в
МШН1Ж Цепелев В.
университета Уголовно-политический аспект противодействия незаконному ^47
имени o.e. кутафина(мгюА) обороту наркотических средств, психотропных веществ
УГОЛОВНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
В статье проблема противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ рассматривается с позиций уголовной политики. В целях понимания социальной обусловленности такого противодействия анализируется криминальная ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков и психотропных веществ, приводятся данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ о судимости за названные преступления, рассматриваются возможности использования уголовно-правовых средств противодействия, состояние и тенденции развития уголовного закона (УК РФ) в данной сфере.
Ключевые слова: уголовная политика, незаконный оборот, наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры, аналоги, противодействие, уголовный закон, уголовно-правовые средства.
Валерий
Филиппович
ЦЕПЕЛЕВ,
доктор
юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Известно, что наркотизм в целом и тесно связанный с ним незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ1 представляют угрозу национальной и общественной безопасности как России, так и всего мирового сообщества. Для России не менее серьезна угроза незаконного производства и оборота алкогольной продукции, но она не является столь же глобальной опасностью для всего мира.
Статистика преступности в Российской Федерации за 2014 г подтверждает высказанный тезис. Так, только в указанном году правоохранительными органами из незаконного оборота было изъято почти 33 т (32 467 кг) наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и сильнодействующих веществ. В течение года выявлено 253,5 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом этих средств и веществ (на 9,5 % больше, чем в 2013 г.). Из этого количества 126 тыс. преступлений (практически половина) совершены с целью сбыта или связаны с реальным сбытом наркотиков 2
Относительно мест совершения наркопреступлений данные таковы. Только пятая часть (21,8 %) преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершена в открытых общественных местах (улицах, площадях, парках, скверах); в абсолютных цифрах это 55 323 преступления (рост на 43,6 % по сравнению с 2013 г.). На объектах транспорта (аэропортах, вокзалах, поездах, судах)
1 Здесь и далее имеются в виду также прекурсоры и аналоги названных средств и ве-
ществ, а равно содержащие их растения (части).
Ш m
□
Tl
Tl >
ш ш
1 к
Н>УКИ Ъ
Состояние преступности в Российской Федерации за 2014 год. ГИАЦ МВД РФ, 2015. © В. Ф. Цепелев, 2015
2
I / « 1 LJ
48 ВЕКТОР РАЗВИТИЯ НАУКИ ^^университета
имен и О. Е. Кутафина (МГЮА)
совершено 11 153 подобных преступления (рост на 2 %), что составляет лишь 4,4 % в общей структуре «наркотических» преступлений. Подавляющая часть (более 70 %) преступлений, составляющих незаконный оборот наркотиков, совершается в помещениях (торгово-развлекательных центрах, кафе и ресторанах, образовательных учреждениях, квартирах и т.п.).
В результате сложившейся ситуации почти 30 тыс. раскрытых общеуголовных преступлений (рост по сравнению с предыдущим годом на 16,5 %) совершены в состоянии наркотического опьянения. На этом фоне в 1,5 раза возросло число несовершеннолетних, совершивших преступления после употребления наркотиков и иных «веселящих» веществ. В состоянии «традиционного», алкогольного опьянения за 2014 г было совершено 310 тыс. преступлений (рост на 3,9 %), что составляет примерно треть от общего количества выявленных преступлений.
Данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ о судимости (за 1-е полугодие 2014 г.)3 дополнительно характеризуют важность обсуждаемой проблемы. Так, за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков и иных подобных веществ, осуждено:
1. По основной и дополнительной квалификации — 67 343 чел., в том числе: по ст. 228 УК РФ — 46 739 чел. (69,4 %), по ст. 2281 УК РФ — 17 277 чел. (25,6 %), по иным статьям УК РФ — 3 327 чел. (около 5 % от числа всех наркоосужденных); несовершеннолетних — 1 468 чел. (около 2 %), лиц в возрасте 18— 29 лет — 30 757 чел. (45,7 %); граждан РФ — 64 939 чел. (96,4 %); иностранных граждан и лиц без гражданства — 2 404 чел. (3,6 %).
При этом к осужденным применены следующие наказания и иные меры уголовно-правового характера:
— лишение свободы на определенный срок — 33 400 чел. (49,6 %);
— условное осуждение к лишению свободы — 23 186 чел. (34,4 %);
— ограничение свободы — 997 чел. (1,5 %);
— исправительные работы — 1 293 чел. (1,9 %);
— обязательные работы — 2 113 чел. (3,1 %);
— штраф (как основное наказание) — 5 891 чел. (8,7 %);
— освобождено от наказания — 144 чел. (0,2 %);
— возложена обязанность пройти курс лечения от наркомании — 1 441 чел. (2 %);
— отсрочка в связи с лечением от наркомании (ст. 821 УК РФ) — 37 чел. (0,05 %).
2. Только по основной квалификации — 53 054 чел., в том числе: граждан Российской Федерации — 51 281 чел.; несовершеннолетних — 1 248 чел., лиц в возрасте 18—29 лет — 24 528 чел.
Количество осужденных, совершивших преступления под воздействием:
— наркотических средств — 2 717 чел., в том числе: несовершеннолетних — 54 чел., лиц в возрасте 18—29 лет — 1 227 чел.;
— психотропных веществ — 75 чел., в том числе: несовершеннолетних — 4 чел., лиц в возрасте 18—29 лет — 51 чел.;
— сильнодействующих веществ — 5 чел., в том числе: несовершеннолетних — 0 чел., лиц в возрасте 18—29 лет — 2 чел.;
3 URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=2883 (дата обращения: 30.03.2015).
в
ЕСТНИК ЦепелевеЗ. Ф. _ _
университета Уголовно-полмтическии аспект противодействия незаконному
имени о.Е.кутаФина(мгюА) обороту наркотических средств, психотропных веществ
— всего—2 797 чел. (0,8 %) от общего количества осужденных (331 822 чел.).
Уголовно-политические задачи противодействия незаконному обороту наркотиков и дальнейшему распространению наркотизма в России определены в таких утвержденных соответствующими указами Президента РФ директивно-политических документах, как:
— Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года (от 12 мая 2009 г);
— Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (от 9 июня 2010 г.), которая имеет особенное значение как целевой документ;
— Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (от 20 ноября 2013 г.).
Кроме того, эта тема постоянно находит свое отражение в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию и в официальных выступлениях Президента РФ перед сотрудниками правоохранительных органов (например на заседании расширенной Коллегии МВД России по итогам 2014 г. и задачам на 2015 г.).
Безусловно, основным превентивным и репрессивным (карательным) средством реализации уголовной политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, как и алкогольной продукции, является уголовный закон (УК РФ 1996 г.). Для этих целей он предусматривает соответствующие группы (подсистемы) норм и институтов.
Они могут быть разделены (по классификации П. Ф. Гришанина)4 на группы: а) уголовно-правовые меры предупреждения преступлений (общая и частная превенции); б) уголовно-правовые меры пресечения начатых преступлений; в) уголовно-правовые меры реализации уголовной ответственности за совершенное преступление. Эти меры могут быть детализированы.
В частности, для противодействия распространению как наркотиков, так и алкоголя, а также криминальным последствиям их употребления в УК РФ содержатся:
— ст. 23 об уголовной ответственности лиц в состоянии алкогольного, наркотического и иного опьянения;
— ч. 1.1 ст. 63 о возможности признания состояния алкогольного, наркотического и иного опьянения отягчающим обстоятельством.
Для противодействия незаконному обороту наркотиков (в широком смысле) и распространению наркотизма УК РФ предусматривает:
— ст. 72.1 — назначение наказания лицу, признанному больным наркоманией;
— ст. 82.1 — отсрочка отбывания наказания больным наркоманией;
— п. «а» ч. 1 ст. 104 — в части возможности назначения конфискации осужденным за совершение преступлений, предусмотренных ст. 228.1, ч. 2 ст. 228.2, 228.4, 229, 231—234 УК РФ;
— конкретные составы преступлений, предусмотренные ст. 228, 228.1— Ш 228.4, 229, 229.1, 230, 231—234, 234.1 — незаконный оборот новых потенци- А ально опасных психоактивных веществ (ФЗ от 03.02.2015 № 7-ФЗ). В целом эта □ группа уголовно-правовых норм включает 18 статей (5 — в Общей части, 13 — в ^ Особенной), что в три раза больше, чем группа норм для противодействия обо- > роту и распространению алкогольной продукции. ^
И
4 Гришанин П. Ф. Меры уголовно-правового воздействия на преступность и их реализация органами внутренних дел. М. : Академия МВД РФ, 1996. С. 7—8.
I к
Н>УКИ Ъ
I / « 1 LJ
50 ВЕКТОР Р>ЗВИТИЯ Н>УКИ Я^я университета
имен и О. Е. Кутафина (МГЮА)
В процессе реализации уголовной политики возникают проблемные ситуации в области как законотворческой деятельности, так и правоприменительной практики. Известно, что фактическая декриминализация некоторых видов незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, вытекающая из Федерального закона от 08.12.2003 № 162-ФЗ, привела к невозможности применения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от наркомании. Назначение таких мер в настоящее время основывается на положениях ст. 72.1 и 73 УК РФ и не обусловлено назначением и последующим отбыванием наказания в виде лишения свободы. Вместе с тем нуждающиеся в лечении от наркомании лица совершают не только так называемые наркопреступления, но и насильственные, корыстные и корыстно-насильственные преступления, значительная часть которых относится к категории тяжких и особо тяжких. Многие из названных лиц имеют непогашенные судимости и представляют повышенную общественную опасность. Ситуацию в этой сфере в определенной степени изменило внесение в УК РФ ст. 82.1, предусматривающей отсрочку отбывания наказания больным наркоманией, поскольку это коснулось лишь лиц, совершивших впервые исчерпывающий круг преступлений (ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 223), но не разрешило возникшей проблемной ситуации в целом.
Перечень преступлений, составляющих незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, расширен Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ, которым в УК РФ была введена ст. 229.1, установившая ответственность за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов. Кроме того, этим же законом в ст. 228, 228.2, 231, 233 УК РФ внесены изменения, усиливающие наказуемость содеянного. В развитие тенденции криминализации деяний в сфере незаконного оборота наркотиков Федеральный закон от 01.03.2012 № 18-ФЗ вновь внес в ст. 228, 228.1 и 228.2 УК РФ довольно существенные изменения (значительный, крупный и особо крупный размеры). Помимо этого в УК РФ введены новые составы преступлений, предусмотренные ст. 228.3 и 228.4, — незаконный оборот (использование) прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо растений (их частей), содержащих прекурсоры таких средств или веществ .
Новые явления в сфере противодействия наркотизму нашли отражение в Федеральном законе от 03.02.2015 № 7-ФЗ, которым в УК РФ введена ст. 234.1 об ответственности за незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ. В соответствии с этим Законом в Реестр запрещенных к обороту в Российской Федерации веществ подлежат включению вещества, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и (или) здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за их оборотом. Принятие решения о включении подобного вещества в Реестр либо об исключении его из Реестра возложено на федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ФСКН). Таким образом, уголовная политика в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков (в широком смысле) затрагивает не только УК РФ, но и иные отрасли законодательства.