Научная статья на тему 'Опыт стран АСЕАН в упрощении процедур торговли'

Опыт стран АСЕАН в упрощении процедур торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
969
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / АСЕАН / УПРОЩЕНИЕ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ / СУПТ / ЕДИНОЕ ОКНО / ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / INTERNATIONAL TRADE / ASEAN / TRADE FACILITATION / TFA / SINGLE WINDOW / CUSTOMS PROCEDURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколянская Алёна Николаевна

Торговое объединение АСЕАН включает в себя страны с разными уровнями экономического развития и крайне дифференцированными показателями удобства ведения торговли, при этом страны достигли существенных результатов по упрощению процедур торговли внутри объединения. Страны АСЕАН находятся на завершающей стадии внедрения уникальной в своем роде региональной системы «единого окна». В статье рассмотрены позиции стран в отношении имплементации Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли, а также ключевые достижения АСЕАН в сфере гармонизации и упрощения процедур торговли в рамках торгового объединения. Данный опыт особенно актуален для государств-членов ЕАЭС, где остро стоит необходимость разработки механизмов внедрения системы «единого окна» в рамках интеграционного объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of ASEAN countries in trade facilitation

ASEAN economic organization includes countries with different levels of economic development and extremely various rates in ease of doing business, but the countries have made significant progress on trade facilitation within the association. The ASEAN countries are at the final stage of implementing a unique regional system of “single window”. The article describes positions of countries in relation to the implementation of the WTO Trade Facilitation Agreement, as well as key achievements of ASEAN countries in the field of harmonization and trade facilitation within the trade association. This experience is particularly relevant for the EAEU member states,where there is a need to develop mechanisms of “single window” implementation in the frame-work of the integration processes.

Текст научной работы на тему «Опыт стран АСЕАН в упрощении процедур торговли»

Опыт стран АСЕАН в упрощении процедур торговли

А.Н. Соколянская,

Всероссийская академия внешней торговли - научный сотрудник

УДК 339.5 (100) ББК 65.428 (0) С-598

Аннотация

Торговое объединение АСЕАН включает в себя страны с разными уровнями экономического развития и крайне дифференцированными показателями удобства ведения торговли, при этом страны достигли существенных результатов по упрощению процедур торговли внутри объединения. Страны АСЕАН находятся на завершающей стадии внедрения уникальной в своем роде региональной системы «единого окна». В статье рассмотрены позиции стран в отношении имплементации Соглашения ВТО по упрощению процедур торговли, а также ключевые достижения АСЕАН в сфере гармонизации и упрощения процедур торговли в рамках торгового объединения. Данный опыт особенно актуален для государств-членов ЕАЭС, где остро стоит необходимость разработки механизмов внедрения системы «единого окна» в рамках интеграционного объединения.

Ключевые слова: международная торговля, АСЕАН, упрощение процедур торговли, СУПТ, единое окно, таможенные процедуры.

A.N. Sokolyanskaya,

Russian Foreign Trade Academy - Researcher

Abstract

ASEAN economic organization includes countries with different levels of economic development and extremely various rates in ease of doing business, but the countries have made significant progress on trade facilitation within the association. The ASEAN countries are at the final stage of implementing a unique regional system of "single window". The article describes positions of countries in relation to the implementation of the WTO Trade Facilitation Agreement, as well as key achievements of ASEAN countries in the field of harmonization and trade facilitation within the trade association. This experience is particularly relevant for the EAEU member states, where there is a need to develop mechanisms of "single window" implementation in the framework of the integration processes.

Keywords: international trade, ASEAN, trade facilitation, TFA, single window, customs procedures.

7 - 2016 Российский внешнеэкономический вестник

Experience of ASEAN countries in trade facilitation

В декабре 2013 года на 9-ой министерской встрече ВТО на Бали было подписано Соглашение об упрощении процедур торговли (СУПТ), направленное на ускорение и упрощение процедур, связанных с торговлей, путем повышения эффективности и сокращения издержек. Ключевыми целями Соглашения являются ускорение и упрощение таможенных процедур, торговли и транзита; сокращение издержек торговли; обеспечение ясности, эффективности и транспарентности; сокращение бюрократии и коррупции; а также использование преимуществ технологического развития. Реализация СУПТ требует от стран-членов ВТО принятия определенных законодательных мер и введение ряда практических мер, таких как создание национальных информационных центров и информационных сайтов, внедрение системы «единого окна», системы управления рисками для целей таможенного контроля и др. Соглашение состоит из двух основных разделов, первый из которых содержит положения о выполнении таможенных процедур и формальностей, второй включает положения о технической помощи между странами в данной области.

В контексте развития интеграционных процессов на евразийском пространстве и создания Евразийского экономического союза, интересным представляется опыт стран АСЕАН по упрощению процедур торговли в рамках регионального объединения и процесс внедрения первой и уникальной в своем роде региональной системы «единого окна», в то время как ни в одной стране ЕАЭС еще не реализован механизм «единого окна», и инициативы по его созданию находятся в зачаточном состоянии. Ранее планировалось создание регионального «единого окна» между странами Таможенного союза, однако, теперь необходимо рассматривать данную инициативу с учетов всех стран-членов ЕАЭС.

Для стран АСЕАН имплементация обязательных положений СУПТ потребует меньше усилий, поскольку по одному из наиболее трудоемких вопросов - снижению издержек на границе путем облегчения таможенных процедур и положений по транзиту - страны АСЕАН уже существенно продвинулись.

Несмотря на то что в целом позиция стран АСЕАН состояла в скорейшем завершении переговоров по СУПТ, внутри объединения были страны (Камбоджа, Лаос и Мьянма), выступающие с противоположным мнением, поскольку применение СУПТ повлечет за собой значительные затраты на технические аспекты внедрения положений Соглашения. В этих странах таможенные процедуры отличаются низким уровнем технического оснащения, низкой квалификации персонала и др. В связи с чем Камбоджа, Лаос и Мьянма не отправляли нотификации об обязательствах категории А СУПТ1. Что касается других стран, то принятые ими обязательства представлены в таблице ниже.

1 Категория А СУПТ содержит положения, которые страны реализуют к моменту вступления СУПТ в силу (в случае с наименее развитыми странами в течение одного года после вступления Соглашения в силу).

^ 68

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2016

Таблица 1

Обязательства стран АСЕАН категории А СУПТ

Страна Обязательства За исключением

Бруней Ст. 1-12 1.2, 4, 7.6, 7.7, 10.4

Вьетнам 1.3, 1.4, 2.1, 2.2, 4.1, 6.1, 6.2, 7.8, 9, 10.1, 10.6, 10.7, 11.1-3, 11.4

Индонезия 6.3, 7.1, 10.6 -

Малайзия Ст. 1-12 7.8, 11.9

Сингапур Ст. 1-12 -

Таиланд Секция 1 3-7, 10-12

Филиппины 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 2.1, 3, 4, 5.2, 5.3, 6.1, 6.2, 6.3, 7.1, 7.3, 7.4, 7.6, 7.7, 7.8, 7.9, 9, 10.2, 10.3, 10.5, 10.6, 10.7, 10.9, 11, 12

Камбоджа - -

Лаос - -

Мьянма - -

Источник: Notifications of Category A commitments, WTO. URL: https://www.wto.org/ english/tratop_e/tradfa_e/tradfa_e.htm.

Таким образом, можно отметить разнонаправленность интересов по СУПТ в рамках АСЕАН. Наиболее развитые страны объединения выступали за скорейшее завершение переговоров, другие не торопятся с началом имплементации положении соглашения, т.к. техническое внедрение положений Соглашения повлечет за собой значительные затраты для экономик. По данным на начало 2016 года, среди стран АСЕАН Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Вьетнам ратифицировали СУПТ 2

Еще в 2009 году в рамках АСЕАН началась активная работа по упрощению процедур торговли внутри объединения - были принято Соглашение по торговле товарами (CEPT-AFTA), которое привело к значительному прогрессу в области либерализации торговли товарами в целом, а также в части упрощения процедур торговли. Глава по упрощению процедур торговли Соглашения устанавливала действия и меры, которые должны быть реализованы в таких областях, как таможенные процедуры, торговые правила и процедуры, оценки соответствия, СФС и ТБТ, создание «единого окна». Также в настоящее время в АСЕАН действует согласованная тарифная номенклатура и договоренности о взаимном признании оценок соответствия некоторых видов продуктов.

Стремление к упрощению процедур торговли в АСЕАН подтверждает и формат последних заключенных преференциальных соглашений с третьими страна-

2 List of Ratifications / Trade Facilitation Agreement Facility, WTO. URL: http://www.tfafa-cility.org/sites/default/files/list_of_ratifications_2.pdf

7 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

69 Q

ми. Соглашения о свободной торговле АСЕАН с Австралией и Новой Зеландией, Китаем, Индией, Японией, Кореей включают в себя довольно широкие обязательства в области взаимного упрощения процедур торговли, таможенных процедур, использования информационно-коммуникационных технологий и т.п.3

Оценка таможенного сотрудничества между странами АСЕАН и перспектив дальнейшего развития осуществляется в рамках ежегодного Собрания руководителей таможенных служб. Основные направления развития в области таможенных процедур и таможенного сотрудничества обозначены в Стратегическом плане по созданию Экономического сообщества АСЕАН (ASEAN Economic Community (AEC)): (1) ликвидация тарифов в соответствии с графиками и обязательствами, изложенными в Соглашении CEPT-AFTA; (2) ликвидация нетарифных барьеров в торговле; (3) установление соответствующих Правил происхождения товаров, которые способствовали бы динамичной торговле между странами АСЕАН и содействовали развитию региональной производственной сети; (4) упрощение процедур торговли с целью снижения операционных издержек в АСЕАН; (5) таможенная интеграция; (6) создание «единого окна» АСЕАН к 2015 году 4.

В 1997 году на форуме были определены ключевые цели развития таможенного сотрудничества между странами в Плане до 2020 года (ASEAN Customs Vision 2020), обновленный вариант которого был представлен в 2008 году и дополнен Рабочей программой АСЕАН по имплементации Плана "Customs Vision" до 2020 года, где были выделены 15 важнейших элементов развития таможенного сотрудничества. Позже, в 2011 году, на Собрании был принят новый План развития таможенных служб на 2011-2015 гг.: интеграция и модернизация таможни АСЕАН для создания Экономического сообщества АСЕАН к 2015 году, где были определены организационные мероприятия и механизмы реализации Плана.

Для выполнения поставленных задач под эгидой Секретариата АСЕАН действует специально созданный Экспертный комитет по таможенным вопросам, который докладывает Собранию руководителей таможенных служб о результатах имплементации планов развития. Для активизации сотрудничества между странами-членами АСЕАН по технической поддержке через Таможенную учебную сеть АСЕАН проводится Форум координаторов таможенных учебных центров АСЕАН. Основная работа по реализации задач, обозначенных в Плане развития таможенных служб, ведется в рамках Координационного комитета по таможне, который включает в себя несколько рабочих групп. На схеме ниже представлена организационная структура таможенного сотрудничества в рамках АСЕАН и основные функции каждой из рабочих групп.

3 Zhang Yunling. Challenges to the WTO and a Trade Facilitation Agreement / Chinese Academy of Social Sciences (CASS). URL: http://www.eria.org/RPR_FY2012_No.31_PartJLLpdf

4 Association of Southeast Asian Nations, ASEAN. URL: http://www.asean.org

^ 70

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2016

Рисунок 1

Схема органов таможенного сотрудничества стран АСЕАН

Собрание руководителей таможенных служб АСЕАН

ASEAN DireCiofs-Geitérai M&eting

Координационный номитет по таможне

Coordinating Com füllte с on Cuitomii 1 1

Р4вОч-1й rpyini ПО таможенным процрдурлч и улр^аденн^ юрговлн Customs Pr&t&Juf M

Worw«"® Group

» ТАр-нфн-ШР «ллсслдиы JJAR

■ ил и с-и,ги"л

• Правилу

про иска меденлш то-шлро*

* Электронная та^очня и применение к*Н.Т i гДмоигёнмьм процедура*

■ Тмнтнн« с кет».a - Т*«М1ЖСЬ«ЫЙ lpirtït-Г

ч Саирудн^цречгпо с бимк ом и laprMMM

■ Упал^тшченншй энонамичесянй доератвд

Рлбйч ля групп* од.

согялсовлнному

пдарил C-uftomii

Fnlorccrrienl л nd Еснпр&рпс« Warh.rR

J£l_

■ АуДиГ гИКле

м май с^нсткй

■ ТшнЗшииый

■ -1r.

Рлбечш* групппа рй»1Нта>0

FiWirtinMefj)

гмггсниналш

СШ-Торп* Слржиу Building; Wortkig Group

■ T&uüA«HHwe реформ ь* и майсрнлллиил

■ Рлвиитмг чядрйма

P«¥P№i

■ Сбл^лыгнрапл.ннос Cid) цитиг ваедре-ммым служб !тгвлн^уч«тнлу

- Pj]«ifTW ■ькаеапекнаданчньис Vtiiyf

УпрлалялщиА HâMHtot -единдатэ риир- АСЕАН ÂSÎAN b;n(tc Window 5A*erine Committee

- Рл-рнгис и paipjöaiMj! m сди1*сгa о^кл»

АСЕАН

- Ткхннчцосля

ipçr щл

Источник: составлено по данным Association of Southeast Asian Nations, ASEAN. URL: http://www.asean.org.

В основе таможенного сотрудничества между странами АСЕАН лежит принятие Кодекса таможенного управления в 1983 году (обновлен в 1995 году). Затем в 1997 году было подписано Соглашение по таможне (ASEAN Agreement on Customs), включающее в себя основные принципы таможенной деятельности в странах АСЕАН и необходимые меры для упрощения процедур торговли: (1) использование единой тарифной номенклатуры; (2) неиспользование таможенной оценки в протекционистских целях; (3) упрощение и гармонизация таможенных процедур в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур; (4) обмен информацией по предотвращению и пресечению контрабанды, торговли наркотиками и других таможенных махинаций; (5) право на обжалование решений, принятых таможенными органами государств-членов, с учетом национальных законов и правил в каждой стране; (6) поощрение сотрудничества и консультаций представителей частного сектора АСЕАН, особенно в отношении дальнейшего упрощения процедур торговли внутри АСЕАН 5.

Одним из ключевых достижений таможенного сотрудничества стран АСЕАН является внедрение в 2012 году Гармонизированной тарифной номенклатуры

5 Association of Southeast Asian Nations, ASEAN. URL: http://www.asean.org

7 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

71 Q

АСЕАН (ASEAN Harmonized Tariff Nomenclature (AHTN)), которая в полной мере соответствует Гармонизированной системе ВТО. Для ограничения случаев использования таможенной оценки товаров в протекционистских целях в 2003 году было принято Руководство по таможенной оценке АСЕАН, основанное на принципах Соглашения о применении статьи VII ГАТТ-1994 ВТО.

С целью функционирования АСЕАН как единой транзитной транспортной системы было подписано Рамочное соглашение по упрощению транзита товаров в 1998 году, вступившее в силу в 2000 году, однако не все протоколы данного соглашения ратифицированы и некоторые находятся в стадии обсуждения 6. Дополнительно к этому Соглашению в 2009 году было подписано Рамочное соглашение по упрощению трансграничных транспортных перевозок.

Рисунок 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этапы создания «единого окна» АСЕАН

начало а 2012 году начала s 201S году

:3алусж lu.ioiBaia ироскпл < учлЕписм Т

стрлчг-члсно» ACLAH (Нилиным.Сингзлтур. \[а_ iaü jju . F üh-'IllmJ. Фнлялгаинц, Ubt-Tiia* и Ьрунсй) н проверка ртбеттслособршста п:рйекп|раж1|[ииГг eneiisibi и A5W.

Источник: составлено по данным ASEAN Single Window Initiative. URL: http://asw. asean.org/index.php.

11 elibh&k печать процесс

ИПШШ1 притки ASW i уЧИСТКСЧ Iii! 1(1

4.1FMBB ACJlIH H прокстаромть

лдз|п.-|[|гтслыЕ|лс функции

Л IВЯ H I KT МВНМТК

Отдельно необходимо сказать о реализации инициативы регионального «единого окна» АСЕАН. В 2004 году на встрече министров экономики стран АСЕАН и гендиректоров таможенных органов АСЕАН была поставлена задача по созданию и внедрению системы «единого окна» - ASEAN Single Window (ASW), в результате чего была создана Межведомственная целевая группа для планирования и реализации ASW. Позже, в декабре 2005 года, министры экономики стран АСЕАН подписали Соглашение о создании и осуществлении «единого окна» АСЕАН. С

6 Comparative study on the transport facilitation provisions of GMS CBTA and ASEAN Agreements / UNESCAP Seminar on Legal Aspects of Inter-subregional Connectivity , 10-11 Feb. 2014, Phuket, Thailand. URL: http://www.unescap.org/sites/default/files/3.2.Comparative_ study_on_ATG-CBTA.pdf

^ 72

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2016

целью реализации достигнутых договоренностей Соглашения, в 2006 году министры финансов стран АСЕАН подписали Протокол о создании и осуществлении «единого окна» АСЕАН 7.

ASW является первой и уникальной в своем роде инициативой по созданию регионального «единого окна». В рамках Соглашения «единое окно» АСЕАН определяется как «защищенная среда, в которой работают и взаимодействуют национальные «единые окна». Функции и роль национального «единого окна» основаны на однократном предоставлении информации и данных, единой и синхронной обработке данных и информации и едином принятии решения по таможенному выпуску и оформлению товаров. Единовременное принятие решения одинаково и синхронно интерпретируется в каждой точке принятия решения о выпуске товаров» 8. За развитие и разработку ASW отвечает Руководящий комитет «единого окна» АСЕАН, а техническая поддержка проекта осуществляется специально созданными рабочими группами: Рабочая группа «единого окна» АСЕАН по техническим вопросам и Рабочая группа «единого окна» АСЕАН по правовым и регулятивным вопросам.

Первый этап создания ASW был начат в 2012 году с запуском пилотного проекта с участием 7 стран-членов АСЕАН (Индонезия, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Вьетнам и Бруней) для проверки работоспособности спроектированной системы и инфраструктуры «единого окна» АСЕАН. На втором этапе с 2015 года планируется начать процесс испытания проекта ASW с участием всех 10 стран-членов АСЕАН и протестировать дополнительные функции: использование документов ATIGA (ASEAN Trade in Goods Agreement - Соглашение АСЕАН по торговле товарами) формуляр D и ACDD (ASEAN Customs Declaration Document - Таможенная декларация АСЕАН) всеми странами-членами, введение дополнительных бизнес-процессов и документации9. Поскольку в ASW используются международные стандарты по взаимодействию программного обеспечения, соответственно система может поддерживать обмен сертификатами страны происхождения и передачу предварительной информации о транспортном средстве и грузе с торговыми партнерами, не входящими в АСЕАН. На третьем этапе, по завершении проверки и тестирования пилотного проекта, будет проведен анализ эффективности и стоимости ASW.

Основу ASW составляют десять национальных «единых окон» стран-участниц АСЕАН - National Single Window (NSW). Согласно договоренностям в рамках Со-

7 ASEAN Single Window Initiative. URL: http://asw.asean.org/index.php

8 ASEAN Single Window Initiative. URL: http://asw.asean.org/index.php

9 Планирование и взаимодействие механизмов «единого окна» АСЕАН, Эва Чан / семинар Евразийской экономической комиссии от 4 сентября 2014 г. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/SiteAssets/7.1%20RU%20Eva_Chan_4.09.14_RU_

v2.pdf

7 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

73 Q

глашения, страны-участницы должны были внедрить процедуру единого окна и электронную обработку документов не позднее 2012 года, однако эти сроки были выдержаны не всеми странами.

На национальном уровне существует пять основных областей, в рамках которых проводится скоординированная обработка информации и данных для ускорения таможенного оформления товаров в рамках NSW: таможенные органы, другие государственные учреждения, банковские и страховые агентства, транспортное сообщество, торговое сообщество. Также у каждого NSW есть международная ссылка АСЕАН (ASEAN International Link), которая объединяет между собой все национальные системы «единых окон».

Модель национального «единого окна» состоит из нескольких ключевых блоков: (1) электронный переводчик (translator) служит для преобразования поступающих данных и информации любого формата в формат, необходимый для получателя; (2) механизм контроля процесса управления (process management engine) - система, которая управляет всем NSW и контролирует процессы, связанные с ИКТ; (3) коммуникационные модули (communication modules) используются для обеспечения эффективного взаимодействия и связи в пределах определенной среды (например, HTTPs, FTP, ebMS Ver 2.0, email, RosettaNet RNIF, SMTP, X.400/ X25); (4) домен безопасности (security domain) обеспечивает безопасность и целостность всей системы ASW и национальных «единых окон»; (5) база данных (database) является ядром NSW и включает в себя все данные и информацию для ASW и всех NSW.

Национальные «единые окна» объединены между собой через коммуникационный модуль, доступ к которому имеют только страны-участницы. Через домен безопасности они связаны с «единым окном» АСЕАН, информация и данные которого открыты для торговых партнеров стран АСЕАН. То есть по сути в составе ASW функционирует три домена: (1) национальный домен, созданный каждым государством-членом, которое несет ответственность за его безопасность и функционирование; (2) региональный домен, который включает в себя закрытую защищаемую сеть ASW и Центральные Сервисы и позволяет осуществлять обмен данными между государствами-членами; (3) внешний домен, который используется экономическими операторами и торговым сообществом 10

Правовые вопросы ASW регулируются на базе Меморандума о взаимопонимании по внедрению пилотного проекта «единого окна» АСЕАН, подписанного в 2011 году. При внедрении системы «единого окна» часто возникает проблема правовых аспектов применения электронной документации, сохранности данных, признания электронных подписей. В связи с этим в рамках АСЕАН ведется разработка Соглашения о правовых рамках «единого окна» АСЕАН.

10 ASEAN Single Window Initiative. URL: http://asw.asean.org/index.php

^ 74

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2016

Помимо необходимости создания эффективных региональных и национальных правовых рамок в государствах-членах АСЕАН, важно полноценное внедрение и функционирование национальных «единых окон» во всех странах АСЕАН. К настоящему моменту в семи из десяти государств-членов АСЕАН уже функционируют системы национального «единого окна» (хотя в некоторых странах еще ведутся доработки), при этом в трех странах - Камбодже, Лаосе и Мьянме - проекты создания национальных «единых окон» находятся в стадии изучения и разработки.

Таблица 2

Внедрение системы национального «единого окна» в государствах-членах АСЕАН

Страна Название национального «единого окна» Оператор Г од запуска / начало разработки проекта

Сингапур Singapore TradeNet CrimsonLogic Pte. Ltd. Запущен в1989 году

Индонезия Indonesian National Single Window (INSW) PT EDI Indonesia Проект начат в 2007 году, официально запущен в 2010 году

Малайзия Malaysia National Single Window myTRADELINK Начал функционировать в 2009 году, обновлен в 2012 году

Таиланд Thailand National Single Window (TNSW) The Customs Department Начат в 2008 году, обновлен и запущен в 2011 году, в процессе доработки

Бруней National Single Window For Trade Facilitation System (BDNSW) Brunei Royal Customs and Excise Department Начат в 2011 году, запущен в 2013 году, в процессе доработки

Филиппины Philippine National Single Window (PNSW) Bureau of Customs Проект запущен в 2009 году

Вьетнам В процессе создания Vietnam National Single Window (VNSW) - VNACCS Vietnam Customs Information System н/д Проект запущен в 2014 году, есть система "е-СиБЮтБ" с 2012 года - будет основой единого окна, в процессе доработки, функционирует не полностью

Мьянма Myanmar National Single Window н/д С 2013 года в процессе изучения

7 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

75 Q

Страна Название национального «единого окна» Оператор Г од запуска / начало разработки проекта

Камбоджа Cambodian National Single Window (CNSW) н/д С 2012 года в процессе изучения (внедрена система ASYCUDA -автоматизированная система для обработки таможенных данных)

Лаос Lao National Single Window н/д С 2012 года в процессе изучения (внедрена система ASYCUDA -автоматизированная система для обработки таможенных данных)

Источник: составлено по данным сайтов ASW и национальных «единых окон» стран АСЕАН.

Сложности при реализации проекта ASW возникают в связи с тем, что в странах АСЕАН действуют собственные таможенные режимы, разный уровень автоматизации и развития электронной таможенной системы. Существенен и разброс стран АСЕАН в рейтинге Doing Business по показателю «Международная торговля»: если Сингапур и Малайзия являются явными лидерами рейтинга, то такие страны, как Мьянма, Лаос и Вьетнам занимают очень низкие позиции (см. таблицу 3 в Приложении) 11.

Отдельное внимание в данном контексте стоит уделить такому показателю, как количество документов, необходимых при экспорте и импорте в странах АСЕАН. Первое место в рейтинге Doing Business по показателю «Международная торговля» занимает Сингапур, где при экспорте и импорте требуется по четыре документа (коносамент, счет-фактура, таможенная декларация и упаковочный лист). Эти показатели имеют также важное значение в процессе переговоров между странами по заключению соглашений о свободной торговле. В настоящее время около 95% всех РТС содержат в себе компоненты и обязательства в области взаимного упрощения процедур торговли, охватывая достаточно широкий спектр областей.

В 2014 году ВТО представил результаты исследования частоты включения положений по упрощению процедур торговли в РТС (т.е. вопросы, которые относятся к статьям 5, 8 и 10 ГАТТ и главы соглашений по таможенному взаимодействию)12.

11 Doing Business 2016. URL: http://www.doingbusiness.org

12 Trade Facilitation Provisions in Regional Trade Agreements Traits and Trends // Economic Research and Statistics Division, WTO, January 15, 2014. URL: https://www.wto.org/english/ res_e/reser_e/ersd201401_e.pdf

^ 76

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2016

Анализ показал, что наиболее часто в РТС включаются договоренности по сотрудничеству между таможенными органами, обязательства по прозрачности информации, сборам и формальностям.

Таблица 3

Позиции стран АСЕАН в рейтинге Doing Business

Страна Место в рейтинге по показателю «Международная торговля» Количество документов на экспорт (шт.) Время на экспорт (часов) Стоимость экспорта (USD) Количество документов на импорт (шт.) Время на импорт (часов) Стоимость импорта (USD) Наличие системы «единого окна»

Пограничный контроль Контроль документации Пограничный контроль Контроль документации Пограничный контроль Контроль документации Пограничный контроль Контроль документации

Сингапур 41 4 12 4 335 37 4 35 1 220 37 +

Малайзия 49 5 20 10 321 45 5 24 10 321 60 +

Таиланд 56 7 51 11 223 97 7 50 4 233 43 +

Бруней 121 5 72 168 340 90 6 48 144 395 50 +

Индонезия 105 4 36 72 250 170 8 80 144 384 160 +

Филиппины 95 5 42 72 456 53 6 72 96 580 50 +

Вьетнам 99 5 57 83 309 139 8 64 106 268 183 +/-

Мьянма 140 11 144 144 432 140 9 120 48 367 115 -

Камбоджа 98 8 45 132 375 100 9 4 132 240 120 -

Лаос 108 8 3 216 73 235 8 5 216 153 115 -

Источник: Doing Business 2016. URL: http://www.doingbusiness.org.

Опыт стран АСЕАН по созданию регионального «единого окна», административного сотрудничества, гармонизации и упрощению процедур торговли особенно актуален на сегодняшний день для стран ЕАЭС, где остро стоит необходимость разработки механизмов внедрения системы «единого окна» не только на национальном уровне, но и в рамках интеграционного объединения, на подобие инициативы АСЕАН.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Notifications of Category A commitments, WTO. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/ tradfa_e/tradfa_e.htm

List of Ratifications / Trade Facilitation Agreement Facility, WTO. URL: http://www.tfafacil-ity.org/sites/default/files/list_of_ratifications_2.pdf

Zhang Yunling. Challenges to the WTO and a Trade Facilitation Agreement / Chinese Academy of Social Sciences (CASS). URL: http://ww.eria.org/RPR_FY2012_No.31_Part_n.Lpdf

7 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

77 Q

Association of Southeast Asian Nations, ASEAN. URL: http://www.asean.org Comparative study on the transport facilitation provisions of GMS CBTA and ASEAN Agreements / UNESCAP Seminar on Legal Aspects of Inter-subregional Connectivity , 10-11 Feb. 2014, Phuket, Thailand. URL: http://www.unescap.org/sites/default/files/3.2.Comparative_ study_on_ATG-CBTA.pdf

ASEAN Single Window Initiative. URL: http://asw.asean.org/index.php Планирование и взаимодействие механизмов «единого окна» АСЕАН, Эва Чан / семинар Евразийской экономической комиссии от 4 сентября 2014 г. URL: http://www. eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/SiteAssets/7.1%20RU%20Eva_Chan_4.09.14_RU_ v2.pdf (Planirovanie i vzaimodejstvie mehanizmov «edinogo okna» ASEAN, Jeva Chan / seminar Evrazijskoj jekonomicheskoj komissii ot 4 sentjabrja 2014 g.) Doing Business 2016. URL: http://www.doingbusiness.org

Trade Facilitation Provisions in Regional Trade Agreements Traits and Trends // Economic Research and Statistics Division, WTO, January 15, 2014. URL: https://www.wto.org/english/ res_e/reser_e/ersd201401_e.pdf

^ 78

Российский внешнеэкономический вестник

7 - 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.