассчитывать на успешное управление оперативно-боевыми подразделениями в бою или спецоперации.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что неотъемлемыми составляющими методологической основы управления оперативно-боевыми подразделениями органов внутренних дел являются состоящие в единстве и взаимосвязи проанализированные выше принципы и условия (факторы, требования). Учет данных принципов и условий при осуществлении оперативно-боевого противодействия противоправной деятельности экстремистских организаций и террористических группировок соответствует требованиям научного подхода к организации правоохранительной деятельности, придавая ей целеустремленный и высокоэффективный характер, а также внося посильный вклад в процессы ликвидации террористических и экстремистских формирований, бросающих вызов всему цивилизованному обществу.

Список литературы

1. Дзюба Д. И. Оперативно-боевые аспекты борьбы

с терроризмом: дис____канд. юрид. наук / Д. И. Дзюба. -

М.: ВНИИ МВД России, 2006.

2. Основы управления в органах внутренних дел: учебник / под ред. А. П. Коренева. - М.: Щит, 2001.

3. Хомколов В. П. Организация управления оперативно-розыскной деятельностью: системный подход / В. П. Хомколов. - М.: Закон и Право, 1999.

4. Тактика / В. Г. Резниченко, И. Н. Воробьев, Н. Ф. Мирошниченко [и др.]. - М.: Московская Академия МВД России, 1988.

5. Основы управления в органах внутренних дел: учеб. пособие / под ред. А. П. Коренева. - М., 1988.

6. Махинин В. И. Основы управления в органах безопасности: учебник / В. И. Махинин; отв. ред. Б. С. Тете-рин. - М., 2001.

7. Макнаб К. Современный бой: оружие и тактика / К. Макнаб, У. Фаулер / пер. с англ. - М.: ЭКСМО, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.