Научная статья на тему 'К вопросу о консультировании полиции'

К вопросу о консультировании полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
270
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАСТКОВЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПОЛИЦИИ / ПРИЕМ ГРАЖДАН / ОБРАЩЕНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ / ИНСТРУКЦИЯ / POLICE PRECINCT / THE RECEIVING OF CITIZENS / HANDLING / SPECIALIST / INSTRUCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гамбаров Марифат Гамбар Оглы

Рассматривается вопрос практической реализации полномочий сотрудников полиции в части привлечения специалистов для консультаций, а именно: участковых уполномоченных полиции при осуществлении ими приема и рассмотрения обращений граждан, в ходе реализации должностных обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гамбаров Марифат Гамбар Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The question of police counselling

Discussed the practical implementation of police powers with regard to the involvement of specialists for consultations, i.e. the precinct police in the performance of receiving and dealing with citizens, in the course of duties.

Текст научной работы на тему «К вопросу о консультировании полиции»

УДК 34.06 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10403

ББК 67.7 © М.Г. Гамбаров, 2019

Научная специальность 12.00.11 - Судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность

К ВОПРОСУ О КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ПОЛИЦИИ

Марифат Гамбар оглы Гамбаров, адъюнкт, лейтенант полиции, дежурный дежурной части ОП № 8 УМВД по г. Самаре

Академия управления МВД России (125993, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8) E-mail: gambarov1@gmail.com

Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент, полковник полиции Лозовицкая Г.П.

Аннотация. Рассматривается вопрос практической реализации полномочий сотрудников полиции в части привлечения специалистов для консультаций, а именно: участковых уполномоченных полиции при осуществлении ими приема и рассмотрения обращений граждан, в ходе реализации должностных обязанностей.

Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, прием граждан, обращение, специалист, инструкция.

THE QUESTION OF POLICE COUNSELLING

Marifat G. Gambarov, Adjunct, Police Lieutenant, duty offir of Hub-station № 8 Department of the Ministry for the Interior of the Russian Federation for the City of Samara

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia (125993, Moscow, ul. Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh, d. 8) E-mail: gambarov1@gmail.com

Scientific chief: doctor of legal sciences, associate professor, police colonel Lozovitskaya G.P.

Abstract. Discussed the practical implementation of police powers with regard to the involvement of specialists for consultations, i.e. the precinct police in the performance of receiving and dealing with citizens, in the course of duties. Keywords: police precinct, the receiving of citizens, handling, specialist, instruction.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Гамбаров М.Г. К вопросу о консультировании полиции. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(7):199-203.

Статьей 33 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления [1].

Обращения граждан являются эффективным инструментом взаимодействия общества и органов государственной власти. Данный механизм позволяет реализовать обмен, в первую очередь, информацией между этими субъектами.

Граждане вправе направлять обращения в любые государственные, муниципальные органы, должностным лицам, а так же организации. Участ-

ковый уполномоченный полиции один из наиболее близких к населению представителей органов внутренних дел, а потому немалая часть обращений граждан, поступающих в полицию, приходится именно на службу участковых уполномоченных полиции.

Участковыми уполномоченными полиции в целом по России в год рассматривается более десяти миллионов обращений граждан, раскрывается каждое четвертое преступление [2].

Прием и рассмотрение обращений граждан в полиции регулируются Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». Так первой из

обязанностей полиции пп. 1 п. 1 ст. 12 указана обязанность принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях [3]. Механизм реализации указанной обязанности урегулирован рядом ведомственных приказов.

Согласно п. 2 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях утвержденной приказом МВД России от 29.08.2014 г. № 736, в территориальных органах МВД России осуществляются прием, регистрация и разрешение следующих заявлений: о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии [4]. Иные обращения граждан рассматриваются в порядке определенном Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Инструкцией по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке, утвержденной приказом МВД России от 29.03.2019 г. №205 перед участковым уполномоченным полиции обозначены следующие задачи (п.п. 9.4., 9.5.): осуществление приема граждан; рассмотрение обращений (заявлений, обращений) граждан, относящихся к компетенции участкового уполномоченного полиции [5].

Рассмотрение обращений граждан и прием граждан одновременно являются и основными формами несения службы участковым уполномоченным полиции. Требования к организации приема граждан в Инструкции по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке конкретизированы в части дней и временного периода осуществления приема. Немаловажным уточнением, на наш взгляд, является уточнение о том, что непосредственное рассмотрение обращения, заявления или сообщения о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, участковым уполномоченным осуществляется после соответствующего поручения уполномоченного должностного лица. Полагаем, что данное положение актуально при принятии процессуального решения по обращению.

Осуществление приема и рассмотрения заявления граждан участковым уполномоченным полиции позволяет выполнить одновременно несколько функций и, в первую очередь, одну из важнейших задач полиции — предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

Инструкция по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке также как и ранее действовавшее Наставление регламентирует два аспекта деятельности участкового уполномоченного полиции применительно к приему граждан. Собственно прием граждан и рассмотрение обращений граждан, которые были получены участковым уполномоченным полиции, как на личном приеме, так и тех обращений, которые были переданы ему на рассмотрение в соответствии с резолюцией руководителя. Помимо осуществления личного приема граждан участковый уполномоченный полиции обязан принимать обращения граждан и при проведении профилактического обхода закрепленного за ним административного участка, а так же в иных случаях.

Результаты приема граждан заносятся в электронном виде в модуль «Участковый» [6]. В ходе приема граждан участковый уполномоченный полиции выясняет содержание обращения посетителя, принимает меры, в пределах своей компетенции, в том числе по защите его от преступных и иных противоправных посягательств.

По вопросам, не входящим в компетенцию органов внутренних дел, участковый уполномоченный должен разъяснить инстанцию (организацию или учреждение), в которую следует обратиться гражданину, при необходимости участковый уполномоченный оказывает необходимое содействие [7].

Полагаем необходимым отметить, что рассмотрение обращений граждан по существу производится в том случае если это относится к компетенции полиции, и в данном случае, к компетенции участкового уполномоченного полиции, с чем граждане зачастую выражают свое несогласие, считая такие решения необоснованными и незаконными.

В последние годы, учитывая общую потребность граждан в восстановлении своих, как им кажется нарушенных, прав, отмечается устойчивая тенденция к увеличению количество обращений граждан направляемых в органы внутренних дел.

По сравнению с 2011 годом, поток обращений в 2015 году увеличился на 42,7%. Ориентируясь на это деятельность органов внутренних дел Российской Федерации по рассмотрению и разрешению обращений граждан направлена исключительно на создание оптимальных условий по работе с различными видами обращений, адресованных в их адрес, снижение роста повторных обращений, в частности жалоб и заявлений, а также укрепление исполнительской дисциплины сотрудников полиции, осуществляющих как производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан, так и контроль за его надлежащим исполнением [8].

Позиция, высказанная Е.В. Герасимовой, по истечении трех лет остается более чем актуальной. Граждане, обращаясь к участковому уполномоченному полиции, рассчитывают найти решение всех возникающих у них вопросов как на уровне семей-но-бытовых, трудовых, гражданско-правовых и иных правоотношений, не относящихся к компетенции полиции.

Однако, сложившаяся в современном обществе практика, когда основное количество обращений граждан, независимо от существа проблемы, направляется именно в правоохранительные органы, привела к тому, что сотрудники полиции вынуждены рассматривать вопросы, не относящиеся к их компетенции (раздел наследственного имущества, межевые споры, неудовлетворенность ЖКХ и т.д.). Рост данных обращений имеет свои негативные последствия. Граждане, получив объективный отказ в удовлетворении своей просьбы (26,6 % от общего количества поступивших заявлений), продолжают обращаться с жалобами, в том числе и в вышестоящие органы, увеличивая тем самым количество обращений [9].

Вопросы, возникающие в ходе приема граждан, не относящиеся к компетенции полиции, возможно, разрешить путем дачи разъяснений, направления граждан в соответствующие органы, либо к должностным лицам, в чьей компетенции находится разрешение поставленных вопросов.

Пунктом 34 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» предусмотрено право полиции привлекать для консультаций в установленном порядке специалистов государственных и муниципальных органов, организаций с сохранением за ними заработной платы (денежного содержания) по основному месту работы (службы). В рамках реализации данных полномо-

чий полагаем целесообразным рассмотреть вопрос привлечения специалистов для дачи консультаций в ходе осуществления приема граждан участковыми уполномоченными полиции.

Данное правомочие является новеллой, Законом о милиции оно не предусматривалось. Потребность в консультациях специалистов (финансистов, экономистов, товароведов, специалистов в области строительства, транспорта, изобразительного искусства, компьютерных технологий, государственного пожарного надзора, стандартизации, метрологии и сертификации, психиатрии, психологии и др.) нередко возникает при проверке полицией заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, происшествиях и принятии по таким заявлениям и сообщениям соответствующих мер. Следует обратить внимание на то, что рассматриваемое право распространяется на специалистов только государственных и муниципальных органов и организаций [10].

Полагаем, что привлечение специалистов возможно не только при проверке заявлений и сообщений о преступлениях и административных правонарушениях, но и при осуществлении приема граждан, в частности, участковыми уполномоченными полиции, что будет способствовать оперативному разрешению поставленных гражданами вопросов и снижению числа повторных обращений граждан, что будет способствовать снижению нагрузки на участковых уполномоченных полиции.

Механизм реализации привлечения специалистов непосредственно к приему граждан, осуществляемому участковыми уполномоченными полиции предложен в методическом пособии МВД России для участковых уполномоченных полиции. В приеме граждан с их согласия могут участвовать на общественных началах юристы, представители, общественности и т.д. [11].

Полагаем целесообразным привлечение к приему граждан специалистов следующих государственных и муниципальных органов: органов социальной защиты населения, опеки и попечительства, Роспотребнадзора, медицинских, образовательных учреждений, а так же иных органов в зависимости от специфики административного участка.

Помимо участия представителей указанных государственных и муниципальных органов, одним из возможных направлений для снижения нагрузки на участковых уполномоченных полиции при осуществлении приема и рассмотрения обращений

граждан является, на наш взгляд, участие в приеме профессиональных юристов для дачи консультаций в области гражданского, семейного, жилищного права и пр.

Так семейно-бытовые конфликты зачастую выходят за рамки административного либо уголовного законодательства и требуют разрешения в, том числе, на уровне принятия судебных актов в порядке гражданско-процессуального законодательства. Как уже отмечалось ранее, вопросы с которыми обращаются к участковому уполномоченному полиции могут касаться самых разнообразных сфер жизни. Особенно пожилые граждане видят в сотрудниках полиции «последнюю инстанцию», которая может помочь им в разрешении возникшей проблемы.

Реализация закрепленного законом положения, на наш взгляд, возможна при соблюдении следующих условий:

• заключение соглашения с государственным или муниципальных органом, организацией о привлечении работников данных организаций для консультаций на безвозмездной основе;

• получение согласия граждан обращающихся к участковому уполномоченному полиции с общением на участие в приеме консультанта.

Консультирование должно производиться только по вопросам, не относящимся к компетенции полиции, что возможно путем закрепления данных положений в заключаемом соглашении. Участие в приеме граждан специалистов поможет снизить нагрузку на участковых уполномоченных полиции, если в ходе приема гражданину будет дано разъяснение о разрешении его вопроса в порядке гражданского, административного судопроизводства, либо путем обращения в тот, либо иной государственный, муниципальный орган или должностному лицу.

Законодательно данное решение, считаем возможным, закрепить в Инструкции по исполнению участковым уполномоченным полиции служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке путем дополнения пункта 29. предложением следующего содержания:

«В ходе приема граждан участковый уполномоченный полиции выясняет содержание обращения посетителя. В случае необходимости в пределах своей компетенции принимает меры по защите его от преступных и иных противоправных посяга-

тельств. Осуществление приема граждан возможно при участии специалиста».

Литература

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993г. // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru.

2. Маркина Э.В., Сосновская Ю.Н. «Проблемные вопросы, связанные с организацией деятельности участкового уполномоченного полиции по рассмотрению и разрешению обращений граждан» // Вестник экономической безопасности № 2, 2017 С. 154.

3. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // КонсультантПлюс.

4. Приказ МВД России от 29.08.2014 № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» // КонсультантПлюс.

5. Приказ МД России от 29.03.2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // КонсультантПлюс.

6. Приказ МД России от 29.03.2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // КонсультантПлюс.

7. Аврутин Ю.Е., Булавин С.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. «Комментарий к Федеральному закону «О полиции» (постатейный). — «Проспект», 2012 // Консультант-Плюс.

8. Герасимова Е.В. «Злоупотребление гражданами правом на обращение в правоохранительные органы»//Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии № 1-1, 2016 С. 122-126.

9. Сведения ГИАЦ МВД России за 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 года (форма отчетности № 578, раздел 3, кн. 1 и 2).

10. Алгоритм действий участкового уполномо-

ченного полиции при осуществлении приема граждан и рассмотрении их обращений / ВНИИ МВД России, ГУОООП МВД России // Профессионал, 2014, № 2. C. 41.

11. Настольная книга участкового уполномоченного полиции: Методическое пособие/ ФГКУ «ВНИИ МВД России», ГУОООП МВД России; под ред. С.И. Гринько, Ю.Н. Демидова.- М.: Объединенная редакция МВД России, 2013. С. 187.

References

1. The Constitution of the Russian Federation was adopted by popular vote on 12.12.1993. // Official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru.

2. Markina E.V., Sosnovskaya Yu.N. "Problematic issues related to the organization of activities of the district authorized police for the consideration and resolution of citizens' appeals "// Economic Security Bulletin No. 2, 2017 P. 154.

3. Federal Law of February 7, 2011 No. 3-FZ "On the Police" // ConsultantPlus.

4. Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated August 29, 2014 No. 736 "On approval of the Instructions on the procedure for receiving, registering and authorizing, in the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, applications and reports on crimes, administrative offenses, and incidents" // Consultant Plus.

5. Order of the Ministry of Health of Russia dated

March 29, 2019 No. 205 "On the performance of service by the local police authorized officer at the serviced administrative site and the organization of this activity" // ConsultantPlus.

6. Order of the Ministry of Health of Russia dated March 29, 2019 No. 205 "On the performance of service by the local police authorized officer at the serviced administrative site and the organization of this activity" // ConsultantPlus.

7. Avrutin Yu.E., Bulavin S.P., Nightingale Yu.P., Chernikov V.V. "Commentary on the Federal Law" On the Police "(article by article). -"Prospect", 2012 // ConsultantPlus.

8. Gerasimova E.V. "Abuse by citizens of the right to appeal to law enforcement agencies" // Public Security, Law and Order in the III Millennium No. 1-1, 2016 S. 122-126.

9. Information GIATS Ministry of Internal Affairs of Russia for 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 (reporting form No. 578, section 3, book. 1 and 2).

10. The algorithm of actions of the district authorized police during the reception of citizens and consideration of their appeals / All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, GUOOOP of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Professional, 2014, No. 2. C. 41.

11. Handbook of the local authorized police: Methodological handbook / FGKU VNII MIA of Russia, GUOOOP MIA of Russia; under the editorship of S.I. Grinko, Yu.N. Demidova.-M.: Joint editors of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013.S. 187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.