7. КРИМИНАЛИСТИКА; СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.12)
7.1. СООТНОШЕНИЕ ТЕОРИИ ОПЕРАТИВНО-БОЕВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КРИМИНАЛИСТИКИ
Кулешов Роман Владимирович, майор полиции, к.ю.н. Должность: заместитель начальника по научной работе. Место работы: Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России. Email: [email protected]
Аннотация: В статье автор анализирует соотношение теории оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности и криминалистики как двух отраслей знания, имеющих смежную сферу научного исследования
Ключевые слова: оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности, оперативно-розыскная деятельность, терроризм, экстремизм, наука, научная теория, предмет науки, криминалистика, приемы и методы, криминалистическая техника, криминалистическая тактика, криминалистическая методика.
CORRELATION OF THEORY OF OPERATIONAL AND COMBAT ANTI-EXTREMIST AND TERRORIST ACTIVITIES AND (SCIENCE OF) CRIME DETECTION
Roman Vladimirovich Kuleshov, Police major, PhD at law. Position: Deputy Head on Research. Place of employment: All-Russian Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. E-mail: [email protected]
Annotation: The author analyzes the relationship between the theory of operational and combat anti-extremist and terrorist activities and criminology, as two branches of knowledge having relevant areas of research Keywords: operational and military counteraction to extremist and terrorist activities, investigation and search operations, terrorism, extremism, science, scientific theory, the subject of science, (science of) crime detection, tools and techniques, forensic technology, forensic tactics, forensic technique.
Реализуя общепризнанные тенденции генезиса научного знания, а именно, закон преемственности, закон интеграции и дифференциации наук, теория оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности образует многочисленные и разноуровневые связи с иными юридическими науками. Учет и переосмысление этих связей, позволяя более продуктивно анализировать достижения исследователей в сфере смежного научного знания, взаимно обогащает данные науки, что в целом призвано интенсифицировать борьбу с современной преступностью.
Полагаем, что наиболее очевидно наличие данных взаимосвязей частной теории оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности с науками криминалистикой и теорией оперативно-розыскной деятельности вследствие определенной степени общности теоретического и практического содержания названных наук.
Указанные науки сходны в выборе объекта изучения, а именно, деятельности по пресечению и расследованию преступлений. Много общего и в истории их развития, тактике проведения следственных действий и ОРМ, методике расследования определенных видов и групп преступлений. И это не случайно, ибо многие исходные теоретические положения, приемы и методы ОРД сформировались в рамках криминалистики.
Существовал определенный научный парадокс. Несмотря на то, что оперативно-розыскная деятельность фактически начала осуществляться в обществе ранее, чем уголовно-процессуальная (следственная) деятельность, тем не менее, ее теоретико-методическая база не развивалась, в отличие от теоретических основ следствия. С зарождением криминалистики, выделившейся из недр уголовного процесса, актуализировалась возможность использовать данные криминалистики в оперативно-розыскной деятельности для формирования не только тактико-методического и технического арсенала в негласной сфере розыскной деятельности, но и определенных теоретических основ.
Криминалистические научные разработки в области техники, тактики и методики расследования преступлений послужили добротной основой для формирования оперативно-розыскной деятельности. А теоретические разработки теории ОРД легли в основу частной теории оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, состоящей из оперативно-боевой профилактики и оперативно-боевого пресечения терактов и различных проявлений экстремизма.
Влияние криминалистики на содержание целей и задач теории оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, ее суть, структуру и многие тактико-методические рекомендации огромно. Уже при определении объекта и предмета теории оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности сказывается влияние сложившихся в криминалистике взглядов по данному вопросу. Так, в качестве общего объекта теории оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, фактически как и в криминалистике, можно считать общественную практику - борьбу с преступностью, но эта деятельность особая, поскольку связана с применением боевых методов и средств. Предметом теории выступают закономерности, отношения, связи и другие явления и процессы, связанные с указанной деятельностью.
Частная теория оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, как и криминалистика, изучает причинно-следственные
3'2013
Пробелы в российском законодательстве
связи механизма образования значимой для неё информации, правила и процедуры ее поиска, фиксации, оценки и использования в качестве фактических данных для принятия оперативных (а иногда и тактико-криминалистических) решений по фактам приготовления и (или) совершения преступлений, а также выявления и задержания лиц, причастных к нему.
Тактика обнаружения преступников и методика расследования преступлений начала свое формирование в недрах криминалистики. В частности, в значительной мере опираются на основополагающие положения криминалистики элементы теории оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, рассматривающие такие вопросы, как оперативно-боевая ситуация, оперативно-тактическое прогнозирование и планирование, выработка и принятие стратегических и тактических решений, оперативно-боевые комбинации и тактические операции, общие положения и организационно-тактические формы взаимодействия субъектов оперативно-боевого противодействия с субъектами процессуальной и оперативно-розыскной деятельности,.
Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности, предусмотренные ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», «О полиции», и особенно такие, как опрос граждан, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, во многом производны от тактико-криминалистических рекомендаций.
Оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности активно адаптирует для нужд данной отрасли знания и положения криминалистической методики расследования. Именно в ней реализуются некоторые принципиальные положения криминалистики, ориентирующие на системное применение сил, средств и методов в единстве их связи и зависимости от особенностей следственных и оперативно-боевых ситуаций, с учетом способов и обстановки совершения конкретных видов преступлений, типологических свойств личности подозреваемых.
Отдельные оперативно-боевые методики, как и в криминалистике, именуются частными, некоторые из них во многом по содержанию и объему приближаются к криминалистическим. Конечно, они разрабатываются с учетом оперативно-боевых особенностей складывающихся ситуаций при ориентации на перечень возможных фактических данных, получаемых именно в ходе оперативно-боевых действий и подлежащих выявлению, сохранению и изъятию для последующего использования в уголовном процессе.
Немаловажное значение имеют сведения из области криминалистической техники для разработки приемов эффективного использования средств и методов оперативной техники. Эта часть теории оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности как особенной части ОРД и ее силовой составляющей, пожалуй, позже других ее частей выделилась в самостоятельную, отпочковавшись от криминалистической техники. Она во многом включает в себя традиционные и для криминалистики исследования по вопросам применения поисковой, зву-ко- и видеозаписывающей техники, фотосъемки, техники для изъятия и фиксации выявленной
информации.1 Так же, как и в криминалистике, в ОРД большое значение для оперативно-розыскной техники имеют информационно-поисковые системы, данные которых могут быть использованы при расследовании преступлений по горячим следам, в частности, связанные с инструментальной идентификацией личности по запаховым следам, крови, микрочастицам, а также с экспресс-исследованиями различного рода веществ и документов.
Таким образом, криминалистическая проблематика теории оперативно-боевого противодействия террористической деятельности весьма обширна и значима для дальнейшего ее развития. Одновременно и криминалистика может позаимствовать для нужд дальнейшего развития данной науки наиболее значимые достижения в сфере теории оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности. Признание частной теории оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности в качестве самостоятельной частной теории позволяет включить ее в число дисциплин, данные которых используются в криминалистике в непосредственном или преобразованном виде. По мере дальнейшего развития этой теории все большее число ее положений будет использоваться в криминалистике при разработке новых технических средств, тактических приемов и методических рекомендаций по раскрытию и расследованию преступлений террористической и экстремистской направленности.
Достаточно разработок, востребованных в ОРД, и такой её части, как оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности, было выполнено криминалистами уже вскоре после зарождения криминалистики. Г. Гросс в своем труде2, положившем начало криминалистике, не только отметил важное значение её знания для розыскных работников полиции, но и уделил значительное внимание рассмотрению вопросов в большей степени оперативно-розыскного, нежели следственного характера.
Не меньший вклад в формирование указанного научного арсенала внесли первые российские криминалисты - И.Н. Якимов, С.М. Потапов, П.С. Семеновский, В.И. Громов и др. Все они исходили из того, что существуют гласные и негласные формы применения достижений криминалистики, и что негласный розыск является частью единой деятельности по раскрытию и расследованию преступлений. Поэтому они считали, что приемы и методы криминалистики должны быть не только средствами расследования, но и оперативно-розыскной деятельности. Например, И.Н Якимов в таких своих научных трудах, как «Практическое руководство к расследованию преступлений» (1924 г.), «Современное розыскное искусство» (1926 г.), «Криминалистика. Уголовная тактика» (1929 г.), большое внимание уделил тактике и методике проведения ОРД. В частности, в работе «Современное розыскное искусство» он обращает внимание оперативников на необходимость знания ими различной типологии преступников, преступной среды, ее обычаев, нравов, преступных профессий. В работе «Практическое руко-
1 Мешков В.М., Попов В.А. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия. Учебно-практическое пособие,- М.: «Щит-М», 1999. - 80 с; Овчинский А.С. Информация и оперативно-розыскная деятельность: Монография под ред. В.И. Попова, М.: Инфра-М, 2002, - 97 с.
2 Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. СПб., 1908
водство к расследованию преступлений» И.Н. Якимов отмечал, какими качествами должны обладать сыщики, чтобы познать оперативно-розыскное искусство. При этом он считал, что «...профессия агента есть не что иное, как искусство, основанное не только на практическом опыте, но и на специальных знаниях». Его работу «Криминалистика. Уголовная тактика» можно по праву считать учебником не только криминалистики, но и ОРД. В ней он дает характеристику преступника своего времени, тайных способов их общения и поведения до и после совершения преступления. Вместе с тем автор показывает, что должны знать сыщики из области уголовно-процессуального права и тактики действий, какие подсобные средства им необходимы для розыскной работы, как они должны действовать в целях предупреждения и пресечения преступлений Тактические рекомендации по проведению отдельных действий носили не только следственный, но и розыскной характер. Эта часть работы так и называлась -«Тактика следственно-розыскных действий».
Если И.Н. Якимов и В.И. Громов своими работами способствовали формированию тактико-методического арсенала ОРД, то П.С. Семеновский и С.М. Потапов -его техническому оснащению. В работах последующих поколений криминалистов (В.И. Попова, Р.С. Белкина, И.Ф. Герасимова, А.И. Васильева и др.) также разрабатывались вопросы, направленные на совершенствование тактико-методической и технической основы ОРД как негласной части криминалистики. В результате сравнительно долгое время тактико-методический и технический арсеналы криминалистики были главной основой ОРД как ее закрытой, негласной части.
Мнение о том, что научные и практические основы ОРД - это часть криминалистики, сохранялось до тех пор, пока ОРД не отпочковалась от криминалистики как самостоятельная отрасль научной специальности. Известно мнение ряда видных криминалистов анализируемого периода (А.Н. Васильев, А.И. Винберг, Р.С. Белкин и др.), сначала считавших ОРД и ее теорию частью криминалистики. Так, А.Н. Васильев в одной из своих ранних работ, включая тактику оперативно-розыскных действий в предмет криминалистики, писал, что «если тактику оперативно-розыскной работы не включать в предмет криминалистической тактики, то оперативно-розыскная работа не подвергнется научному обобщению и изучению на юридической базе ни в какой другой науке и, следовательно, будет исключено важное средство усовершенствования оперативно-розыскных действий и их научной организа-ции».3 В учебнике криминалистики, увидевшем свет в 1980 г., А.Н. Васильев уже констатировал, что «оперативно-розыскные действия, используемые для предупреждения, обнаружения, пресечения преступлений, а также в процессе расследования, составляют особую дисциплину».4 Изменение своих взглядов по данному вопросу А.Н. Васильев объяснил следующим образом: «Существовавшая ранее точка зрения о том, что оперативно-розыскные действия, используемые в расследовании, охватываются криминалистикой, объясняется главным образом тем, что особая дисциплина, объединяющая все виды оперативно-розыскных действий, находилась в процессе становления. По мере того, как эта дисциплина заняла свое место в системе наук, вышеуказанная точка зрения изменилась».
3 Васильев А.Н. Следственная тактика и ее место в системе криминалистики // Советская криминалистика на службе следствия. Вып. 15. - М. 1961. С. 38-39.
4 Криминалистика. - М., 1980. С. 11
Изменились взгляды по данному вопросу и у многих других криминалистов. Объясняя данное явление, Р.С. Белкин писал: «пока накапливавшийся в рамках криминалистики эмпирический материал не противоречил представлениям о криминалистике как науке лишь о средствах и методах борьбы с преступностью, зарождавшаяся теория оперативно-розыскной деятельности развивалась как часть этой науки... Это был закономерный процесс, типичный для любой науки». Последующие же научные исследования послужили обоснованием необходимости выделения своего предмета изучения и самостоятельной научной дисциплины.
Трансформация научного знания в сфере криминалистики, общей теории ОРД и частных оперативно-розыскных теорий может быть проиллюстрирована на следующем примере. В монографии «Основы борьбы с организованной преступностью», изданной под редакцией B.C. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблоко-ва, говорится о криминалистически значимых сторонах этого вида преступности, основных направлениях ее криминалистического изучения, дана криминалистическая характеристика организованной преступности, типовые криминалистические ситуации, характеристики основных видов совершаемых организованной преступностью преступлений. С такими преступлениями борются и в рамках оперативно-боевого противодействия террористической деятельности.
Таким образом, именно накопление эмпирической информации и теоретических разработок по вопросам ОРД, последующее формирование соответствующей теории ОРД и ее обособление от теории криминалистики, а также успешная реализация ее основных положений в практической оперативно-розыскной деятельности и послужили основой признания теории ОРД самостоятельной отраслью научного знания, в свою очередь, стимулировав развитие теории оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности. В результате существование теории оперативно-боевого противодействия стало объективным фактором.