Криминалистика, криминология
УДК 316.624 Л. В. Готчина*
О совершенствовании уголовно-правовой профилактики молодежного наркотизма
Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту строится на принципах приоритетности мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. В структуре наркопреступности отмечаются тенденции увеличения тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере, а также организованной группой. Поэтому уголовное законодательство в сфере незаконного оборота наркотиков претерпело существенные изменения и нуждается в изменениях. В частности, необходимо установить уголовную ответственность за преступления в отношении молодежи; совершенные организованной группой или преступным сообществом; за организацию либо содержание притонов для потребления сильнодействующих веществ. Также нуждаются в восстановлении институт применения принудительных мер медицинского характера в отношении наркоманов и конфискации имущества в отношении лиц, обогатившихся за счет преступных действий с наркотиками. Имеются результаты практического опыта внедрения различных профилактических программ, подтверждающие необходимость предусмотрения серьезных наказаний за ввоз, распространение запрещенных веществ и торговлю ими для эффективности профилактики потребления наркотиков молодежью.
Ключевые слова: молодежный наркотизм, уголовно-правовая профилактика, уголовное законодательство, конфискация имущества, организованная наркопреступность, принудительные меры медицинского характера, контрабанда.
L.V. Gotchina*. On Improvement of the Criminal and Legal Preventive Measures against the Juvenile Drug Addiction. The state policy in the area of drug trafficking and in the area of countermeasures to their illegal turnover is built on the principle of priority of the measures to prevent the drug-connected crimes. The following offenses have been noted in their structure as growing: grave and very grave crimes, crimes committed in a large or very large volume, crimes committed by an organized group. Therefore the criminal legislation in the area of illegal drug turnover needs to be improved. For instance, there is a demand in the criminal responsibility for the crimes against the young people, crimes committed by an organized group or a criminal community; for arrangement or maintenance of the brothels to consume the heavy drugs. There is a demand to restore the institution for application of the compulsory measures of the medical nature in respect of the drug addicts and seizure of the property from the persons who have become rich as a result of the criminal actions. There is some western experience that supports the necessity to provide for the serious punishment for export, distribution and sale of the drugs to make effective the preventive measures against their usage by the young people.
Keywords: juvenile drug addiction, criminal and legal preventive measures, criminal legislation, seizure of the property, organized drug crime, compulsory measures of the medical nature, trafficking.
Россия как одна из сторон, подписавшая международные конвенции ООН, выполняет взятые на себя обязательства по контролю над наркотиками, психотропными веществами и их прекурсорами путем создания единого правового акта, которым стал федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»1. В соответствии с ним государственная политика в сфере оборота
* Готчина, Лариса Владимировна, докторант, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат социологических наук, доцент, майор милиции. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Пилютова, 1. Тел. (812) 945-13-95. E-mail: [email protected].
* Gotchina, Larisa Vladimirovna, Doctoral Student, Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Social Sciences, Assistant Professor, Police Major. Address: Russia, Saint-Petersburg, Pilyutova Street, bldg. 1. Tel.: (812) 945-1395. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14 мая 2010 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту строится на принципах приоритетности мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулирования деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду; развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ на многосторонней и двусторонней основах.
Анализируя в целом российское законодательство, регламентирующее профилактику молодежного наркотизма, отметим, что существенное влияние на ее актуализацию оказали следующие изменения. С 1 января 1997 г. в Российской Федерации исключена уголовная ответственность за приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах без цели сбыта. С 11 декабря 2003 г. утратило силу положение Уголовного кодекса Российской Федерации, позволявшее применять принудительные меры медицинского характера к лицам, признанным нуждающимися в лечении от наркомании. Таким образом, прежний правоприменительный вектор смещен от борьбы с потребителями наркотиков (наркозависимыми) на противодействие сбыту наркотиков и организованному наркобизнесу, пресечение наркотрафика и подрыв финансовых основ наркопреступности. В этой связи основным средством предупреждения вовлечения в незаконное потребление наркотиков и воздействия на потребителей наркотиков является профилактика наркомании и предупреждение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
В частности, количество нарушений административного законодательства в сфере оборота наркотических средств или психотропных веществ продолжает расти: в 2004 г. — 12753 правонарушений; в 2005 г. — 19339; в 2006 г. — 18390; в 2007 г. — 145357; в 2008 г. — 151442. Уголовно-правовая профилактика молодежного наркотизма, реализуемая на основе действующих уголовно-правовых норм, также направлена на улучшение профилактических показателей работы. Так, статистика правоохранительных органов в 2009 г. отмечает рост наркопреступности на 2,5%; в 2008 г. — на 0,6% (в 2007 — на 9,1%) и увеличение количества лиц, совершающих такие преступления, на 5,5% по сравнению с предыдущим годом в 2008 г. (в 2007 г. — на 14,1%). Кроме того, наблюдаются следующие тенденции в структуре наркопреступности, а именно, увеличение:
— тяжких и особо тяжких составов в 2009 г. на 3,4%; в 2008 г. на 0,6% и, соответственно, лиц, их совершивших, на 4,8% (в 2007 г. на 3,6% и, соответственно, лиц, их совершивших, на 7,1%);
— в крупном размере в 2009 г. на 4,4%; в 2008 г. на 8,3%, и, соответственно, лиц, их совершивших, на 10% (в 2007 г. на 17,5%, и, соответственно, лиц, их совершивших, на 18,6%);
— в особо крупном размере в 2009 г. на 9,7%; в 2008 г. на 11,1% и, соответственно, лиц, их совершивших, на 11,7% (в 2007 г. на 18,7% и, соответственно, лиц, их совершивших, на 20,9%);
— незаконного производства, сбыта, пересылки, приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки, а также нарушений правил оборота в 2009 г. на 2,2%; в 2008 г. на 8,9% и, соответственно, лиц, их совершивших, на 14,7% (в 2007 г. на 8,9% и, соответственно, лиц, их совершивших, на 14,7%);
— производства в 2009 г. на 127,9%; в 2007 г. на 31,8% и, соответственно, лиц, их совершивших, на 123,5%;
— пересылки в 2009 г. на 14,6%; в 2007 г. на 10,7% и, соответственно, лиц, их совершивших, на
8,8%;
— нарушений правил оборота в 2007 г. на 100% и, соответственно, лиц, их совершивших, на
164%;
— незаконного изготовления, переработки, приобретения, хранения, перевозки или пересылки в целях сбыта, а равно сбыта сильнодействующих веществ в 2009 г. на 16,8%; в 2007 г. на 7,6% и, соответственно, лиц, их совершивших, на 11,7%.
В 2009 г. зарегистрирован рост сбыта наркотических средств на 1,6%; в 2007 г. — на 2,1% и лиц, их совершивших, на 0,9%; в 2008 г. — спад на 2,3% и, соответственно, лиц, их совершивших, на 0,9%.
Также отмечается рост общего числа расследованных преступлений, совершенных участниками организованных групп (далее — ОГ), в 2008 г. до 36 601 (4,1%). Прирост составил 5,7% за счет контрабанды (ч. 2, 3, 4 ст. 188 УК РФ) (+ 30,7%). Учитывая рост уровня организованности наркопреступности и наносимый ею более ощутимый вред, целесообразно ввести:
1) квалифицирующий признак «совершение преступления группой лиц по предварительному сговору» в ч. 2 ст. 228 УК РФ «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»;
2) особо квалифицирующий признак преступления, «совершенного организованной группой или преступным сообществом», в структуру следующих статей УК РФ:
— в ч. 3 ст. 228 УК РФ «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»;
— в ч. 3 ст. 230 УК РФ «Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ», исключив из ч. 2 той же статьи;
— в част 3 ст. 231 УК РФ «Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества», исключив из ч. 2 той же статьи.
Ввиду некорректности сформулированного уголовного состава преступления в ст. 228.1 УК РФ исключить:
1) уголовную ответственность за сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
2) квалифицирующий признак «в отношении заведомо несовершеннолетнего» из ч. 2;
3) особо квалифицирующий признак «в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста» из ч. 3;
— ввести ст. 228.3 УК РФ «Сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов», сохранив квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки, виды и сроки наказания, предусмотренные в ст. 228.1 УК РФ, с примечанием: «Под молодежью в настоящей статье, а также в ст. 230, 232 и 234 настоящего Кодекса, понимается лицо в возрасте до 29 лет»;
— ввести:
1) в ч. 2 ст. 228.3, ч. 2 ст. 230, ч. 2 ст. 232, ч. 2 ст. 234 УК РФ квалифицирующий признак «в отношении молодежи»;
2) в ч. 3 ст. 228.3, ч. 3 ст. 230 УК РФ особо квалифицирующий признак «в отношении заведомо несовершеннолетнего»;
3) ч. 4 ст. 228.3 УК РФ — «деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста — наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет со штрафом в размере до полутора миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 8 лет либо без такового» и ч. 4 ст. 230 УК РФ — «деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные в отношении лица, заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста, — наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет».
Кроме того, для приведения в соответствие статей УК РФ, регламентирующих правоотношения в сфере незаконного оборота наркотиков, необходимо:
— ст. 229 УК РФ «Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ» дополнить указанием на аналоги наркотических средств или психотропных веществ, как в ст. 228 и 2281 УК РФ;
— ст. 232 УК РФ переименовать в «Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ»;
— ч. 1 ст. 232 УК РФ изложить в следующей редакции: «Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств, психотропных или сильнодействующих веществ»;
— пункт «в» ч. 2 ст. 230 УК РФ «Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ» изложить в следующей редакции: «...в отношении женщины, несовершеннолетнего либо двух или более лиц»;
— дополнить ст. 97 УК РФ «Основания применения принудительных мер медицинского характера» пунктом «г»: «лицам, имеющим диагноз ’’наркомания“». В соответствии со ст. 99 УК РФ, принудительные меры медицинского характера представляют собой амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, принудительное лечение в психиатрическом стационаре трех типов. В связи с этим нуждается в дополнении пункта «д» ст. 99 УК РФ «Виды принудительных мер медицинского характера». Его необходимо изложить в следующей редакции:
«1. Суд может назначить следующие виды принудительных мер медицинского характера:
«д» — медико-наркологические меры, применяемые к совершившим преступление лицам, нуждающимся в лечении от наркомании».
Восстановление ранее действующего пункта необходимо в связи с тем, что содержание принудительных мер медицинского характера отличается от наказания: они лишены карательности, но являются принудительными. Оснований назначения два, как и в наказании: совершение преступления и наличие психического или наркологического расстройства. В связи с этим применение принудительных мер медицинского характера преследует две цели: излечение и предупреждение новых уголовно наказуемых деяний (ст. 98 УК РФ «Цели применения принудительных мер медицинского характера»). Кроме того, особенностью назначения принудительных мер медицинского характера является их неопределенный срок, который зависит от достижения цели излечения.
Отметим, что законодательные шаги в этом направлении уже сделаны. Так, «Концепция государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в Российской Федерации до 2014 года» предполагает законодательное регулирование порядка принудительного лечения и социальной реабилитации наркоманов, совершивших административные правонарушения и уголовно наказуемые деяния. Кроме того, в ней рекомендовано пересмотреть действующее административное и уголовное законодательства об ответственности за правонарушения, связанные с наркотиками, с целью более глубокой дифференциации ответственности виновных в этом лиц с сохранением строгих мер наказания за наиболее опасные деяния и введением лечения как замены наказания для лиц, совершающих малозначительные деяния.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (47) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (47) 2010
Кроме того, внесенные в декабре 2003 г. поправки в Уголовный кодекс РФ отменили институт конфискации по всем видам преступлений, что дает дополнительную возможность лицам, причастным к незаконному обороту наркотиков, обогатиться за счет преступных действий с наркотиками. Однако Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 1988 г.) зафиксирована положение о необходимости изыскания средств государством для организации лечения и возвращения к нормальной жизни наркоманов. Как один из источников средств для этих целей называется конфискация доходов от незаконного оборота наркотиков. В соответствии с названной Конвенцией, государства соглашаются изменить свои национальные законы, чтобы обеспечить конфискацию доходов от незаконного оборота наркотиков.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма2, каждое государство-участник принимает в соответствии с принципами своего внутреннего права необходимые меры для того, чтобы определить, обнаружить, заблокировать или арестовать любые средства, используемые или выделяемые в целях совершения преступлений, а также средства, полученные в результате таких преступлений, для целей возможной конфискации.
Поэтому утративший юридическую силу институт конфискации нуждается в восстановлении в качестве обязательного вида наказания с установлением размеров конфискованного имущества в пределах дохода, полученного или предполагаемого, в результате приобретения или сбыта наркотиков. Поэтому необходимо дополнить ст. 44 «Виды наказаний» УК РФ пунктом «ж» конфискация имущества, а ст. 45 «Основные и дополнительные виды наказаний» УК РФ изложить в следующей редакции:
1. Сохранить в прежней редакции.
2. Штраф, конфискация имущества и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.
3. Сохранить в прежней редакции.
Вышеназванное положение — «Конфискация имущества» конкретизировать в санкциях ч. 2 ст. 228.2 «Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ из корыстных побуждений» и ст. 233 «Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ», дополнительно «конфискацию денежных средств и иного имущества, добытых путем совершения преступлений».
Предложенные выше поправки в УК РФ вызваны определенным уровнем активизации молодежного наркотизма. Этому способствовали отмена в 2003 г. принудительного лечения от наркомании и введение в том же году средней разовой дозы потребления наркотиков, которая прямым и косвенным образом легализовала действия с такими размерами наркотиков, которые до этого характеризовали соответствующие деяния как преступления. Поэтому сегодня назрела крайняя необходимость возвращения к институту принудительного лечения от наркомании лиц, страдающих наркотической зависимостью.
Неоправданным решением является исключение из УК РФ и института неоднократности, особенно для преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков. Нельзя не согласиться с мнением Л.И. Романовой, что исключением ст. 16 УК РФ «были нарушены вековые традиции законотворчества, поскольку российский законодатель всегда реагировал должным образом (путем усиления репрессии) на такие проявления повторности преступлений, как неоднократность и систематичность»3. Серьезные теоретические разработки проблемы множественности преступлений были проигнорированы. Однако они обосновывали, что повторное проявление тождественной или однородной криминальной активности вызывает повышение общественной опасности содеянного и, как следствие, нуждается в отличительной уголовной ответственности. Считаем, что необходимость возврата к институту неоднократности в прежней редакции УК РФ и, соответственно, введению такого квалифицирующего признака в ч. 2 ст. 228 УК РФ; ч. 2 ст. 228.1 УК РФ; ч. 2 ст. 228.3 УК РФ; ч. 2 ст. 229 УК РФ; ч. 2 ст. 230 УК РФ; ч. 2 ст. 231 УК РФ; ч. 2 ст. 232 УК РФ; ч. 2 ст. 234 УК РФ сегодня актуальна.
В УК РФ имеются и иные требующие обсуждения положения. Так, по мнению директора ФСКН России В.П. Иванова, «в настоящее время законодательством никак не выделены и не урегулированы вопросы, связанные с оптовым сбытом наркотиков, когда партии составляют не граммы, а десятки и сотни килограммов. Оптовики по сути приравнены к мелким распространителям, и тем и другим предусмотрена одинаковая ответственность за сбыт что 5 грамм, что 700 килограмм героина»4. Для решения данной проблемы предлагается ввести в уголовное законодательство понятия значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств, а также подготовить для утверждения Правительством Российской Федерации обновленного списка основных видов наркотиков. Кроме того, для ранжирования уголовной ответственности В.П. Иванов видит целесообразным определить весовую шкалу, по которой должен исчисляться срок наказания, с чем нельзя не согласиться.
Кроме того, УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконный оборот сильнодействующих веществ, однако не содержит ни определения этого понятия, ни их перечня. В связи с этим правоохранительные органы и суды использовали утвержденные Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения СССР Списки сильнодействующих и ядовитых веществ (Списки ПККН).
Указанная правоприменительная практика была закреплена в ряде постановлений Пленумов Верховного Суда СССР и Российской Федерации, в частности, от 27 мая 1998 г. № 9. Однако она вступила в противоречие с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах». В результате 119 веществ включены Постоянным комитетом по контролю наркотиков в Список сильнодействующих и ядовитых веществ, Конвенцией от 21 февраля 1971 г. «О психотропных веществах», 56 — в Список психотропных веществ, а Конвенцией ООН от 20 декабря 1988 г. «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» отнесены к прекурсорам 9 веществ. В соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» указанные вещества должны войти в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации.
Кроме того, порядок оборота сильнодействующих веществ регламентируется несколькими ведомственными документами, однако за нарушение этих правил предусмотрена уголовная ответственность по ст. 234 и 188 УК РФ. Поэтому, как нам представляется, целесообразно все вещества из Списка сильнодействующих и ядовитых веществ, упомянутые в Конвенциях от 21 февраля 1971 г. и от 20 декабря 1988 г., включить в Списки 3 и 4 Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, распространив на их оборот правила, предусмотренные Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Списки ядовитых веществ также требуют нормативного правового закрепления путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» и соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.
Кроме того, в целях устранения несогласованности нормативных правовых актов, регулирующих порядок ввоза (вывоза) сильнодействующих веществ и сильнодействующих лекарственных средств, целесообразно внести изменения и дополнения в постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. № 278 и от 26 сентября 1997 г. № 12195. Предлагаемые изменения необходимы для приведения постановлений в соответствие со ст. 28 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах», ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 в части, касающейся контролируемых товаров и порядка их ввоза (вывоза).
Другим дискуссионным в уголовном законодательстве остается вопрос о контрабанде. В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации она относится к главе «Преступления в сфере экономической деятельности». Учитывая, что наркотики запрещены к гражданскому обороту, и незаконные действия с ними посягают на здоровье населения, специалисты в области права рекомендуют рассматривать наркоконтрабанду в гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности».
Однако необходимо отметить, что преступления, связанные с контрабандой наркотических средств, направлены на извлечение огромных преступных экономических прибылей именно путем перемещения через таможенную границу Российской Федерации, и совершаются помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжены с недекларированием или недостоверным декларированием. В связи с этим, как нам представляется, эти преступления имеют двухобъектный состав. Выделение же контрабанды наркотических средств в отдельную статью преступлений против здоровья населения и общественной нравственности считаем нецелесообразным. Ст. 188 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за контрабанду предметов и веществ, гражданский оборот которых контролируется Российской Федерацией. Деление контрабанды по предметному основанию только увеличит количество статей УК РФ.
Однако, по нашему мнению, необходимо пересмотреть вопрос о подследственности контрабанды. В частности, необходимо изменение в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации в части включения в число уголовных дел, подследственных следователям органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, уголовных дел о преступлениях, предусмотренных частями второй-четвертой ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении сильнодействующих и ядовитых веществ, поскольку контроль за легальным оборотом возложен именно на ФСКН России.
В настоящее время государственная политика и мнение населения существенно различаются в отношении немедицинского употребления наркотиков: от терпимости (ритуальные и медицинские цели), благожелательности, до полного запрета и преследования. Так, Я.И. Гилинский, поддерживая точку зрения о разрушительности репрессивной уголовной политики в России в отношении немедицинского употребления наркотиков, в качестве доводов приводит мнения специалистов: Уполномоченный по вопросам наркомании г. Гамбурга Х.Боссонг, выступая с докладом в Санкт-Петербурге (февраль1995 г.), сказал, что «употребление наркотиков и наркозависимость не исчезнут при системе запретов уголовного закона. Нельзя научить человека вести здоровый образ жизни под угрозой уголовного наказания»6. В этом высказывании еще раз акцентируется внимание на роли профилактики молодежного наркотизма, значении ее упреждающего характера. В.Франкл также писал,
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (47) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (47) 2010
что «мы не выиграли ни одного сражения с наркотиками и никогда не выиграем. . Мы не можем изгнать наркотики и наркоманов из нашей жизни».
Далее в монографии Я.И. Гилинского отмечается, что Россия идет своим, отличным от других стран путем. В частности, ухудшению наркоситуации, по его мнению, способствует усиление запрета на наркотики и репрессий; подмена реальной антинаркотической деятельности (социальной, медицинской, педагогической, психологической)8. Высказана критика Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» в следующих положениях:
— тотальный набор запрещенных наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров, необходимых для производства некоторых наркотических средств (ст. 1, 2 Закона);
— запрет на использование наркотических средств и психотропных веществ частнопрактикующими врачами (ст. 31);
— запрещение немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 40);
— резкое ограничение сведений, допустимых в антинаркотической пропаганде (ст. 46);
— запрещение лечения больных наркоманией частнопрактикующими врачами, а также с использованием наркотических средств (в т.ч. метадоновая терапия — ст. 55);
— применение медицинских мер принудительного характера (п. 3 ст. 54);
— фактическая ликвидация анонимного лечения (ст. 56)9.
Д.А. Шестаков признает, что «именно преступная торговля наркотиками — это ядро наркопреступности и существенная составляющая наркотизма, его экономическая основа относится к числу преодолимых явлений»10, и, по его мнению, торговлю надо сделать невыгодной. В связи с этим затрагивается непопулярная в России тема легализации рынка наркотических средств. Однако «ни в одной стране мира (Германия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария), в которой в той или иной степени было легализовано употребление наркотиков, не наблюдалось заметного ослабления незаконной наркоторговли. Основная причина — несоблюдение требования государственной монополизации такой торговли и осуществление потребления наркотиков под медицинским контролем в полной мере. Едва ли возможен переход на строго регламентированную государственную торговлю наркотиками в отдельной стране. Для этого требуется международная программа. Если бы мы решились пойти по пути создания легального рынка наркотических средств, то при этом следовало бы, однако, четко представлять наши цели. Поэтому к идее легализации торговли наркотиками надо относиться с чрезвычайной осторожностью»11. Нельзя не согласиться с этим положением.
Обращение к международным документам также дает некоторые разъяснения по исследуемому вопросу. Так, «Конвенция о защите прав человека и основных свобод»12, принятая в Риме 4 ноября 1950 г., в ст. 5 «Право на свободу и личную неприкосновенность» закрепила условия лишения свободы в порядке, установленном законом. Необходимо отметить п. 1е, согласно которому лишение свободы может применяться как «законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных болезней, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов и бродяг».
Не менее важны и положения Европейской социальной хартии 1961 г.13, принятые с целью укрепления европейского единства в социальной области. Согласно п. 1 ст. 11 «Право на охрану здоровья», государство обязуется устранять «насколько это возможно, причины плохого здоровья». Это обязательство «может быть выполнено при наличии надлежащей системы здравоохранения, специальных мер по защите здоровья матерей, детей и лиц пожилого возраста, а также общих мер, направленных на ... борьбу с алкоголизмом и наркоманией»14. А одним из элементов этой борьбы и является привлечение к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.
Кроме наличия законодательства, имеются и результаты практического опыта внедрения различных профилактических программ, подтверждающие необходимость предусмотрения серьезных наказаний за ввоз, распространение запрещенных веществ и торговлю ими для эффективности профилактики потребления наркотиков несовершеннолетними. В частности, реализация проекта «Исландия без наркотиков» (1997-2002 гг.), с целью объединения нации в борьбе против наркотиков, усиления профилактической работы, наглядно подтвердила этот постулат: все действия, направленные на распространение наркотических средств в отношении молодежи, особенно несовершеннолетних, должны находиться в сфере правового и нравственного запрета, в т.ч. в виде жесткой уголовно-правовой политики.
Таким образом, российское законодательство в сфере профилактики молодежного наркотизма содержит ряд норм, научно обсуждаемых и требующих совершенствования.
Список литературы
1. Европейская социальная хартия. — Страсбург, 03.05.1996 г. (Перевод на русский язык предоставлен Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Конвенция на английском языке опубликована не была).
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // СЗ РФ. — 2001. — № 2. — Ст. 163.
3. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма : Конвенция ООН, 9 декабря 1999 г., Нью-Йорк // СЗ РФ. - 2003. - № 12. - Ст. 1059.
4. О наркотических средствах и психотропных веществах : Федеральный закон, 8 января 1998 г., № З-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 2. — Ст. 219.
5. Гилинский, Я. М. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль.
- СПб.: Изд-во Пресс, 2009.
6. Мванов, В. П. Доклад «О причинах и последствиях ’’Афганского наркотрафика“ для Российской Федерации» : Парламентские слушания. - М., 19 февраля 2009 г. // Электронный документ. - Режим доступа: http://www.narkotiki.ru/oinfo_6656.html.
7. Романова, Л. М. Наркопреступность: криминологическая и уголовно-правовая характеристика.
- Владивосток, 2009.
8.Франкл, В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.
9. Фролова, Н., Халлберг, Т., Зазулин, Г. Практика антинаркотической деятельности городов и направления его совершенствования. - Вып. 1. - М., 2005.
10. Шестаков, А. А. Хотим ли мы ликвидировать наркобизнес? (теоретико-криминологический подход) // Безопасность большого города: Современные технологии профилактики наркопотребления и противодействия наркопреступности. - СПб., 2009.
Literature
1. European Social Charter. - Strasburg, 03.05.1996 (The Russian translation has been supplied by the Secretariat of the State Duma and the Federal Assembly of the Russian Federation; No convention in English has been published.)
2. Convention for Protection of the Human Rights and Fundamental Freedoms // SZ RF. - 2001. -№ 2. - Art. 163.
3. International Convention for Suppression of Financing of Terrorism : UN Convention, 9.12.1999, New York // SZ RF. - 2003. - № 12. - Art. 1059
4. About Narcotics and Psychotropic’s : Federal Law, 8.01.1998, № 3-FZ // Collection of the Laws of the Russian Federation. - 1998. - № 2 - Art. 219.
5. Gilinsky, Y. I. Criminology: Theory, History, Empirical Base, Social Control. - St.-Petersburg, 2009.
6. Ivanov, V P. Lecture “About the Reasons and Consequences of the Afgan Drug Trafficking” for the Russian Federation”: Parliamentary hearings. — Moscow, 19.02.2009 // Publishing House ‘Electron” — Access to the publication: http:llwww.narkotiki.ruloinfo_6656.html.
7. Romanova, L. I. Drug-Connected Crimes: Criminological and Criminal and Legal Characteristics. -Vladivostok, 2009.
8. FrankI, V. Man in Search for Sense. - Moscow, 1990.
9. Frolova, N., Hallberg, T, Za%ulin, G. Practice of the Anti-Drug Activities of the Cities and Directions of Its Improvement. Iss. 1. - Moscow, 2005.
10. Shestakov, D. A. Do We Want to Eliminate the Drug Business? (Theoretical and Criminological Approach) // Security of the Big City: Modern Technologies to Prevent the Drug Addiction and Fight the Drug-Connected Crimes. - St.-Petersburg, 2009.
1 О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон. 8 января 1998 г., № 3-Ф3 / / Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 219.
2 Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма: Конвенция ООН, 9.12.1999 г., Нью-Йорк // С3 РФ. 2003. № 12. Ст. 1059.
3 Романова Л.Н. Наркопреступность: криминологическая и уголовно-правовая характеристика. Владивосток. 2009. С. 194.
4 Иванов В.П. Доклад «О причинах и последствиях ^Афганского наркотрафика“ для Российской Федерации»: Парламентские слушания, М., 19 февраля 2009 г. // Электронный документ. Режим доступа: http://www.narkotiki.ru/oinfo_6656.html.
5 О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ: Постановление Правительства РФ, 16.03.1996 г., № 278 / / С3 РФ. 1996. № 13. Ст. 1350; О государственном регулировании и контроле транзита через территорию Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих, ядовитых веществ и веществ, указанных в таблицах і и її Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.: Постановление Правительства РФ, 26.09.1997 г., № 1219 // С3 РФ. 1997. № 40. Ст. 4589.
6 Гилинский Я.И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. СПб. 2009. С. 353.
7 Франкл В. Человек в поисках смысла. М. 1990. С. 30.
8 См.: Гилинский Я.И. Указ. соч. С. 354.
9 См. там же.
10 Шестаков Д.А. Хотим ли мы ликвидировать наркобизнес? (теоретико-криминологический подход) // Безопасность большого города: «Современные технологии профилактики наркопотребления и противодействия наркопреступности. СПб. 2009. С. 23.
11 Там же. С. 23-24.
12 Конвенция о защите прав человека и основных свобод // С3 РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
13 Европейская социальная хартия. Страсбург. 03.05.1996 (Перевод на русский язык предоставлен Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Конвенция на английском языке опубликована не была).
14 Фролова Н., Халлберг Т., 3азулин Г. Практика антинаркотической деятельности городов и направления его совершенствования. Вып. 1. М. 2005. С. 26.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010