Внедрение системы «единого окна» в международной торговле в странах БРИКС
Е.Б. Рогатных,
кандидат экономических наук, доцент, Всероссийская академия внешней торговли, кафедра мировой и национальной экономики - зав. кафедрой
УДК 339.5 (81+470+540+510+68)
ББК 65.428 (7Бра+2Ро с+5Инд+5Кит+6Южн)
Р-591
Аннотация
Статья посвящена описанию единого окна в международной торговле. Автор показывает, что внедрение системы единого окна помогает повысить эффективность обмена информацией между структурами бизнеса и правительством, помогает снизить время и издержки при осуществлении международных торговых операций, максимально упрощает торговые процедуры для всех участвующих сторон. Специальное внимание в статье уделяется ситуации в странах БРИКС. Все страны БРИКС запустили процесс создания системы единого окна в своих национальных экономиках. Внедрение систем единого окна будет способствовать росту внешней торговли и экономическому развитию стран БРИКС.
Ключевые слова: единое окно в торговле, БРИКС, снижение трансграничных издержек; СЕФАКГ ООН, электронный документооборот.
Introduction of «single window» system in international trade in BRICS countries
E.B. Rogatnykh,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Russian Foreign Trade Academy,
Department of World and National Economy - the Head
Abstract
This article is about single window system in international trade. The author shows that introducing single window system helps to enhance the efficient exchange of information between business and government, helps to reduce time and cost of doing business in international trade, makes the procedures of international trade as simple as possible for all parties involved. Special attention in the article is paid to the situation in BRICS countries. All BRICS countries have started the process of developing single window systems in their economies. The implementation of a Single Window will contribute to the growth of their foreign trade and economic development.
Keywords: single window in trade, BRICS, cutting cross-border transaction costs, UN/ CEFACT, electronic document exchange.
7 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
31 Q
Одной из наиболее характерных черт развития мировой экономики на рубеже ХХ - XXI веков стал быстрый рост международной торговли. Так, если в 1980 году доля мировой торговли составляла 34,9% от величины мирового валового продукта, то в 2008 году она составила 51,8%1, а стоимостные объемы мирового экспорта выросли примерно в 16 раз2. В значительной степени данный рост был связан с возросшим внутриотраслевым разделением труда и широким распространением глобальных производственных цепочек добавленной стоимости, отдельные предприятия которых находились в разных странах и на разных континентах. Рост объемов международной торговли промежуточными изделиями сделал актуальной задачу снижения издержек, которые компании несли при совершении трансграничных операций. В результате появилась система «единого окна», которая направлена на улучшение деловой практики в международной торговле и снижение издержек по ведению международного бизнеса.
"Единое окно" определяется как механизм, позволяющий сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, представлять стандартизованную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита. Если информация имеет электронный формат, то отдельные элементы данных должны представляться только один раз»3. Таким образом, данная система позволяет заменить при совершении внешнеторговых операций многочисленные документы, требуемые разными ведомствами, одним стандартизированным электронным документом. Подобная практика позволяет снизить издержки экспортеров и импортеров, минимизировать количество ошибок, возникающих при оформлении документов, сократить количество физических осмотров для опасных и уязвимых грузов, сделать процедуру прохождения таможни более безопасной и эффективной. Создание единого портала, содержащего как актуальную информацию по тарифам и требованиям к осуществлению внешнеторговых операций в стране, с одной стороны, так и интегрированною систему таможенных платежей, с другой стороны, не только позволяет осуществлять внешнеторговые операции быстрее и безопаснее, но и способствует увеличению поступлений в бюджет от внешнеторговых операций.
1 Merchandise trade (% of GDP) // http://data.worldbank.org/indicator/TG.VAL.TOTL. GD.ZS (Дата обращения: 27.04.2017)
2 World Merchandise Trade, 1960-2013 // URL: https://people.hofstra.edu/geotrans/eng/ ch5en/conc5en/worldexports.html (Дата обращения: 27.04.2017)
3 Рекомендация № 33, Создание "Единого Окна" для повышения эффективности обмена информацией между торговыми компаниями и государственными органами. Центр ООН по упрощению торговых процедур и электронным деловым операциям . Женева, июль 2005 // URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/cefact/recommendations/rec33/ rec33_trd352r.pdf (Дата обращения: 29.04.2017)
^ 32
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2017
Впервые система «единого окна» во внешней торговле была успешно запущена в Сингапуре в 1989 году и получила название TradeNet. Это была система, которая позволила осуществлять обмен электронными данными между участниками внешнеторговых операций и правительственными структурами Сингапура, включая подачу торговых деклараций и получение разрешений на осуществление сделок. В частности, была разработана стандартная форма электронной подачи информации, которая заменила более двадцати ранее использовавшихся бумажных форм. Для обеспечения функционирования TradeNet была создана частная компания «CrimsonLogic», которая получала финансирования из государственного бюджета. Каждый пользователь системы платил 20 долл. в месяц и менее трех долларов за транзакцию или разрешение4.
Не случайно, что данная система появилась именно в Сингапуре. Ввиду небольших размеров внутреннего рынка экономика Сингапура всегда сильно зависела от международной торговли. Так, в 1960 г. внешнеторговая квота страны составляла 162,9%, а в 2015 году данный показатель вырос до 176%5. В связи с этим для обеспечения конкурентоспособности экономики особое значение приобрели условия осуществления внешнеторговых операций. Быстрота, низкая стоимость и эффективность осуществления таможенных операций стали для Сингапура важным фактором экономического роста и процветания. В настоящее время 100% внешнеторговых деклараций в Сингапуре предоставляются в электронном виде через систему TradeNet, которая обрабатывает документы и выдает более 9 миллионов разрешений на осуществление торговых сделок за год, причем обработка 90% документов занимает не более 10 минут6.
К настоящему времени система «единого окна» во внешней торговле получила признание и широкое распространение во всем мире. В общей сложности (по данным на 2014 год) эта система с разной степенью глубины используется в 73 странах. В 18 странах созданы системы, к деятельности которых подключены все государственные органы, имеющие отношение к внешнеэкономическим связям. В 55 странах данная система внедрена частично.
Использование единого окна позволяет экономить время и снижать издержки при осуществлении внешнеторговых операций, прежде всего, за счет более эффективной организации информационных потоков и упрощения торговых процедур. Однако
4 Doing Business 2014 // URL: // http://www.doingbusiness.org/~/media/GIAWB/Doing%20 Business/Documents/Annual-Reports/English/DB14-Full-Report.pdf (Дата обращения: 29.04.2017)
5 Exports of goods and services (% of GDP) // URL: http://data.worldbank.org/indicator/ NE.EXP.GNFS.ZS?view=chart (Дата обращения: 02.05.2017)
6 Single Window System In Indian Customs. Rajan Datt (Group Leader), Mahender Singh (Asstt. Group Leader), Hari Shankar, Dinesh Kumar, Mohammad Abu Sama, Dinesh Bhoyar, P. Nagendra Rao // URL: http://nacen.gov.in/inspire/uploads/downloads/569c8ff54fcad.pdf (Дата обращения: 05.05.2017)
7 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
33 Q
основной выигрыш все-таки заключается в экономии времени. Так, в докладе Doing Business 2014 приводится сравнение данных по странам, использующим и не использующим систему единого окна. В частности, использование данной системы позволяет при осуществлении импортных операций: уменьшить с 14 до 8 дней период подготовки документов; снизить с 4 до 2 дней период проведения таможенной очистки; снизить с 8 до 7 количество предоставляемых документов. Использование «единого окна» для подачи информации о грузах является также мерой, направленной против коррупции благодаря тому, что снижается частота взаимодействия между участниками торговли и представителями властных структур. Внедрение «единого окна» делает процедуру таможенной очистки более предсказуемой и прозрачной, так как в большинстве стран, использующих данную систему, информация по пошлинам и тарифам находится в открытом доступе, что упрощает ведение бизнеса для участников внешнеторговых связей. Кроме того, система «единого окна» позволяет государственным структурам более оперативно и аккуратно осуществлять статистический учет во внешней торговле.
Таким образом, внедрение единого окна является эффективным средством, содействующим развитию внешнеэкономических связей. Однако внедрение данной системы в конкретные экономики сопряжено с целым рядом проблем и трудностей и занимает, как правило, достаточно много времени. Прежде всего, это связано с большим разнообразием интересов участников процесса перехода товара через границу. Для успешного функционирования системы она должна быть поддержана как государственными структурами, так и бизнесом. Практически всегда «единое окно» для своего функционирования требует наличия головной организации. Определение такой головной организации, централизованно управляющей внешнеторговыми процедурами, требует согласования и сопряжения позиций многих государственных ведомств, традиционно занимающихся внешнеэкономическими связями в пределах своей компетенции. Чаще всего в роли головной организации выступает таможня, так как именно у таможни есть необходимые юридические полномочия, необходимые ресурсы и компетенции, а также сложившиеся прочные связи со многими государственными структурами.
Большое значение для внедрения системы имеют общий уровень развития экономики, уровень компьютерной грамотности участников торговых сделок, степень использования интернет-технологий в стране, а также наличие необходимых компетенций у государственных структур, вовлеченных в процесс международной торговли. В связи с тем, что каждая экономика является уникальной, со своим набором возможностей и ограничителей, процесс внедрения данной системы в каждой отдельной стране адаптируется к национальным особенностям, занимает многие годы и часто осуществляется поэтапно.
Понимание международным сообществом важности задач по упрощению процедур международной торговли привело к тому, что в 1996 году решением Европейской Экономической Комиссией Организации Объединенных Наций был
^ 34
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2017
создан специальный международный орган - Центр ООН по Упрощению Процедур Торговли и Электронным Деловым операциям (СЕФАКТ ООН). Именно в рамках данного Центра и были разработаны основные рекомендации для стран-участниц по созданию «единого окна».
Как указывается в Рекомендации 33 СЕФАКТ ООН, в международной практике сформировались три основные модели создания «единого окна», в частности:
Определяется «единый орган, который получает информацию в бумажной или электронной форме, распространяет эту информацию среди всех соответствующих государственных органов и координирует меры контроля в целях предупреждения возникновения ненужных препятствий в логистической цепочке».
Формируется «единая автоматизированная система для сбора и распространения информации (государственная или частная), в рамках которой интегрированы процессы электронного сбора, использования и распространения (и хранения) данных, касающихся трансграничной торговли». Единая автоматизированная система может быть организована различным образом:
a) интегрированная система: данные обрабатываются в рамках системы;
b) интерфейсная система (децентрализованная): данные направляются соответствующему учреждению для обработки;
c) комбинация вариантов «а» и «Ь».
Создается «автоматизированная информационно-операционная система, с помощью которой трейдер может предоставлять электронные декларации различным органам для обработки и подтверждения методом однократной записи. При этом подходе подтверждения передаются в электронном виде от государственных органов на компьютер трейдера»7.
В XXI веке многие развивающиеся страны и страны с переходной экономикой осознали необходимость создания условий для дальнейшего роста конкурентоспособности своих экономик во внешнеэкономических связях. Одним из инструментов повышения конкурентоспособности становится создание национальных систем «единого окна». Страны БРИКС, как и многие другие страны, начали работу по совершенствованию своей внешнеторговой практики. Рассмотрим более подробно некоторые проблемы и подходы отдельных стран БРИКС по созданию своих систем «единого окна».
БРАЗИЛИЯ
Бразилия, являясь активным участником внешнеэкономических связей, традиционно уделяет много внимания упрощению ведения деловой практики в стране. Возрастающие объемы международной торговли в стране и усложнение осуществляемых операций в рамках работающих в стране глобальных цепочек добавленной стоимости формируют спрос со стороны бизнеса на обработку больших
7 Рекомендация 33 (стр. 9-11)
7 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
35 0
объемов информации. Еще в 1992 году декретом N° 660 в Бразилии была поставлена задача создания Бразильской интегрированной системы внешней торговли «Sistema Integrado de Comércio Exterior» (SISCOMEX). Данная система создавалась для регистрации и контроля экспортных и импортных операций в стране в автоматическом режиме и в рамках единого информационного потока. В деятельность SISCOMEX были активно включены три государственные структуры, ответственные за развитие внешней торговли: Министерство финансов, Секретариат по внешней торговле и Центральный банк Бразилии. В рамках SISCOMEX были интегрированы таможенные процедуры и частично процедуры лицензирования.
В XXI веке процесс оптимизации осуществления внешнеторговых операций в стране получил свое новое развитие. В апреле 2014 года в качестве одной из мер реализации плана «Большая Бразилия» («Plano Brasil Maior») Бразильский Секретариат по внешней торговле (SECEX) объявил о запуске Системы единого окна для международных торговых операций. Заявленной целью внедрения Системы Единого Окна стало ускорение осуществления экспортных операций с 13 до 8 дней к 2016 году, а импортных операций - с 17 до 10 дней к 2017 году. В дополнение к тому, что уже существовало в рамках SISCOMEX, система «единого окна» должна включать процедуры выдачи лицензий и разрешений, а также необходимых сертификатов на товары для осуществления внешнеторговых операций.
Предполагается, что бразильское «единое окно» с точки зрения организационной модели будет представлять собой комбинацию интегрированной и интерфейсной автоматизированных систем в зависимости от уровня автоматизации участвующих государственных структур и их текущих возможностей подключиться к работе в рамках «единого окна». В процессе внедрения системы был создана новая структура - Комитет по управлению «единым окном», разработаны новые стандарты безопасности, определены государственные учреждения, участвующие в работе «единого окна» и сформулированы их обязательства по отношению к вновь создаваемой системе.
Внедрение системы «единого окна» должно носить поэтапный характер. В первую очередь, реализуется запуск внешнеторгового портала "Siscomex Portal," в рамках которого компании получают возможность отслеживать ход реализации их внешнеторговых операций, а также получать информацию о прогрессе в прохождении различных документов, включая лицензии на импорт, экспортные и импортные декларации и т.д. В полном объеме эта система должна заработать в 2017 году.
ИНДИЯ
Индия традиционно уделяет много внимания развитию информационных технологий. Кроме всего прочего, это связано еще и с тем, что большая территория страны приводит к существенным транспортным издержкам для населения и производителей, что заставляет индийских участников рынка активнее использовать
^ 36
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2017
возможности удаленного доступа для осуществления различных операций. Подобный подход нашел свое отражение и в стремлении страны использовать информационные технологии для оптимизации национальной системы таможенной очистки. Усилия по созданию Национального таможенного «единого окна» начались с автоматизации таможенных процедур. Пилотный проект был запущен еще в 1994 году с создания Электронной системы обмена данными (EDI). Проект финансировался правительством, а его оператором, ответственным за развитие и совершенствование, стало индийское таможенное ведомство. Законодательной основой для дальнейшего развития системы стал принятый в 2000 году «Акт по информационным технологиям», согласно которому электронные документы были приравнены к документам бумажным. С сентября 2012 года электронное заполнение деклараций стало обязательным для пользователей государственного портала (icegate.gov.in) и системы EDI, в случае, если величина пошлин составляет 100 тыс. или более рупий.
В 2009 году была запущена обновленная версия системы, благодаря которой удалось создать на национальном уровне интегрированную систему, включающую как деятельность таможни, так и участие основных ведомств, связанных с осуществлением внешнеэкономических связей. В настоящее время в системе участвуют 116 таможенных пунктов и 21 структура, включая Правительство и лицензионные ведомства. Система предоставляет возможность связи в режиме реального времени для таможенных брокеров, импортеров и экспортеров, операторов портов, авиакомпаний, судоходных компаний, Генерального директората по внешней торговле и т.д.8
В апреле 2016 года в Индии запущена система Единого окна для облегчения торговли (Single Window Interface for Facilitating Trade (SWIFT) system). Эта инициатива нацелена на ускорение таможенной очистки входящих грузов и облегчение ведения бизнеса в Индии9. Система SWIFT даст возможность экспортерам и импортерам заполнять единую электронную декларацию на портале таможни Индии на базе системы EDI. Единая декларация включает информацию необходимую таможенным службам и другим ведомствам, в частности, Индийскому управлению по безопасности продовольствия и стандартам, подразделениям, отвечающим за карантин растений и животных, контроль за наркотиками, а также Бюро по вопросам животного мира и Комитету по текстилю.
8 Single Window System In Indian Customs. Rajan Datt (Group Leader), Mahender Singh (Asstt. Group Leader), Hari Shankar, Dinesh Kumar, Mohammad Abu Sama, Dinesh Bhoyar, P. Nagendra Rao // /URL: http://nacen.gov.in/inspire/uploads/downloads/569c8if54fcad.pdf (Дата обращения: 07.05.2017)
9 Indian Government Rolls Out Single Window Import Clearances // URL: https://gain.fas. usda.gov/Recent%20GAIN%20Publications/Indian%20Government%20Rolls%200ut%20Sin-gle%20Window%20Import%20Clearances_New%20Delhi_India_8-1-2016.pdf (Дата обращения: 07.05.2017)
7 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
37 Q
Предполагается, что экспортеры и импортеры будут подавать документы для таможенного оформления грузов в электронном виде только в одном месте - в таможне. Необходимые разрешения от других регулирующих ведомств экспортеры и импортеры будут получать в электронной форме без необходимости посещать данные ведомства. Единая декларация заменила 9 самостоятельных документов, которые было необходимо представлять в эти ведомства. Кроме того, также была внедрена объединенная система управления рисками, которая нацелена на то, что товары для контроля будут отбираться в соответствии с общепризнанными принципами управления рисками, а не в ручном режиме представителями контролирующих ведомств.
Таким образом, к 2016 году в Индии уже созданы основные составляющие системы «единого окна». Однако, стране предстоит еще много работы по развитию необходимой инфраструктуры, установке оборудования, обучению персонала а также расширению функций, осуществляемых в рамках «единого окна», среди которых можно, например, назвать автоматическую проверку лицензий10.
КИТАЙ
Последствия мирового финансового кризиса 2008-2009 годов негативно сказались на китайском экспорте, что в последующие годы привело, в том числе и к сокращению темпов прироста ВВП в стране. Понимание необходимости принятия дополнительных мер для развития и поддержки внешнеэкономических связей привело к тому, что руководство Китая в июле 2013 г. выдвинуло задачу создания полноценной системы «единого окна» при таможенном оформлении.
Уже начиная уже с 2012 года, Главная таможенная администрация Китая совместно с Главной Администрацией по контролю качества, инспекциям и карантину прорабатывали вопросы запуска «единой декларации, единой инспекции и единого разрешения на ввоз»11, которые должны были стать основой системы «единого окна». Первый пилотный проект по внедрению системы «единого окна» во внешней торговле был запущен в зоне свободной торговли Шанхая в июне 2014 года. В феврале 2015 года было объявлено о том, что действие системы «единого окна» будет распространено на все порты прибрежной зоны страны.
Выступая в марте 2017 г. на открытии 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей /ВСНП/ 12-го созыва, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян подчеркнул важность продолжения политики открытости Китая внешнему миру
10 Single Window & Paperless Clearance // URL: http://www.unescap.org/sites/de-fauh/files/2.5%20Anice%20Joseph°/o20Chandra%20Moa%20India.pdf (Дата обращения 13.05.2017)
11 China Customs Announces A "Single Window" Clearance Mechanism // URL: http:// www.customsbrokersus.com/china-customs-announces-a-single-window-clearance-mechanism/ (Дата обращения 15.05.2017)
^ 38
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2017
и совершенствования экспортно-импортной политики. И одной из составляющих такой политики должно стать внедрение практики «единого окна» и осуществление унификации таможенных процедур по всему Китаю.
ЮАР
В последние годы ЮАР активно работает над внедрением системы «единого окна» во внешней торговле. Особенностью ЮАР является то, что страна входит в Южноафриканский таможенный союз (ЮАТС)12, в связи с чем развитие системы «единого окна» носит не столько национальный, сколько региональный характер. C целью гармонизации таможенных процедур члены ЮАТС еще в 2006 году перешли к использованию единого документа - Single Administrative Document (SAD 500) для обеспечения экспорта, импорта и транзита грузов. SAD 500 обеспечивает все таможенные операции, заменив более 40 документов по оформлению импортных и экспортных операций.
В рамках работы по развитию систем «единого окна» во внешней торговле в ЮАТС было запущено два пилотных проекта. Первый проект между Южной Африкой и Свазилендом нацелен на разработку совместимости различных информационных систем, используемых в странах ЮАТС, что создает возможности для обмена информацией в режиме реального времени, способствует согласованию торговых процедур и облегчает оценку рисков. Второй проект нацелен на создание регионального «единого окна» в рамках транспортного коридора Транс-Калахари. Южная Африка, Ботсвана и Намибия договорились использовать единый административный документ при пересечении границы в целях сокращения количества требуемых транзитных документов. Для хранения и обработки данных в рамках данного проекта используются облачные технологии компании Майкрософт. Использование современных IT-технологий позволяет автоматизировать таможенные процедуры и облегчает обмен информацией между таможенными органами стран-участниц. Хотя Свазиленд и Лесото не участвуют в проекте, они с 2011 года приглашаются на заседания Секретариата проекта для обсуждения вопросов содействия развитию торговли и вопросов совместимости информационных систем.
РОССИЯ
Россия, так же как и партнеры по БРИКС, работает над созданием «единого окна» во внешней торговле. В связи с тем, что Россия является членом Евразийского экономического союза, развитие системы «единого окна» осуществляется в тесном контакте со странами ЕАЭС и носит во многом региональный характер. Основным
12 Членами Южноафриканского союза являются Ботсвана, Лесото, Намибия, Южная Африка и Свазиленд
7 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
39 Q
идеологом и разработчиком документов по развитию «единого окна» стала Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). 29 мая 2014 г. решением Высшего Евразийского экономического совета были одобрены «Основные направления развития механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности». В данном документе дается определение «единого окна» во внешнеэкономической деятельности; определяются основные направления развития механизма «единого окна», формулируются задачи для стран-членов ЕАЭС и т.д.
За период, прошедший с момента выхода данного документа, как в ЕАЭС в целом, так и в России, в частности, было много сделано по созданию системы «единого окна». Согласно докладу ЕЭК «О состоянии взаимной торговли между государствами - членами Евразийского экономического союза в 2015 - 2016 годах» за рассматриваемый период «были реализованы меры по усилению информационного взаимодействия между контролирующими органами государств - членов ЕАЭС в рамках взимания и возмещения НДС в торговле между государствами - членами ЕАЭС; утвержден перечень приоритетных для унификации процедур взаимодействия заинтересованных лиц с государственными органами и (или) уполномоченными организациями государств - членов ЕАЭС в рамках функционирования национальных механизмов «единого окна»13.
Что касается собственно России, то за период 2015-2016 гг. в Российской Федерации было многое сделано для развития системы «единого окна». В частности, в материалах ЕЭК указывается на следующее:
□ «Реализовано электронное таможенное декларирование;
□ В морских портах Российской Федерации внедрён в опытную эксплуатацию локальный проект «единого окна», в рамках которого реализовано взаимодействие участников ВЭД и государственных контролирующих органов с помощью портала «Морской порт»;
□ Реализован портал государственных услуг;
□ Развиты сервисы оплаты платежей, налогов и сборов в электронном виде»14.
Однако, несмотря на достигнутые результаты, в процессе создания «единого
окна» во внешней торговле в России до настоящего времени отсутствует системность в осуществляемых мероприятиях. Как отмечается в исследовании ЕАЭС,
13 Доклад «О состоянии взаимной торговли между государствами - членами Евразийского экономического союза в 2015 - 2016 годах» // URL: http://www.eurasiancommission. org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/report/Report_2015-2016. pdf (Дата обращения 17.05.2017)
14 Состояние развития механизма «Единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности в государствах-членах Евразийского экономического союза. // URL:http://www.eшasiancommissюnorg/m/actЛam_sotr/edmoe_okm/Documents/Брошюра. pdf (Дата обращения 17.05.2017)
^ 40
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2017
к середине 2016 года, в частности, еще «не был решен вопрос финансирования проекта, отсутствовал назначенный уполномоченный орган; наблюдалась слабая координация усилий участвующих государственных органов; отсутствовала законодательно закрепленная концепция развития механизма «единого окна»; отдельные элементы механизма «единого окна» не интегрированы между собой; на рассматриваемый момент упор сделан на развитие отдельных элементов механизма «единого окна»; отсутствует единый канал взаимодействия с государственными органами» 15.
Краткий обзор деловой практики стран БРИКС позволяет сделать вывод о том, что все страны БРИКС в настоящее время уделяют большое внимание упрощению процедур ведения внешнеэкономических связей и совершенствованию своих таможенных процедур. И существенным направлением этой деятельности становится внедрение системы «единого окна», что соответствует тенденциям развития, существующим в современной международной торговле. Страны БРИКС - это большие государства со сложными экономиками, отдельные институты которых находятся на различных уровнях развития, что затрудняет быстрый переход к «единому окну». В то же время у каждого из партнеров по БРИКС уже есть определенный наработанный опыт по созданию национальных «единых окон», и обмен подобным опытом мог бы способствовать решению существующих проблем и более быстрому развитию национальных систем «единого окна» в странах БРИКС.
Тема сотрудничества стран БРИКС по созданию «единого окна» во внешней торговле стала активно обсуждаться во время российского председательства в 2015 году. В 2015-2016 годах в Москве были проведены семинары, на которых представители стран БРИКС делились своим опытом создания «единых окон» и обсуждали возможности развития сотрудничества в целях упрощения торговых процедур. Во время индийского председательства в 2016 году данная тема получила развитие. Представителями стран БРИКС были согласованы Рамочные основы сотрудничества БРИКС в сфере «единого окна» в целях упрощения процедур торговли. Документ был подписан 13 октября 2016 года министрами экономики стран БРИКС. Представляется, что подписание подобного документа свидетельствует о заинтересованности стран БРИКС в развитии сотрудничества в данном направлении и создает основы для конструктивного обмена лучшими практиками и ускорения внедрения систем «единого окна» в странах БРИКС.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Рекомендация № 33, Создание «Единого Окна» для повышения эффективности обмена информацией между торговыми компаниями и государственными органами. Центр ООН по упрощению торговых процедур и электронным деловым операциям . Женева, июль 2005 // URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/cefact/recommendations/rec33/rec33_
15 Там же, с.24.
7 - 2017
Российский внешнеэкономический вестник
41 Q
trd352r.pdf (Rekomendacija № 33, Sozdanie «Edinogo Okna» dlja povyshenija jeffektivnosti obmena informaciej mezhdu torgovymi kompanijami i gosudarstvennymi organami. Centr OON po uproshheniju torgovyh procedur i jelektronnym delovym operacijam . Zheneva, ijul' 2005)
Рекомендация № 35: выработка правовой основы системы «единого окна» в международной торговле, Центр ООН по упрощению торговых процедур и электронным деловым операциям (Женева, декабрь 2010 года) // URL: http://www.unece.org/fileadmin/DAM/ cefact/recommendations/rec35/Rec35_ECE_TRADE_401_EstablishingLegalFrameworkforSin gleWindow_R.pdf (Rekomendacija № 35: vyrabotka pravovoj osnovy sistemy «edinogo okna» v mezhdunarodnoj torgovle, Centr OON po uproshheniju torgovyh procedur i jelektronnym delovym operacijam (Zheneva, dekabr' 2010 goda))
Доклад «О состоянии взаимной торговли между государствами - членами Евразийского экономического союза в 2015 - 2016 годах» // URL:http://www.eurasiancommission. org/ru/act^integr_i_makroec/dep_stat^tradestat^analytics/Documents/report^eport_2015-2016. pdf (Doklad «О sostojanii vzaimnoj torgovli mezhdu gosudarstvami - chlenami Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza v 2015 - 2016 godah»)
Состояние развития механизма «Единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности в государствах-членах Евразийского экономического союза. // URL:http://www.eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/edinoe_okno/Documents/ Брошюра.pdf (Sostojanie razvitija mehanizma «Edinogo okna» v sisteme regulirovanija vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti v gosudarstvah-chlenah Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza)
China Customs Announces A "Single Window" Clearance Mechanism // URL:http://www. customsbrokersus.com/china-customs-announces-a-single-window-clearance-mechanism/
Doing Business 2014 // URL: // http://www.doingbusiness.org/~/media/GIAWB/Doing%20 Business/Documents/Annual-Reports/English/DB14-Full-Report.pdf
Exports of goods and services (% of GDP) // URL: http://data.worldbank.org/indicator/ NE.EXP.GNFS.ZS?view=chart
Indian Government Rolls Out Single Window Import Clearances // URL: https://gain.fas. usda.gov/Recent%20GAIN%20Publications/Indian%20Government%20Rolls%20Out%20Sin-gle%20Window%20Import%20Clearances_New%20Delhi_India_8-1-2016.pdf
Merchandise trade (% of GDP) // http://data.worldbank.org/indicator/TG.VAL.TOTL.GD.ZS Single Window & Paperless Clearance // URL:http://www.unescap.org/sites/default/ files/2.5%20Anice%20Joseph%20Chandra%20MoCI%20India.pdf
Single Window System In Indian Customs. Rajan Datt (Group Leader), Mahender Singh (As-stt. Group Leader), Hari Shankar, Dinesh Kumar, Mohammad Abu Sama, Dinesh Bhoyar, P. Nagendra Rao // /URL:http://nacen.gov.in/inspire/uploads/downloads/569c8ff54fcad.pdf
World Merchandise Trade, 1960-2013 // URL:https://people.hofstra.edu/geotrans/eng/ch5en/ conc5en/worldexports.html
^ 42
Российский внешнеэкономический вестник
7 - 2017