Вестник Института экономики Российской академии наук
6/2018
ПУБЛИКАЦИИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Я.В. ДЕМИНА
кандидат экономических наук, научный сотрудник Института экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН ВОСТОЧНОЙ АЗИИ1
Многостороннее экономическое сотрудничество в Восточной Азии имеет длительную историю. АСЕАН была основана 50 лет назад, интеграция в рамках АСЕАН+3 активизировалась после финансового кризиса 1997-1998 гг. В настоящее время единое соглашение о свободной торговле или о трансграничном перемещении капитала между всеми странами АСЕАН+3 отсутствует, однако постепенная отмена барьеров в рамках АСЕАН и в формате АСЕАН+1 способствует росту торговых и инвестиционных потоков внутри региона. Либерализация влечет за собой появление эффектов создания и отклонения торговли и движения инвестиций. В рамках АСЕАН эффект создания движения инвестиций проявляется в 10 раз интенсивнее, чем в АСЕАН+3, однако изменений географической структуры в пользу региональных инвесторов пока не произошло, и высокая зависимость стран Восточной Азии от ПИИ из «внешнего мира» по-прежнему сохраняется. Эффекты создания и отклонения торговли в рамках АСЕАН проявляются аналогично инвестиционным.
Ключевые слова: АСЕАН, АСЕАН+3, Восточная Азия, ПИИ, экономическая интеграция, эффекты создания и отклонения торговли, эффекты создания и отклонения движения инвестиций.
1БЬ: Б15, Б21.
1 Исследование выполнено при поддержке гранта № 168/2017 Д Министерства образования и науки Хабаровского края на проведение научных исследований в области гуманитарных и общественных наук в 2017 г.
Эволюция процессов экономической интеграции
в регионе
Процессы экономической интеграции в Восточной Азии2 начали развиваться более полувека назад, и за прошедшие десятилетия форматы многостороннего экономического сотрудничества в регионе3, как и в мире в целом, подверглись трансформации.
Во-первых, для блоков было свойственно расширение состава участников (в основном за счет привлечение стран, отличающихся более низким уровнем социально-экономического развития, чем первоначальные государства-члены). Так, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) была создана 8 августа 1967 г. в составе пяти стран (Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда). В 1984 г. к объединению присоединился Бруней. Вьетнам стал членом АСЕАН в 1995 г., Лаос и Мьянма - в 1997 г., Камбоджа - в 1999 г. Последние четыре участника (АСЕАН-4) являются наименее развитыми членами Ассоциации.
Во-вторых, объединения стали стремиться к более «глубокой» степени интеграции (переход от зон свободной торговли (ЗСТ) к таможенному союзу или общему рынку, валютно-финансовой интеграции) и к более широкому охвату вопросов, подпадающих под действие соглашений (не только отмена таможенных пошлин, но и устранение нетарифных барьеров, соглашения по услугам, инвестициям, защите окружающей среды, вопросам безопасности, интеллектуальной собственности, трансграничного перемещения рабочей силы и др.).
В 2003 г. было принято решение об углублении экономической интеграции в рамках Ассоциации посредством создания сообщества АСЕАН как трех сообществ - экономического, политического и социально-культурного. В 2007 г. был подписан Устав АСЕАН, в котором реализация трех вышеупомянутых сообществ зафиксирована в качестве основной цели. Основные документы по формированию сообщества АСЕАН также включают Дорожную карту по формированию Сообщества АСЕАН на 2009-2015 гг. и Стратегические рамки Инициативы по интеграции в АСЕАН на 2009-2015 гг. [6].
В рамках формирования экономического сообщества было запланировано достижение четырех свобод: свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы [17]. При этом таможенные пошлины на товары должны были быть полностью ликвидированы
2 Под Восточной Азией в данной статье понимаются страны АСЕАН+3: Япония, Республика Корея, КНР, Индонезия, Филиппины, Таиланд, Бруней, Сингапур, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Малайзия и Камбоджа.
3 Подробнее см. [2].
к 2018 г.4, нетарифные барьеры - к 2010 г. для пяти стран АСЕАН5, к 2012 г. - для Филиппин и к 2018 г. - для АСЕАН-4. Также планируется провести либерализацию торговли услугами и содействовать формированию инвестиционной зоны АСЕАН путем устранения ограничений на перемещение капитала. Свобода перемещения рабочей силы предусматривается для лиц квалифицированного труда. Политическое сообщество создается с целью укрепления безопасности, демократии и мира в регионе, поддержки верховенства законов и прав человека. Социально-культурное сообщество направлено на укрепление солидарности и единства народов АСЕАН, на формирование социально ориентированных государств, способных успешно решать социально-экономические проблемы населения стран-участниц. Создание общего рынка планировалось к 1 января 2016 г., и хотя официально руководители стран -участниц АСЕАН объявили о выполнении намеченных планов, на практике свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами блока пока не достигнуто6.
Для АСЕАН также важны отношения и с остальным миром, в первую очередь с азиатскими партнерами. Члены Ассоциации формируют с ними зоны свободной торговли, придавая этому процессу асеаноцентричный характер — новые ЗСТ образуются по формуле АСЕАН+1. Соглашения о всеобъемлющем экономическом партнерстве заключены между АСЕАН и Китаем (по товарам в 2005 г., по услугам в 2007 г.), АСЕАН и Японией (касается торговли товарами, 2008 г.), АСЕАН и Республикой Корея (по товарам в 2009 г., по услугам в 2010 г.).
Начался диалог по обсуждению возможных интеграционных механизмов между Китаем, Японией и Республикой Корея, а также между этими странами и АСЕАН (формат АСЕАН+3). Переговоры о создании трехсторонней ЗСТ между странами «Большой тройки» (Китай, Республика Корея и Япония) начались в 2013 г., но пока не увенчались успехом. Начало трехстороннему сотрудничеству было положено в 1999 г. во время саммита АСЕАН+3 на Филиппинах. Последующие трехсторонние встречи также проходили в рамках саммитов АСЕАН+3 и носили неформальный статус. В 2008 г. в Японии состоялся первый саммит вне контекста АСЕАН+3. Лидеры государств подписали «План действий по развитию трехстороннего сотрудничества» и договорились, что отныне такие встречи будут проводиться ежегодно. Второй трехсторонний саммит прошел в 2009 г. в Пекине. Следующий шаг по институционализации трехсторонних отношений был сделан на встрече в 2010 г., когда Президент Республики Корея предложил
4 Для стран Индокитая.
5 Сингапур, Малайзия, Индонезия, Бруней, Таиланд.
6 Подробнее см. [4].
создать постоянный секретариат, который был официально открыт в 2011 г. в Сеуле. В 2012 г. в Пекине прошел очередной саммит, где три страны согласились начать официальные консультации по созданию ЗСТ. Кроме того, стороны подписали соглашение о регулировании и защите взаимных инвестиций (вступило в силу в 2014 г.). К настоящему времени проведено десять раундов переговоров по трехсторонней ЗСТ, на которых обсуждались ключевые вопросы, в том числе упрощение таможенных процедур, санитарные нормы, права интеллектуальной собственности и электронная коммерция [5].
В целом многостороннее соглашение о свободной торговле с участием всех восточноазиатских стран - это цель на отдаленную перспективу, учитывая отсутствие экономической, политической и культурной однородности в регионе.
Инвестиционные и торговые эффекты экономической
интеграции в регионе
Несмотря на отсутствие единого соглашения в формате АСЕАН+3, наблюдается рост торговых и инвестиционных потоков, а также углубление производственной специализации внутри региона. Страны Восточной Азии активно вовлечены в глобальные и региональные производственные сети, функционирование которых связано не только с внешнеторговыми потоками, но и с привлечением прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Их приток в экономику региона достиг 273 млрд долл. в 2014 г. (см. табл. 1), увеличившись в 3,4 раза по сравнению с 2001 г. Динамика притока ПИИ в регион не была стабильной: с 2001 г. по 2007 г. наблюдался стремительный рост, затем в 2008-2009 гг. произошел спад (в связи с мировым финансовым кризисом), а в 2010-2014 гг. положительный тренд возобновился. Среди региональных лидеров по объему привлеченных ПИИ можно отметить Китай и Сингапур. Тройку «аутсайдеров» составляют Бруней, Лаос и Мьянма.
При этом основными инвесторами в экономику стран региона являлись члены Евросоюза, АСЕАН, Япония, США, Гонконг и Британские Виргинские острова (см. табл. 2). Тройка основных инвесторов полностью совпадает у Камбоджи и Лаоса, а также у Индонезии, Малайзии и Филиппин. У трех государств (Брунея, Лаоса и Мьянмы) на крупнейшего инвестора приходится более половины объема поступивших ПИИ. При этом главный инвестор в экономику Брунея - ЕС -расположен за пределами региона, а Лаос и Мьянма, наоборот, привлекают в основном азиатских инвесторов.
Если рассматривать динамику потоков ПИИ между странами Восточной Азии, то их объем за период с 2001 по 2014 г. вырос в 5,6 раза -с 16 до 89 млрд долл. (см. табл. 3). Динамика внутрирегиональных ПИИ
Таблица 1
Приток ПИИ в страны АСЕАН+3, 2001-2014 гг., млн долл.
Страна/ блок Год
2001 2007 2008 2009 2010 2012 2013 2014
Бруней 526 260 323 370 481 865 776 568
Камбоджа 149 867 845 928 1342 1835 1872 1730
Индонезия -2977 6928 9318 4877 13771 19138 18817 22580
Лаос 24 324 228 190 279 294 427 721
Малайзия 554 8595 7172 1453 9060 9239 12115 10799
Мьянма 15 2 603 27 6669 497 584 946
Филиппины 195 2916 1544 1963 1298 2033 3737 6201
Сингапур 17007 47733 12201 23821 55076 56659 64793 67523
Таиланд 5073 11359 8455 4854 9147 9168 14016 12566
Вьетнам 1300 6981 9579 7600 8000 8368 8900 9200
Китай 46878 83521 108312 95000 114734 121080 123911 128500
Япония 6242 22549 24425 11938 -1252 1732 2304 2090
Р. Корея 6522 8827 11188 9022 9497 9496 12767 9899
АСЕАН+3 81508 200863 194192 162044 228102 240404 265019 273322
Источник: составлено автором по: [15].
также не была стабильна: в 2005 г., 2008-2009 гг. и 2014 г. наблюдался спад, сменившийся ростом. Лидером по объему привлеченных ПИИ из стран - партнеров по АСЕАН+3 является Китай. За ним следуют Индонезия и Сингапур.
Стоит отметить, что доля внутрирегиональных потоков в общем объеме привлеченных ПИИ странами АСЕАН+3 достаточно скромна -она составила 25% в среднем за исследуемый период, увеличившись с 19% в 2001 г. до 33% в 2014 г. [1; 3].
Объем ПИИ, привлеченных из стран «остального мира» (см. табл. 4), вырос за исследуемый период не столь значительно, как потоки ПИИ между странами Восточной Азии, - в 2,8 раза (с 66 до 184,5 млрд долл.).
Динамика внерегиональных ПИИ также отличалась волатильно-стью: в 2002 г., 2008-2009 гг. и 2011-2012 гг. был отмечен спад, сменившийся уверенным ростом. Лидерами по объему ПИИ, привлеченных из «внешних» стран, являются Китай, Сингапур и Малайзия. Таким образом, КНР и Сингапур - наиболее привлекательные государства как для инвесторов из стран Восточной Азии, так и для инвесторов из третьих стран.
Таблица 2
Основные страны - инвесторы в экономику государств Восточной Азии в 2014 г.
Страна Основные инвесторы (доля в общем объеме привлеченных за 2014 г. ПИИ, %)
Бруней Евросоюз (64,6%), АСЕАН (24,9%), Канада (10,7%)
Камбоджа Китай (32,1%), АСЕАН (21,6%), Евросоюз (8,0%)
Индонезия Нидерланды (19,1%), Сингапур (13,2%), Япония (11,4%)
Лаос Китай (67,3%), АСЕАН (15,1%), Евросоюз (5,6%)
Малайзия Сингапур (18,7%), Япония (14,2%), Нидерланды (9,2%)
Мьянма АСЕАН (72,2%), Китай (7,5%), Япония (4,0%)
Филиппины Сингапур (20,4%), Япония (18,0%), Нидерланды (14,8%)
Сингапур США (13,6%), Нидерланды (9,1%), Британские Виргинские острова (7,6%)
Таиланд Япония (35,5%), Сингапур (14,9%), США (7,5%)
Вьетнам Республика Корея (35,3%), АСЕАН (16,8%), Япония (10,5%)
Китай Гонконг (47,5%), Британские Виргинские о-ва (13,4%), Япония (5,8%)
Япония США (30,5%), Нидерланды (13,6%), Франция (13,1%)
Р. Корея Япония (28,1%), США (18,8%), Нидерланды (9,5%)
Источник: рассчитано автором по: [11; 13; 14; 16].
Примечание: для Брунея, Камбоджи, Лаоса, Мьянмы и Вьетнама данные по притоку ПИИ за 2014 г. в разрезе отдельных стран - членов ЕС и АСЕАН отсутствуют.
Таблица 3
Внутрирегиональный приток ПИИ в страны АСЕАН+3, 2001-2014 гг., млн долл.
Страна/ блок Год
2001 2007 2008 2009 2010 2012 2013 2014
Бруней 15 156 122 67 137 87 -42 168
Камбоджа 40 586 559 377 529 1066 802 1118
Индонезия -1438 2601 5260 2716 10327 16577 15850 21224
Лаос 17 135 147 113 191 74 105 767
Малайзия -482 4784 2261 90 2888 4677 4796 3257
Мьянма 83 455 643 504 1547 665 2015 803
Филиппины 341 234 411 598 65 200 404 242
Сингапур 2503 5205 186 5598 9760 15208 11597 11617
Таиланд 3714 5834 3057 2960 5475 5524 8911 5927
Вьетнам 405 3014 4568 1334 3804 4973 7159 5974
Китай 9470 11269 11893 18266 22368 28280 32752 30011
Япония 70 1524 3092 1103 2330 1611 1672 1681
Р. Корея 1005 1242 2363 1355 3134 5393 5905 6043
АСЕАН+3 15742 37039 34563 35081 62554 84334 91926 88832
Источник: составлено автором по: [9; 11; 13; 14; 16].
Таблица 4
Приток ПИИ из стран вне АСЕАН+3, 2001-2014 гг., млн долл.
Страна/ блок Год
2001 2007 2008 2009 2010 2012 2013 2014
Бруней 512 104 201 303 344 778 818 400
Камбоджа 109 281 287 552 813 769 1069 613
Индонезия -1539 4327 4059 2162 3443 2561 2967 1356
Лаос 7 189 80 77 88 221 322 -46
Малайзия 1036 3811 4911 1363 6172 4562 7320 7542
Мьянма -67 -453 -40 -477 5123 -168 -1431 143
Филиппины -146 2682 1133 1365 1233 1833 3333 5958
Сингапур 14504 42529 12015 18223 45316 41451 53196 55906
Таиланд 1359 5526 5398 1894 3671 3644 5105 6639
Вьетнам 895 3967 5011 6266 4196 3395 1741 3226
Китай 37408 72252 96419 76734 92366 92800 91159 98489
Япония 6172 21025 21333 10835 -3581 120 632 408
Р. Корея 5518 7585 8824 7667 6363 4103 6862 3856
АСЕАН+3 65766 163824 159629 126964 165548 156070 173093 184490
Источник: составлено автором по: [9; 11; 13; 14; 16].
Государства региона являются не только реципиентами, но и донорами капитала. Так, экспорт ПИИ из стран АСЕАН+3 за исследуемый период рос гораздо быстрее, чем объемы привлеченных инвестиций, -в среднем на 16% в год против 11% у притока ПИИ [1; 3]. В целом отток ПИИ из государств Восточной Азии составил 346 млрд долл. в 2014 г. (см. табл. 5), увеличившись в 4,5 раза по сравнению с 2001 г.
Положительная динамика экспорта инвестиций из стран региона прерывалась дважды: в 2002 и 2009 г., при этом каждый спад сменялся уверенным ростом. Крупнейшие экспортеры ПИИ по итогам 2014 г. - это Китай, Япония и Сингапур. К «аутсайдерам» относятся Лаос и Камбоджа.
В качестве основных направлений для привлечения инвестиций из стран АСЕАН+3 можно отметить Сингапур, Китай и Гонконг. У 6 стран на главного реципиента ПИИ приходится более половины их оттока. Это ожидаемо для таких стран, как Мьянма, Камбоджа и Бруней (небольших, со слабо диверсифицированной экономикой и незначительным объемом экспорта ПИИ), однако удивительно для Китая.
Рост экспорта ПИИ между странами Восточной Азии был не столь динамичным, как увеличение их совокупного объема за исследуемый период - в 3,5 раза (с 28 до 97 млрд долл.) [3]. Основные экспортеры капитала: Япония, Сингапур и Р. Корея. Хотя 9 из 13 исследуемых
Таблица 5
Отток ПИИ из стран АСЕАН+3, 2001-2014 гг., млн долл.
Страна/ блок Год
2001 2007 2008 2009 2010 2012 2013 2014
Бруней 36 -7 16 9 6 -422 -135 4242
Камбоджа 7 1 20 19 21 36 46 32
Индонезия 254 4675 5900 2249 2664 5422 6647 7077
Лаос 0 37 -75 1 -1 0 -44 2
Малайзия 267 11314 14965 7784 13399 17143 14107 16445
Мьянма 8233 63 64 72 69 999 1069 1088
Филиппины -140 3536 259 359 616 1692 3647 6990
Сингапур 20027 36897 6806 26239 33377 15147 28814 40660
Таиланд 427 3003 4057 4172 4467 10487 12122 7692
Вьетнам 4 184 300 700 900 1200 1956 1150
Китай 6885 26510 55910 56530 68811 87804 101000 116000
Япония 38333 73549 128020 74699 56263 122549 135749 113629
Р. Корея 2744 22074 19633 17436 28280 30632 28360 30558
АСЕАН+3 77078 181837 235873 190269 208873 292688 333337 345565
Источник: составлено автором по: [13; 14; 16].
государств вкладывают инвестиции в основном внутри региона (см. табл. 6), доля внутрирегиональных потоков между странами АСЕАН+3 в общем объеме экспорта ПИИ в среднем за период 2001-2014 гг. составила всего 27% [3].
Росту потоков ПИИ между странами АСЕАН+3 способствовало предоставление национального режима региональным инвесторам. Либерализация трансграничных потоков капитала между членами АСЕАН началась еще в 1987 г.7, а в 2009 г. было подписано Всеобъемлющее инвестиционное соглашение АСЕАН (ASEAN Comprehensive Investment Agreement, ACIA) [10], предполагающее поэтапный переход к свободному движению капитала между участниками блока. Как отмечалось выше, подобный договор между странами АСЕАН+3 отсутствует, однако соглашения о всеобъемлющем экономическом партнерстве заключены между АСЕАН и Китаем, АСЕАН и Японией, АСЕАН и Р. Корея. Указанные соглашения распространяются в том числе на инвестиции.
7 Agreement on Promotion and Protection of Investments [8].
Таблица 6
Основные страны - реципиенты ПИИ из государств Восточной Азии
в 2014 г.
Страна Основные направления инвестирования (доля в общем объеме экспорта ПИИ за 2014 г., %)
Бруней Китай (80,8%), Сингапур (16,6%), Индонезия (0,9%)
Камбоджа Сингапур (61,9%), Китай (32,8%), Филиппины (3,1%)
Индонезия Сингапур (82,3%), Маврикий (6,7%), США (4,9%)
Лаос Таиланд (44,9%), Бельгия (29,7%), Сингапур (21,4%)
Малайзия Сингапур (14,8%), Индонезия (11,2%), Австралия (6,2%)
Мьянма Сингапур (94,6%), Китай (5,2%), Республика Корея (0,1%)
Филиппины Гонконг (19,4%), Британские Виргинские о-ва (17,4%), Китай (15,6%)
Сингапур Китай (23,6%), Гонконг (10,1%), Индонезия (8,4%)
Таиланд Камбоджа (62,0%), Каймановы о-ва (8,6%), Сингапур (4,8%)
Вьетнам Сингапур (45,5%), Венесуэла (32,6%), Бразилия (5,9%)
Китай Гонконг (69,4%), Сингапур (6,0%), Австралия (4,8%)
Япония США (32,3%), Китай (8,8%), Нидерланды (8,0%)
Р. Корея Китай (25,1%), США (17,6%), Гонконг (4,3%)
Источник: рассчитано автором по: [16].
Либерализация трансграничных потоков капитала влечет за собой появление ряда эффектов, в том числе эффектов создания и отклонения движения инвестиций [7]. Они подобны эффектам создания и отклонения торговли, оценку которых проводил Б. Балашша [12]. Для анализа применяется показатель фактической эластичности по доходам спроса на импорт капитала:
Ем = АМ/ АУ У м / У '
где ЛМ - годовое приращение притока ПИИ; М - объем притока ПИИ в текущем году; ЛУ - годовое приращение ВВП; У - объем ВВП в текущем году.
Так как либерализация потоков ПИИ между странами АСЕАН+3 активизировалась в период мирового финансового кризиса, для анализа были использованы данные с 2002 по 2014 гг., разделенные на два примерно равных периода: 2002-2008 гг. и 2009-2014 гг., что позволило сопоставить значения показателя до и после подписания соглашений.
Таблица 7
Средние за период значения эластичности спроса стран АСЕАН+3 на импорт ПИИ, 2002-2014 гг.
Страна/ блок Приток ПИИ из стран АСЕАН+3 Приток ПИИ из третьих стран
2002-2008 2009-2014 2002-2008 2009-2014
Бруней 12,95 26,96 25,40 6,84
Камбоджа 4,78 19,72 4,80 19,82
Индонезия 11,69 6,60 6,48 15,95
Лаос 7,29 8,75 22,70 21,72
Малайзия 9,03 33,04 3,92 7,66
Мьянма 8,73 10,29 28,30 51,56
Филиппины 21,46 14,81 13,10 4,02
Сингапур 66,52 204,36 18,35 72,37
Таиланд 2,32 31,51 34,94 14,53
Вьетнам 3,51 8,39 2,12 4,00
Китай 0,72 1,38 0,83 0,89
Япония 327,57 20,70 2135,46 785,83
Р. Корея 3,20 6,48 2,19 9,80
АСЕАН+3 2,90 4,84 1,42 5,59
Источник: расчеты автора.
Эффект создания движения инвестиций характерен для 10 исследуемых стран из 13 (см. табл. 7). Не проявляется он в Японии, Индонезии и на Филиппинах. Для АСЕАН+3 в целом исследуемый эффект проявляется. Следовательно, происходит переключение с местных источников финансирования на инвестиции из стран - партнеров по блоку. Если в период 2002-2008 гг. каждый 1% прироста ВВП приводил к увеличению потоков ПИИ между странами АСЕАН+3 на 2,9%, то в 2009-2014 гг. - уже на 4,8%, т. е. в 1,7 раза больше.
Эффект отклонения движения инвестиций проявляется для 5 стран из 13: Брунея, Лаоса, Филиппин, Таиланда и Японии. И он не характерен для объединения в целом. Так, в 2002-2008 гг. каждый 1% прироста ВВП приводил к увеличению притока ПИИ из третьих стран в страны блока на 1,4%, а во втором периоде - на 5,6%, т.е. в 3,9 раза больше. Смены структуры финансирования в пользу региональных инвесторов не произошло. Подобное проявление эффектов можно объяснить тем, что полная отмена барьеров между АСЕАН и «Большой тройкой» планируется только к 2020 г.
Внутри АСЕАН, где отмена барьеров для трансграничного инвестирования произошла в 2010 г., указанные эффекты проявляются
Таблица 8
Средние за период значения эластичности спроса стран АСЕАН на импорт ПИИ, 2002-2014 гг.
Страна/блок Приток ПИИ из стран - членов АСЕАН Приток ПИИ из третьих стран
2002-2008 2009-2014 2002-2008 2009-2014
Бруней 64,17 22,24 20,18 6,78
Камбоджа 9,19 18,38 4,02 22,16
Индонезия 6,61 10,48 6,07 7,02
Лаос 2,53 2,78 2,88 4,38
Малайзия 5,74 38,46 3,66 8,97
Мьянма 9,91 11,43 2,88 14,51
Филиппины 42,16 320,47 23,31 5,34
Сингапур 4,13 122,42 16,50 118,80
Таиланд 9,33 67,68 3,15 11,15
Вьетнам 4,29 16,65 1,62 0,81
АСЕАН 1,89 32,35 2,83 6,06
Источник: расчеты автора.
ярче. Так, эффект создания движения инвестиций наблюдается во всех странах, кроме Брунея (см. табл. 8). Он также характерен для интеграционной группировки в целом. В 2002-2008 гг. каждый 1% прироста ВВП приводил к увеличению потоков ПИИ между странами АСЕАН на 1,9%, а в 2009-2014 гг. - на 32,3%, т. е. в 17,1 раза больше.
Эффект отклонения движения инвестиций наблюдается у 3 стран из 10: Брунея, Филиппин и Вьетнама. Он не характерен для блока в целом. Так, в 2002-2008 гг. каждый 1% прироста ВВП приводил к увеличению притока ПИИ из третьих стран в АСЕАН на 2,8%, а во втором периоде - на 6,1%, т. е. в 2,1 раза больше. Смены структуры финансирования в пользу стран - членов объединения не произошло.
Как отмечалось выше, вследствие функционирования глобальных и региональных производственных сетей инвестиционные потоки в странах региона тесно связаны с внешнеторговыми потоками. Оценка эффектов создания и отклонения торговли в странах АСЕАН (см. табл. 9) показывает, что отмена барьеров для внешней торговли товарами внутри блока привела к проявлению эффекта создания торговли в 8 членах объединения из 10 (во всех странах, кроме Лаоса и Мьянмы), а эффекта отклонения торговли - только в 2 странах (Вьетнаме и Мьянме). Для блока в целом эффект создания торговли проявляется, а эффект отклонения - нет.
Таблица 9
Средние за период значения эластичности спроса стран АСЕАН на импорт товаров, 2002-2014 гг.
Страна/блок Импорт из стран - членов АСЕАН Импорт из третьих стран
2002-2008 2009-2014 2002-2008 2009-2014
Бруней 1,39 2,41 2,32 3,40
Камбоджа 1,01 7,33 1,27 5,97
Индонезия 1,87 2,59 1,12 2,57
Лаос 1,35 0,16 6,65 24,08
Малайзия 0,98 1,01 0,85 1,51
Мьянма 1,37 0,98 1,48 1,05
Филиппины 1,60 2,49 0,73 2,42
Сингапур 1,54 6,67 1,44 7,30
Таиланд 1,32 3,45 1,28 3,48
Вьетнам 1,49 1,99 1,63 1,45
АСЕАН 1,39 2,91 1,88 5,32
Источник: расчеты автора.
Так, в 2002-2008 гг. каждый 1% прироста ВВП приводил к увеличению импорта товаров внутри АСЕАН на 1,4%, а в 2009-2014 гг. - на 2,9%, т. е. в 2,1 раза больше. В 2002-2008 гг. каждый 1% прироста ВВП приводил к увеличению импорта товаров из третьих стран в АСЕАН на 1,9%, а во втором периоде - на 5,3%, т. е. в 2,8 раза больше. Смены географической структуры внешней торговли товарами в пользу стран - членов объединения не произошло. Следовательно, для АСЕАН в целом эффекты создания и отклонения торговли проявляются аналогично эффектам создания и отклонения движения инвестиций.
Заключение
Проведенный анализ показывает, что доля ПИИ, приходящаяся на источники за пределами региона (73,5% в среднем за 2001-2014 гг.), гораздо больше внутренних показателей АСЕАН+3 (26,5%), несмотря на положительную динамику последних. Для экспорта капитала свойственны те же тенденции: 73,0% приходится на вложения ПИИ в третьи страны и 27,0% - на инвестирование средств внутри региона Восточной Азии. Хотя для наименее развитых стран - членов объединения (Камбоджа, Лаос, Мьянма, Вьетнам) азиатское направление является основным как в притоке, так и в оттоке ПИИ.
Отметим, что темпы роста притока внутрирегиональных ПИИ опережали внерегиональные показатели в 2 раза. Ускоренному росту потоков капитала внутри АСЕАН+3 способствовала отмена трансграничных барьеров. Либерализация повлекла за собой появление эффектов создания и отклонения движения инвестиций. При этом эффект создания движения инвестиций проявляется у 10 стран из 13 и у объединения в целом; эффект отклонения - у 5 стран и не характерен для АСЕАН+3.
В рамках АСЕАН, где предоставление национального режима инвесторам из стран - членов блока практикуется с 2010 г., эффект создания движения инвестиций проявляется в 10 раз интенсивнее, чем в рамках АСЕАН+3, однако эффект отклонения для объединения в целом также отсутствует. Кроме того, для АСЕАН в целом эффекты создания и отклонения торговли проявляются аналогично эффектам создания и отклонения движения инвестиций.
Отмена трансграничных барьеров на движение капитала увеличила потоки ПИИ внутри АСЕАН и АСЕАН+3 за счет переключения с местных источников финансирования на инвестиции из стран - партнеров по объединению. Однако изменения географической структуры в пользу региональных инвесторов пока не произошло, и высокая зависимость стран Восточной Азии от ПИИ из «внешнего мира» по-прежнему сохраняется. Это можно объяснить, во-первых, отсутствием полной свободы трансграничного движения капитала между всеми участниками вышеназванных объединений; во-вторых, - незначительным периодом действия инвестиционных соглашений. С течением времени проявление рассмотренных эффектов может измениться. Оценить такие изменения поможет анализ опыта других объединений, например, Евросоюза.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дёмина Я.В. Инвестиционное сотрудничество в странах Восточной Азии / в сб.: Молодые ученые - Хабаровскому краю: материалы XIX краевого конкурса молодых ученых и аспирантов. 2017. С. 11-15.
2. Дёмина Я.В. Процессы международной экономической интеграции в АТР и интересы России: итоги 25 лет // Пространственная экономика. 2017. № 2. С. 16-40.
3. Дёмина Я.В. Трансграничное движение капитала в рамках АСЕАН и АСЕАН+3 / В сб: Ученые записки. Хабаровск, 2017. С. 27-39.
4. Дёмина Я.В. Эффекты торговой интеграции в странах АСЕАН // Пространственная экономика. 2015. № 3. С. 120-141.
5. Лукин АЛ. Россия и формирующееся экономическое сообщество Северо-Восточной Азии: роль Республики Корея // Ойкумена. 2016. № 3. С. 136-143.
6. Усольцев В. Тихоокеанская Азия: экономическая интеграция и перспективы Рос-
сии // МЭМО. 2011. № 8. С. 67-75.
7. Ушкалова Д.И., Головнин М.Ю. Теоретические подходы к исследованию международной экономической интеграции: Научный доклад. М.: Институт экономики Российской академии наук, 2011.
8. Agreement on Promotion and Protection of Investments. 15 December 1987. Manila, Philippines. 6 p. www.wipo.int/edocs/lexdocs/treaties/en/asean01/trt_asean01.pdf (дата обращения: 29.09.2017).
9. APEC Bilateral Linkages Database. statistics.apec.org/index.php/bilateral_linkage/ index (дата обращения: 17.10.2017).
10. ASEAN Comprehensive Investment Agreement. 26 February 2009. Cha-am, Thailand. 56 p. www.asean.org/storage/images/2013/economic/aia/ACIA_Final_Text_26%20 Feb%202009.pdf (дата обращения: 08.10.2017).
11. ASEAN Stats Foreign Direct Investment Database. aseanstats.asean.org/ (дата обращения: 18.10.2017).
12. Balassa B. Trade Creation and Trade Diversion in the European Common Market: An Appraisal of the Evidence. Manchester School of Economic and Social Studies, 1974. Vol. 42. P. 93-135.
13. Bilateral Foreign Direct Investment Statistics Database. UNCTAD. unctad.org/en/Pages/ DIAE/FDI%20Statistics/FDI-Statistics-Bilateral.aspx (дата обращения: 14.10.2017).
14. FDI Flows by Partner Country. OECD Statistics Database. stats.oecd.org/Index. aspx?DataSetCode=FDI_FLOW_PARTNER (дата обращения: 04.11.2017).
15. Foreign Direct Investment Statistics Database. UNCTAD. unctadstat.unctad.org (дата обращения: 07.10.2017).
16. IMF Coordinated Direct Investment Survey. data.imf.org/?sk=40313609-F037-48C1-84B1-E1F1CE54D6D5&sId=1424361335820 (дата обращения: 28.10.2017).
17. Roadmap for an ASEAN Community 2009-2015. Jakarta: ASEAN Secretariat, April 2009.
ABOUT THE AUTHOR
Yana Valeryevna Dyomina - Candidate of Economic Sciences, Scientific Associate of the Economic Research Institute of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences, (FEB of the RAS), Khabarovsk, Russia. [email protected]
ECONOMIC INTEGRATION OF EAST ASIAN COUNTRIES
Multilateral economic cooperation in East Asia has a long history. ASEAN was founded 50 years ago, and the financial crisis of 1997-1998 intensified the integration processes among ASEAN+3. Although there is no common free trade or investment agreement between all the ASEAN+3 countries, trade and investment barriers within East Asia are gradually eliminated. So it promotes the growth of trade and investment flows within the region. Liberalization leads to the appearance of the effects of trade and investment creation and diversion. Within ASEAN the appearance of the effect of investment creation is 10 times more intense than in ASEAN+3. However, there are no changes in the FDI structure in favor of regional investors and East Asian countries are still over dependent on the "outside" capital flows. The appearance of the effects of trade creation and diversion within ASEAN is similar to investment ones.
Keywords: ASEAN, ASEAN+3, East Asia, FDI, economic integration, effects of trade creation and diversion, effects of investment creation and diversion. JEL: F15, F21.