Научная статья на тему 'Проблемы профилактики и реализации правового механизма противодействия административным правонарушениям в сфере незаконного оборота наркотиков'

Проблемы профилактики и реализации правового механизма противодействия административным правонарушениям в сфере незаконного оборота наркотиков Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2609
342
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / PREVENTION OF ADMINISTRATIVE OFFENSES / ADMINISTRATIVE PRACTICES / DRUG TRAFFICKING / POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цындря Владимир Николаевич, Стеценко Николай Васильевич

В статье проведен правовой анализ механизма профилактики административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков. Определена роль органов внутренних дел (полиции) в предупреждении административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Высветлены проблемные аспекты реализации профилактических мероприятий в указанной сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Цындря Владимир Николаевич, Стеценко Николай Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы профилактики и реализации правового механизма противодействия административным правонарушениям в сфере незаконного оборота наркотиков»

Проблемы профилактики и реализации правового механизма противодействия

административным правонарушениям в сфере незаконного оборота наркотиков Цындря В. Н. , Стеценко Н. В.

Цындря Владимир Николаевич / Tsyndrya Vladimir Nickolaevitch - кандидат юридических наук, старший преподаватель;

2Стеценко Николай Васильевич /Stecenko Nikolay Vasilevitch - преподаватель, кафедра специальных дисциплин, факультет профессиональной подготовки сотрудников полиции,

Крымский филиал Краснодарского университета МВД РФ, г. Евпатория

Аннотация: в статье проведен правовой анализ механизма профилактики административных

правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков. Определена роль органов внутренних дел (полиции) в предупреждении административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Высветлены проблемные аспекты реализации профилактических мероприятий в указанной сфере.

Abstract: in this article the legal analysis of the mechanism of prevention of administrative violations in the field of drug trafficking. The role of the internal affairs bodies (police) in the prevention of administrative offenses related to trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors. Illuminate the problematic aspects of the implementation of preventive measures in this area.

Ключевые слова: профилактика административных правонарушений, административная практика, незаконный оборот наркотиков, органы внутренних дел.

Keywords: prevention of administrative offenses, administrative practices, drug trafficking, police.

В последние годы в Российской Федерации наблюдается устойчивая тенденция распространения преступлений, административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, что является негативным явлением для нашего общества и несет прямую угрозу национальной безопасности страны.

По данным мониторинга наркоситуации, в Российской Федерации количество лиц, регулярно и эпизодически потребляющих наркотики, оценивается в 8 млн человек (порядка 5,6% населения), в том числе около 3 млн - активные наркопотребители (2% населения).

В I квартале 2014 года всеми правоохранительными органами страны пресечено в общей сложности 63 081 преступление в сфере незаконного оборота наркотиков, что на 6,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, в том числе органами наркоконтроля - 35,2%, или 22 201 преступление (рост на 1,9%).

Целенаправленная деятельность правоохранительных органов Российской Федерации в сфере противодействия наркопреступности решает исключительно важную задачу государства по ликвидации инфраструктуры организованной преступности в сфере контрабанды и поставок крупных партий наркотиков. В то же время уличная развитая дистрибуция наркотиков предопределена, прежде всего, сложившимся в России уровнем спроса на наркотики и социально-экономическим состоянием общества в регионах страны. Именно поэтому в Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года [1], наряду с сокращением предложения наркотиков через меры полицейского характера, предусмотрены меры по сокращению спроса на наркотики, который, в свою очередь, определяется количеством наркопотребителей. Одним из наиболее действенных профилактических инструментов, направленных на сокращение масштабов наркопотребления и устранение причин и условий совершения правонарушений, является административная практика в сфере незаконного оборота наркотиков [2].

Проблемам организации борьбы, административной практики в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров посвящено множество научных работ ученых и практиков, в частности: С. В. Гапонова, А. С. Дроздова, В. В. Измайлова, О. Н. Корчагина, И. А. Медведева,

А. А. Румянцева, Е. Ю. Савченка, А. Д. Соколова, В. В. Тихомировой, Н. Е. Хабибовой и др. Однако эта проблематика, несмотря на всесторонность освещения, остается одной из актуальных в современной российской науке и практической деятельности правоохранительных органов государства.

Целью данной статьи является проведение правового анализа механизма профилактики административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Определение проблемных аспектов реализации профилактических мероприятий в указанной сфере.

Административное противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров имеет общецелевую направленность: во-первых, на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений с наркотиками, злоупотреблению ими; во-вторых, на приоритетное обеспечение оперативно-профилактического наблюдения за лицами, склонными к совершению таких правонарушений; в-третьих, на осуществление контроля над процессом законного производства, хранения, транспортировки, реализации и использования наркотиков. При этом презюмируется, что любые меры противодействия не должны искажать основополагающие принципы и нормы о правах и свободах

человека и сужать гарантии их реализации. Это означает также, что в условиях правового государства у этой борьбы должны быть четкие правовые границы [3].

В настоящее время государственная политика по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, основывается на федеральном и региональном законодательстве, и включает в себя положения Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ, Уголовного кодекса РФ, включающего в себя ряд статей, предусматривающих наказание за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ, уголовно-исполнительного законодательства, а также нормы административного законодательства (КоАП РФ), гражданского и семейного законодательства, таможенного законодательства. Указанные нормативные акты включают в себя положения, регулирующие отдельные меры медицинского, административного, уголовно-правового, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного характера.

В соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ, одним из принципов государственной антинаркотической политики является приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. В ст. 1 этого Закона профилактика наркомании определена как совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании, а антинаркотическая пропаганда как пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании [4].

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» также раскрывает основные понятия, имеющие отношение к легальному и нелегальному обороту наркотических средств и психотропных веществ, определяет организационные основы деятельности в сфере их оборота, ставит условия осуществления отдельных видов деятельности, связанных с их обращением, формулирует исходные положения, касающиеся противодействия незаконному обороту указанных средств и веществ.

В 2010 году Указом Президента Российской Федерации была утверждена национальная концепция преодоления социально значимых проблем злоупотребления наркотиками - Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года [1] (далее - Стратегия). Стратегия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области противодействия незаконному обороту наркотиков и их прекурсоров с учетом отечественного и зарубежного опыта.

Целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского употребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности личности, общества и государства, повышение уровня здоровья общества. Предполагается, что Стратегия будет осуществляться по следующим направлениям:

1) сокращение спроса на наркотики путем организации системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы, формирования в обществе иммунитета и нетерпимости к немедицинскому потреблению наркотиков;

2) сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота внутри страны, противодействия внешней наркоагрессии;

3) развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками [1].

Кроме того, в Стратегии содержатся предложения, которые имеют особое значение для повышения эффективности мер, направленных на сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы лечебной, реабилитационной и профилактической работы.

Например, государственная система профилактики немедицинского потребления наркотиков предусматривает выполнение комплекса мер субъектами антинаркотической деятельности политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурно-просветительского, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на недопущение вовлечения населения страны в незаконное потребление наркотиков. Целью такой профилактики является сокращение масштабов немедицинского потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них.

Под «делинквентным поведением» Чуносов М. А. понимает такое поведение, при котором несовершеннолетние осуществляют противоправные поступки, которые имеют внешние признаки правонарушений, но за какие они не могут нести юридическую ответственность в силу того что у них наступило состояние юридической «дееспособности».

Если опираться на это определение, можно утверждать что смысловое содержание видов «делинквентного поведения», как «противоправного» поведения несовершеннолетних, должно коррелировать с объективным описанием правонарушений, которые входят в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях [10].

Но следует отметить, что одним из наиболее действенных профилактических инструментов, направленных на сокращение масштабов наркопотребления и устранение причин и условий совершения правонарушений, является административная практика в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных

веществ и их прекурсоров. Так, в I квартале 2014 года правоохранительными органами было составлено протоколов об административных правонарушениях в отношении 32,3 тыс. физических лиц. Из них около 90% составляют лица, совершившие правонарушения, связанные с потреблением наркотиков [2].

Профилактика административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров является важным направлением противодействия правонарушениям, посягающим на здоровье граждан, общественную нравственность, общественный порядок и общественную безопасность. Профилактические мероприятия способствуют не только выявлению правонарушений, но и установлению и устранению причин и условий, которые им способствуют.

По мнению Чуносова М. А., профилактическая деятельность должна содержать компоненты, которые позволяют сформировать условия для появления «профилактического эффекта». Этому способствует разработанная им социально-педагогическая технология профилактики делинквентного поведения, целью которой является формирование у подростков: субъективного представления о противоправных состояний внешней среды; представлений о неотвратимости наказания за осуществление противоправных действий; способности предусматривать появление противоправной ситуации; негативного эмоционального отношения к правонарушению как социальному явлению; формирование общеморальных и этичных наставлений по отношению к себе и другим людям [10].

Следует отметить, что на сегодняшний день возникла потребность усовершенствования нормативноправовой базы по вопросам правоохранительной деятельности и профилактики правонарушений, в частности, правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Данная потребность обусловливается следующими причинами: 1) необходимостью повышения требований к лицам, ответственным за работу с обращениями граждан, обеспечении максимального и быстрого реагирования на факты нарушения прав и свобод человека; 2) необходимостью определения критериев оценки работы правоохранительных органов по профилактике правонарушений; 3) активизации участия общественности в обеспечении правопорядка в государстве; 4) необходимостью обеспечения результативного противодействия правонарушениям и профилактики противоправной деятельности и т. д.

Решение указанных проблем должно сводиться не только к теоретическому обоснованию вопроса профилактики административных правонарушений, а прежде всего, основываться на совершенствовании нормативно-правовой базы, регулирующую указанную сферу правоотношений.

Что же касается профилактики административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, то основополагающим нормативноправовым актом в указанной сфере является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [5]. КоАП РФ установлено, что к государственным органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, относятся ФСКН России и его территориальные органы, органы внутренних дел (полиция), комиссии по делам несовершеннолетних, территориальные органы Росрыболовства, Ространснадзора, органы Госинспекции по маломерным судам МЧС России, а также суды. Эти же органы уполномочены осуществлять профилактические мероприятия, направленные на предупреждение, выявление и пресечение административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Органы внутренних дел (полиция) занимают особое место в системе органов, уполномоченных осуществлять профилактические мероприятия по противодействию незаконному обороту наркотиков. Статья 41 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» прямо предусматривает среди субъектов, противодействующих незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел [4].

Согласно Федеральному закону «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ [6], к задачам и обязанностям полиции относятся: предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (ст. ст. 2, 10), выявление обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, и в пределах своих прав принятие мер к устранению данных обстоятельств (ст. 12, п. 1), обеспечение совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, установленных законодательством РФ, наблюдения за лицами, больными наркоманией, в целях профилактики правонарушений с их стороны (ст. 12, п. 35).

Из всех органов, осуществляющих профилактические мероприятия, органам внутренних дел чаще других приходится иметь дело с непосредственной реализацией соответствующих предупредительных мер. Это объясняется тем, что первоначальные сведения о правонарушениях, как правило, поступают в органы полиции, и именно они выполняют всю совокупность мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений.

Таким образом, профилактика административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, представляет собой вид деятельности органов внутренних дел, направленный на выявление и устранение в пределах их компетенции причин и условий, способствующих совершению правонарушений, обеспечение оперативно-профилактического

наблюдения за лицами, склонными к совершению правонарушений, связанных с наркотиками, осуществление контроля за процессом законного производства, хранения, транспортировки, реализации и использования наркотиков.

К профилактическим мероприятиям, проводимым органами внутренних дел (полицией) с целью предупреждения, выявления и пресечения административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, относятся:

- формирование общественного мнения посредством информирования населения об опасности незаконного оборота и употребления наркотиков, проведения регулярных встреч и бесед с населением, выступлений в средствах массовой информации с целью недопущения вовлечения людей в сферу незаконных действий с наркотиками и их немедицинского потребления, побуждения к отказу от такой деятельности;

- привлечение населения, средств массовой информации, общественных формирований, религиозных организаций, благотворительных и иных фондов к профилактике распространения наркомании и сопутствующих ей СПИДа, других инфекционных болезней;

- проведение комплексных оперативно-профилактических мероприятий «Мак», «Допинг» и др. по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с наркотиками;

- организация систематических проверок соблюдения установленных правил изготовления, учета, хранения и перевозки наркотиков, охраны посевов наркосодержащих культур;

- проверка лиц, оформляемых на работу, связанную с доступом к наркотикам;

- выявление водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии наркотического опьянения (при необходимости совместно с органами здравоохранения), и принятие предусмотренных законом мер;

- выявление лиц, совершивших правонарушения, связанных с наркотиками, и принятие к ним соответствующих правовых мер: контроль над потребителями наркотиков, совершающими правонарушения, состоящими на учете в органах внутренних дел и здравоохранения; выявление лиц, склоняющих несовершеннолетних к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, принятие к ним мер, предусмотренных действующим законодательством; выявление лиц, занимающихся организацией и содержанием притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ, принятие к ним мер, предусмотренных действующим законодательством; контроль соблюдения установленных законом ограничений лицами, отбывавшими наказание в местах лишения свободы за совершение преступлений, связанных с наркотиками [7].

Следует отметить, что органы внутренних дел строят свою профилактическую деятельность в соответствии с положениями административно-деликтного законодательства и законодательства об административном принуждении, реализуя весь набор правоохранительных функций полиции. При этом наибольшую социальную ценность из всего комплекса правоохранительных действий, осуществляемых органами внутренних дел, занимают выявление и пресечение, которые с одной стороны, позволяют применять меры к прекращению административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, а с другой - обеспечить неотвратимость ответственности за их совершение [8, с. 138].

Особенная часть КоАП РФ содержит 19 статей, в которых перечислены составы (простых и квалифицированных) административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В зависимости от механизма совершения данные правонарушения объединяются в две группы: 1) административные правонарушения, связанные с

потреблением наркотических средств (ст. 6.8, 6.9, 10.5.1, 11.9, 11.13, 12.8, 12.26, 12.29 (ч. 3), 12.32, 20.20 (ч. 3), 20.21, 20.22 КоАП РФ), и 2) административные правонарушения, способствующие распространению наркотических средств (ст. 6.8, 6.13, 6.15, 6.16, 10.4, 10.5 и 10.5.1 КоАП РФ).

В структуре мер административной ответственности за совершение указанных правонарушений, применяются: административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации и административное приостановление деятельности. В качестве дополнительного административного наказания могут применяться административное выдворение за пределы Российской Федерации и конфискация.

Наиболее часто применяемым видом наказания за совершение административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, является административный арест. Вместе с тем, как отмечают В. Н. Бойко и М. Н. Ситкина, практика борьбы с такими правонарушениями свидетельствует, что назначение наказания в виде административного ареста лицам, больным наркоманией либо впавшим в наркотическую зависимость, не всегда оправдано как с медицинской, так и с правоприменительной точки зрения. В первом случае немедленному исполнению наказания часто препятствует состояние наркозависимого лица, требующее его отсрочки. Вследствие этого мы неизбежно сталкиваемся с проблемой оперативного применения мер административного воздействия к виновному лицу. Во втором случае исключение из КоАП РФ возможности приостановления исполнения постановления об административном аресте при его обжаловании, приводит к нарушению соблюдения конституционного права граждан на судебную защиту, к уменьшению гарантий предотвращения судебной ошибки при назначении ареста. В связи с этим, отмечают ученые, возникает необходимость значительного сокращения сферы применения административного ареста за совершение правонарушений, связанных с незаконным оборотом

наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В качестве альтернативы административного наказания за подобные правонарушения возможно применение принудительных мер медицинского характера, соответствующих характеру противоправного поведения, социальному облику личности и выводам медицинского заключения [9, с. 35].

Следует также отметить, что в поле зрения органов здравоохранения попадает лишь незначительная часть лиц, больных наркоманией либо впавших в наркотическую зависимость, что фактически оставляет их основную часть без должного внимания. Сложившаяся ситуация требует принятия комплекса мер, в том числе нормативно-правового характера, направленных на создание условий для вовлечения максимально возможного количества наркопотребителей в мероприятия по лечению и реабилитации.

Так, с 1 июня 2014 года вступил в силу принятый по инициативе ФСКН России Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 25 ноября 2013 г. № 313-ФЗ, которым вводится административная ответственность за уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (статья 6.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В целях дальнейшего нормативно-правового регламентирования мероприятий по профилактике наркопотребления ФСКН России разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка контроля за исполнением лицом возложенной на него при назначении административного наказания судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача». В настоящее время данный законопроект проходит процедуру согласования с федеральными органами исполнительной власти [2].

Особую значимость в профилактике потребления наркотиков играет законодательный запрет пропаганды наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (ст. 6.13 КоАП РФ). За указанное правонарушение ответственность могут нести как физические лица, так и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридические лица. Примечательно, что для юридических лиц предусмотрена достаточно суровая санкция - административный штраф от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления.

Однако следует отметить, что не является пропагандой распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.

Выводы из данного исследования. Требования национальной безопасности диктуют необходимость формирования основополагающих направлений антинаркотической политики страны в интересах обеспечения ее безопасности и стабильного развития, направленных на организацию практической деятельности государства в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту.

Профилактика административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров имеет свою специфику. Она является комплексной категорией, которая объединяет систему мер субъектов антинаркотической деятельности политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурно-просветительского, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на недопущение вовлечения населения страны в незаконное потребление наркотиков.

Второй особенностью профилактики административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров является то, что перечень субъектов, наделенных полномочиями в данной сфере, охватывает значительное количество государственных органов (Государственный антинаркотический комитет; Антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях; Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков; Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации; другие федеральные органы исполнительной власти, в частности, органы внутренних дел (полиция), комиссии по делам несовершеннолетних, территориальные органы Росрыболовства, Ространснадзора, органы Госинспекции по маломерным судам МЧС России; органы местного самоуправления муниципальных образований в субъектах Российской Федерации и др.).

Еще одной чертой профилактики правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров является разнообразие мероприятий профилактического воздействия, которые использует государство в данной сфере. В частности, это мероприятия политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-

спортивного и иного характера, направленные на предупреждение возникновения и распространения наркомании.

Литература

1. Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до

2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 [Электронный ресурс]. Официальный сайт Президента России. Режим доступа:

http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения 22.03.2015 г.).

2. Информационно-аналитическая справка о наркоситуации в Российской Федерации и результатах борьбы с незаконным оборотом наркотиков в I квартале 2014 года [Электронный ресурс]. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. Режим доступа: http://www.fskn.gov.ru/pages/main/prevent/3939/4052/index.shtml (дата обращения 22.03.2015 г.).

3. Административное противодействие незаконному обороту наркотиков [Электронный ресурс]. Сибирский

юридический институт ФСКН России. Режим доступа:

http://www.sibli.ru/index.php?option=com_content&view=artide&id=411 (дата обращения 22.03.2015 г.).

4. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ

[Электронный ресурс]. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154942/ (с изменения и дополнениями) (дата обращения 22.03.2015 г.).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ

[Электронный ресурс]. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа:

http://www.consultant.ru/popular/koap/ (с изменениями и дополнениями) (дата обращения 22.03.2015 г.).

6. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ [Электронный ресурс]. Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/police/ (с изменениями и дополнениями) (дата обращения 22.03.2015 г.).

7. Целинский Б. П. Профилактика правонарушений, связанных с наркотиками [Электронный ресурс]. Б. П. Целинский. Режим доступа: http://www.aidsjournal.ru/journal/42_7.html (дата обращения 22.03.2015 г.).

8. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учебное пособие / С. И. Иванова [и др.]. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012. - 187 с.

9. Бойко В. Н. Об ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ: административно-правовой аспект / В. Н. Бойко, М. Н. Ситкина // Бизнес в законе. - № 3-4. - 2006. - С. 3437.

10. Социально-педагогическая технология профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних / Чуносов М. А. «Альманах современной науки и образования». - Тамбов: «Грамота», 2013 - № 2 - С. 192194.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.