Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ И КРАЖ'

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ И КРАЖ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
387
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЧО (ЧС) / МВД РФ / УУП / КРАЖИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ерыгин Е.А., Астахов И.П.

Цель данной статьи - рассмотреть профилактические аспекты деятельности участковых уполномоченных полиции (далее - УУП) органов внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД РФ) по предупреждению чрезвычайных обстоятельств, совершения краж, акцентировать роль УУП при выполнении задач, возложенных на полицию, связанных с обеспечением общественной безопасности (далее - ООБ) и охраной общественного порядка (далее - ООП) по предупреждению, предотвращению и нейтрализации последствий чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций) (далее - ЧО (ЧС), в том числе связанных с экстремизмом, предупреждению совершения хищений в период ЧО (ЧС). Основная задача, стоящая перед УУП, - это профилактика, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений среди населения на обслуживаемом им административном участке. Совершение хищений, в частности краж, в период ЧО (ЧС) относится к преступлениям, представляющим общественный резонанс, так как они отрицательно влияют на складывающуюся оперативную обстановку и в целом на авторитет органов государственной власти и полиции. Поэтому деятельность УУП по предупреждению хищений в период ЧО (ЧС) и вся деятельность по предотвращению ЧО (ЧС), по нашему мнению, является весьма значимой и требует более детального исследования и нормативно-правового регулирования для более качественного выполнения задач УУП, поставленных перед полицией государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTIVE ASPECTS IN ACTIVITIES DISTRICT POLICE COMMISSIONER FOR PREVENTION OF EMERGENCY CIRCUMSTANCES AND THEFT

The purpose of this article is to consider the preventive aspects of the activities of the district police authorized by the internal affairs bodies of the Russian Federation to prevent emergency circumstances, commit thefts, and emphasize the role of the PMC in fulfilling the tasks assigned to the police related to ensuring public safety and the protection of public order to prevent, prevent and neutralize the consequences of emergency circumstances (emergencies), including those related to extremism, prevention of theft during the emergency circumstances period. The main task facing the community policing officer is to prevent, prevent and suppress crimes and administrative offenses among the population at the administrative site it serves. The commission of theft, in particular theft, during the emergency circumstances period, is a crime representing a public outcry, since it adversely affects the emerging operational situation, and in general the authority of state authorities and the police. Therefore, the activities of the community policing officer to prevent theft during the emergency circumstances period and all activities to prevent emergency circumstances, in our opinion, are very significant and require more detailed research and regulatory regulation to better fulfill the tasks facing the police.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ И КРАЖ»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ И КРАЖ

PREVENTIVE ASPECTS IN ACTIVITIES DISTRICT POLICE COMMISSIONER FOR PREVENTION OF EMERGENCY CIRCUMSTANCES AND THEFT

Аннотация: цель данной статьи - рассмотреть профилактические аспекты деятельности участковых уполномоченных полиции (далее - УУП) органов внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД РФ) по предупреждению чрезвычайных обстоятельств, совершения краж, акцентировать роль УУП при выполнении задач, возложенных на полицию, связанных с обеспечением общественной безопасности (далее - ООБ) и охраной общественного порядка (далее - ООП) по предупреждению, предотвращению и нейтрализации последствий чрезвычайных обстоятельств (чрезвычайных ситуаций) (далее - ЧО (ЧС), в том числе связанных с экстремизмом, предупреждению совершения хищений в период ЧО (ЧС).

Основная задача, стоящая перед уУп, - это профилактика, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений среди населения на обслуживаемом им административном участке. Совершение хищений, в частности краж, в период ЧО (ЧС) относится к преступлениям, представляющим общественный резонанс, так как они отрицательно влияют на складывающуюся оперативную обстановку и в целом на авторитет органов государственной власти и полиции. Поэтому деятельность УУП по предупреждению хищений в период ЧО (ЧС) и вся деятельность по предотвращению ЧО (ЧС), по нашему мнению, является весьма значимой и требует более детального исследования и нормативно-правового регулирования для более качественного выполнения задач УУП, поставленных перед полицией государством.

Ключевые слова: общественный порядок, общественная безопасность, ЧО (ЧС), МВД РФ, УУП, кражи.

Для цитирования: Ерыгин Е.А., Астахов И.П. Профилактические аспекты в деятельности участкового уполномоченного полиции по предупреждению чрезвычайных обстоятельств и краж // Проблемы правоохранительной деятельности. 2022. № 3. С. 47-52.

Abstract: the purpose of this article is to consider the preventive aspects of the activities of the district police authorized by the internal affairs bodies of the Russian Federation to prevent emergency circumstances, commit thefts, and emphasize the role of the PMC in fulfilling the tasks assigned to the police related to ensuring public safety and the protection of public order to prevent, prevent and neutralize the consequences of emergency circumstances (emergencies), including those related to extremism, prevention of theft during the emergency circumstances period.

УДК 34

Е.А. ЕРЫГИН

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) erygin81@mail.ru

И.П. АСТАХОВ

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, г. Белгород) astakhov7@mail.ru

EVGENIY A. ERYGIN

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

IVAN P. ASTAKHOV

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

The main task facing the community policing officer is to prevent, prevent and suppress crimes and administrative offenses among the population at the administrative site it serves. The commission of theft, in particular theft, during the emergency circumstances period, is a crime representing a public outcry, since it adversely affects the emerging operational situation, and in general the authority of state authorities and the police. Therefore, the activities of the community policing officer to prevent theft during the emergency circumstances period and all activities to prevent emergency circumstances, in our opinion, are very significant and require more detailed research and regulatory regulation to better fulfill the tasks facing the police.

Keywords: public order, emergency situations/circumstances/extremism, Ministry of the Interior, community police officer of the internal affairs bodies of the Russian Federation.

For citation: Erygin E.A., Astakhov I.P. Preventive aspects in activities district police commissioner for prevention of emergency circumstances and theft // Problems of Law Enforcement Activity. 2022. № 3. P. 47-52.

Участковый уполномоченный полиции как сотрудник полиции в своей профилактической деятельности вносит значительный вклад в ООБ и ООП на обслуживаемом административном участке, в том числе по выполнению задач, направленных на обеспечение защиты граждан и территории Российской Федерации от последствий ЧО (ЧС) техногенного, природного и криминогенного характера. Совершаемые преступления, в частности кражи, в период ЧО (ЧС) наносят, по нашему мнению, невосполнимый урон как гражданам и организациям, собственникам объектов хищения, так и органам государственной власти в целом. Хищения данного вида у лиц, которым уже причинен ущерб от ЧО (ЧС), вызывают еще больший общественный резонанс и пагубно влияют на авторитет органов исполнительной власти, в том числе и полиции, так как ОВД в период ЧО (ЧС) в связи с исполнением большого объема задач, стоящих перед полицией, сложно своевременно пресекать и раскрывать преступления такой категории. Переоценить роль УУП в деятельности ОВД РФ невозможно, так как УУП является универсальным и многофункциональным должностным лицом полиции. Мно-гоаспектность (в том числе и профилактика) задач, стоящих перед УУП с большим объемом нормативно закрепленных обязанностей, зачастую делает УУП не универсальным, наоборот, неспособным в точный и установленный законом срок выполнить поставленные задачи и возложенные обязанности. В данной статье рассмотрим анализ исследования нормативных правовых актов РФ, в соответствии с которыми УУП осуществляет деятельность, направленную на предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений, в том числе связанных с ЧО (ЧС) и фактической оперативно-служебной деятельностью УУП. Полученные выводы проведенного исследо-

вания должны способствовать более эффективному построению деятельности УУП в предупреждении краж, ЧО (ЧС), и в случае их возникновения - ликвидации с минимальными последствиями.

Действующему УУП необходимо знать законодательство РФ, используемое в предупреждении ЧО (ЧС). В Законе Российской Федерации от 5 марта 1992 №2446-1 «О безопасности» нормативно утверждено понятие безопасности, которая характеризуется как состояние защищенности от внутренних и внешних угроз жизненно важных интересов личности, общества и государства. Одним из основных должностных лиц, который своей деятельностью обеспечивает данную защищенность от внутренних угроз, является УУП. Анализ практики работы территориальных органов МВД России по Белгородской области (далее - ТО МВД РФ по Белгородской области) показывает, что в ТО МВД РФ по Белгородской области разработаны и утверждены планы действий сил и средств ОВД при возникновении ЧО (ЧС), с привлечением к мероприятиям подчиненных УУП.

В соответствии с действующим законодательством под чрезвычайными обстоятельствами понимаются события, возникшие в природной среде или в техногенной, социальной сферах, процессы и явления, оказывающие негативное влияние на нормальную деятельность государства, общества, людей, по которым принимаются специальные меры по восстановлению нормальной работы различных объектов жизнеобеспечения, среды обитания, сохранности материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения и защите жизни и здоровья, прав и свобод граждан (в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства).

Независимо от причин возникновения ЧО (ЧС) прежде всего отрицательно воздей-

ствуют на ООБ, ООП и личную безопасность граждан. Данное негативное влияние вызывается совокупностью следующих факторов:

- движимому и недвижимому имуществу граждан, государственных, муниципальных и общественных организаций причиняется значительный материальный ущерб;

- создается негативная психологическая обстановка, которая может спровоцировать возникновение паники, недостоверных слухов, стрессовых ситуаций, депрессии;

- ухудшение оперативной обстановки на обслуживаемой территории ОВД, которая провоцирует совершение преступлений и правонарушений, в том числе хищений.

Данные факторы отрицательно влияют на оперативную обстановку на административном участке УУП и значительно увеличивают нагрузку на его служебную деятельность.

Из статистических данных следует, что хищение чужого имущества составляет преобладающий сегмент совершаемых преступлений на территории Российской Федерации. Часть хищений имущества в период и после ЧО (ЧС) совершаются вследствие наступления дефицита средств и условий для нормального существования граждан на данной территории, и некоторые граждане пользуются чужим имуществом, оставленным без присмотра, в состоянии крайней необходимости, что может быть впоследствии обосновано и оправдано. Однако для одной специфической категории граждан, которая больше всего представляет интерес для правоохранительных органов Российской Федерации, прибывших на территорию последствий ЧО (ЧС) и имеющих корыстный противоправный умысел на тайное хищение имущества граждан, появляется возможность беспрепятственного проникновения в помещения граждан для завладения чужим имуществом.

Во исполнение п. 7 ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции» на УУП как сотрудника ОВД при чрезвычайных ситуациях возлагается обязанность по проведению первоочередных мероприятий по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению ООП при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий, оказанию помощи в постоянной работе спасательных служб. УУП на закрепленном административном участке в ходе ЧО (ЧС) принимает необходимые меры к обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования предприятий, организаций и учреждений, проводит профилактические мероприятия для пресечения совершения краж. Наряду с общеполицейскими

функциями (проведение профилактических действий по предупреждению, пресечению совершения административных правонарушений, уголовных преступлений, осуществление производства по делам об административных правонарушениях, производства процессуальных действий по находящимся в производстве материалам проверки, ООП в общественных местах, надзор за безопасностью дорожного движения и т.д.), УУП при возникновении ЧО (ЧС) обязан выполнять дополнительные, неотложные функции (эвакуация граждан с места ЧО (ЧС), эвакуация пострадавших в медицинские пункты, принятие мер по осуществлению сохранности ценностей, оставшегося без присмотра имущества (что способствует уменьшению краж), оказание содействия по круглосуточной работе спасательных служб; ООП при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий, пресечение распространения недостоверной информации, порождающей панику среди населения, и т.д.).

При проведении ЧО (ЧС) алгоритм деятельности УУП рекомендуется построить в соответствии с типовыми тактическими действиями:

- при получении и подтверждении информации о ЧО (ЧС) незамедлительно докладывать информацию оперативному дежурному ТО МВД, вызывать экстренные службы (пожарные команды МЧС, скорую медицинскую помощь, и др.);

- принимать меры по локализации источника повышенной опасности, оказание содействия специальным службам в мероприятиях по ликвидации ЧО (ЧС), привлечение дополнительных сил подразделений ТО МВД;

- осуществлять действия по проведению разъяснительной работы среди населения, устанавливать очевидцев ЧО (ЧС), принимать меры по пресечению распространения недостоверной информации и паники;

- осуществлять действия по охране бесхозяйного имущества, предотвращать хищения имущества, пресекать проникновение к источникам повышенной опасности, кроме лиц, участвующих в ликвидации ЧО (ЧС);

- принимать участие и осуществлять действия по организации охраны важных объектов, эвакуации людей в безопасные места;

- с прибытием лиц, ответственных за производство аварийно-спасательных работ, действуют по их указанию, и немедленно докладывают им обо всех изменениях в оперативной обстановке [2, с. 147].

В ОВД РФ важная роль отведена УУП, так как они, в сравнении с сотрудниками полиции других подразделений ОВД, выполняют широ-

кий диапазон правоохранительных функций. Так, сотрудники патрульно-постовой службы полиции (далее - ППСП) в своей повседневной служебной деятельности достигают высоких показателей по обеспечению ООБ и ООП, в том числе, в условиях чрезвычайных обстоятельств [1, с. 76]. В случае ухудшения оперативной обстановки в связи с ЧО (ЧС) по указанию дежурной части ТО МВД мобильные строевые наряды ППСП прибывают первыми и блокируют место возникновения происшествия (возникновения ЧО (ЧС)), оказывают помощь в эвакуации граждан, организуют беспрепятственный проезд специальной техники по ликвидации ЧО (ЧС), скорой медицинской помощи. Однако стоит отметить, что мероприятия, выполняемые УУП, предусматривают больший сегмент от всего объема проводимых мероприятий, которые осуществляются другими подразделениями ТО МВД.

Исходя из анализа нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность УУП, и фактически складывающейся в ТО МВД РФ по Белгородской области обстановки, УУП является одним из самых доступных должностных лиц полиции, к которому граждане, проживающие на обслуживаемом административном участке, обращаются с проблемой, связанной с нарушением их законных прав. При грамотно поставленной работе УУП обладает важным объемом значимой информации, представляющей широкий интерес для оперативных подразделений ОВД, с которыми он должен постоянно взаимодействовать. УУП при возникновении или угрозе возникновения ЧО (ЧС), осуществляя одну из самых трудоемких форм несения службы УУП - рассмотрение обращения граждан, перерабатывает большой объем зарегистрированной информации, принимает процессуальные решения по материалам проверок, находящимся у него на исполнении, в связи с чем УУП необходимо в предельно короткие сроки, быстро и грамотно принимать процессуальные решения и предусмотренные законодательством РФ меры по ООБ и ООП.

Также в период предупреждения ЧО (ЧС) и ликвидации их последствий, предупреждения краж в период ЧО (ЧС) наиболее значимой формой несения службы УУП является предусмотренный Инструкцией по исполнению УУП служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке, утвержденной приказом МВД России от 29.03.2019 № 205, профилактический обход административного участка. В соответствии с указанной инструкцией УУП, осуществляя данную основную

форму несения службы на закрепленном административном участке, посещает здания, строения и сооружения, объекты жизнеобеспечения, обследует подъезды, чердачные и подвальные помещения объектов. Посещает места проживания, устанавливает доверительные отношения с лицами, проживающими в них. Все установленные основные формы несения службы УУП, по нашему мнению, должны проводиться через призму предупреждения ЧО (ЧС), хищений в период ЧО (ЧС) и ликвидации последствий ЧО (ЧС). По выявленным нарушениям в строгом соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» УУП должен выносить должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению хищений, объявлять физическому лицу официальное предостережение о недопустимости действий, создающих угрозу ЧО (ЧС) и совершения краж. Данная деятельность УУП, по нашему мнению, будет способствовать заблаговременному получению информации о ЧО (ЧС) для своевременного реагирования и ликвидации опасных последствий. Летом 2022 года в Белгородской области были введен желтый уровень опасности угрозы ЧО (ЧС) в связи с проведением специальной военной операции в Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике и в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. Когда в центре г. Белгорода в результате взрыва погибли мирные жители, с участием сотрудников ОУУП и ПДН УМВД России по г. Белгороду были своевременно проведены эвакуационные мероприятия граждан из многоэтажных жилых домов и частных домовладений, осуществлено оцепление места происшествия, обеспечена своевременная работа специальных служб города и подразделений полиции, ряд данных мероприятий проходил в фокусе недопущения совершения хищений из помещений, расположенных на территории, с которой население было эвакуировано. Данные действия способствовали ликвидации и минимизации последствий ЧО (ЧС), а также предотвращению хищений.

При проведении профилактических обходов вверенных административных участков УУП необходимо уделять особое внимание получению от населения значимой информации по предупреждению совершения правонарушений, преступлений (краж), раскрытию преступлений (хищений), в том числе и выявлению латентных, и связанных с ЧО (ЧС).

Законодательством РФ для исполнения возложенных обязанностей по предупреждению и пресечению преступлений и правонарушений УУП предусмотрено составление протоколов об административных правонарушениях, в том числе в сфере противодействия ЧО (ЧС), предусмотренных ч.ч. 2-3 ст. 6.3, ч. 3 ст. 8.32, ч. 9-10.1 ст. 13.15, ст. 20.5, ст. 20.6, ст. 20.6.1 КоАП РФ. Кроме того, совершение правонарушения при ЧО является отягчающим обстоятельством при привлечении к административной и уголовной ответственности. Данную информацию УУП также необходимо использовать при проведении индивидуальной профилактической работы с лицами, состоящими на профилактическом учете, и иными гражданами.

Для пресечения правонарушения УУП имеет законное право в рамках производства по делу об административном правонарушении применить меры обеспечения, а также меры государственного принуждения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».

Но возникает проблемный вопрос в оформлении административно-процессуальной деятельности, которая требует трудовых и временных ресурсов, что в последнюю очередь в условиях действующего законодательства отрицательно влияет на оперативность и мобильность УУП, тем более в условиях ЧО (ЧС).

Чтобы решить данный вопрос в сторону более продуктивной и качественной деятельности УУП, необходимо принять меры к уменьшению документооборота и номенклатуры при оформлении административно-процессуальных и служебных документов, как минимум в период ЧО (ЧС). В большем объеме использовать в качестве доказательств видеозаписи и показания УУП. Запретить поручение УУП мероприятий и указаний, не предусмотренных приказом МВД РФ от 29.03.2019 № 205.

Также на законодательном уровне рассмотреть вопрос о том, что при введении ЧО (ЧС) привлечение УУП к необходимым мероприятиям требуется согласовывать с руководством УУП. Также в подразделениях УУП и ПДН предусматривать наличие должностных лиц,

которые будут исполнять обязанности (в том числе проведение процессуальных проверок, срок которых не приостанавливается во время ЧО (ЧС)) задействованных УУП. Данное отвлечение УУП от основных обязанностей на закрепленном административном участке будет причиной нарушения сроков проверки, несвоевременного принятия процессуальных решений, что может неблагоприятно сказываться на защите основных прав и свобод человека и гражданина.

На основании изложенного можно констатировать, что грамотно проводимая деятельность УУП способствует предупреждению и пресечению противоправных деяний, грубо нарушающих ООБ, ООП и ведущих к возникновению ЧО (ЧС) [1, с. 80].

По результатам проведенного нашего исследования можно сделать вывод, что имеется положительный опыт в организации деятельности УУП в период ЧО (ЧС). Деятельность УУП в такой период имеет ряд особенностей, что обусловлено резким осложнением оперативной обстановки и необходимостью принятия УУП своевременных организационных и практических мер реагирования на ее изменения в период ЧО (ЧС). Положительные особенности управления силами и средствами ООП с участием УУП заключаются в том, что ОВД заблаговременно разрабатывают планы действий на случай возникновения ЧО (ЧС), создают оперативные штабы (группы) для управления силами и средствами. Для более качественной подготовки сотрудников ОВД, в том числе и УУП, в условиях, связанных с ЧО (ЧС), проводят специальное профессиональное обучение, командно-штабные учения и тренировки личного состава, при несении службы предъявляют повышенные, но обоснованные требования к четкому выполнению служебных обязанностей всеми нарядами, задействованными на ООБ и ООП, в том числе УУП. Роль УУП в период ЧО (ЧС) как никогда важна и необходима, потому что важно сделать все необходимое для ООБ, ООП, предотвращения хищений и сохранения человеческой жизни.

Литература

1. Шиенкова А.С., Подгорный А.М. Роль участкового уполномоченного полиции в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности при возникновении чрезвычайных обстоятельств // Юристъ-Правоведъ. 2018. № 4 (87).

2. Барышников М.В. Отдельные аспекты деятельности участковых уполномоченных полиции при возникновении чрезвычайных ситуаций // Наука и практика. 2016. № 2(67). С. 146-148.

3. Обеспечение личной безопасности сотрудников ОВД, входящих в состав функциональных групп при проведении специальных операций / Ю.Н. Кириченко, А.А. Тарасенко, А.В. Медведев [и др.]. - Курск: ООО «ТОП+», 2022. - 112 с.

References

1. Shienkova A.S., Podgornyj A.M. Rol' uchastkovogo upolnomochennogo policii v ohrane obshchestvennogo poryadka i obespechenii obshchestvennoj bezopasnosti pri vozniknovenii chrezvychajnyh obstoyatel'stv // YUrist»-Pravoved». 2018. № 4 (87).

2. BaryshnikovM.V. Otdel'nye aspekty deyatel'nosti uchastkovyh upolnomochennyh policii pri vozniknovenii chrezvychajnyh situacij // Nauka i praktika. 2016. № 2(67). S. 146-148.

3. Obespechenie lichnoj bezopasnosti sotrudnikov OVD, vhodyashchih v sostav funkcional'nyh grupp pri provedenii special'nyh operacij / Yu.N. Kirichenko, A.A. Tarasenko, A.V. Medvedev [i dr.]. - Kursk: OOO «TOP+», 2022. - 112 s.

(статья сдана в редакцию 03.09.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.