ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ, ТЕРРОРИЗМ, НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
УДК 351.74 ББК 67.629
© 2019 г. Поликарпов Денис Игоревич,
старший преподаватель кафедры административного права Ростовского юридического института
МВД России.
Тел.: 8 (900) 131-10-30
Соколов Валерий Анатольевич,
доцент кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России кандидат политических наук, доцент. Тел.: 8 (999) 471-91-00
Бровко Николай Владимирович,
доцент кафедры административного права Ростовского юридического института МВД России кандидат юридических наук, доцент.
организация деятельности участковых уполномоченных полиции в жилом секторе по предупреждению террористической угрозы и экстремистских проявлений
В статье анализируются полномочия участкового уполномоченного полиции при проведении мероприятий, направленных на предотвращение террористической и экстремистской угроз, в соответствии с наделенными функциями. Рассматриваются различные подходы к определению административно-правового статуса участкового уполномоченного полиции.
Ключевые слова: деятельность участкового уполномоченного полиции, доверительные отношения с гражданами, статус участкового уполномоченного полиции, компетенция, терроризм, экстремизм.
Polikarpov Denis Igorevich - senior lecturer of the Department of administrative law of the Rostov law institute of the Ministry of internal affairs of Russia.
Sokolov Valeriy Anatolyevich - associate professor of the Department of administrative law of the Rostov law institute of the Ministry of internal affairs of Russia, Political Science, associate professor.
Brovko Nikolay Vladimirovich - associate professor of the Department of administrative law of the Rostov law institute of the Ministry of internal affairs of Russia, PhD in law, associate professor.
ORGANIZATION OFACTTVITY OFTHE LOCAL DISTRICT POLICE CHIEFS IN THE RESIDENTIAL SECTOR FOR THE PREVENTION OF TERRORIST THREATAND EXTREMISTIC MANIFESTATIONS
The article analyzes the powers of the local district police chief during the activities aimed at preventing terrorist and extremist threats, in accordance with the functions assigned. Various approaches to the determination of the administrative and legal status of the district local district police chief are considered.
Keywords: activities of the local district police chief, trust relations with citizens, the status of the local district police chief, competence, terrorism, extremism.
Роль участкового уполномоченного полиции в предупреждении преступлений и административных правонарушений не ограничивается узконаправленной деятельностью по обслуживанию закрепленной территории в рамках, установленных Наставлением по организации деятельности участковых уполномоченных полиции [11], реализации возложенных функций по профилактике «бытовых» правонарушений. Проводимая участковым уполномоченным полиции работа обу-
словлена не только кругом строго очерченных ежедневных задач, поставленных перед ним руководством, но и оперированием информацией, полученной в ходе общения с жителями административного участка. Именно юрисдикционная сопоставимость функций подразделений решаемым задачам способствует эффективной реализации полномочий органов внутренних дел.
Универсальность и многоаспектность задач, стоящих перед участковым уполномочен-
ным полиции, поднимают вопрос о его статусе как должностного лица, способного принимать решения самостоятельно по многим вопросам, входящим в компетенцию органов внутренних дел. Указанный статус претерпевает трансформацию в контексте проецирования деятельности на организацию системы подразделений по охране общественного порядка, в частности - при необходимости реализации информации, полученной в ходе доверительных отношений с гражданами.
Актуальность указанной темы в социологическом измерении обусловлена необходимостью обеспечения стабильности в обществе, устранения угроз террористических и экстремистских проявлений, которые негативно сказываются на общем фоне прогностической функции стабильности развития гражданского общества, корреляции миграционных процессов в зависимости от региона, выбранного для безопасного проживания.
В научном аспекте актуальность поднимаемых к обсуждению вопросов всегда затрагивает определение границ свобод, реализуемых в процессе выражения воли человека как независимой личности и соблюдения необходимых ограничений для обеспечения государственными органами безопасности. Истоки возникновения негативных явлений проявления агрессии в обществе требуют научного подхода в исследуемом вопросе, так как террористический и экстремистский акт направлен, чаще всего, на обезличенных жертв (общности, определенные социальные, религиозные группы), которые становятся заложниками чьих-то преступных убеждений. Тем более, лица, реализующие такие преступные деяния, руководствуются, по их мнению, «высокими идеалами». В этой связи поиск смысла таких явлений зачастую перерастает рамки юридической науки и ищет обоснования в социологии, философии и других науках о человеке, морали, смыслах [19].
В практическом плане актуальность статьи предполагает поиск путей реализации полномочий участковыми уполномоченными полиции как представителями субъекта антитеррористической и антиэкстремистской деятельности. Субъекта, который способен «диагностировать» общее положение дел на административном участке и оценивать необходимость принятия мер к лицам, информация о которых указывает на возможную причастность к террористическим и экстремистским организациям.
Своевременность принятия решений по информации о террористической угрозе поднимает вопрос о взаимодействии участкового уполномоченного полиции с заинтересован-
ными службами и ведомствами, вхождении в помещения и на территории помимо воли собственников. Это же направление требует изучения при профилактике экстремистских проявлений: на какой стадии и в какой форме должен участковый уполномоченный полиции проводить работу или же он вообще не должен мешать оперативным подразделениям?
Степень разработанности темы указывает на значительное внимание российских ученых к проблеме явлений терроризма и экстремизма. В трудах Р. Ю. Анисимова, В.В. Иванова, М. С. Азатяна, О. В. Катаевой, П. А. Волкова, И. С. Крамского, Н. В. Демченко сделан акцент на индивидуально-профилактической, предупредительной работе, выполняемой участковым уполномоченным полиции, указано на необходимость формирования и доведения до всех сотрудников списка запрещенных экстремистских материалов [13, 16]. С. Ю. Волков и И. А. Зайцев указывают на необходимость повышения профессиональных навыков участкового уполномоченного полиции [14]. С чем нельзя не согласиться ввиду того, что участковый зачастую может являться единственным представителем полиции (и правоохранительных структур вообще) в муниципальном образовании. И от того, как своевременно и качественно будут проведены необходимые мероприятия, будет зависеть и пресечение преступлений, и их дальнейшее расследование. А. А. Кунашев указывает на необходимость совершенствования антиэкстремистского уголовного законодательства. Д. Л. Касютин применяет комплексный, системный подход к изучению явлений терроризма и экстремизма в России с точки зрения конституционно-правовых и муниципально-правовых норм. Р. В. Кулешов, В. Ю. Егоров, А. В. Желтобрюх, Д. В. Ковалев, А. А. Сошин, П. М. Фидель, В. М. Чибунин соотносят уголовное и административное научное знание с вопросами оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, ограничивая все действия полиции только процессуальными рамками.
Несомненно, в деятельности участкового уполномоченного полиции важную роль играет профилактическая работа, предупреждение преступлений. Определение статуса, взаимообусловленных прав и обязанностей, а также ответственности в вопросах противодействию терроризму и экстремизму лежит в правоприменительной и нормотворческой плоскости законодательства. Необходим «взгляд сверху» на проблему взаимодействия всех субъектов профилактики экстремизма и терроризма, обладающих различной степенью компетенции.
В основе экстремизма и терроризма лежит страх. Он, как мощный мотиватор, заставляет одних преступников избавиться от него посредством обещанного благоденствия, других - распространять страх для преследования своих преступных целей. От латинского «terror» - страх, ужас, «extremum» - крайность, предел. Мы имеем дело с крайними проявлениями агрессии, выражающимися с неприятием действующей парадигмы. Можно выделить религиозный, расовый, национальный, нигилистический (подрывной), политический, хулиганский, социальный, властный и даже экономический аспекты возникновения таких крайних проявлений.
Все процессы, происходящие в современной жизни, носят геополитические признаки. Никогда раньше события, происходящие далеко, не затрагивали непосредственные сферы деятельности человека здесь и сейчас. Терроризм смывает границы конкретной области применения и может быть направлен практически на любую группу населения. Проводимая российскими военными в Сирии операция является этому подтверждением. Не устранив разрастающуюся угрозу «там», пришлось бы бороться с более серьезной угрозой «здесь».
Участковый уполномоченный полиции по роду свой деятельности постоянно контактирует с населением административного участка. Обязанности участкового включают в себя не только выполнение «общеполицейских» функций, но и обладают рядом специфических особенностей. Они характеризуются собирательностью и разноплановостью применения. Разделом 4 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденного приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166 (далее -Наставление) определены обязанности участкового уполномоченного полиции по знанию особенностей закрепленного административного участка, расположению нарядов по охране общественного порядка, рассмотрению обращений, принятию участия в раскрытии преступлений. В том числе в обязанность участкового входит проведение необходимых мероприятий по добыванию доказательств, фиксированием явлений, связанных с событием преступления. Он вправе вести производство по делам об административных правонарушениях, рассматривать дела по некоторым составам с вынесением постановлений о наложении административных наказаний.
Все это, безусловно, является неотъемлемой частью повседневной деятельности участкового уполномоченного полиции. Но нельзя не учитывать и профилактическую деятельность, направленную на недопущение
совершения противоправных деяний, взаимодействие с различными государственными и гражданскими институтами по вопросам правопорядка, оказание помощи населению в пределах компетенции.
В целях профилактики экстремистских и террористических проявлений участковый уполномоченный полиции проводит общую профилактическую работу, которая выражается в правовом информировании граждан административных участков, трудовых коллективов, студентов и школьников; распространении наглядных материалов, направленных на обеспечение информирования населением заинтересованных служб и ведомств о признаках экстремистской и террористической деятельности; проверке в составе комиссий объектов на антитеррористическую ук-репленность; внесении соответствующих предложению об устранении причин и условий, способствующих совершению террористических акций.
В ходе индивидуальной профилактической работы особое внимание уделяется лицам, систематически нарушающим законодательство при проведении публичных акций, в ходе отработки информации полученной от взаимодействующих структур и ведомств о возможной причастности к экстремистским и террористическим организациям. В ходе профилактического обхода административного участка, бесед с жителями выясняется информация об увлечении граждан крайними радикальными учениями, изучается их поведение в быту.
Пункт 37.15 Наставления указывает на возможность участия участкового в мероприятиях по противодействию терроризму. Пунктом 48.3 раскрывается одно из возможных таких мероприятий - проведение разъяснительной работы с работниками охранных структур и гражданами касательно действий в случае террористической угрозы. Также предусмотрено проведение профилактической работы участковым уполномоченным полиции со студентами образовательных организаций, проявившими себя в экстремистских акциях. Предполагается, что особенности проведения такой деятельности могут быть предусмотрены в нормативных правовых актах (постановлениях, приказах, инструкциях и тому подобных). Кроме тех случаев, которые указаны в Наставлении, проведение участковыми уполномоченными полиции мероприятий антитеррористической и антиэкстремистской направленности, не предусмотрены.
Основным приказом МВД России, которым руководствуются в своей деятельности участковые уполномоченные полиции [11], утверждены действия участкового при про-
ведении профилактического обхода административного участка - получение информации о лицах, осуществляющих хранение, распространение, производство экстремистских материалов. Получение информации, таким образом, входит в основные обязанности участкового уполномоченного полиции. Разумеется, это гласная информация. Это не может не ставить вопрос об иных способах получения сведений. Тем, более, они могут поступать от граждан в ходе повседневной деятельности. Актуален вопрос о корреляции компетенций участкового уполномоченного как сотрудника полиции (представителя «универсального» специалиста - дознавателя в системе подразделений по охране общественного порядка), государственного служащего, наделенного властными полномочиями, и как гражданина Российской Федерации, обладающего неотъемлемыми и приобретенными правами и обязанностями.
Подход к определению административно-правового статуса участкового уполномоченного полиции должен исходить из понимания места участкового в правовой системе. Участковый уполномоченный полиции выступает, прежде всего, как государственный служащий, обладающий определенным набором компетенций. Как сотрудник полиции, на которого распространяются права и обязанности, присущие сотрудникам полиции вообще. И, непосредственно, как сотрудник специфической службы, реализующий полномочия по обслуживанию закрепленной территории.
Участковый уполномоченный полиции обладает всеми признаками статуса гражданина Российской Федерации и, как государственный служащий, наделяется рядом дополнительных прав, в том числе по применению мер принуждения к иным субъектам права. Вследствие этого на участкового уполномоченного полиции возлагается ряд дополнительных обязанностей и ограничений, связанных с прохождением службы в полиции на должностях среднего и старшего начальствующего состава полиции.
Федеральным законом Российской Федерации «О полиции» [7] утверждены обязанности полицейского, отражение которых нашло свое место в контракте, заключаемом участковым уполномоченном полиции и в его должностной инструкции (регламенте). Административно-правовой статус определяется совокупностью прав, обязанностей и ответственностью субъекта.
К числу прав участкового уполномоченного полиции, предусмотренных пунктами 1-5, 7, 8, 11, 13, 14, 16, 18, 20, 21, 22, 34, 36, 37 части 1 статьи 13, частью 2 статьи 14, частью 3
статьи 15, частью 1 статьи 17, частью 1 статьи 18 Федерального закона «О полиции», закрепленных главой 5 Наставления, относятся:
- требовать прекращения противоправных действий;
- проверять документы в установленных законом случаях;
- получать пояснения и информацию по рассматриваемым делам;
- посещать государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации в рамках производства по административным и уголовным делам;
- требовать в установленных случаях покинуть место совершения правонарушения и преступления;
- вести производство по делам об административных правонарушениях с составлением в переделах, установленных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) [4], протоколы об административных правонарушениях;
- осуществлять контроль над лицами, за которыми судом установлен административный надзор;
- доставлять граждан в служебные помещения при наступлении соответствующих обстоятельств;
- осуществлять личный досмотр граждан в рамках производства по делам об административных правонарушениях, а также при проведении массовых мероприятий;
- останавливать транспортные средства, проверять документы и в отдельных случаях налагать административные наказания за нарушения Правил дорожного движения;
- участвовать в части касающейся в контроле за хранением гражданского оружия;
- привлекать граждан к внештатному сотрудничеству;
- пользоваться в служебных целях средствами связи;
- в исключительных случаях пользоваться транспортными средствами граждан;
- осуществлять задержание;
- проникать в места проживания граждан и на участки при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях для спасения жизни и имущества граждан, для задержания преступников, в целях пресечения преступного посягательства, для установления обстоятельств несчастного случая;
- обрабатывать данные граждан согласно Федеральному закону РФ «О полиции»;
- применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в предписанных федеральными законами случаях.
Права, как и социальные гарантии, сотрудников полиции полностью совпадают с элемен-
тами административно-правового статуса участкового уполномоченного полиции. При таком широком наборе прав государство ограничивает их применение оговоренными законом условиями. Повышенные требования предъявляются и к «носителям» указанных прав.
Обязанности, права и ограничения строго очерчены пределами реализации государственных функций и проявляются уже на этапе принятия граждан в полицию в соответствии с Федеральными законами «О полиции», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [5], «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты» [9], «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8] и других.
Рассмотренная совокупность прав, обязанностей и гарантий участкового уполномоченного полиции, являющихся неотъемлемой частью его статуса, предопределяет широкий набор компетенций для реализации всех функций, возложенных на участкового уполномоченного полиции. Однако можно с уверенностью сказать, что в принцип формирования данной службы заложен аспект деятельност-ного общения с населением в целях упреждения совершения преступлений и административных правонарушений, более объективного и своевременного рассмотрения обстоятельств совершенных противоправных деяний. Наряду с необходимостью четко определять деликт в соответствии с нормами права и принимать меры по его разрешению, участковый уполномоченный полиции по роду своей деятельности является «носителем информации» об образе жизни граждан, проживающих на административном участке.
Прошлый, 2018-й год, ознаменован празднованием трехсотлетия со дня образования полиции. Уроки истории показывают, что в Инструкции околоточным надзирателям Санкт-Петербургской полиции от 1906 года предписывались обязанности по надзору за населением околотка (около трех тысяч человек), в том числе «иметь строжайшей надзор за тем, чтобы в гостиницах, меблированных квартирах никто не останавливался и не проживал без паспортов или без прописки оных в участковым управлении...» [15]. Получение информации лежит «краеугольным камнем» в основе деятельности участкового уполномоченного полиции. Со времен околоточного надзирателя мало что изменилось в осуществлении указанного принципа деятельности данной службы полиции.
«Красной нитью» всех исследований в данной области является обозначение проблемы отсутствия у участкового уполномоченного полной информации о признаках террористической и экстремистской деятельности. Все чаще местом подготовки к реализации преступных замыслов являются квартиры и домовладения, сдаваемые в наем. Информацией о таком жилье участковый зачастую не владеет. Ее отсутствие влияет и на способность выявлять интересующие явления, квалифицировать их в соответствии с действующими нормами права, указывая состав преступления или административного правонарушения, и комплексно подходить к решению задачи по недопущению возникновения предпосылок развития террористической и экстремистской угрозы [20]. Предлагаем рассмотреть данную проблему с двух ракурсов.
Первый аспект заключается в проводимой участковым уполномоченным полиции работе по выявлению признаков противоправной деятельности. Данный результат может достигаться посредством получения информации от жителей административных участков, заинтересованных ведомств о подозрительных действиях, явлениях, происходящих на подконтрольной территории. В инициативном порядке такие сведения могут получаться при профилактическом обходе административного участка.
Проблемным вопросом в реализации этого тезиса является невозможность получения необходимой информации ввиду отказа граждан ее предоставлять, нежелание общаться с участковым уполномоченным, опираясь на ст. 25 Конституции России, ст. 139 УК РФ [3] и ст. 3 Жилищного кодекса РФ [6] о неприкосновенности жилища. Расширить инициативные интенции участкового уполномоченного полиции в вопросах получения информации могут помочь способы негласного получения информации или закрепленные результаты доверительного общения с гражданами, в том числе на возмездной основе. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» предписывает, что организация и тактика проведения органами внутренних дел Российской Федерации оперативно-розыскных мероприятий определяются ведомственными нормативными правовыми актами, согласованными с Федеральной службой безопасности Российской Федерации [2]. Касаемо участковых уполномоченных полиции, сегодня такой нормативный правовой акт отсутствует. Основным приказом МВД России, регламентирующим деятельность участковых уполномоченных полиции, установление доверительных отношений с гражданами в целях получения опера-
тивно-значимой информации не предусмотрено. Механизм установления возмездных отношений участковых уполномоченных полиции с гражданами, предоставляющими требуемую информацию, отсутствует.
Все это, несомненно, затрудняет деятельность участкового уполномоченного полиции по противодействию терроризму и экстремизму, хотя все предпосылки для сдвига имеющихся правоотношений по расширению компетенции участкового, имеются. Тем более, можно рассматривать подразделение участковых уполномоченных полиции как универсальный орган дознания, деятельность которого невозможна без осуществления мероприятий, направленных на раскрытие преступлений.
Анализируя обязанности участкового уполномоченного полиции, направленные на предотвращение фактов проявления экстремизма и терроризма, можно выделить следующие инструменты проведения профилактической работы, в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»:
- профилактическая беседа;
- объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения; профилактический учет;
- внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения;
- профилактический надзор [10].
Судить об эффективности имеющихся
средств профилактики правонарушений преждевременно ввиду незначительного срока действия указанного закона. Возможно, эффективность принимаемых мер в данном отношении повысится при условии участия в профилактической деятельности всех без исключения субъектов профилактики. Ведь полиция, как правило, работает с правонарушителями уже после совершения противоправного деяния. Анализируя имеющиеся в «арсенале» у участкового уполномоченного полиции инструменты проведения профилактической работы, можно сделать вывод об их недостаточности.
Обязанность участия в пределах компетенции в мероприятиях по противодействию терроризму (п. 37.15 Наставления) указывает на необходимость разъяснения указанных компетенций и вновь относит нас к вопросу о полномочиях участкового уполномоченного полиции и необходимости их конкретизации и дополнения.
Полученную в ходе приема граждан информацию, представляющую профилактический интерес, участковый уполномоченный полиции, в соответствии с п. 58 Наставления, докладывает рапортом на имя начальника территориального органа МВД России на районном уровне, что в некоторых случаях может повлиять на оперативность реагирования при раскрытии преступления в течение дежурных суток.
Второй аспект, связанный с получением информации участковым уполномоченным полиции в целях борьбы с терроризмом и экстремизмом, отражает отсутствие у участкового актуальной и полной информации о запрещенных организациях, предметах, способных свидетельствовать о деятельности незаконных организаций. В этом направлении следует работать особо ответственно. Отсутствие у сотрудников полиции необходимой информации о таких явлениях ставит под сомнение эффективность проводимого обхода, реализацию полученной информации.
Решением данной проблемы могут послужить дополнительные курсы для участковых уполномоченных полиции, в ходе которых будут доведены методы и приемы выявления террористической и экстремисткой деятельности. Создание межведомственных информационных систем также способствует решению «информационного голода» участкового уполномоченного полиции по данному направлению деятельности.
Необходимо отметить, что применение современных технологий, как принципа деятельности полиции, следует реализовывать и в направлении взаимодействия служб и ведомств, вовлеченных в антитеррористическую и антиэкстремистскую деятельность.
Значительная часть человеческого общения переместилась в информационно-коммуникационные системы. Преступники используют Интернет для вербовки потенциальных исполнителей, «сеют зерна» сомнения в разум людей, подменяют понятия о религии, этике и человеческой сущности. В случае выявления негативных факторов, указывающих на нежелательную интернет-активность, данная информация, своевременно доведенная до участкового уполномоченного полиции, позволит повысить эффективность работы в целом. Разработка алгоритмов реагирования на возникающие угрозы с привлечением компетентных ведомств не означает упрощение механизма (инструктирования), сведения к «банальной» передаче информации, а позволяет проявлять разумную инициативу в рамках установленных законодательством способов реагирования на противоправные явления.
Слабое проявление границ статуса участкового уполномоченного полиции при решении задач, связанных с предотвращением террористических актов и экстремистских проявлений, ставит дополнительные цели перед органами внутренних дел по совершенствованию деятельности в указанном направлении. Указывает на необходимость выработки алгоритмов действий участкового при возникновении угроз проявления терроризма и экстремизма с учетом действующего законодательства и обозначенных предложений по его совершенствованию.
Представляется возможным рассмотреть вопрос о подготовке ведомственного нормативного правового акта, устанавливающего
Литература
1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. № 33. Ст. 3349.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
5. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. № 31. Ст. 3215.
6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // Парламентская газета. 15.01.2005. № 7-8.
7. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.
8. Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 25.07.2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595.
9. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 05.12.2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
процедуры получения и реализации участковым уполномоченным полиции доверительной информации. Необходимо создание единой информационной среды, в которую вносилась бы актуальная информация об организациях, включенных в перечень экстремистских и террористических, с указанием внешней атрибутики, позволяющей идентифицировать их членов; лицах, состоящих на профилактических учетах, или в отношении которых имеются достаточные основания полагать о причастности к запрещенным организациям. Также важно конкретизировать права и обязанности участкового уполномоченного полиции по противодействию экстремизму и терроризму.
Bibliography
1. Constitution of the Russian Federation // Assembly of legislation of the Russian Federation. 04.08.2014. № 31. St. 4398.
2. Federal law of 12.08.1995 № 144-FL «On operative-search activity» // Meeting of the legislation of the Russian Federation. 14.08.1995. № 33. St. 3349.
3. Criminal code of the Russian Federation from 13.06.1996 № 63-FL // Collected legislation of the Russian Federation. 17.06.1996. № 25. St. 2954.
4. Code of the Russian Federation about administrative offences from 30.12.2001 № 195-FL // Collected legislation of the Russian Federation. 07.01.2002. № 1 (part 1). St. 1.
5. Federal law of27.07.2004 № 79-FL «On state civil service of the Russian Federation» // collected legislation of the Russian Federation. 02.08.2004. № 31. St. 3215.
6. Housing code of the Russian Federation from 29.12.2004 № 188-FL (ed. from 03.04.2018) // Parliamentary newspaper. 15.01.2005. № 7-8.
7. Federal law of07.02.2011 № 3-FL «On police» // Collected legislation of the Russian Federation. 14.02.2011. № 7. St. 900.
8. The Federal law from 19.07.2011 № 247-FL «About social guarantees to employees of internal Affairs bodies of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // Collected legislation of the Russian Federation. 25.07.2011. № 30 (p. 1). St. 4595.
9. The Federal law from 30.11.2011 № 342-FL «On service in bodies of internal Affairs of the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation» // Collected legislation of the Russian Federation. 05.12.2011. № 49 (h.1). St. 7020.
10. Federal law of 23.06.2016 № 182-FL «About bases of system of prevention of offences in
10. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Российская газета. 28.06.2016. № 139.
11. Приказ МВД России от 31.12.2012 № 1166 (ред. от 08.09.2016) «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Российская газета. 27.03.2013. № 65.
12. Алехнович С. О. К проблеме анализа угроз региональной безопасности Российской Федерации. М., 2003.
13. Анисимов Р. Ю., Иванов В. В. Административно-правовая деятельность участкового уполномоченного полиции по противодействию экстремизму // Административное право и процесс. 2013. № 11.
14. Волков С. Ю., Зайцев И. А. Совершенствование служебной деятельности участковых уполномоченных полиции в условиях реформирования органов внутренних дел Российской Федерации // Административное право и процесс. 2013. № 12.
15. Инструкция околоточным надзирателям г. Санкт-Петербурга от 9 сентября 1867 г. // Полиция России: документы и материалы. Саратов, 2002.
16. Катаева О. В., Волков П. А., Крамской И. С., Демченко Н. В. Актуальные проблемы борьбы с экстремизмом в Российской Федерации (на примере организации деятельности участкового уполномоченного полиции) // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 1.
17. Кулешов Р. В. Теория оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, уголовный процесс и административное право: проблемы соотношения и преемственности научного знания // Административное и муниципальное право. 2013. № 3.
18. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: учебник для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под. ред. В. В. Гордиенко. М., 2015.
19. Поликарпов Д. И. Понимание природы человека в контексте идеалистической антропологии // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2015. № 2 (81).
20. Попандопуло Д. В. Административно-правовые аспекты деятельности оперативного сотрудника // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России. 2015.
the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 28.06.2016. № 139.
11. Order of the Ministry of internal Affairs of Russia from 31.12.2012 № 1166 «Questions of organization of activity of precinct police» // Rossiyskaya Gazeta. 27.03.2013. № 65.
12. Alekhnovich S. O. On the problem of analysis of threats to regional security of the Russian Federation. M., 2003.
13. Anisimov R. Yu., Ivanov V. V. Administrative and legal activities of the district police Commissioner for countering extremism // Administrative law and process. 2013. № 11.
14. Volkov S. Yu., Zaitsev I. A. Improvement of service activity of district police commissioners in the conditions of reforming of law-enforcement bodies of the Russian Federation // Administrative law and process. 2013. № 12.
15. Manual okolatem the wardens of St. Petersburg 9 Sep 1867 // Police Russia: documents and materials. Saratov, 2002.
16. Kataeva O. V., Volkov P. A., Kramskoy I. S., Demchenko N. V. Actual problems of fight against extremism in the Russian Federation (on the example of the organization of activity of the district Commissioner of police) // Problems of law enforcement. 2016. № 1.
17. Kuleshov R. V. Theory of operational and combat counteraction to extremist and terrorist activities, criminal procedure and administrative law: problems of correlation and continuity of scientific knowledge // Administrative and municipal law. 2013. № 3.
18. Organization of activities of police services and units for the protection of public order and public safety: textbook for students studying in the specialty «Jurisprudence» / ed. by V. V. Gordienko. M., 2015.
19. Polikarpov D. I. Understanding of human nature in the context of idealistic anthropology // Humanities and socio-economic Sciences. 2015. № 2 (81).
20. Popandopulo D. V. Administrative and legal aspects of the operations officer // Proceedings of the II all-Russian scientific and practical conference. Krasnodar, 2015.