Научная статья на тему 'Экономическое сообщество АСЕАН: направления и перспективы формирования'

Экономическое сообщество АСЕАН: направления и перспективы формирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3927
657
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / АСЕАН / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / АФТА / АСЕАНОВСКОЕ СООБЩЕСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ТАБЛОИД АСЕАН / ECONOMIC INTEGRATION / ASEAN / SOUTH-EAST ASIA / AFTA / ASEAN COMMUNITY. ECONOMIC COMMUNITY / ASEAN SCORECARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костюнина Галина Михайловна

В статье проведён анализ процесса формирования Экономического сообщества АСЕАН, что было определено в 2003 г. АСЕАН выступает как центр интеграционных процессов Азиатско-Тихоокеанского региона и наиболее развитое интеграционное объединениес участием развивающихся государств. АСЕАН действует с 1967 г. в составе 5 государств Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. В последующие годы присоединились еще 5 стран Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма.Целями АСЕАН стала военно-политическая стабилизация и формирование таможенного союза. Если первая цель была достигнута, то вторая нет. Удалось образовать лишьзону преференциальной торговли до начала 1990-х гг. Повышение уровней экономическо-го развития участвующих стран позволило перейти к реальным интеграционным процессам в 1990-е гг. и созданию зоны свободной торговли АФТА, что было достигнуто в 2000г. для шести наиболее экономически развитых государств (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины и Бруней) и в 2003 г. для четырех других стран. АФТА была образована на основе снижения ставок таможенных пошлин до 0-5% и частичной либерализации нетарифных ограничений в торговле товарами. Необходимо было углубить интеграционные процессы на основе либерализации торговли товарами и услугами, движения инвестиций и лиц квалифицированного труда, т.е. решить задачи, поставленные в формате Экономического сообщества. На данный момент наибольших успехов страны Ассоциации достигли в формировании единого рынка товаров. Завершение формирования АСЕАНовского сообщества как экономического, политического и социокультурного намечено на конец 2015 г. В соответствии с Таблоидом АСЕАН (2012), страны-члены выполнили многие из запланированных мер, но процент выполнения не превышает 2/3 в среднем. Причины связаны с объективными и субъективными экономическими и политическими факторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASEAN Economic Community: directions and prospects of formation

The article considers the process of formation of the ASEAN Economic Community from 2003. ASEAN serves as a center of integration processes in the Asia-Pacific region and the most advanced integration agreement in the developing world. ASEAN operates since 1967 as a part of five countries Indonesia, Malaysia, Singapore, Thailand and the Philippines. Later the other five countries Brunei, Vietnam, Laos, Cambodia and Myanmar have joined it. Its objectives are the military-political stabilization in the region and the formation of customs union. If the first goal has been achieved, the second one not. It was possible to establish a preferential trade area before 1990. Increasing levels of economic development of the participating states allowed to move to a real integration in the 1990s. The creation of a free trade area AFTA was achieved in 2000 for the six most economically developed countries (Singapore, Malaysia, Thailand, the Philippines and Brunei) and in 2003 for the other participating states. AFTA was established on the basis of reduction in customs duties to 0-5 per cent and partial liberalization of non-tariff barriers to trade in goods. It was necessary to deepen the integration processes through the liberalization of trade in goods and services, investment and the movement of skilled labour, i.e. to achieve the goals set in the format of the economic community. At the moment, the greatest success is formation of a single market for goods.Completion of the ASEAN Community as an economic, political and socio-cultural one, has been scheduled for the end of 2015. According to the ASEAN Scorecard (2012), the member states have implemented many of the planned measures, but the percentage of their completion is no more than 2/3 on average. Reasons relate to the objective and subjective economic and political factors.

Текст научной работы на тему «Экономическое сообщество АСЕАН: направления и перспективы формирования»

Экономическое сообщество АСЕАН: направления и перспективы формирования

Г.М. Костюнина,

доктор экономических наук, МГИМО (У) МИД России, кафедра международных экономических отношений и внешнеэкономических связей - профессор

Аннотация

В статье проведён анализ процесса формирования Экономического сообщества АСЕАН, что было определено в 2003 г. АСЕАН выступает как центр интеграционных процессов Азиатско-Тихоокеанского региона и наиболее развитое интеграционное объединение с участием развивающихся государств. АСЕАН действует с 1967 г. в составе 5 государств - Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. В последующие годы присоединились еще 5 стран - Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма.

Целями АСЕАН стала военно-политическая стабилизация и формирование таможенного союза. Если первая цель была достигнута, то вторая - нет. Удалось образовать лишь зону преференциальной торговли до начала 1990-х гг. Повышение уровней экономического развития участвующих стран позволило перейти к реальным интеграционным процессам в 1990-е гг. и созданию зоны свободной торговли АФТА, что было достигнуто в 2000 г. для шести наиболее экономически развитых государств (Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Филиппины и Бруней) и в 2003 г. - для четырех других стран. АФТА была образована на основе снижения ставок таможенных пошлин до 0-5% и частичной либерализации нетарифных ограничений в торговле товарами. Необходимо было углубить интеграционные процессы на основе либерализации торговли товарами и услугами, движения инвестиций и лиц квалифицированного труда, т.е. решить задачи, поставленные в формате Экономического сообщества. На данный момент наибольших успехов страны Ассоциации достигли в формировании единого рынка товаров. Завершение формирования АСЕАНовского сообщества как экономического, политического и социокультурного намечено на конец 2015 г. В соответствии с Таблоидом АСЕАН (2012), страны-члены выполнили многие из запланированных мер, но процент выполнения не превышает 2/3 в среднем. Причины связаны с объективными и субъективными экономическими и политическими факторами.

Ключевые слова: экономическая интеграция, АСЕАН, Юго-Восточная Азия, АФТА, АСЕАНовское сообщество, Экономическое сообщество, Таблоид АСЕАН.

ASEAN Economic Community: directions and prospects of formation

G.M.Kostyunina,

Doctor of Economic Sciences, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia, Department of International Economic Relations and Foreign Relations - Professor

УДК 339.9 : 061.1АСЕАН ББК 65.5 + 65.428 К-727

^ 14

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2015

Abstract

The article considers the process of formation of the ASEAN Economic Community from 2003. ASEAN serves as a center of integration processes in the Asia-Pacific region and the most advanced integration agreement in the developing world. ASEAN operates since 1967 as a part of five countries - Indonesia, Malaysia, Singapore, Thailand and the Philippines. Later the other five countries - Brunei, Vietnam, Laos, Cambodia and Myanmar - have joined it. Its objectives are the military-political stabilization in the region and the formation of customs union. If the first goal has been achieved, the second one - not. It was possible to establish a preferential trade area before 1990. Increasing levels of economic development of the participating states allowed to move to a real integration in the 1990s. The creation of a free trade area - AFTA was achieved in 2000 for the six most economically developed countries (Singapore, Malaysia, Thailand, the Philippines and Brunei) and in 2003 for the other participating states. AFTA was established on the basis of reduction in customs duties to 0-5 per cent and partial liberalization of non-tariff barriers to trade in goods. It was necessary to deepen the integration processes through the liberalization of trade in goods and services, investment and the movement of skilled labour, i.e. to achieve the goals set in the format of the economic community. At the moment, the greatest success is formation of a single market for goods.

Completion of the ASEAN Community as an economic, political and socio-cultural one, has been scheduled for the end of 2015. According to the ASEAN Scorecard (2012), the member states have implemented many of the planned measures, but the percentage of their completion is no more than 2/3 on average. Reasons relate to the objective and subjective economic and political factors.

Keywords: economic integration, ASEAN, South-East Asia, AFTA, ASEAN Community. Economic community, ASEAN Scorecard.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕГРАЦИОННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В РАМКАХ АСЕАН

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, АСЕАН (Association of South East Asian Nations, ASEAN) была создана в 1967 г. в составе 5 государств. Ныне в состав АСЕАН входят 10 государств - Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Целями объединения стала стабилизация военно-политической ситуации в регионе и формирование таможенного союза. Для реализации цели таможенного союза не было экономических предпосылок. В результате в период до начала 1990-х гг. в регионе не проходили реальные интеграционные процессы. Удалось создать несколько совместных промышленных объектов и сформировать зону преференциальной торговли, ограниченную по объему преференций и по товарному охвату.

12 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

15 Q

В 1992 г. страны АСЕАН инициировали создание зоны свободной торговли -АФТА (ASEAN Free Trade Area, AFTA) на основе снижения ставок таможенных пошлин до 0-5%, либерализации нетарифных ограничений, либерализации торговли услугами. АФТА была создана раньше намеченного срока в 2000 г. для шести наиболее экономически развитых стран - Сингапура, Малайзии, Таиланда, Филиппин, Индонезии и Брунея и в 2003 г. - для остальных государств1. Цели и направления формирования Экономического сообщества В 2003 г. было принято решение о формировании АСЕАНовского сообщества к 2020 г., позднее срок был сокращен до 2015 г. Тогда же и начался процесс создания экономического, политического и социокультурного сообществ. Экономическое сообщество призвано создать единый рынок и производство, содействовать образованию конкурентоспособного экономического региона в Юго-Восточной Азии, глубоко интегрированного в мировую экономику. Политическое сообщество нацелено на укрепление безопасности, демократии и мира в регионе, а социокультурное сообщество АСЕАН - укрепление солидарности и единства народов, формирование социально-ориентированного общества, способного решать социально-экономические проблемы населения стран-членов

Основные документы по формированию АСЕАНовского сообщества включают: Стратегические рамки Инициативы по интеграции в АСЕАН на 2009-2015 гг. и Дорожную карту по формированию Сообщества АСЕАН на 2009-2015гг.

Программа определила 17 ключевых направлений и 176 приоритетных действий по выполнению мер в рамках четырех этапов: 2008-2009 гг., 2010-2011 гг., 2012-2013 гг. и 2014-2015 гг.

Утвержденные цели по четырем сферам суммированы в нижеприводимой табл. ице 1.

Таблица 1

Меры достижения АСЕАНовского экономического сообщества

Сферы достижения сообщества Конкретизация

Единый рынок Меры по ускорению свободного перемещения товаров, услуг, инвестиций и квалифицированной рабочей силы и более свободного перемещения капитала внутри Ассоциации. Меры по свободному перемещению товаров - пошлины, нетарифные барьеры, правила происхождения, содействие торговле, таможенные процедуры, стандарты и технические правила.

1 Международная экономическая интеграция: учебное пособие под ред.Н.Н.Ливенцева. - М.: Экономистъ, 2006. - с.123.

^ 16

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2015

Сферы достижения сообщества Конкретизация

Высококонкурентоспособный регион Меры по конкурентной политике, защита потребителей и прав интеллектуальной собственности, налогообложение, электронная коммерция, развитие инфраструктуры.

Регион равного экономического развития Меры по содействию малому и среднему предпринимательству, реализация Инвестиционного соглашения АСЕАН

Регион, полностью интегрированный в глобальную экономику Меры по разработке общего подхода в сфере внешнеэкономических связей и участия в глобальной цепочке поставок.

Источник: Составлено на основе: ASEAN Economic Community Blueprint.- Singapore. November 20, 2007. - p.12.

Для формирования единого рынка и производственной базы определены 12 приоритетных отраслей, как аграрное производство, воздушные перевозки, автомобилестроение, электронная коммерция, электроника, рыбное хозяйство, здравоохранение, логистика, каучуковое производство, производство текстиля и одежды, туристические услуги, деревообрабатывающее производство. Выбор перечисленных отраслей связан с их сравнительными преимуществами в том числе с учётом низких издержек производства. На товары приходится более 50% внутрирегиональной торговли АСЕАН. Для каждого из секторов утверждены Дорожные карты.

С учетом большой экономической дифференциации одна из целей Программы состоит в сокращении разрыва в уровнях экономического развития между странами-членами.

Программа также включает обязательство по интеграции АСЕАН в глобальную экономику, в том числе обзор обязательств в рамках зон свободной торговли, в которых участвуют отдельные страны-члены. Например, Сингапур подписал более 30 региональных торговых соглашений.

Реализация целей Экономического сообщества предполагает достижение свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц квалифицированного труда к 2015 г. Но дата была передвинута с начала года на конец 2015 г-.

ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО РЫНКА ТОВАРОВ В АСЕАН

В рамках формирования единого рынка товаров намечено: (1) полностью ликвидировать таможенные пошлины к 2010 г. для АСЕАН-6, к 2013 г. для Вьетнама и к 2015 г. для стран Индокитая (Лаоса, Камбоджи и Мьянмы); (2) ликвидировать нетарифные барьеры к 2010 г. для АСЕАН-52, к 2012 г. для Филиппин и к 2015 г.

2 Сингапур, Малайзия, Филиппины, Индонезия и Бруней.

12 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

17 Q

для остальных стран-участниц, в том числе на основе принципа стэндстил3 и повышения прозрачности4.

Для реализации поставленных задач в феврале 2009 г. подписано Соглашение АСЕАН по торговле товарами (ASEAN Trade in Goods). Главная цель связана с реализацией задачи формирования единого рынка и производственной базы со свободным передвижением товаров к 2015 г.

Определены основные направления достижения свободной торговли товарами в рамках АСЕАН, которые включают таможенную либерализацию, устранение нетарифных ограничений, определение правила происхождения, содействие торговле, гармонизацию стандартов, санитарных и фитосанитарных мер. К 2010 г. импортные пошлины ликвидированы в отношении 99,65% товарных групп в 6 странах, а в других 4 странах - снижены до 0-5% в отношении 98,86% товарных групп. В целом в АСЕАН устранены пошлины на 7 881 товарную позицию, а всего на 54 467 товарных позиций Общего эффективного преференциального тарифа (СЕПТ, Common Effective Preferential Tariff - CEPT). Для четырех других стран (Вьетнама, Камбоджи, Мьянмы и Лаоса) пошлины сократились в отношении 2 003 позиций, а в целом на 34 961 позицию до 0-5%.

В итоге средний уровень таможенно-тарифного обложения в АСЕАН снизился с 12,76% в 1993 г. до 0,55% в 2012 г., а в рамках АСЕАН-6 до 0,04% и в рамках АСЕАН-4 до 1,37%.

В августе 2008 г. утверждена Рабочая программа АСЕАН по содействию торговле, призванная стимулировать реализацию мер содействия торговле в сферах таможенной модернизации, упрощения правил страны происхождения, гармонизации стандартов и технических норм, а также реализации программы «одного окна».

Для улучшения правил страны происхождения товаров внедрен пилотный проект по регулированию региональной системы самосертификации (участвуют Бруней, Малайзия, Сингапур и Таиланд).

В 1990-е гг. в АСЕАН были приняты отдельные инициативы в таможенной сфере, включая Соглашение по таможне (1997 г.), Рамочное соглашение по содействию транзиту товаров (1998 г.), Соглашение о взаимном признании сертификатов в отношении транспортных средств перевозки товаров и оказания государственных услуг (1998 г.). В 2012 г. было завершено формирование Гармонизированной таможенной номенклатуры.

Что касается стандартов и технических норм, то эти вопросы решаются с 1992 г. на основе гармонизации и разработки процедур по оценке их соответствия утвержденным критериям. При этом учитываются международные стандарты и обя-

3 Принцип стэндстил означает неповышение уровня протекционизма по сравнению с уровнем, достигнутым на момент формирования интеграционного объединения.

4 Тихоокеанское обозрение 2012-2013. Под ред. Н.П.Малетина, О.В.Новаковой, В.В.Сумского. - М.: Международные отношения, 2014. - с.122.

^ 18

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2015

зательства перед ВТО. Впервые в 1997 г. были утверждены стандарты на 20 товаров приоритетных отраслей. Сейчас их общее количество достигает 150.

В Ассоциации распространена практика подписания соглашений о взаимном признании. Их главная цель - снижение количества многочисленных тестов при продаже или использовании товаров в разных странах АСЕАН, сокращение издержек бизнеса, повышение уверенности потребителей в качестве товаров, которые прошли тестирование с учетом требований соглашений о взаимном признании. Так, подписаны соглашения о взаимном признании справедливой практики инспектирования производителей медицинской продукции, а также электрического и электронного оборудования.

Продолжается работа по формированию «одного окна» АСЕАН, что определено в Соглашении о разработке и выполнении программы «одного окна» (ASEAN Single Window) в 2005 г. Ее цели состоят в содействии торговле на основе реформирования правил о стране происхождении товаров (в настоящее время доля регионального компонента равна 40%). Это - единственная программа Ассоциации в таможенной сфере по ускорению таможенной очистки товаров и сокращению предпринимательских издержек. Она предлагает функционирование национальных систем «одного окна», которые позволят предоставлять информацию в один орган, осуществлять единый и синхронный процесс обработки данных в едином пункте принятия решений по вопросам таможенной очистки.

Реализация программы позволит таможенным службам обмениваться информацией, необходимыми документами для торговли и транспортировки товаров без хранения информации в центральном сервере (т.н. федеративный подход). Пилотный проект был полностью смоделирован осенью 2010 г. Страны АСЕАН-6 активировали программы «одного окна» в 2008 г., а АСЕАН-4 в 2012 г. Конечная дата реализации программы одного окна - 2015 г. В программе участвуют семь стран, за исключением Камбоджи, Лаоса и Мьянмы.

В целом, процесс формирования общего рынка товаров активно продолжается, а данный рынок отличается самым высоким уровнем либерализации по сравнению с другими факторами.

ЕДИНЫЙ РЫНОК УСЛУГ АСЕАН

В рамках формирования Экономического сообщества намечено либерализовать торговлю услугами на основе полной отмены ограничений к 2015 г. (первоначально был намечен 2013 г.).

Рынок услуг АСЕАН стал формироваться на основе Соглашения по услугам (АФАС - ASEAN Framework Agreement on Services, AFAS), подписанного в 1994 г. Основная цель Соглашения - ликвидация практически всех барьеров в торговле услугами и формирование зоны свободной торговли услугами. Ставилась задача полной либерализации сферы услуг к 2020 г. в рамках ускоренной и нормальной либерализации, а также развитие взаимного сотрудничества, включая строитель-

12 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

19 Q

ство объектов инфраструктуры, подписание соглашений о совместном производстве, маркетинге и сбыте; обмен информацией; взаимное признание документов об образовании и квалификационных навыках; взаимное признание лицензий и сертификатов.

До 2007 г. либерализация сферы услуг проводилась в соответствии с решениями раундов переговоров стран АСЕАН, проводимых каждые два года (всего состоялось 4 раунда). На переговорах были определены параметры инвестиционной либерализации как гарантирование национального режима и либерализации горизонтальных ограничений (миграции физических лиц-поставщиков услуг, налогообложения и двусторонних инвестиционных соглашений) в отношении доступа зарубежных компаний на рынок услуг. По итогам переговоров принято пять пакетов обязательств по бизнес-услугам, строительным и финансовым услугам, услугам в сфере морского и воздушного транспорта, туристическим и телекоммуникационным услугам.

С 2007 г. либерализация сферы услуг ведется в соответствии с Программой создания Экономического сообщества в рамках прогрессивной либерализации.

В Программе создания Экономического сообщества АСЕАН намечены следующие обязательства в сфере услуг: (1) устранение ограничений на оказание услуг в рамках трансграничной поставки и потребления услуг за рубежом, т.е. первого и второго способа торговли услугами; (2) постепенное повышение доли зарубежного участия в каждом секторе услуг не менее, чем до 70% к 2010 г. в четырех приоритетных отраслях и не менее 70% к 2015 г. во всех отраслях; (3) прогрессивное устранение других ограничений в отношении доступа на рынок на основе коммерческого присутствия к 2015 г.5.

В отношении 11 приоритетных секторов услуг утверждены и дорожные карты. Многочисленные пакеты обязательств по либерализации с учетом норм Соглашения АСЕАН по услугам в основном выполнены.

Либерализация доступа зарубежных компаний к национальным отраслям услуг может содействовать оптимизации размещения и росту эффективности сферы услуг, а также оказанию услуг более высокого качества и по более низким ценам, привлечению дополнительных ресурсов в форме инвестиций и квалификационных навыков, улучшению технологий. Достигнут определенный прогресс в либерализации сферы услуг, но сохраняется ряд барьеров во взаимной торговле услугами, что негативно сказывается на конкурентоспособности данной сферы. Причина связана с использованием ограничений как политического инструмента по обеспечению безопасности и учету национальных интересов. Сказываются и другие причины - отсутствие политических обязательств по открытию рынка услуг, слабость переговорных рамок, правовые и институциональные ограничения. В целом, единый рынок услуг АСЕАН частично сформирован.

5 Тихоокеанское обозрение 2012-2013. Под ред. Н.П.Малетина, О.В.Новаковой, В.В.Сумского. - М.: Международные отношения, 2014. - с. 125.

^ 20

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА КАПИТАЛОВ В СТРАНАХ АСЕАН

В рамках формирования Экономического сообщества намечено содействовать формированию инвестиционной зоны АСЕАН, либерализовать перемещение инвестиций и капитала на основе устранения ограничений.

Первое соглашение по инвестициям в АСЕАН подписано в 1988 г. как Соглашение о защите инвестиций (ASEAN Guarantee Investment Agreement - IGA). Вторым соглашением стало Соглашение по Инвестиционной зоне АСЕАН (ASEAN Investment Area - AIA), которое было подписано в 1998 г. и носит связанный характер. Целью соглашения является формирование конкурентоспособной инвестиционной зоны с более либеральным и прозрачным режимом для роста внутрирегиональных и внерегиональных инвестиций; повышение конкурентоспособности экономик стран-участниц; прогрессивное снижение или ликвидация инвестиционных барьеров.

В 2009 г. подписано Комплексное соглашение АСЕАН по инвестициям (ASEAN Comprehensive Investment Agreement, ACIA), которое заменило Соглашение по защите инвестиций 1988 г. и Соглашение по Инвестиционной зоне АСЕАН (1998 г.), процесс его ратификации занял два года.

Оно нацелено на либерализацию инвестиционного режима, формирование открытого и свободного инвестиционного пространства в ЮВА. В нем определены общие инвестиционные нормы по либерализации, защите, содействию и стимулированию притока инвестиций; временные рамки проведения инвестиционной либерализации; преимущества для инвесторов в странах Ассоциации; сохранение преференциального режима, определенного еще в соглашении 1998 г.

Новое соглашение имеет более сильные статьи по защите прав и интересов зарубежных инвесторов в отличие от ранее подписанных соглашений. Оно определило необходимость гарантирования свободного и открытого инвестиционного режима для инвесторов в целях расширения притока ПИИ в экономику АСЕАН. Оно стало первым соглашением по формированию единой инвестиционной зоны стран Ассоциации, расширению регионального инвестиционного сотрудничества, гарантированию национального режима и прозрачности зарубежным инвесторам. Оно охватывает все сферы промышленности, сельского хозяйства, рыболовства, лесного хозяйства, горнодобычи и отрасли услуг.

В сфере свободного перемещения финансовых капиталопотоков поставлена задача объединения финансовых рынков и рынков капитала к 2015 г. Утверждена Дорожная карта по денежно-кредитной и финансовой интеграции АСЕАН. В данной сфере продолжается процесс либерализации рынков финансового капитала на основе либерализации финансовых услуг, развития рынков капитала, либерализации капитальных счетов и реализации Инициативы АСЕАН по валютам, разработке Таблоида АСЕАН по бондовым рынкам, созданию Инфраструктурного фонда АСЕАН.

12 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

21 Q

Формирование общего инвестиционного рынка - не простая задача. Основная проблема состоит в сохранении стабильности капиталовложений в экономику государств Ассоциации.

Для повышения конкурентоспособности национальных экономик необходимо устранить ограничения на иностранные инвестиции, упростить требования к организации нового бизнеса и облегчения доступа на рынки. Наиболее важными проблемами на пути привлечения ПИИ являются макроэкономическая нестабильность, слабость государственных институтов, высокий политический риск и коррупция. С учетом институциональной слабости АСЕАН как регионального соглашения формирование адекватного инвестиционного климата остается важнейшей стратегической задачей региона. Необходимо укрепить правоприменительный механизм, рыночные институты и макроэкономическую стабильность.

ЕДИНЫЙ РЫНОК СВОБОДНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

Для создания Экономического сообщества АСЕАН намечено достичь свободного перемещения лиц квалифицированного труда на основе упрощения процедур получения виз и разрешений на работу, укрепления связей между университетами в целях активизации мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава в рамках Юго-Восточной Азии, разработки четких компетенций и квалификационных требований в отношении рабочей силы в различных отраслях до конца 2015 гг.

В странах АСЕАН проходит процесс интеграции региональных рынков труда. С 2000 г. подписан ряд соглашений в сфере миграции рабочей силы, включая Декларацию АСЕАН по защите и содействию правам работников-мигрантов. Функционируют Соглашения о взаимном признании квалификационных требований для врачей, стоматологов, бухгалтеров и медицинских сестер. К 2012 г. реализовано Соглашение о перемещении физических лиц.

В целом, в рамках АСЕАН сохраняется пока неполная либерализация торговли товарами, услугами и движения инвестиций. Главное достижение АСЕАН - снижение ставок пошлин в торговле с третьими странами (они остаются главными торговыми партнерами стран Ассоциации), а также практически беспошлинная взаимная торговля, либерализация нетарифных ограничений и упрощение административных формальностей во взаимных рамках.

Для формирования экономического сообщества решено повысить уровень либерализации и координации усилий стран по реализации намеченных целей и задач. Создан Фонд развития инфраструктуры АСЕАН с совокупным объемом в 800 млн долл. В 2010 г. на Ханойском саммите был утвержден Мастер-план по связности АСЕАН в целях модернизации региональной инфраструктуры. Ряд стран имеют невысокий уровень развития инфраструктуры, поэтому реализация указанных мер будет содействовать экономическому росту и сокращению разрыва в уровнях экономического развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ 22

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2015

Результаты формирования Экономического сообщества АСЕАН

В 2010 г. был опубликован первый Таблоид Экономического сообщества АСЕАН, который определил выполнение 73,6% целей сообщества в 2008-2009 гг., в том числе 82% мер по достижению единого рынка и производственной базы, 50% мер по формированию высококонкурентоспособного региона; 100% мер по равному экономическому развитию и интеграции региона в глобальную экономику6. Не были реализованы такие меры, как ратификация Комплексного инвестиционного соглашения АСЕАН, ряда соглашений по транзиту товаров, по воздушным услугам, реализация национальных программ «одного окна», не определены сроки окончательного снижения пошлин на высоко чувствительные товары, как сахар и рис. Сохраняются сложности в выполнении обязательств по устранению нетарифных барьеров, упрощению таможенных процедур, гармонизации стандартов, устранению дублирования тестирования и сертификации. Прогресс достигнут только в сферах автомобилестроения, текстильной отрасли, воздушных перевозок и туризма.

В связи с этим на саммите АСЕАН в Пномпене (2012 г.) решено отложить на год реализацию Экономического Сообщества с 1 января на 31 декабря 2015 г.

В 2012 г. опубликован Второй Таблоид АСЕАНовского экономического сообщества (на июнь 2015 г. последний). В нем приведены данные о выполнении мер, которые суммированы в нижеприводимой табл.2.

Таблица 2

Уровень выполнения мер по формированию Экономического сообщества АСЕАН в

2008-2011 гг.,%

Основные цели Стадия 1 20082009 гг. Стадия 2 20102011 гг. Все меры

Единый рынок и производственная база Либерализация и содействие свободной торговле товарами, услугами, движению инвестиций и капитала и квалифицированной рабочей силы. Разработка 12 приоритетных секторов для интеграции. Укрепление продовольственной безопасности и сотрудничества в аграрном секторе 93,8 49,1 65,9

6 ASEAN Economic Community Scorecard. Charting Progress toward Regional Economic Integration. Phase 1 (2008-2009) and Phase 2 (2010-2011). ASEAN Secretariat, March 2012. -p.9-10.

12 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

23 Q

Основные цели Стадия 1 20082009 гг. Стадия 2 20102011 гг. Все меры

Конкурентоспособный экономический регион Разработка конкурентной политики, политики по защите потребителей, политики в сфере прав интеллектуальной собственности. Развитие инфраструктуры. Развитие энергетического сотрудничества. 68,7 67,4 67,9

Равное экономическое развитие Развитие малых и средних предприятий. Реализация АСЕАНовской интеграционной инициативы. 100 55,5 66,7

Интеграция в мировую экономику Вступление в силу соглашений о зоне свободной торговли 100 77 85,7

Источник. ASEAN Economic Community Scorecard. Charting Progress toward Regional Economic Integration. Phase 1 (2008-2009) and Phase 2 (2010-2011). ASEAN Secretariat, March 2012. -р.9-10.

По формированию первой основы Экономического сообщества - единого рынка и производственной базы в рамках первой стадии (2008-2009 гг.) реализована большая часть мер - 93,8%. Сохраняются нереализованными меры в сфере либерализации услуг и свободного движения инвестиций. В рамках второй стадии (2010-2011 гг.) нереализована половина мер (50,9%), в том числе по свободной торговле товарами и услугами, свободному движению инвестиций, в сфере продовольствия, сельского хозяйства и лесного хозяйства.

Вторая основа АСЕАНовского сообщества - создание конкурентоспособного экономического региона. Утверждены Региональные руководящие правила по конкурентной политике, опубликован справочник по конкурентной политике, принято законодательство в предпринимательской сфере. В 2011 г. приняты Руководящие правила по нотификации и обмену информацией по запрещенным продуктам. В целях повышения уровня информированности потребителей о своих правах продолжается процесс разработки буклета жалоб потребителей.

В области защиты прав интеллектуальной собственности на 2011-2015 гг. утвержден План действий АСЕАН. Ведется сотрудничество с партнерами по диалогу в данной сфере. В отношении развития инфраструктуры подписано Многостороннее соглашение по полной либерализации услуг в сфере авиаперевозок пассажи-

^ 24

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2015

ров, утверждена Стратегии по формированию единого рынка судоходства, разработаны национальные маршруты в рамках Сети высокоскоростных дорог АСЕАН.

В сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) утвержден Мастер-план (2011 г.), который определил направления и меры стимулирования развития сферы, включая обмен интернет-услугами и формирование широкополосного информационного коридора.

В энергетическом сотрудничестве продолжается реализация Плана действий по энергетическому сотрудничеству АСЕАН на 2010-2015 гг. в целях содействия энергобезопасности и противодействия изменению климата. Это - третий по счету план, включающий семь сфер сотрудничества по созданию общерегиональной электроэнергетической системы, трансасеановского газопровода, разработке чистых технологий, по возобновляемым источникам энергии, по энергоэффективности и сохранению энергии, по региональной энергетической политике и планированию, по использованию атомной энергии в мирных целях.

В целом, в рамках первого этапа (2008-2009 гг.) реализации второй основы Экономического сообщества АСЕАН реализовано 68,7% утвержденных мер за исключением мер в сфере транспорта. Что касается второго этапа (2010-2011 гг.), то процент реализованных мер равен 67,4%. Не полностью выполнены нормы в сфере транспорта, защиты потребителей, защиты прав интеллектуальной собственности, энергетики и налогообложения.

Третья основа Экономического сообщества АСЕАН - равное экономическое развитие. Продолжилось выполнение Стратегического плана действий АСЕАН в сфере малого и среднего предпринимательства на 2010-2015 гг., в котором определены проекты в рассматриваемой сфере. Издан справочник по малым и средним компаниям стран-членов, включивший более 800 компаний. Он предназначен содействовать развитию региональных цепочек поставок и производственных сетей и доступен на сайте АСЕАН.

К третьей основе АСЕАНовского сообщества относится и реализация Интеграционной инициативы по сокращению разрыва в уровнях экономического развития между «шестеркой» более развитых стран и «четверкой» менее развитых государств-членов, и развитию двух зон роста - Восточноасеановской зоны роста и Северной зоны роста.

В рамках первой стадии (2008-2009 гг.) выполнены все намеченные меры (100%), второй стадии (2010-2011 гг.) - процент выполнения гораздо более скромный - 55,5%. Так, не полностью реализованы меры в области малого и среднего предпринимательства и Интеграционной инициативы АСЕАН.

Четвертая основа Экономического сообщества АСЕАН - интеграция в мировую экономику включает формирование зон свободной торговли с третьими странами в рамках модели АСЕАН+1. На первой стадии (2008-2009 гг.) реализованы все намеченные меры (100%), в рамках второй стадии (2010-2011 гг.) - 77,8%.

12 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

25 ^

Таким образом, по итогам 2008-2011 гг. выполнено 67,5% намеченных мер по формированию Экономического сообщества, при этом наиболее высокий уровень достигнут в сфере интеграции в мировую экономику (85,7%) и примерно одинаковые уровни в сфере единого рынка и производственной базы (65,9%), конкурентоспособного экономического региона (67,9%) и равного экономического развития (66,7%). Если в рамках первой стадии реализовано 86,7% мер, то в рамках второй стадии прогресс существенно ниже - немногим более половины мер (55,8%) было реализовано7. Главной причиной стал глобальный финансовый кризис 2008-2009 гг., который сказался, в том числе и на экономике АСЕАН (замедление темпов прироста ВВП, экспорта и иностранных инвестиций). А в эпоху кризиса страны ужесточают протекционистские барьеры во взаимном экономическом сотрудничестве и не стремятся к их либерализации.

Всего в целях формирования Экономического сообщества АСЕАН подписано 184 документа, из которых 137 (74,5%) вступили в силу, остальные находятся в стадии ратификации.

ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ВЗАИМНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ СТРАН АСЕАН

За 1993-2013 гг. экспорт АСЕАН вырос с 206,6 млрд долл до 1271,1 млрд долл. или в 6,2 раза благодаря росту и взаимной и внешней торговли стран-членов. Стоимостной объем импорта увеличился с 223,3 млрд долл. до 1240,4 млрд долл. соответственно, или в 5,6 раза. Сальдо торгового баланса положительное и составило 30,7 млрд долл. в 2013 г.

Таблица 4

Динамика экспорта стран АСЕАН в 2000-2013 гг., млн долл.

Год Совокупный экспорт Взаимный экспорт

2000 410 141 93,4

2001 370 356 82,7

2002 383 854 86,7

2003 45 4722 557 115,6

2004 589 442 141,3

2005 647 970 163,8

2006 750 907 189,3

2007 859 804 217,4

2008 977 552 250,1

2009 810 472 199,6

2010 1 051614 263,3

2011 1 242 199 327,6

2012 1 254 581 323,7

2013 1 271 126 330,3

Источник. ASEAN International Trade Statistics Yearbook 2014. ASEAN Secretariat, 2014. -р.4-5.

7 ASEAN Economic Community Scorecard. Charting Progress toward Regional Economic Integration. Phase 1 (2008-2009) and Phase 2 (2010-2011). ASEAN Secretariat, March 2012. -p.17.

^ 26

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2015

Темпы прироста совокупного экспорта АСЕАН в основном превышали темпы прироста взаимного экспорта в течение 2000-х гг., что подчеркивает важность внутрирегионального товарооборота. Так, в 2013 г. среднегодовой темп прироста взаимного экспорта равнялся 2,0%, а совокупного экспорта - 1,3%.

Один из основных показателей достигнутого уровня интегрированности стран Ассоциации - доля взаимного экспорта в совокупном экспорте возросла с 21,1% в 1993 г. до 26,0% в 2013 г. (см. рисунок 1). Хотя показатель существенно уступает показателям в ЕС, НАФТА или АТЭС, но это самый высокий уровень интегри-рованности среди интеграционных объединений с участием развивающихся государств.

Рисунок 1

Динамика удельного веса взаимного экспорта стран АСЕАН в 2000-2013 гг., %

27

2 ООО 2001 2002 2003 2004- 2005 2006 2007 2ОО0 2009 2010 2011 2012 2013 ■ Доля взаимного экспорта в совокупном экспорте

Источник. Составлено на основе: International Trade Statistics 2014. WTO, Geneva, 2014. р.5-6.

Доля стран АСЕАН в их совокупном экспорте дифференцирована. Основные экспортёры: Сингапур - 32,3%, что вызвано его высокой ролью в качестве порта и перегрузочного пункта, Малайзия и Таиланд - по 18,0%. На эти три страны приходится 68,3% совокупного экспорта Ассоциации.

Во внутрирегиональной торговле АСЕАН сложились три центра - Сингапур, Малайзия и Таиланд. Рост внутрирегионального товарооборота вызван расширением производственной цепочки, практикой открытого регионализма, невысокой разницей между ставками пошлин по режиму наибольшего благоприятствования и ставками пошлин по преференциальному режиму в рамках СЕПТ, географическими направлениями торговли, меняющимися сравнительными преимуществами и доступом на рынки.

12 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

27 Q

Большое влияние на торговлю стран АСЕАН оказывают такие факторы, как сокращение доли Малайзии и Филиппин на глобальных рынках, сохранение стабильного положения Сингапура на мировых рынках, несмотря на рост уровня оплаты труда; потеря сравнительных преимуществ Таиланда в 2000-е гг.; высокая роль Индонезии в торговле природными ресурсами; повышение роли Вьетнама на глобальных рынках, а также роли Камбоджи на мировых рынках одежды и обуви. В итоге АСЕАН выступает как самый экспортоориентированный регион развивающегося мира с наиболее высокой зависимостью от притока ПИИ как стимула роста торговли.

Таблица 5

Товарная структура совокупного и взаимного экспорта стран АСЕАН в 2000,2009

и 2012 гг., млрд долл.

Экспорт всего Взаимный экспорт АСЕАН

2000 2009 2012 2000 2009 2012

Аграрная продукция 30,13 82,06 166 6,98 18,86 33

Топливо и минеральное сырье 53,31 146,21 259 13,05 50,49 96

Промышленная продукция 328,96 536,94 780 76,86 129,50 191

Всего 432,03 814,02 1253 98,70 201,91 325

Источник. Составлено на основе: International Trade Statistics 2014. WTO, Geneva, 2014 и Intra-trade of regional and trade groups by product, annual, 1995-2014. UNCTAD stat. Режим доступа: http://unctadstat.unctad.org/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=24397

Как видно из таблицы 5, ведущими товарными позициями совокупного и взаимного экспорта является промышленная продукция (62,3% в совокупном экспорте и 58,8% во взаимном экспорте), из числа которой можно выделить машины, оборудование и транспортные средства, а также топливо и минеральное сырье (20,7% в совокупном экспорте и 29,5% во взаимном экспорте). Таким образом, товарная структура совокупного и взаимного экспорта схожа.

Во взаимном экспорте преобладает продукция автомобилестроения, что определяет важность АСЕАН как рынка соответствующей продукции. Доля продукции электроники во взаимном экспорте и взаимном импорте снижалась, начиная с 2004 г. Причина связана с ростом роли КНР в производстве и экспорте электроники. Большая доля взаимного импорта приходится на аграрную и лесную продукцию, что отражает существенную зависимость от внешних рынков.

Создание АФТА оказало существенное влияние на взаимный товарооборот. Причем это было достигнуто не за счет третьих государств. Рост импорта из стран-нечленов не снизился после формирования и расширения АФТА. Но темпы роста

^ 28

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2015

внерегионального импорта стран не существенно отличается от темпов роста взаимного импорта. Сокращение ставок пошлин по режиму наибольшего благоприятствования (РНБ) стимулирует торговлю с третьими государствами. Нет очевидных фактов, подтверждающих, что сокращение преференциальных пошлин во взаимной торговле привело к снижению объема торговли с третьими странами.

АФТА содействовала росту взаимного товарооборота (доля возросла до 26,0% в 2013 гг.), не сокращая объема торговли с третьими государствами. Причина связана с односторонним снижением импортных таможенных пошлин в странах АСЕАН в рамках взаимной либерализации.

Основные проблемы взаимной торговли включают: сохранение нетарифных ограничений (хотя проводится активный процесс их либерализации), соперничество стран АСЕАН на мировых и региональных рынках, невысокую долю взаимного экспорта по сравнению с соответствующими показателями ЕС и НАФТА.

ВЗАИМНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

В последние годы АСЕАН стал одним из наиболее привлекательных регионов вложения иностранных инвестиций, но глобальный финансовый кризис (20082009 гг.) привел к сокращению темпов их прироста. За 2000-2013 гг. приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на душу населения вырос в 5 раз с 500 долл. до 2500 долл.

Совокупные ПИИ возросли с 23,5 млрд долл. в 2000 г. до 122,2 млрд долл. в 2013 г., или в 5,2 раза. Удельный вес Ассоциации в мировом объеме ПИИ вырос с 1,7% до 8,0% соответственно. Взаимные инвестиционные потоки растут более быстрыми темпами в 13,4% и достигли 21,3 млрд долл. в 2013 г.

За 2000-2013 гг. доля взаимных инвестиций значительно возросла с 3,9% до 17,4% г. (см. таблицу 6). В абсолютном выражении приток взаимных инвестиций увеличился с 762 млн долл. до 21321,5 млн долл. соответственно, или в 26,5 раз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6

Динамика притока прямых иностранных инвестиций в страны АСЕАН в 2000,

2005-2013 гг., млрд долл. и %

2000 2005 2006 1007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Мировые ПИИ 23,5 40,71 56,65 75,65 47,08 37,88 75,76 114,1 110,29 122,15

Взаимные ПИИ 0.76 4,06 7,88 9,63 9,45 5,22 12,11 26,3 20,16 21,32

Доля взаимных ПИИ,% 3,9 9,9 13,9 12,7 20,1 13,6 15,6 16,4 18,3 17,4

Источник. Составлено на основе: ASEAN Investment Report 2014. Singapore, 2014.

12 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

29

Причины роста взаимных инвестиций в рамках АСЕАН связаны с повышением уровня защиты прав и интересов зарубежных инвесторов, ожиданием устойчивого роста взаимных прямых инвестиций благодаря эффекту интеграции (т.н. создание инвестиций), а также повышением доверия инвесторов к экономике АСЕАН. Рост доли взаимных инвестиций сказался на уменьшении притока иностранных инвестиций из большинства развитых государств, включая ЕС, вследствие глобального финансового кризиса. Наиболее значимы взаимные инвестиции для экономик Индонезии, Таиланда, Вьетнама и Малайзии.

Основные инвесторы - Сингапур (57,2%) и Малайзия. Сингапур предпочитает инвестиционные вложения в банковскую и телекоммуникационную сферу, гостиничный бизнес и недвижимость. Он является местом размещения штаб-квартир крупных зарубежных ТНК, инвестирующих в экономику региона. Малайзия выступает еще одним крупным инвестором, отличается высоким уровнем сбережений, большой ролью государственных корпораций и постепенной утратой конкурентных преимуществ в трудоемких отраслях. Третий по значимости инвестор в АСЕАН - Таиланд, вкладывающий капитал в небольшие страны Ассоциации в их сферу услуг, промышленность и добычу природных ресурсов8.

Но в целом в структуре привлеченных ПИИ в экономику АСЕАН преобладают внешние инвестиции, объем которых в 5-7 раз больше объема взаимных инвестиций.

Основные отрасли инвестиционных вложений в Ассоциацию: промышленность (33,3%), финансовые и страховые услуги (26,8%), недвижимость (7,5%) и добывающая промышленность (6,7%). Что касается внутриасеановских инвестиций, то основные отраслевые предпочтения включают промышленность (27,7%, финансовые и страховые услуги (22,2%), недвижимость (21,0%) и сельское и лесное хозяйство, рыбную ловлю (7,5%)9. Как видно, отраслевое распределение совокупных и внутриасеановских ПИИ примерно одинаковое за исключением сферы горнодобычи (предпочтительна для мировых ПИИ) и сельского хозяйства (предпочтительна для внутрирегиональных ПИИ).

В целом, преимущества экономической интеграции создают важные условия для роста притока ПИИ. Как показывают статистические данные и данные зарубежных отчетов, ТНК зарубежных стран и государств-членов активизировали свое присутствие в экономике АСЕАН в целях получения преимуществ от единого рынка и производственной базы в рамках завершающего свое формирование Экономического сообщества.

8 ASEAN Regional Trends in Economic Integration, Export Competitiveness and Inbound Investment for Selected Industries. Investigation by USITC. Washington DC, August 2012. - p.18.

9 ASEAN Regional Trends in Economic Integration, Export Competitiveness and Inbound Investment for Selected Industries. Investigation by USITC, Washington DC, August 2012. - p/22.

^ 30

Российский внешнеэкономический вестник

12 - 2015

В Ассоциации действуют дезинтегрирующие факторы. К ним можно отнести: стремление государств сохранить политическую и экономическую независимость, дифференциацию макроэкономических показателей, конкуренцию при выступлении на рынках в качестве производителей и экспортеров схожей продукции, децентрализованную институциональную структуру, в том числе принцип консенсуса при принятии решений, что препятствует формированию более институционализированного механизма как в ЕС или в НАФТА.

Что касается перспектив углубления интеграционных процессов, то в ближайшем будущем вряд ли будет принят общий торговый режим в рамках таможенного союза. Поэтому Экономическое сообщество - это не аналог общего рынка согласно теории экономической интеграции. А комплексная зона свободной торговли со свободным перемещением четырех факторов производства - товаров, услуг, капитала и лиц квалифицированного труда. И хотя страны АСЕАН не ставят в качестве цели создание таможенного союза (эксперты считают это возможным не ранее 2025 г.), Ассоциация выступает как наиболее продвинутое интеграционное объединение с участием развивающихся государств и является центром интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Азиатско-Тихоокеанский регион: региональные проблемы, многосторонние организации и экономические группировки. Справочник под ред.Ю.А.Райкова. - 2-е изд., доп. - М.: Восток-Запад, 2014. - 336 с.(Aziatsko-Tikhookeanskiy Region: regionalniye problem, mnogo-storonniye organizatsii I ekonomicheskiye gruppirovki. Sprevochnik pod red.Yu.A.Raikova.- 2 izd., dop. - M: Vostok-Zapad, 2014. - 336 s.)

Костюнина Г.М. Современные концепции формирования зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. / Костюнина Г.М.//Российский внешнеэкономический вестник. - 2011. - №6. - С.31-42. (Kostyunina G.M.Sovremenniye kontseptsii formirovaniya zoni svobodnoy torgovli v Aziatsko-Tikhookeanskom Regione./Kostyunina G.M.//Rossiyskiy vneshneeconomicheskiy vestnik. - 2011. - №6. - S.31-42.

Костюнина Г.М. Регионализация Восточной Азии: истоки и основные модели. /Костюнина Г.М.//Вестник МГИМО-Университета. - 2011. - №1. - С.34-42 (Kostyunina G.M.Regionalizatsiya Vostochnoy Azii: istoki I osnovniye modeli./ Kostyunina G.M.//Vestnik MGIMO-Universiteta. - 2011. - №1. - S.34-42.).

Костюнина Г.М., Ливенцев Н.Н. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). //Международная экономическая интеграция: учебное пособие под ред.Н.Н.Ливенцева.

- М.: Экономистъ, 2006.- С.226-260. (Kostyunina G.M., Liventsev N.N. Assotsiatsiya Yugo-Vostochnoy Azii (ASEAN).// Mejdunarodnaya Ekonomicheskaya Integratsiya: uchebnoye poso-bie pod red. N.N.Liventseva. - M., Ekonomist, 2006. - S.226-260).

Симонова М.Д. Методология многомерного статистического анализа показателей глобализации международной торговли / М.Д. Симонова // Вопросы статистики. - 2011.- № 1.

- С. 53-57. (Simonova M.D.Metodologiya mnogomernogo statisticheskogo analiza pokazateley mejdunarodnoy torgovli. /M.D.Simonova// Voprosi stetistiki. - 2011. - №1. = S.53-57.

12 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

31 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.