Научная статья на тему 'К вопросу о правоприменительной практике с учетом законодательных изменений в сфере незаконного оборота наркотиков'

К вопросу о правоприменительной практике с учетом законодательных изменений в сфере незаконного оборота наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
211
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ПРОФИЛАКТИКА / УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОРГАНИЗОВАННАЯ НАРКОПРЕСТУПНОСТЬ / КОНТРАБАНДА / CRIMINAL AND LEGAL PREVENTIVE MEASURES / CRIMINAL LEGISLATION / ORGANIZED DRUG CRIME / TRAFFICKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миронченко С. Ю.

Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту строится на принципах приоритетности мер по профилактике наркоманий и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Уголовное законодательство в сфере незаконного оборота наркотиков претерпело существенные изменения и нуждается в изменениях. В частности, подтверждается необходимость предусмотрения серьезных наказаний за ввоз, наркоконтрабанду для эффективности профилактики потребления наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF LAW ENFORCEMENT WITH THE LEGISLATIVE CHANGES IN THE AREA OF DRUG TRAFFICKING

The state policy in the area of drug trafficking and in the area of countermeasures to their illegal turnover is built on the principle of priority of the measures to prevent the drug-connected crimes. Therefore the criminal legislation in the area of illegal drug turnover needs to be improved. For instance, the supports the necessity to provide for the serious punishment for export, drug trafficking to make effective the preventive measures against their usage by the people.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правоприменительной практике с учетом законодательных изменений в сфере незаконного оборота наркотиков»

Рассмотренные формы организации учебной деятельности могут быть также использованы при проведении контроля подготовленной монологической и неподготовленной диалогической речи, уровня освоения языка и использования речевых клише, усвоения маркеров дискурса, лексико-грамматических конструкций и т.п.

Необходимо отметить, что достоинством подобных мероприятий является развитие критического мышления и интеллектуального потенциала личности. Но следует учитывать, что «знать», как утверждает один из основоположников системного подхода — Р. Ла-кофф, — это не одно и то же, что «понимать», так как знание формируется анализом, а понимание приходит через синтез. От того, насколько правильно будет сформировано понимание окружающей нас действительности и ее особенностей, зависит не только наше отношение к происходящему, но и наше собственное место в этом мире, наше личностное и языковое взаимодействие и наша оценка деятельности окружающих нас лиц.

1 Вебинары — совместный просмотр и обсуждение информации, во время которых участники могут обмениваться вопросами, передавать изображение с web-камеры, подклю-

чать других коммуникантов и осуществлять запись происходящего в видеофайл (Softline direct. 2008. № 9. Р. 160).

2 Dog and pony show — показ, демонстрация или презентация в рамках рекламной кампании (Oxford-American Dictionary. 2009).

Литература

1. Ворошкевич. Д.В. К вопросу о повышении уровня коммуникативной компетенции // Сб. материалов науч. сессии. МПГУ. 2009-2010.

2. Маковецкая М.С. Особенности речевого взаимодействия участников группового общения // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. РГГУ. М., 2008.

3. Маркова Е.С. Дебаты как форма контроля речевых умений на английском языке // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. РГГУ. М., 2008.

4. Надаретон А.П. Лекции по социальной и политической психологии. СПб.: Питер, 2003.

5. Стернин И.А. О понятии коммуникативного сознания народа // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. РГГУ,. М., 2008. С. 148-152.

6. www.Criticalthinking.org / icat.html.

7. Welfson N. Rules of Speaking // Language and Communica-tion.London: Longman, 1983.

8. Softline direct. 2008. № 9.

К ВОПРОСУ О ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ С УЧЕТОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ

С.Ю. МИРОНЧЕНКО, НИИ Академии генеральной прокуратуры РФ, научный сотрудник, кандидат юридических наук

natasha.kbzn@rambler.ru 12.00.08 - Уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Аннотация. Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту строится на принципах приоритетности мер по профилактике наркоманий и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Уголовное законодательство в сфере незаконного оборота наркотиков претерпело существенные изменения и нуждается в изменениях. В частности, подтверждается необходимость предусмотрения серьезных наказаний за ввоз, наркоконтрабанду для эффективности профилактики потребления наркотиков.

Ключевые слова: уголовно-правовая профилактика, уголовное законодательство, организованная наркопреступность, контрабанда

TO THE QUESTION OF LAW ENFORCEMENT WITH THE LEGISLATIVE CHANGES IN THE AREA OF DRUG TRAFFICKING

S.Yu. MIRONCHENKO, Research Institute of the Academy of the General Prosecutor's Office, Researcher, PhD

Annotation. The state policy in the area of drug trafficking and in the area of countermeasures to their illegal turnover is built on the principle of priority of the measures to prevent the drug-connected crimes. Therefore the criminal legislation in the area of illegal drug turnover needs to be improved. For instance, the supports the necessity to provide for the serious punishment for export, drug trafficking to make effective the preventive measures against their usage by the people.

Keywords: criminal and legal preventive measures, criminal legislation, organized drug crime, trafficking

Из Всемирного доклада о наркотиках за 2009 год1 известно, что «международный незаконный оборот, как правило, связан с героином и кокаином, хотя на межрегиональном уровне осуществляется и контрабанда некоторого количества смолы каннабиса и экстази. Продолжает расти объем изъятий опиатов. Это касается как опия, так и героина. Сообщения о наиболее крупных изъятиях по-прежнему поступают из стран, граничащих с Афганистаном». Контрабанда стала развитым направлением организованной преступной деятельности. Уголовная ответственность за нее на протяжении ряда лет претерпевала многочисленные дискуссии.

Так, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации до недавнего времени она предусматривалась в главе «Преступления в сфере экономической деятельности». Учитывая, что наркотики запрещены к гражданскому обороту и незаконные действия с ними посягают на здоровье населения, в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ2 контрабанда наркотиков помещена в гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности».

Однако при квалификации преступления до введения вышеуказанного федерального закона контрабанда рассматривалась как направленная на извлечение экономических прибылей именно путем перемещения через границу Российской Федерации и совершается помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжена с недекларированием или недостоверным декларированием. И в связи с этим конструкция состава исключенной из УК РФ ст. 188 имела дву-объектный состав. В действующей редакции УК РФ контрабанда разделена по предметному основанию, что увеличило количество статей кодекса. Так, наркоконтрабанда предусмотрена как незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) - международная экономическая организация, созданная для эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и единого экономического пространства, а также для интеграции в экономической и гуманитарной области. Договор об учреждении ЕврАзЭС вступил в силу 30 мая 2001 г. после его ратификации государствами-членами. Ими

являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. В 2007-2010 гг. Беларусь, Казахстан и Россия создали Таможенный союз.

После вступления в законную силу Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ3 УК РФ приобрел две статьи за контрабанду. А именно: ст. 229.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, а ст. 226.1 — за контрабанду сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей.

У ряда специалистов новая редакция названных статей УК РФ вызвала недоумение. В частности, непонимание связано с предметным делением контрабанды. Так, Л.В. Готчина в статье задает вопрос законодателю: «почему контрабанда сильнодействующих и ядовитых веществ не отнесена к ст. 229.1 УК РФ, а предусмотрена в главе 24 УК РФ «Преступления против общественной безопасности» и входит в диспозицию статьи наряду с такими предметами преступления, как культурные ценности, ядерные материалы, огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, стратегически важные товары и ресурсы? Несмотря на то что ст. 234 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта, постановление Пленума Верховного Суда РФ 15 июня 2006 г. № 14 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми вещества-ми»4 дает общие разъяснения правоприменителю по делам о преступлениях, связанных с наркотическими

средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами»5.

Может, это связано с санкциями, предусмотренными за такие преступления? Однако нет, если ознакомиться с ними, например, по первым частям статей, то они одинаковые. Какой же принцип лег в основу разделения предметов контрабанды в разные главы УК РФ? Законодатель пока не дал разъяснения правоприменителю.

Предметом контрабанды являются преимущественно натуральные средства, т.е. выращенные в естественных условиях. Наркосодержащие растения тайно выращиваются в отдаленных от населенных пунктов районах. Произведенные из них наркотики переносятся на себе различными способами, перевозятся на транспорте, переправляются на автомобилях и судах, на самолетах, пересылаются по почте и в коммерческих партиях промышленных товаров; пассажиры прячут их в своем багаже или на теле. Контрабандой занимаются разные люди - дилетантов до представителей крупных преступных организаций.

Продолжается синтезирование новых наркотиков для последующей массовой их контрабанды. Поставляемые из-за границы международной наркомафией, которая контролирует обширный наркорынок, наркотики оседают в России и транспортируются транзитом в другие страны. Международная и отечественная наркомафия заинтересованы в сохранении участков «открытых» границ, в пробелах законодательства, позволяющих уйти от ответственности контрабандистам.

Необходимо отметить, что значительная часть операций, связанных с международным оборотом наркотиков, особенно опия, героина, кокаина, весьма хорошо организована и осуществляется международными преступными организациями, специализирующимися в этой области, в условиях конспирации. Доходы столь велики, что имеется возможность высоко оплачивать услуги всех участников этого бизнеса. Наибольшее вознаграждение получают организаторы и лица, финансирующие контрабанду наркотиков. К наркобизнесу привлекаются лица из благополучных слоев общества - химики, медицинские работники.

Контрабандой наркотиков в больших масштабах занимаются молодые люди, которые провозят небольшие количества каннабиса, кокаина или галлюциногенов для личного потребления или для финансирования определенной деятельности. «Вольно или невольно они могут стать перевозчиками наркотиков для преступных организаций, которые платят им за это наличными или вознаграждают иным способом. Такие контрабандисты могут использовать транспорт

коммерческих компаний, проносить наркотики на себе, перевозить их на определенное расстояние на машине; им может быть поручено также пересечь национальную границу в каком-либо таможенном пункте только один раз»6.

Помимо наркозаконодательства в ходе контрабанды наркотиков нарушаются законы, касающиеся почтовых служб, импорта и экспорта, нередко имеют место взяточничество, коррупция. Решительные действия по обеспечению соблюдения соответствующих законов являются важным дополнением к мерам по обеспечению соблюдения законов о наркотиках. Поэтому в связи с серьезностью и масштабностью проблем, связанных с наркоконтрабандой, исключительно важное значение приобретает вопрос разработки политики и программ предотвращения и контроля на системной основе. Для успеха правоохранительные органы должны обеспечить такую же степень организованности и продуманности в нормах права, политики и правоприменения, как предусмотрено в системе организованной преступности.

1 Всемирный доклад о наркотиках (World Drug Report) // Режим доступа: www.un.org/ru/development/surveys/-docs/ drug2010.pdf.

2 О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ: Федеральный закон, 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ // Российская газета. 2011. № 278. 9 декабря; О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 1 марта 2012 г. № 18-ФЗ // Российская газета. 2012. № 5719. 2 марта.

3 О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ: Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ // Российская газета. 2011. № 278. 9 декабря; О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от

1 марта 2012 г. № 18-ФЗ // Российская газета. 2012. № 5719.

2 марта.

4 О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами: Постановление Пленума ВС РФ от 15 июня 2006 г. № 14 // Российская газета. 2006. 28 июня.

5 Готчина Л.В. О некоторых аспектах законодательного закрепления в сфере незаконного оборота наркотиков // Учен. зап. юрид. фак-та. Вып. 24 (34)—25 (35) / Под ред. А.А. Ливе-ровского. СПб., 2012. С. 41-42.

6 Выявление и предупреждение незаконного оборота наркотиков: Учеб. пособие. Белгород: Белгород. юрид. инс-т МВД России, 2006. С. 179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.