Научная статья на тему 'Теоретико-методологические вопросы управления оперативно-боевым подразделением'

Теоретико-методологические вопросы управления оперативно-боевым подразделением Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4037
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ И ЭКСТРЕМИЗМОМ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА И ЭКСТРЕМИЗМА / ТЕРАКТ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ОПЕРАТИВНО-БОЕВОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / TERRORISM / EXTREMISM / FIGHT AGAINST TERRORISM AND EXTREMISM / PREVENTION OF TERRORISM AND EXTREMISM / TERRORIST ACT / COUNTERACTION / OPERATIONAL COMBAT UNIT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулешов Р. В.

В статье автор рассматривает проблемы борьбы с терроризмом и экстремизмом в аспекте совершенствования управления оперативно-боевым подразделением, непосредственно осуществляющим противодействие экстремистской и террористической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological issues of operational combat unit management

The article is devoted to theoretical and methodological issues of the fight against terrorism and extremism. The author analyzes this problem from the point of view of improving the management of operational combat units countering extremist and terrorist activities.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические вопросы управления оперативно-боевым подразделением»

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-БОЕВЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ Р.В. Кулешов

(заместитель начальника Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России по научной работе, кандидат юридических наук; г. Домодедово; [email protected])

В статье автор рассматривает проблемы борьбы с терроризмом и экстремизмом в аспекте совершенствования управления оперативно-боевым подразделением, непосредственно осуществляющим противодействие экстремистской и террористической деятельности.

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, борьба с терроризмом и экстремизмом, предупреждение терроризма и экстремизма, теракт, противодействие, оперативно-боевое подразделение.

Одним из компонентов любой социальной системы, в том числе и оперативнобоевых подразделений, осуществляющих противодействие экстремистской и террористической деятельности, всегда выступает человек - конечный, необходимый и элементарный носитель социального качества. В то же время он является компонентом и частью любой социальной системы, воплощением ее сущности. Только через социальную систему, как известно, человек обретает свою социальную сущность. В связи с этим кадры оперативнобоевых подразделений являются одним из компонентов системы оперативно-боевых подразделений, придающих ей жизнедеятельный характер, поскольку управление оперативно-боевыми подразделениями является управлением людьми и их деятельностью.

Оперативно-боевые подразделения

- организованные в правовом, функциональном и структурном отношениях коллективы сотрудников, компетенция которых в области борьбы с преступностью четко определена, а предмет их ведения и пределы полномочий закреплены в нормативном порядке. Тем самым определяется целенаправленность и специализация в деятельности оперативно-боевых подразделений и обеспечивается согласование их усилий на основе взаимодействия.

В системе правоохранительных органов имеются также службы вспомогательного назначения, оказывающие содействие

основным подразделениям: оперативнопоисковые, оперативно-технические, учетно-регистрационные и информационные аппараты. В пределах своей компетенции они также реализуют свои функции, осуществляя отдельные специализированные оперативно-розыскные мероприятия (проводят скрытое наблюдение, оперативные установки, негласные исследования, информационно-поисковую работу и т.п.).

Наконец, в осуществлении оперативно-боевого противодействия террористической деятельности принимают участие штабные аппараты и неоперативные службы, которые при необходимости используют свои розыскные возможности в решении задач предотвращения и раскрытия преступлений, розыска и задержания скрывшихся террористов и бандитов (участие штабов в осуществлении первоначальных оперативно-розыскных мероприятий, блокировании места спецоперации).

Таким образом, оперативно-боевые функции осуществляются как специально организованными для этой цели оперативно-боевыми подразделениями, применяющими присущие им формы, средства и методы оперативно-боевой работы, так и другими службами (в пределах их компетенции), что предполагает комплексное использование оперативно-боевых возможностей всех служб и подразделений на основе централизованного управления либо координации оперативно-боевыми действиями.

Наличие специализированных подразделений, для которых реализация оперативно-боевых функций является главным содержанием оперативно-боевого противодействия террористической деятельности, способствует научной разработке и постоянному научному совершенствованию тактики пресечения терактов, в том числе в их наиболее опасных формах.

Научная организация оперативнобоевого противодействия террористической деятельности - это целенаправленные усилия руководителей подразделений правоохранительных органов по созданию оптимальных условий функционирования служб и подразделений, осуществляющих оперативно-боевые функции, организации взаимодействия между ними, направлению их усилий на успешное выполнение задач оперативно-боевого противодействия террору путем объективной и глубокой оценки складывающейся оперативной обстановки, принятия научно обоснованных управленческих решений, обеспечивающих комплексное использование оперативно-боевых сил, средств и методов, и обеспечению реализации этих решений в ходе оперативно-боевого пресечения террористической деятельности.

Условия оптимизации и совершенствования оперативно-боевого противодействия террористической деятельности ставят перед научной организацией ряд конкретных задач, а именно:

- научно обоснованное определение объективно необходимых и реально достижимых целей в борьбе с преступностью для всей системы в целом и для каждой из составляющих ее подсистем;

- определение функций оперативнобоевых подразделений, а также функциональных обязанностей личного состава, разграничение их компетенции и персональной ответственности;

- разработка наиболее рационального структурного построения оперативнобоевых подразделений в соответствии с их функциями и конкретным объемом работы по их реализации;

- организационное обеспечение взаимодействия оперативно-боевых под-

разделений с другими службами, а также правоохранительными и иными государственными органами и общественными организациями;

- подбор и расстановка кадров, организация их правовой, профессиональной и психологической подготовки для успешного решения оперативно-боевых задач;

- анализ внешних и внутренних воздействий (криминогенных и антикримино-генных факторов) на систему оперативнобоевого противодействия террористической деятельности с целью их рационального использования или нейтрализации;

- создание эффективной системы оперативной информации и оценочно-аналитической работы, перспективного и текущего планирования;

- разработка научно обоснованной системы слежения за оперативной обстановкой и реагирование на ее изменения;

- безотлагательное и эффективное реагирование на нарушения законности при осуществлении оперативно-боевых мероприятий;

- разработка и внедрение принципов научной организации труда как средства повышения эффективности деятельности оперативно-боевых подразделений.

В рамках перечисленных выше задач организация оперативно-боевой деятельности может претерпевать изменения, соответствующие изменениям в оперативной обстановке и характере поставленных целей. Эти изменения могут проявляться в совершенствовании структурного построения оперативно-боевых подразделений.

Важным компонентом научной организации оперативно-боевого противодействия террористической деятельности является принятие текущих оперативных решений по управлению оперативно-боевыми силами и средствами в ходе повседневной деятельности по борьбе с преступностью.

Управление в самом общем виде определяется как сознательное и волевое воздействие на социальную управляемую систему с целью перевода ее из одного состояния в другое или придание ей новых качеств и свойств. Соответственно, управление в оперативно-боевом подраз-

108

делении - это сознательное и волевое воздействие на оперативно-боевую систему и ее структурные подразделения с целью повышения эффективности их функционирования для решения задач оперативно-боевого противодействия террористической деятельности.

Высокий уровень социального прогресса и определяемые ими крупные социально-экономические сдвиги оказывают воздействие на все без исключения стороны жизни нашего общества, на все социальные явления, в том числе на преступность и организационно-тактические формы и методы борьбы с ней.

Отсюда следует, что одним из важных требований научной организации борьбы с преступностью вообще и оперативно-боевого противодействия террористической деятельности в частности является знание руководителями оперативно-боевого подразделения основных направлений и закономерностей экономического, политического и социального развития и их учет в борьбе с преступлениями, которые входят в их компетенцию. Для того чтобы формы и методы оперативно-боевого противодействия террористической деятельности были подлинно научными, необходимо глубоко и постоянно изучать социальные, экономические, демографические и другие факторы, которые определяют состояние, динамику, географию и структуру особо опасной вооруженной преступности. Эта борьба только тогда будет успешной, когда станет базироваться на прочном фундаменте объективных оценок этнорелигиозных ситуаций, точной информации, правильном использовании законов общественного развития.

В современных условиях руководитель органа внутренних дел имеет в своем распоряжении разнообразные средства и методы оперативно-боевого противодействия террористической деятельности, оперативно-технические средства и криминалистическую технику. Правомерность и эффективность их применения обеспечиваются высокой оперативно-боевой выучкой руководящих кадров, четким знанием и усвоением основ права, законодатель-

ных актов и иных нормативных документов, регламентирующих различные участки оперативно-боевого противодействия террористической деятельности, умением применять военные, педагогические и психологические знания, глубоким усвоением тактики и методики предотвращения и раскрытия преступлений, розыска и задержания скрывшихся бандитов и террористов. Конкретно это проявляется в знании и умелом применении в борьбе с преступностью наиболее эффективных приемов, методов и средств оперативно-боевого противодействия террористической деятельности на базе передового опыта и научных рекомендаций. Для проведения тех или иных оперативно-боевых мероприятий оперативно-боевое подразделение широко привлекает возможности других служб и подразделений (дежурные части, оперативно-технические подразделения, оперативно-поисковые подразделения).

Важное значение приобретают знания и навыки комплексного управления оперативно-боевыми и иными силами и средствами, которые основываются на всестороннем учете процессуальных, оперативно-боевых, административно-правовых и иных возможностей всех звеньев системы, надежной связи и твердом руководстве взаимодействующими структурными подразделениями. В частности, руководители оперативно-боевых подразделений обязаны в совершенстве овладеть теоретическими основами и передовой практикой оперативно-боевого управления. Эта специализированная форма управления обеспечивает успех комплексного применения оперативно-боевых средств и методов в борьбе с преступностью. Умелое использование теоретических положений оперативно-боевого управления и практической деятельности выступает как непременное требование научной организации оперативно-боевой деятельности.

В настоящее время оперативно-боевое управление невозможно без применения различных технических средств собирания, обработки и передачи информации (ИПС оперативно-розыскного назначения, оперативно-розыскные учеты), средств

Юридическая наука и правоохранительная практика оперативной радио- и проводной связи, оперативно-технических средств и средств автотранспорта.

Субъект оперативно-боевого управления обязан хорошо знать принципы действия технических средств управления и обеспечения оперативно-боевых мероприятий, уметь эффективно использовать их для достижения поставленных целей.

Особенностью оперативно-боево-

го противодействия террористической деятельности на современном этапе ее развития является то, что для ее квалифицированного осуществления недостаточно одних практических навыков, эмпирического опыта, как было в прошлом. Достижение положительных результатов в значительной степени зависит от реальности поставленных задач, выбора наиболее целесообразных способов их решения в соответствии с научно обоснованными принципами и организационно-тактическими основами. Отсюда вытекает требование усвоения и сознательного применения руководителями оперативно-боевых подразделений методологических основ, принципов и организационно-тактических рекомендаций теории оперативно-боевого пресечения террористической деятельности, исследующей специфические закономерности организации и тактики использования оперативно-боевых возможностей предотвращения терактов, их пресечения и розыска скрывшихся террористов, их задержания (захвата).

Основное внимание должно быть обращено на правовую, психологическую и оперативно-боевую подготовку руководителей оперативно-боевых подразделений, позволяющую им квалифицированно руководить оперативно-боевым противодействием террористической деятельности подчиненных подразделений, непосредственно участвовать в решении оперативнобоевых задач. Чем выше оперативно-боевая подготовка руководителя, его оперативно-боевая компетентность, тем больше его влияние на оперативно-боевую тактику, тем богаче и шире арсенал приемов и методов борьбы с преступностью, тем целенаправленнее работа по предотвраще-

нию преступлений, розыску скрывшихся террористов и бандитов, их задержанию (захвату).

Руководство оперативно-боевым противодействием террористической деятельностью требует не только знания основ научного управления, но и умения применять их на практике. В процессе оперативно-боевого противодействия террористической деятельности главная роль принадлежит сотрудникам оперативно-боевых подразделений. Им, конечно, присущи индивидуальные психологические качества, различная степень профессиональных знаний, проявления воли, решительности, хладнокровия и осмотрительности. Каждая оперативно-боевая операция характеризуется наличием неповторимых ситуаций, большой массой случайностей, и предусмотреть все до мельчайших подробностей невозможно. Именно поэтому сложность процессов оперативно-боевого противодействия террористической деятельности, большое многообразие ее конкретных проявлений обусловливают как необходимость знания теории управления и оперативно-боевой деятельности, так и оперативно-боевого умения руководителей спецподразделений.

Теория оперативно-боевого противодействия террористической деятельности раскрывает закономерности, общие связи и отношения между различными явлениями и процессами оперативно-боевой практики, вооружает кадры спецподразделений ОВД знанием организационных форм и тактических приемов оперативно-боевых действий [1; 2; 3; 4]. При организации оперативно-боевого противодействия террористической деятельности руководители ОВД должны исходить из особенностей складывающейся оперативной обстановки. Организуя оперативно-боевое противодействие террористической деятельности, они обязаны постоянно следить за состоянием терроризма и бандитизма, анализировать и учитывать криминогенные и антикрими-ногенные факторы, знать и учитывать объективные условия, в которых подчиненные спецподразделения решают задачи борьбы с этими видами преступности, и предви-

110

деть все возможные их изменения. Изучение и оценку оперативной обстановки, в которой проходят или будут проходить оперативно-боевые мероприятия, следует рассматривать как предварительный этап принятия управленческих и оперативнотактических решений. Сама деятельность по оперативно-боевому противодействию должна быть конкретизирована с учетом организационно-тактической специфики применения оперативно-боевых сил и средств для решения конкретных, ограниченных по цели, месту и времени оперативно-тактических задач.

Оперативно-боевое управление представляет собой изменяющийся под влиянием оперативной обстановки процесс непрерывного руководства имеющимися силами и средствами путем принятия и корректировки решений на проведение конкретных оперативно-боевых мероприятий, доведения их до исполнителей, организационного, оперативно-технического и иного обеспечения оперативно-боевой работы и контроля за ее осуществлением в соответствии с поставленными задачами и требованиями законности.

Научная организация оперативнобоевого противодействия экстремистской и террористической деятельности и его составной части - оперативно-боевого управления - находится в тесном взаимодействии с оперативно-боевой тактикой применения негласных и иных оперативно-боевых средств и методов борьбы с преступностью. Именно от правильного решения организационных задач зависят оптимальная расстановка оперативно-боевых сил и средств, их боевая готовность, умелое сочетание оперативно-розыскных и оперативно-боевых действий, комплексное применение оперативно-боевых возможностей оперативно-боевыми подразделениями (ОБП) в борьбе с указанными особо опасными видами преступности. Успешные тактические действия по предотвращению преступлений, розыску и задержанию бандитов возможны лишь в рамках научной организации оперативнобоевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, которая

заметно влияет на развитие тактики, определяет целенаправленность применяемых тактических приемов оперативно-розыскных и боевых действий.

Научная организация оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности основывается на тесном сочетании организационно-тактических элементов, которое обеспечивает единство системы и гибкое ее реагирование на изменения оперативной обстановки [5].

Основы управления оперативно-боевыми подразделениями неотрывно связаны с общим управлением ОВД.

Сущность управления в органах внутренних дел заключается в обеспечении правильного взаимодействия частей, элементов системы органов внутренних дел как единого целого, в волевом воздействии на систему органов внутренних дел и ее структурные подразделения с целью обеспечения эффективности их деятельности, направленной на выполнение стоящих перед ними задач в сфере правоохранительной деятельности государства, в сфере внутренних дел [6, с. 6-27].

Социальная система управления в той или иной сфере состоит, в свою очередь, из управляющей и управляемой системы (подсистем), которые находятся во взаимодействии благодаря наличию прямых и обратных связей между ними.

В.П. Хомколов отмечает, что при структурном анализе важно выявлять такие свойства структуры, как устойчивость, т.е. количественный аспект этого отношения, который выражается в том, что система должна быть по возможности наиболее прочной [7].

К управляющей системе относятся все элементы, которые обеспечивают процесс управления, т.е. процесс целенаправленного воздействия на управляемую систему. Активный компонент управляющей системы - субъект управления, работники, выполняющие функции управления. Управляющая система имеет определенную организационную структуру управления, управленческий персонал и технические средства. Управляющей системой в сфе-

Юридическая наука и правоохранительная практика ре внутренних дел является государство. Специальными внутригосударственными управляющими системами и системами управления в сфере внутренних дел выступают органы внутренних дел, наделенные соответствующими правами и обязанностями.

Управляющими системами в сфере внутренних дел выступают вышестоящие органы внутренних дел, наделенные полномочиями по управлению. К управляемой системе относятся элементы системы управления (коллективы, группы людей), которые подвергаются определенному воздействию со стороны управляющей системы и непосредственно осуществляют возложенные на них функции. Управляемыми системами в области внутренних дел государства являются нижестоящие органы внутренних дел и их структурные подразделения.

Управление спецподразделениями представляет собой целенаправленную деятельность командиров, штабов и других органов управления по поддержанию боевой готовности и боеспособности, подготовке их к оперативно-боевому противодействию экстремистской и террористической деятельности и руководству ими при выполнении поставленных задач [8; 6]. От качества управления оперативно-боевыми подразделениями всегда зависел успех боя или спецоперации: умелое руководство спецподразделениями способствовало разгрому бандитов с наименьшими потерями и достижению победы в короткие сроки.

Теория и практика управления оперативно-боевыми подразделениями развивались и совершенствовались по мере изменения вооружения, техники, организации ОБП и способов ведения оперативно-боевых действий, а также целей и задач, которые перед такими спецподразделениями ставились.

Хорошо организованное и непрерывное управление оперативно-боевыми подразделениями в бою или спецоперации обеспечивает захват и удержание инициативы, скрытность подготовки и внезапность нанесения ударов по бандформированиям, эффективное применение име-

ющихся спецсредств и оружия и полное использование оперативно-боевых возможностей спецподразделений, своевременное осуществление спецмероприятий по установлению места нахождения бандитов (террористов). Оно позволяет в любых, даже самых сложных условиях оперативной обстановки добиваться успешного выполнения оперативно-боевых задач в установленные сроки.

При проведении спецоперации условия управления оперативно-боевыми подразделениями стали неизмеримо сложнее. Необходимо руководить спецподразделе-ниями, обладающими очень высокой подвижностью и маневренностью, действующими самостоятельно на отдельных направлениях, зачастую в горной местности, при наличии обширных зон разрушений и пожаров (Чечня, Дагестан).

Частые и быстрые переходы от одного вида спецоперации к другой обусловили необходимость организации ее в ходе предыдущих боевых действий или при выдвижении спецподразделений. Управление спецподразделениями осуществляется обычно в недостаточно ясной обстановке: командир, принимая решение, зачастую не располагает всей нужной информацией о важнейших элементах оперативно-боевой обстановки. Нередко ему приходится одновременно организовывать действия спецподразделений по выполнению полученной задачи и руководить уничтожением сохранившихся очагов сопротивления бандитов в расположении своих сил, ликвидацией последствий применения бандитами мин и фугасов.

Значительно усложнились условия управления оперативно-боевыми подразделениями, повысились требования, которые предъявляются к руководству оперативно-боевыми подразделениями в спецоперации или общевойсковом бою. Управление спецподразделением может быть успешным лишь в том случае, если оно является устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытым.

Требование устойчивости управления означает, что оно должно осуществляться в любых условиях воздействия

112

бандформирований. Ни удары средств огневого поражения, ни иные их действия не должны приводить к таким нарушениям, при которых невозможно выполнение управленческих функций. Если нарушается управление спецподразделением, то оно должно быть немедленно восстановлено [9, с. 24-34].

Выполнение требования устойчивости управления приобретает сейчас первостепенное значение. Это обусловлено прежде всего тем, что бандиты рассматривают нарушение управления как одно из основных условий достижения успеха в бою с оперативно-боевыми подразделениями и в целом с федеральными силами.

Для достижения устойчивости управления оперативно-боевыми подразделениями наряду с уничтожением средств поражения бандитов и срывом действий их сил, направленных на нарушение управления оперативно-боевым подразделением, необходим целый ряд мероприятий тактического и технического характера. Силы и средства управления должны распределяться по создаваемым пунктам управления, с тем чтобы каждый из них был в состоянии решать основные задачи управления ОБП самостоятельно. Тогда при внезапном выходе из строя одного из пунктов сохранится возможность управления подчиненными оперативно-боевыми подразделениями с других пунктов. Важно умело рассредоточивать, скрытно располагать и своевременно перемещать созданные пункты управления, комплексно использовать все технические средства управления, строго соблюдать правила скрытого управления и безопасности связи, надежно защищать радиоэлектронные средства от радиоэлектронного подавления и поражения оружием бандформирований.

Постоянная высокая готовность всех органов управления, а также тех спецпод-разделений, которые обеспечивают их работу в бою или спецоперации, высокая психологическая подготовка личного состава позволяют успешно решать задачи устойчивого управления оперативно-боевыми подразделениями в сложных услови-

ях длительного воздействия средств огневого поражения бандформирований.

Требование непрерывности управления предполагает постоянное, без каких-либо перебоев в ходе подготовки и ведения боя или спецоперации, воздействие органов управления на подчиненные оперативно-боевые подразделения в интересах успешного выполнения ими поставленных задач по уничтожению бандитских и экстремистских организаций и террористических группировок.

В спецоперации, развивающейся в стремительном темпе, отличающейся резкими изменениями обстановки, быстрым изменением соотношения сил и средств сторон, как никогда раньше, необходимо своевременное и правильное реагирование командира, штаба и других органов управления на происходящие события, постоянное влияние на ход подготовки и ведения оперативно-боевых действий. И хотя в условиях применения бандгруппами оружия достижение непрерывности управления сильно затруднено, командир, штаб, другие органы управления не должны допускать даже кратковременных перебоев в руководстве оперативно-боевыми подразделениями в бою или спецоперации.

Для достижения непрерывности управления оперативно-боевым подразделением необходимо обеспечить постоянное функционирование пунктов управления и надежную связь между ними, с подчиненными, взаимодействующими ОБП, вышестоящими командиром и штабом.

Обязательным условием достижения непрерывности управления оперативно-боевыми подразделениями являются правильное уяснение задач, поставленных старшим командиром, знание обстановки и предвидение возможных ее изменений. Знание и глубокий анализ условий подготовки и ведения боя позволяют командиру, штабу, другим органам управления направлять усилия оперативно-боевых подразделений на преодоление встречающихся трудностей.

Важнейшее значение имеют быстрота и правильность реакции органов управления на изменения обстановки, т.е.

Юридическая наука и правоохранительная практика своевременное принятие или уточнение решения, доведение новых или уточненных задач, порядка взаимодействия до непосредственных исполнителей. Большую роль играют постоянный контроль за выполнением поставленных задач, быстрый сбор и обработка данных об организациях экстремистского толка и террористических группировках.

Под оперативностью управления понимается быстрое, обеспечивающее упреждение экстремистов и террористов в действиях, осуществление всех мероприятий по управлению оперативно-боевым подразделением при подготовке и в ходе боя или спецоперации. В условиях постоянной борьбы сторон за выигрыш времени оперативность управления приобретает важнейшее значение.

Скрытность управления оперативно-боевыми подразделениями достигается выполнением целого комплекса мероприятий. К ним относятся: строгое ограничение круга должностных лиц, посвящаемых в замысел предстоящего боя или спецопера-ции; сохранение в тайне деятельности тех, кто принимает непосредственное участие в разработке и реализации наиболее важных задач управления; соблюдение правил и порядка ведения переговоров по техническим средствам связи. В интересах обеспечения скрытности управления оперативно-боевым подразделением применяется специальная аппаратура, а также кодирование документов, используются таблицы позывных и сигналов, переговорные таблицы и кодированные карты. Очень важное значение имеют скрытное размещение и перемещение пунктов управления. В соответствии с планом вышестоящего штаба проводятся мероприятия по маскировке элементов системы управления и дезинформации бандформирований.

Скрытность управления заключается в сохранении в тайне от экстремистских и террористических формирований всех мероприятий, проводимых командирами, штабами, оперативно-боевыми подразделениями в период подготовки и в ходе боя или спецоперации.

В спецоперации скрытность управления приобретает еще большее значение в связи с возрастанием роли внезапности действий, увеличением возможностей разведки бандформирований и применения ими разнообразных средств огневого поражения.

К основным принципам управления, применяемым с учетом конкретной обстановки в спецоперации или общевойсковом бою, относятся: единоначалие; личная ответственность командиров (начальников) за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных задач; централизация управления в сочетании с инициативой подчиненных; постоянное знание и глубокий анализ обстановки, предвидение хода событий; твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь; высокая организованность и творчество в работе органов управления, знание личного состава, опора на подчиненных командиров.

Единоначалие - важнейший принцип управления оперативно-боевыми подразделениями, означающий, что командир наделен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным. Хотя в управлении оперативно-боевыми подразделениями принимают самое деятельное участие штабы, тем не менее всегда и во всех звеньях должен непременно соблюдаться принцип единоначалия. Лишь при единоначалии достигается безусловное и строжайшее единство воли путем подчинения воли многих людей воле одного - руководителя.

Единоначалие выражается в том, что командир лично принимает решение на бой или спецоперацию, отдает подчиненным необходимые приказы и распоряжения, организует их выполнение [10].

Командиры всех уровней несут полную ответственность за все стороны жизни и деятельности подчиненных им оперативно-боевых подразделений. И хотя каждый командир при решении задач управления оперативно-боевыми подразделениями опирается на коллектив, в необходимой мере использует помощь других должностных лиц органов управления, не кто

114

иной, как он несет персональную ответственность за целесообразность принятого решения на проведение спецоперации или организации боя, правильность и обоснованность решений, принимаемых в ходе боя, наиболее эффективное использование в бою или спецоперации имеющихся сил и средств и конечные результаты выполнения оперативно-боевыми подразделениями поставленных оперативно-боевых задач по ликвидации бандформирований [11, с. 3-11; 12, с. 3-15].

Если принимаются нецелесообразные решения, то подчиненные оперативно-боевые подразделения применяются в бою неумело, неэффективно, а поставленные задачи выполняются неполно, с нарушением установленных сроков или вовсе не выполняются. В этих случаях командир отвечает по всей строгости закона.

Необходимость соблюдения принципа централизации управления обусловлена тем, что спецоперация по-прежнему ведется в соответствии с замыслом старшего командира, и для достижения общей цели требуются согласованные усилия всех сил и средств, участвующих в ней.

Централизация управления оперативно-боевыми подразделениями проявляется в объединении старшим командиром всех действий подчиненных и приданных подразделений единым планом, в направлении их усилий на быстрейшее достижение общей цели боя или спецоперации. Централизация не исключает, а предполагает широкую инициативу подчиненных. Смелое и разумное дерзание, стремление найти наилучшие способы выполнения поставленной задачи, способность к проявлению самостоятельности в сложной обстановке всегда играли большую роль [13, с. 157].

Постоянное знание и глубокий анализ обстановки отнесены к числу основных принципов в силу того, что без этого управление просто немыслимо. Они позволяют выделить в сложившейся обстановке главное, наиболее существенное, выявить моменты, затрудняющие исполнение полученной задачи в установленный срок, и своевременно наметить меры по устранению их отрицательного влияния на дейс-

твия подчиненных оперативно-боевых подразделений, принять оптимальное решение на проведение спецоперации или организации боя. Постоянное знание и глубокий анализ обстановки, в которой протекает оперативно-боевая деятельность, дают возможность командиру, штабу и другим органам управления верно направлять усилия подчиненных на преодоление встречающихся в ходе боя трудностей, своевременно реагировать на происходящие изменения в оперативной обстановке.

Оперативно-боевой опыт показывает, что твердость и настойчивость в проведении принятых решений и планов в жизнь всегда способствовали достижению успеха в бою и спецоперации.

Без знания личного состава и опоры на подчиненных командиров нельзя рассчитывать на успешное управление ОБП в бою или спецоперации.

Основное содержание управления оперативно-боевыми подразделениями составляют мероприятия по повышению (поддержанию) их высокой оперативно-боевой готовности, обеспечению (восстановлению) их боеспособности; непрерывное добывание, сбор, изучение, отображение, обобщение, анализ и оценка данных оперативной обстановки; принятие решения, постановка задач подчиненным, организация и поддержание взаимодействия, организация и выполнение спецмероприятий по агентурно-разведывательной деятельности и всестороннему обеспечению боя; организация управления, контроль за подготовкой к бою или спецоперации, выполнением ОБП поставленных оперативнобоевых задач по ликвидации бандитских и террористических групп [14].

Своевременно и хорошо организованное бесперебойное управление оперативно-боевыми подразделениями способствует захвату и удержанию инициативы, скрытности подготовки боя и внезапности нанесения ударов по бандитам, быстрому использованию результатов огневого поражения и своевременному осуществлению спецмероприятий по установлению местонахождения преступников. Кроме того, оно позволяет более эффективно ис-

Юридическая наука и правоохранительная практика пользовать оперативно-боевые возможности сил и средств, участвующих в бою

*

или спецоперации .

Важное значение придавалось и придается совершенствованию управления и в органах внутренних дел. Наиболее активно исследование проблем, посвященных улучшению организации и управления в органах внутренних дел, ведется с 1966 года. Опубликован ряд научных работ, учебников и учебных пособий С.Е. Вициным, В.З. Веселым, О.А. Галустяном, Г.Г. Зуйковым, А.П. Ипакином, Л.М. Ко-лодкиным, В.Г. Кутушевым, А.Ф. Майды-ковым, В.Д. Малковым, Э.П. Масленниковым, В.А. Озодиным, С.П. Ломтевым, А.Н. Роша, Г.А. Тумановым, В.С. Чернявским, Е.Ф. Яськовым и др.

А.П. Коренев высказывает актуальную для организации оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности мысль о том, что «управление в органах внутренних дел осуществляется на основе единоначалия. Руководитель (начальник) несет персональную ответственность за деятельность возглавляемого им органа (подразделения), однако это не исключает коллективного обсуждения наиболее важных вопросов управления. В этих целях в органах внутренних дел образуются коллегии, оперативные совещания и другие совещательные органы».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Централизация и децентрализация реализуются также в сочетании единоначалия и коллегиальности в управлении. При выработке управленческого решения руководитель должен считаться с мнением специалистов, нацеливать их на разра-

* Общие основы управления оперативно-боевыми подразделениями ОВД даны на основе специальной тактики ОВД и общевойсковой тактики войсковых подразделений. См., например: Тактика: учебник / В.Г. Резниченко [и др.]. М.: Воениздат, 1988; Организационные основы деятельности ОВД при проведении специальных операций: учеб. пособие / М.: ВНИИ МВД России, 1998. Хомколов В.П. Организация управления ОРД: системный подход. М., 1999; Основы управления в ОВД: учеб. пособие / под ред. А.П. Коренева. М.,1988.

ботку вариантов решений, проводить экспертную оценку проектов решений. Это не только не подрывает, но и повышает авторитет руководителя, чувствующего за собой поддержку коллектива, поднимает ответственность за дело, взаимную взыскательность и требовательность в коллективе.

В.И. Махинин пишет: «Системы управления в органах безопасности - это определенные совокупности взаимосвязанных и функционирующих компонентов (организационных звеньев), упорядоченные таким образом, что в результате у них (совокупностей) возникают новые общие качества, отсутствующие у образующих их отдельных компонентов, связей и процессов» [10].

Органы государственного управления действуют по поручению и от имени государства, которое наделяет их властными полномочиями для достижения поставленных перед ними целей. Властные полномочия воплощаются в их компетенции, которая определяется законами и другими нормативными актами.

По мнению Г.А. Туманова, управление в органах внутренних дел - это сознательное и волевое воздействие на систему органов внутренних дел и ее структурные подразделения с целью повышения эффективности их функционирования для решения задач охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. В дальнейшем такой подход к пониманию управления в органах внутренних дел в целом был поддержан А.П. Кореневым.

1. Основы ОРД органов милиции УССР: учебник / отв. ред. И. Бондаренко. Изд-во МООП УССР, 1985. 584 с.

2. Селиверстов С.А. Оперативно-боевая деятельность спецподразделений милиции: монография. М.: ВНИИ МВД России, 2002.

3. Дзюба Д.И. Оперативно-боевые аспекты борьбы с терроризмом: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

4. Ракитин В.В. Оперативно-розыскное обеспечение деятельности ОВД при

116

проведении КТО: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.

5. Алханов А.Д. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук.

6. Основы управления в органах внутренних дел: учебник / под ред. А.П. Коренева. М.: Московская акад. МВД РФ: Щит, 2001. 396 с.

7. Хомколов В.П. Организация управления оперативно-розыскной деятельностью: системный подход. М.: Закон и Право: ЮНИТИ, 1999. 191 с.

8. Тактика / В.Г. Резниченко [и др.]. М.: Воениздат, 1988. 496 с.

9. Фон Кохенгаузен. Вождение войск: Пособие. Ч. I: Среднее и низшее командование / пер. с нем. А. Таубе. М.: Воениздат, 1933. 332 с.

10. Махинин В.И. Основы управления в органах безопасности: учебник / отв. ред. Б.С. Тетерин. М., 2001. 183 с.

11. Основы боевого применения частей и подразделений родов войск сухопутных сил ФРГ: Устав Бундесвера FE 700/108. М.: Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР, ГРУ, 1985. 318 с.

12. Полевой устав сухопутных войск США FM 6-20. М.: Генеральный штаб вооруженных сил СССР, ГРУ, 1980. Ч. I. 416 с.

13. Макнаб К., Фаулер У. Современный бой: оружие и тактика / пер. с англ. М.: ЭКСМО, 2003. 256 с.

14. Организационные основы деятельности ОВД при проведении специальных операций: учеб. пособие / В.А. Анисимов [и др.]. М.: ВНИИ МВД РФ, 1998. 140 с.

15. Махинин В.И. Управление в органах безопасности: методологические,

теоретические, методические основы и основы культуры. М., 2002. 218 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.