Научная статья на тему 'Наркоконтрабанда: проблемы квалификации в свете нового уголовного законодательства России'

Наркоконтрабанда: проблемы квалификации в свете нового уголовного законодательства России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2722
581
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА / SMUGGLING / БЕЗОПАСНОСТЬ / SECURITY / СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / SPECIAL CONTROL / РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / ПЕРЕЧЕНЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / CRIME / СУДОПРОИЗВОДСТВО / LEGAL PROCEEDINGS / CHECKLIST

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ролик Александр Иванович

Рассматриваются меры, предусмотренные российским законодательством по предотвращению незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза веществ, содержащих наркотические средства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Drug smuggling: topical issues of definitions in the context of the new criminal legislation of Russia

The paper deals with the measures for combating illicit movement of narcotic substances across the Customs border of the Customs Union stipulated by the Russian legislation.

Текст научной работы на тему «Наркоконтрабанда: проблемы квалификации в свете нового уголовного законодательства России»

правоохранительный аспект

УДК 343.37:339.543 ББК 67.408

А.И. РОЛИК

Наркоконтрабанда: проблемы квалификации в свете нового уголовного законодательства России1

Рассматриваются меры, предусмотренные российским законодательством по предотвращению незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза веществ, содержащих наркотические средства.

Ключевые слова: контрабанда, безопасность, специальный контроль, регулирование, перечень, преступление, судопроизводство.

A.I. Rolik

Drug smuggling: topical issues of definitions in the context of the new criminal legislation of Russia

The paper deals with the measures for combating illicit movement of narcotic substances across the Customs border of the Customs Union stipulated by the Russian legislation.

Keywords: smuggling, security special control, regulation, checklist, crime, legal proceedings.

В мировой правоприменительной практике контрабанда наркотиков относится к числу достаточно распространенных видов преступлений, причем в последние годы прослеживается неблагоприятная тенденция в развитии этой формы преступного поведения. Так, по некоторым данным, в России было зафиксировано: в 2000 г. - 1 987 преступлений, связанных с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, в 2001 г. - 2 089; в 2002 г. - 2 166; в 2003 г. - 2 498; в 2004 г. - 2 078; в 2005 г. -1 726; в 2006 г. - 1 500; в 2007 г. - 1 133; в 2008 г. - 4 269; в 2009 г. - 4 706; в 2010 г. -3 123; в 2011 г. - 2 969; в 2012 г. - 1 401, в 2013 г. - 1 594 [5].

1 Научные результаты получены в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации, задание № 29.763.2014/К.

РОЛИК Александр Иванович — доцент кафедры уголовного права и криминологии Юридической школы Дальневосточного федерального университета, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ, вицегубернатор Приморского края, г. Владивосток.

правоохранительный аспект

49

Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ [13] уголовно-правовой запрет контрабанды предметов наркопреступлений был перемещен из главы 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» в главу 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Законодатель тем самым подчеркнул, что основным объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность здоровья населения, а также установленный порядок перемещения через таможенную или государственную границу соответствующих предметов.

Предметы преступления описаны законодателем в статьях 228, 228.2 и 231 УК РФ, а именно: наркотические средства, психотропные вещества, их прекурсоры или аналоги; растения (части растений), содержащие наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры; инструменты или оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

В результате декриминализации так называемой «товарной контрабанды» и появления ст. 229.1 УК РФ в ее нынешнем описании в главе 25 УК РФ предмет контрабанды, с одной стороны, расширился за счет включения в него прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, а также растений (частей растений), содержащих прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, но с другой стороны - сузился за счет исключения из него некоторых видов инструментов и оборудования. Если ст. 188 УК РФ предусматривала ответственность за контрабанду инструментов и оборудования, предназначенных для «производства» и «изготовления» наркотических средств и психотропных веществ, то согласно ст. 229.1 УК РФ уголовно наказуема контрабанда соответствующих инструментов и оборудования, предназначенных только для их «изготовления».

Вполне очевидно, что не все виды инструментов и оборудования, предназначенные для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, тождественны (идентичны) инструментам и оборудованию, используемым при их производстве. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к постановлению Правительства РФ от 22.03.2001 № 221 «Об утверждении перечня инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, и Правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ»[10]. В нем, в частности, к таким предметам отнесено оборудование для запайки ампул. На наш взгляд, такого рода оборудование

50

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

предназначено не для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, а уже для их производства.

Следует также учитывать, что указанное постановление принято во исполнение положений Конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» 1988 г., в которой содержатся требования о контроле за оборотом оборудования, предназначенного для использования в целях как незаконного использования, так и производства наркотических средств или психотропных веществ [11].

Вряд ли при таких обстоятельствах можно признать обоснованной предпринятую отечественным законодателем декриминализацию наркоконтрабанды путем сокращения предметов данного преступления и непризнания уголовно наказуемыми действия лиц, занимающихся контрабандой инструментов и оборудования, предназначенных для производства наркотических средств или психотропных веществ. Нелогичность такого законотворческого приема особенно заметна на фоне того, что незаконное производство наркотических средств или психотропных веществ самим российским законодателем по-прежнему признается более тяжкой разновидностью наркопреступлений, чем их изготовление. Для этого достаточно сравнить санкции статей 228 и 228.1 УК РФ. Данное преступление выражается в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) либо Государственную границу РФ с государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений (частей растений), содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Перемещением указанных предметов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ признается незаконный ввоз на соответствующую таможенную территорию либо вывоз с нее этих предметов любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях.

В ст. 28 федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» в соответствии со ст. 3 федерального закона от 01.03.2012 № 18-ФЗ внесены изменения, однозначно указывающие, что ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется при наличии лицензии Минпромторга России -федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности в соответствии с федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [12; 14]. Кроме того, федеральным законом № 3-ФЗ законодательно закреплено, что одним из оснований

правоохранительный аспект

51

для оформления лицензии на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, выдаваемой Минпромторгом России, является соответствующее разрешение Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) [14].

Установив запрет на осуществление ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров индивидуальными предпринимателями, федеральный закон № 3-ФЗ ограничивает также категорию субъектов, осуществляющих ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в табл. 1 списка IV «Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», только государственными унитарными предприятиями (пункты 1 и 3 ст. 28 федерального закона № 3-Фз) [14].

В то же время ввоз (вывоз) прекурсоров, внесенных в таблицы 2 и 3 списка IV указанного Перечня, осуществляется юридическими лицами независимо от их форм собственности при наличии соответствующей лицензии. А в отношении отдельных прекурсоров, внесенных в табл. 3 списка IV Перечня, допускается исключение некоторых мер контроля. Согласно п. 3 ст. 28 федерального закона № 3-ФЗ их ввоз (вывоз) разрешается осуществлять без оформления лицензии в размерах и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ. Важно подчеркнуть, что для получения сертификата и разрешения на ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров со сведениями, указанными в пункте 4 ст. 28 федерального закона № 3-ФЗ, заявитель теперь обязан представить значительно больше идентифицирующих юридическое лицо сведений, в том числе указать информацию о производителе и импорте (в случае осуществления вывоза) веществ [7].

Таким образом, незаконное перемещение предметов наркоконтрабанды через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС означает не что иное, как перемещение указанных предметов через пределы единой таможенной территории Таможенного союза, очерченные внешними линиями границ Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Поскольку таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС на некоторых своих участках выходит за пределы государственной территории России, то и незаконное перемещение предметов наркоконтрабанды через таможенную границу Таможенного союза на этих участках необходимо признавать преступлением, совершенным вне пределов Российской Федерации.

В соответствии с универсальным принципом действия уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации (ст. 12 УК РФ), не только граждане России и постоянно проживающие в ней лица без гражданства, но и (при наличии ряда дополнительных условий) иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности

52

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

по УК РФ, если они совершили такое преступление против интересов России и если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решение суда иностранного государства.

Если же принять во внимание, что Таможенный союз создавался в интересах всех объединившихся в него государств, включая Россию, то представляется бесспорным, что незаконное перемещение предметов наркоконтрабанды через границу этого союза (в любой ее точке) должно признаваться преступлением против интересов Российской Федерации, а ответственность за подобные действия - наступать по ст. 229.1 УК РФ.

Дополнительной нормативно-правовой основой для такой квалификации служит заключенный и ратифицированный Россией «Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств-членов Таможенного союза» (принят в Астане, Республика Казахстан, 05.07.2010 г.) [1]. Договором, в частности, предусмотрено, что каждая Сторона в соответствии со своим законодательством может возбуждать и расследовать уголовные дела по преступлениям, направленным против ее интересов, совершенным на территории других сторон. Кроме того, если преступления совершены лицом на территории разных стран, то по согласованию между уполномоченными в соответствии с законодательством Сторон органами уголовное дело может расследоваться на территории той Стороны, где совершено большинство преступлений или наиболее тяжкое из них.

Не исключено, следовательно, что и российский правоприменитель за наркоконтрабанду, совершенную вне пределов России, но в границах Таможенного союза (например, на участках белорусско-украинской или казахстанско-узбекистанской границы), может привлечь виновных лиц к уголовной ответственности по ст. 229.1 УК РФ.

Так решается вопрос с квалификацией наркоконтрабанды в случае незаконного перемещения соответствующих предметов через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Но в диспозиции ст. 229.1 УК РФ речь идет еще об одной разновидности контрабанды - незаконном перемещении тех же предметов через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Что имел в виду в данном случае законодатель?

Ответ на этот вопрос попытался дать А.В. Федоров. Он предположил, что законодатель при формулировании статей 226.1 и 229.1 УК РФ использовал союз «либо», чтобы обозначить тождество двух упомянутых видов контрабанды: а) незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и б) незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

При этом автор приводит пример о партии опия, незаконно ввезенной сначала из Китая в Казахстан, а затем - из Казахстана в Россию, и делает

правоохранительный аспект

53

принципиальный вывод о том, что в рассматриваемом случае совершено два разных преступления, квалифицируемых по ст. 229.1 УК РФ как контрабанда и отличающихся друг от друга как минимум по объективной стороне содеянного, по месту и времени их совершения [19].

Нам эта позиция не представляется бесспорной. Очертив таможенную границу Таможенного союза пределами таможенной территории этого союза (т. е. внешней линией границ трех объединившихся государств), государства-участники тем самым признали не имеющим принципиального значения для целей данного союза факт продолжения существования государственных границ внутри этого периметра. Что касается юрисдикции государств-участников, то она не только сохранилась в рамках государственных границ каждого государства, но и простерлась в ряде случаев за их пределы, вплоть до возможности привлечения любым из трех государств к уголовной ответственности по внутринациональному законодательству любых лиц, незаконно перемещающих предмет контрабанды в любой точке и на любом участке таможенной границы Таможенного союза. В этом, как нам кажется, и состояла одна из прагматичных идей построения данного союза. Иначе зачем было «огород городить»?

Спрашивается, чем же тогда объяснить появление в диспозиции ст. 229.1 УК РФ двух альтернативных видов наркоконтрабанды? Ответ, на первый взгляд, прост: российский законодатель, прекрасно понимая, что для нормальной работы уголовно-правового запрета вполне достаточно первого из описанного им варианта наркоконтрабанды, на всякий случай, в целях перестраховки сконструировал и вторую его разновидность. Сделано это было, вероятно, для того, чтобы облегчить работу правоприменителя для сбора необходимых документов по делу в ситуациях, когда первые эпизоды наркоконтрабанды совершены за пределами России, а последний (вместе с задержанием преступника) - на ее территории.

Но если бы дело упиралось только в проблему своевременного сбора доказательств и ускорения уголовного судопроизводства. Ситуация гораздо принципиальнее и сложнее, ибо связана с проблемой квалификации содеянного. В самом деле, как квалифицировать действия наркокурьера, который, зная о существовании Таможенного союза (и юридических тонкостях его построения), сформировал единый умысел на провоз наркотиков транзитом из Польши через Белоруссию, Россию и Казахстан в Китай? Задержан наркоконтрабандист в Казахстане в момент пересечения казахстано-китайской границы и экстрадирован в Россию для привлечения к уголовной ответственности.

По логике отдельных авторов (а она им подсказана своеобразным описанием законодателем диспозиции ст. 229.1 УК РФ) в действиях такого контрабандиста усматривается целый «букет» самостоятельных составов преступлений: а) оконченная контрабанда в виде незаконного перемещения наркотиков

54

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

через таможенную границу Таможенного союза (эпизод с пересечением границы Польши и Белоруссии); б) оконченная контрабанда в виде незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации (эпизод с пересечением границы Белоруссии и России); в) оконченная контрабанда в виде незаконного перемещения наркотиков через Государственную границу Российской Федерации (эпизод с пересечением границы России и Казахстана); г) покушение на контрабанду в виде попытки незаконного перемещения наркотиков через таможенную границу Таможенного союза (эпизод с попыткой пересечения границы Казахстана и Китая).

На наш взгляд, такая квалификация недопустима. И не только потому, что на самом деле совершено единичное продолжаемое преступление, складывающееся из ряда тождественных действий, направленных к достижению единой цели и охватываемых единым умыслом. Но и в силу того, что все эпизоды данного единично продолжаемого преступления совершались в пространстве государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Квалификация этого единичного преступления как серии самостоятельных составов по УК РФ означала бы нарушение сразу двух принципов уголовного законодательства России - принципа субъективного вменения и принципа справедливости.

Единственным разумным (и прагматичным) основанием для сохранения в диспозиции ч. 1 ст. 229.1 УК РФ упоминания о Государственной границе РФ является, по-видимому, то вполне допустимое в реальной действительности обстоятельство, что наркоконтрабанда может в ряде случаев приобретать форму локальных акций по перемещению «товара» исключительно из России в Казахстан или Белоруссию, либо наоборот, без пересечения при этом таможенной границы Таможенного союза. Квалификация подобных действий по ст. 229.1 УК РФ возможна только при использовании категории «незаконное перемещение через Государственную границу Российской Федерации».

Диспозиция ст. 229.1 УК РФ (в отличие от ранее существовавшей ст. 188 УК РФ) сформулирована таким образом, что в ней не раскрывается с помощью видовых признаков понятие «незаконное перемещение» предметов наркоконтрабанды через соответствующие границы. Диспозиция, стало быть, относится к категории бланкетных. Для уяснения смысла объективной стороны данного преступления необходимо обратиться к иным нормативно-правовым актам.

Таможенный кодекс Таможенного союза определяет незаконное перемещение товаров через таможенную границу как перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием

правоохранительный аспект

55

документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

Таким образом, незаконным применительно к ст. 229.1 УК РФ следует признать такое перемещение предмета наркопреступления через Таможенную границу либо Государственную границу России, которое осуществляется следующими способами: а) вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах; б) с сокрытием от таможенного контроля; в) с недостоверным декларированием; г) с недекларированием; д) с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Перемещение предметов наркоконтрабанды вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах означает перемещение указанных предметов через соответствующую границу либо помимо мест расположения таможенных органов (таможни, таможенного поста), либо хотя и в местах их дислокации, но с нарушением временного режима работы этих органов, т. е. вообще не предоставляя к таможенному досмотру перемещаемые предметы.

Под сокрытием от таможенного контроля понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение предметов либо их подлинные свойства или количество (например, придание одним предметам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в багаже, одежде или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров через таможенную границу, сокрытие предметов наркоконтрабанды в полостях человеческого тела). Сокрытие, следовательно, предполагает утаивание тем или иным способом предмета наркоконтрабанды с целью придания ему неочевидного характера и недопущения, тем самым, обнаружения факта совершения преступления [15]. И наоборот, несовершение действий, специально направленных на придание предмету наркоконтрабанды неочевидного характера (например, помещение таких предметов в чемодан среди обычных вещей, их провоз на транспортном средстве в местах общего доступа, и т. п.), не может рассматриваться как их сокрытие.

Так, едва ли обоснованной можно признать квалификацию Первомайским районным судом г. Владивостока как покушение на контрабанду путем сокрытия от таможенного контроля действий Б., который, незаконно владея наркотическими средствами (гашишем), пытался вывезти его за границу на борту СРТ «Ольга», разместив данный наркотик на обогревателе под столом в своей каюте2. Никаких специальных действий, направленных на утаивание предмета

2 Архив Первомайского районного суда г. Владивостока за 2010 г. Дело № 1-138/10.

56

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

контрабанды (скажем, вмонтирование его в сам обогреватель, приклеивание к задней стенке или днищу) в приведенном примере предпринято не было.

Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах (предметах наркоконтрабанды) и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иной форме декларирования товаров (предметов наркоконтрабанды) сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров (предметов наркоконтрабанды) и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей.

Под использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах (предметах наркоконтрабанды), поддельных либо относящихся к другим товарам (предметам наркоконтрабанды) средств идентификации следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения указанных в ст. 229.1 УК РФ предметов преступления заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем, либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Состав преступления - формальный (но не усеченный, как ошибочно полагает М.С. Иващенко [4]). Считать преступление оконченным с момента покушения на незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу РФ указанных в ст. 229.1 УК РФ предметов, ориентируясь при этом исключительно на формулировку п. 19. ст. 4 ТК ТС, нет ни малейших оснований, ибо в данной статье ТК ТС лишь акцентируется внимание на том, что и покушение на незаконное перемещение не должно оставаться безнаказанным (но именно как покушение, а не как оконченное правонарушение). Отсюда момент окончания данного преступления будет определяться в зависимости от формы и способа перемещения предмета наркоконтрабанды (ввоз, вывоз, пересылка), а также приемов осуществления контрабанды (с сокрытием от таможенного контроля, с недостоверным декларированием и т. п.).

При незаконном ввозе (вывозе) предметов наркоконтрабанды помимо таможенного контроля или с сокрытием от него преступление считается оконченным с момента фактического пересечения этими предметами таможенной границы Таможенного союза или Государственной границы РФ. Такова устоявшаяся по этому поводу точка зрения теоретиков и практиков [2; 5; 9].

Однако имеются и иные воззрения на этот счет. Отдельные исследователи приходят к выводу, что состав оконченной контрабанды при вывозе

правоохранительный аспект

57

наркотиков необходимо связывать не только с моментом подачи недостоверной декларации (с момента неподачи ее вовсе), но и с любыми другими действиями, непосредственно направленными на реализацию намерения вывезти предмет преступления [8; 16]. В качестве аргументов в пользу такого подхода обычно высказываются сетования по поводу того, что в противном случае состав преступления может быть вообще не установлен, поскольку в России не изъят, а следовательно, и не исследован непосредственно сам предмет преступления, т. е. наркотик, который уже оказался за границей [17].

Мы солидарны по этому вопросу с позицией первой группы ученых, ибо полагаем, что трудности доказывания преступления (как и любые другие уголовно-процессуальные моменты) не могут и не должны влиять на чистоту квалификации содеянного. Тем более, что сам уголовный закон не дает никаких оснований для такой его интерпретации.

При незаконном вывозе предметов наркоконтрабанды, сопряженном с недостоверным их декларированием (недекларированием); с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о данных предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим предметам средств идентификации, - преступление признается оконченным с момента подачи (неподачи) декларантом таможенной декларации или иных документов и средств идентификации и их принятием таможенными органами.

Субъективная сторона наркоконтрабанды характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что незаконно перемещает через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС соответствующие предметы наркоконтрабанды и желает действовать таким образом. Мотивы и цели незаконного перемещения предметов наркоконтрабанды для квалификации значения не имеют.

Субъектом простой наркоконтрабанды признается любое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста.

Статья 229.1 УК РФ устанавливает ответственность за целый ряд квалифицированных и особо квалифицированных видов наркоконтрабанды. Особое значение для точной квалификации наркоконтрабанды имеет правильное установление таких ее квалифицирующих признаков, как значительный, крупный и особо крупный размер предмета рассматриваемого преступления.

Значительный размер предмета наркоконтрабанды в данном составе преступления выступает не криминообразующим признаком (по ч. 1 ст. 229.1 УК РФ уголовная ответственность наступает и в том случае, если предмет преступления «не дотягивает» до значительного размера), а фактором, дифференцирующим такую ответственность. Особо квалифицированными видами наркоконтрабанды признается совершение этого преступления в крупном (ч. 3 ст. 229.1 УК РФ) и особо крупном (ч. 4 ст. 229.1 УК РФ) размере.

В соответствии с примечанием к статьям 228 и 228.3 УК РФ значительный, крупный и особо крупный размеры предмета рассматриваемого

58

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

преступления для целей ст. 229.1 УК РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 № 1002 и от 08.10.2012 № 1020. Следует, правда, учитывать, что предмет наркоконтрабанды в виде наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, растений (частей растений), содержащих наркотические средства или психотропные вещества, по их весу подразделяется на значительный, крупный и особо крупный размеры, а тот же предмет в виде прекурсоров наркотических средств, психотропных веществ, растений (частей растений), содержащих прекурсоры таких средств и веществ, - только на крупный и особо крупный размеры.

В связи с изменением градации предмета наркоконтрабанды в 2012 г. судебная практика столкнулась с проблемой обратной силы уголовного закона. К настоящему времени правоприменитель уже выработал некий алгоритм, позволяющий правильно разрешать возникшие коллизии.

Так, Тюменским областным судом К. был признан виновным в незаконном хранении без цели сбыта наркотического средства - героина массой 3,81 г, т. е. в особо крупном размере, а также в незаконном перемещении через Государственную границу Российской Федерации с государством - членом Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотического средства - героина массой 3,81 г, т. е. в особо крупном размере. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ, рассмотрев данное дело в кассационной инстанции, в определении по нему отметила, что постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 № 1002 увеличена масса наркотического средства - героина, измеряемая в граммах, с которой её размер стал признаваться особо крупным, и поэтому героин массой 3,81 г, перемещенный К. через Государственную границу Российской Федерации, в настоящее время не является особо крупным размером, а его следует признать крупным размером. Таким образом, исходя из содержания ст. 10 УК РФ, согласно которой уголовный закон, улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, действия К. по незаконному перемещению через Государственную границу России с государством - членом Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотического средства - героина массой 3,81 г, следует квалифицировать по ч. 3 ст. 229.1 УК РФ, санкция которой мягче санкции п. «б» ч. 4 ст. 229.1 УК РФ, по которой осужден К3.

По другому уголовному делу в отношении Г., осужденного также по п. «б»

ч. 4 ст. 291 УК РФ, тем же Верховным судом РФ вынесено аналогичное опре-деление4.

Таковы некоторые особенности квалификации наркоконтрабанды с учетом изменившегося уголовного законодательства России.

3 Архив Верховного Суда РФ за 2013 г. Дело № 89-013-7.

4 Там же. Дело № 57-013-1.

правоохранительный аспект

59

Список литературы

1. Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов Таможенного союза [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tsouz.ru/MGS/MGSll/Pages/Pl_50.aspx

2. Дронников А.А. Уголовная ответственность за контрабанду препаратов, ограниченных в гражданском обороте: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2000. С. 15.

3. Здоровье нации и национальная безопасность: криминологические и правовые проблемы: материалы конференции. М., 2013. С. 364.

4. Иващенко М.С. Преступления против здоровья населения: вопросы криминализации, систематизации и уголовно-правовой оценки: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2012. С. 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Качкина Г.П. Контрабанда как таможенное преступление: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владивосток, 2003. С. 23.

6. Криминологическая ситуация и реагирование на нее: сб. статей. М., 2014. С. 281.

7. Карпов Я.С. Особенности ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также сильнодействующих и ядовитых веществ в условиях Таможенного союза ЕврАзЭС // Административное и муниципальное право. 2012. № 7. С. 50-58.

8. Майоров А.А. Наркотики: преступность и преступление /

А.А. Майоров, В.Б. Малинин. СПб., 2002. С. 211-212;

9. Михайлов В.И. Таможенные преступления / В.И. Михайлов, А.В. Федоров. СПб., 1999. С. 50.

10. Об утверждении перечня инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ, и Правил разработки, производства, изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования, ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, вывоза с таможенной территории Российской Федерации, уничтожения инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств, психотропных веществ [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 22.03.2001 № 221. Режим доступа: http://www.nso.ru/sites/test.new.nso.ru/wodby_files/files/migrate/ legalbase/

11. О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ [Электронный ресурс]: положения Конвенции ООН. 1988 г. Режим доступа: http://www.narkotiki.ru/5_49.htm

60

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 4(69)/2014

12. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон [от 08.12.2003] № 164-ФЗ. Режим доступа: http://base.garant.ru/

13. О внесении изменений в уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон [от 07.12.2011] № 420-ФЗ [принят ГД ФС РФ 17.11.2011]. Режим доступа: http://graph.document.kremlin.ru/

14. О наркотических средствах и психотропных веществах [Электронный ресурс]: федер. закон [от 08.01.1998] № 3-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 04.06.2014). Режим доступа: http://graph.document.kremlin.ru/

15. Присекин А.В. Криминологическое исследование тайников как способа сокрытия незаконного оборота наркотических средств / А.В. Присекин,

В.В. Яровенко. М., 2013. С. 12.

16. Роганов С.А. Расследование преступлений в сфере нетрадиционного наркобизнеса. СПб., 2005. С. 44.

17. Рябчук В.Н. Контрабанда наркотиков: актуальные проблемы квалификации // Наркоконтроль. 2007. № 3. С. 19.

18. Степанова О.Г. Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо частей растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры: уголовно-правовое и криминологическое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2012. С. 3.

19. Федоров А.В. Изменения в законодательстве об ответственности за контрабанду наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ // Наркоконтроль. 2012. № 1. С. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.