Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОЛИЦИЕЙ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТЫ'

МЕХАНИЗМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОЛИЦИЕЙ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
518
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
административное правонарушение / процессуальные действия / проверочная закупка / обязанность полиции / тактика выявления правонарушения / провокация.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новичкова Е.Е., Пестов Р.А., Машекуашева М.Х.

Статья посвящена проблемам выявления административных правонарушений. Федеральный закон «О полиции» дополнен обязанностью выявлять административные правонарушения, однако правовой механизм выявления правонарушений отсутствует, не разработана криминалистическая методология выявления правонарушений и иных административно-процессуальных действий. Отсутствие криминалистического обеспечения административно-юрисдикционной процедуры порождает нарушение правовых норм со стороны правоохранительных органов, отсутствие унифицированного порядка осуществления отдельных действий на всех стадиях производства и их фиксации. Авторы приходят к выводу о необходимости закрепления на законодательном уровне порядка осуществления отдельных действий уполномоченных должностных лиц, направленных на выявление административных правонарушений, выработки и использования криминалистических подходов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях в целях системного подхода к решению задач, связанных с выявлением правонарушений и возбуждением дел об административных правонарушениях. При подготовке работы авторы обращаются к ранее опубликованным научным исследованиям, материалам судебной практики, анализу нормативных правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Новичкова Е.Е., Пестов Р.А., Машекуашева М.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОЛИЦИЕЙ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТЫ»

ЛаМПНПСТРАТПВНОЕ ПРАВО

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-2-133-140 NIION: 2021-0079-2/23-93 MOSURED: 77/27-025-2023-02-93

НОВИЧКОВА Елена Евгеньевна,

доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД Восточно-Сибирский институт МВД России, e-mail: mail@law-books.ru

ПЕСТОВ Роман Аркадьевич,

доцент кафедры административного права, к.ю.н., доцент, Ростовский юридический институт МВД России,

e-mail: mail@law-books.ru

МАШЕКУАШЕВА Маргарита Хасанбиевна,

доцент кафедры государственных и гражанско-правовых дисциплин, к.псих.н., Северо-Кавказский институт (филиал) Краснодарского университета МВД России,

e-mail: mail@law-books.ru

МЕХАНИЗМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ПОЛИЦИЕЙ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТЫ

Аннотация. Статья посвящена проблемам выявления административных правонарушений. Федеральный закон «О полиции» дополнен обязанностью выявлять административные правонарушения, однако правовой механизм выявления правонарушений отсутствует, не разработана криминалистическая методология выявления правонарушений и иных административно-процессуальных действий. Отсутствие криминалистического обеспечения административно-юрисдикционной процедуры порождает нарушение правовых норм со стороны правоохранительных органов, отсутствие унифицированного порядка осуществления отдельных действий на всех стадиях производства и их фиксации. Авторы приходят к выводу о необходимости закрепления на законодательном уровне порядка осуществления отдельных действий уполномоченных должностных лиц, направленных на выявление административных правонарушений, выработки и использования криминалистических подходов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях в целях системного подхода к решению задач, связанных с выявлением правонарушений и возбуждением дел об административных правонарушениях. При подготовке работы авторы обращаются к ранее опубликованным научным исследованиям, материалам судебной практики, анализу нормативных правовых актов.

Ключевые слова: административное правонарушение, процессуальные действия, проверочная закупка, обязанность полиции, тактика выявления правонарушения, провокация.

NOVICHKOVA Elena Evgenievna,

Associate Professor, Department of Administrative Law and administrative activities of the Department of Internal Affairs East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

PESTOV Roman Arkadyevich,

Associate Professor, Department of Administrative Law, Ph.D., Associate Professor, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

MASHEKUASHEVA Margarita Khasanbievna,

Associate Professor of the Department of State and Civil Law disciplines, Ph.D., North Caucasus Institute (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

•vmmmmmmmmmmmmtimmmmmimmmm^

MECHANISMS FOR DETECTING ADMINISTRATIVE VIOLATIONS BY THE POLICE. THEORETICAL AND APPLIED ASPECTS

Annotation. The article is devoted to the problems of detection of administrative offenses. The Federal Law "On Police" is supplemented with the obligation to detect administrative offenses, however, there is no legal mechanism for detecting offenses, and a forensic methodology for detecting offenses and other administrative and procedural actions has not been developed. The lack of forensic support of the administrative-jurisdictional procedure gives rise to a violation of legal norms by law enforcement agencies, the absence of a unified procedure for the implementation of individual actions at all stages of production and their fixation. The authors come to the conclusion that it is necessary to fix at the legislative level the procedure for the implementation of certain actions of authorized officials aimed at identifying administrative offenses, developing and using forensic approaches in the implementation of proceedings on administrative offenses in order to systematically approach solving problems related to the identification of offenses and initiation of cases on administrative offenses. In preparing the work, the authors refer to previously published scientific studies, materials of judicial practice, analysis of regulatory legal acts.

Key words: administrative offense, procedural actions, test purchase, police duty, tactics for detecting an offense, provocation.

Полиция является наиболее активным звеном правоохранительной системы, на которое возложены функции по исполнению законодательства по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Действующий Федеральный закон «О полиции»1 наделил сотрудников достаточными полномочиями по применению мер государственного принуждения, определил обязанности, в перечень которых входит выявление и пресечение административных правонарушений.

Справедливо заметить, что данная обязанность существовала с момента вступления в силу указанного Закона в несколько иной формулировке. Так, до декабря 2021 года обязанностью полиции являлось «пресечение административных правонарушений и осуществление производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции»2. Данная правовая норма подвергалась регулярной критике в связи с отсутствием законодательно закрепленного регламента, предусматривающего непосредственно выявление административного правонарушения.

1 О полиции: Федеральный закон № З-ФЗ (в послед. ред.): принят Государственной Думой 28 января 2011 года: одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года // Консультант Плюс: сайт. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 20.12.2022). Режим доступа: для зареги-стрир. пользователей.

2 Пункт 11 изменен с 21 декабря 2021 г. - О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции»: Федеральный закон № 424-ФЗ (в послед. ред.) : принят Государственной Думой 8 декабря 2021 года : одобрен Советом Федерации 15 декабря 2021 года // Консультант Плюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_404061/ (дата обращения: 20.12.2022). Режим доступа: свободный.

Помимо проблем, связанных с недостаточностью правового регулирования деятельности полиции при выявлении административных правонарушений и возбуждении дела, очевидно отсутствие единой методики осуществления административно-юрисдикционной деятельности полиции. Речь идет о системном подходе к решению задач, связанных с выявлением правонарушений и возбуждением административно-деликт-ного производства, обеспечивающегося совокупным использованием различных отраслей научного познания.

Достаточно широко вопросы криминалистического обеспечения производства по делу об административном правонарушении раскрывает Б. В. Асаенок, обращая внимание на полное отсутствие какого-либо механизма выявления административного правонарушения, а также тактических и методических указаний на осуществление административно-процессуальных действий. «Наука административного права так и не выработала в своих недрах ни полноценной тактики ведения процессуальных действий, ни методики ведения административного процесса (либо хотя бы общепринятых алгоритмов). Это обусловлено лишь тем, что применяемый научный аппарат не приспособлен к решению этих задач», - утверждает автор [1], и с этим невозможно не согласиться. Отметим, что проблемы, раскрываемые автором, относятся к администра-тивно-юрисдикционному механизму Республики Беларусь, однако, обращаясь к административной-процессуальной деятельности российской правоохранительной системы, с уверенностью можно утверждать, что подобное высказывание в полной мере можно отнести и к практике применения отечественного административно-деликт-ного законодательства.

Д. С. Рец подробно рассматривает применение технических средств в административ-но-юрисдикционной деятельности, обосновано раскрывая необходимость использования криминалистических методов в административном процессе, что, по мнению автора, повысит эффективность административного расследования и обогатит науку криминалистику. При этом автор обращает внимание на обязательное закрепление отдельных криминалистических приемов и методов в КоАП РФ наряду с широким применением их в практической деятельности [2, с. 191].

Опираясь на многочисленные исследования в области криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности, нельзя не заметить сложившуюся концепцию сферы использования достижений криминалистики, а именно профилактика, выявление и пресечение преступлений. Достаточно редко ученые в своих исследованиях обращают внимание на возможность более широкого спектра применения криминалистических приемов и методов, за некоторым исключением. Например, А. Ф. Волынский [3, с. 66] видит в качестве области криминалистического обеспечения комплексное решение правоохранительных административных, теоретико-методологических и технических вопросов в контексте всесторонней готовности сотрудников правоохранительных органов к выполнению поставленных перед ними задач. Аналогичного мнения придерживается Е.А. Антонова, указывая на возможность использования в правоохранительной деятельности «знаний и умении криминалистов апробировать теоретико-методологические, практические, и главное — инновационные, криминалистические средства и способы их реализации». [4, С. 17].

C момента внесения изменений в 2021 году полиция приобрела обязанность выявлять административные правонарушения. С чем была связана особенность формулировки предыдущей редакции, которой была возложена обязанность «выявлять и пресекать преступления и пресекать административные правонарушения», в настоящее время можно только догадываться. Возможно, законодатель учел выступление действующего на тот момент Президента России Д. А. Медведева, крылатой фразой «хватит кош-марить малый и средний бизнес» [5] определив позицию законодателя на последующую законотворческую деятельность [6, с. 116]. Возможно также, что была допущена недоработка, но отсутствие правовой регламентации (обязанности полиции выявлять правонарушения, права полиции на применение некоторых мер государственного принуждения, механизм выявления правонарушений и осуществления отдельных админи-стративно-юрисдикционных действий) выявления

административного правонарушения породило проблемы в правоприменительной деятельности и споры в научных кругах.

Правовой основой административно-де-ликтной политики государства на протяжении длительного времени (с момента кодификации разрозненных правовых актов) является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях1 и законы субъектов Российской Федерации.

Из анализа ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ можно сделать вывод, что установить факт административного правонарушения возможно лишь путем получения информации, содержащей сведения о совершенном или совершаемом правонарушении, либо непосредственно обнаружив событие, когда должностное лицо становится очевидцем такового.

Многочисленные замечания правоприменителей по поводу отсутствия законодательно закрепленного механизма выявления административного правонарушения не находят пока отражения в действующем законодательстве. Наука криминалистика на основе современных исследований обеспечивает технико-криминалистическое сопровождение раскрытия и расследования исключительно преступлений, но не административных правонарушений. Использование знаний криминалистики, методы и средства собирания, исследования и оценки доказательств при выявлении административных правонарушений и производстве по делу не всегда представляется возможным. Федеральным законом 144-ФЗ2 закреплен ряд оперативно-розыскных мероприятий, однако этим же Законом установлены основания проведения оперативно-розыскных мероприятий, которыми являются выявление, пресечение преступлений и сопровождение уголовных дел. Учитывая, что часть административных правонарушений также являются скрытыми или скрываемыми, для выявления таковых необходимо предусмотреть мероприятия, направленные на их выявление.

1 Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: КоАП : текст с изм. и доп. на 9 марта 2022 года : принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года // Консультант Плюс : сайт. URL: https://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&n=377937&base=LAW&f rom=430599-0&rnd=EUIZvOT6HR5il1rO3#A3IzvOT8KQN oC27P (дата обращения: 20.12.2022). Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

2 Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон № 144-ФЗ (в послед.ред.) : принят Государственной Думой 5 июля 1995 года // Консультант Плюс : сайт. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_7519/ (дата обращения: 20.12.2022) Режим доступа: открытый.

Примером таких правонарушений являются противоправные деяния, связанные с реализацией товаров, свободный оборот которых запрещен или ограничен на территории страны. Одним из примеров может являться продажа спиртосодержащей жидкости из жилых (квартира, дом), нежилых (гараж, склад) помещений, иных помещений (дачный поселок). Лица, получающие доход от продажи спиртосодержащей жидкости, в течение длительного времени занятия противоправной деятельностью выработали целую систему своеобразной защиты от проверок правоохранительных органов.

Неоднократно обращалось внимание на отсутствие правового механизма, позволяющего сотрудникам полиции проводить отдельные мероприятия, направленные на выявление административных правонарушений в сфере незаконного оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции [7, с. 132]. Ранее действующий Закон РФ «О милиции» предоставлял право сотруднику милиции «при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность» беспрепятственно входить в помещения, предназначенные для индивидуальной и иной предпринимательской деятельности, проводить контрольные закупки и др.1 Последовательные изменения в Закон исключили постепенно все права на проведение проверок деятельности хозяйствующих субъектов, что повлекло возникновение проблем при выявлении административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности. В настоящее время Федеральный закон «О полиции»2 таких полномочий полиции не предусматривает.

Установить продажу спиртосодержащей жидкости возможно двумя способами: по заявлению (сообщению) о совершаемом правонарушении, а также по факту непосредственного выявления, однако оба способа технически проблематичны, поскольку необходимы установление факта продажи, наличие покупателя, доказательства передачи денежных средств и получения

1 О милиции: Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 № 1026-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 18.04.1991, № 16, ст. 503. (Утратил силу) Консультант Плюс : сайт. URL : https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_59/ (дата обращения: 12.12.2022) Режим доступа: открытый.

2 О полиции: Федеральный закон № 3-ФЗ (в послед. ред.) : принят Государственной Думой 28 января 2011 года : одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года // Консультант Плюс : сайт. URL : https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 20.12.2022). Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

продукции, что требует проведения проверочного мероприятия в виде проверочной (контрольной) закупки. Несомненно, есть возможность установить реализацию иным способом - путем слежения, однако для этого сотрудник полиции может провести значительное количество времени, дожидаясь, когда осуществится покупка-продажа. Но и в этом случае гарантированного результата можно не достичь, поскольку граждане, осуществляющие реализацию спиртосодержащей жидкости из мест проживания на постоянной основе, знают своих покупателей в лицо, используют различные уловки (окна во входной двери, форточки в окнах на первых этажах и пр.), в связи с чем должностное лицо не сможет зафиксировать содеянное.

Возникает вполне логичный вопрос: учитывая количество дел об административных правонарушениях, возбужденных по ч. 1 ст. 14.17.1 КоАП РФ (незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами), 14.2 КоАП РФ (незаконная продажа товаров (иных вещей) свободная реализация которых запрещена или ограничена) по России, какими способами полиции удается устанавливать факт совершения правонарушения? Многолетняя практика складывается из совершения действий, противоречащих действующему законодательству, сотрудники полиции в целях выявления административных правонарушений в сфере незаконного оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции используют метод, схожий с проведением проверочной закупки, но фиксируется такое мероприятие как непосредственное обнаружение, для чего привлекаются сторонние лица, осуществляющие покупку указанной продукции, после чего оформляется сотрудниками как обнаруженное ими в ходе обхода закрепленной территории (участковые уполномоченные полиции), либо патрулирования (патрульно-постовая служба) и прочих мероприятий. В отдельных случаях по сложившейся практике в конкретном регионе (городе) такие действия фиксируются Актом закупки (постановление мирового судьи г. Тюмени по делу № 5-1454/2018\1м), что не предусмотрено законодательством и может быть расценено как получение доказательств с нарушением закона. Акт закупки оформляется по результатам оперативно-розыскных мероприятий, которые, как было отмечено выше, не проводятся в целях выявления административных правонарушений.

В качестве покупателя привлекаются лица из числа сотрудников полиции, работников органов внутренних дел, либо знакомых и даже родственников. Для выявления фактов продажи алкогольной продукции несовершеннолетним

(ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ) привлекаются несовершеннолетние, чаще это дети сотрудников, либо дети, проживающие в интернатах.

Аналогичная практика выявления правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции применяется сотрудниками при установлении фактов совершения административных правонарушений предпринимателями в части нарушений правил продажи алкогольной продукции (реализация алкоголя в дни проведения массовых мероприятий, в ночное время, а также при иных ограничениях), когда требуется выявление противоправного деяния, и иным способом установить продажу невозможно. При этом сотрудниками допускается значительное количество очевидных нарушений законодательства, например, при выявлении правонарушения (постановление мирового судьи Иркутского района по делу об административном правонарушении № 5-626/2022) закупка алкогольной продукции осуществлялась водителем транспортного средства, на котором в торговое предприятие прибыл сотрудник полиции. Камеры видеонаблюдения зафиксировали активное взаимодействие водителя и сотрудника, возбудившего впоследствии дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ (нарушение иных правил продажи алкогольной продукции), о чем было подано ходатайство судье о признании действий сотрудника противоречащими законодательству. Из представленных материалов полагалось бы считать приобретение алкогольной продукции заинтересованным лицом провокацией, или мнимой сделкой.

О признании действий должностных лиц правоохранительных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий провокациями достаточно подробно изложено в многочисленных научных работах Ю. П. Гармаева [8].

Актуальность проблемы провокационно-подстрекательской деятельности правоохранительных органов рассматривается многими авторами-криминалистами. К типичным ситуациям провокации Ю. Б. Чупилкин относит такие оперативно-розыскные мероприятия, как проверочная закупка и оперативный эксперимент. Именно при проведении проверочной закупки, по мнению автора, чаще всего возникает риск провокации. Ю. Б. Чупилкин приводит в качестве примера проведение проверочной закупки, направленной на выявление преступления, предусмотренного ст. 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» [9, с. 36].

Невозможно обойти вниманием мнение Верховного Суда РФ по поводу проведения проверочной закупки при выявлении преступлений.

Разъясняя судам порядок рассмотрения уголовных дел, Верховный Суд РФ обращается внимание на обязанность судов оценивать результаты проверочных закупок с точки зрения их приемлемости в качестве доказательств, в частности проверять, в какой степени присутствовал элемент подстрекательства1.

Если рассматривать порядок установления преступного деяния и применение в связи с ним законодательно закрепленных методов, практики их применения, учитывать реагирование Верховного Суда РФ на действия уполномоченных органов и их должностных лиц, то на основании проведенного анализа можно дать правовую оценку данным действиям. Наряду с вышесказанным статья 5 Федерального закона «Об ОРД» устанавливает ограничения при проведении оперативно-розыскных мероприятий в части запрета органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, «подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация)». Порядок проведения проверочной закупки как метода выявления преступления закреплен приказом МВД России ограниченного доступа, что позволяет оценивать действия должностных лиц с точки зрения соблюдения закона. Учитывая же, что порядок выявления административных правонарушений не закреплен правовыми нормами, оценка использования полученных должностными лицами правоохранительных органов доказательств создает определенные сложности и будет зависеть от субъективного мнения лица, рассматривающего дело об административном правонарушении и оценивающего представленные доказательства.

Субъективная оценка представленных доказательств по делам об административных правонарушениях находит отражение в достаточно противоречивых судебных решениях. Так, решением по делу № 12-157/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ (продажа алкогольной продукции несовершеннолетнему), судья Пермского края приходит к выводу, что факт привлечения несовершеннолетнего гражданина «для оказания содействия для осуществления общественного (гражданского) контроля действующему законодательству не противоречит»2. Таким образом,

1 Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека № 6 (2020) (подготовлен Верховным Судом РФ) // СПС Гарант : сайт. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/74513878/ (цата обращения: 12.12.2022). Режим доступа: свободный.

2 Решение № 12-157/2021 от 27 июля 2021 г. по делу № 12-157/2021 Пермский край. Судебные и нормативные акты РФ // URL: https://sudact.ru (дата обращения: 12.12.2022). Режим доступа: открытый

очевидно проведение проверочной (контрольной) закупки алкогольной продукции, совершенной с привлечением лица, не достигшего совершеннолетия, которую судья принимает как вполне законное действие должностных лиц. Иную правовую позицию по аналогичному делу занимает судья Благовещенского суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ (дело №12-1086/20201), указывая на провокационные действия должностных лиц при проведении проверочного мероприятия, спровоцировавшие правонарушение несовершеннолетнего покупателя алкогольной продукции. Данные обстоятельства повлияли на решение, постановление по делу отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Отсутствие закрепленного механизма выявления административных правонарушений приводит к отмене постановлений, прекращению производства и, как следствие, - к недостижению целей административно-деликтного законодательства - наказанию виновного лица за содеянное. Например, судья при рассмотрении дела об административном правонарушении по ст. 14.2 КоАП РФ (постановление по делу № 5-225/2021, Пензенская область2) приходит к выводу, что факт реализации спиртосодержащей продукции из частного домовладения не зафиксирован, в качестве доказательства представлены объяснения приобретателя, лицо, в отношении которого ведется производство, продажу не признал. При этом судья указывает на обязательное закрепление факта продажи Актом контрольной закупки, ошибочно ссылаясь на разъяснения Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 183. В результате рассмотрения производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава правонарушения. Обращаясь к вышесказанному, можно сделать вывод, что должностные лица при выявлении правонарушения недостаточно подробно зафиксировали реализацию продукции в связи с отсутствием правовой регламентации, а судья принял решение, исходя из имеющегося

1 Производство по делу об административном правонарушении №12-1086/2020 Белгородского городского суда. Судебные и нормативные акты РФ // URL: https://sudact.ru (дата обращения: 12.12.2022). Режим доступа: открытый

2 Постановление № 5-225/2021 от 28 июля 2021 г. по делу № 5-225/2021. Судебные и нормативные акты РФ// URL: https://sudact.ru (цата обращения: 20.12.2022). Режим доступа: открытый

3 О некоторых вопросах, возникающих у судов

при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18 // Рос. газ. от 8 ноября 2006 г. № 250.

инструментария, вследствие чего нарушитель не был привлечен к ответственности.

Контрольная закупка как механизм выявления правонарушений находит отражение в Федеральном законе от 31 июля 2020 г. № 2484, однако положения данного Закона распространяются на деятельность контрольных (надзорных) органов, а органы внутренних дел осуществляют контрольно-надзорные мероприятия только за деятельностью автотранспортных предприятий в рамках обязанностей, возложенных п. 19 ст. 12 Федерального закона «О полиции». Законом урегулированы отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также установлены гарантии защиты прав физических и юридических подконтрольных лиц. Статьей 56 Закона предусмотрено 9 контрольно-надзорных мероприятий, в число которых входят контрольная закупка и мониторинговая закупка, порядок проведения раскрывается в Законе (ст. 67, 68). При этом в ч. 3 ст. 1 Федерального закона № 248-ФЗ дан перечень видов деятельности, на которые действие Закона не распространяется, к числу которых относятся мероприятия по проверке заявлений о преступлениях и происшествиях, производство по делам об административных правонарушениях, оперативно-розыскная деятельность и пр.

Таким образом, считаем, что при выявлении административных правонарушений в сфере незаконного или ограниченного оборота товаров, предметов, а также иной деятельности, требующей выявления противоправного деяния, необходимо закрепить методы, посредством которых возможно выполнять возложенные на полицию обязанности. Полагаем, целесообразно будет вернуться к практике работы милиции, когда именно Закон РФ «О милиции» устанавливал полномочия по проведению отдельных мероприятий, направленных на выявление и пресечение правонарушений. Так, в ст. 11 ФЗ «О полиции» необходимо внести дополнение, изложив его в следующем виде:

«При наличии данных о влекущем административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения дела об административном правонарушении по мотивированному постановлению

4 О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации : Федеральный закон № 248-ФЗ (в послед.ред.) : принят Государственной Думой 22 июля 2020 года : одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года // Консультант Плюс : сайт. URL : https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_358750/ (дата обращения: 20.12.2022). Режим доступа: открытый.

начальника органа внутренних дел или его заместителя проводить контрольные закупки и мониторинговые закупки».

Порядок проведения и фиксации мер, направленных на выявление административных правонарушений, предусмотреть в подзаконных актах, при этом целесообразно использовать научные достижения криминалистических исследований. Так, необходимо разработать и утвердить ведомственным нормативным актом алгоритм действий полиции при проведении контрольной (мониторинговой) закупки, а именно -последовательное выполнение отдельных действий, таких как досмотр лица «закупного» до закупки с последующим досмотром после осуществления таковой и закреплением результатов. Учитывая порядок фиксации отдельных процессуальных действий, регламентированный КоАП РФ, полагаем возможным фиксацию прове-

дения закупочных мероприятий протоколом контрольной (мониторинговой) закупки.

Разработать алгоритмы действий сотрудников полиции при применении отдельных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, основываясь на достижения науки криминалистики (досмотр транспортного средства, осмотр помещений (территорий) используемых в предпринимательской деятельности и др.), порядок проведения видеосъемки, применяемой альтернативно как средство фиксации мер обеспечения.

Необходимо на законодательном уровне закрепить запрет на провокацию правонарушений, в том числе с привлечением несовершеннолетних для приобретения алкогольной продукции, при проведении контрольных мероприятий административными органами либо общественными организациями.

Список литературы:

[1] Асаенок Б. В. Выявление и пресечение административных правонарушений: анализ криминалистических аспектов // Вестник Сибирского юридического института МВД России: науч.журн. Красноярск. - 2020. - № 2(39). - С. 23-29. - DOI 10.51980/2542-1735_2020_2_23. - EDN PKISDW.

[2] Рец, Д. С. Применение криминалистических методов в административном производстве // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова : науч.журн. Кострома. -2015. - Т. 21. - № 3. - С. 191-195. - EDN UCKTSF.

[3] Волынский А. Ф. Криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений как форма реализации социальных функций криминалистики // Юридическая наука и правоохранительная практика : науч.журн. Тюмень. - 2008. - № 3(6). - С. 64-69. - EDN KVZHEH.

[4] Антонова Е. А. Взаимосвязь криминалистического обеспечения в правоохранительной деятельности с реализацией основных задач криминалистики // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра: науч.журн. Иркутск. - 2022. - № 3(23). - С. 16-25. - DOI 10.55001/2587-9820.2022.19.30.002. - EDN QRMBCS.

[5] Создание благоприятного инвестиционного климата - общая задача власти и бизнеса: 31 июля 2008г., выступление Президента России в июле 2008 года Д. Медведева на совещании в Гагарине (Смоленская область) // URL:http://www.kremlin.ru/news/998 (дата обращения 30.11.2022). Режим доступа: свободный

[6] Новичкова Е. Е. Проблемы выявления противоправных деяний в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сотрудниками полиции // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сб. мат-лов XXI международ. науч.-практич. конф., Иркутск, 26-27 мая 2016 года. Том I. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2016. С. 114-119.

[7] Новичкова Е. Е. Пресечение фактов незаконного предпринимательства в сфере оборота алкогольной продукции // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : сб. мат-лов 20-й международ. науч.-практич. конф., Иркутск, 28-29 мая 2015 года. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2015. - С. 130-133.

[8] Гармаев Ю. П., Степаненко, Р. А. Инициативный легендированный оперативный эксперимент: эффективная борьба с коррупцией без провокационно-подстрекательских действий // Полицейская деятельность. науч.журн. Москва. - 2019. - № 2. - С. 1-10. - DOI 10.7256/2454-0692.2019.2.29638. -EDN ZMCYWL.

[9] Чупилкин Ю. Б. Как адвокату доказывать провокацию преступления // Уголовный процесс : науч.журн. Москва. - 2018. - № 12(168). - С. 24-33. - EDN YPFYST.

Spisok literatury:

[1] Asaenok B. V. Vyyavlenie i presechenie administrativnyh pravonarushenij: analiz kriminalisticheskih aspektov // Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii: nauch.zhurn. Krasnoyarsk. - 2020. - № 2(39). - S. 23-29. - DOI 10.51980/2542-1735_2020_2_23. - EDN PKISDW.

[2] Rec, D. S. Primenenie kriminalisticheskih metodov v administrativnom proizvodstve // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova : nauch.zhurn. Kostroma. - 2015. - T. 21.

- № 3. - S. 191-195. - EDN UCKTSF.

[3] Volynskij A. F. Kriminalisticheskoe obespechenie raskrytiya i rassledovaniya prestuplenij kak forma realizacii social'nyh funkcij kriminalistiki // YUridicheskaya nauka i pravoohranitel'naya praktika : nauch.zhurn. Tyumen'. - 2008. - № 3(6). - S. 64-69. - EDN KVZHEH.

[4] Antonova E. A. Vzaimosvyaz' kriminalisticheskogo obespecheniya v pravoohranitel'noj deyatel'nosti s realizaciej osnovnyh zadach kriminalistiki // Kriminalistika: vchera, segodnya, zavtra : nauch.zhurn. Irkutsk.

- 2022. - № 3(23). - S. 16-25. - DOI 10.55001/2587-9820.2022.19.30.002. - EDN QRMBCS.

[5] Sozdanie blagopriyatnogo investicionnogo klimata - obshchaya zadacha vlasti i biznesa: 31 iyulya 2008g., vystuplenie Prezidenta Rossii v iyule 2008 goda D. Medvedeva na soveshchanii v Gagarine (Smolen-skaya oblast') // URL:http://www.kremlin.ru/news/998 (data obrashcheniya 30.11.2022). Rezhim dostupa: svobodnyj

[6] Novichkova E. E. Problemy vyyavleniya protivopravnyh deyanij v sfere oborota etilovogo spirta, alkogol'noj i spirtosoderzhashchej produkcii sotrudnikami policii // Deyatel'nost' pravoohranitel'nyh organov v sovremennyh usloviyah : sb. mat-lov XXI mezhdunarod. nauch.-praktich. konf., Irkutsk, 26-27 maya 2016 goda. Tom I. Irkutsk: Vostochno-Sibirskij institut MVD Rossii, 2016. S. 114-119.

[7] Novichkova E. E. Presechenie faktov nezakonnogo predprinimatel'stva v sfere oborota alkogol'noj produkcii // Deyatel'nost' pravoohranitel'nyh organov v sovremennyh usloviyah : sb. mat-lov 20-j mezhdunarod. nauch.-praktich. konf., Irkutsk, 28-29 maya 2015 goda. Irkutsk: Vostochno-Sibirskij institut MVD Rossii, 2015. - S. 130-133.

[8] Garmaev YU. P., Stepanenko, R. A. Iniciativnyj legendirovannyj operativnyj eksperiment: effektivnaya bor'ba s korrupciej bez provokacionno-podstrekatel'skih dejstvij // Policejskaya deyatel'nost'. nauch.zhurn. Moskva. - 2019. - № 2. - S. 1-10. - DOI 10.7256/2454-0692.2019.2.29638. - EDNZMCYWL.

[9] CHupilkin YU. B. Kak advokatu dokazyvat' provokaciyu prestupleniya // Ugolovnyj process : nauch. zhurn. Moskva. - 2018. - № 12(168). - S. 24-33. - EDN YPFYST.

ГГ

Юридические издательства «ЮРКОМПЛНИ» издает научные журналы:

• Научно-правовой журнал «Образование и право», рекомендованный ВАК Министерства науки и высшего образования России (специальности 12,00.01,12,00.02), выходит 1 раз в месяц,

к

1ЛвипнпАиы * Научно-правовой журнал «Право и жизнь», ЮРКОМ ПАНИ рецензируемый (РИНЦ, Е-Шгагу], выходит 1 раз

www.law-books.ru нЗмесяца.

Г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

штшшмшттшшттмшшштшшттмш^^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.