Научная статья на тему 'Подходы к созданию механизма "единого окна" в Европейском союзе'

Подходы к созданию механизма "единого окна" в Европейском союзе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
704
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ / МЕХАНИЗМ "ЕДИНОГО ОКНА" / НАЦИОНАЛЬНЫЕ "ЕДИНЫЕ ОКНА" / "ЕДИНОЕ ОКНО" ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА / EUROPEAN UNION / EURASIAN ECONOMIC UNION / E-CUSTOMS / SINGLE WINDOW SYSTEM / NATIONAL "SINGLE WINDOWS" / "SINGLE WINDOW" OF THE EUROPEAN UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко Алексей Валерьевич, Петрова Светлана Олеговна

В статье рассматривается опыт Европейского союза по созданию электронной таможни, в частности, деятельность по реализации механизма «единого окна». Производится обзор предполагаемых сценариев связи национальных «единых окон» государств-членов и баз данных Европейского союза. Сделан вывод о возможности применения практики данного интеграционного объединения к деятельности Евразийского экономического союза в этом же направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to creation of a single window mechanism in the European Union

The article examines the experience of the European Union in creation e-customs, in particular, the implementation of a Single Window system. We review the proposed scenarios for linking the national "single windows" of member states with the databases of the European Union. We draw a conclusion about the possibility of applying in the same direction the practice of this integration association to the activities of the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «Подходы к созданию механизма "единого окна" в Европейском союзе»

вопросы инновдционнои экономики

Том 7 • Номер 2 • апрель-июнь 2017 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

издательство

Креативная экономика

подходы к созданию механизма «единого окна» в Европейском союзе

Бондаренко А.В. \ Петрова С.О. 2

1 Российский университет дружбы народов, Москва, Россия

2 Российская таможенная академия, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье рассматривается опыт Европейского союза по созданию электронной таможни, в частности, деятельность по реализации механизма «единого окна». Производится обзор предполагаемых сценариев связи национальных «единых окон» государств-членов и баз данных Европейского союза. Сделан вывод о возможности применения практики данного интеграционного объединения к деятельности Евразийского экономического союза в этом же направлении.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Европейский союз, Евразийский экономический союз, электронная таможня, механизм «единого окна», национальные «единые окна», «единое окно» Европейского союза

Approaches to creation of a single window mechanism in the European union

Bondarenko A.V. \ Petrova S.O. 2

1 RUDN University, Russia

2 Russian Customs Academy, Russia

введение

Ускорение экономического роста, либерализацию экономики, устранение бюрократических барьеров, упрощение процессов оформления товаров на границе нельзя представить без исправно работающих механизмов взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и государственных контролирующих органов [4] (Бондаренко, 2012). Одним из способов упрощения процессов «очистки» товаров, экономии временных и стоимостных издержек экспортно-импортных операций является реализация механизма «единого окна». Работа по созданию данного механизма ведется во многих странах, в том числе и государствах-членах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) [1]. Параллельно с этой работой на площадке Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) осуществляется реализация наднационального «единого окна», которое должно стать важным этапом в развитии интеграционных процессов Союза. Для разработки

концепции объединения между собой «единых окон» целесообразным, с точки зрения авторов, представляется обзор опыта другого объединения, а именно Европейского союза (ЕС). Выбор обусловлен тем, что ЕС является единственным интеграционным объединением в мире, реализующим механизм «единого окна» для связи информационных систем государственных органов стран, входящих в ЕС. Статья посвящена анализу возможностей применения опыта ЕС к созданию «единого окна» на территории ЕАЭС.

Этапы развития «единого окна» в ЕС

Первые шаги к созданию «единого окна» были связаны с разработкой концепции электронной таможни, воплощение в жизнь которой на пространстве ЕС началось еще в 1997 г. c внедрением NCTS (New Computerised Transit System - Новой компьютеризированной транзитной системы). NCTS создавалась как общеевропейская система, основанная на использовании электронных деклараций и отвечающая целям контроля за товарными партиями, перемещаемыми транзитом по территории Союза. С этого времени государства-члены ЕС действовали в координации друг с другом по вопросам реализации концепции электронной таможни. В настоящее время процесс ее создания осуществляется в рамках MASP (Electronic Customs Multi - Annual Strategic Plan - Многолетний стратегический план создания электронной таможни). Нормативное закрепление обязательного внедрения электронной таможни было осуществлено посредством принятия:

• Таможенного кодекса ЕС с изменениями и дополнениями (вступил в силу с изменениями и дополнениями 1 мая 2016 года) [6];

ABSTRACT:_

The article examines the experience of the European Union in creation e-customs, in particular, the implementation of a Single Window system. We review the proposed scenarios for linking the national "single windows" of member states with the databases of the European Union. We draw a conclusion about the possibility of applying in the same direction the practice of this integration association to the activities of the Eurasian Economic Union.

KEYWORDS: European Union, Eurasian Economic Union, e-customs, Single Window system, national "single windows", "single window" of the European Union.

JEL Classification: F02, F13, F15, 019 Received: 18.04.2017 / Published: 30.06.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers

CITATION:_

Bondarenko A.V., Petrova S.O. (2017) Podkhody k sozdaniyu mekhanizma «edinogo okna» v Evropeyskom soyuze [Approaches to creation of a single window mechanism in the European Union]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 7. (2). - 151-160. doi: 10.18334/vinec.7.2.38065

• Решения ЕС № 70/2008/ЕС о безбумажной среде для таможни и торговли «Электронная таможня» [15].

В соответствии с вышеуказанным Решением ЕС инициатива создания электронной таможни была направлена на создание безопасной, совместимой электронной таможенной системы обмена данных в целях:

• облегчения процедур импорта и экспорта;

• уменьшения административных расходов;

• сокращения времени оформления;

• координации подходов к контролю товаров;

• обеспечения надлежащей оплаты пошлин и сборов.

Внедрение концепции электронной таможни осуществляется путем создания отдельных ее элементов. При проведении Европейской комиссией (ЕК) в 2013 г. мониторинга своей работы в данном направлении выявлено, что наибольший успех был достигнут в области создания системы импортного контроля, таможенной системы управления рисками, института уполномоченного экономического оператора. Было отмечено существование некоторых разночтений относительно применения NCTS и ICS (Import Control System - система импортного контроля). Той областью в работе по внедрению электронной таможни, которая менее всего была гармонизирована на момент проведения мониторинга, оказалась область создания «единого окна» для таможни. Это было обусловлено тем, что «единое окно» ЕС не является единой системой, которая может быть централизованно разработана и внедрена в каждом государстве-члене одновременно с существующей системой электронных таможен. «Единое окно» - среда для таможни, целью создания которой является связь национальных контролирующих органов путем обмена информацией, предоставляемой единожды экономическими операторами.

Реализация на практике концепции «единого окна» стала одной из главных задач ЕК. Государствами-членами ЕС была проведена обширная подготовительная работа, заключающаяся в создании национальных «единых окон». Целевым ориентиром является обеспечение связи «окон» между собой и базами данных сертификатов, разрешений и пр. документов, необходимых для перемещения товаров через таможенную границу ЕС.

Поэтапный подход к созданию механизма «единого окна» в ЕС был подробно изложен в MASP (2016). В проведении работ было предложено прохождение таких этапов, как:

ОБ АВТОРАХ:_

Бондаренко Алексей Валерьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Петрова Светлана Олеговна, магистрант 1-го года обучения

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Бондаренко А.В., Петрова С.О. Подходы к созданию механизма «единого окна» в Европейском союзе // Вопросы инновационной экономики. - 2017. - Том 7. - № 2. - С. 151-160. doi: 10.18334/vinec.7.2.38065

• этап 1 - бизнес-анализ и моделирование бизнес-процессов, разработка законодательного обеспечения;

• этап 2 - создание информационно-технического проекта;

• этап 3- поддержка внедрения и обучение.

С учетом времени, отведенного на прохождение каждого из этих этапов, всю работу можно представить следующим образом (рис. 1).

Наиболее продолжительными по времени являются два этапа: бизнес-моделирование, на которое отведено 1175 дней, и развитие информационно-технического проекта - 1056 дней [7].

сценарии обеспечения взаимосвязи «единых окон» государств-членов Ес

Для обеспечения взаимосвязи «единых окон» государств-членов в ЕС рассматриваются три основных сценария. Согласно первому сценарию (рис. 2), предполагается налаживание прямой связи между каждым национальным «единым окном» и каждой базой данных сертификатов ЕС. Доступ к своим базам данных государствам-членам, а также услуга по управлению информационными потоками на уровне ЕС будет осуществляться компетентными генеральными директоратами (ГД), в том числе Генеральным директоратом по здравоохранению и пищевой безопасности (ГД ЗиПБ). В первом варианте этого сценария (1А) преобразование данных будет осуществляться в базе данных сертификатов ЕС, во втором варианте (1В) - на национальном уровне [8].

В соответствии со вторым вариантом связь между национальными «едиными окнами» и базами данных сертификатов ЕС будет координироваться Директоратом по вопросам налогов и таможенного союза ЕС (ГД НиТС или БС ТАХИБ). ГД НиТС установит единую точку доступа к услугам, предоставляемым компетентными ГД. Управление объемами информации и преобразованиями данных будет осуществляться в базах данных сертификатов ЕС (рис. 3) [8].

л, 1/ »

4? ^

•Ч- ^ «

£ > .О

¿11 ->4.'

* ®

Рисунок 1. Этапы создания механизма «единого окна» в ЕС (составлено авторами)

Внешняя область

юргов

Внутренняя область .„,

Национальное единое окно

не гля коАнсс л^

ГнсшыышЙ 1мкр н.кк! мфнюпер

Сертификат

( ср1 ифиюл

I ер! ификзп

Внутренняя Стоила рппання Внуурсюоя Гормонтаиия В«гугражяя

уст>11

сертнфнодоп

сертификатом >хмути

Система (ГД А) БД (ГД ЗиПБ) Система (ГД Б)

л

Рисунок 2. Модель реализации первого сценария «единого окна» ЕС [8]

N

Внутренняя область ,

Нациосшгьноеединоеокни

. имнжкмийянк« 4

услуга

ГД НиТС:Единая точкадос^па

I пгтиттЛ ммгр мх-мтнфиыгсф

с

ГВСШШЬЛиП МфШЯ цгмкр У

ОкишиимЛ г

Сфтнфнот ммгр и 1|(им1 | Огтифюигт

Пп^юоох к I Гаоиоаса

Вкугрстпма ссрт1|ф)11с>т0. Внурсншп. фи|шо, В«У«Н

усщга р^^и >">"1 Г^^н ),:;,у"

Система (ГД Л) БД (ГД ЗиПБ) Система (ГД Б)

ешим

Рисунок 3. Модель реализации второго сценария «единого окна» ЕС [8]

Пиутреиняя imiiiCTb

Национальное единое окно/Национальная таможня

Г||[И1.»тЫ| номер («рпфят

VI- IM .1

ГД НиТС: Единая точка доступа и Трансформация

• * I

'nownmaft Сжшшьный "П Ггкгтпши»

р iijciiiM^Hicfiuf> 1 I*"'?"™» N)M«p и mfttl+iraiun Смтмфшл Mrearji ммпяфиалф

Я L 1 JH.Uplll UUIHN „ I ipviinliulllll

UiiyipcMiiM Нчпрешм ССГП1фи1ат)„ Внутренняя

(Чрп|(>М|*т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>V.1>TU

ycijni

Система (ГД A) Следы (ГД ) Система (ГД Ь)

Рисунок 4. Модель реализации третьего сценария «единого окна»ЕС [8]

Реализация третьего сценария предполагает связь между национальными «едиными окнами» и базами данных сертификатов ЕС, которая будет осуществляться через ГД НиТС. ГД НиТС установит единую точку доступа к национальным услугам, предоставляемым компетентными ГД. Европейская комиссия будет ответственна за реализацию трансформации данных и управление потоками информации. Этот сценарий продусматривает также два варианоа развития событий. В соответствии с первым (3А) управление количеством будет осуществляться ГД НиТС, со вторым (3В) - управление будет выполняться по базам сертификатов (рис. 4) [8].

Заключение

Таким образом, в ЕС разработан комплексный подход к созданию безбумажной среды для обмена информацией, который включает создание эоектронных таможен, национальных «единых окон» и механизма наднационального «единого окно». Следует подчеркнуть то, чдо электронная таможня в дС,элемента»в которой являются NCTS, ICS и пр., не является синонимом механизма «единого окна» ЕС. Механизм таможенного «единого окна» является средой для развития «электронной таможни». Концепция и реализуется посредством связи национальных «единых окон» государств-членов ЕС между собой и компетентными ГД, в частности, их базами данных. Опыт построения «единого окна», связывающего все государства-члены интеграционного объединения, может быть использован и ЕАЭС. В частности, для

объединения национальных «единых окон» в одну систему необходимо обеспечение доступа к базам данных лицензий и разрешительных документов всех государственных контролирующих органов каждой из стран. Наиболее оптимальным вариантом, с точки зрения авторов, является наделение национальных таможенных служб каждого их государств правами хранения информации о выданных разрешительных документах, обработки запросов, поступающих со стороны заинтересованных лиц (например, государственных контролирующих органов другого государства) и предоставления данной информации в соответствии с полученными запросами. При этом структура и модель национальных механизмов «единых окон» будет являться прерогативой каждого их государств-членов.

ИСТОЧНИКИ:

1. Основные направления развития механизма «единого окна» в системе регулирования

внешнеэкономической службы (одобрены Решением Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2014 № 68). Сборник нормативных правовых актов за 20142015 годы по внедрению и развитию механизма «единого окна» в государствах-членах ЕАЭС. М.: ЕЭК. - 195 с Сборник нормативных правовых актов за 2014-2015 годы по внедрению и развитию механизма «единого окна» в государствах-членах ЕАЭС

2. План мероприятий по реализации Основных направлений развития механизма

«единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности». Сборник нормативных правовых актов за 2014-2015 годы по внедрению и развитию механизма «единого окна» в государствах-членах ЕАЭС. М.: ЕЭК. - 195 с

3. Решение Коллегии ЕЭК от 28 сентября 2015 г. № 123 «О методике оценки состоя-

ния развития национальных механизмов «единого окна». Сборник нормативных правовых актов за 2014-2015 годы по внедрению и развитию механизма «единого окна» в государствах-членах ЕАЭС. М.: ЕЭК - 195 с

4. Бондаренко А.В. Совершенствование механизма информационного взаимодействия

таможенных органов и участников ВЭД при перемещении товаров железнодорожным транспортом. / дисс. на соискание к.э.н. 08.00.05., 2012. - 186 с.

5. Практическое руководство по упрощению процедур торговли. Tfig. [Электронный

ресурс]. URL: http://tfig.unece.org/RUS/index.html.

6. Union Customs Code. Taxation and customs union. [Электронный ресурс]. URL: https://

ec.europa.eu/taxation_customs/business/union-customs-code_en.

7. Electronic Customs Multi- Annual Strategic Plan. Taxation and customs union.

[Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/general-information-customs/electronic-customs.en.

8. Evaluation of the electronic customs implementation in the EU. Final report. Taxation and

customs union. [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/ general-information-customs/electronic-customs/legislation-related-electronic-customs-initiative_en.

9. Fighting the hidden tariff: global trade without corruption: background document. - Paris:

OECD Conference Center, 2016. - 32 p.

10. The invisible barriers to trade. How businesses experience non-tariff measures. - Geneva: International Trade Center, 2016. - 41 p.

11. Assessing the legal framework behind Finland's PortNet: study. Trade facilitation implementation guide. Tfig. [Электронный ресурс]. URL: http:// tfig.unece.org/ instruments.html.

12. Doing business Data. [Электронный ресурс]. URL: http://www.doingbusiness.org/data.

13. Evaluation of the electronic customs implementation in the EU. World Wide Web. [Электронный ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/general-information-customs/electronic-customs/legislation-related-electronic-customs-initiative_en.

14. Koh J. Towards a Single Window Trading Environment: Singapore's TradeNet: published paper. Tfig. [Электронный ресурс]. URL: http://tfig.unece.org/instruments.html.

15. Taxation and customs union. Taxation and customs union. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/taxation_customs/business/union-customs-code/ucc-legislation_en#ucc

REFERENCES:

Fighting the hidden tariff: global trade without corruption: background

document (2016). Paris: OECD Conference Center. The invisible barriers to trade. How businesses experience non-tariff measures (2016).

Geneva: International Trade Center. Assessing the legal framework behind Finland's PortNet: study. Trade facilitation implementation guideTfig. Retrieved from http:// tfig.unece.org/instruments.html Bondarenko A.V. (2012). Sovershenstvovanie mekhanizma informatsionnogo vzaimodeystviya tamozhennyh organov i uchastnikov VED pri peremeschenii tovarov zheleznodorozhnym transportom [Improving the mechanism of information interaction between customs bodies and participants of foreign economic activity when moving goods by rail] M.. (in Russian). Doing business Data. Retrieved from http://www.doingbusiness.org/data

Electronic Customs Multi- Annual Strategic PlanTaxation and customs union. Retrieved from http://ec.europa.eu/taxation_customs/general-information-customs/electronic-customs.en Evaluation of the electronic customs implementation in the EU. Final reportTaxation and customs union. Retrieved from http://ec.europa.eu/taxation_customs/general-information-customs/electronic-customs/legislation-related-electronic-customs-initiative_en

Evaluation of the electronic customs implementation in the EUWorld Wide Web. Retrieved from http://ec.europa.eu/taxation_customs/general-information-customs/electronic-customs/legislation-related-electronic-customs-initiative_en Koh J. Towards a Single Window Trading Environment: Singapore's TradeNet:

published paperTfig. Retrieved from http://tfig.unece.org/instruments.html Taxation and customs unionTaxation and customs union. Retrieved from https:// ec.europa.eu/taxation_customs/business/union-customs-code/ucc-legislation_ en#ucc

Union Customs CodeTaxation and customs union. Retrieved from https://ec.europa. eu/taxation_customs/business/union-customs-code_en

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.