Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И БИЗНЕС-СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА'

МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И БИЗНЕС-СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЕДИНОЕ ОКНО" / БИЗНЕС-СТРУКТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ФОРМАТ ДАННЫХ / ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СИСТЕМНАЯ АРХИТЕКТУРА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭТАЛОННАЯ МОДЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕХАНИЗМА "ЕДИНОГО ОКНА" / ЭКОСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / "SINGLE WINDOW" / BUSINESS STRUCTURE / INFORMATION SYSTEM / DATA FORMAT / ELECTRONIC INTERACTION / SYSTEM ARCHITECTURE / DIGITAL ECONOMY / REFERENCE MODEL OF THE NATIONAL "SINGLE WINDOW" MECHANISM / ECOSYSTEM OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеев Игорь Валерьевич

Статья посвящена анализу взаимодействия государственных органов и бизнес-структур на примере построения механизма «единого окна» в Евразийском экономическом союзе, нацеленного на оптимизацию времени при проведении таможенных операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Рассмотрены этапы создания механизма «единого окна», принципы его построения и особенности функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сергеев Игорь Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION MECHANISMS OF STATE BODIES AND BUSINESS STRUCTURES IN THE CONDITIONS OF INFORMATION SOCIETY FORMATION

The article is devoted to the analysis of interaction of state bodies and business structures on the example of building “a single window” mechanism in the Eurasian Economic Union aimed at optimizing the time of customs operations connected with the movement of goods and vehicles across the customs border. Stages of a “single window” mechanism formation, principles of its construction and features of functioning are considered in the article.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И БИЗНЕС-СТРУКТУР В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»

точка зрения

point of view

И. В. Сергеев

механизмы взаимодействия государственных ОРГАНОВ и бизнес-структур в условиях СТАНОВЛЕНИЯ информационного общества

Статья посвящена анализу взаимодействия государственных органов и бизнес-структур на примере построения механизма «единого окна» в Евразийском экономическом союзе, нацеленного на оптимизацию времени при проведении таможенных операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Рассмотрены этапы создания механизма «единого окна», принципы его построения и особенности функционирования.

Ключевые слова: «единое окно»; бизнес-структура; информационная система; формат данных; электронное взаимодействие; системная архитектура; цифровая экономика; эталонная модель национального механизма «единого окна»; экосистема управления внешнеэкономической деятельностью.

I. V. Sergeev

INTERACTION MECHANISMS OF STATE BODIES AND BUSINESS STRUCTURES IN THE CONDITIONS OF INFORMATION SOCIETY FORMATION

The article is devoted to the analysis of interaction of state bodies and business structures on the example of building "a single window" mechanism in the Eurasian Economic Union aimed at optimizing the time of customs operations connected with the movement of goods and vehicles across the customs border. Stages of a "single window" mechanism formation, principles of its construction and features of functioning are considered in the article.

Keywords: "single window"; business structure; information system; data format; electronic interaction; system architecture; digital economy; reference model of the national "single window" mechanism; ecosystem of foreign economic activity management.

В современных условиях развитие бизнеса является одним из основных факторов роста рыночной экономики России, которая представляет собой своеобразный механизм взаимодействия государства с бизнес-сообществом и предполагает обеспечение учета интересов обеих сторон при выработке и проведении социально-экономической политики.

Инновационный тип развития российской экономики требует создания благоприятных условий для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских компаний, расширения возможностей их деятельности на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции и санк-ционной политики. В этих условиях существенно меняются подходы к решению

вестник российской таможенной академии • № 4 • 2019

задач, возложенных на органы государственной власти, в том числе и на таможенные органы, главной целью развития которых «становится формирование качественно новой, насыщенной «искусственным интеллектом», быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами умной таможенной службы, незаметной для законопослушного бизнеса и результативной для государства, а также превращение таможенного администрирования в быстрый и высокотехнологичный процесс за счет максимально возможного применения инновационных методов и цифровых технологий» [1].

В условиях цифровой трансформации «таможенная сфера должна быть простой и удобной для бизнеса, эффективной и безопасной для государства» [2], поскольку возникают новые бизнес-модели, меняются цепи поставок и цепочки создания добавленной стоимости, повышаются эффективность и скорость работы хозяйствующих субъектов за счет автоматизации и внедрения прогрессивных технологий [3].

В статье предлагается рассмотреть особенности взаимодействия государственных органов и бизнес-структур в условиях цифровой экономики на примере таможенной службы и бизнеса при применении механизма «единого окна», нацеленного на оптимизацию времени проведения таможенных операций, связанных с трансграничным перемещением товаров и транспортных средств, обеспечение их прозрачности и проведения таможенного контроля.

Механизм «единого окна» - один из эффективных инструментов упрощения процедур внешней торговли, способных произвести революцию в правовых, технологических и технических аспектах, обеспечить трансформацию существующих бизнес-процессов и переход на использование юридически значимых данных. Это дает возможность широкому кругу лиц осуществлять внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) непосредственно из личного кабинета, управляя потоками данных, бизнес-процессами и изменениями [4].

Сущность понятия «единое окно» определяется как механизм, позволяющий участникам ВЭД осуществлять «представление информации и документов, связанных с выполнением требований всех регулирующих органов, относительно внешнеторговых операций, только один раз, одному уполномоченному органу и в установленном формате» [5]. Подобное толкование сущности данного понятия отражено в «Основных направлениях развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» («Основные направления»), утвержденных Решением Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2014 № 68, и предполагает наличие единого органа, единой информационной системы и доступа участников ВЭД к ней [6].

Применение данного механизма стало необходимостью еще в период кризиса 2008 г. В это время началось создание «единого окна» в форме межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы (МИАИС -2008-2010 гг.), системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ - с 2011 г. по настоящее время), интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли (ИИСВВТ - с 2010 г. по настоящее время) [7].

Необходимость построения «единого окна» легко объясняется возможностями данного механизма. По мнению автора, они позволяют:

- повышать уровень безопасности цепи поставки товаров;

- более эффективно использовать ресурсы;

- четко выполнять фискальную функцию;

- повышать уровень взаимопонимания с торговыми операторами;

- повышать уровень точности статистических данных;

- снижать издержки, связанные с обеспечением соответствия деятельности фирм профильным нормативам;

- ускорять оформление и выпуск товаров;

- обеспечивать предсказуемость и прозрачность таможенных процедур;

- эффективно перераспределять освободившиеся ресурсы.

Однако возможность использования всех преимуществ данного механизма, с нашей точки зрения, появляется лишь при соблюдении следующих условий:

1. Наличие стандартизированных блоков данных и унифицированных электронных сообщений о местонахождении товаров, экспортных и импортных деклараций, необходимых для выпуска в свободное обращение «традиционных товаров».

2. Исчерпывающий набор требований к элементам данных, предоставляемых таможенным администрациям экономическими операторами для целей проведения операций таможенного оформления и таможенного контроля.

3. Минимально необходимый набор элементов данных, достаточный для выполнения профильных формальностей.

4. Выпуск в свободное обращение на основании анализа ограниченного набора элементов данных.

«Единое окно» предполагает возможность реализации однократного представления документов и сведений участниками ВЭД в стандартизированном виде через единый пропускной канал для их последующего использования всеми заинтересованными государственными органами. Механизм не только позволяет сократить количество представляемых документов для ведения ВЭД, оптимизировать их выдачу и проведение процедур государственного контроля, но и способствует внедрению всестороннего межведомственного анализа и управления рисками во внешней торговле.

В сентябре 2014 г. на международном семинаре в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) региональный советник Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) Марио Апостолов предложил две схемы построения «единого окна», а в 2015 г. представил доклад о задачах его построения [8].

Основной идеей доклада было создание единой точки доступа, а не просто объединение информационных систем. Автор доклада предложил две линии развития проекта, которые заключались: 1) в обеспечении благоприятных политических и организационных условий для создания и функционирования «единого окна»; 2) в разработке системы, согласованной с международными стандартами в ИИСВВТ. Данные направления реализуются на нескольких уровнях:

1. Безбумажная таможня посредством интернета и ИИСВВТ взаимодействует на основе электронной оплаты таможенных пошлин, электронного листа загрузки контейнера и автоматизированной системы учета рисков проверки.

2. Соединение с другими государственными вспомогательными информационными системами и обмен электронными разрешениями с системой безбумажной таможни.

3. Электронный документооборот среди заинтересованных лиц в рамках (воздушных, морских) портовых сообществ.

4. Интегрированная национальная логистическая платформа, в которой трейдеры и поставщики логистических услуг обмениваются информацией.

5. Региональная система информационного обмена.

Первый уровень предполагает электронное взаимодействие участников ВЭД с таможенными органами.

На втором уровне таможенные органы связываются с государственными органами с целью получения электронных разрешений, сертификатов и других документов.

Третий уровень - взаимодействие и участников ВЭД, и контролирующих органов с авиакомпаниями, зонами беспошлинной торговли, администрациями аэропортов и портов, судовыми агентами.

На четвертом уровне продолжается аналогичная деятельность, но уже с трейдерами, банками, страховыми компаниями, экспедиторами и поставщиками.

Уровни и их последовательность реализуются через архитектуры построения «единого окна».

Согласно дальнейшим предложениям по построению «единого окна», выдвинутым представителями ЕЭК, выбор пал на вариант архитектуры, основанный на ИИСВВТ. Целью создания этой архитектуры является обеспечение эффективного регулирования внешней и взаимной торговли на таможенной территории ЕАЭС, осуществление таможенного, налогового, транспортного и других видов государственного контроля с использованием информационных телекоммуникационных технологий при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В целях совершенствования взаимодействия государственных органов и бизнес-структур в условиях формирования механизма «единого окна» аналитики ЕЭК в 2015 г. провели оценку инструментов его развития и применения для ИИСВВТ. Ниже приведен перечень показателей, на основе которых была дана оценка:

- единые меры регулирования;

- предварительное оформление;

- электронные платежи;

- временной интервал между выпуском и окончательным определением суммы таможенных пошлин;

- функционирующая система управления рисками;

- аудит после осуществления таможенных операций и таможенного контроля;

- определение и опубликование среднего времени выпуска;

- функционирующая процедура, критерии определения и система мониторинга соответствия уполномоченных экономических операторов;

- комплексное управление границей;

- координирование деятельности пограничных ведомств;

- упрощение формальностей и документальных требований;

- использование международных стандартов;

- общие пограничные процедуры и единые требования к документации;

- сотрудничество таможенных органов.

Работа по внедрению механизма «единого окна» в ЕАЭС была разделена на несколько этапов, при этом проект его разработки в государствах - членах ЕАЭС был рассчитан на пятилетний период. Изначально в ЕАЭС были приняты документы стратегического и оперативного планирования: «План мероприятий по

реализации Основных направлений развития механизма „единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [9], а также ежегодно утверждаемые детализированные планы.

На первом (подготовительном) этапе была проведена оценка состояния развития механизма «единого окна» в государствах - членах ЕАЭС. В 2015 г. в рамках данного этапа была сформирована методологическая и правовая основа для оценки текущего состояния развития механизмов «единого окна» в государствах - членах ЕАЭС и определена организационная структура механизма управления. Как и в любом проекте, было решено начать с анализа текущего состояния дел. Цель исследования -знакомство с опытом по созданию национальных механизмов «единого окна», накопленным каждым из государств - членов Союза; изучение достигнутых результатов; выявление общих тенденций развития национальных механизмов «единого окна» и организация обмена передовым опытом между государствами-членами; выявление узких мест и проблем, препятствующих успешному функционированию механизма «единого окна» и переходу на трансграничную безбумажную торговлю [10].

Для комплексного и эффективного управления механизмом построения «единого окна» 28.09.2015 Коллегия ЕЭК утвердила «Положение об организационной структуре механизма, обеспечивающего выполнение плана мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма „единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности». Механизм управления представлял собой единую систему, состоящую из наднационального и национальных сегментов, обеспечивающих выполнение плана мероприятий. Важно отметить, что в состав рабочей группы по реализации плана мероприятий были включены представители бизнес-сообщества государств - членов ЕАЭС.

Структурно механизм управления включал два основных элемента - Координационный совет и пять тематических блоков. Тематические блоки разделены на пять основных направлений ВЭД. Сюда входит блок «Электронная таможня», в рамках которой решаются вопросы, связанные с таможенным регулированием. Отдельно представлен блок «Оплата, платежи и электронная коммерция», где рассматривается проблематика, сопряженная с регулированием расчетных, финансовых правоотношений между участниками ВЭД. Блок «Разрешительные документы» полностью охватывает регулятивную сферу, а именно взаимодействие бизнеса со всеми государственными органами для получения разрешительных документов. Здесь же представлено взаимодействие органов государственной власти между собой. Блок «Транспорт и логистика» включает комплекс вопросов административно-правового регулирования ВЭД применительно к различным видам транспорта. Замыкает эту цепочку блок «Информационные технологии» (рис. 1) [10].

Представителями рабочих групп проводилась оценка текущего состояния развития механизмов «единого окна» в государствах - членах Союза. В целях разработки методологического подхода к оценке состояния развития национальных механизмов были изучены зарубежный опыт и непосредственно международные инструменты (руководства, рекомендации, методические подходы). Однако проведенный анализ существующих научно-практических разработок показал отсутствие в международном торговом и таможенном сообществе комплексной методики, которая позволяет исследовать правовые, организационные, технологические и технические аспекты развития механизма «единого окна» в том или ином государстве [11]. Поэтому в ЕАЭС была разработана и утверждена «Методика

оценки состояния развития национальных механизмов „единого окна"» [12]. На основании данной методики ЕЭК был проведен анализ развития национального механизма «единого окна». Было установлено, что в общей сложности по всем странам ЕАЭС проект механизма «единого окна» реализован на 54,7%.

Рис. 1. Механизм управления построением «единого окна»

Исследование позволило выявить ряд проблемных вопросов: наличие узковедомственных интересов и неготовность отдельных государственных органов отказаться от своих полномочий и переходить на другой формат работы. В то же время следует отметить, что существуют сферы государственного регулирования, которые показали определенную готовность к переходу на электронный документооборот [10].

Итогом этой работы стало завершение мероприятий подготовительного этапа и вынесение заключения по каждому государству - члену ЕАЭС. По результатам проведенного исследования фактически в 2017 г. эксперты рабочих групп приступили ко второму этапу развития механизма «единого окна», разработке и утверждению его эталонной модели. Результатом работы стало утверждение Евразийским межправительственным советом описания эталонной модели национального механизма «единого окна» в системе регулирования ВЭД (эталонная модель). В соответствии с данным документом эталонная модель призвана обеспечить переход национальных механизмов «единого окна» на новую траекторию развития, а также реализацию эффективного управления данными, процессами и информационным обеспечением [3].

Итоговым вариантом «единого окна» станет именно тот проект, в котором будут реализованы форматы взаимодействия бизнеса с бизнесом (В2В), бизнеса с государством (B2G) и государства с государством (G2G), когда участник ВЭД однократно подает полностью готовую информацию в систему, а госорганы ее обрабатывают и выдают свои решения (рис. 2) [12].

Анализ проведенных исследований показал, что эталонная модель базируется на принципах гибкости, интеллектуальности, открытости и прозрачности, обеспечения высокой степени доверия, совместимости, однократного представления

и многократного использования данных, клиентоориентированности и является концептуальной основой, определяющей систему инструментов развития национальных механизмов «единого окна», в первую очередь создания экосистемы управления ВЭД, под которой понимается открытая устойчивая система, включающая субъекты ВЭД, а также связи и взаимоотношения этих субъектов в цифровой форме на основе сервисов цифровой платформы.

Рис. 2. Механизм взаимодействия в структуре эталонной модели «единого окна»

Создание экосистемы управления ВЭД осуществляется в соответствии с национальными концепциями развития механизма «единого окна», программами (стратегиями) развития цифровых экономик государств-членов с учетом основных направлений реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 г. [13].

Анализ данного документа показал, что цифровые платформы являются основным элементом развития технологической деятельности в рамках всесторонней кооперации хозяйствующих субъектов государств-членов на основе сквозных процессов, что предполагает привлечение заинтересованных участников, функционирующих в различных традиционных и новых отраслях, на одной цифровой платформе, вокруг одних цифровых образов (объектов) [13].

Таким образом, рассмотренный в статье механизм взаимодействия государственных органов и бизнес-структур в условиях становления информационного общества на примере таможенной службы и бизнеса посредством применения механизма «единого окна» позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время фактически создан механизм взаимодействия участников цепи поставок и государства в едином цифровом пространстве с возможностью делегирования некоторых функций информационным системам. По сути, разработанная и утвержденная экосистема ВЭД предоставляет возможности органам государственной власти и бизнес-структурам упрощать процедуры взаимодействия. Это открывает

новые возможности развития экономики страны. Однако еще предстоит реализация данного механизма, что потребует усилий как государственных органов, так и бизнеса. С точки зрения автора, для реализации механизма «единого окна» на национальном уровне необходимо оценить потенциальные возможности и риски и определить перечень соответствующих мероприятий. Целесообразным представляется создание пакета инструментов для его внедрения, а также разработка законодательного акта по внедрению эталонной модели.

Использованные источники

1. Стратегия - 2030 для умной таможни // Таможня. 2019. № 4 [435] [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/storage/document_news/2019/09-03/TT8ywZft/4- 2019_ Tamozhnya.pdf.

2. Булавин В. И. Стенограмма выступления на конференции «Таможенное законодательство 2018: первые результаты практического применения», организованной Общественным советом при ФТС России [Электронный ресурс]. URL: https://miacenter.ru/vystuplenie-v-i-bulavina-na-konferentsii-tamozhennoe-zakonodatelstvo-2018/.

3. Решение Евразийского межправительственного совета от 30.04.2019 № 6 «Об Описании эталонной модели национального механизма „единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/ tamdoc/19ms0006/.

4. Кадыркулов М. Внедрение механизма единого окна в ЕАЭС будет активизировано [Электронный ресурс]. URL: https://www.belta.by/world/view/vnedrenie-mehanizma-edinogo-okna-v-eaes-budet-aktivizirovano-249641-2017/.

5. Рекомендация Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций № 33 «Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма „единого окна"» [Электронный ресурс]. URL: http://www.unece.org.

6. Решение Евразийской экономической комиссии от 28.04.2014 № 23 «Об Основных направлениях развития механизма „единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org.

7. Проект ИИСВВТ, концепция «единого окна» и гармонизация данных [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org.

8. Коростелев В. Вечные перспективы построения российского механизма «единого окна» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tks.ru.

9. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 08.05.2015 № 19 «О плане мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма „единого окна" в системе регулирования внешнеэкономической деятельности» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37712.

10. Секербаева Д. К., Мозер С. В. Актуальные вопросы развития механизма «единого окна» в Евразийском экономическом союзе в современных условиях // Зеленый коридор. 2018. № 1 (3).

11. Секербаева Д. К., Мозер С. В. Перспективы развития механизма «единого окна» в государствах - членах Евразийского экономического союза на современном этапе // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://akvest.donrta.ru/en/images/.pdf.

12. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 28.09.2015 № 123 «О Методике оценки состояния развития национальных механизмов „единого окна"» [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/tamdoc/15kr0123.

13. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 11.10.2017 № 12 «Об Основных направлениях реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс». URL: www.consultant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.