Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ОБЩЕПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ, ПРОВОДИМЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА, ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КРАЖ, СОВЕРШАЕМЫХ В ПОЕЗДАХ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ'

О НЕКОТОРЫХ ОБЩЕПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ, ПРОВОДИМЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА, ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КРАЖ, СОВЕРШАЕМЫХ В ПОЕЗДАХ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ РОЗЫСК / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПОЕЗДА ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ / КРАЖА / ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Моисеев Н.А., Новоселов Н.Г.

В статье приводятся статистические данные преступлений, совершенных в 2020 году на объектах транспортной инфраструктуры, на основании которых авторы приходят к выводу о возникновении и наличии наиболее криминогенной ситуации на объектах железнодорожного транспорта среди иных видов грузопассажирских перевозок. Так как железнодорожный транспорт подвержен значительному количеству преступных посягательств, в том числе имущественного характера, авторами рассматривается наиболее актуальная проблема для МВД России на транспорте, которая заключается в предупреждении краж, совершаемых в поездах дальнего следования. Авторами раскрываются источники получения информации о причинах и условиях, способствующих совершению хищений имущества граждан в подвижном составе, и ключевые моменты в использовании данных сведений подразделениями уголовного розыска МВД России на транспорте в предупредительной деятельности. В статье рассматриваются наиболее распространенные и часто применяемые подразделениями уголовного розыска МВД России на транспорте мероприятия, направленные на предупреждение краж, совершаемых в поездах дальнего следования, высказываются предложения и рекомендации по совершенствованию и повышению эффективности предупредительной деятельности, определяются пути решения существующих проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Моисеев Н.А., Новоселов Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME GENERAL PREVENTIVE MEASURES CARRIED OUT BY CRIMINAL INVESTIGATION DEPARTMENTS TO PREVENT THEFTS COMMITTED ON LONG-DISTANCE TRAINS

The article provides statistical data on crimes committed in 2020 at transport infrastructure facilities, on the basis of which the authors come to the conclusion that the most criminogenic situation occurs at railway transport facilities, among other types of cargo and passenger transportation. Since railway transport is subject to a significant number of criminal encroachments, including those of a property nature, the authors consider the most urgent problem for the Ministry of Internal Affairs of Russia in transport, which is to prevent thefts committed on long-distance trains. The authors disclose the sources of obtaining information on the reasons and conditions conducive to theft of property of citizens in the rolling stock and the key points in the use of this information by units of the criminal Ministry of Internal Affairs of Russia in transport in preventive activities. The article discusses the most common and often used by the criminal investigation units of the Ministry of Internal Affairs of Russia in transport measures aimed at preventing thefts committed on long-distance trains, makes suggestions and recommendations for improving and increasing the effectiveness of preventive activities, identifies ways to solve existing problems.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ОБЩЕПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ, ПРОВОДИМЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА, ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КРАЖ, СОВЕРШАЕМЫХ В ПОЕЗДАХ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ»

О НЕКОТОРЫХ ОБЩЕПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ, ПРОВОДИМЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ УГОЛОВНОГО РОЗЫСКА, ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КРАЖ, СОВЕРШАЕМЫХ В ПОЕЗДАХ

ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ

ABOUT SOME GENERAL PREVENTIVE MEASURES CARRIED OUT BY CRIMINAL INVESTIGATION DEPARTMENTS TO PREVENT THEFTS COMMITTED ON LONG-DISTANCE TRAINS

УДК 343.791

Н.А. МОИСЕЕВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) Moiseev68@yandex.ru

NIKOLAY A. MOISEYEV,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Н.Г. НОВОСЕЛОВ

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) nick.novoseloff2018@yandex.ru

NIKOLAY G. NOVOSELOV

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: в статье приводятся статистические данные преступлений, совершенных в 2020 году на объектах транспортной инфраструктуры, на основании которых авторы приходят к выводу о возникновении и наличии наиболее криминогенной ситуации на объектах железнодорожного транспорта среди иных видов грузопассажирских перевозок. Так как железнодорожный транспорт подвержен значительному количеству преступных посягательств, в том числе имущественного характера, авторами рассматривается наиболее актуальная проблема для МВД России на транспорте, которая заключается в предупреждении краж, совершаемых в поездах дальнего следования.

Авторами раскрываются источники получения информации о причинах и условиях, способствующих совершению хищений имущества граждан в подвижном составе, и ключевые моменты в использовании данных сведений подразделениями уголовного розыска МВД России на транспорте в предупредительной деятельности.

В статье рассматриваются наиболее распространенные и часто применяемые подразделениями уголовного розыска МВД России на транспорте мероприятия, направленные на предупреждение краж, совершаемых в поездах дальнего следования, высказываются предложения и рекомендации по совершенствованию и повышению эффективности предупредительной деятельности, определяются пути решения существующих проблем.

Ключевые слова: уголовный розыск, предупреждение преступлений, поезда дальнего следования, кража, подвижной состав.

Для цитирования: Моисеев Н.А., Новоселов Н.Г. О некоторых общепрофилактических мероприятиях, проводимых подразделениями уголовного розыска, по предупреждению краж, совершаемых в поездах дальнего следования // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2021. № 3. С. 52-57.

Abstract: the article provides statistical data on crimes committed in 2020 at transport infrastructure facilities, on the basis of which the authors come to the conclusion that the most criminogenic situation occurs at railway transport facilities, among other types of cargo and passenger transportation. Since railway transport is subject to a significant number of criminal encroachments, including those of a property nature, the authors consider the most urgent problem for the Ministry of Internal Affairs of Russia in transport, which is to prevent thefts committed on long-distance trains.

The authors disclose the sources of obtaining information on the reasons and conditions conducive to theft of property of citizens in the rolling stock and the key points in the use of this information by units of the criminal Ministry of Internal Affairs of Russia in transport in preventive activities.

The article discusses the most common and often used by the criminal investigation units of the Ministry of Internal Affairs of Russia in transport measures aimed at preventing thefts committed on long-distance trains, makes suggestions and recommendations for improving and increasing the effectiveness of preventive activities, identifies ways to solve existing problems.

Keywords: criminal investigation, crime prevention, long-distance trains, theft, rolling stock.

For citation: Moiseyev N.A., Novoselov N.G. About some general preventive measures carried out by criminal investigation departments to prevent thefts committed on long-distance trains // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 3. P. 52-57.

Проведенный анализ состояния преступности в 2020 году позволяет сделать вывод о том, что около 30% от общего количества всех зарегистрированных преступлений на объектах транспортной инфраструктуры, или 12 244 факта, составляют преступления против собственности, причем 9 998 из них кражи, а наиболее криминогенным объектом, подверженным значительному количеству преступных посягательств, в том числе имущественного характера, является железнодорожный транспорт1.

Железнодорожный транспорт в Российской Федерации относится не только к основному виду грузопассажирского транспорта с развитой системой железнодорожного сообщения и большим пассажиропотоком, но и к стратегическому виду дорожной сети, которая играет особую роль в экономике, промышленности и обороне страны. Популярность железной дороги среди населения обусловлена прежде всего доступностью пользования ее услугами, комфортностью перемещения, удобством провоза багажа и достаточно невысокой стоимостью транспортного обслуживания. Так, по итогам 2020 года ОАО «РЖД» перевезло 869,4 млн пассажиров, из них в поездах дальнего следования - 67,5 млн человек2.

Необходимо отметить, что статистические данные и аналитические материалы о результатах оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России на транспорте за последние пять лет позволяют прийти к выводу, что рассматриваемый объект транспортной инфраструктуры ежегодно является стабильно криминогенной средой совершения краж личного имущества граждан. Удельный вес этого вида преступлений составляет около 90% от общего количества всех зарегистрированных хищений,

1 Данные ГИАЦ МВД России [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.mvd.ru (дата обращения: 20.02.2021).

2 Сколько пассажиров и груза перевезли РЖД в 2020 году [Электронный ресурс]. - URL: https://zen.yandex.ru (дата обращения: 20.02.2021).

совершаемых на объектах транспорта, причем половина из них совершается в поездах дальнего следования [1].

Таким образом, вопросы противодействия кражам, совершаемым в поездах дальнего следования, являются достаточно актуальными, а задачи их предупреждения - основными и первоочередными в деятельности всех подразделений МВД России на транспорте.

Рассматривая это направление в деятельности подразделений уголовного розыска МВД России на транспорте, необходимо отметить, что оно имеет свои объективные и субъективные сложности, которые заключаются в первую очередь в отсутствии при проведении предупредительных мероприятий комплекса специфических организационных и тактических действий. Кроме этого, сотрудники не всегда уделяют достаточное внимание предупредительной работе, ставя ее на второй план, ошибочно считая эту деятельность второстепенной. Все это является серьезными проблемными аспектами, которые не позволяют в полной мере использовать все имеющиеся оперативно-розыскные силы и средства при проведении предупредительных мероприятий и, соответственно, добиться положительных результатов в этой деятельности.

Приказ МВД России от 17.01.2006 № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» определяет предупреждение преступлений органами внутренних дел как деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемую в пределах их компетенции, направленную на недопущение преступлений путем выявления, устранения и нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.

Проведя анализ мнений и позиций ученых на предупредительную деятельность органов внутренних дел (таких как В.М. Атмажитов,

С.С. Галахов, Д.В. Гребельский, А.Ф. Волынский, В.В. Кутковский, А.Г. Лекарь, В.Г. Самойлов) и принимая во внимание специфику осуществления оперативно-розыскной деятельности, мы пришли к выводу, что предупреждение краж, совершаемых из поездов дальнего следования, следовало бы определить как деятельность оперативных сотрудников органов внутренних дел на транспорте, проводимую гласно и негласно с использованием сил, средств, мероприятий и методов оперативно-розыскной деятельности в целях выявления причин и условий, способствующих совершению данных преступлений (общая профилактика), а также лиц, склонных к их совершению (индивидуальная профилактика), и принятия к ним мер оперативно-профилактического воздействия.

Несомненно, в деятельности подразделений уголовного розыска МВД России на транспорте по предупреждению краж, совершаемых в поездах дальнего следования, важная роль отводится проведению общепрофилактических мероприятий, эффективность которых во многом зависит от своевременного получения информации о причинах и условиях, способствующих их совершению. В своей деятельности подразделения уголовного розыска МВД России на транспорте получают эту информацию из следующих источников:

- в результате анализа оперативной обстановки и деятельности по предупреждению и раскрытию краж, совершаемых с подвижного состава на обслуживаемой территории. Данная работа должна прежде всего вестись на основе всестороннего анализа всех элементов оперативно-розыскной характеристики хищений, в первую очередь таких как место, время, способ преступного посягательства, сведения о преступнике, потерпевшем и похищенном имуществе. Кроме этого, необходимо учитывать не только данные, полученные в ходе анализа обстоятельств происшествий, совершенных на обслуживаемой территории, но и в результате изучения преступлений, зарегистрированных на территории обслуживания соседних территориальных органов МВД России на транспорте;

- из заявлений и сообщений граждан о совершенных кражах имущества, поступающих в территориальные органы МВД России на транспорте. В данном случае оперативными сотрудниками должны учитываться и те факты, которые были указаны в заявлениях граждан и которые после первоначальной проверки были направлены по подследственности либо территориальности. Это обусловлено тем, что в данных источниках может содержаться значимая для оперативно-розыскного органа информация;

- при изучении сведений, имеющихся в уголовных делах, материалах об отказе в возбуждении уголовных дел, материалах административной практики. Особое внимание необходимо уделить лицам, ранее привлекаемым к ответственности по ст. 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (мелкое хищение) за совершение административных правонарушений на объектах транспортной инфраструктуры, а также причинам и условиям, способствующим совершению ими противоправных действий;

- из информации, представляемой должностными лицами, обслуживающими транспортную инфраструктуру. Сотрудникам уголовного розыска необходимо направлять свои усилия на получение информации от лиц, располагающих значимой и достоверной информацией о событиях, происходящих в поезде. Носителями таких сведений, как правило, выступают члены поездных бригад подвижного состава (начальник поезда, проводники, работники вагонов-ресторанов);

- в результате проведения мероприятий личным сыском, которые имеют четко выраженный, целенаправленный, разведывательно-поисковый характер, одним из направлений которого является получение из различных источников объективной информации, представляющей оперативный интерес в предупредительной деятельности оперативных подразделений МВД России на транспорте.

После получения информации, ее анализа, оценки и проведения проверочных мероприятий, направленных на установление достоверности полученных сведений, сотрудниками уголовного розыска МВД России на транспорте осуществляется планирование профилактических мер по предупреждению хищений личного имущества граждан в подвижном составе.

Рассмотрим наиболее распространенные и часто используемые подразделениями уголовного розыска МВД России на транспорте мероприятия, направленные на предупреждение краж, совершаемых в поездах дальнего следования:

1. Проведение оперативно-профилактических мероприятий3. Является одной из востребованных и наиболее эффективных мер обеспечения личной и имущественной безопасности граждан на объектах железнодорожного транспорта, в ходе проведения которых сотрудникам уголовного розыска предоставляется возможность своевременно выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению краж

3 Далее - ОПМ.

имущества граждан, а также предупреждать и немедленно пресекать попытки их совершения.

В зависимости от целей и решаемых задач линейными подразделениями в течение года на плановой основе проводится значительное количество ОПМ, таких как «Подросток», «Мак», «Металл», «Курорт» и др. К наиболее значимым ОПМ, проводимым с целью противодействия преступлениям, совершаемым в поездах дальнего следования, относятся:

- оперативно-профилактическая операция «Пассажир». Плановое мероприятие проводится в целях стабилизации оперативной обстановки в сфере пассажирских перевозок. Задачами ОПМ является предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, административных правонарушений в пассажирских поездах дальнего следования, обеспечение личной и имущественной безопасности пассажиров и членов поездных бригад, установление и задержание лиц, находящихся в розыске;

- оперативно-профилактическая операция «Поезд». Операция проводится в целях предупреждения преступлений, направленных против личной и имущественной безопасности пассажиров, пресечения фактов незаконного оборота оружия, наркотических средств и взрывчатых веществ. Особое внимание при проведении мероприятий уделяется выявлению административных правонарушений, влияющих на общественный порядок на транспорте, и установлению лиц, использующих поддельные документы для проезда железнодорожным транспортом, а также находящихся на территории Российской Федерации с нарушением правил въезда и режима пребывания;

- оперативно-профилактическая операция «Безопасный транспорт». Проводится в целях стабилизации оперативной обстановки в сфере пассажирских перевозок, а также профилактики правонарушений в области безопасности движения на железнодорожном транспорте.

В целом во время проведения вышеперечисленных ОПМ сотрудниками уголовного розыска осуществляется подробный анализ криминогенной обстановки и состояния правопорядка на объектах железнодорожного транспорта, находящихся на обслуживаемой территории. На основе проведенного анализа определяются наиболее криминогенные поезда дальнего следования, в которых планируются и проводятся предупредительные мероприятия. Итоги ОПМ подводятся на оперативных совещаниях и нередко освещаются в средствах массовой информации.

По нашему мнению, для оптимизации эффективности данных профилактических меропри-

ятий необходимо осуществлять такие ОПМ как минимум в нескольких федеральных округах, а еще более рационально и целесообразно организовывать и проводить их всеми управлениями на транспорте МВД России одновременно. Также эти мероприятия должны планироваться и проводиться в тесном взаимодействии с территориальными органами внутренних дел, иными правоохранительными органами, общественными объединениями правоохранительной направленности, с работниками транспортной инфраструктуры и др.

2. Проведение организационных мероприятий по оборудованию объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами и системами видеонаблюдения. Использование специальной техники является одной из современных и наиболее эффективных мер по обеспечению транспортной безопасности на объектах железнодорожной инфраструктуры. Установка и применение технических средств и систем видеонаблюдения должны инициироваться в первую очередь подразделениями уголовного розыска и осуществляться в следующих направлениях. Во-первых, необходимо выйти с предложением к собственникам по оборудованию (переоборудованию) всех поездов дальнего следования современными, многофункциональными, чувствительными камерами видеонаблюдения. При этом камеры должны быть установлены не только в коридорах и вагоне-ресторане, но и в тамбурах подвижного состава. Во-вторых, камеры видеонаблюдения должны обладать большой разрешающей возможностью, объемом памяти и производить качественную видеозапись. В-третьих, целесообразно оборудовать камерами видеонаблюдения платформы железнодорожных вокзалов для наиболее точной фиксации всех лиц, посещающих данные объекты транспортной инфраструктуры. При этом в ходе монтажных работ необходимо исключить или свести к минимуму наличие слепых и мертвых зон.

3. Сопровождение подвижного состава также является не менее эффективным способом предупреждения преступлений, обеспечения личной и имущественной безопасности граждан, применяемым сотрудниками оперативных подразделений органов внутренних дел на железнодорожном транспорте [5].

В ходе данных мероприятий оперативные сотрудники проводят инструктажи членов поездных бригад, в которых разъясняют примерный алгоритм действий в той или иной ситуации, проводят профилактические беседы с гражданами, пресекают административные правонарушения. По всему участку сопровождения сотрудники

уголовного розыска непрерывно изучают пассажиров, их поведение, выявляют подозрительных лиц и осуществляют контроль за их действиями, а также проводят тщательный осмотр вагонов с целью недопущения нахождения в них посторонних граждан, предметов и вещей.

Рассматривая это направление предупредительной деятельности, необходимо отметить, что оно с точки зрения оперативно-розыскной деятельности будет являться наиболее эффективным и результативным при гласном эстафетном сопровождении подвижного состава. Суть данного мероприятия заключается в сопровождении поезда несколькими группами оперативных сотрудников различных линейных подразделений в пределах своего участка оперативного обслуживания. При этом желательно, чтобы профилактической работой в поезде было охвачено как можно больше пассажиров и все члены поездной бригады. Однако стоит отметить, что, несмотря на высокую эффективность данной меры, возможности на ее постоянную реализацию не так велики, что напрямую связано с небольшим количеством личного состава и большим объемом работы [6].

Также при сопровождении наиболее криминогенных поездов дальнего следования необходимо использовать информацию, получаемую из подразделений специально-технических мероприятий. Данными подразделениями проводится оперативное прогнозирование изменений оперативной обстановки в поездах дальнего следования, а также осуществляется непрерывный мониторинг пассажиропотока, в ходе которого устанавливаются пассажиры (по приобретенным проездным документам), которые уже ранее попадали в поле зрения полиции и со стороны которых можно ожидать совершения преступлений либо административных правонарушений. Указанные прогнозы направляются во все линейные отделы и пункты транспортной полиции, расположенные по пути следования поезда, для использования группами сопровождения в профилактических целях.

4. Использование в профилактической деятельности информационно-телекоммуникационного пространства. Одной из мер предупреж-

дения краж, совершаемых в поездах дальнего следования, является взаимодействие со средствами массовой информации. Постоянное размещение информации на телевидении, в печатных изданиях, радио и Интернете, в том числе репортажей о положительных примерах предупреждения и раскрытия поездных краж сотрудниками уголовного розыска линейных подразделений, несомненно, приведет к снижению количества совершенных преступлений рассматриваемого вида.

Кроме этого, профилактическую работу необходимо вести и в подвижном составе. По нашему мнению, надлежащий профилактический эффект, направленный на повышение уровня бдительности пассажиров, будет очевиден при проведении в поездах дальнего следования следующих мероприятий:

- периодическое сообщение по громкоговорящей связи информации предупредительного характера;

- размещение на электронных табло бегущей строкой информации предупредительного характера;

- установка в местах общего пользования (тамбурах, коридорах, купе, ресторанах) сти-керов и памяток с наглядной информацией о действиях пассажиров в случае совершения в отношении них противоправных действий и о недопустимости оставления без присмотра на зарядке электронных устройств;

- размещение в приложении к железнодорожным билетам поездов дальнего следования информации о мерах личной и имущественной безопасности пассажиров в пути следования.

Подводя итог, необходимо отметить, что предупреждение преступлений, совершаемых в поездах дальнего следования, является многоступенчатой деятельностью подразделений уголовного розыска МВД России на транспорте, которая зависит не только от умения получить значимую информацию, провести ее анализ, осуществить своевременное планирование и комплексное проведение профилактических мероприятий, но и от степени и уровня профессиональной подготовленности сотрудников МВД России на транспорте.

Литература

1. СерегинМ.В., ТетерюкА.Г. Отдельные аспекты профилактики и предупреждения преступлений против собственности в пассажирских поездах // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2019. - № 2. - С. 19-24.

2. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел. Общая часть: учебник / под ред. В.М. Атмаджинова. -Москва, 1991. С. 386-387.

3. Гумаров И.А., Газимов Р.Р., Михайлова М.О. Основы предупреждения преступлений оперативными подразделениями полиции на районном уровне: учебное пособие. - Казань: КЮМ МВД России, 2020. - 92 с.

4. Лекарь А.Г. Основы организации предотвращения преступлений органами внутренних дел: учебное пособие. - Ташкент: ВШ МВД СССР, 1988. - 253 с.

КРИМИНАЛИСТИКА,

2021'3

5. Авдеева Е.Ю. Особенности правового регулирования деятельности органов внутренних дел на объектах транспорта // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. - 2016. - № 4. - С. 364-369.

6. Степаненко Ю.В. Организация деятельности органов внутренних дел на железнодорожном транспорте // Российский следователь. - 2005. - № 1. - С. 42-49.

References

1. Seregin M.V., TeteryukA.G. Otdel'nye aspekty profilaktiki i preduprezhdeniya prestuplenii protiv sobstvennosti v passazhirskikh poezdakh // Problemy pravookhranitel'noi deyatel'nosti. - 2019. - № 2. - S. 19-24.

2. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' organov vnutrennikh del. Obshchaya chast': uchebnik / pod red. V.M. Atmadzhinova. -Moskva, 1991. S. 386-387.

3. Gumarov I.A., Gazimov R.R., Mikhailova M.O. Osnovy preduprezhdeniya prestuplenii operativnymi podrazdeleniyami politsii na raionnom urovne: uchebnoe posobie. - Kazan': KYuM MVD Rossii, 2020. - 92 s.

4. Lekar'A.G. Osnovy organizatsii predotvrashcheniya prestuplenii organami vnutrennikh del: uchebnoe posobie. - Tashkent: VSh MVD SSSR, 1988. - 253 s.

5. Avdeeva E.Yu. Osobennosti pravovogo regulirovaniya deyatel'nosti organov vnutrennikh del na ob''ektakh transporta // Aktual'nye problemy prava i gosudarstva v XXI veke. - 2016. - № 4. - S. 364-369.

6. Stepanenko Yu.V. Organizatsiya deyatel'nosti organov vnutrennikh del na zheleznodorozhnom transporte // Rossiiskii sledovatel'. -2005. - № 1. - S. 42-49.

(статья сдана в редакцию 18.03.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.