ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ СУЩЕСТВУЮЩИХ МЕР ПРОФИЛАКТИКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАРКОМАНИЕЙ, НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ
ВЕЩЕСТВ
ON THE EFFECTIVENESS OF EXISTING MEASURES FOR
THE PREVENTION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES AND CRIMES RELATED TO DRUG ADDICTION, ILLICIT TRAFFICKING IN NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC
SUBSTANCES
УДК 342.9
О.А. ДИЗЕР
(Омская академия МВД России, Россия, Омск) [email protected]
OLGA A. DIZER,
(Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Omsk, Russia)
А.В. КУЯНОВА,
кандидат юридических наук, доцент (Омская академия МВД России, Россия, Омск) [email protected]
ARINA V. KUYANOVA,
Candidate of Law, Associate Professor (Omsk Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Omsk, Russia)
Аннотация: при существующем разнообразии мер профилактики правонарушений и преступлений, связанных с наркоманией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, анализ статистических данных не указывает на положительную динамику в данной области, более того, число больных наркоманией с каждым годом увеличивается. В связи с этим авторами статьи предпринята попытка рассмотреть существующие меры профилактики с точки зрения эффективности противодействия данному негативному явлению. В статье предложена авторская позиция профилактики наркотизма. Дана оценка проблемным вопросам, требующим детальной проработки. Обозначена необходимость усиления и дифференциации мер медицинского характера и социальной поддержки среди наиболее уязвимых групп граждан. Затронуты существенные аспекты механизма административного и уголовного-правового противодействия наркомании. Предложено расширение состава субъектов, уполномоченных на предупреждение наркомании, правонарушений и преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Рассмотрены проблемные аспекты, препятствующие эффективной реализации профилактических мероприятий в указанной сфере, и пути их преодоления. Отмечены негативные моменты в борьбе с преступлениями против здоровья населения и общественной нравственности, используемые оперативными сотрудниками, такие как провокация преступления.
Ключевые слова: наркотики, наркотизм, наркомания, психотропные вещества, административные правонарушения, провокация преступления, профилактика.
Для цитирования: Дизер О.А., А.В. Куянова Об эффективности существующих мер профилактики административных правонарушений и преступлений, связанных с наркоманией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2022. № 1. С. 85-90.
Abstract: with the existing variety of measures to prevent offenses and crimes related to drug addiction, illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances, the analysis of statistical data does not indicate a positive trend in this area, moreover, the number of drug addicts is increasing every year. In this regard, the authors of the article made an attempt to consider the existing preventive measures in terms of the effectiveness of counteracting this negative phenomenon. The article proposes the author's position on the prevention of drug addiction. An assessment is given of problematic issues that require detailed study. The need to strengthen and differentiate medical measures and social support among the most vulnerable groups of citizens is indicated. The essential aspects of the mechanism of administrative and criminal-legal counteraction to drug addiction are touched upon. It is proposed to expand the composition of subjects authorized to prevent drug addiction, offenses and crimes related to illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors. Problematic aspects that impede the effective implementation of preventive measures in this area, and ways to overcome them, are considered. The negative aspects in the fight against crimes against public health and public morality, used by operational officers, such as the provocation of a crime, are noted.
Keywords: drugs, narcotism, drug addiction, psychotropic substances, administrative offenses, crime provocation, prevention.
For citation: Dizer O.A., Kuyanova A.V. On the effectiveness of existing measures for the prevention of administrative offenses and crimes related to drug addiction, illicit trafficking in narcotic drugs and psychotropic substances // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 1. P. 85-90.
Проблеме наркомании уделяется пристальное внимание на государственном уровне. Такое положение дел обусловлено распространенностью данного негативного явления. На сегодняшний день профилактика наркомании является приоритетным направлением государственной и общественной безопасности, о чем отмечалось в Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Так, среди значимых задач в п. 47 обозначены предупреждение, выявление и пресечение правонарушений и преступлений, связанных с организацией незаконного распространения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров1. О данной угрозе упоминалось и в Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утратившем силу. Согласно п. 72 этого документа к угрозам национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан отнесено массовое распространение, доступность психоактивных и психотропных веществ для незаконного потребления2. По сути, наркомания есть питатель-
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 (утратил силу) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 1. - Ст. 212.
ная среда для совершения различного рода противоправных посягательств, обусловленных удовлетворением болезненной зависимости. Стоимость приобретаемых наркотических средств требует значительных материальных вложений, цена их на нелегальном рынке достаточно высока. Таким образом, лица, страдающие наркоманией, не имея постоянного места работы, для получения очередной дозы нередко совершают противоправные деяния. Действительно, как показывает практика, наркотики приобретаются на средства, добытые путем краж, мошенничества, грабежей, разбойных нападений и иных преступных посягательств, направленных на извлечение материальной выгоды, вместе с тем нередкими становятся случаи, когда лицами, употребляющими психоактивные и психотропные вещества, совершаются преступления против личности (убийства, телесные повреждения, изнасилования и др.). Между тем приобщение к употреблению наркотиков, психоактивных и психотропных веществ зачастую происходит под влиянием неблагоприятных жизненных обстоятельств, возникающих трудностей, в силу неокрепшей психики и неспособности противостоять приходящим соблазнам. Наиболее уязвимой группой в рассматриваемом аспекте являются несовершеннолетние, которым труднее противостоять соблазну ввиду следующих факторов: а) любознательности, склонности к подражанию и экспериментированию; б) среды обитания, взаимоотношений в семье, воздействия недостойного поведения родителей, грубости, цинизма во взаимоотношениях, ма-
териальных затруднений, отсутствия внимания. Кроме всего прочего, на законодательном уровне механизм противодействия употреблению наркотиков лицами, не достигшими 16-летнего возраста, регулируется лишь ст. 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях3, которая предусматривает административную ответственность родителей, законных представителей за потребление несовершеннолетними алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.
По данным Государственного антинаркотического комитета, в 2020 году показатели количества несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков, снизились на 7,6% - 2,9 тыс. человек по сравнению с 2019 г. - 3,1 тыс. человек4. Вместе с тем общее количество административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в 2020 г. возросло на 0,5% -140,8 тыс.; 2019 г. - 140 тыс., протоколы составлены в отношении 125,2 тыс. человек (+0,7%); 2019 г. - 124,4 тыс. Отчетный период отмечен также возросшим количеством лиц, привлеченных за правонарушения, связанные с наркопотреблением или нахождением в состоянии наркотического опьянения (76,4%)5.
Механизм противодействия указанным правонарушениям содержит систему мер, включающих административную ответственность по статьям Особенной части КоАП РФ [1, с. 107], которые можно условно разделить на три группы: а) административные правонарушения, связанные с потреблением наркотических средств (ст ст. 6.8, 6.9, 10.51, 11.9, 11.13, 12.8, 12.26, 12.29 (ч. 3), 12.32, 20.20 (ч. 3), 20.21, 20.22 КоАП РФ); б) административные правонарушения, способствующие распространению наркотических средств (ст.ст. 6.8, 6.13, 6.15, 6.16, 10.4, 10.5 и 10.51 КоАП РФ); в) административные правонарушения, влекущие меры принуждения за уклонение от прохождения диагностики, вовлечение несовершеннолетнего в употребление, нарушение правил, невыполнение возложенных обязанностей, непринятие меры и др. (ст.ст. 4.3 (ч. 6), 6.91, 6.10, 10.5, 11. 5 (ч. 7), 11. 5 (ч. 8), 12.27, 20.8 (ч. 41), 20.8 (ч. 42), 20.13 (ч. 3)).
3 Далее - КоАП РФ.
4 Доклад о наркоситуации в России в 2020 году [Электронный ресурс]. - URL: https:// гак.мвд.рф/мониторинг-наркоси-туации/выдержки-из-докладов-о-наркоситуации
5 По данным формы статистической отчетности «4-МВ-
НОН» (№ 174).
Исследуя статистические данные, представленные на сайте Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, можно выделить наиболее распространенные правонарушения за 2020 г.: всего рассмотренных дел (по числу лиц) по ст. 6.8 КоАП РФ - 13965, ст. 6.9 КоАП РФ - 97028, ст. 10.51 КоАП РФ - 1227, ст. 12.8 КоАП РФ - 283750, ст. 12.26 КоАП РФ -191827, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ - 5413, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подвергнуто 175369 человек (форма № 1-АП)6.
При этом законодатель предусмотрел разнообразие в выборе спектра мер административно-правового принуждения за совершение указанных правонарушений: административный штраф; конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение права управления транспортным средством; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации и административное приостановление деятельности с конфискацией.
Помимо всего прочего, наказания за административные правонарушения не исключают и уголовной ответственности, предусмотренной статьями главы 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» Уголовного кодекса Российской Федерации7, в которых содержится запрет на незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Более того, в зависимости от размера изъятого наркотика, его приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки в целях личного употребления уголовная ответственность может быть дифференцирована и усилена. Противодействуя распространению и сбыту наркотиков, правоохранительные органы все чаще стали выявлять случаи, когда в данные преступления в качестве исполнителя вовлекается молодежь. Особым фактором, играющим важную роль в выборе преступного пути, является желание заработать легкие деньги, не задумываясь о том, что пожизненное лишение свободы можно получить не только за особо тяжкие преступления против личности, например, за убийство, но также и за распространение наркотиков, так как все составы сбыта отнесены уголовным законом к категории особо тяжких.
Ярким примером тому является анонсируемая на сайте Управления МВД России по
6 Сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https:// cdep.ru/index.php?id=79&item=5259
7 Далее - УК РФ.
Омской области информация о завершении расследования уголовного дела о попытке сбыта наркотиков в крупном размере. Необходимо отметить, что фигурантами дела выступали трое молодых людей, возраст которых варьировался от 22 до 23 лет. В надежде заработать они трудоустроились курьерами в интернет-магазин по продаже запрещенных веществ. Обвиняемые, по версии следствия, осенью 2021 года фасовали наркотики и приготавливали их к сбыту в квартире одного из фигурантов по указанию организатора наркобизнеса. В данный момент молодые люди задержаны сотрудниками УНК УМВД России по Омской области, им предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ. Максимальное наказание, предусмотренное данной статьей, - лишение свободы на срок до 20 лет8.
Согласно статистике, за 2020 год по ст.ст. 228-234.1 УК РФ (незаконные действия с наркотическими средствами и психотропными веществами) рассмотрено 72728 уголовных дел, из них с вынесением приговора - 69241, с применением принудительных мер к невменяемым - 591 (форма № 1)9.
Согласно п. 3.2 ст. 196 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации лицу, производящему расследование по уголовному делу, необходимо устанавливать психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда есть основания полагать, что он является больным наркоманией. По результатам судебно-психиатрической экспертизы на основании соответствующего заключения врачей суд может установить наличие заболевания и обязать лицо пройти медицинское лечение.
Вместе с тем излечение от наркомании -весьма трудоемкий процесс, поэтому профилактика наркомании носит первостепенный характер. Анализируя термин «наркомания», необходимо отметить, что данное понятие лежит в области медицины и обозначает серьезное заболевание, выражающееся в том, что человеческий организм, ввиду длительного употребления наркотических средств (при этом их доза увеличивается), истощается не только физически, но и психически и функционирует только при условии постоянного их потребления [2, с. 146].
8 Сайт Управления МВД по Омской области [Электронный ресурс]. - URL: https:// 55.мвд.рф/news/item/27704850
9 Сайт Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https:// cdep.
ru/index.php?id=79&item=5259
Данный аспект законодателем учтен, и при добровольном обращении в медицинские организации и реабилитационные учреждения для прохождения лечения от наркомании, медицинской и социальной реабилитации в целях отказа от потребления наркотических средств или психотропных веществ предусмотрена отсрочка отбывания наказания больным наркоманией.
Кроме того, при назначении наказания, помимо основного наказания в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы, суд, согласно ст. 72.1 УК РФ, может обязать осужденного, признанного больным наркоманией, пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию.
Установление факта уклонения осужденного от прохождения лечения влечет продление испытательного срока согласно ч. 2 ст. 74 УК РФ.
На сегодняшний день вопросам профилактики наркомании уделяется большое внимание не только на федеральном, но и на региональном уровне. Законодательная инициатива, отраженная в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации, направлена на предупреждение совершения преступлений на почве наркомании. Повышая эффективность мер борьбы с нар-котизмом, наше государство ориентируется на высокие стандарты благополучия граждан в условиях современного мира. В вопросах противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров приоритетное значение отдается положениям, содержащимся в таких источниках, как Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»10, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, гражданское и семейное законодательство, таможенное законодательство. Указанные нормативные акты включают в себя положения, регулирующие отдельные меры медицинского, административного, уголовно-правового, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного характера. Помимо указанных источников вопросам профилактики уделено внимание в Указе Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту нарко-
10 О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон Российской Федерации от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
тических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»11, в Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации за период до 2030 го-да»12. В рамках государственной антинаркотической политики большое внимание уделяется анализу смертности от потребления наркотиков в Российской Федерации. Так, в 2020 г. данное число достигло 7,4 тыс. человек, что на 16,1% больше в сравнении с 2019 г. (6,3 тыс.)13. Среди причин гибели в отчетных документах значится не только передозировка, но и последствия применения препарата, среди распространенных: а) изменение сознания, провоцирующее самоубийство или несчастные случаи; б) ломка, при которой чаще всего не выдерживает и отказывает сердце; в) возникновение серьезных хронических патологий, приводящих к летальным исходам; г) ВИЧ-инфекция от нестерильного оборудования [3].
Среди угроз национальной безопасности в докладах руководителей всех уровней обозначается и значительный рост распространения и употребления синтетических психоактивных препаратов. Опасность данного вида наркотиков связывают с зависимостью, возникающей уже после первого употребления. Еще одной неутешительной тенденцией, угрожающей национальной безопасности, является омоложение категории граждан, отнесенных к наркозависимым, средний возраст которых составляет 20-39 лет. Изучение вопросов наркомании сталкивается с проблемой отсутствия точных статистических данных ввиду того, что официально Минздравом России учитываются только зависимые, стоящие на учете. В связи с этим можно предположить, что проблема наркотической зависимости гораздо масштабней. Таким образом, профилактика наркотизма представляет собой сложный процесс, носящий комплексный характер и затрагивающий
11 О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров: Указ Президента Российской Федерации от 18.10.2007 № 1374 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
12 Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс»; далее - Стратегия.
13 По данным федерального государственного бюджетного учреждения «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России, количество смертельных отравлений в Российской Федерации в 2020 году составило 7 тыс. наркотическими средствами, 342 психотропными веществами.
самый широкий спектр проблем - от социальных до медицинских. С точки зрения мер, направленных на реализацию антинаркотической политики, особый интерес представляет п. 14 Стратегии, в частности, подп. «в», акцентирующий внимание на духовно-нравственном воспитании в образовательных организациях, формирующем у обучающихся устойчивое неприятие незаконного потребления наркотиков, и подп. «б» п. 16, гласящий о совершенствовании методов выявления, предупреждения и пресечения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Обращаясь к проблеме совершенствования методов выявления и предупреждения, нельзя не затронуть вопрос полицейской провокации, когда сотрудниками, действующими из ложно понятых интересов службы, провокация используется как привычный способ достижения результата. Отметим, что провокация, согласно ст. 5 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», признается запрещенным методом раскрытия преступлений. Более того, провокации подвергают лиц, страдающих наркоманией, либо продолжительное время находившихся на излечении, либо состоявших на учете в наркологическом диспансере. Так, профессор А.Е. Чечетин, исследовавший проблему обеспечения прав личности при проведении проверочных закупок, отмечал: «В обвинительных приговорах по таким делам доказательственная база на этот счет весьма узкая и малоубедительная... Это свидетельствует о легковесном и упрощенческом подходе оперативных сотрудников к использованию проверочной закупки в ОРД» [4, с. 130]. Нельзя не согласиться с данной точкой зрения, принимая во внимание, что наркомания признана заболеванием, требующим соответствующего лечения, предупреждение путем провокации преступления просто недопустимо [5]. Исходя из критериев, выделенных Европейским Судом по правам человека после пересмотра дел, где была заявлена провокация, можно констатировать, что провокатор своим склоняющим поведением создает преступника, так как, во-первых, лицо, в отношении которого осуществляется провокация, могло и не совершить соответствующее противоправное деяние без вмешательства полиции; во-вторых, не является объективным подозрением для проведения оперативных мероприятий наличие у лица наркозависимости или прошлая криминальная жизнь субъекта, находящегося на излечении в специализированном медицинском учреждении, потому что таким основани-
ем является только информация о совершаемой противоправной деятельности14. Действия на поступающую информацию не должны быть превентивными, более того, любая предварительная информация, касающаяся существующего намерения совершить преступление, должна быть проверяемой [6; 7].
Таким образом, проблема эффективности мер профилактики наркомании не исчерпала себя до конца и требует детальной разработки, во-первых, исходя из того, что оказание помощи больным наркоманией должно носить медицинский характер, во-вторых, с точки зрения распространенности социальных последствий
14 Дело «Банникова (Bannikova) против России»: постановление ЕСПЧ от 04.11.2010 (жалоба № 18757/06) [Электронный ресурс]. - URL: http://echr.coe.int
от данного явления. Общественная опасность наркотизма указывает на необходимость совершенствования мер профилактики с привлечением всех субъектов, наделенных полномочиями, помимо тех, в чьи прямые обязанности входит противодействие наркомании. Однако, учитывая специфику данного заболевания, его искоренение возможно только при комплексном подходе и детальной проработке всех предлагаемых законодательных инициатив относительно совершенствования мер профилактики преступлений и правонарушений, связанных с наркоманией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в противном случае проблема не будет устранена, а вариации на тему профилактики приведут к нивелированию уже накопленного опыта.
Литература
1. Цындря В.Н., Стеценко Н.В. Проблемы профилактики и реализации правового механизма противодействия административным правонарушениям в сфере незаконного оборота наркотиков // Проблемы современной науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 104-111.
2. Гущина Т.В., Чернецова М.В. Понятие наркотизма: проблемы правового и лингвистического толкования // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2016. - № 3. - С. 145-149.
3. Дизер О.А. Актуальные вопросы противодействия наркоугрозе: тенденции и направления совершенствования // Алтайский юридический вестник. - 2020. - № 2. - С. 62-67.
4. Чечетин А.Е. Актуальные проблемы обеспечения прав личности в оперативно-розыскной деятельности уголовного розыска // Труды Академии управления МВД России. - 2019. - № 1. - С. 125-134.
5. Бучакова М.А., Дизер О.А. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: их обеспечение полицией и возможные ограничения // Права человека и глобализация: материалы II Международной научно-теоретической конференции, посвященной 71-летию принятия Всеобщей декларации прав человека / под общей редакцией к.ю.н., доцента Ф.Р. Шарифзода. - Душанбе, 2020. С. 47-51.
6. Дизер О.А. Уголовно-правовое исследование провокации преступления // Юрист-Правовед. - 2019. - № 4. - С. 219-224.
7. Дмитренко А.П. Провокация преступления в Российском законодательстве и решениях Европейского Суда по правам человека // Дифференциация ответственности за должностные преступления: сборник научных статей / ответственный редактор д.ю.н., профессор Н.Г. Кадников. - Москва, 2019. С. 32-38.
— References —
1. Tsyndrya V.N., Stetsenko N.V. Problemy profilaktiki i realizatsii pravovogo mekhanizma protivodeistviya administrativnym pravonarusheniyam v sfere nezakonnogo oborota narkotikov // Problemy sovremennoi nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 4. - S. 104-111.
2. Gushchina T.V., Chernetsova M.V. Ponyatie narkotizma: problemy pravovogo i lingvisticheskogo tolkovaniya // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2016. - № 3. - S. 145-149.
3. Dizer O.A. Aktual'nye voprosy protivodeistviya narkougroze: tendentsii i napravleniya sovershenstvovaniya // Altaiskii yuridicheskii vestnik. - 2020. - № 2. - S. 62-67.
4. Chechetin A.E. Aktual'nye problemy obespecheniya prav lichnosti v operativno-rozysknoi deyatel'nosti ugolovnogo rozyska // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2019. - № 1. - S. 125-134.
5. Buchakova M.A., Dizer O.A. Prava i svobody cheloveka i grazhdanina v Rossiiskoi Federatsii: ikh obespechenie politsiei i vozmozhnye ogranicheniya // Prava cheloveka i globalizatsiya: materialy II Mezhdunarodnoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii, posvyashchennoi 71-letiyu prinyatiya Vseobshchei deklaratsii prav cheloveka / pod obshchei redaktsiei k.yu.n., dotsenta F.R. Sharifzoda. - Dushanbe, 2020. S. 47-51.
6. Dizer O.A. Ugolovno-pravovoe issledovanie provokatsii prestupleniya // Yurist-Pravoved. - 2019. - № 4. - S. 219-224.
7. Dmitrenko A.P. Provokatsiya prestupleniya v Rossiiskom zakonodatel'stve i resheniyakh Evropeiskogo Suda po pravam cheloveka // Differentsiatsiya otvetstvennosti za dolzhnostnye prestupleniya: sbornik nauchnykh statei / otvetstvennyi redaktor d.yu.n., professor N.G. Kadnikov. - Moskva, 2019. S. 32-38.
(статья сдана в редакцию 30.11.2021)