Внешняя торговля России со странами АСЕАН: основные тенденции развития
УДК 339.5 ББК 65.428 К-727
Галина Михайловна КОСТЮНИНА,
Доктор экономических наук, МГИМО (Университет) МИД России, (Москва, пр. Вернадского, д.76), кафедра Международных экономических отношений и внешнеэкономических связей им.Н.Н.Ливенцева - профессор,
Тел. +7(495)229-3817
Аннотация
В статье проведен анализ динамики объема, товарной структуры и географического распределения внешней торговли России и стран АСЕАН. Выявлены основные тенденции взаимной торговли, включая невысокую роль АСЕАН в российском товарообороте, как и России во внешней торговле АСЕАН; традиционную сырьевую направленность российского экспорта, тогда как в нашем импорте из Ассоциации преобладает готовая промышленная продукция; отрицательное сальдо торгового баланса для РФ. Определены основные проблемы на пути активизации взаимной торговли, как в том числе традиционная географическая направленность асеановского экспорта и импорта на страны Северо-Восточной Азии, США и Евросоюза; слабая информированность государств АСЕАН о торговых возможностях нашей страны; географическая удаленность наших стран друг от друга; невысокий уровень логистики, стимулирующий применение услуг посредников из Сингапура и западноевропейских государств. На основе подсчета индексов интенсивности российского экспорта и импорта (составляют менее 1) и индекса торгового взаимодействия сделан вывод о незначительном экономическом эффекте для обеих сторон возможного формирования зоны свободной торговли. Поэтому пока лучше сосредоточиться на подписании соглашений с отдельными странами АСЕАН, являющимися относительно важными торговыми партнерами России из числа государств Юго-Восточной Азии, как, например, Сингапур или Индонезия.
Ключевые слова: Россия, АСЕАН, экспорт, импорт, товарная структура, индекс интенсивности экспорта (импорта), индекс торгового взаимодействия.
Russia-ASEAN foreign trade: key development trends
Galina Mikhailovna KOSTYUNINA,
Doctor of Economic Sciences, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia, (76 pr. Vernadskogo, Moscow), Department of International E conomic Relations and Foreign Economic Relations named after N.N.Liventsev - Professor, Тел. +7(495)229-3817
3 - 2019 Российский внешнеэкономический вестник
Abstract
The article analyzes the changes in the volume, commodity structure and geographical distribution of foreign trade between Russia and ASEAN. The main reciprocal trade trends are: insignificant ASEAN role in Russia's trade, as well as Russia's in ASEAN foreign trade; traditional Russia's commodities-oriented exports, whereas finished industrial products dominate in Russia's imports from the Association; Russian negative trade. The main pitfalls in enhancing reciprocal trade are: traditional geographical orientation of ASEAN exports and imports to the countries of North-East Asia, the USA and the European Union; poor awareness of ASEAN states about the trade opportunities of our country; geographical distance between countries; low logistics development level resulting in the use of intermediary services in Singapore and Western European countries. Basing on the calculation of Russia's export and import intensity indices (less than 1) it is concluded that creation of a free trade zone between Eurasian Economic Union / Russia and ASEAN might have insignificant economic effect on both sides. Therefore, it would be reasonable to focus on signing such agreements with individual ASEAN countries, which are relatively important Russia's trading partners in Southeast Asia, such as Singapore or Indonesia.
Keywords: Russia, ASEAN, exports, imports, commodity structure, export/import intensity indices.
МЕСТО И РОЛЬ АСЕАН В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была создана в 1967 г. пятью странами: Сингапуром, Малайзией, Таиландом, Индонезией и Филиппинами. В 1976 г. присоединился Бруней, а в 1990-е гг. - Вьетнам, Лаос, Камбоджа и Мьянма. За 50 лет своей деятельности Ассоциация прошла количественную и качественную эволюцию интеграционных процессов. В количественном плане членский состав АСЕАН увеличился с 5 до 10 государств, а в качественном отношении - интеграционные процессы эволюционировали от зоны преференциальной торговли (1988 г.) до зоны свободной торговли (АФТА, 2000 г.) и Экономического сообщества АСЕАН (конец 2015 г.) Стоит заметить, что экономическое сообщество не равнозначно такой форме экономической интеграции, как общий рынок, хотя и предусматривает свободное перемещение четырех факторов: товаров, услуг, инвестиций и лиц квалифицированного труда. Принципиальное отличие состоит в том, что АСЕАН не прошел стадию таможенного союза, которая отличается введением общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами и проведением общей внешнеторговой политики. Поэтому де-факто Асеановское сообщество означает комплексную зону свободной торговли. Численность населения АСЕАН составляет 642 млн человек, совокупный ВВП в тек.ценах - 2765,8 млрд долл., ВВП на душу населения в тек.ценах - 4308 долл. по итогам 2017 г.
ВНЕШНЕТОРГОВЫЕ СВЯЗИ РОССИИ СО СТРАНАМИ АСЕАН
За два десятилетия (1996-2017 гг.) доля России в экспорте АСЕАН увеличилась с 0,1% до 0,57%. Удельный вес АСЕАН в экспорте РФ вырос с 0,65% в 2006
^ 44
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2019
г. до 1,95% в 2017 г., а в российском импорте - с 2,0% до 4,39% соответственно. В целом, для российской экономики более важную роль играет импорт из стран АСЕАН в отличие от экспорта.
В стоимостном выражении российский экспорт увеличился с 4371,3 млн долл. в 2008 г. до 7473,9 млн долл. в 2017 г., или в 1,7 раза. Динамика российского экспорта отличается неравномерностью: по итогам 2009 г. объем сократился вследствие влияния глобального финансового кризиса. С 2010 по 2014 гг. экспорт РФ вырос, а в 2015 и 2016 гг. снизился в 2 раза, а в 2017 г. вновь вырос. Главными причинами подобной динамики стала депрессия мировой экономики, включая экономики рассматриваемых стран, снижение объема инвестиционного и потребительского спроса, падение цен на энергоресурсы.
Стоимостной объем импорта АСЕАН из России увеличился с 5784,3 млн долл. до 10867,3 млн долл., или в 1,88 раза. Российский импорт из стран АСЕАН также неравномерно развивался за рассматриваемый период. Так, за 2008 гг. он вырос, по итогам 2009 г. - снизился, в последующие годы (2010-2014 гг.) рос, несколько сократился в 2014 г. и 2015 г., а в 2016-2017 гг. - вырос. На динамике внешнеторговых связей между нашими государствами сказалось влияние конъюнктуры мировых товарных рынков, как мировой финансовый кризис 2008-2009 гг., последующий спад экономического развития, сокращение объемов потребительного и инвестиционного спроса.
На протяжении последних 10 лет наша страна имела отрицательное сальдо торгового баланса с АСЕАН практически во все годы, за исключением 2010-2011 гг. и 2014 г. В целом, сальдо торгового баланса ухудшилось для России - с 1413 млн долл. до 3394,3 млн долл. за 2008-2017 гг., при этом с 7 странами Ассоциации сальдо торгового баланса отрицательное для РФ, тогда как в торговле с Сингапуром и Мьянмой, а также Брунеем - положительное.
Анализ темпов прироста экспорта и импорта между АСЕАН и Россией показывает, что в отдельные периоды (2001, 2003, 2007, 2010 гг.) динамичнее рос экспорт АСЕАН в РФ, тогда как в другие периоды (2008, 2011-2014 гг.), напротив,
- асеановский импорт из России. В целом, за рассматриваемый период российский импорт увеличился в большей степени, чем экспорт АСЕАН из России (соответственно в 1,88 и 1,7 раза), что является неблагоприятной тенденцией для российской экономики. Ее продолжение будет содействовать дальнейшему сохранению отрицательного сальдо торгового баланса.
Товарная структура российского экспорта носит сырьевой характер, что связано с преобладанием минерального топлива (55,1%). Другие важные товарные группы
- злаковые (7,1%), минеральные удобрения (5,9%), черные металлы (4,9%), ядерные реакторы и компьютеры (2,9%), бумага и картон, изделия из бумажной массы (1,2%). Остальные товарные группы имеют удельный вес менее 1%. Таким образом, по сравнению с товарной структурой российского экспорта в целом экспорт в
3 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
45 0
государства АСЕАН отличается более благоприятной товарной структурой благодаря более низкой доле топлива и сырья и большему удельному весу обработанных товаров.
Основные изменения в товарной структуре российского экспорта за 2008-2017 гг. включают: (1) рост в 24,2 раза объема экспорта злаковых; (2) увеличение в 12,8 раза стоимостного объема экспорта минерального топлива и нефти; (3) рост почти в 7,1 раза экспорта оптических, фотографических и медицинских инструментов; (4) рост экспорта удобрений в 4 раза; (5) увеличение экспорта ядерных реакторов в 3,2 раза; (6) рост экспорта алюминия и изделий из него в 2,3 раза; (7) сокращение экспорта черных металлов в 2,9 раза. Таким образом, в стоимостном выражении сократился только российский экспорт черных металлов в страны АСЕАН, тогда как по другим товарным группам, составляющим более 90% нашего экспорта наблюдался динамичный рост. В целом, эволюция товарной структуры экспорта России характеризовалась разнонаправленными тенденциями в отношении обработанной и сырьевой продукции.
И в 2008 г. и в 2017 г. основной товарной группой российского импорта из АСЕАН были электрические машины и оборудование (28,4%). В «шестерку» входят также реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства, компьютеры (19,4%), жиры, масла и воски животного или растительного происхождения (7,5%), суда, лодки и плавучие конструкции (5,6%), обувь, гетры и аналогичные изделия (4,5%) и резины и изделия из них (4,5%).
Эволюция товарной структуры российского импорта отличается как ростом долей одних товарных групп, так и сокращением удельных весов других. Так, за 2008-2017 гг. наиболее динамично рос стоимостной объем импорта следующих товарных групп: суда, лодки и плавучие конструкции - в 273,1 раза; жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, бижутерия, монеты в 61 раз; изделия из кожи; шорно-седельные изделия и упряжь, дорожные принадлежности, дамские сумки - в 13,2 раза; резины и изделия из них -12,9 раза; предметы одежды и принадлежности к одежде, кроме трикотажных машинного или ручного вязания - 11,2 раза. Вследствие более медленных темпов роста удельные веса ряда товарных групп сократились, как электрическое оборудование, их части, телекоммуникационное оборудование; жиры, масла и воски животного или растительного происхождения; какао и продукты из него; пластмассы и изделия из них; рыба и ракообразные; мебель, постельные принадлежности, диванные подушки, лампы и осветительное оборудование.
Подытоживая анализ товарной структуры внешней торговли между Россией и АСЕАН следует отметить, что если российский экспорт отличается сырьевой направленностью, то импорт РФ - преобладанием готовой промышленной продукции. Еще одна тенденция товарной структуры внешней торговли между РФ и АСЕАН связана с большей диверсификацией российского импорта, когда порядка
^ 46
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2019
93% импорта составляют 25 товарных групп против 10 групп российского экспорта в страны Ассоциации.
Что касается внешней торговли России с отдельными странами, то объемы крайне несбалансированные. Так, по итогам 2017 г. наименьший объем российского экспорта поступил в Бруней (0,1 млн долл.), а наибольший - в Сингапур (3290,2 млн долл.). За рассматриваемый период российский экспорт в Сингапур возрос с 1180,3 млн долл. до 3290,2 млн долл.; во Вьетнам вырос с 580,9 млн долл. до 1903,2 млн долл.; в Малайзию также вырос с 471,1 млн долл. до 601,6 млн долл. Как можно заметить, наиболее динамично рос экспорт РФ во Вьетнам за последнее десятилетие. Именно три вышеперечисленные страны выступают основными рынками сбыта российской продукции из числа государств Ассоциации. Их доля в российском экспорте в АСЕАН выросла с 51,1% до 77,5% за 2008-2017 гг. В 2008 г. и 2017 г. основным рынком сбыта российской продукции выступал Сингапур.
По импорту основными торговыми партнерами нашей страны являются Вьетнам, Индонезия и Таиланд. За 2008-2017 гг. российский импорт из Вьетнама увеличился с 851,0 млн долл. до 3329,3 млн долл.; из Индонезии - с 793,8 млн долл. до 2485,6 млн долл., из Таиланда - с 1497,1 млн долл. до 1720,3 млн долл. Более быстрые темпы роста отличали импорт России из Вьетнама. Совокупный удельный вес трех перечисленных стран - основных поставщиков импортных товаров в Россию, возрос с 62,6% до 69,4% за 2008-2017 гг. Если по итогам 2008 г. основным поставщиком на российский рынок из числа государств АСЕАН была Малайзия, то в 2017 г. - Вьетнам. В целом, объемы российского импорта из отдельных государств Ассоциации дифференцированы от 0 из Брунея до 3329,3 млн долл. из Вьетнама по итогам 2017 г.
Каковы главные проблемы в расширении российской внешней торговли со странами АСЕАН? Прежде всего, следует выделить традиционную географическую направленность асеановского экспорта и импорта на страны Северо-Восточной Азии, США и Евросоюза, которые имеют стратегические политические и экономические интересы в регионе Юго-Восточной Азии и сохраняют статус ведущих торговых (и инвестиционных) партнеров; слабую информированность государств АСЕАН о торговых возможностях нашей страны; географическую удаленность наших стран друг от друга, что ведет к завышению транспортных издержек, а значит, удорожанию поставляемой продукции; невысокий уровень логистики, стимулирующий применение услуг посредников из Сингапура и западноевропейских государств. Сказывается и невысокая эффективность государственной политики стимулирования российского экспорта на основе таких инструментов, как, например, кредитование и страхование экспорта промышленной продукции. Решение (хотя бы частичное) перечисленных проблем могло бы содействовать активизации и диверсификации внешнеторговых связей между Россией и государствами АСЕАН.
3 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
47 0
Ведущими торговыми партнерами России из государств АСЕАН выступают Вьетнам, Индонезия и Сингапур. Доля Вьетнама выросла с 0,12% до 0,53% в совокупном российском экспорте и с 0,32% до 1,46% в импорте за 2008-2017 гг. Из числа государств АСЕАН Вьетнам имеет статус стратегического партнера, с ним создана зона свободной торговли, что является благоприятным фактором в целях упрощения выхода товаров государств Евразийского экономического союза на рынки АСЕАН. В нашем экспорте во Вьетнам главную роль играют т.н. прочие товары - 62,3%, в которые по международной статистике включают вооружение и военно-техническую продукцию. В импорте из Вьетнама преобладают электрические машины и оборудование (32,9%), ядерные реакторы и котлы (14,1%), обувь и гетры (12,2%), предметы одежды, кроме трикотажных (9,2%).
Индонезия выступает вторым по значению торговым партнером РФ из числа стран Ассоциации с удельным весом в 0,22% в совокупном российском экспорте (для сравнения в 2008 г. - 0,13%) и 1,1% в российском импорте (0,3% в 2008 г.) по итогам 2017 г. В российском экспорте преобладают минеральное топливо и нефть (59%), алюминий и изделия из него, удобрения. В российском импорте из Индонезии наибольшую долю занимают жиры и масла животного или растительного происхождения (48%), а также электрические машины и оборудование, обувь и гетры, каучук и резина, какао и продукты из него, кофе, чай, пряности, на совокупную долю которых приходится %.
Сингапур занимает 3-е место среди партнеров РФ из группы государств АСЕАН. Его доля в российском экспорте возросла с 0,25% до 0,92%, а в импорте - с 0,17% в 2007 г. до 0,51% в 2017 г. В товарной структуре российского экспорта ведущие позиции занимает топливо минеральное и нефть с удельным весом в 98,1%. Основу импорта из Сингапура составляют электрические машины и оборудование (33,1%), ядерные реакторы и котлы (28,3%), а также инструменты и аппараты оптические, фотографические, фармацевтическая продукция, пластмассы и изделия из нее.
Особо следует остановиться на российском экспорте продукции военного назначения (ПВН). Как известно, страны Юго-Восточной Азии остаются одними из основных покупателей российского вооружения. Покупатели из числа стран АСЕАН - Вьетнам (4-е место), Индонезия (11-е), Мьянма - (16-е), Малайзия (17-е место), Таиланд (39-е место), Лаос (69-е место).
Согласно данным Центра анализа международной торговли оружием, удельный вес АСЕАН в российском экспорте рассматриваемой продукции увеличился с 7,8% до 12,1% за 2008-2015 гг., при этом тенденция неравномерная, а максимум был достигнут в 2011 г. - 15,9%. Стоимостной объем российского экспорта продукции военного назначения увеличился с 483,7 млн долл. до 1559,3 млн долл., или в 3,22 раза (для сравнения совокупный российский экспорт ПВН - в 2,07 раза). В итоге, экспорт в страны АСЕАН рос динамичнее совокупного экспорта вооруже-
^ 48
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2019
ний из РФ за рассматриваемый период.
Таким образом, можно выделить следующие тенденции развития российско-асеановской торговли: (1) Россия играет большую роль во внешней торговле АСЕАН, чем наоборот; (2) за десять лет российский импорт рос динамичнее в отличие от экспорта в АСЕАН, что содействовало сохранению отрицательного сальдо торгового баланса для нашей страны; (3) Российский экспорт представлен в основном сырьевой продукцией и товарами низкой степени обработки, тогда как асеанов-ский импорт - продукцией высокой степени обработки; (5) основными торговыми партнерами России из числа государств АСЕАН выступают Вьетнам, Индонезия и Сингапур, на совокупную долю которых приходится почти % внешней торговли РФ-АСЕАН, что отражает неравномерность развития внешней торговли между нашей страной и отдельными государствами Ассоциации; (6) страны АСЕАН -достаточно крупные покупатели российского вооружения, их совокупный удельный вес равен 12,1%, а ведущими импортерами являются Вьетнам, Индонезия и Мьянма.
ТОРГОВЫЕ БАРЬЕРЫ В АСЕАН В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКИХ ТОВАРОВ
Средневзвешенный уровень таможенно-тарифного обложения в АСЕАН по режиму наибольшего благоприятствования (РНБ) равен 6,8% с дифференциацией от 0% в Сингапуре до 11,2% в Камбодже. Доля беспошлинных позиций в национальных таможенных тарифах составляет 35,4%, но при этом варьируется от 0% в Лаосе до 100,0% в Сингапуре. Таможенные тарифы стран-членов Ассоциации основаны на взимании, главным образом, адвалорных пошлин, доля которых достигает почти 99% в среднем. Что касается ставок таможенных пошлин свыше 15%, то их доля равна 10% в среднем, при этом наименьший показатель в таможенной практике Сингапура (0,0%), а наибольший - в Таиланде (24,5%) и Вьетнаме (24,6%). Конечно, уровень таможенно-тарифного обложения в разных странах по отдельным товарным группам различается. Сравним основу российского экспорта в отдельные государства и действующие ставки пошлин в странах АСЕАН.
Российский экспорт в Бруней невелик по объему и представлен в основном ядерными реакторами, котлами, оборудованием и механическими устройствами, а также черными металлами. Ставки пошлин на эти две товарные группы равны 2,6% и 0,3% соответственно и отличаются невысоким уровнем.
Экспорт в Индонезию представлен минеральным топливом (60%), удобрениями (15,9%) и злаками (5,8%). На последние две товарные группы ставки пошлин составляют немногим более 5%, что является более или менее приемлемым уровнем.
В Камбоджу Россия поставляет, главным образом, табак и его промышленные заменители, а также средства наземного транспорта. Ставки камбоджийских по-
3 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
49 ^
шлин на ведущие группы нашего экспорта высокие и составляет 23,7% и 15,8% соответственно.
Основу российского экспорта в Лаос составляют средства наземного транспорта, ставки пошлин на которые равны 14,3%, что также является обременительным для наших товаров.
В Мьянме российский экспорт представлен в основном электрическими машинами, ставки пошлин на которые равны 4,5%, аппаратами фотографическими и оптическими, которые подлежат пошлинам в размере 1,7%, что представляется невысоким уровнем таможенно-тарифного обложения.
Российский экспорт в Малайзию составляют хлорид калия, сырая нефть и битуминозный уголь. На химическую продукцию ставка пошлины равна 2,7%, а топливо, по традиции, облагается минимальными ставками.
Основу российского экспорта в Таиланд составляет минеральное топливо и нефть, которое практически не облагаются пошлинами, а также черные металлы и удобрения, ставки пошлин на которые умеренные.
В российском экспорте в Филиппины 94% приходится на минеральное топливо и нефть, которое подлежит обложению минимальными пошлинами.
Что касается нашего экспорта в Сингапур (с учетом национальной специфики таможенно-тарифного регулирования) и Вьетнам (с учетом зоны свободной торговли с ЕАЭС), то в отношении российских товаров действуют нулевые ставки пошлин.
Таким образом, подводя анализ таможенных пошлин, действующих в странах АСЕАН в отношении российских товаров, можно сказать, что наиболее высокие ставки применяют Камбоджа и Лаос, тогда как в других государствах - ставки умеренные. Но Камбоджа и Лаос не выступают крупными торговыми партнерами для нас как в целом, так и среди государств Ассоциации.
Что касается нетарифных ограничений, то в соответствии с данными ВТО по антидемпинговым, компенсационным и защитным мерам, страны АСЕАН достаточно редко их применяют в национальной торговой практике. Так, антидемпинговые меры в отношении экспортеров из зарубежных государств применяли Индонезия (47), Малайзия (52), Таиланд (21) и Вьетнам (7); компенсационные меры ни одна страна Ассоциации не инициировала, а специальные защитные меры действовали в практике Филиппин (7).
Наиболее жесткие меры сложились в отношении санитарных и фитосанитар-ных барьеров и технических норм. По частоте применения санитарных мер выделяются Филиппины (353 случаев применения) и Таиланд (237), по техническим барьерам - Таиланд (601 случай применения), Филиппины (252) и Малайзия (232), по антидемпинговым мерам - Таиланд (52 случая) и Индонезия (47), по защитным мерам - Вьетнам (5 случаев) и Индонезия (5), по количественным ограничениям - Таиланд (112 случаев применения) и Сингапур (91), по тарифным квотам - Фи-
^ 50
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2019
липпины (94) и Таиланд (23). Что касается экспортных субсидий, то они не применяются в национальной торговой политике стран-участниц АСЕАН.
Таким образом, при сбыте российской продукции на рынках стран АСЕАН следует учитывать национальные требования в отношении санитарных и фитоса-нитарных мер (с учетом товарной структуры российского экспорта - в основном злаки и табак и его промышленные заменители) и технических барьеров (в отношении электрических машин и оборудования, наземных транспортных средств, за исключением железнодорожного и трамвайного подвижного состава, ядерных реакторов и котлов).
Если сравнить таможенно-тарифную и нетарифную практику стран Ассоциации, то, очевидно, что их торговая политика акцентирована на тарифной защите национальных рынков, в том числе для пополнения национальных бюджетов. Это является достаточно благоприятным обстоятельством, так как с учетом членства в ВТО эти страны проводят постепенную таможенную либерализацию в отношении товаров третьих государств, включая и Россию.
ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-АСЕАНОВСКОЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
Главная перспектива расширения взаимной торговли между Россией и странами АСЕАН связана с возможным формированием зоны свободной торговли ЕАЭС-АСЕАН. Для оценки ее потенциального эффекта можно рассчитать индекс интенсивности экспорта и импорта.
Индекс интенсивности экспорта определяется по формуле:
Ту - Индекс интенсивности экспорта страны i в страну j, Ху - экспорт страны i в страну j, Хк - совокупный экспорт страны ^ Xwj - экспорт из всех государств мира в страну j, Xwt - совокупный мировой экспорт. Аналогичным образом выглядит и индекс интенсивности импорта:
Хи!Х!
Ту= Xwj / Xwt,
где
М / Мк Тг|= Mwj / Мтег,
где
3 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
Tij - Индекс интенсивности импорта в страну i из страны j
Mij - импорт страны i из страны j
Mit - совокупный импорт страны i
Mwj - импорт всех государств мира из страны j
Mwt - совокупный мировой импорт.
Динамика Индекса интенсивности российского экспорта в АСЕАН и импорта из АСЕАН представлена в таблице 1.
Таблица 1
Индекс интенсивности внешней торговли России со странами АСЕАН
в 2010-2017 гг.
Индекс 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Индекс интенсивности экспорта РФ 0,26 0,24 0,21 0,25 0,37 0,23 0,29 0,28
Индекс интенсивности импорта РФ 0,35 0,36 0,39 0,43 0,45 0,57 0,62 0,63
Источник. Рассчитано автором на основе данных International Trade Center UNCTAD/ WTO. URL: http://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm=1
За 2010-2017 гг. Индекс интенсивности российского экспорта в АСЕАН хотя и несколько возрос (с 0,26 до 0,28), но имеет значение менее 1. Максимум был достигнут в 2014 г. - 0,37. С учетом места АСЕАН в мировом экспорте это свидетельствует о том, что важность российского экспорта в эти государства меньше, чем ожидалось. Соответственно, Индекс интенсивности российского импорта из АСЕАН также ниже 1, хотя возрос с 0,35 до 0,63 за 2010-2017 гг. и имеет большее значение по сравнению с индексом интенсивности экспорта. Такая ситуация означает, что импорт из АСЕАН более важен для российской экономики, чем экспорт. Некоторый рост рассматриваемых показателей говорит о постепенном повышении роли рынка России для сбыта продукции стран АСЕАН, тогда как значение российского экспорта намного менее существенно для асеановских экономик.
Еще один показатель, заслуживающий внимания при оценке эффективности потенциальной зоны свободной торговли ЕАЭС/России со странами АСЕАН для российской экономики - индекс торгового взаимодействия. Данный индекс является составной частью агрегированного индекса интеграции наряду с индексом инвестиционного взаимодействия, который был изложен в Системе индикаторов евразийской интеграции, опубликованной ЕАБР в 2009 г. Он рассчитывается по формуле:
ИТВ (индекс торгового взаимодействия) = (a2+b2) X100/2, Где a2 - доля России в совокупном экспорте АСЕАН, b2 - доля российского экспорта в ВВП АСЕАН.
^ 52
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2019
Таблица 2
Индекс торгового взаимодействия России и стран АСЕАН в 2008-2017 гг.
Год 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Доля РФ в
экспорте АСЕАН (а2) 0,44 0,45 0,62 0,63 0,58 0,67 0,91 0,46 0,48 0,57
Доля
экспорта РФ в ВВП АСЕАН (в2) 0,28 0,23 0,34 0,35 0,31 0,34 0,47 0,22 0,22 0,27
а2+в2 0,72 0,68 0,96 0,98 0,89 1,01 1,38 0,68 0,7 0,84
Итоговый показатель 36 34 48 49 44,5 50,5 69 34 35 42
Источник. Рассчитано на основе данных International Trade Statistics UNCTAD/WTO. URL: http://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm=1 и ASEAN Statistical Yearbook 2018. Singapore, 2018.
Как видно из таблицы 2, за 2008-2017 гг. индекс торгового взаимодействия России со странами АСЕАН вырос с 36 до 42 (максимум за рассматриваемый период был достигнут в 2014 г. - 69). Данный показатель невысокий, причем с 2015 г. наблюдается его снижение, что свидетельствует о некотором ухудшении торгового сотрудничества в последние три года. Для сравнения данный показатель для торговых связей между АСЕАН и Китаем возрос с 951 до 1562 за 2008-2017 гг., а между АСЕАН и Японией хотя и снизился с 860,5 до 592, но сохраняется на высоком уровне. Как видно, рассматриваемый индекс для Китая и Японии в несколько десятков раз превышает аналогичный индекс для России. Недаром, указанные два государства Северо-Восточной Азии выступают важнейшими торговыми партнерами стран АСЕАН.
Проведенные расчеты индекса интенсивности российского экспорта и импорта и индекса торгового взаимодействия доказывают незначительный экономический эффект для России возможного формирования зоны свободной торговли с АСЕАН. Поэтому пока лучше сосредоточиться на подписании соглашений о зоне свободной торговли с отдельными странами АСЕАН, являющимися относительно важными торговыми партнерами России из числа государств Юго-Восточной Азии, как, например, Сингапур или Индонезия. Вместе с тем, не следует отказываться и от подобного формата экономических связей с АСЕАН в целом. Тем более, что мировая практика подтверждает важность взаимной торговой либерализации в стимулировании экономического сотрудничества на средне- и долгосрочную перспективу.
3 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
53 Q
Можно выделить несколько направлений совершенствования торгового сотрудничества России со странами АСЕАН: (1) диверсификация товарной структуры взаимной торговли; (2) упрощение доступа товаров взаимной торговли; (3) укрепление системы поддержки российского экспорта в АСЕАН.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ТОВАРНОЙ СТРУКТУРЫ ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛИ
Одной из тенденций наших взаимных торговых связей является большая диверсификация российского импорта и слабая диверсификация российского экспорта, когда порядка 93% импорта составляют 25 товарных групп против 10 групп российского экспорта в страны Ассоциации. В то же время наш экспортный потенциал гораздо шире. Россия обладает намного более высокими сравнительными преимуществами в производстве металлургической продукции, чем такие государства АСЕАН, как Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия и Вьетнам. Доля продукции металлургии в российском экспорте равна 4,6%. Правда, в Восточной Азии есть и другие экспортеры данной продукции, как Япония, ввоз из которой обходится дешевле с учетом транспортных издержек. Высоки сравнительные преимущества в химической промышленности, правда, несколько уступают сингапурским, но превышают преимущества других государств, а удельный вес в российском экспорте - 7,9% (включая минеральные удобрения и фармацевтическую продукцию, товары органической и неорганической химии).
В сфере производства оптического и электронного оборудования Россия уступает всем указанным выше странам АСЕАН (доля в нашем экспорте 1,9%). Сравнительные преимущества в машиностроении самые высокие у Малайзии, несколько ниже у России и еще более низкие, чем в Таиланде, Сингапуре, Филиппинах и Вьетнаме (доля в российском экспорте - 2,1%). По производству транспортного оборудования российские сравнительные преимущества выше, чем только в Малайзии и Вьетнаме (удельный вес в экспорте России в АСЕАН - 1,7%). Россия обладает высокими сравнительными преимуществами в производстве и экспорте высокотехнологичного энергетического оборудования. В производстве деревообрабатывающей продукции сравнительные преимущества Россия ниже только, чем в Малайзии и Вьетнаме, но выше, чем в других государствах (доля в российском экспорте в АСЕАН равна 0,2% по итогам 2016 г.).
В связи с вышеизложенным, можно сделать следующие предложения: (1) с учетом того факта, что основу товарной структуры российского экспорта составляют товары невысокой степени переработки, следует сделать акцент на экспорт продукции более высокой степени переработки, включая ту, в производстве которой выше сравнительные преимущества у России, чем во многих государствах АСЕАН. Это: продукция металлургии, машиностроения, химии, транспортное оборудование, включая энергетическое; (2) немалый потенциал есть в области военно-технического сотрудничества с учетом того, что многие государства АСЕАН выступают достаточно крупным покупателем российского вооружения; (3) в
^ 54
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2019
торговле аграрной продукцией товарная структура может быть расширена за счет таких российских товаров, как рыба и ракообразные, зерновые, шоколад, зерно, мука. В любом случае, камнем преткновения выступает географическая удаленность между нашими странами, значит, необходимо содействовать сооружению и/ или модернизации транспортной инфраструктуры между странами АСЕАН и российским Дальним Востоком; (4) с учетом (а) собственных возможностей и перспектив, включая разведанные ресурсы стран АСЕАН; (Мьянма уже экспортирует нефть и газ в Китай по трубопроводам) (б) устремлений и реальных возможностей наших конкурентов в сегменте рынка в АТР (прежде всего, США) следует в торговле энергоресурсами (с учетом удовлетворения потребностей внутреннего рынка) содействовать росту экспорта товаров с более высокой добавленной стоимостью при существенном улучшении их качества, в первую очередь, продукции нефтепереработки, нефтехимии и газопереработки; (5) целесообразно внести изменения в товарную структуру импорта России из стран АСЕАН на основе повышения удельного веса машиностроительной продукции производственного назначения (в н.в. преобладает продукция потребительского назначения), что важно для модернизации российских промышленных предприятий современным оборудованием (прежде всего, в регионе Сибири и Дальнего Востока). Экономически развитые страны АСЕАН (Сингапур, Малайзия, Таиланд) имеют более высокий потенциал по таким товарным группам, как радиолокационное оборудование, передающая теле- и радиоаппаратура, аппаратура телефонной связи; (6) с учетом несбалансированности российского экспорта, когда % его объема поступает на рынки Сингапура, Вьетнама и Малайзии, представляется необходимым расширить экспортные поставки РФ в другие страны АСЕАН, прежде всего, менее экономические развитые, как Лаос, Камбоджа и Мьянма; (7) с учетом дефицита торгового баланса России со странами АСЕАН следует активизировать рост нашего экспорта на основе диверсификации товарной структуры, структуры по странам-импортерам и проведения оптимизации экспорта с учетом тарифного и нетарифного регулирования в тех или иных государствах Ассоциации; (8) инициировать и разработать соглашение о постепенном переходе к расчетам во взаимной торговле в национальных валютах с более экономически развитыми государствами АСЕАН (по аналогии с соответствующим соглашением с Вьетнамом).
Упрощение доступа товаров взаимной торговли и повышение прозрачности
Торговая либерализация выступает одним из инструментов повышения конкурентоспособности российской продукции на международных рынках, включая страны АСЕАН. Для этого необходимо (1) снизить ставки таможенных пошлин, возможно за счет увеличения тарифных преференций до 50% на отдельные нечувствительные для российской экономики товарные группы. Конечно, как член Евразийского экономического союза Россия проводит общую торговую политику, выработанную на совместной основе. Для этого следует проводить координацию
3 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
55 0
политики с другими государствами-партнерами по ЕАЭС в необходимости торговой либерализации. Тем более, что средний уровень таможенно-тарифного регулирования в рамках единого внешнего тарифа ЕАЭС равен 9,5%, что в 3 раза выше, чем в странах-членах ВТО (3-4%); (2) проводить либерализацию нетарифного регулирования, прежде всего, с учетом соглашений в рамках ВТО; (3) при производстве продукции на экспорт учитывать международные и особенно, региональные стандарты, разработанные в рамках АСЕАН. Это позволит снизить уровень нетарифных барьеров на рынках данной группы государств в отношении российских товаров; (4) в целях упрощения доступа российских товаров на рынки АСЕАН можно некоторые производства перенести на территорию Вьетнама (с учетом зоны свободной торговли ЕАЭС-Вьетнам), откуда продукция будет беспрепятственно поступать на рынки других государств Ассоциации с учетом режима свободной торговли; (5) необходима разработка упрощенной, усовершенствованной и согласованной формы таможенной декларации в рамках ее унификации; упрощение таможенных процедур с использованием интегрированных систем передачи данных в целях сокращения таможенных и административных формальностей.
УКРЕПЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА В АСЕАН
С учетом сохраняющихся в торговом сотрудничестве между Россией и АСЕАН таких проблем, как слабая финансовая и информационная поддержка российских экспортеров; слабый правоприменительный механизм торгового законодательства; отсутствие стабильных контактов с предпринимателями многих стран АСЕАН представляется необходимым: (1) с учетом потери традиционных рынков сбыта продукции машиностроения в Юго-Восточной Азии, как Вьетнам и Лаос (в их импорте машин, оборудования и средств транспорта на нашу страну до середины 1990-х гг. приходилось до 50%) акцентироваться на качественных характеристиках энергетического оборудования, грузовых автомобилей, самолетов, вертолетов, военно-технической продукции, чтобы попытаться частично вернуть свои позиции. Для этого необходимо не только повышение качества продукции, но и оптимальное сочетание «цена-качество», техническое перевооружение соответствующих предприятий-производителей, активное финансирование таких поставок в рамках использования финансовых инструментов государственной поддержки экспорта (льготного экспортного кредитования, страхования экспортных кредитов и возмещения части затрат на уплату процентных ставок по кредитам); (2) расширить практику проведения торговых ярмарок, выставок и прочих информацион-но-презентативных мероприятий со странами АСЕАН. Целесообразно проводить такие мероприятия, прежде всего, в регионе Сибири и Дальнего Востока. Как показывает современная практика, зарубежные компании тяготеют к географически
^ 56
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2019
близким регионам (тем более, что уровень экономического развития российской Сибири и Дальнего Востока существенно отстает от уровня развития промышленных центров нашей страны); (3) в целях большей информированности наших компаний-производителей продукции, в которой заинтересованы страны АСЕАН, следует активно осуществлять их информационно-консультативную поддержку с задействованием наших зарубежных представительств.
В целом, вряд ли стоит рассчитывать на быстрый и максимально возможный эффект расширения и повышения эффективности взаимной торговли между Россией и странами АСЕАН. Работа должна изначально строиться в расчете на длительный период в условиях активного, как открытого, так и скрытого противодействия со стороны наших конкурентов на рынках АСЕАН, как США, Китай, Япония и Республика Корея.
ВЫВОДЫ
Страны АСЕАН и Россия не являются важными торговыми партнерами друг для друга. Доля АСЕАН в российском товарообороте выше, чем удельный вес России в торговле Ассоциации. За последние 10 лет (2008-2017 гг.) сальдо взаимного торгового баланса ухудшилось для России. За рассматриваемый период российский импорт увеличился в большей степени, чем экспорт АСЕАН в Россию, что является неблагоприятной тенденцией для российской экономики.
Товарная структура российского экспорта носит сырьевой характер, что связано с преобладанием энергоресурсов (более половины), а также немалое значение занимает продукция невысокой степени обработки, как черные металлы и удобрения. В то же время удельный вес продукции с высокой степенью обработки невысок (немногим более 6%). В импорте из АСЕАН основную долю занимает продукция высокой степени обработки, составляющая чуть менее половины импорта. Таким образом, российский экспорт представлен в основном сырьевой продукцией и товарами низкой степени обработки, тогда как асеановский импорт - продукцией высокой степени обработки.
Российская внешняя торговля с АСЕАН отличается высокой концентрацией в трех государствах, на долю которых приходится почти % взаимных торговых связей. Это - Сингапур, Вьетнам и Индонезия в экспорте, и Вьетнам, Индонезия и Таиланд в импорте. Страны Юго-Восточной Азии являются одними из основных покупателей российского вооружения, в разрезе по странам выделяются Вьетнам, Индонезия и Мьянма. Средневзвешенный уровень таможенно-тарифного обложения в АСЕАН по режиму наибольшего благоприятствования равен 6,8% с дифференциацией от 0% в Сингапуре до 11,2% в Камбодже. Наиболее высокие ставки применяют Камбоджа и Лаос, тогда как в других государствах - ставки умеренные. Но Камбоджа и Лаос не выступают важными торговыми партнерами для нас как в целом, так и среди государств Ассоциации.
3 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
57 0
По группе нетарифных ограничений наиболее жесткие меры сложились в отношении санитарных и фитосанитарных барьеров, и технических норм. По частоте их применения выделяются Филиппины и Таиланд, по антидемпинговым мерам - Таиланд и Индонезия, по защитным мерам - Вьетнам и Индонезия, по количественным ограничениям - Таиланд. В целом, торговая политика АСЕАН акцентирована на тарифной защите национальных рынков, в том числе с целью пополнения национальных бюджетов. Это является достаточно благоприятным обстоятельством, так как как члены ВТО эти страны проводят постепенную таможенную либерализацию в отношении товаров третьих государств, включая и Россию.
Индексы интенсивности российского экспорта в страны АСЕАН и импорта из АСЕАН составляют менее 1, что свидетельствует о несущественном значении рынков обеих сторон друг для друга. Индекс торгового взаимодействия России и стран АСЕАН также невысок и в несколько десятков раз ниже соответствующего показателя для Китая и Японии с АСЕАН. В этих условиях следует сосредоточиться на возможности подписания соглашений о зоне свободной торговли с отдельными наиболее крупными торговыми партнерами России из государств АСЕАН, как Сингапур или Индонезия.
В рамках совершенствования торгового сотрудничества России со странами АСЕАН следует особое внимание уделять диверсификации товарной структуры взаимной торговли; упрощению доступа товаров взаимной торговли и укреплению системы поддержки российского экспорта в АСЕАН.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 ASEAN Community in Figures (ACIF) 2016. ASEAN Secretariat, 2016.
2 International Trade Center UNCTAD-WTO. URL: http://www.trademap.org/Bilater-al_TS.aspx?nvpm=1
3 Экспортеры России. Режим доступа: http://www.rusexporter.ru/research/country/ detail/2511/
4 Экспортеры России. Режим доступа: http://www.rusexporter.ru/research/country/ detail/2511/
5 Экспортеры России. Режим доступа: http://www.rusexporter.ru/research/country/ detail/2484/
6 Экспортеры России. Режим доступа: http://www.rusexporter.ru/research/country/ detail/2484/
7 Экспортеры России. Режим доступа: http://www.rusexporter.ru/research/country/de-tail/2502/?sphrase_id=22509
8 Экспортеры России. Режим доступа: http://www.rusexporter.ru/research/country/ detail/2502/?sphrase_id=22509
Ежегодник ЦАМТО - 2016. М., Центр анализа международной торговли оружием, 2016. С.128-130.
^ 58
Российский внешнеэкономический вестник
3 - 2019
10 World Tariff Profiles 2017. WTO ITC UNCTAD, 2017. Р.8-13.
11 WTO Non-tariff Measures. Available at: https://i-tip.wto.org/goods/default.aspx?lan-guage=en
12 Данный индекс является составной частью агрегированного индекса интеграции наряду с индексом инвестиционного взаимодействия, который был изложен в Системе индикаторов евразийской интеграции, опубликованной ЕАБР в 2009 г.
13 Зона свободной торговли с Вьетнамом действует с 2015 г. между Россией/ЕАЭС и СРВ
БИБЛИОГРАФИЯ:
Ежегодник ЦАМТО - 2016: статистика и анализ мировой торговли оружием. М., Центр анализа международной торговли оружием, 2016. Режим доступа: http://www.armstrade. org/files/yearly_2016_1_1.pdf
Система индикаторов евразийской интеграции. ЕАБР, 2009. 161 с.
Экспортеры России. Режим доступа: http://www.rusexporter.ru/research/country/detail/
ASEAN Statistical Yearbook 2018. Singapore, 2018. 300 p.
ASEAN Community in Figures 2016. ASEAN Secretariat, 2016. 156 p. International Trade Center UNCTAD/WTO. Available at: http://www.trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm=1 World Tariff Profiles. WTO ITC UNCTAD, 2017. 250 p.
WTO Non-tariff Measures. Available at: https://i-tip.wto.org/goods/default.aspx?language=en BIBLIOGRAPHY:
Ezhegodnik CAMTO - 2016: statistika i analiz mirovoj torgovli oruzhiem. M., Centr analiza mezhdunarodnoj torgovli oruzhiem, 2016. Rezhim dostupa: http://www.armstrade.org/files/ yearly_2016_1_1.pdf
Sistema indikatorov evraziiskoy integratcii. EABR, 2009. 161 s. Eksporteri Rossii. Available at: http://www.rusexporter.ru/research/country/detail/ ASEAN Statistical Yearbook 2018. Singapore, 2018. 300 p. ASEAN Community in Figures 2016. ASEAN Secretariat, 2016. 156 p. International Trade Center UNCTAD/WTO. URL: http://www.trademap.org/Bilateral_ TS.aspx?nvpm=1
Yearbook of the Center of analyses of arms trade - 2016. Moscow, 2016. URL: http://www. armstrade.org/files/yearly_2016_1_1.pdf
World Tariff Profiles. WTO ITC UNCTAD, 2017. 250 p.
WTO Non-tariff Measures. Available at: https://i-tip.wto.org/goods/default.aspx?language=en
3 - 2019
Российский внешнеэкономический вестник
59